Перейти на главную страницу
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
(ВятГГУ)
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой педагогики
д. пед. н., профессор
«___» __________ 2010 г.
учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
Киров
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.68 Педагогика. Профиль: 540616 М Педагогика и психология воспитания, утвержденным заместителем Министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко 31.01.2005 г. рег.номер 729 пед / маг (новый).
Рецензент Т. В. Малова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВятГГУ.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры педагогики ВятГГУ «___» ___________ 2010 г. протокол № ____.
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2010
© Береснева Л. Н., 2010
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
1.Пояснительная записка
В настоящее время учебная дисциплина «Психолого-педагогическая антропология» находится в стадии становления и развития. Исследования в этой области науки пока немногочисленны: Б. М. Бим-Бад, И. А. Бирич, Г. М. Коджаспирова, В. Б. Куликов, В. И. Максакова, Л. К. Рахлевская, Ю. И. Салов, Ю. С. Тюников. Ими раскрываются основные аспекты этой дисциплины исходя из собственных представлений и понимания.
Гуманистическое педагогическое мировоззрение наиболее адекватно современной социокультурной ситуации. Его ядро составляет антропологическое знание, которое интегрирует разнообразную информацию о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека. История накопления антропологического знания, взаимодействия различных научных школ и представлений имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области педагогики и психологии, которому предстоит работать в системе «человек – человек».
Использование антропологического знания в педагогике наиболее целостно было разработано в России К. Д. Ушинским и оказало серьезное влияние не только на отечественную педагогику XIX в., но и на современную психологию, педагогику, философию.
Особое значение в рамках учебной дисциплины уделено изучению фундаментальной работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Знакомство с этой работой позволяет, во-первых, погрузиться в историю и ощутить становление и развитие педагогической науки. Во-вторых, оно совершенствует умение студентов анализировать научную литературу. В-третьих, укрепляет научные основы гуманистического педагогического мировоззрения. В-четвертых, развивает способность у студентов к профессиональной рефлексии, актуализирует стремление к личностному и профессиональному росту.
На лекциях используются информационно-коммуникационные технологии, технологии развития критического мышления, диалогового взаимодействия, творческой рефлексии, позволяющие поддерживать познавательный интерес студентов к изучаемому материалу.
Семинары проводятся главным образом в форме презентации творческих работ и групповой дискуссии по теме изучаемого в данный момент раздела работы К. Д. Ушинского. Заканчиваются семинарские занятия рефлексией, цель которой – стимуляция осознанного, личностного отношения к изученному материалу.
С целью контроля знаний предусмотрено тестирование и контрольная работа по основным понятиям учебной дисциплины.
Основные понятия учебной дисциплины: антропология, психологическая антропология, педагогическая антропология, человек, ребенок, организм, психика, филогенез, онтогенез, развитие человека как вида, психологические законы развития ребенка, теории развития личности, пространство и время развития человека, человек и культура, воспитание, ребенок как объект и субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, диалог в воспитании.
Вид учебной работы |
Общий объем (по РУП)
|
Часы по семестрам |
Очная форма обучения
|
9 семестр, ОФО | |
Трудоемкость (по ГОС ВПО) |
100 |
100 |
Аудиторные занятия |
36 |
36 |
Лекции |
24 |
24 |
Семинарские занятия |
12 |
12 |
Самостоятельная работа |
64 |
64 |
Виды контроля |
|
Экзамен |
«Психолого-педагогическая антропология» для направления подготовки
магистров 050700.68 Педагогика
Очная форма обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов | ||
Лекции |
Семинарские занятия
|
Самостоятельная работа | ||
1 |
Человек как предмет психолого-педагогической антропологии |
4 |
2 |
8 |
2 |
История развития психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом |
6 |
– |
12 |
3 |
Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского |
– |
6 |
8 |
4 |
Специфика развития человека |
4 |
– |
8 |
5 |
Теории развития личности |
4 |
– |
10 |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Лекции |
Семинарские занятия
|
Самостоятельная работа |
6 |
Культура как антропологический феномен |
4 |
2 |
8 |
7 |
Воспитание как антропологический процесс |
2 |
2 |
10 |
ИТОГО |
24 |
12 |
64 |
История понятия «антропология». Антропологический принцип в современном познании.
Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии. Дифференциация антропологического знания. Актуальность антропологического знания для современной педагогики. Связь психолого-педагогической антропологии с разделами педагогики.
Понятие «Человек» и его интерпретация.
Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук, как неисчерпаемый предмет познания.
Человек как живое биоэнергетическое существо, связанное с Космосом, природой Земли. Значение человека в природе.
Основные характеристики человека: социальность, разумность, духовность, креативность, целостность и противоречивость.
Социальность как одно из врожденных видовых свойств человека. Человек как самый значимый элемент общества. Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности.
Человек как существо разумное. Сознание и самосознание человека. Способность преодолевать органические потребности.
Духовность человека как способность ориентироваться на высшие ценности. Идеальное бытие человека.
Креативность человека, способность осуществлять продуктивную деятельность, создавать и сохранять культуру, «выходить за границы предустановленного» (В. А. Петровский).
Особенности человеческого организма. Его «голографическая» целостность, зависимость от второй сигнальной системы, культуры и системы воспитания; синергетичность, активность, пластичность, динамичность.
Человек как целостное явление. Формы проявления целостности человека.
Противоречивость как видовая особенность человека. Формы ее проявления.
Ребенок как представитель человеческого рода. Особенности проявления ребенком сущностных человеческих свойств.
Грамотное антропологическое отношение к ребенку – основа гуманистических педагогических систем.
Характеристика истории развития психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом.
Зарождение антропологического подхода в педагогике: эпоха Античности.
Развитие антропологии в эпоху Средневековья.
Идеи В. да-Фельтре, Ф. Рабле в контексте психолого-педагогической антропологии.
Характеристика идей Я.А. Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. В.А. Дистервега, оказавших влияние на развитие психолого-педагогической антропологии.
Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в.
Гуманизация педагогики и развитие идей психолого-педагогической антропологии в России ХХ в.
Педагогическая деятельность и мировоззрение К. Д. Ушинского. История создания К. Д. Ушинским работы «Человек как предмет педагогической антропологии. Опыт педагогической антропологии».
Основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет педагогической антропологии. Опыт педагогической антропологии».
Тема 4. Специфика развития человека
Развитие как характеристика человека. Филогенез и онтогенез человека. Их взаимосвязь и различия.
Психологические закономерности, присущие человеку.
Особенности развития вида Homo sapiens. Актуальные проблемы развития человечества в современных условиях.
Понятие личности. Факторы, предопределяющие развитие личности: биологические, социальные и собственная активность личности.
Теории развития личности в психоаналитическом направлении: З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм.
Социогенетический подход к развитию личности Э. Эриксона.
Психогенетический подход к развитию личности А. Маслоу, К. Роджерса.
Диспозиционное направление в теории личности: Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк.
Поведенческий подход к развитию личности: рефлекторное направление (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Э. Торндайк, Дж. Уотсон) и социально-когнитивное (А. Бандура, Д. Роттер).
Когнитивная теория личности Ж. Пиаже.
Деятельностная теория развития личности: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, к.А. Альбуханова-Славская, Е.А. Климов, А.В. Брушлинский и др.
Тема 6. Культура как антропологический феномен
Основные подходы в исследовании культуры, понятие культуры.
Структура культуры как явления. Целостность и противоречивость культуры.
Культура и образование. Образование в пространстве культуры. Культурологический подход. Культура образования.
Культура и человек. Функции человека в культуре. Условия оптимального взаимодействия человека и культуры.
Тема 7. Воспитание как антропологический процесс
Воспитание как человеческий способ бытия и профессиональный вид деятельности. Противоречия воспитания как объективного явления.
Современные цели и задачи воспитания.
Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса. Требования к современному педагогу.
Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России.
Культурная среда образовательного учреждения как фактор гуманизации педагогического процесса.
1. Дайте характеристику идеи И. Канта, имеющей наибольшее значение для современного педагогического мировоззрения.
2. Раскройте историю понятия «антропология», «человек».
3. Проанализируйте различные смыслы понятия «психолого-педагогическая антропология».
4. Обоснуйте актуальность антропологизации современной педагогики.
5. Дайте характеристику человека как живого биоэнергетического существа, связанного с Космосом, природой Земли.
6. Изучите основные характеристики человека: социальность, разумность, духовность, креативность, целостность и противоречивость.
7. Расскажите об особенностях проявления ребенком сущностных человеческих свойств.
8. Составьте опорные схемы по теме занятия.
Тема 2 История развития психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом
1. Дайте общую характеристику истории развития психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом.
2. Изучите зарождение и развитие антропологического подхода в педагогике: эпоха Античности, Средневековья, Возрождения.
3. Раскройте основные идеи В. да-Фельтре, Ф. Рабле в контексте психолого-педагогической антропологии.
4. Назовите основные идеи Я.А. Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. В.А. Дистервега, оказавших влияние на развитие психолого-педагогической антропологии.
5. Проследите эволюцию антрополого-педагогических идей в России XIX и ХХ вв. Дайте их сравнительную характеристику.
1. Раскройте основные этапы жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского.
2. Найдите историю создания К. Д. Ушинским работы «Человек как предмет педагогической антропологии. Опыт педагогической антропологии».
3. Прочитайте работу К. Д. Ушинского «Человек как предмет педагогической антропологии. Опыт педагогической антропологии» и ответьте на следующие вопросы:
3.1. Для кого предназначена книга, каковы причины ее появления, цель и жанр?
3.2. Как К.Д. Ушинский определяет педагогическую антропологию?
3.3. Почему антропологическое знание является важным для педагога?
3.4. Что, по-вашему мнению, является актуальным в «Предисловии»?
3.5. Каковы основные понятия «Физиологической части» работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»?
3.6. Какие особенности человеческого организма рассмотрены в
3.7. Каково значение привычки в жизни ребенка? Какие задачи в
3.8. Что понимает К.Д. Ушинский под физическим воспитанием? Какое придает ему значение?
3.9. Какие факторы развития человека рассматриваются в «Психологической части» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»?
3.10. Какие психические явления свойственны, по мнению К.Д. Ушинского, только человеку?
3.11. Как анализирует К.Д. Ушинский чувства человека? В чем состоит его видение эмоциональной сферы человека?
3.12. Каковы представления К.Д. Ушинского о характере и воле человека?
3.13. Каковы взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, его значение и
возможности?
3.14. Кто, по мнению К.Д. Ушинского, является воспитателем ребенка?
3.15. Как воспитывать характер ребенка?
3.16. Каковы основные принципы эффективного воспитания по К.Д. Ушинскому?
4. Выполните творческую работу «Требования к воспитателю по К.Д. Ушинскому».
Тема 4. Специфика развития человека
1. Раскройте понятия филогенеза и онтогенеза человека, их взаимосвязь и различия.
2. Изучите особенности развития вида Homo sapiens и актуальные проблемы развития человечества в современных условиях.
Тема 5. Теории развития личности
1. Объясните понятия индивида, личности, индивидуальности.
2. Изучите факторы, предопределяющие развитие личности: биологические, социальные и собственную активность личности.
3. Составьте сравнительную таблицу «Характеристика основных подходов к развитию личности»: теории развития личности в психоаналитическом направлении: З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм; социогенетический подход к развитию личности Э. Эриксона; психогенетический подход к развитию личности А. Маслоу, К. Роджерса; диспозиционное направление в теории личности: Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк; поведенческий подход к развитию личности: рефлекторное направление (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Э. Торндайк, Дж. Уотсон) и социально-когнитивное (А. Бандура, Д. Роттер); когнитивная теория личности Ж. Пиаже; деятельностная теория развития личности: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е.А. Климов, А.В. Брушлинский и др.
1. Раскройте понятие культуры.
2. Объясните основные подходы к трактовке феномена культуры.
3. Найдите в словарях несколько определений культуры, сравните их и отнесите к одному из подходов в трактовке феномена культуры.
4. Рассмотрите структуру культуры как явления.
5. Изучите взаимосвязь культуры и образования.
6. Объясните смысл понятий: культура образования, культурологический подход к педагогическому процесс.
7. Проанализируйте основные функции человека в культуре.
1. Проанализируйте воспитание как человеческий способ бытия и профессиональный вид деятельности.
2. Сформулируйте противоречия воспитания как объективного явления.
3. Раскройте современные цели и задачи воспитания.
4. Объясните, почему гуманизация педагогического взаимодействия помогает антропологизации педагогического процесса.
5. Прокомментируйте каждое из условий обеспечения педагогической поддержки.
6. Изучите антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России.
7. Выполните и защитите свою модель антропоориентированного образовательного учреждения.
8. Дайте характеристику культурной среде образовательного учреждения как фактора гуманизации педагогического процесса.
5.2. Темы рефератов
1. К. Д. Ушинский о природе человека.
2. Ребенок как предмет анализа К. Д. Ушинского.
3. Реализация К. Д. Ушинским целостного подхода к человеку.
4. Актуальность работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
5. Гуманизм К. Д. Ушинского.
6. Методические советы К. Д. Ушинского по обучению, воспитанию и развитию детей.
7. История развития психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом.
8. Гуманизация педагогики и развитие идей психолого-педагогической антропологии в России ХХ в.
9. Специфика развития человека.
10. Теории развития личности.
11. Виды пространства и времени бытия человека как объект
12. Культура как антропологический феномен.
13. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.
14. Культурная среда образовательного учреждения как фактор гуманизации педагогического процесса.
15. Современные инновации в сфере воспитания.
6. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций
6.1.Тест по психолого-педагогической антропологии
1. Термин «антропология» впервые ввел в научный оборот:
а) Ч. Дарвин
б) И.Кант
в) Л. Фейербах
г) П. Лесгафт
2. Цель антропологии:
а) Полностью постичь особенности вида Homo sapiens
б) Совершенствовать человеческое в человеке
в) Обосновать единство человеческой природы
г) Исследовать условия и средства формирования личности
3. Развитие антропологического подхода в Афинской системе образования связано с идеалами:
а) «калокагатии» и «арете»
б) «кифариста» и «гимнасии»
в) «арете» и «эфебии»
г) «палестро» и «калокагатии»
4. Источником представлений о природе человека в эпоху Средневековья являлось:
а) Учение Платона
б) Священное Писание
в) Учение Я.А. Коменского
г) Возрастная периодизация Аристотеля
5. Соотнесите направления в развитии западноевропейских антрополого-педагогических идей и их представителей:
б) Августин, А. Дорофей, М. Исповедник, П. Абеляр
в) Алкуин, Х. Мавр, С. Луп, Эльфрик, Теодульф
г) И. Солсберийский, Г. Сен-Викторский
6. Создатель школы «Дом радости»
а) Витторино да-Фельтре
б) Мишель Монтень
в) Николай Кузанский
г) Адольф Дистервег
7. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»
а) Иоганн Песталоцци
б) Мишель Монтень
в) Фома Аквинский
г) Франсуа Рабле
8. Педология – это наука о
а) развитии ребенка на разных возрастных этапах
б) развитии общества в различные эпохи
в) развитии взрослого на разных возрастных этапах
г) развитии социально-исторической среды
9. Термин «педагогическая антропология» возник:
а) В Англии
б) В Германии
в) В России
г) В США
а) Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский
б) О. Ф. Больнов и Л. Фейербах
в) Я.А. Коменский и Ж.-Ж.Руссо
г) П.П. Блонский и П.Ф. Лесгафт
11. Автор цитаты: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
а) Н.И. Пирогов
б) Я.А. Коменкий
в) К.Д. Ушинский
г) П.Ф. Лесгафт
12. Автор книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
а) Я.А. Коменкий
б) К.Д. Ушинский
в) П.Ф. Лесгафт
г) Н.И. Пирогов
13. В каком томе книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» представлены физиологическая и психологическая части:
а) 1
б) 2
г) 1 и 2
а) 1
в) 3
15. В каком томе книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» рассмотрены главы «Стремление к сознательной деятельности», «Практическое значение сердечных чувствований», «Гнев и доброта», «Страх и смелость», «Чувство удивления», «Результаты критического обзора теорий воли»
а) 1
б) 2
г) 1 и 2
а) Встречается в разных науках
б) Встречается только в педагогике
в) Встречается только в психологии и педагогике
г) Встречается в только в философии
17. Предметом психолого-педагогической антропологии является
а) Отношение человека и общества
б) Отношение человека к себе самому
в) Отношение человека к другому человеку
г) Отношение человека к природе
18. Центральными понятиями психолого-педагогической антропологии являются:
а) Человек, личность и воспитание
б) Педагог, обучение и ученик
в) Педагогика, философия и развитие
г) Психология, педагогика и физиология
19. С точки зрения психолого-педагогической антропологии ребёнок – это
а) Будущий человек
б) Объект воздействий (воспитанник)
в) Личность и индивидуальность
г) Организм
20. Выберите, что НЕ относится к особенностям человеческой природы детей:
а) Чувствительность к космическим и природным явлениям
б) Склонность к самоанализу
в) Эмоциональность
г) Непосредственность
21. Индивидуальное развитие организма называется
а) Филогенез
б) Онтогенез
в) Антропогенез
г) Социогенез
22. Ноосфера – это
а) Водная оболочка
б) Разумная оболочка
в) Воздушная оболочка
г) Земная оболочка
23. Закончите мысль Б.В. Зейгарник: «Человек в процессе своей жизни …
а) … несёт за неё ответственность, утверждает своими поступками»
б) … овладевает условиями своей жизни»
в) … беспомощен и зависит от воли другого человека»
г) … изменяет мир вокруг себя»
24. Эффективность овладения ребенком культурой зависит преимущественно от:
а) Богатства культуры
б) Активности ребенка
в) Активности воспитателя
г) Активности родителей
Бланк для ответов
2 а б в г 8 а б в г 14 а б в г 20 а б в г
3 а б в г 9 а б в г 15 а б в г 21 а б в г
4 а б в г 10 а б в г 16 а б в г 22 а б в г
5 а б в г 11 а б в г 17 а б в г 23 а б в г
6 а б в г 12 а б в г 18 а б в г 24 а б в г
2 а б в г 8 а б в г 14 а б в г 20 а б в г
3 а б в г 9 а б в г 15 а б в г 21 а б в г
4 а б в г 10 а б в г 16 а б в г 22 а б в г
5 1а 1б 2в 2г 11 а б в г 17 а б в г 23 а б в г
6 а б в г 12 а б в г 18 а б в г 24 а б в г
23 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар
06 10 2014
5 стр.
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
25 12 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» / сост. О. А. Ефремов, В. В. Миронов, Т. П. Покровская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 16 с
13 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» / сост. О. А. Ефремов, В. В. Миронов, Т. П. Покровская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 16 с
14 12 2014
1 стр.
18 12 2014
3 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология трудоустройства» / сост. О. Н. Сычева. – М. Импэ им. А. И. Грибоедова, 2009. – 28 с
12 10 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Оперативное комментирование» / сост. М. И. Шостак. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2010. – 14 с
06 10 2014
1 стр.