Перейти на главную страницу
Миграция выполняет ряд важных функций: демографическую, экономическую, социальную и политическую. Демографическая функция заключается в том, что население, переселяясь из одной территории (страны) в другую, изменяет численность населения, его половозрастную, семейную, этническую структуру как территории (страны) выхода мигрантов, так и их вселения. Влияние миграции на демографический состав населения и демографические процессы связано с тем, что половозрастной этнический состав, а также другие показатели мигрирующего населения существенно отличаются от этих показателей основного населения территорий выхода и вселения. Все это влияет на демографические процессы: рождаемость, смертность, семейно-брачные отношения.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, тем самым влияя на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х гг. и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн. человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки — Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
Экономическая функция миграции заключается в том, что она, охватывая в основном трудоспособную часть населения, изменяет ситуацию на рынке рабочей силы. Миграция, будучи результатом интеграционных процессов в экономике, сама оказывает влияние на движение финансовых ресурсов между странами, между территориями.
Велика социальная функция миграции. Переселения населения часто являются результатом социальной обстановки территорий (уровня жизни, социального обслуживания, уровня развития социальной инфраструктуры, ситуации на рынке рабочей силы и т.д.), сами оказывают большое влияние на социальные условия, принимающей территории. Миграция населения связана и с изменением социального статуса мигрантов. Население, переселяясь из одной страны в другую, из одного региона в другой, из сельской местности в города, часто меняет свое гражданство, профессию, семейное положение, образовательный уровень и т.д.
Миграция населения нередко выполняет политические функции. Массовые переселения бывают связанны с изменением политической ситуации на территории выхода, принимая в таких случаях форму вынужденных переселений и беженства. Сама массовая миграция в отдельных случаях может оказывать влияние на политическую ситуацию на территории вселения. Однако указанные функции миграции населения не проявляются в чистом виде, а оказываются тесно связанными между собой.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства с глубокой комплексной переработкой добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда беженцев и вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая или увеличивая ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию. Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.
7.2. Виды миграции населения
Миграция населения, как и любой другой общественный процесс, представляет собой сложное, связанное с множеством собственно демографических, социально-экономических, нормативно-правовых факторов явление. Поэтому ее анализ позволяет проводить определенную типизацию по различным признакам:
Миграционные процессы характеризуются количественными показателями – объемами миграции, миграционной подвижностью, сальдо миграции и др.
где Чприб. – количество прибывших за определенный период времени,
Коэффициенты миграции по прибытию (Кмигр.приб.) и выбытию (Кмигр.выб. ) вычисляются по следующим формулам:
где Чприб. – количество прибывших за определенный период времени,
Факторы миграции представляют собой совокупность условий, в которых протекают миграционные процессы. Они оказывают влияние на объем, интенсивность, направление и другие параметры миграции. В конце 60-х гг. была разработана классификация миграции по трем группам факторов:
Поскольку миграция населения оказывает большое влияние на демографические, экономические, социальные и политические процессы, как территории (страны) выхода мигрантов, так и территории (страны) их вселения, то на ее формирование, направления, размеры оказывают влияние множество факторов. Выявление факторов дает возможность регулировать миграционными процессами, разработать меры предотвращения их отрицательных последствий.
Факторы миграции представляют собой общие социально-экономические и другие причины, вызывающие миграцию населения. Факторы миграции исследуют путем анализа социально-экономических, демографических, политических условий территорий (стран) выхода и вселения мигрантов. Иначе говоря, факторы миграции представляют собой совокупность условий, в которых протекают миграционные процессы. Они оказывают влияние на объемы, интенсивность, направления и другие параметры миграции.
Основными факторами миграции выступают:
Факторы миграции с точки зрения управляемости можно сгруппировать по следующим основным группам:
7.5 Развитие миграций
Миграция населения существует с древнейших времен. Однако ее интенсивность, формы, направления, факторы по мере развития общества изменялись. Закономерным является то, что с усилением разделения труда, ростом интеграционных процессов между странами, территориями развиваются миграционное движение населения.
Отделение ремесел от земледелия привело к появлению городов и возникновению миграции населения между городом и селом, а также между городами. Появление государственности способствовало возникновению межгосударственной миграции.
В рабовладельческом строе миграция в основном была связана с многочисленными войнами. В этот период массовую миграцию населения представляло так называемое «великое переселение народов».
В условиях феодализма миграционные процессы ослабли. Закрепление основной части населения (крестьян) заметно снизило территориальную его подвижность. Основными причинами миграции в этот период были массовые заболевания и голод.
Миграция особенно активизировалась в период разложения феодализма и возникновения капитализма. Миграционные процессы были связаны с великими географическими открытиями и освоением новых земель. Мощные потоки миграции населения из Англии, Голландии, Португалии, Исландии и некоторых других стран были устремлены в Северную Америку, Новую Зеландию, в Австралию.
Миграционные процессы особенно усилились в годы первой и второй мировой войн, а также послевоенные годы в связи с распадом колониальной системы. Современные международные миграции населения связаны с развитием мировой экономики, с ростом межгосударственных интеграционных связей, с развитием глобализации. Общей закономерностью современных миграционных процессов является приток населения и дешевой рабочей силы из слаборазвитых стран Африки, Южной Америки в развитые Европейские страны, в Австралию и в Северную Америку. Мировой экономический кризис изменит интенсивность и направления мировых миграционных процессов.
В годы гражданской войны и первые годы советской власти произошла массовая эмиграция населения из страны по политическим мотивам. События 1905-1907 гг., годы последующей реакции, две революции 1917 г., Гражданская война 1918-1920-х гг. породившие разруху, голод, массовую безработицу определили мотивы и значительные масштабы эмиграции из России. Общая численность уехавших в 1914-1920 гг. составила около 2 миллионов человек.
В годы советской власти по существу была продолжена прежняя политика заселения восточных территорий страны. Посредством миграции была укреплена рыбная промышленность, построен ряд промышленных предприятий. Миграция способствовала возникновению ряда городов, поселков городского типа.
Миграционная политика советского государства сыграла большую роль в развитии промышленности на Урале, Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, укреплению восточных границ страны. Такая политика сыграла большую роль в победе Великой отечественной войне. Следует также отметить большую роль миграции в индустриализации среднеазиатских республик и Казахстана.
В послевоенные годы посредством миграции советский союз освоил огромные площади целинных и залежных земель в восточных районах, осуществил строительство БАМа. Вместе с тем следует отметить, что советская система государственного управления в реализации своей миграционной политики широко использовала административные и принудительные меры.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х гг. и с депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е гг. высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян; в период Великой Отечественной войны было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы и другие народы. По подсчетам историков, сплошная депортация народов затронула более 3 млн. человек. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х гг. не удалось, что в последующем спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
После окончания Великой отечественной войны началась интенсивная миграция в Прибалтику, Западную Украину и Белоруссию, Калининградскую область, Западную Карелию, на Курилы и Южный Сахалин.
Современная миграционная ситуация в России не отвечает социально-экономическим и геополитическим интересам государства. Это проявляется в оттоке населения из восточных регионов и его сосредоточению в центральных регионах России. Несмотря на принятие в последние годы ряда нормативных документов все еще велики размеры нелегальной миграции населения. В результате такого положения за последние годы миграция стала самостоятельным фактором, усугубляющим диспропорции экономического и социального развития в отдельных регионах и стране в целом. Неуправляемая в последние годы миграция негативно влияет на демографические, социально-экономические процессы.
Основные миграционные потоки, сложившиеся в 90-е гг., можно разделить на шесть основных направлений:
1. Массовый отток населения из Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Восточные регионы занимают 66,2% территории России, на которой проживает 19,1% населения России. На Востоке страны сложилась чрезвычайно сложная демографическая и миграционная ситуация, угрожающая стратегической безопасности России. В советский период происходило интенсивное хозяйственное освоение восточных районов, определяющее высокую потребность в трудовых ресурсах. Нехватка рабочей силы из-за низкого естественного прироста населения компенсировалась миграцией населения. Экономические меры (предоставление льгот, применение территориальных коэффициентов к зарплате), которые обеспечивало государство, и меры неэкономического характера (комсомольские и партийные наборы, государственное распределение выпускников вузов и т.д.) способствовали притоку населения (прежде всего высококвалифицированных специалистов) в этот регион. Такая миграционная политика обеспечивала формирование молодой возрастной структуры населения восточного макрорегиона и восполнение рабочей силы. В постсоветский период произошел массовый отток населения, вызванный резким падением производства, безработицей, существенным снижением уровня и качества жизни населения. Эти факторы оттока добавились к ранее существовавшим: сложным климатическим условиям и отдаленности от центральных районов страны. В основном выезжает взрослое население с высшим и средним специальным образованием, увозя с собой и детей. В течение 1991-2001 гг. численность населения восточных районов, граничащих с Китаем, сократилась на 1 млн. человек из 10 млн. человек11. Сокращение российского населения в приграничных регионах происходит одновременно с миграцией на эти территории китайских граждан, численность которых в соседних китайских провинциях стремительно нарастает. Также китайских мигрантов привлекают богатые природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока.
Миграция населения в Сибирь и Дальний Восток долгое время являлась базовым источником формирования численности и состава населения этих территорий. В настоящее время интенсивное развитие Сибири и Дальнего Востока возможно только за счет массового переселения в указанные регионы трудоспособного населения. Для этого необходимо разработка стратегии промышленного и социального развития удаленных регионов, предусматривающей обеспечение транспортной доступности для формируемых миграционных потоков, перевозки сырья и промышленной продукции, обустройство прилегающих территорий.
2. Приток в Россию русскоязычного населения из стран СНГ. Этот процесс оказал отрицательное воздействие на безопасность России, т.к. сокращается политическое влияние России в зоне СНГ и в мире в целом. С сокращением русскоязычной диаспоры в странах СНГ не только снижается внутренняя база поддержки в этих странах, но и высвобождается ниша, которая будет заниматься лицами третьих стран, усиливающих противостояние России на территории ближайших ее соседей.
Кроме того, этот процесс создает значительные экономические проблемы для России, связанные с обустройством вынужденных переселенцев. Обостряет ситуацию на рынке труда, а соответственно способствует возникновению противостояния между местным и приезжим населением.
3. Массовый приток иностранной рабочей силы в Россию. Этот вид миграции обостряет обстановку на рынке труда, особенно в условиях недостатка рабочих мест для граждан России, ведет к оттоку финансовых ресурсов из России. Но главная угроза национальной безопасности России кроется в усиленной эмиссии на территорию страны иностранных граждан. Об угрозе китаизации восточных регионов говорится уже давно.
Такую складывающаяся миграционная ситуацию и необходимость привлечения иностранной рабочей силы объясняют тем, что в настоящее время Россия не имеет демографического ресурса для масштабного переселения населения в отдаленные и экстремальные по условиям проживания районы.
Без массового привлечения иностранной рабочей силы (нулевой миграционный прирост) по расчетам для сохранения пропорций между трудоспособным и нетрудоспособным населением страны на нынешнем уровне, к середине века возраст выхода на пенсию для россиян необходимо будет установить в 73 года (для мужчин и женщин).
Поэтому внешняя для России миграция только на 24% восполняет естественную убыль населения. По расчетам отдела Народонаселения Секретариата ООН для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет необходимо около 500 тыс. «чистой иммиграции», т.е. в сумме 25 млн. человек. Все это может привести к неразрешимым этническим конфликтам. Поэтому миграционная стратегия России должна не просто избегать привлечения рабочей силы массовых профессий, но и противодействовать ей.
Для оздоровления демографического положения в основном необходимы меры по поддержке рождаемости. Это поможет решению демографического кризиса, отрицательно влияющего на возможность заселения отдаленных районов.
4. Усиленное формирование национальных диаспор в приграничных регионах, особенно в Краснодарском и Ставропольском краях, а также населенных пунктах России. Все это вызывает национальное противостояние, формирует очаг постоянного этнического конфликта, усиливает криминальную обстановку. Точно такие же проблемы возникают при организации компактных поселений иностранных этнических групп во внутренних регионах России. Поэтому требуется законодательное решение этих проблем, а в основу должен быть положен принципиальный подход где и как проводить расселение, не нарушая стабильной обстановки в стране.
5. Выезд из России ученых и специалистов. Этот вид миграции приводит к снижению научного, технологического, производственного потенциала России, закладывает на перспективу отставание научно-технического и социально-экономического развития, потере ведущих позиций в мировой хозяйственной и политической системе.
Решение проблемы лежит в сфере обеспечения творческой самореализации и повышения материальной обеспеченности данной категории граждан в соответствии с личным вкладом в решение народнохозяйственных проблем.
При такой миграции возникают проблемы и у больших городов: осложняется экологическая обстановка, связанная со скученностью застройки и населения, возникновением парникового эффекта, повышением шумового воздействия, увеличением транспортных издержек и т.д. Осложняется проблема поддержания безопасности в коммунальной сфере и на транспортном комплексе.
Миграционные процессы играют значительную роль в мировом экономическом развитии. Степень влияния можно проиллюстрировать на примере денежных переводов мигрантов. Так, по данным Мирового банка в 2002 г. объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны составил более 80 миллиардов долларов США и превысил взятые в совокупности за год суммы государственных программ финансирования, займов и ссуд, предоставленных развивающимся странам, а также средства, выделенные этим странам по программам МВФ и Мирового банка.13 Наиболее крупными получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и Мексика. В каждую из этих стран мигранты ежегодно отправляют по 10 млрд. долларов США. Далее следуют Филиппины (6,4 млрд.), Марокко, Египет и Турция (по 3 млрд.). Для экономики многих слаборазвитых стран денежные переводы играют огромную, можно сказать решающую роль. Так, больше 37% ВВП Тонга формируется за счет переводов трудовых мигрантов, а в Лесото этот показатель приближается к 26%. Югославия, Ямайка, Албания и Никарагуа получают от экспатриантов по разным оценкам от 10 до 20% национального дохода.14
В октябре 2007 г. указом Президента России была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, в которой для решения задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития определены следующие направления:
Совместными усилиями, на основе общественного согласия и консолидации, миграционным процессам необходимо придать позитивную направленность в целях сохранения и приумножения населения России, развития ее экономики и укрепления безопасности, повсеместного соблюдения социально-экономических и политических прав человека.
Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики
08 10 2014
10 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом
07 10 2014
6 стр.
Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с
18 12 2014
11 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Политология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 15 с
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительный менеджмент». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 32 с
17 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
06 10 2014
4 стр.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе
08 10 2014
10 стр.