Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 15страница 16страница 17страница 18страница 19 ... страница 28страница 29
§ 81. Связь с глаголом причастий и деепричастий

Причастие и деепричастие (даже если их называть отдельными час-


тями речи) нельзя оторвать от глагола потому, что они обнаруживают
категориальное глагольное значение. А. А. Потебня, характеризуя
в свое время причастие, обращал внимание на то, что причастный при-
знак «представляется зависимым от энергии, присущей предмету», хотя
сам предмет при этом не называется 73. Другими словами, причастие на-
зывает признак по образцу глаголов, а не прилагательных. Вообще, на-
звание признака всегда ассоциируется с представлением о его носителе.
Но прилагательное называет признак предмета, не выражая при этом,
как предмет и признак связаны между собой (черный карандаш, черные
тучи, черн
ые замыслы). Причастие же называет признак, который
предмет сам производит (дрожащие руки, дрожащий голос, дрожащая
струна).

То же самое можно сказать и о деепричастии. М. В. Панов писал


о том, что по типу категориального значения хорошея ближе к хоро-
шеть, чем к наречию хорошо 74.

В причастиях и деепричастиях (и в инфинитиве) связь действия со


своим источником выявляется не в морфологических категориях, а с по-

73 А. А. Потебня. Из записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958. С. 94.

74 М. В. Панов. О частях речи в русском языке // Филол. науки, 1960 № 4.

143


мощью синтаксических средств, синтаксических отношений. Причастия
и деепричастия всегда употребляются так, что оказываются словофор-
мами, имеющими субъектную валентность. Важно обратить внимание
также на то, что и причастное, и деепричастное действие обязательно
соотносятся с временным планом.

В синтаксических разделах грамматики инфинитив, причастия


и деепричастия признаются средством выражения вторичных или свер-
нутых пропозиций. Другими словами, им приписывается номинативная
препозитивная роль финитного глагола, только не в позиции сказуе-
мого.

Кроме общности категориального значения и препозитивной но-


минативной предложенческой функции, инфинитив, причастия и дее-
причастие объединяются с собственно глаголом категориями вида и за-
лога, а в причастиях есть и морфологическое время.

Причастие и деепричастие называют атрибутивными глагольными


формами, так как у причастия есть признаки прилагательного (оно из-
меняется по родам, числам и падежам так же, как прилагательное),
а у деепричастия— признак наречия— неизменяемость. Причастия
и деепричастия — это гибридные формы глагола.

Гибридность причастий и деепричастий обнаруживается не только


в их морфологических признаках, но и в синтаксисе. В разных синтак-
сических местах они неодинаково проявляют свои глагольные свойства.

Причастия, компенсирующие отсутствие категории лица включен-


ностью в их семантику анафорической субстантивной семы, отсылаю-
щей к носителю действия (читающий = тот, кто читает; читавший = тот,
кто читал), имеют три основных типа употребления: 1) в позиции не-
обособленного прилагательного: Пилат накинул капюшон на свою чуть
лысеющую голову (М. Булгаков), 2) в причастном обороте, где причас-
тие сохраняет дистрибутивные свойства глагола и всегда может быть
интерпретировано как трансформ спрягаемого глагола: В доме жила
уже неско
лько дней Тамара Игнатьевна, тетя Тома из Александрова,
приехавшая, чтобы немного помочь теще по хозяйству (Ю. Трифонов),
3) вместо существительного: Он курил крепкие папиросы, и Маргарита
рас
кашлялась, проходя мимо него. Курящий, (= тот, кто курил) как будто
его кол
ьнули, вскочил со скамейки... (Булгаков).

Деепричастия 1) могут быть обстоятельством образа действия, т. е.


называть сопроводительное действие в качестве признаковой характе-
ристики другого действия: Артамоновы жили, ни с кем не знакомясь
(Горький), 2) могут, подобно глаголу, обозначать отдельную ситуацию:

Расставшись с Максимом Максимычем, я живо проскакал Терекское
и Дарьяльское ущелья... (Лермонтов). В таких случаях они легко преоб-
разуются или в придаточные предложения, или в части сложносочинен-
ных предложений.

144


Как видим, в тексте причастия и деепричастия могут удаляться от
глагола, однако очень редко они порывают с глаголом окончательно.
В любом употреблении они обнаруживают черты глагольной семан-
тики.

§ 82. Отличие лексем типа прыг, скок от глагольных словоформ

Что касается лексем типа прыг, скок, то они не должны относиться


к глаголам, во-первых, потому, что они нерегулярны: от многих (если
не от большинства) глаголов такие формы не образуются. Во-вторых,
потому, что таким лексемам свойственна специфическая функция: они
в отличие от глагола действие не называют, а изображают и тем самым
в какой-то мере сближаются с междометиями и звукоподражательными
словами. Слова типа прыг, скок находятся на периферии часгеречной
системы, тогда как глагол образует центр языкового мышления и мор-
фологического строя языка.

В результате границы глагола как части речи определяются так:

инфинитив, спрягаемые формы (финитный глагол), причастия и деепри-
частия.

§ 83. Лексико-грамматические разряды глаголов

В морфологии выделяются только те разряды глаголов, которые


влияют на глагольное формообразование. Эти разряды выделяются на
разных основаниях и образуют несимметричные группы.

§ 84. Переходные / непереходные глаголы

Переходные глаголы — это глаголы с объектной валентностью.


Однако традиционно переходность не считается чисто семантической
категорией: при переходном глаголе грамматическое дополнение долж-
но выражаться винительным падежом без предлога. В отрицательных
предложениях винительный может заменяться родительным беспред-
ложным падежом (Ласточка одна не делает весны). При этом семантиче-
ская роль объекта не влияет на определение переходности: объект мо-
жет быть живым и неживым ижу кошку 1 дерево), он может создавать-
ся или, наоборот, разрушаться (строить дом. есть грушу), он может не
подвергаться воздействию (слышу шорох).

По лексическому значению переходный глагол определить нельзя.


Чтобы быть переходным, глагол должен сочетаться с винительным пря-
мого дополнения. Переходность — это семантико-синтаксическое свой-
ство глаголов. Один и тот же глагол в разных лексико-семантических

10 Зак. 4163 145

вариантах может быть переходным и непереходным (ср. пить молоко
и пить = быть пьяницей).

Переходность имеет непосредственное отношение к категории за-


лога.

Примечание. К переходным относят немногочисленные глаголы, управ-
ляющие другими объектными падежами, если от них образуются
страдательные причастия: управлять (управляемый), руководить (ру-
ковод
имый), накупить (накупленный).

Все глаголы, не сочетающиеся с беспредложным объектным вини-


тельным падежом, кроме отмеченных в примечании, называются непе-
реходными.

§ 85. Возвратные / невозвратные глаголы

Возвратными называются глаголы на -ся. Они могут быть непроиз-


водными, reflexiva tantum (бояться, смеяться), и образованными как от
непереходных, так и переходных глаголов орговать - торговаться,
ум
ывать - умываться). Некоторые непереходные и образованные от
них возвратные глаголы могут обозначать одну и ту же ситуацию
(Что-то чернеет вдали и Что-то чернеется вдали). Но в большинстве
случаев возвратный и невозвратный глаголы называют разные ситуа-
ции, например, торговать означает 'продавать что-нибудь',
а торговаться — 'стремиться купить подешевле', умывать называет си-
туацию с двумя участниками (Мать умывает девочку), а умываться —
ситуацию с одним участником евочка умывается); в предложениях
Миша ударил Колю и Миша и Коля ударились о дерево речь идет о двух
мальчиках, но ситуации, участниками которых они являются, неодина-
ковы. В связи с этим компоненты смысла (кроме значения страдательно-
го залога), привносимые в слово постфиксом -ся, считаются словообра-
зующими. -Ся — многозначный аффикс (А. А. Шахматов насчитывал
у него 12 значений). В грамматиках чаще всего отмечаются следующие:

1) собственно-возвратное значение: умываться, одеваться, обувать-


ся, разуваться
, причесываться, пудриться, румяниться;

2) взаимно-возвратное значение: обниматься, ругаться, ссориться,
целоваться, мириться, переписываться, встречаться;

3) средне-возвратное значение: восхищаться, гневаться, сердиться,


веселит
ься, радоваться, ужасаться, пугаться;

4) косвенно-возвратное значение: укладываться, собираться, упако-


в
ываться, строиться, запасаться;

5) активно-безобъектное значение: бодаться, плеваться, ругаться
(произносить нецензурные слова), кусаться;

146


6) пассивно-качественное значение: гнуться, рваться, нагреваться,
охлаждаться, расширяться, сужат
ься, стираться;

7) пассивно-возвратное значение: вспоминаться, припоминаться,


представлят
ься (= казаться).

Возвратный глагол может быть образован при помощи -ся в соче-


тании с другими морфемами (набегаться, умаяться, перемигиваться).

Возвратность связана с залогом (когда залог определяется на мор-


фемном уровне, возвратные глаголы, образованные от переходных гла-
голов, объединяются в так называемый возвратно-средний залог). Аф-
фикс -ся является знаком непереходности. Встречающиеся в разговор-
ном языке сочетания вроде боюсь мать, слушаюсь бабушку ненорматив-
ны и немногочисленны.

§ 86. Предельные / непредельные глаголы

Выделение предельных / непредельных глаголов не имеет такой


давней традиции, как выделение переходных и возвратных глаголов.
Их разграничение в отличие от переходных и возвратных глаголов не
опирается на формальный признак, поэтому граница между предельны-
ми и непредельными глаголами не всегда может быть четко установле-
на. Тем не менее понятие о предельности / непредельности действия
оказывается очень важным для глагола, так как оно помогает раскрыть
специфику грамматической категории вида.

Предельные глаголы называют действия, «стремящиеся к своему


завершению». Указанный компонент значения чаще всего бывает свя-
зан 1) с направленностью действия на объект (рисовать картину, ремон-
тировать дом), 2) направленностью действия на субъект (дом горит, че-
ловек старится, она садится на
стул), 3) с активной целенаправленной
деятельностью субъекта (Мать заставляет сына учиться. Петров вы-
с
тупает с докладом на ученом совете).

Непредельные глаголы, наоборот, называют действия, которые


к своему завершению не стремятся. Такими регулярно оказываются гла-
голы, обозначающие 1) постоянные свойства предметов (Земля враща-
е
тся вокруг солнца), 2) состояние предмета (Ребенок болеет), 3) ту или
иную деятельность как род занятий (Он плотничает, хозяйничает, учи-
тельс
твует), 4) нецеленаправленные действия или процессы с неактив-
ным субъектом (Солнце светит, вода кипит, ветер дует); 5) отношения
(Россия граничит с Финляндией).

Признак предельности / непредельности может характеризовать


как лексему в целом, так и отдельные лексико-семантические варианты:

в предложении Он парень с головой и славно пишет, переводит переход-


ные глаголы употреблены как непредельные, поскольку называют свой-
ства человека.

ю* 147


Грамматические категории глагола
§ 87. Категория вида

Вид (вид называют также аспектом) является постоянной грамма-


тической категорией глагола, так как он обнаруживается во всех гла-
гольных формах, по этой же причине он не относится к числу предика-
тивных глагольных категорий: он реализуется не только в позиции ска-
зуемого.

Вид— это обязательный признак глагола. Каждый глагол имеет


вид, вид сопутствует глагольному словообразованию.

Вид обладает классифицирующим свойством: все глагольные лексе-


мы он делит на две группы. Одну группу называют глаголами несовер-
шенного вида, другую — глаголами совершенного вида (глаголы НСВ
и глаголы СВ).

§ 88. Средства выражения видового значения

Средства выражения вида имеют свою специфику. Она, в частно-


сти, состоит в том, что вид не выражается глагольной флексией, вид
предопределен глагольной основой, и это объясняет тесную связь вида
с лексическим значением слова.

Говоря о морфологическом, т. е. морфемном, выражении вида, надо


отметить, что в языке есть глаголы, в структуре которых вообще нет
морфем, которым можно было бы приписать функцию выражения вида,
т. е. есть глаголы, в которых вид отдельной морфемой не выражается.
Таковы, например, бесприставочные глаголы с корневым гласным в ин-
финитиве: бить, вить, печь, стеречь, слыть, жить; непроизводные гла-
голы типа писать, звать, дышать, висеть, рисовать и др. Но таких гла-
голов относительно немного. В морфемной структуре большинства гла-
голов есть аффикс (или аффиксы), выражающий значение вида.

От бесприставочных глаголов НСВ при помощи приставок образу-


ются глаголы СВ, лексически находящиеся на разном расстоянии от мо-
тивирующего слова, например, делать —> сделать, доделать, поделать,
заделать, в
ыделать, переделать, подделать.

Приставки, изменяющие денотативный смысл глаголов (заделать,


поддела
ть и др.), называются мутационными.

Приставки, выражающие результативные, количественно-времен-


ные характеристики действия и не меняющие денотативные свойства
глаголов, образуют модифицирующие словообразовательные типы.
В глаголе в целом широко представлено приставочное модифицирую-
щее словообразование.

148


С выражением видового значения связывают прежде всего так на-
зываемые видовые, или грамматические приставки. Это такие пристав-
ки, которые, образуют глаголы СВ, объединяющиеся с мотивирующи-
ми словами (производящей базой) в видовые пары: писать -> написать,
дела
ть -> сделать видовой паре см. § 96). Чаще всего СВ в таких гла-
голах можно соотнести со значением конца или результата действия:

дом сгорел, школу построили.

Провести четкую границу между модифицирующими и видовыми


приставками практически невозможно. Модифицирующая приставка
не является грамматической (см. допить, запеть, поспать), но граммати-
ческая приставка обычно выражает и какое-нибудь модифицирующее
значение. Например, выделяют видовые пары видеть - увидеть, нра-
в
иться - понравиться. В соответствии с этим в глаголах увидеть
и понравиться приставка признается грамматической (видовой), но
и приставке у-, и приставке по- в данных словах можно приписать начи-
нательное, т. е. модифицирующее, значение. Еще раз отметим, что в со-
временной аспектологической литературе и значение законченности
действия, и значение результата считаются модифицирующими. Други-
ми словами, одна и та же приставка может быть и модифицирующей,
и видовой.

В результате нужно сделать такой вывод: СВ выражается пристав-


ками, при этом средство выражения вида одновременно является и сред-
ством образования слова.

СВ выражается также суффиксом -ну: толкать ->• толкнуть, кри-


чат
ь -> крикнуть. В таких случаях при образовании СВ происходит ме-
на суффиксов (суф. -ну занимает место суф. -а). Полученные пары глаго-
лов могут различаться модифицирующими смыслами: мазать -> маз-
ну
ть, чирикать -> чирикнуть, охать -> охнуть.

От приставочных и бесприставочных глаголов СВ при помощи


суффиксов (или собственно суффиксальным способом, или меной суф-
фиксов) образуются глаголы НСВ, например, переделать -> переделы-
вать, долит
ь -> доливать, дать -> давать, простить —> прощать. Сред-
ством выражения видового значения в таких случаях оказывается суф-
фиксальная морфема.

Образующиеся таким путем пары глаголов (см. только что приве-


денные примеры) регулярно различаются только видом, поэтому суще-
ствует мнение, что основным средством выражения видового значения
является суффикс, а не приставка. Суффиксальные морфы -, -ва-, -ыва/
-ива- больше, чем приставки, предназначены для передачи видового
значения. Тем не менее в языке есть глагольные лексемы, образованные
той же суффиксальной морфемой и отличающиеся от мотивирующего
глагола или модифицирующим или мутационным смыслом: говорить —>
поговорить —> поговаривать, глядеть —> приглядеть —> приглядывать, заб-

149


лудиться (потерять дорогу) и заблуждаться (ошибаться}. Так что
в целом не то
лько приставки, но и видовые суффиксы не противопос-
тавле
ны словообразовательным средствам глагола.

Итак, в морфемном выражении вида можно отметить две особенно-


сти: 1) морфемы, выражающие вид, не являются окончаниями, 2) они не
разграничены четко со словообразовательными суффиксами и пристав-
ками.

Образование СВ от бесприставочного глагола НСВ при помощи


приставки или суффикса -ну- вслед за С. Карцевским называют перфек-
тивацией. Отдельные перфективированные глаголы образуются пре-
фиксально-суффиксальным способом: вешать -> повесить.

Образование НСВ от глаголов СВ при помощи суффикса называ-


ют имперфективацией. Три имперфективированных глагола образова-
ны с участием постфикса -ся: лечь 1 ложиться, сесть 1 садиться, стать 1
ста
новиться.

От глаголов СВ и НСВ, полученных перфективацией и имперфек-


тивацией, при помощи приставок сравнительно редко и всегда с моди-
фикационным значением образуются глаголы СВ: понаговоритъ, пона-
бират
ь, понавыдумыватъ.

В отдельных случаях вид может выражаться супплетивно: говорить


1 сказать, брать 1 взять, находить 1 найти, класть 1 положить.

На основе приемов перфективации и имперфективации образуются


«видовые цепи» глаголов:

толкнуть -> подтолкнуть -> подталкивать

толкать ^

вытолкать —» выталкивать —> повыталкивать

Видовое значение выражается и синтаксическими средствами, в со-
четаниях глаголов со словами определенной семантики. Например, час-
тица всё указывает на длящееся действие. С этой частицей употребля-
ются глаголы НСВ: он всё спит, ест, пишет и т. д. Фазовые глаголы
также сочетаются только с НСВ: начал работать, но не "'начал зарабо-
тать.
Очень часто аспектуальный контекст задается временным нареч-
ным компонентом, ср.: Каждое утро Петров являлся в контору ровно
в десят
ь часов и Сегодня утром Петров явился в контору ровно в десять
часов.

Как уже отмечалось, вид тесно связан с лексикой и может быть


предопределен лексическим значением слова. Так, глаголы, обозначаю-
щие постоянные отношения, не бывают СВ: Волга впадает в Каспийское
море.

150



<предыдущая страница | следующая страница>


Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов Издательство Московского университета 1999

Охватывают все лексемы без соотносительных форм

5756.13kb.

03 09 2014
29 стр.


Учебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов 1999 Утвержден о рис ученого совета

К 46 Гигиена труда и профилактика профессиональных заболеваний в отдельных отраслях промышленности: Учеб пособие. М.: Изд-во рудн, 1999. 95 с

1763.61kb.

11 09 2014
7 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие владивосток издательство дальневосточного университета

Пособие содержит большое количество практических примеров и завершается специально подобранными тестовыми заданиями для самопроверки. Предназначено для студентов востоковедных вузо

1222.11kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебное пособие для студентов экономистов: учеб пособие по англ яз. / сост. О. А. Михайлина, С. В. Борисова. Краснодар: Краснодар ун-т мвд россии, 2011. 200 с

В. В. Катермина, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии факультета ргф кубанского государственного университета

1894.18kb.

17 12 2014
18 стр.


Учебное пособие Архангельск

Зыкина Т. А. Черноудова М. Г. Трудовое право: Учебное пособие для студентов юридического института. – Архангельск: Изд-во Северного (Арктического) федерального университета 2011. –

1192.26kb.

14 10 2014
11 стр.


Учебное пособие для студентов всех факультетов

Фгоу впо московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии

573.91kb.

16 12 2014
3 стр.


Биология пособие для поступающих в вузы под редакцией М. В. Гусева и Л. А. Каменского Издательство Московского университета 2002 Москва мир 2002
8254.97kb.

01 09 2014
52 стр.