Перейти на главную страницу
Г.Н.Потанин, публицист, ученый-географ, этнограф, крупнейший общественный деятель Сибири второй половины XIX века, родился в 1835 году в казачьей станице Ямышевская неподалеку от г. Павлодара.
В 1852 году окончил Омский кадетский корпус и был выпущен в числе лучших учащихся в числе сотников в казачьи войска. В период обучения в Омске он сдружился с Шоканом Валихановым, «маленьким киргизом, сыном атамана», которого, как говорил сам Потанин, послала ему судьба [35,125]. «Чокан не знал по-русски, я не знал по-казахски, - писал о своей дружбе с великим просветителем казахского народа Г.Н.Потанин, - но потом, когда он подучился по-русски, особенно, когда я… заинтересовался путешествиями и географией Киргизской степи, некоторые части которой были еще не известны, я стал водить знакомство с Чоканом. С этой поры мы стали друзьями, и наши умственные интересы более не разлучались; нас обоих интересовал один и тот же предмет – Киргизская степь и Средняя Азия» [36,XVI]. В годы учебы он воспринял демократические идеи преподавателя, уроженца Павлодарского Прииртышья Н.Ф.Костылецкого, который заразил Потанина и его друга своей увлеченностью народной поэзией, языком, историей и этнографией казахов.
В 1852 – 1859 годы служил в Семипалатинске, на Алтае, в Омске, вошел в круг демократической интеллигенции наряду с С.Дуровым, Капустиными, В.П.Лоборовским и др.
В 1859 году поступил в Петербургский университет, где создал земляческий кружок на основе демократических областнических идей. В кружок вступили Н.М.Ядринцев, С.С.Шашнов, Н.И.Наумов, Ф.Усов, А.Песков и др. Автор предисловия к Сборнику избранных статей и биографических очерков, выпущенному к 80-летию со дня рождения Г.Н.Потанина приводит слова Н.М.Ядринцева, характеризующего деятельность кружка так: «Собрания сибирской молодежи, организованные Потаниным, были бурными. У них скоро произошла дифференциация: возникли две партии – «потанинская» и «павлинская». Потанинцы представляли себе Сибирь, в настоящем пустынную, бедную и убогую, - нарядную в будущем; невежественную – образованной, усеянной школами; вместо несчастной, слышавшей только звон цепей и проклятия ссыльных, рисовали себе ее населенную свободною, жизнерадостною и ликующею; назвали эту страну страною будущего, мечтали о счастливой будущности девственного края, подобно Америке…, перечисляли неистощимые ее богатства, рисовали ее в будущем видным мировым рынком, царицей Азии» [37,XIII].
Основные положения деятельности кружка были следующими: поскольку Сибирь (а Казахстан областники не отделяли от Сибири) является колонией России, необходимо добиться ее автономии и равноправия для обеспечения развития края; жизнь населения должна быть переустроена на демократических началах, освобождена от угнетения чиновничества, феодальной знати, формирующейся буржуазии; русское население должно приобщить коренные народы к образованию, науке, высшим достижениям европейской цивилизации, помочь развитию их национального самосознания, без чего невозможно уважительное сосуществование народов.
В 1861 году кружок стал сотрудничать с революционными организациями. Так, по заданию тайной организации «Земля и Воля», вдохновителем которой был Н.Г.Чернышевский, Г.Н.Потанин принимает участие в поездке по территории Уральского казачества. В 1863-1865 годах усилиями Потанина была создана областническая организация в Сибири, развернута революционно-просветительская деятельность. С 1868 по 1874 годы, находясь в ссылке в Вологодской губернии, познакомился с областниками Поволжья, принимал участие в литературно-политической жизни края [38].
Г.Н.Потанин был одним из организаторов сибирской печати («Сибирь», «Восточное обозрение»). Им опубликованы более 500 научных и публицистически работ, посвященных проблемам развития Сибири, ее автономии, просвещения народов Казахстана и Средней Азии.
В период путешествий (1863-1864, 1876-1977, 1879-1980, 1892-1893, 1899) по Казахстану (оз. Зайсан, хр.Тарбагатай), Центральной Азии, Китая, Монголии, Тибета Г.Н.Потанин изучал и собирал фольклор местных народов, среди которых особое место занимает устное народное творчество казахов [39]. Ученый поддерживал дружеские отношения с представителями казахской интеллигенции, среди которых был Муса Шорманов, видный просветитель Павлодарского Прииртышья (см. выше). М.Дулатов называл ученого «нашим сибирским особопочитаемым аксакалом» [40,277].
Г.Н.Потанин был ученым, которому не была безразлична судьба казахского народа. Он в своих трудах неоднократно говорил о необходимости просвещения и открытия в степи светских школ. В них, по его глубокому убеждению, должны изучаться русский и родной для народа языки. «На инородческих территориях, - писал он, - должны быть основаны правительственные школы и гимназии с преподаванием на инородческом языке», чтобы они «имели шансы на общественное и культурное возрождение и самоопределение» [41,78]. Особое внимание в просвещении народа надо уделить «на распространение образования инородческих женщин» [41,78].
По мнению Потанина, просвещением должна заниматься казахская интеллигенция, свободная от рутинной замкнутости, «дружелюбно относящаяся к формам европейской жизни и выводам европейской науки». Именно она, по мысли ученого, пробудит казахский народ к духовной жизни. Жизнь и творчество выходца из казахского народа, «небывалого феномена» Шокана Валиханова, пишет он в очерке «В юрте последнего киргизского царевича», образцом просветительской деятельности: «В сердце Чокана любовь к своему народу соединялась с русским патриотизмом…» [42,171]. Следуя Шокану, продолжает рассуждать ученый-просветитель, молодые образованные казахи и местное образованное русское общество соединят свои усилия и «изучением казахской народности будут заниматься не только для пополнения европейского знания, а в целях пробуждения самосознания казахского народа» [42,172].
«Число образованных киргизов, кончивших курс в высших учебных заведениях, с каждым годом увеличивается; к сожалению, писал об актуальной для того периода проблеме ученый-просветитель, - по окончании курса молодые ученые люди не образует живущей в одном месте колонии, а рассыпаются обратно по обширной киргизской территории или … остаются жить в Европейской России, на Кавказе, в Одессе и т.п.» [42,171]. В целях решения проблемы концентрации творческих и умственных сил сибирского общества под руководством Г.Н.Потанина шла работа по созданию университета в Сибири, который должен стать, по его глубокому убеждению, центром духовной жизни, основным органом законодательной работы, храмом всестороннего знания [41,72-73]. Высшая школа Сибири, - далее писал он, -должна включать, в первую очередь, «два философских факультета: физико-математический и историко-филологический», поскольку в них дана «Классификация наук, чистых и прикладных» [41,78].
В публицистической работе Потанина «Нужды Сибири» красной нитью сквозит мысль о важности отстаивания духовной культуры казахов. «Всякая область, как бы не скромны были ее размеры, в пределах культуры, искусства и умственной жизни имеет право на самостоятельное, независимое от остальных частей государства, развитие своих сил». Далее он отмечал, что для казахского народа необходимо культурное и национальное самоопределение: «Это право за нерусским населением нужно признать, во-первых, в узких интересах самих этих племен; для них необходимо общественное возрождение для своей защиты в борьбе за существование; во-вторых, умственная и общественная деятельность этих племен, развиваясь оригинально, внесет что-нибудь новое в общую сокровищницу человеческого духа» [41,58].
Следует отметить, что Г.Н.Потанин активно сотрудничал с лидерами движения «Алаш». Так, он был депутатом госдумы от Семипалатинской области, участвовал в работе Первого Всеказахстанского съезда.
Таким образом, интересы Г.Н.Потанина поражают нас своей разносторонностью. Однако все его научные и публицистические труды, посвященные проблемам этнографии, географии и фольклористики, пронизаны идеей просвещения народов Азии и Казахстана. Ученый утверждал, что необходимо исследовать этнографию и краеведческий материал казахов для сближения двух народов – России и Казахстан, открывать русско-казахские школы, целью которых должно стать формирование национального самосознания казахского народа и приобщение к мировой цивилизации через изучение русского языка и культуры.
2.3 Просветительская деятельность Садуакаса Шорманова
(1850-1928)
Садуакас Шорманов, старший сын Мусы Шорманова, стал наиболее известным последователем и продолжателем дел отца в области просвещения и подвижнической деятельности. Он относится к плеяде казахских поэтов ХХ века.
С.Шорманов начал учиться в Омске, сначала в медресе, затем в русской школе, позже окончил гимназию. Он хорошо знал русский язык, неплохо владел немецким и чагатайским языками, был знаком с восточной культурой и поэзией.
У современников Садуакас Шорманов пользовался репутацией ученого человека, хотя неизвестно, к какой науке он тяготел больше [43,148]. Он, как и его отец, занимался просвещением своих земляков, сам был начитанным и эрудированным в различных отраслях знаний. В отличие от отца он не тяготел к чиновничьей службе, хотя, возможно, в молодые годы избирался волостным управителем.
Садуакас Шорманов от природы был щедро наделен разносторонними дарованиями. Его можно охарактеризовать как человека поэтического настроя, оратора, увлеченного собирательской деятельностью ученого-этнографа. Многое из творческого наследия С.Шорманова не дошло до нас, лишь его некоторые стихи и песни в советский период исполнялись как народные. Большая часть трудов С.Шорманова не была издана, поскольку в этот период, по словам А.Букейханова, не было «ни одной газеты на казахском языке, нет ни одной типографии» [44,49].
Из малочисленных трудов, которые были напечатаны, наиболее большую ценность представляет книга «Ањшы» («Охотник с птицей»), выпущенная в Казани в 1907 году.
В предисловии к этой книге он писал с любовью о своем народе: «Народ, именуемый казахом, в тюркском Алаше составляет примерно шесть миллионов человек, на севере расположена Россия, на востоке Китай – Шин, на юге – Мавераннахр, заселяющий эту страну кочевой народ подразделяется на три орды, то есть на три жуза…» [33,80]. Автор книги отмечал, что у казахского народа есть особый, высокоразвитый вид искусства – охота с ловчими птицами.
В 1897 году Садвакас Мусаулы составил и подготовил к изданию сборник стихов казахских поэтов, куда были включены также 200 пословиц и поговорок. Среди стихов 17 принадлежали Абаю. Однако этот сборник не был издан, несмотря на то, что С. Шорманов приезжал в Санкт-Петербург, где встречался с профессором П.Мелиоранским, знатоком казахского языка и литературы. В настоящее время данная рукопись хранится в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина [45,28].
Он поддерживал тесные отношения с передовой российской интеллигенцией, рос под ее плодотворным влиянием. Через своих друзей Садуакас неоднократно передавал и материалы Чокана в Петербург. Переписка с Г.Н.Потаниным, Н.М.Ядринцевым свидетельствует о продолжении им дел отца и об его беспокойстве и озабоченности за обучающихся казахов-детей, проявлении заботы об их будущем. Так, например, в одном из писем он писал: «Сейчас казахи обучаются в разных медресе. В гимназии учатся 19 детей, в кадетском корпусе – 5, в учительской семинарии – 4 и в техническом – 2. Всего сейчас в Омске обучаются 30 детей, один юноша учится в Петербургском университете. Это – Сырттанов, если это возможно, я прошу Вас встретиться с ним, окажите возможную помощь». В этом же письме он передает поклон Н.М.Ядринцеву [46,60].
В 1903 году под руководством С.Шорманова была открыта русско-казахская школа в Аккелинской волости Баянаульского района (ныне школа им. академика Каныша Сатпаева) [47].
С. Шорманов являлся заступником земляков от произвола и насилия русских чиновников и местной знати. Как и отец, он заботился о подрастающем поколении – будущем степи [48]. Садуакас Шорманов для конца XIX и начала ХХ века был исключительно прогрессивным деятелем и просветителем, чье творчество было направлено на открытие баянаульцам дорогу в образование, приобщение к мировой культуре через кахско-русские школы, исследование культуры, этнографии и фольклора своего народа.
Во второй половине XIX века, в период демократических надежд и предреволюционной бури начинается творческий путь великого казахского мыслителя, поэта, просветителя, публициста, историка, этнографа и знатока казахской генеалогии Машхур Жусипа Копеева, чье имя долгое время предавалось забвению в силу ярко выраженного религиозного характера его взглядов. Но сегодня следует признать, что мировоззренческие универсалии исламского мира, особенно ярко проявляющиеся в сфере нравственности, нашли глубинное выражение в произведениях М.Ж. Копеева. Исламская религия вошла в языческую среду как часть мировоззренческого ориентира общества, переплетаясь с кочевыми традициями древних верований. Этот процесс вживления нравственной сущности ислама в степную сопровождался сохранением доисламской культовой практики – поколением духам предков, святым, что особенно ярко прослеживается в поэзии средневековых мыслителей, акынов и жырау, чьи творения изучал и бережно собирал М. Ж. Копеев, видя в них бесценное сокровище народного духа, вековой мудрости и ориентир нравственного совершенствования человека [49,221-222].
Машхур Жусип («прославленный Жусуп» - так в свое время назвал его Муса Шорманова, возлагая на него большие надежды) родился в волости Кызылтау Баянаульского округа. Получив образование в медресе хазрета Камара, в 1872 году Машхур Жусип продолжил учебу в медресе Кокельдеш (Бухара). В это время он проявил блестящее знание арабского и персидского языков, литературы и истории этих народов. С 1875 года работал учителем в ауле, активно занимался публицистической деятельностью. Для самосовершенствования, расширения знаний в области фольклора и этнографии он совершил путешествие по Казахстану (1872 г.), Средней Азии (1887-1890г.). В это время он познакомился с выдающимися деятелями культуры Казахстана, Средней Азии, России. Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В.В.Радловым повлияло на формирование научных интересов М.Ж.Копеева как собирателя казахского фольклора. Им собрана удивительная коллекция фольклора, материалы по казахской генеалогии и истории [50,164-165]. Ему принадлежат лучшие записи произведений поэтов XVIII-XIX в.в., особенно известных классиков, Бухара-жырау, Шортанбая, Шоже.
Творчество М.Ж.Копеева многогранно. Им написаны рассказы, статьи, корреспонденции, заметки, собраны различные варианты казахских эпических поэм, записаны тексты народных сказок, легенд, преданий, изречений, пословиц, обрядово-бытовых песен, политических состязаний малоизвестных акынов. Подвергая анализу те или иные образцы фольклора, Жусуп видел в них источник для историко-этнографических реконструкций. В его записях большое место занимают материалы о происхождении и родовом составе, об окружающей природе, одежде и духовной культуре определенных народов [52,143].
Его перу принадлежат книги «Халахуал» (Наша жизнь), «Сарыарка кімдікі» (Кому принадлежит Сарыарка), «Тіршілікте кµп жасаѓаннан кµрген бір тамашам» (Увиденное за долгую жизнь), поэмы «Ќороглы», «Ер Кµкше», «Ер Саин», «Шайтанныњ саудасы» (Чертов торг) и др. [52]. Произведения М.Ж.Копеева служат оригинальным источником для истории. Они обогащают последующие поколения многообразным колоритом ушедших эпох и позволяют обнаружить невидимые на первый взгляд спонтанные связи казахов с окружающей средой и способствуют определению их роли в едином процессе развития всемирной истории [51,143]. Значительная часть его рукописного наследия посвящена проблемам этики, педагогики, психологии, естествознанию и религии, анализу нравов современного общества. Во многих своих произведениях («Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо» и др.) он затронул многие вопросы общественной, политической и культурной жизни своего времени, говорил о социальном неравенстве, просвещении, свободе слова, назначении искусства.
Лейтмотивом всех произведений М.Ж.Копеева являются проблемы этики [153,248]. М.Ж.Копеев в них отмечает важность знаний в развитии общества. Поэт понимает, как изменился бы мир, если бы его соотечественники научились бы читать и писать. Он призывает не терять попусту свое драгоценное время, найти свое место и цель в жизни.
Молодым – выступай, выходи вперед,
Совершай все деяния в свой черед.
И захочешь – да все уже будет впрок,
Если в юности мощь из тела уйдет.
Убеждение мыслителя, что каждый человек – кузнец своего счастья, неоднократно звучит в его произведениях. Он пишет, что в этом мире каждый человек несет ответственность за свою судьбу, за свою жизнь. Ему надо всегда стремиться творить добро, совершая благие поступки. «Человек неукротимой воли, - пишет мыслитель, - не останавливается на пути к достижению цели, не отказывается от своего стремления, никогда не теряет надежды на успех, не увлекается мелочами, его не сломает лишение» [52,59].
Поэт считал, что образование необходимо не только мужчинам, но и женщинам. При этом важность образования для женщин он подчеркивал особо, поскольку женщины изолированы от внешнего мира и плохо осведомлены о происходящем в обществе. «Если судить по разуму, то для женщины учение более необходимо, - рассуждал Машхур Жусуп, - так как на ней лежит семейная обязанность и из ее рук должно получить первоначальное воспитание молодое поколение. Кроме того, она может повлиять и на мужа, который особенно у нас мало имеет дело с семьей, бродя по промыслам» [54].
Копеев подчеркивал необходимость соединения производственной деятельности с теоретическими светскими знаниями. Он призывал народ извлекать пользу из науки, советовал баям правильно вести хозяйство, опираясь на полученные знания, чтобы не лишиться приобретенного богатства. «Богатство приходит, как девица на той, - аргументировал поэт народной пословицей свои мысли, - а в руках тает, как лед» [55,236].
Судя по некоторым высказываниям М.Ж. Копеева, он утверждал, что нужно жить по-настоящему на земле и не забывать долга перед богом. Хотя жизнь на этом свете Копеев считал «маленьким тоем», а загробную – «большим тоем», он советовал людям неплохо провести и «маленький той» [55,237].
На страницах официальной печати М.Ж.Копеев не мог открыто проповедовать идеи ислама, поскольку это противоречило царской политике обучения национальных окраин и позже антирелигиозному советскому менталитету. Однако в неопубликованных сочинениях, написанных в годы сотрудничества в «Киргизской степной газете», он свободно высказывал свои симпатии исламу. В своих некоторых рукописных статьях и стихотворении «Слова, сказанные Машхуром в возрасте 37 лет», Копеев выступал в роли обыкновенного муллы.
Машхур Жусуп указывал на умение видеть в каждом явлении мира частицу красоты божественного творения, что позволяет осознать многообразие единства бытия, в котором Истина и Добро переплетаются в идее Красоты, поскольку «…мир представляется ему (в исламе) огромной книгой, исполненной символов и знаков (айат), то есть, элементов красоты, взывающих к нашему разумению. Мир состоит из форм, похожих на отголоски застывшей небесной музыки, познание или святость растопляют эти оледеневшие осколки, освобождая в них внутреннюю мелодию» [49,227].
В человеке, как самом прекрасном творении Аллаха из всех явлений природы, усматриваются все задатки эстетических качеств Бога. Но истинная красота не лежат на поверхности, это внутренняя красота, неотделимая от добродетели, не определяемая никакими качествами и свойствами, становится доступной и понятной лишь через призму человеческих отношений и поступков [49,229]. Красота в человеке, согласно М. Ж. Копееву, проявляется в его духовной востребованности другими людьми, его наполненности человечностью, способностью принести свет счастья и пользы своими деяниями не только себе, но прежде окружающим. Ибо истинное предназначение человека он видит в распространении добра.
Ќайырсыз болсањ бєхил, болдыњ терек,
Басќаѓа бір отыннан ќылмас керек.
Зарарлы болсањ ж±ртќа, болдыњ тікен,
Ќыларсыњ жазды µ жапан шµлді мекен.
«Жерінде єр не µзініњ» деген рас,
Еккенмен сусыз жерге, шыќпас жекен [52,84].
Признавая не только божественное прекрасное, но и прекрасное в земной жизни, М. Ж. Копеев говорит об умении самого человека творить красоту. Мысли М. Ж. Копеева созвучны средневековому философу Аль-Фараби, утверждавшему, что «человек способен создавать прекрасное, так как он наделен способностью искать и творить добро. Человек всем своим существом стремится к счастью, к прекрасному в жизни и достигает счастья только тогда, когда ему присуще прекрасное, и он способен к сохранению этого прекрасного» [56,51].
Различение прекрасного и безобразного, доброго и злого свойственно человеку посредством его умственной деятельности. Машхур Жусуп признавал в человеке красоту его ума и способность мыслить. Познание своих желаний и страстей способствует открытию истинной сущности человека, расширенно его внутренней красоты, поскольку этот путь - путь самопознания. В основе раскрытия себя лежит устремленность к самосовершенствованию, к приближению прекрасного идеала.
Согласно М. Ж. Копееву, поиск и стремление к высшим духовным ценностям позволяют человеку стать собственно человеком. Каждый из нас способен к достижению внутренней гармонии и красоты совершенства, поскольку Богом предопределена способность человека к любви, чистоте помыслов и деяний. Самопознание есть единственно верный путь становления высоконравственного человека и именно в этом кроется его божественное предназначение. Познание своей уникальности и неповторимости, открытие своей истинной природы должно проходить, прежде всего, через сердце человека, поскольку тот, кто познал самого себя, таким образом, приближается к познанию Господа своего, поскольку Он сотворил человека по своему образу. Сердце, являясь сокровенным центром человеческой сущности, позволяет человеку соприкоснуться с вечной Истиной и любовью. Прекрасное, согласно мыслителю, это истина первичного начала, только через любовь к нему возможно достижение высот совершенства человека [49,230].
Только глупец может довольствоваться услышанным, не утруждая себя размышлениями, мудрый же стремится к разумному постижению результатов божественной творческой деятельности, доказательному знанию. Они являются главными звеньями философских воззрений мыслителя. «Аќымаќты» тізгіні – ќ±лаѓы. Ѓаќылдыњ тізгіні – кµњілі. Аќымаќ не нєрсені естісе, естігеніне ќанаѓат ќылады, ќатыќтый ќтып, с‰ттей ±йып ж‰ре береді. Ѓаќылды не нєрсені естісе, естуіне ќанаѓат ќылмайды, ѓаќылына салып, кµњілініњ дауалауынасалып, кµњілініњ дауалауына тоќтайды» [52,12]. Знание по Копееву, является средством обретения высокодуховных смыслов жизни.
Будучи проповедником религиозной морали, Копеев, отрицательно отзывался о тех мулах, которые плохо справлялись с задачами духовного воспитания детей. В статье «Обучение грамоте в степи» он рассказывал, что казахи подбирают мулл для детей без учета того, соответствует он назначению или нет. Он критиковал тех мулл, у которых дети после 5-6 лет учебы остаются совершенно неграмотными. Особенно Копеев ненавидел татарских и узбекских мулл, которые по его сообщению, заботятся только о своем кармане. Поэта возмущало то, что представители мусульманского духовенства – муллы, ходжи, имамы – продают свои знания за деньги, лицемерят, подобно лисам, охотящимся за мышами [57].
В неопубликованных сочинениях Копеева встречаются интересные рассуждения по многим отдельным вопросам педагогики и психологии: о пяти органах чувств, о роли мозга и сердца в психической жизни человека, о представлении, сновидениях и языке как жемчужине, выражающей мысли, о воспитании детей в семье, о взаимоотношении детей с родителями и т.д.
Также М. Ж. Копеев в своих сочинениях рассматривал вопрос о беспечности. «Беспечность, - говорил он, - бывает разная, Первый вид беспечности, когда человек совершенно не желает реагировать, обращать внимание на происходящее, извлекать из него уроки, абсолютно безразличен ко всему. Второй вид беспечности, когда человек в одних делах внимателен, осторожен, прилежен, а в других – беспечен. Первый вид беспечности неизлечим от пороков, а второй можно излечить посредством развития ума, воспитания памяти и человечности. Первая беспечность вредна в жизни, а последнюю нельзя считать вредной, поскольку она бывает даже у мудрых людей» [58,189].
Копеев считал, что первый раздел науки о человеке - познание человеком своей природы, строения и функций организма. Второй раздел - этика, цель которой научить человека хорошему поведению. Основные принципы этических правил Копеева вытекают из мусульманской религиозной морали. Третий раздел - выяснение, что такое разум и что такое слово. Разбирая этот вопрос, он утверждал, что «человек, взятый сам по себе, голое существо». Он признается по одежде, которая украшает человека [57].
Согласно точке зрения ученого, разум проявляется в различных формах познания, связанных с деятельностью мозга [58,188-189].
Первой из форм познания Копеев считал орган зрения, который, по его утверждению, находится в контакте со слуховым аппаратом. Зрение человека, как указывал ученый, связано не только с внешним миром, но и с мозгом, в котором передаются образы предметов. Зрение, по Копееву, выступает в роли «переводчика», информирующего мозг о тех явлениях, которые ему не доступны.
Второй формой познания Машхур Жусуп считал способность человека воспроизводить образ однажды увиденного предмета. Это совпадает с понятием представления, которое он сравнивал с секретарем «переводчика», записывающего все, что передается последним.
Третья форма познания - это деятельность мозга, которая контролирует записанное от «переводчика» и определяет его правильность или ошибочность.
Четвертая форма познания по своему содержанию совпадает с интуитивным познанием, или фантазией, с помощью которой человек, согласно поэту-мыслителю, познает увиденное и не увиденное. В этом познании большое значение ученый отводит воображению, относя к нему познание бога, инстинктивное знание пищи, познание своих врагов, инстинкты.
Так, разбирая вопрос об умственной, зрительной и слуховой памяти людей, Копеев останавливался на вопросе о мечтательности, беспечности и вспыльчивости. Он особо подчеркивал роль фантазии в деятельности людей и их умственном развитии. «Мечта, - писал поэт-мыслитель, – не просто слово, это соль, сливки слов. Фантазия – цвет жизни, возбудитель становления прекрасного. Без фантазии человек – это укрощенный осел. Фантазия, думы, мечта развивают разум, расширяют кругозор, возбуждают, волнуют мысли. Такая фантазия толкает людей к человечности, делает их мудрыми, не портит нравы» [58,189]. Копеев одобряет фантазию, считая, что она способствует умственному развитию человека.
Пятую форму познания Машхур Жусуп сравнивал с прокурором, который при желании в состоянии сделать белое черным или черное белым.
Представления М.Ж.Копеева о природе познания эклектические: в них реалистические, стихийно-материалистические моменты переплетаются с идеалистическими и религиозно-мистическими, которые, в свою очередь, имеют определяющее значение. При этом он рационально признавал, что источником человеческого мышления является работа пяти органов чувств, посредством которых мы получаем сведения о внешнем мире. «Подумав, приходишь к мысли, - отмечал Машхур Жусуп, - что человеческое мышление напоминает многоводную реку, образующуюся из пяти больших притоков. Один из них – все видимое, другой – все слышимое, третий – осязаемое, четвертый – обоняемое, пятый – вкус… По пяти каналам чувственных органов в мозг поступает не только чистое, но и наносное» [58,189].
Как видно, мировоззрение Машхур Жусуп Копеева было противоречивым. В своих произведениях он затронул многие вопросы общественно-политической и культурной жизни своего времени, пытался дать современникам советы по ведению хозяйства, критиковал отрицательные проявления в общественной жизни, указывал на этические проблемы социума, указал формы познания и их особенности. Однако религиозное мировоззрение является в его творчестве доминирующим, поскольку его философская концепция основана на триединстве общечеловеческих ценностей Истины, Добра и Красоты. В связи с этим некоторые ученые считают, что творчество М.Ж.Копеева развивается в рамках течения «Зар-заман», другие отмечают связь его творчества с идеями Октябрьской революции, третьи относят его « к умеренному крылу религиозно-мистического течения в общественной мысли Казахстана» [59,714;121,165].
Несмотря на противоречия в творчестве великого мыслителя, мы считаем, вслед за авторами книги «История Павлодарского Прииртышья» [28,81], М.Ж.Копеева последовательным просветителем, взглядам которого была свойственна горячая любовь к народу, ненависть к его врагам. Он считал, что лучшим способом развития народа является просвещение, образование. Машхур Жусип воспевал героические страницы казахской истории, описывал выдающихся исторических деятелей, бичевал эгоистов и корыстолюбцев, колонизаторов и захватчиков. Копеев не только творчеством, но и личным примером призывал народ к просвещению. Яркое подтверждение – судьба его сыновей, которым он дал хорошее по тем временам образование. Например, его средний сын Амен, участник народно-освободительного восстания 1916 года, после установления Советской власти был активным проводником в жизнь декретов Совета Народных Комиссаров республики о ликвидации безграмотности и института калыма. По специальной путевке работал учителем в школе № 4 в г. Ташкенте. Младший сын поэта Фазыл, долгие годы работавший учителем, за заслуги в педагогической деятельности был награжден орденом Ленина [50,165]. В настоящее время творчество М.Ж.Копеева активно изучается в науке, в частности, в Машхуроведении [60,61,62].
Таким образом, подъем в развитии образования Павлодарского Прииртышья в дореволюционный период связан с деятельностью таких выдающихся просветителей, как Мусы Шорманова, Григория Николаевича Потанина, Садуакаса Шорманова и Машхура-Жусупа Копеева. Деятельность всех просветителей была объединены, с одной стороны, идеей обучения детей казахов в русско-казахских школах, в которых важное место отводилось изучению русского языка, и русской культуры, посредством которых возможно приобщение их к мировой цивилизации, с другой, идеей исследования особенностей края, этнографии казахского народа, сохранении родного языка и формирования национального самосознания. Муса и Садуакас Шормановы, тесно общавшиеся с передовыми демократами России, внедряли просветительские мысли в казахский народ, ратовали за обучение детей в казахско-русских школах, внесли значительный вклад в развитие этнографической науки Казахстана. Г.Н.Потанин посвятил свою жизнь изучению географии, истории, быта и культуры Сибири, в том числе и Казахстан, просвещению народов, населяющих эти территории. В своих трудах Машхур Жусуп Копеев рассматривал многие вопросы общественной и культурной жизни казахского народа, призывал к их нравственному просвещению, разработал принципы этических правил и типологию форм познания.
Родился А.З.Сатпаев в 1881 году в ауле Тендык Баянаульского района Павлодарской области. Его дед аксакал Сатпай возлагал большие надежды на своего внука, и он оправдал их. Его педагогический путь: от преподавателя до первого директора педагогического техникума в Казахстане. Из своей 56-летней жизни 32 года Абикей Зеинович Сатпаев посвятил делу просвещения своего народа. В 1905 году окончил учительскую семинарию в городе Омске и стал работать учителем русско-казахской школы в Баянауле. С 1909 год преподавал русский язык, литературу, историю и географию в двухклассном русско-казахском училище в городе Павлодаре. С 1910 по 1917 годы на протяжении 6 лет работал директором этого училища. Затем стал заведовать школьным отделом областного земского управления в городе Семипалатинске. В 1920 году он возглавил отдел казахской школы Семипалатинского губернского отдела народного просвещения, одновременно преподавал в учительской семинарии. С 1922 по 1927 года работал в должности директора первого казахского педагогического техникума в городе Семипалатинске. В 1928-1931 годы преподавал на рабфаке в городе Омске, в последние годы – в Киргизском педагогическом институте в городе Фрунзе, где преподавал русский язык и литературу. Был расстрелян в годы сталинских репрессий [63].
Абикей Сатпаев вложил все свои силы, знания и опыт в дело становления школы нового типа, разработку и формирование учебно-воспитательного процесса. Работая в должности директора педагогического техникума, являвшегося в то время первым педагогическим центром Семипалатинской губернии, А.Сатпаев активизировал деятельность в области просвещения края по многим направлениям. Техникум вел контроль по проведению учебной, методической и воспитательной работе в школах города и сельской местности. Под руководством Сатпаева была проведена акция по ликвидации безграмотности в аулах: в летнее каникулярное время учащиеся педтехникума направлялись в родные аулы не для отдыха, а для обучения местных жителей. Так, за лето 1925 года силами учащихся были обучены грамоте 3502 человека [64,144].
Помимо этого он активно участвовал в общественно-политической жизни Казахстана. Как отмечает исследователь Ш.К.Сатпаева, Абикей Зеинович был делегатом Всероссийского мусульманского съезда в тот период, когда была актуальна идея объединения тюркских народов и создания культурной и религиозной общности народов Центральной и Средней Азии [65,99]. Он также состоял в партии «Алаш», целью которой, как известно, было национально-освободительное движение. Именно «алаш-ординское» прошлое и происхождение из зажиточной семьи стали главной причиной его гонений, ареста и гибели.
Абикей Зеинович оставил после себя несколько трудов по педагогике. Его статьи «Каким должен быть учитель», «Аѓарту ж±мысында не шара ќолданылуымыз керек» и др. были опубликована на страницах журналов «Тањ» (г. Ташкент), «Сана» (г.Семипалатинск) В них автор рассматривал проблемы просвещения и образования, пути развития казахского народа. Он неоднократно поднимал вопросы о воспитании казахской молодежи, о необходимости расширения их кругозора, воспитания в них таких качеств, как человечность, ответственность, доброта, формирования культуры речи и поведения, умения пользоваться литературным языком.
По мнению А.Сатпаева, для настоящего учителя - воспитателя своих учеников как полноценной личности, могущей реализовать свой потенциал, мало одних глубоких знаний по предмету: «… учителю надо уметь сохранить свое имя и уважение, не ошибиться в конечной цели своего труда, перетерпеть трудности» [66,248]. В задачу учителя, по мысли педагога, входит «заложить в народе хорошее воспитание, глубокие знания», «отшлифовать человеческое дитя наподобие мастера, из чьих рук выходят замечательные и разнообразные поделки», «выводить своих юных учеников на путь владычества над природой» [66,248-249]. «Путь учения, далее рассуждает ученый, - это не купля-продажа, где можно прожить обманом. Этот путь – чистый, незапятнанный путь, признающий лишь чистое стремление и чистый пот. И наша благородная цель – не погасить пробуждающееся в народе стремление и тягу к знаниям. Как ребенка учат ходить, надо вести народ шаг за шагом вперед и радоваться каждому пробуждению души» [66, 249].
В своих трудах А.Сатпаев неоднократно поднимал вопрос о роли языков в воспитании учащихся. Так, на совещании методического бюро губернского отдела народного образования от 31 декабря 1925 года он выступил с докладом о значении русского языка в образовательном процессе: «Я всей душой поддерживаю русский язык. Потому что только через русский язык можно изучить культуру европейских стран. В начальном классе необходимо преподавать на родном языке, а со второго класса изучать русский язык как самостоятельную дисциплину» [67,44].
Дела А.Сатпаева стали продолжением просветительской деятельности великого Абая, считавшего основным путем казахского народа к светлому будущему – получение знаний. Призванием А.З.Сатпаева была преподавательская деятельность, поскольку он не мыслил себя без школы и вне школы. Он считал, что единственный путь к освобождению народа – в просвещении. Это, как отмечалось выше, должно стать основной целью просветителя-педагога. «В наше время, - писал педагог, - мы должны быть слугами и просителями народа, так как наш труд еще не принес результатов. Если мы своим трудом принесем пользу, заложим в народе хорошее воспитание, глубокие знания, откроем глаза на жизнь, то препятствия на пути достижения цели будут ничтожны» [66].
В рассуждениях А.Сатпаева мысль о том, что человек уважающий себя должен прежде всего уважать учителя» [66,248], была подтверждена отзывами его учеников, среди которых много ученых, известных государственных деятелей республики. Они отмечали, что А.З.Сатпаев был редчайшим педагогом, требовательным, интеллигентным, самобытным, обладавшим широким кругозором, разносторонними знаниями, прекрасно пел, танцевал и играл на многих музыкальных инструментах.
Об Абикее Сатпаеве сохранились воспоминания, отзывы его современников, на страницах периодической печати были опубликованы статьи о его просветительской деятельности, о его работе в техникуме. Так, в газете «Ќазаќ тілі» за 1 апреля 1923 года А.А.Асылбеков, крупный государственный и общественный деятель, секретарь областного партийного комитета, позже работавший в Управлении комиссариата народного просвещения Казахстана, говорил о том, что труд Абикея Зеиновича достойно войдет в историю и займет свое место. Он оценивал деятельность А.Сатпаева в качестве директора техникума: «…в городе Семипалатинск есть учебное заведение по подготовке учителей. Здесь обучается около ста казахских детей. Благодаря усердному труду и работе, выполняемой с любовью его руководителем товарищем Сатпаевым, это заведение можно считать одним из лучших в Казахской Республике» [68].
Абикей Сатпаев – наставник и учитель виднейшего деятеля науки, первого президента Академии наук Казахстана Каныша Сатпаева, которого он с ранних лет приобщил к учебе и постоянно занимался его воспитанием. К.И.Сатпаев в анкете Пристонского университета США в 1962 году тепло писал о своем учителе: «…за полученное образование из близких своих считаю обязанным на всю жизнь своему двоюродному брату, старому интеллигенту Абикею Зеиновичу Сатпаеву» [43,156].
Очень тепло вспоминал о Абикее Сатпаеве его ученик, известный ученый Казахстана, академик Алькей Маргулан: «Абикей Сатпаев был одним самых любимых и уважаемых учителей у Каныша Сатпаева. В становлении Каныша как ученого, специалиста немаловажную роль сыграл А.Сатпаев». Далее он писал: «Абикей Сатпаев был одним из самых образованных людей из семьи Сатпаевых. В то время он являлся первым специалистом по русскому языку и литературе. В сегодняшнем Восточном Казахстане, Павлодарском и Семипалатинском областях нет ни одного образованного человека, который не учился у А.З.Сатпаева» [43,156].
Несмотря на стремление советской власти уничтожения светлой памяти и дел в области просвещения репрессированного Абикея Сатпаева, жизнь ученого-педагога не прошла бесследно. Она продолжилась в его учениках К.И.Сатпаеве, А.Маргулане, А.Айманове и др., пронесших в своих сердцах любовь к своему учителю, к знаниям, к науке, и детях Райхан и Раушан Сатпаевых.
Таким образом, вся жизнь Абикея Сатпаева была посвящена просвещению родного края. Сам А.Сатпаев представляет собой эталон педагогической профессии. Им был сформулирована модель учителя новой школы. По его мнению, в преподавании большую роль играет личность учителя, который должен призывать своим примером к знаниям, к стремлению познать культуру своего народа и родной язык и приобщиться к мировой культуре, формировать культуру общения и речи, такие нравственные качества, как ответственность, доброта, человечность и др.
Будучи выходцем из разорившейся знатной семьи, Султанмахмут не имел возможности получить систематическое и разностороннее образование. Первоначальное образование получил у аульного муллы, затем в 1912 году в медресе г. Троицка. В 1913-1914 годы был литературным сотрудником журнала «Айкап», на страницах которого впервые выступает как поэт, публицист и литературный критик. Осенью 1914 года он попытался продолжить образование в г.Семипалатинске, однако за неимением средств он не смог учиться. Затем он работал учителем в Катонкарагае и Зайсане. В 1916-1917 годы учился на краткосрочных курсах в г. Томске. В этот период он активно изучает историю, философию и географию, творчество русских писателей. С 1917 года был принят в партию алашординцев. В 1918 году возвратился в Баянаул, где продолжил преподавательскую деятельность в аульной школе [69]. В этот период стал организатором кружка «Шон» с целью призвания молодежь к знаниям и культуре. Большое значение Султанмахмут придавал самообразованию в процессе формирования себя как личности. Выражение поэта «Я бы солнцем взошел над землей, озарив родные края» [70,5] характеризует все его творчество.
Наследие Торайгырова, богатое просветительскими идеями, - это художественная летопись в жизни современного ему казахского народа с ее сильными и слабыми сторонами. Его перу принадлежит ряд поэтических работ, в которых он говорил о важности и пользе знаний и культуры, особенностях нового образования, о труде и религии, о традициях, обычаях и быте казахского народа. Широко известны поэмы «Бедняк», «Заблудившаяся жизнь», стихотворения «Учение», «Слепой монах», «Религия», «Думы ученика», «Айт», «Кµш», критические статьи: «О казахских сборниках стихов», «Песни и их исполнители», «Система обучения среди казахов», роман «Камар-Сулу» и другие.
Круг психолого-педагогических идей С. Торайгырова разнообразен и многогранен. Он придавал большое значение роли родного языка как главного источника и средства в воспитании членов общества. Им предложены ценные советы для учителей и родителей о способах обучения родному языку, приобщения к его богатству, формирования речевой культуры подрастающего поколения. Большой интерес представляет своеобразная периодизация возрастов человеческой жизни. Поэт отмечал важность организации семейного и школьного воспитания казахских детей [71].
В начале XX века Султанмахмут Торайгыров одним из первых принимает эстафету казахского просветительского движения и активно вмешивается в общественную жизнь. Жизнь его – это горение и непрерывные искания, борьба за просвещение родного края. Мысль о важности просвещения ярко выражена в его стихотворении «Я стану человеком»:
Я стану человеком, если буду жить.
Чем быть невеждой темным, мне лучше не быть,
Спокойней будет в могиле сырой,
Чем на свете белом никчемным ходить.
Народ мой, я сын твой, мечтающий о свете,
Готов я даже солнце достать планете.
Не останусь незаметной звездой,
Во тьме я должен светиться полной луной [72,205-206].
Идея просвещения является лейтмотивом и других его поэтических произведений. Так, стихотворение «Клятва жизни» является автобиографическим и одновременно может быть отнесено к каждому, желающему учиться:
Клянусь я именем бога,
Что выучу русский язык,
Не легка к нему будет дорога,
К трудностям я привык.
Пусть лучше проглотит земля,
Чем невеждою останусь я.
Историю выучу, географию тоже,
Они не оставят меня.
Чтобы чашу знаний выпить до дна,
Мне сила и воля богом дана.
Ученым я стану до тридцати,
Меня не устроит сытость одна,
Для этого надо трудиться,
Труд счастье приблизит ко мне [72,206].
В последних строках стихотворения звучит мысль о двух видах пищи, необходимых для человека: материальной и духовной. Так, в работе «Социализм» он отмечал, что первую (материальную) пищу обеспечивает наука, улучшающая наш быт, вторая пища служит человеческой совести, делает человека нравственным [73,205].
Одной из центральных проблем, интересовавшей поэта, являлась проблема личности, что было связано с его мечтой о преобразовании общественной жизни на новых социальных началах, о воспитании высоконравственного и всесторонне развитого человека. С.Торайгыров считал, что морально-психологические особенности человека складываются в процессе активной деятельности самого человека.
То добро, что в жизни вкусил
Или зло, что в жизни вкусил, -
Все зависело от тебя,
От стремлений твоих и сил.
Не судьба играла тобой,
Ты добро и зло заслужил! [70,41].
В эпиграфе к поэме «Бедняк», как отмечает исследователь К. Жарикбаев, указаны факторы, влияющие на формирование личности: «Основное философское кредо поэта-мыслителя: в формировании личности решающую роль играют жизненные обстоятельства, условия среды и активное действие самого человека» [74,90]. Поэт писал: «Все, что существует в мире, есть результат известных действий, условий и среды. Человек может творить эти условия, что и отличает его от животных. На этом основано все, что изобретено человеческим умом» [75,192].
С.Торайгыров в поэме «Заблудившаяся жизнь» предложил своеобразную периодизацию возрастов с характеристикой, содержащей психологические моменты, на каждый период. Он разделяет весь жизненный путь человека на четыре этапа: младенческий возраст (от рождения до 15 лет), молодость (от 15 до 30 лет), период зрелости (от 30 до 60 лет) и старость. Мысль о возрастной периодизации была одной из первых в истории развития казахской психолого-педагогической мысли [75 ].
По мнению поэта, психика человека формируется в результате воздействия явлений реального мира на организм. Возникновение психической жизни немыслимо без внешних раздражителей. Его психологические взгляды материалистичны: «С ростом и развитием тела растет и развивается душа», «Душа постепенно пополняет свое содержание: чем богаче душа, тем человек больше познает мир».
Наиболее полно им изучено такое проявление психической жизни человека, как чувства. С. Торайгыров пишет: «чувства человека многообразны, их оттенками люди отличаются друг от друга; даже у одного человека в различный период его жизни (в детстве, в молодости, на старости лет) одни и те же чувства проявляются по-разному» [76]. С.Торайгыров считает, что настоящее произведение искусства с глубоким идейным содержанием способствует развитию возвышенных чувств. Высокохудожественное произведение искусства, пишет поэт, воспринимается всеми чувствами человека и «вызывает в нем глубокие чувства: сострадание и любовь, гнев и ненависть», «очищает мрачную душу и исцеляет страдания людей», «делает добрее и лучше» [71,92].
Большое значение играет, наряду с воспитанием и обучением, природные задатки, заложенные в каждом человеке от рождения. Но для их выявления и развития, отмечает поэт, необходимы определенные условия:
Талант требует постоянного ухода,
Его надо лелеять, как младенца.
Как жаль, что он сейчас теряется
Где угодно у нас [74,168].
По мнению С.Торайгырова, талант имеет большую ценность и может служить своему народу только в том случае, если он находится в синтезе с обширными знаниями и практическим опытом:
Без знания талант как камень,
Никакой пользы человеку не принесет [74,67].
Одним из главных путей возрождения казахской нации поэт видел в выявлении талантов, призванных просвещать народ. Он верил, что для достижения культурного прогресса нужны культурные, гуманные и интеллектуальные личности. В современном казахском обществе очень много талантов, живущих в бедности и занимающихся бессмысленной серой работой ради куска хлеба. Поскольку будущее казахского народа за талантами, необходимо помогать им и давать возможность для реализации их потенциала во благо своего общества [77].
У педагога-самородка сложились собственные педагогические взгляды. Он критикует религиозное обучение в мусульманских школах, вскрывает его никчемность и вред. Критикуя методы обучения в мусульманских школах, он говорит о приоритете светского образования: «Для усвоения знаний необходимо иметь ясный ум и прилежание; зубрить, не понимая сути умом, - бесполезное дело, наука под силу лишь способному и старательному, знания не являются достоянием спесивых и невежественных богачей» [73,205].
Он ратует за реальное обучение, призывает казахскую молодежь обучаться в русских школах, изучать русский язык. С.Торайгыров считает, что учитель должен доступно объяснять урок, методы учителя должны развивать у ученика желание учиться. В одной из своих публицистических работ он определяет задачу перед учителями русско-казахских школ: «Теперь с удвоенной силой нам нужно учиться по-новому, осваивать знания и ремесла». По его мнению, путь к науке лежит через глубокое познание русского языка, поскольку в то время это был единственный способ приобщить казахский народ к достижениям научной мысли европейской цивилизации [71;149].
Одновременно большую роль в обучении и воспитании молодого поколения С.Торайгыров придавал родному языку – основному источнику, фактору и средству формирования личности. Он отмечал в поэме «Айтыс», что казахи в древности ощущали гармонию с родной речью, соблюдали национальные традиции. Им были свойственны высокая нравственность, высота чувств, чистота помыслов. Современное общество, по мнению поэта, нравственно деградирует. Причина деградации – отрыв казахов от национальных корней и языка, утраты чистоты братских взаимоотношений и милосердия [78].
В рассуждениях о родном языке С. Торайгыров выступал против засорения казахского языка «чужеродными неуклюжими выражениями», «творения» таких авторов были «скроены из лоскутков, из обрывков мыслей». Он с возмущением критиковал работы подобного рода: «Во многих книгах, написанных по-казахски нет и признака казахского духа. В них какой-то смешанный язык, а по своему слогу они напоминают бабий крик… Казахский дух пришит к ним, как кусочек кожи к заднику сапога» [70,158-159]. Поэт осуждал учителей, пренебрегающих родным языком, и указывал, что такие горе-наставники жертвуют не только умственным, но и морально-психологическим развитием детей [7,32].
Великому поэту принадлежит ряд значимых идей по отдельным вопросам методики обучения. В своей статье «Как обстоит дело с образованием и обучением казахов?», опубликованной в журнале «Айкап» в 1913 году, он дает предложения по реорганизации системы обучения казахской степи. По его мысли, необходимо всеобщее обязательное обучение, введение новых форм и методов обучения, улучшение материальной обеспеченности школ, издание новых учебников на казахском языке и др. [79,86]. Он подчеркивает, что расширить кругозор учащихся, пробудить их познавательную активность, развить мышление может только многостороннее светское образование, включающее изучение дисциплин гуманитарного и естественно-природоведческого характера (например, химия, физика, география, история, русский язык и др.).
По мнению поэта, в развитом обществе образование не должно знать женской дискриминации. В поэме «Знакомство» С.Торайгыров пишет: «Образование должно стать доступным как женщинам, так и мужчинам в равной мере. Обучение проводить не раздельное, а совместное – девочек с мальчиками, начиная с семи лет» [70].
Поэт-мыслитель придает огромное значение семье в обучении и воспитании ребенка, отмечает влияние окружающей среды на обучение и воспитание. Эти два понятия он не разделяет, а рассматривает как единое целое. «Воспитание – это не обучение, а обученные дети – воспитанные дети» [80].
Таким образом, С.Торайгыров является одновременно продолжателем народных и абаевских традиций в литературе в новых условиях общественной жизни и новатором психолого-педагогической мысли в организации образования казахского народа. Он считал важным в развитии науки и просвещения изучение родного языка – важного источника и средства воспитания общества и русского языка – единственного способа приобщения к научной европейской мысли и культуре. В психолого-педагогических заметках С.Торайгыровым предложена оригинальная, одна из первых периодизация возрастов с характеристикой каждого периода, содержащей отдельные психологические моменты, рассмотрены вопросы о методике преподавания в школе.
2.7 Психолого-педагогическое наследие
Жусупбека Аймаутова (1889-1931)
Ж. Аймаутов – один из основоположников казахского романа, поэт, переводчик, драматург, талантливый педагог.
В 1914 году окончив школу, поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь, в Семипалатинске, Жусупбек занимается активной общественной деятельностью, пробует писать, участвует в литературных вечерах, в любительских спектаклях. В 1918 – 1919 годах он редактирует журнал «Абай» и газету «Сары Арка». В журнале «Абай» публикуются его статьи и очерки. В этот период принимает участие в деятельности «Алаш Орды», но немного позже переходит на сторону Советской власти. С 1923 года Жусупбек Аймаутов приступает к педагогической деятельности. Он принимал активное участие в работе учредительского съезда Советов Казахстана, был избран членом коллегии Наркома просвещения молодой республики, директором Чимкентского педагогического техникума. Ж.Аймаутов был арестован в 1929 году, в период первой волны политических репрессий, а в 19312 году был расстрелян [81,122].
Ж. Аймаутов был одним из первых писателей, глубоко освоивших в казахской литературе принцип построения романа. Его перу принадлежат романы «Карткожа», «Акбилек», повесть «Вина Куникей», а также множество рассказов и стихов. Важно отметить, что драматургия в богатом литературном наследии Аймаутова занимает основное место. Так, например, получили большую известность пьесы «Канапия-Шарбану», опубликованная в Москве в 1926 году, и «Шернияз», посвященная Султанмахмуту Торайгырову. Историческим фактом является то обстоятельство, что он был одним из первых режиссеров-постановщиков собственных произведений и пьес своих коллег драматургов.
Также писателем переведены с русского на казахский язык литературные произведения русских классиков А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.М.Горького и произведения мировой литературы У.Шексира, В.Гюго, Г.Мопассана. В 1925 году Ж.Аймаутов написал статью «О переводе» и попытался разработать теоретические основы перевода в казахской литературе [81,125]. Следует отметить, что Ж.Аймаутов посвятил много времени агитации и пропаганде литературного наследия прошлого и настоящего. Например, он написал творческую биографию С.Торайгырова, приготовил к выпуску сборник произведений поэта, вышедший в свет после гибели Ж.Аймаутова в 1933 года.
В нашем исследовании Ж. Аймаутов интересует нас как автор оригинальных исследовательских работ по педагогике и психологии. В 1924 году он издает учебное пособие «Педагогическое руководство» для учителей четырехлетних и семилетних школ, для слушателей педагогических учебных заведений. В 1926 году были изданы две книги по психологии: «Психология и выбор профессии» и «Психология» (учебное пособие). Позже в Кызыл-Орде выходит книга «Методы комплексной системы преподавания» [82,83,84,85].
В «Педагогическом руководстве» Ж. Аймаутов разрабатывает основные вопросы дидактики, дает определение данному разделу педагогики: «Дидактика – это раздел педагогики, разрабатывающий правила и законы обучения, пути и методы усвоения знаний… Она охватывает общие пути и способы обучения всем предметам. Частная дидактика исследует методику обучения и рассматривает вопросы конкретного применения общедидактических правил и принципов по отдельному предмету… В процессе обучения теория и практика должны тесно переплетаться, дополнять друг друга и соответственно развиваться» [86,281].
Согласно исследованиям К.Жарикбаева, Ж. Аймаутов в своем учебном пособии раскрывает содержание таких дидактических принципов, как системность, последовательность, наглядность, доступность, прочность усвоения знаний. Тем самым подчеркивает значение их соблюдения для нравственного воспитания детей; выявляет такие закономерности нравственного формирования личности, как единство обучения и воспитания; единство воспитания и самовоспитания; единство всех видов воспитания; зависимость воспитательного воздействия от авторитета и мастерства воспитателя [159].
Исследователь Э.А. Урунбасарова отмечает, что значительное место в теории Ж.Аймаутова занимает воспитательный аспект процесса обучения. Определяя воспитательные функции многих предметов, Ж. Аймаутов в «Педагогическом руководстве» дает ценные рекомендации, способствующие эффективному решению не только задач обучения, но и нравственного формирования детей, учитывающие их возрастные и психологические особенности. Например, о природоведении: «программы по природоведению надо разрабатывать в соответствии с восприятием детей, чтобы они самостоятельно познавали окружающий мир и природу. Программа по природоведению должна строиться на местном материале, соответственным должен быть и учебник. Уроки должны быть тесно увязаны с ежедневно встречающимися детям явлениями и знакомыми им понятиями. Человеческая жизнь проходит среди определенных предметов и вещей. Задачи школы, прежде всего, заинтересовать детей окружающими предметами и явлениями природы и привить любознательность. Такое обучение приближает школу к местной жизни, создает благоприятный психологический контакт. Для ребенка самое дорогое и близкое понятие – родная земля, поэтому ему очень интересно изучать край и явления природы. Такая система обучения придает глубокое содержание окружающей природе, прививает любовь к ней, помогает осмыслить ее, и ребенок начинает более пристально вглядываться в окружающий мир, и жизнь общества; легко решает возрастающие проблемы и находит практическое применение полученным «знаниям» [78,98].
Изучение языков, по мнению ученого, важно как в познавательном плане, так и в нравственном формировании личности. «Огромно значение языков и в воспитании человека, так как серьезное и глубокое изучение языков способствуют познанию древней культуры и мировоззрения этих народов. Наряду с изучением чужого языка человек познает духовный мир народа. Познание мировоззрения и различных сторон жизни других народов обогащает ум человека. Познание другого народа погружает в мир его чувств и мыслей, открывает богатство его души»[78,97]. Так, например, изучение древних языков, пишет педагог, позволяет знакомиться с наукой, искусством, культурой и литературой многих народов, а также способствуют исследованию истории науки.
Значительное место в обучении и воспитании детей, по справедливому мнению Ж.. Аймаутова, принадлежит такому предмету, как родной язык. «Родной язык, - писал ученый, - словно зеркало, отражает многовековую душу народа и представляет собой тот могучий и вечный ствол, от которого духовно крепнет, развивается и обогащается народ, язык народа является сокровищницей, отражающей пережитые эпохи, передающей из поколения в поколения его думы, чаяния, нравственные и духовные ценности»[86,282]. Изучение родного языка предполагает, в первую очередь, усвоение глубокого смысла слов, овладение речью, умение понять и излагать мысли, думы и чувства.
Ж. Аймаутов совершенно правомерно считает, что в духовном и умственном развитии человека огромное значение приобретает история, потому что изучение истории пробуждает у детей интерес к прошлому, к жизни различных народов, их вкладу в развитие человеческой цивилизации, учит их находить взаимосвязи прошлого и настоящего. Он говорит о необходимости изучать историю в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, например, с географией и литературой.
Значительное место в общеобразовательной школе, считает Ж. Аймаутов, должно занять преподавание искусства, способствующее не только эстетическому воспитанию человека, но и его духовному формированию. Поскольку в культурном развитии человечества искусство играет особую роль, - пишет ученый, - то оно (искусство) занимает особое место в общеобразовательной школе. Для духовного обогащения личности школа должна в каждом ребенке пробудить стремление и интерес к искусству, развивать их творческие способности [86,282-284].
Обращая внимание на условия эффективного проведения уроков, ученый имеет в виду и важность их соблюдения для формирования морального облика учащихся, особенно таких, как «заинтересовать учеников вступительной беседой и заострить их внимание на теме урока, поддерживать интерес и внимание к изучаемой теме посредством заготовленных заранее вопросов; стремиться проводить уроки живо и увлекательно, используя удачные сравнения и сопоставления, избегая скучного и однообразного материала»[88]. По мнению Ж. Аймаутова, требования к учителю, а именно увлеченность своим предметом, стремление заинтересовать им, владение методом логического мышления, имеют большое значение для решения не только дидактических, но и воспитательных задач.
В «Педагогическом руководстве» Ж.Аймаутов показывает воспитательные возможности не только учебного процесса, но и внеклассных мероприятий, школьных праздников и вечеров. Это, по мнению ученого, играет роль в процессе формирования личности школьника: «вообще-то полезней проведение массовых мероприятий, вовлечение в праздничную программу всех детей, так как индивидуальные выступления могут невольно породить у детей хвастовство и чванливость» [88,99].
Ж.Аймаутов предлагал изменить учебные программы школы с учетом местных условий и поднять значение учебных предметов, посвященных изучению родного края [86,284].
Образование, по мнению Ж.Аймаутова, должно преследовать две основные цели: увеличение и приумножение знаний, а также развитие мышления. [86,281]. Задача воспитания – выявлять и развивать положительные качества и устранять отрицательные, поскольку в каждом ребенке заложены различные способности – и хорошие, и плохие 89,292].
На основе характеристики особенностей воспитания в Древней Греции, Древнем Риме, анализа педагогической мысли древнегреческих ученых и философов Сократа, Аристотеля, педагогического наследия классиков мировой педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.И.Руссо, И.Г.Песталоции и др. Ж.Аймаутов приходит к совершенно справедливому мнению о том, что воспитание – ведущий фактор формирования личности и ее нравственного совершенствования [90,69]. «Человек, казалось бы, во всем достиг совершенства, - отмечал Ж.Аймаутов, - он летает как птица, плавает как рыба, приближает далекие расстояния и проясняет туманные загадки природы. И в то же время не расстается со звериной злобой, убивает друг друга. Почему? Дело в том, что человек до сих пор не стал рабом воспитания, а все еще остается рабом природы, т.е. своих диких инстинктов. В таком случае как им будет руководить ясный ум и как все общество, все люди станут воспитанными» [91,10].
Эффективность воспитательных воздействий на ребенка проявляется в том, как он использует свое свободное время: свобода – это активная и разносторонняя деятельность. Если ребенок вне школы придерживается полученных наставлений, то, значит, воспитание достигло своей цели. Конечная цель правильного образования и воспитания, пишет ученый, заключается в подготовке выпускников школ к самостоятельному пониманию и осмыслению окружающего мира, умению использовать полученные знания в практической жизни.
Книга «Психология» написана в форме учебного пособия. Аймаутов-ученый отмечает в своем труде, что подрастающее поколение нельзя воспитывать только с оглядкой на достижения Запада. По его мнению, основу воспитания должно составлять формирование национального самосознания и изучение национальной культуры. В ней 12 глав, каждая состоит из 8-10 параграфов.
В первую главу «Что такое психология и что она изучает» входят следующие параграфы: «Рационалистическая психология», «Экспериментальная психология», «Психология и религия»[92].
Вторая глава посвящена методам психологического исследования: анкетирование, беседа и наблюдение, вариационная статистика.
В третьей главе «Психика сознание» речь идет о психофизиологических проблемах: о раздражительности и чувствительности организмов, об инстинктах, навыках живых организмов. А также излагается учение о рефлексах (о рефлекторной дуге), о происхождении и развитии сознания. Отдельно выделены вопросы социальной психологии.
Четвертая глава освещает анатомо-физиологические основы психики: о нервной системе, о ее функциях, о возбуждении и торможении, об анатомо-физиологических устройствах органов чувств.
Об эмоциях, чувствах и о выразительных движениях человека рассказывается в пятой главе.
В шестой главе анализируются познавательные процессы личности, проблемы ощущения, представление и память, принципы ассоциации, внимание и интерес.
Видам восприятия посвящена седьмая глава.
В восьмой излагается проблема соотношения понятий и слова, мышлении и речи, анализируются формы мышления.
Девятая глава посвящена волевым процессам.
Десятая знакомит с проблемами сна, сновидений и гипноза.
В одиннадцатой главе исследуется психологические основы поступка, проступка и привычек.
Последняя глава посвящена проблемам психики и географической среды, психологии и нравственности, этнопсихологическим проблемам; отмечается влияние на психику людей культуры, языка, обычаев и традиций, фольклора и искусства [92].
Работа Ж. Аймаутова «Психология и выбор профессии» по объему небольшая. Главная идея книги – помочь молодежи правильно выбрать профессию. «Самым огромным злом для общества, - утверждает педагог, - является то, что не каждый умеет найти свое место в жизни» [93,295]. Автор подчеркивает, что для правильного выбора профессии немаловажную роль играет самовоспитание воли и характера, темперамента и способностей.
Проблема выбора профессии исследовалась как важнейшая педагогическая проблема. По этому поводу он писал: «Человек – существо высокого порядка, которому надо предоставить и волю, и выбор. Он призван к творчеству, определенному ремеслу с момента своего появления на свет. То есть каждый проявляет наклонности, талант, цель к чему-то определенному. Один проявляет способности к обучению детей, другой к тачанью сапог, третий – к руководству, кто - к скотоводству, кто – к военному делу, кто - к перу, кто – к врачеванию, кто – к торговле, кто – к ораторству, к разбору тяжб» [93,295].
В своей работе Ж. Аймаутов ясно высказывает мысль о заинтересованности и общества, и человека в работе по способностям, то есть в том, чтобы дать обществу максимум того, что каждый член общества, вообще может дать. Потому что считает необходимым: в первую очередь каждому человеку нужно выбирать профессию, соответствующую его психофизиологическим особенностям, интересам, склонностям и возможностям, от которой в последующем мог бы получать моральное удовлетворение и повышение активности. «Если каждый в силу своих способностей отыщет свое место и будет трудиться именно там, тогда он принесет немалую пользу и себе, и обществу. Человек, нашедший свое место, и трудится с большой отдачей, и живет в достатке. Трудность в том, что не каждый может сразу определиться в выборе профессии. Большинство людей бросается то в одну, то в другую сторону, а бывает и всю жизнь не могут определиться, и время теряет впустую. Мало того, что труд людей, не определившихся в выборе профессии, не плодотворным, так еще из-за внутренней неудовлетворительности за свое дело приписывают все превратности жизни персту судьбы, тягостно и несчастливо влача свои дни» [93,295].
«Методы комплексной системы преподавания» Ж.Аймаутова – это по существу одно из первых учебных пособий для школ, написанных на казахском языке. В нем автор, используя собственный педагогический опыт и литературу на русском языке, предлагает интересные методы и приемы обучения детей. Все выводы и рекомендации в учебном пособии основаны на современных автору образовательных концепциях [7,41;94].
Труды Ж. Аймаутова представляют интерес не только для истории педагогической и психологической науки, но они ценны в плане создания национальной терминологии, в разработке отдельных психолого-педагогических проблем наших дней. Эти труды глубоко созвучны с современными задачами этих наук.
Ж. Аймаутов является автором первых психолого-педагогических публикаций на языке тюркоязычных народов Востока. Ученый отмечал, что в практике преподавания и воспитания большую роль играют родной и русский языки, способствующие познанию древней культуры и менталитета своего и других народов, исторические и краеведческие дисциплины, учет дидактических принципов, таких, как системность, последовательность, наглядность, доступность и др. Особо Ж.Аймаутов подчеркивает важность правильного выбора профессии учащимися. Особо значимыми являются этнопсихологические толкования различных аспектов казахской литературы и лингвистики. Он подлинный создатель литературных норм казахского языка, его национального колорита и эстетических красок, изящества стиля.
Охватывает общие пути и способы обучения всем предметам. Частная дидактика исследует методику обучения и рассматривает вопросы конкретного применения общедидактических правил и при
10 09 2014
6 стр.
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов
16 12 2014
8 стр.
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,
12 09 2014
7 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку
15 09 2014
7 стр.
Руководство предназначено для аспирантов и студентов естественно-научных специальностей
27 09 2014
5 стр.
Инвестиции: учебное пособие для студентов экономических специальностей/сост. Ю. В. Ерыгин, А. В. Зиненко; Сибгау. Красноярск, 2009 –191 с
25 12 2014
24 стр.
Охватывают “все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе”. Под идеями же подразумеваются “слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении”
06 10 2014
40 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, учащихся духовных учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей крупнейш
01 10 2014
42 стр.