Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6
Просветительское движение на территории Павлодарского Прииртышья дореволюционного периода связано с деятельностью таких просветителей казахского и русского народов, как Мусы и Садуакаса Шормановых, Г.Н.Потанина и Машхуар-Жусупа Копеева. Просветительская деятельность Шормановых, основанная на передовых просветительских идеях прогрессивных русских ученых, была направлена на обучение детей-казахов в казахско-русских школах, изучение истории и этнографии казахского народа. Значительный вклад в развитие науки, культуры и просвещения казахского народа внесли монографии и публицистические труды Г.Н.Потанина, его общественная деятельность была построена на идеях областничества, содружества народов и их национального самоопределения. В центре философской концепции Машхура Жусупа Копеева были идеи духовно-нравственного просвещения. В книгах ученого-мыслителя немаловажное место отводится вопросам общественной и культурной жизни казахского народа, описанию принципов этических правил и типологии форм познания.

Педагогическая мысль Павлодарского Прииртышья начала ХХ века была выражена в произведениях, научных изысканиях Абикея Сатпаева, Жусупбека Аймаутова, Султанмахмута Торайгырова, Сабита Донентаева и Кошмухамеда Кеменгерова. Идеи просвещения и образования, пути развития казахского народа, вопросы нравственного воспитания казахской молодежи, роли родного языка в обучении детей стали основными задачами их просветительской, научно-методической и педагогической деятельности. В художественных произведениях и монографиях Ж.Аймаутова и С.Торайгырова были сделаны важные замечания по психологии и педагогике. Неоднократно ими повторялась мысль о том, что просветительская система в Казахстане должна гармонично сочетать два начала: стремление приобщиться к мировой и русской истории и культуре, быту русского народа через интенсивное изучение русского языка и одновременно сохранить национальные культурно-историческую специфику и родной язык казахского народа. В развитии просвещения края немалую роль сыграли также представители местного учительства.

Педагогическая наука нашего столетия характеризуется повышенным интересом к этнокультурным исследованиям в области образовательной системы. Этнокультурный подход к образованию и воспитанию молодежи особенно актуален в наши дни, поскольку знание истории родной земли, ее просвещения порождает чувство исторической принадлежности и понимание исторических корней, способствует развитию исторического сознания и национальной идентификации.



Вузовская программа образования педагогических специальностей должна учитывать региональный компонент в истории педагогической мысли, так как будущие учителя должны знать историко-педагогическое наследие своего края и строить свою концепцию с учетом исторического опыта педагогов иных эпох. Как показал анализ, во многих вузовских учебных программах слабо представлена связь содержания педагогических дисциплин с национальной историей, историей родного края. Кроме того, работа по обеспечению соответствующими теоретическим и учебно-методическим материалами в процессе обучения требует пристального внимания и немалых усилий. В настоящей диссертации мы предлагаем обновить содержание за счет включения в учебные планы новых дисциплин, спецкурсов, связанных с этнокультурной и региональной спецификой развития педагогической мысли. Следует отметить, что новое содержание предлагаемых дисциплин и спецкурсов требует глубокого научного осмысления и тщательного изучения, учебно-методического и наглядного обеспечения, пересмотра форм и методов обучения и воспитания в контексте рассматриваемой проблемы.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Назарбаев Н.А. Выступление на съезде работников образования и науки// Казахстанская правда, 2 февраля 2001 г.

  2. Концепция Государственной политики в области образования// Сборник законодательных и нормативных документов по высшему образованию. – Алматы, 1996. – С.250

  3. Тажибаев Т.Т. Развитие просвещения и педагогической мысли в Казахстане во второй половине XIX века. – Алма-Ата, 1962. –507с.

  4. Тажибаев Т.Т. Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине ХIХ века. – Алма-Ата: Казахстан, 1965. – 164 с.

  5. Тажибаев Т.Т. Развитие просвещения и педагогической мысли в Казахстане во второй половине XIX века: Автореф. дисс. доктора пед. наук. – Алма-Ата, 1962. – 60 с.

  6. Кунантаева К.К. Развитие народного образования в Казахстане (1917-1990 г.г.). – Алматы, 1997. – 183 с.

  7. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Национальные аспекты обучения и воспитания. – Алма-Ата: РУМК, 1990. – 58 с.

  8. Бурдина Е.И. и др. Становление и развитие образования в крае Кереку-Баян. – Павлодар, 2004 – 167 с.

  9. Госархив Омской обл., ф.3, ед. хр. 11285, л. 107

  10. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История школы и педагогической мысли Казахстана. – Алматы, 1998. – 168 с.

  11. Игибаева А. Казахско-русское содружество в образовании: истоки и тенденции (часть вторая)// Казахстанская школа.-2004.-4.-С.76-80

  12. Таукибаева Ш.Первые органы государственного руководства советским культурным строительством в Казахстане (1917-1920г.г.)// Поиск.-1997.-3-С.67-72

  13. ЦГА РК.Ф.81,Оп.1,Д.2,Л.11

  14. Алаш-Орда: Сборник документов/ Сост. Н.Мартыненко.-Алматы:Айкап,1993.-190с.

  15. Сембаев А.И.История развития советской школы в Казахстане.-Алма-Ата,Казучпедгиз,1962.-366с.

  16. Богенбаева А.К.История развития народного образования в Восточном Казахстане в 20-30-е г.г.Ххвека//Автореф. …кандидата исторических наук.-Алматы,2003-30с.

  17. Нургалиева А.К. Гражданское воспитание подрастающего поколения (1 пол.ХХв)// Начальная школа Казахстана.-2003.-12.-С.20-26

  18. Игибаева А. Казахско-русское содружество в образовании: истоки и тенденции (часть первая)//Казахстанская школа.-3.-С.78-80

  19. Арын Е., Нухулы А. Исторические личности: уроки жизни. Павлодар, 2003. – 252 с.

  20. 16.Асфендиярова-Шорманова М. Человек врожденного ума и знаток казахской жизни// Советы Казахстана. – 1993. – 16 июля

  21. Письмо М. Чорманова Г.Н. Потанину // Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. Т 4. – А., 1968.

  22. Утенияз С. Отец и сын Чормановы// Первые этнографы Казахстана/ Составитель и автор предисловия У.Жанибек. – Алматы: Білім, 2002. – 136 с.

  23. Стрелкова И. Валиханов. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 295 с.

  24. Шорманов М. О скотоводстве киргизов Западной Сибири// Сельское хозяйство. – СПб. – 1883. – 1.

  25. Шорманов М. Заметки о киргизах Павлодарского уезда// Записки ЗСОРГО. – Омск. – 1906. – Кн. ХХХII

  26. Муса Чорманов. Казахские народные обычаи/ сост. Канафина А.М.– Караганда, 2000.- 103 с.

  27. Рахимов Е.К. Этнографические записки Мусы Шорманова как источник по истории Павлодарского Прииртышья// Краеведение. – 2003. – 3. – С.11-18

  28. Гейнс А.К. Из дневника 1865 года // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т 4. – А., 1968.

  29. Потанин Г. Н. Биографические сведения о Ч.Валиханове// Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т.4. – А., 1968

  30. Канафина А.М., Артыкбаев Ж.О. Жизнь и деятельность М.Шорманова// Муса Чорманов. Казахские народные обычаи/ сост. Канафина А.М.– Караганда, 2000.- С.3-15

  31. Письмо Чокана родителям // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т.4. – А., 1968

  32. Путинцев Д. Воспоминания о покойном Мусе Шорманове// Акмолинские областные ведомсти.- 1885. – 38-39

  33. Жаксыбаев С. Муса Шорманов – наш знатный земляк// Звезда Прииртышья. – 1999. –20 марта

  34. Арын Е., Нухулы А. «Жизнь – заложница чести…»/ Звезда Прииртышья, 2002.-31 октября. – С. 8

  35. Биографические беседы Г.Н.Потанина. Зап. М.Х. Светницкой// Средняя Азия. – 1927. – 4

  36. Валиханов Ч.Ч. Сочинения. – СПб, 1904

  37. Сборник избранных статей и биографических очерков, выпущенному к 80-летию со дня рождения Г.Н.Потанина. Томск, 1915. – 113с.

  38. Потанин Г.Н. Письма. В 4-х т. Т.1. – Иркутск, 1977. – 198 с.

  39. Казахский фольклор в собрании Г.Н.Потанина. – Алма-Ата, 1972. – 382с.

  40. Дулатов М. Сочинения. – Алма-ата, 1991

  41. Потанин Г.Н. Нужды Сибири// Сборник избранных статей и биографических очерков, выпущенному к 80-летию со дня рождения Г.Н.Потанина. Томск, 1915. – С.51-86

  42. Потанин Г.Н. В юрте последнего киргизского царевича// Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.171-172

  43. Сарсеке М. Родина Сатпаева. – Алматы – Павлодар: Жибек жолы, 1999. – 336 с.

  44. Букейханов А. Казахи. – Лондон, 1945. - ___ с.

  45. Жаќсыдан ѓибрат (Садуаќас Шорманов)// Алдабергенов К,М., Арын Е.М., Баткеева Б.Т. Бір туар дара т±лѓалар. - Павлодар, 2003. - С.27-32

  46. Первое письмо Садуакаса Шорманова Г.Н.Потанину// Муса Шорманов. Казахские народные обычаи/ Отв. ред. Ж.О.Артыкбаев. – Караганда, 2000. – 103 с.

  47. Уалиханов Ш. Шорман єулеті// Ана тілі. – 2002. – 17 января

  48. Прищепова В.А., Черманова М.Б. Из коллекции по этнографии казахов (Музей антропологии и этнографии РАН, С.-Петербург)// Известия НАН РК. Серия общественных наук. – 1993. – 5. – С.69-76

  49. Ахметова Г.Г. Истоки и содержание эстетических взглядов в наследии Машхура-Жусупа Копеева// Материалы Международной конференции «Чтения Машхура-Жусупа». – Павлодар, 2002. – С.221-234

  50. Абилев Д. Машхур Жусуп Копеев// Простор. – 1985. – 1. С.161-163

  51. Артыкбаев Ж.О. Историческое наследие Машхур Жусуп Копеева. – Павлодар, 2004. – 216 с.

  52. Копеев М.Ж. Тањдамалы. В 2-х т.- Алматы, 1993

  53. Кулумжанов Н.Е. Нравственность как основа этики// Материалы Республиканской научно-практической конференции «3 Машхуровские чтения». – Павлодар, 2002. – С.248-252

  54. .Материалы из фондов Павлодарского областного музея литературы и искусства им. Бухар жырау, Ф. 1 - М

  55. Муканова Л.Ж. Машхур Жусуп – философ// Материалы Международной конференции «Чтения Машхура-Жусупа». – Павлодар, 2002. – С.234-242

  56. Аль-Фараби. Трактаты о музыке. – Алма-Ата, 1973

  57. Копеев М.Ж. Разные сочинения. Отдел редких книг и рукописей

АН РК, п.1170,1174,1175

  1. Копеев М.Ж. Разные сочинения// Антология педагогической

мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.188-190

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти .томах. Т.3. – Алматы, 2000

  2. Т±рышев А.Ќ. Мєшхур Ж‰сіп Кµпеев шыѓармалары тілініњ

кейбір мєселері. - Павлодар, 2002. – 236с.

  1. Ойшыл, аѓартушы, аќын, публицист (Мєшхур Ж‰сіп Кµпеев )// Алдабергенов К,М., Арын Е.М., Баткеева Б.Т. Бір туар дара т±лѓалар. - Павлодар, 2003. - С.156-171

  2. Ж‰сіпов Н.Ќ., Кµпеев А.Ж. Мєшћ‰ртанудыњ 3-ші кезењі// Вестник ПГУ. – 2003. – 3. – С.162-164

  3. .Арын Е., Нухулы А. Я не мыслю свое будущее вне школы// Звезда Прииртышья. – 2002. –10 октября

  4. ..Есекеев Ж., Актамбеков К. ¦стаздардыњ ±стазы// Ќазаќстан мектебі. – 1976. – 7

  5. .Сатпаева Ш. Абикей Зеинулы Сатпаев// Сатпаева Ш. Сєулелі єулет. - Алматы, 1996. – С.96-134

  6. .Сатпаев А. Каким должен быть учитель // Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.2498-249

  7. ¦стаздардыњ ±стазы (Єбікей Зейн±лы Сєтбаев)// Алдабергенов К,М., Арын Е.М., Баткеева Б.Т. Бір туар дара т±лѓалар. - Павлодар, 2003. - С.39-45

  8. Асылбеков А.А. Примерный товарищ// Ќазаќ тілі. - 1923 год. - 1 апреля

  9. Дюсенбаев Ы. Султанмахмут Торайгыров. – Алма-Ата,1967 – 156 с.

  10. Торайгыров С. Избранное. В 2-х т. Т.2– Алма-Ата, 1958 - 200 с.

  11. Жарикбаев К. Развитие психологической мысли в Казахстане. – Алма-Ата, 1978

  12. Торайгыров С. Стихотворения// Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.205-207

  13. Торайгыров С. Социализм// Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995.С.205

  14. Торайгыров С. Избранные произведения. – Алма-Ата, 1957 -56с.

  15. Жарикбаев К. Проблемы обучения, воспитания в произведениях казахских просветителей. – Алма-Ата, 1978

  16. Жарикбаев К. Педагогические и психологические взгляды С.Торайгырова// Ќазаќстан мектебі. - 1968. – 12.

  17. Нургалиев О. Мысли Султанмахмуда о человеке и его нравственных качествах// Ќазаќстан мектебі. - 1968.- 10.

  18. Урунбасарова Э.А. Развитие теории нравственного воспитания школьников в истории педагогики Казахстана в 60-е г.г. ХIХ в. – 90-е г.г. ХХ в./ Дисс. … кандидата педагогич. наук. – Алма-Ата, 2003

  19. Табылдиев Х. ХХ ѓасырдыњ басындаѓы оќу-аѓарту ісініњ жай-к‰йі// Поиск. – 1997. – 3. – С.83-88

  20. Койбагаров К. Султанмахмут Торайгыров о воспитании// Ќазаќстан мектебі. - 1960.- 5.

  21. Арын Е., Нухулы А. Навечно прописан в сердце моем..// Краеведение. – 2003. – 3. – С.122-129

  22. Аймаутов Ж. Педагогическое руководство. - Оренбург, 1924 (на каз. яз.)

  23. Аймаутов Ж. Психология и выбор профессии. – Москва, 1926 (на каз. яз.)

  24. Аймаутов Ж. Психология: Учебное пособие. – Кызыл-Орда. - Ташкент, 1926 (на каз. яз.)

  25. Аймаутов Ж. Методы комплексной системы преподавания. – Кызыл-Орда, 1929 (на каз. яз.)

  26. Аймаутов Ж. Педагогическое руководство// Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.281-286

  27. Жарикбаев К. Трактаты по психологии: [О выдающемся деятеле науки и культуры Казахстана, поэте, писателе, публицисте Ж. Аймаутове]// Учитель Казахстана.- 1989. – 6 июля.

  28. Акажанова А.Т. Их бессмертное наследие: [О психолого-педагогическом труде Ж. Аймаутова и М. Жумабаева]// Вестник КазГУ. Серия филос. – Алматы, 1993.

  29. Аймаутов Ж. Воспитание// Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.289-294

  30. Урунбасарова Э. Вопросы нравственного воспитания школьников в педагогических работах Жусупбека Аймауытова (1889-1931)// Поиск. – 1999. – 4-5. – С.69-73

  31. Аймаутов Ж. Воспитание// Абай. – 1918. – 2. – С.10-13

  32. Жарикбаев К. Его духовное наследство// Казахстанская правда. – 1989. – 20 января

  33. Аймаутов Ж. К чему ведет твое призвание, то и созидай// Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.295-298

  34. Ильясова А.Н. Проблемы развития педагогической теории Казахстана (1900-1960-е годы)// Дисс… д-ра педагогич. наук. – Алматы, 1997 -299с.

  35. Сабит Донентаев (к 95-летию со дня рождения). Памятка. – Павлодар, 1988// Материалы из фондов Павлодарского обл. музея литературы и искусства им. Бухар жырау, Ф. 1 – Д

  36. Донентаев С. О казахских женщинах// Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К., Калиев С. – Алматы, 1995. – С.311-312

  37. Нурмагамбетова З. Реабилитирован посмертно// Звезда Прииртышья. – 1996 год. – 20 июня. - 69

  38. Рустембекова Р. Пространство трагедии// Омская правда. – 1990 год - 15 августа

  39. Рустембекова Р. Расстрел в конце улицы// Казахстанская правда. – 1991 год. – 18 июля

  40. Рустембекова Р. Ќаламгер Кеменгеров// Ќазаќ єдебиеті. – 1988. – 22 июля

  41. Ќамзабек±лы Д. Ќошке Кеменгер±лы ѓ±мырбаянныњ белгісіз беттері// Ана тілі. – 1992. 14 января

  42. Єбіл±лы А., Торкин Е. Алаштын асыл перзенты// Арќа ажары. 1996. – 23 апреля

  43. ¦лтжанды азамат (Кошке Кеменгеров)// Алдабергенов К,М., Арын Е.М., Баткеева Б.Т. Бір туар дара т±лѓалар. - Павлодар, 2003. - С.194-198

  44. Бєделханов А. Ќошке Кеменгеров. Ќазаќтыњ саяси тарихи т±рмысынан// Сарыарка самалы. – 1998

  45. Каргин С.Т. Влияние профессионального взаимодействия в вузовском педагогическом процессе на качество подготовки будущих учителей/ Автореф… доктора педагогич. наук. – Алматы, 2000. – 41 с.

  46. Наурызбай Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников/ Дисс. … д-ра педагогич. наук. – Алматы, 1997. – 348 с.

  47. Арынгазин К.М. Развитие педагогики путем совершенствования теоретико-методологической смысловой основы/ Автореф… доктора педагогич. наук. – Караганда, 2001. – 43 с.

  48. Закон РК «Об образовании // Казахстанская правда. – 11 июня 1999


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..…3


  1. Социально-политические условия развития просвещения на территории Казахстана………………………………………..…..5




  1. Роль просветителей конца XIX – первой трети ХХ века в развитии педагогической мысли Казахстана и образования в Павлодарском Прииртышье……………………………………..16




    1. Муса Шорманов – просветитель казахского народа…….……..16




    1. Вклад Г.Н.Потанина в развитие просвещения казахского

народа………………………………………………………..........21


    1. Просветительская деятельность Садуакаса Шорманова………………………………………………………..25




    1. Нравственно-этические и просветительские взгляды в литературном наследии Машхура-Жусупа

Копеева …………………………………………………………..26


    1. Педагогическая деятельность Абикея Сатпаева……………….34




    1. Психолого-педагогические проблемы в творчестве Султанмахмута Торайгырова …………………………………..38




    1. Психолого-педагогическое наследие Жусупбека

Аймаутова ……………………………………………………….44


    1. Сабит Донентаев – педагог и просветитель

Павлодарского Прииртышья………………………………..….51


    1. Просветительская деятельность

Кошмухамета Кеменгерова…………………………………….53


  1. Методические указания к лекционным и семинарским занятиям по курсу «Просветители Павлодарского Прииртышья конца ХIХ – первой трети ХХ в»………………………………………57

Заключение……………………………………………………………...68




<предыдущая страница


Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных специальностей Павлодар, 2004 ббк 74. 03(2) и 85

Охватывает общие пути и способы обучения всем предметам. Частная дидактика исследует методику обучения и рассматривает вопросы конкретного применения общедидактических правил и при

1005.02kb.

10 09 2014
6 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 65. 290 2 я 73 с 50

Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов

1528.71kb.

16 12 2014
8 стр.


Учебное пособие для студентов неязыковых специальностей 1 часть я и мое окружение Павлодар

С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,

847.54kb.

12 09 2014
7 стр.


Учебно-методическое пособие для практических занятий студентов вузов неязыковых специальностей Павлодар (075) ббк 81. 2 Англ-9

Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку

744.55kb.

15 09 2014
7 стр.


Учебное пособие Чебоксары 2009 ббк 28. 91 Д 464

Руководство предназначено для аспирантов и студентов естественно-научных специальностей

1174.16kb.

27 09 2014
5 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей Красноярск 2009 Рецензент Печатается по решению Методической комиссии фэф

Инвестиции: учебное пособие для студентов экономических специальностей/сост. Ю. В. Ерыгин, А. В. Зиненко; Сибгау. Красноярск, 2009 –191 с

2429.45kb.

25 12 2014
24 стр.


Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006 Моргунов Г. В. Философия: Учебное пособие для студентов всех специальностей. Новосибирск: нф рап, 2006

Охватывают “все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе”. Под идеями же подразумеваются “сла­бые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении”

3457.73kb.

06 10 2014
40 стр.


Протоиерей Серафим Соколов

Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, учащихся духовных учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей крупнейш

3942.6kb.

01 10 2014
42 стр.