Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10

Тема 7. Миграция населения


План:

  1. Понятие и сущность миграции населения

  2. Виды миграции населения

  3. Показатели миграции

  4. Факторы (причины) и мотивы миграции населения

  5. Развитие миграций

  6. История миграционных процессов в России

  7. Современные миграционные процессы: мировые тенденции

  8. Миграционная политика Российской Федерации

7.1. Понятие и сущность миграции


Термин «миграция» образован от латинского слова, означающего перемещении, переселение. В науке существует несколько десятков определений миграции населения. Наиболее широко распространенным определением является следующее: миграция населения представляет его перемещение с пересечением государственных границ или границ административно-территориальных образований, с переменой места жительства навсегда, на длительный срок, либо с регулярным возвращением к нему. Демография изучает массовые перемещения населения, которые складываются из множества единичных перемещений отдельных людей.

Миграция выполняет ряд важных функций: демографическую, экономическую, социальную и политическую. Демографическая функция заключается в том, что население, переселяясь из одной территории (страны) в другую, изменяет численность населения, его половозрастную, семейную, этническую структуру как территории (страны) выхода мигрантов, так и их вселения. Влияние миграции на демографический состав населения и демографические процессы связано с тем, что половозрастной этнический состав, а также другие показатели мигрирующего населения существенно отличаются от этих показателей основного населения территорий выхода и вселения. Все это влияет на демографические процессы: рождаемость, смертность, семейно-брачные отношения.

Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, тем самым влияя на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х гг. и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн. человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки — Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.

Экономическая функция миграции заключается в том, что она, охватывая в основном трудоспособную часть населения, изменяет ситуацию на рынке рабочей силы. Миграция, будучи результатом интеграционных процессов в экономике, сама оказывает влияние на движение финансовых ресурсов между странами, между территориями.

Велика социальная функция миграции. Переселения населения часто являются результатом социальной обстановки территорий (уровня жизни, социального обслуживания, уровня развития социальной инфраструктуры, ситуации на рынке рабочей силы и т.д.), сами оказывают большое влияние на социальные условия, принимающей территории. Миграция населения связана и с изменением социального статуса мигрантов. Население, переселяясь из одной страны в другую, из одного региона в другой, из сельской местности в города, часто меняет свое гражданство, профессию, семейное положение, образовательный уровень и т.д.

Миграция населения нередко выполняет политические функции. Массовые переселения бывают связанны с изменением политической ситуации на территории выхода, принимая в таких случаях форму вынужденных переселений и беженства. Сама массовая миграция в отдельных случаях может оказывать влияние на политическую ситуацию на территории вселения. Однако указанные функции миграции населения не проявляются в чистом виде, а оказываются тесно связанными между собой.

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства с глубокой комплексной переработкой добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.

Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда беженцев и вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.

Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая или увеличивая ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию. Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.
7.2. Виды миграции населения

Миграция населения, как и любой другой общественный процесс, представляет собой сложное, связанное с множеством собственно демографических, социально-экономических, нормативно-правовых факторов явление. Поэтому ее анализ позволяет проводить определенную типизацию по различным признакам:



  1. По времени миграции:

  • безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства);

  • временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок);

  • сезонную (перемещение на определенные периоды года.

  1. По направлению:

  • внешнюю (за пределы страны). Она подразделяется на эмиграцию (отъезд из страны) и имиграцию (прибытие в страну);

  • внутреннюю, включающую движения между городом и селом и межрайонные перемещения;

  1. Отдельно выделяют маятниковую (челночную) миграцию – это вид перемещения населения из одного населенного пункта в другой с регулярным возвращением к месту постоянного жительства, связанное с занятостью, учебой и т.п.

  2. По формам реализации:

  • общественно-организованная миграция, осуществляемая при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью;

  • неорганизованная миграция, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.

  1. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него:

  • добровольная миграция;

  • принудительная миграция.


7.3. Показатели миграции

Миграционные процессы характеризуются количественными показателями – объемами миграции, миграционной подвижностью, сальдо миграции и др.



Объем миграции (миграционный оборот) – абсолютное количество прибывших в данный населенный пункт, район или страну и выбывших из них за определенный период (чаще всего за год) или другими словами сумма прибывших и выбывших мигрантов за определенный период времени. Данный показатель зависит прежде всего от общей численности населения в населенном пункте, районе или стране. Он не отражает интенсивности процесса в целом.

Миграционная подвижность – относительная величина. Она характеризуется отношением суммы мигрантов, прибывших и выбывших за определенный период (обычно за год) на 100 или 1000 чел. к среднегодовой численности населения Этот показатель называется коэффициентом миграционной подвижности населения или коэффициентом оборота миграции (Коб.мигр.) и рассчитывается по формуле:

где Чприб. – количество прибывших за определенный период времени,



Чвыб. – количество выбывших за то же время,

Чср. – среднегодовая численность населения, проживающего на данной территории.

Сальдо миграции – это разность между количеством прибывших в данный населенный пункт, район или страну и выбывших из них за определенный период (Смигр = Чприб – Чвыб). Сальдо миграции, выраженное относительным показателем (на 100 или 1000 жителей), называется коэффициентом сальдо миграции. Этот показатель может быть положительным и отрицательным и исчисляется по формуле:

Коэффициенты миграции по прибытию (Кмигр.приб.) и выбытию (Кмигр.выб. ) вычисляются по следующим формулам:


где Чприб. – количество прибывших за определенный период времени,



Чвыб. – количество выбывших за то же время,

Чср. – среднегодовая численность населения, проживающего на данной территории.

Факторы миграции представляют собой совокупность условий, в которых протекают миграционные процессы. Они оказывают влияние на объем, интенсивность, направление и другие параметры миграции. В конце 60-х гг. была разработана классификация миграции по трем группам факторов:



  • постоянно действующие факторы: географическое положение местности и ее природно-климатические компоненты (так, высокие перепады сезонных температур, заболоченность, кровососущие насекомые способствуют оттоку населения);

  • временные факторы, регулирующиеся косвенным воздействием: уровень освоенности территории, наличие производственной и социальной инфраструктуры, половой, возрастной, этнический состав населения (в районах, где население растет высокими темпами за счет миграции, соответственно, повышена доля новоселов и, как правило, высок удельный вес мужчин, несемейных. Следовательно, такая структура населения способствует высокой миграционной подвижности населения);

  • регулируемые переменные факторы: увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменения в национальной политике и т.д. (так, в районах Крайнего Севера действуют повышенные коэффициенты к заработной плате, что до середины 80-х гг. привлекало трудовые ресурсы).

Факторы и причины миграции подразделяются на негативные (выталкивающие) – это, например, экологические катастрофы, политические мотивы, и позитивные (притягивающие) – это могут быть, например, лучшие экономические перспективы или политическая защита в местах переселения.
7.4 Факторы (причины) и мотивы миграции населения

Поскольку миграция населения оказывает большое влияние на демографические, экономические, социальные и политические процессы, как территории (страны) выхода мигрантов, так и территории (страны) их вселения, то на ее формирование, направления, размеры оказывают влияние множество факторов. Выявление факторов дает возможность регулировать миграционными процессами, разработать меры предотвращения их отрицательных последствий.

Факторы миграции представляют собой общие социально-экономические и другие причины, вызывающие миграцию населения. Факторы миграции исследуют путем анализа социально-экономических, демографических, политических условий территорий (стран) выхода и вселения мигрантов. Иначе говоря, факторы миграции представляют собой совокупность условий, в которых протекают миграционные процессы. Они оказывают влияние на объемы, интенсивность, направления и другие параметры миграции.

Основными факторами миграции выступают:



Природные факторы. Они на миграционные процессы оказывают опосредованное влияние. В благоприятных для проживания населения природно-климатических условиях создаются предпосылки для притока населения. Поэтому государство, предприниматели путем установления системы стимулов должны обеспечивать условия для закрепления, в необходимых случаях для притока населения.

Экономические факторы. Развитие экономики на территориях способствует созданию новых рабочих мест и тем самым стимулирует приток населения. Свертывание же производства ведет к сокращению рабочих мест и росту безработицы и как следствие к оттоку населения.

Социальные факторы. Развитие социальной инфраструктуры (наличие детских дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, вузов, учреждений культуры и др.) способствует притоку мигрантов.

Демографические факторы. Женитьба, замужество, распад семьи способствуют миграционной подвижности населения.

Правовые факторы. Ужесточение правовых норм снижают миграционную подвижность населения. Ослабление же их способствуют усилению миграции населения.

Политические факторы. Изменения государственного строя, репрессии по политическим мотивам способствуют миграционной активности населения.

Экологические факторы. Экологические катастрофы (землетрясения, наводнения и т.п.), техногенные катастрофы (выбросы ядовитых веществ и т.п.) усиливают отток населения.

Факторы миграции с точки зрения управляемости можно сгруппировать по следующим основным группам:



  • постоянно действующие (нерегулируемые факторы): географическое положение местности и ее природно-климатические компоненты (высокие перепады сезонных температур, пустынные земли, заболоченность и др.).

  • регулируемые косвенным воздействием: уровень освоенности территории, наличие производственной и социальной инфраструктуры, половой, возрастной, этнический состав населения и др.

  • регулируемые переменные факторы: размеры заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, национальная политик и т.д.

При изучении миграции населения наряду с факторами различают мотивы миграции. Мотивы миграции представляют собой отражение объективных факторов в сознании людей. Факторы и мотивы миграции могут совпадать и могут не совпадать. Мотивы миграции изучают социологическими методами.

7.5 Развитие миграций

Миграция населения существует с древнейших времен. Однако ее интенсивность, формы, направления, факторы по мере развития общества изменялись. Закономерным является то, что с усилением разделения труда, ростом интеграционных процессов между странами, территориями развиваются миграционное движение населения.

Отделение ремесел от земледелия привело к появлению городов и возникновению миграции населения между городом и селом, а также между городами. Появление государственности способствовало возникновению межгосударственной миграции.

В рабовладельческом строе миграция в основном была связана с многочисленными войнами. В этот период массовую миграцию населения представляло так называемое «великое переселение народов».

В условиях феодализма миграционные процессы ослабли. Закрепление основной части населения (крестьян) заметно снизило территориальную его подвижность. Основными причинами миграции в этот период были массовые заболевания и голод.

Миграция особенно активизировалась в период разложения феодализма и возникновения капитализма. Миграционные процессы были связаны с великими географическими открытиями и освоением новых земель. Мощные потоки миграции населения из Англии, Голландии, Португалии, Исландии и некоторых других стран были устремлены в Северную Америку, Новую Зеландию, в Австралию.

Миграционные процессы особенно усилились в годы первой и второй мировой войн, а также послевоенные годы в связи с распадом колониальной системы. Современные международные миграции населения связаны с развитием мировой экономики, с ростом межгосударственных интеграционных связей, с развитием глобализации. Общей закономерностью современных миграционных процессов является приток населения и дешевой рабочей силы из слаборазвитых стран Африки, Южной Америки в развитые Европейские страны, в Австралию и в Северную Америку. Мировой экономический кризис изменит интенсивность и направления мировых миграционных процессов.



7.6. История миграционных процессов в России


В дореволюционной России миграционные процессы тесно связаны с переселением крестьян из малоземельных территорий в многоземельные регионы. Российское государство пыталось регулировать территориальное движение населения. За 1861-1917 гг. численность переселившихся крестьян составила 5,3 млн. человек. Такая политика дала возможность существенно увеличить производство сельскохозяйственных продуктов.

В годы гражданской войны и первые годы советской власти произошла массовая эмиграция населения из страны по политическим мотивам. События 1905-1907 гг., годы последующей реакции, две революции 1917 г., Гражданская война 1918-1920-х гг. породившие разруху, голод, массовую безработицу определили мотивы и значительные масштабы эмиграции из России. Общая численность уехавших в 1914-1920 гг. составила около 2 миллионов человек.

В годы советской власти по существу была продолжена прежняя политика заселения восточных территорий страны. Посредством миграции была укреплена рыбная промышленность, построен ряд промышленных предприятий. Миграция способствовала возникновению ряда городов, поселков городского типа.

Миграционная политика советского государства сыграла большую роль в развитии промышленности на Урале, Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, укреплению восточных границ страны. Такая политика сыграла большую роль в победе Великой отечественной войне. Следует также отметить большую роль миграции в индустриализации среднеазиатских республик и Казахстана.

В послевоенные годы посредством миграции советский союз освоил огромные площади целинных и залежных земель в восточных районах, осуществил строительство БАМа. Вместе с тем следует отметить, что советская система государственного управления в реализации своей миграционной политики широко использовала административные и принудительные меры.

Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х гг. и с депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е гг. высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян; в период Великой Отечественной войны было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы и другие народы. По подсчетам историков, сплошная депортация народов затронула более 3 млн. человек. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х гг. не удалось, что в последующем спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.

После окончания Великой отечественной войны началась интенсивная миграция в Прибалтику, Западную Украину и Белоруссию, Калининградскую область, Западную Карелию, на Курилы и Южный Сахалин.

Современная миграционная ситуация в России не отвечает социально-экономическим и геополитическим интересам государства. Это проявляется в оттоке населения из восточных регионов и его сосредоточению в центральных регионах России. Несмотря на принятие в последние годы ряда нормативных документов все еще велики размеры нелегальной миграции населения. В результате такого положения за последние годы миграция стала самостоятельным фактором, усугубляющим диспропорции экономического и социального развития в отдельных регионах и стране в целом. Неуправляемая в последние годы миграция негативно влияет на демографические, социально-экономические процессы.

Основные миграционные потоки, сложившиеся в 90-е гг., можно разделить на шесть основных направлений:

1. Массовый отток населения из Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Восточные регионы занимают 66,2% территории России, на которой проживает 19,1% населения России. На Востоке страны сложилась чрезвычайно сложная демографическая и миграционная ситуация, угрожающая стратегической безопасности России. В советский период происходило интенсивное хозяйственное освоение восточных районов, определяющее высокую потребность в трудовых ресурсах. Нехватка рабочей силы из-за низкого естественного прироста населения компенсировалась миграцией населения. Экономические меры (предоставление льгот, применение территориальных коэффициентов к зарплате), которые обеспечивало государство, и меры неэкономического характера (комсомольские и партийные наборы, государственное распределение выпускников вузов и т.д.) способствовали притоку населения (прежде всего высококвалифицированных специалистов) в этот регион. Такая миграционная политика обеспечивала формирование молодой возрастной структуры населения восточного макрорегиона и восполнение рабочей силы. В постсоветский период произошел массовый отток населения, вызванный резким падением производства, безработицей, существенным снижением уровня и качества жизни населения. Эти факторы оттока добавились к ранее существовавшим: сложным климатическим условиям и отдаленности от центральных районов страны. В основном выезжает взрослое население с высшим и средним специальным образованием, увозя с собой и детей. В течение 1991-2001 гг. численность населения восточных районов, граничащих с Китаем, сократилась на 1 млн. человек из 10 млн. человек11. Сокращение российского населения в приграничных регионах происходит одновременно с миграцией на эти территории китайских граждан, численность которых в соседних китайских провинциях стремительно нарастает. Также китайских мигрантов привлекают богатые природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока.

Миграция населения в Сибирь и Дальний Восток долгое время являлась базовым источником формирования численности и состава населения этих территорий. В настоящее время интенсивное развитие Сибири и Дальнего Востока возможно только за счет массового переселения в указанные регионы трудоспособного населения. Для этого необходимо разработка стратегии промышленного и социального развития удаленных регионов, предусматривающей обеспечение транспортной доступности для формируемых миграционных потоков, перевозки сырья и промышленной продукции, обустройство прилегающих территорий.

2. Приток в Россию русскоязычного населения из стран СНГ. Этот процесс оказал отрицательное воздействие на безопасность России, т.к. сокращается политическое влияние России в зоне СНГ и в мире в целом. С сокращением русскоязычной диаспоры в странах СНГ не только снижается внутренняя база поддержки в этих странах, но и высвобождается ниша, которая будет заниматься лицами третьих стран, усиливающих противостояние России на территории ближайших ее соседей.

Кроме того, этот процесс создает значительные экономические проблемы для России, связанные с обустройством вынужденных переселенцев. Обостряет ситуацию на рынке труда, а соответственно способствует возникновению противостояния между местным и приезжим населением.

3. Массовый приток иностранной рабочей силы в Россию. Этот вид миграции обостряет обстановку на рынке труда, особенно в условиях недостатка рабочих мест для граждан России, ведет к оттоку финансовых ресурсов из России. Но главная угроза национальной безопасности России кроется в усиленной эмиссии на территорию страны иностранных граждан. Об угрозе китаизации восточных регионов говорится уже давно.

Такую складывающаяся миграционная ситуацию и необходимость привлечения иностранной рабочей силы объясняют тем, что в настоящее время Россия не имеет демографического ресурса для масштабного переселения населения в отдаленные и экстремальные по условиям проживания районы.

Без массового привлечения иностранной рабочей силы (нулевой миграционный прирост) по расчетам для сохранения пропорций между трудоспособным и нетрудоспособным населением страны на нынешнем уровне, к середине века возраст выхода на пенсию для россиян необходимо будет установить в 73 года (для мужчин и женщин).

Поэтому внешняя для России миграция только на 24% восполняет естественную убыль населения. По расчетам отдела Народонаселения Секретариата ООН для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет необходимо около 500 тыс. «чистой иммиграции», т.е. в сумме 25 млн. человек. Все это может привести к неразрешимым этническим конфликтам. Поэтому миграционная стратегия России должна не просто избегать привлечения рабочей силы массовых профессий, но и противодействовать ей.

Для оздоровления демографического положения в основном необходимы меры по поддержке рождаемости. Это поможет решению демографического кризиса, отрицательно влияющего на возможность заселения отдаленных районов.

4. Усиленное формирование национальных диаспор в приграничных регионах, особенно в Краснодарском и Ставропольском краях, а также населенных пунктах России. Все это вызывает национальное противостояние, формирует очаг постоянного этнического конфликта, усиливает криминальную обстановку. Точно такие же проблемы возникают при организации компактных поселений иностранных этнических групп во внутренних регионах России. Поэтому требуется законодательное решение этих проблем, а в основу должен быть положен принципиальный подход где и как проводить расселение, не нарушая стабильной обстановки в стране.

5. Выезд из России ученых и специалистов. Этот вид миграции приводит к снижению научного, технологического, производственного потенциала России, закладывает на перспективу отставание научно-технического и социально-экономического развития, потере ведущих позиций в мировой хозяйственной и политической системе.

Решение проблемы лежит в сфере обеспечения творческой самореализации и повышения материальной обеспеченности данной категории граждан в соответствии с личным вкладом в решение народнохозяйственных проблем.



6. Приток населения в крупные города. Этот миграционный процесс нарушает сложившийся баланс квалифицированной рабочей силы в средних и малых городах, снижает производственный и, следовательно, социально-экономический потенциал последних. При этом происходит деквалификация специалистов и рабочих, их переход в разряд неквалифицированной рабочей силы (охранники, подсобные рабочие). Такая ситуация особенно проявляется в Москве и Московской области: из области более половины трудоспособного населения вынужденно выезжают на работу в Москву, в то время как в области сосредоточены важнейшие промышленные и научные центры.

При такой миграции возникают проблемы и у больших городов: осложняется экологическая обстановка, связанная со скученностью застройки и населения, возникновением парникового эффекта, повышением шумового воздействия, увеличением транспортных издержек и т.д. Осложняется проблема поддержания безопасности в коммунальной сфере и на транспортном комплексе.



7.7. Современные миграционные процессы: мировые тенденции


Ограничения международного рынка труда приводят к проблемам занятости. Растет уровень безработицы, который составляет 9%,в Европе, в Центральной Азии – 11,1%, в Южной Африке – 23,3%, Словакии – 18,9, Македонии – 35,4, Польше – 16,7, Хорватии – 20,6, Колумбии – 20,5, в России – 11,4. В то же время во многих странах наблюдается дефицит рабочих рук самой низкой и самой высокой квалификации, который покрывается за счет миграции. Так, доля иностранной рабочей силы в 2000 г. в Люксембурге составила 57,3%, в Швейцарии – 18,3%, Австралии – 24,5%, США – 12,4%, Бельгии – 8,9%, Германии – 8,8%, Франции – 6%.12

Миграционные процессы играют значительную роль в мировом экономическом развитии. Степень влияния можно проиллюстрировать на примере денежных переводов мигрантов. Так, по данным Мирового банка в 2002 г. объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны составил более 80 миллиардов долларов США и превысил взятые в совокупности за год суммы государственных программ финансирования, займов и ссуд, предоставленных развивающимся странам, а также средства, выделенные этим странам по программам МВФ и Мирового банка.13 Наиболее крупными получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и Мексика. В каждую из этих стран мигранты ежегодно отправляют по 10 млрд. долларов США. Далее следуют Филиппины (6,4 млрд.), Марокко, Египет и Турция (по 3 млрд.). Для экономики многих слаборазвитых стран денежные переводы играют огромную, можно сказать решающую роль. Так, больше 37% ВВП Тонга формируется за счет переводов трудовых мигрантов, а в Лесото этот показатель приближается к 26%. Югославия, Ямайка, Албания и Никарагуа получают от экспатриантов по разным оценкам от 10 до 20% национального дохода.14


7.8. Миграционная политика Российской Федерации


Одним из приоритетных направлений демографической политики является регулирование миграционных процессов и расселения. Острота миграционных проблем, их непосредственное влияние на дальнейшее развитие России обусловливают острую необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Миграционная политика – это целенаправленное воздействие государства на миграционные процессы.

В октябре 2007 г. указом Президента России была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, в которой для решения задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития определены следующие направления:



  • содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в РФ, а также стимулирование возвращения в РФ эмигрантов;

  • привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в т.ч. выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в РФ, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в РФ с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

  • совершенствование миграционного законодательства РФ;

  • разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

  • создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Особый интерес для России представляет мировой опыт осуществления репатриации. Репатриация – одно из направлений успешного регулирования миграционных процессов, направленных на привлечение этнически и культурно близких иммигрантов. Для современной России репатриация из стран СНГ и Балтии русских и других российских народов может стать основой миграционной политики, которая позволит хотя бы частично компенсировать сокращение населения в результате депопуляции.

Совместными усилиями, на основе общественного согласия и консолидации, миграционным процессам необходимо придать позитивную направленность в целях сохранения и приумножения населения России, развития ее экономики и укрепления безопасности, повсеместного соблюдения социально-экономических и политических прав человека.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Вопросы для собеседования

  1. Что такое миграция населения?

  2. Как Вы понимаете внутреннюю и внешнюю миграцию?

  3. Перечислите абсолютные и относительные показатели миграции.

  4. Как рассчитать эффективность миграции?

  5. Как влияет миграция на воспроизводство населения?

  6. Особенности миграции между городом и селом.

  7. Виды миграции по направлению, причинам, продолжительности.

  8. Причины и мотивы миграции.

  9. Значение миграции (экономическое, социальное, политическое, демографическое, этническое)


Задание для самоконтроля студентов

        1. Назовите особенности маятниковой миграции. В чем ее «плюсы» и «минусы»


Основная литература

  1. Бутов В.И. Демография. - М.: 2003. - С. 176 – 207.

  2. Демографический энциклопедический словарь. - М.: 1985. – С. 250-254.


Дополнительная литература

  1. Москвин Д.Д. Население СССР: вопросы миграции. – М., 1991.

  2. Сезонная и постоянная миграция в сельском районе: комплексное социолого-статистическое исследование. – М.: Наука, 1991.

  3. Галин Р.А., Галина Л.Л. Миграция населения РБ: динамика и особенности. Препринт. – Уфа: РИО БАГСУ, 1996.

  4. Галин Р.А., Галина Л.Л. миграция населения РБ: динамика и особенности. Препринт. – Уфа: РИО БАГСУ, 1996.

  5. Витковская Г. Вынужденные мигранты в России. Беда или благо? //Человек и труд. – 1995. - № 11.

  6. Балацкий Г. Государственной регулирование трудовой эмиграции (международный опыт)//Проблемы теории и практики управления. – 1994. № 6.

  7. Красинец Е., Баринова Н. Трудовая миграция в Россию из стран ближнего зарубежья//Вопросы экономики. – 1996. - № 1.

  8. Морозова Г.Ф. Эмиграция – реальная угроза будущему страны //Общественные науки и современность. – 1996. - № 3.

  9. Боровик М.А. Международная миграция рабочей силы в европейском сообществе: тенденции и перспективы//Труд за рубежом. – 1992. - № 4.

  10. Тарасова Н.В. Сельско-городские миграции в России // Социологические исследования. – 1995. – № 12.

  11. Варданян Р.А. Влияние реформирования экономики на процессы международной миграции//Социологические исследования. – 1995. – № 12.

  12. Дощицын Ю.П., Лапин Н.Н. Вынужденные переселенцы в крупном промышленном центре в Сибири//Социологические исследования. – 1995. - № 3.

  13. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния//Социологические исследования. – 1995. - № 7.

  14. Макарова Л.В. Россия новое зарубежье: миграционный обмен//Социологические исследования. – 1995. - № 3.

  15. Рыбаковский Л.Л. Миграционный обмен населением между центральной Азией и Россией//Социологические исследования. – 1995. - № 9.

  16. Виноградова Е. Международная трудовая миграция//Мировая экономика и трудовые отношения. – 1994. – № 12.

  17. Москвин Л., Потемкина О. Миграционные процессы в СНГ//Социально-политический журнал. – 1995. - № 1.

  18. Морозова Г.Ф. Эмиграция – реальная угроза будущему страны//Общественный науки и современность. – 1996. - № 3.

  19. Галин Р.А. Население Республики Башкортостан: тенденции и особенности развития на пороге нового тысячелетия. – Уфа: РИО БАГСУ, 1998. – Гл. 4.

  20. Куланов В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации//Вопросы экономики. – 1998. - № 5.

  21. Рыбаковский Л.Л. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. – М.: ИСПИ РАН, 1996.

  22. Регент Т. Миграция в цивилизованных формах закономерна и экономически выгодна//Человек и труд. – 1998. - № 3.

  23. Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения//Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - № 3.

  24. Чудиновских О.С. Причины миграции в России//Проблемы прогнозирования. – 1998. - № 5.

  25. Кубишин. Нелегальная миграция в Россию: проблему надо изучать//ЭКО. – 1999. - № 4.

  26. Костаков В. Миграция: беда или благо?// Экономист. – 2000. - №2.

  27. Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции// Социологические исследования. – 2000. - № 7.

  28. Коков В. Как управлять миграцией в России. – 2002. - №2.

  29. Чудиновских О.С. Причины миграции в России// Проблемы прогнозирования. – 1998. - №5.

  30. Цапенко И. На перекрестках иммиграционной политики// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - № 10.

  31. Воробьева О.Д. Проблемы и противоречия современной демографической политики // Проблемы прогнозирования. – 2002. №5.

  32. Соболева С.В., Чудаева О.В. Иностранные мигранты на Российском рынке труда. ЭКО. №1 2003.




<предыдущая страница | следующая страница>


Учебно-методический комплекс уфа 2008 ббк 65. 049 (2 Рос) г 15 Рецензент

Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики

1794.03kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебно-методический комплекс для специальности 080504 Государственное и муниципальное управление Уфа 2008 ббк 65. 01

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом

1384.51kb.

07 10 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов факультета удмуртской филологии Ижевск 2008 удк ббк

Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с

972.52kb.

18 12 2014
11 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов

Учебно-методический комплекс дисциплины «Политология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 15 с

245.89kb.

10 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Сравнительный менеджмент Для студентов экономического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительный менеджмент». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 32 с

359.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с

534.98kb.

06 10 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 0502. 01 «Вокальное искусство

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе

1411.62kb.

08 10 2014
10 стр.