Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
Современная педагогическая наука отличается возрождаемым ныне этнокультурным подходом к образованию и воспитанию молодежи, поскольку знание истории родной земли, ее просвещения порождает чувство исторической принадлежности и понимание исторических корней, способствует развитию исторического сознания и национальной идентификации.
Развитие педагогической мысли Казахстана во второй половине ХIХ века выступает в более очерченной отшлифованной форме, в отдельных случаях, перерастая в определенную концепцию. Просветительские идеи Шокана Уалиханова, Ыбырая Алтынсарина, Абая Кунанбаева способствовали формированию у казахской молодежи прогрессивных взглядов на жизнь, в частности, пропаганда изучения русского языка, русской культуры, однако, при сохранении родного языка, национальной культуры. Их прогрессивные мысли отразились в творческой и педагогической деятельности таких просветителей казахского и русского народа, как Муса Шорманов, Григорий Николаевич Потанин, Садуакас Шорманов, Машхур-Жусуп Копеев, Абикей Сатбаев, Жусупбек Аймаутов, Султанмахмут Торайгыров, Кошмухамет Кеменгеров и др. Многие из них выражали свои идеи в поэтических произведениях, которые являются синтезом художественного, философского, историко-политического и педагогического начал. Связь литературы и педагогики обусловлена, видимо, специфическими социальными условиями, своеобразием быта, ограниченностью книгопечатания и территориальной разобщенностью населения. «В этих условиях сама жизнь выдвигала поэзию на передний план как наиболее приемлемую форму и как эффективное средство передачи из поколения к поколению философских размышлений, социально-политических взглядов, идей воспитания и образования» [19,124].


2.1 Муса Шорманов– просветитель казахского народа

(1818 – 1884)

История просвещения Павлодарского Прииртышья самым непосредственным образом связана с деятельностью Мусы Шорманова. Долгое время его научные труды были под запретом, и только в последние годы возрос интерес к личности просветителя. Наследие Мусы Шорманова заслуживает серьезного исследования для восстановления исторической справедливости в оценке деятельности этого незаурядного человека, опередившего свое время.

Муса Шорманов – один из самых ярких представителей степной аристократии, виднейший деятель казахского общества XIX в., оказавший большое влияние на развитие просвещения Павлодарского Прииртышья. Он родился в 1818 году на территории нынешнего Баянаульского района в знатной, богатой и влиятельной семье бия Шормана из рода Каржас. Муса первоначально получил образование у муллы в местном мектебе, затем обучался в двухгодичном Омском военном училище. Был управителем Аккелинской волости (1835-1841), заседателем Окружного приказа (1841-1854), старшим султаном-правителем Баянаульского внешнего округа (1854-1868) [20].

Мировоззрение М. Шорманова формировалось на идеях просветительства. Так, в письме к Г.Н.Потанину он пишет: «Казахский народ без образования и науки может остаться безнадежным неучем» [21,119]. Это выражение является характерной чертой многосторонней деятельности М. Шорманова.

Муса Шорманов был высокообразованным человеком своего времени, свободно владел казахским, русским и французским языками. Найти верный выход из сложных ситуаций степной политики помогало ему знание норм обычного права казахов. Известно, что он был хорошо знаком с основными положениями свода законов «Жеты жаргы», созданного на почве повседневной жизни и быта населения в период правления хана Тауке. Неслучайно Шорманов был признан советником русского начальства по многим вопросам края. Его знание местных условий и неординарный талант использовали не только начальствующие чиновники Омска, но и многие русские демократы тех лет [22,73]. И.И Стрелкова об этом пишет: «Мусу Шорманова знали в аулах и в Омске как человека образованного, весьма острого на язык. Он успел завести немало друзей из числа образованнных русских… Они постоянно советовались друг с другом по всем запутанным вопросам степной политики» [23,21]. Муса Шорманов активно содействовал в сборе информации для исследований по землеустройству, истории и этнографии казахов.

Муса Шорманов мог бы состояться как блестящий ученый, доказательством тому служат его труды, которые и сегодня сохранили актуальность и большую значимость в науке. Перу Мусы Шорманова принадлежит ряд научных работ в области истории и этнографии: «О киргизах Павлодарского уезда» (1866г.), «Традиции киргизского народа» (1871г.), «Скотоводство киргизов Западной Сибири» (1883г.), «Заметки о киргизах Павлодарского уезда» (1906г.), «Зимовка, или зимняя кочевка у киргизов», «О кочевках киргизов», «Поминки по умершим у киргизов» и др. Данные работы были опубликованы в русской периодической печати, в том числе в лучших столичных журналах «Сельское хозяйство и лесоводство» (г. Санкт-Петербург), «Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества» (г.Омск) и в газетах «Семипалатинские областные ведомости», «Акмолинские областные ведомости» и другие. Труды Мусы Шорманова открывают уникальный мир кочевников, являются показателем высокого уровня духовного богатства автора, глубоких знаний о жизни своего народа [24,25,26;98].

Высокую оценку научному наследию Мусы Шорманова дали видные представители русской интеллигенции, занимавшиеся исследованием истории и культуры казахского народа. Среди них Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Н.Ф. Костылецкий, А.К. Гейнс и другие. Муса Шорманов активно сотрудничал с ними, передавая им ценные материалы по национальному фольклору, обычаям, традициям казахского народа. Так, в одном из писем Г. Н. Потанину он пишет: «Относительно просимых Вами сказок, то для этого собирается материал, а когда достаточно наберется, тогда составим целое и вышлем Вам немедленно» [21,119]. Через своего племянника Шокана Уалиханова, с которым его связывали не только родственные отношения, но общие мысли и идеи, он имел дружественные отношения с ссыльными Ф.М. Достоевским и К.К. Гутковским.

В своих дневниковых записях А. К. Гейнс неоднократно подчеркивал, что в области Сибирских казахов самые важные этнографические сведения могли сообщить только Чингиз Уалиханов и Муса Шорманов: «Утром все сидели у Мусы Чормановича и расспрашивали его о порядке кочевки летом и жизни на зимовке» [28, 263]. О Мусе Шорманове Г.Н. Потанин отзывался с большим уважением. В журнале «Русское богатство» в 1896 году он писал, что Шорманов «… был известен в Омске как человек врожденного ума и знаток казахской жизни. В течение не менее полувека омская администрация пользовалась советами Мусы и его влиянием на степное население» [29, 292].

Друзья Мусы Шорманова из русской интеллигенции отмечали его глубокую заинтересованность в сохранении исторического наследия своего народа. Как известно, он лично принимал участие в организации сбора экспонатов казахского народного прикладного искусства и фольклорного наследия, в работе русских и иностранных выставок (например, Московская (1961) и Всемирную Парижскую (1867) этнографические выставки). Материалы и экспонаты, предложенные М. Шормановым, до сих пор хранятся в музеях и архивах г. Санкт-Петербурга и г. Омска. Он был участником третьего конгресса ориенталистов, состоявшемся в 1876 году в г. Петербурге [30,13].

Как отмечалось выше, М. Шорманов и Ш. Уалиханов были связаны не только родственными узами, но и были единомышленниками. Муса Шорманов оказал большое влияние на формирование личности племянника, называвшего своего родного дядю «на редкость чудным человеком»[31,51]. В делах Ш. Уалиханова он видел осуществление своих идеалов, поэтому большой потерей для него стала кончина великого просветителя казахского народа. Муса Шорманов долгие годы ходатайствовал перед администрацией г. Омска о сооружении памятника на могиле ученого. В 1880 году его желание было осуществлено.

Муса Шорманов был горячим поборником идей просвещения казахского народа. Знание русской культуры и общение с образованными людьми позволили ему оценить роль просвещения в развитии казахского общества. Он являлся сторонником сближения с Россией, стремился улучшить положение населения подвластной ему территории, неоднократно ставил вопросы перед вышестоящими властями об улучшении условий жизни кочевников. Будущее народа он видел не в возврате к прошлому, а в развитии образования, просвещения, новых видов хозяйственной деятельности.

М. Шорманов написал за свою жизнь немало писем, прошений, докладных записок по проблемам обучения грамоте казахских детей, разрабатывал планы, проекты по открытию приспособленных кочевому образу жизни школ. Используя полномочия своей власти, Муса Шорманов негласно обязывал волостных правителей и зажиточных казахов отправлять в русские школы для обучения грамоте одного или двух детей из народа и содержать их на свои средства. Он привлекал представителей состоятельного слоя общества к сбору пожертвований для благотворительных заведений в г. Омске – приютов и интернатов для казахских девочек. Как написано в некрологе «Воспоминания о покойном Мусе Шорманове», «независимо благодеяний, оказываемых казакам, он старался привлекать киргизские общества к пожертвованиям на благотворительные заведения, находящиеся в Омске, как то: на приют, богадельню, бедным ученицам женской гимназии и т.д.» [32]. По своему округу он принял решение в обязательном порядке направлять из каждой волости двух детей на обучение в городские школы, чтобы после окончания учебы они возвращались к себе в аулы и обучали своих земляков грамоте и разным наукам.

На собственные средства в Баянауле М. Шорманов построил медресе и мечеть. Совместно с Г.Н.Потаниным работал над проектом создания кочевой гимназии. Он поощрял открытие школ для казахских детей в г. Омске и г. Павлодаре. В 1865 году в г. Омске при его активном содействии была открыта казахская школа по подготовке писарей волостных канцелярий. Им были внесены предложения об установлении обязательного обучения казахской знати в русских школах с правом поступления по окончании на гражданскую службу [33].

Муса Шорманов занимался проблемами обучения детей и составления различных проектов, предусматривающих улучшение социально-бытового положения кочевого народа. Переживая за судьбу своего народа, он писал Г. Н. Потанину: «Просим Вас настолько быть любезными относительно исполнения Вашего намерения о составлении доклада о кочевой гимназии и прислать нам. А то киргизский народ без учения коснеет в грубом невежестве»[21,119]. Ему была близка идея просвещения молодежи казахского общества путем открытия гимназии, приспособленной к условиям кочевой жизни казахов, поэтому он не раз ставил вопрос об открытии гимназии для казахской молодежи.

Докладные записки М. Шорманова, находящиеся сейчас в архивных фондах г. Омска и г. Алматы, свидетельствуют о подвижнической деятельности незаурядной личности, патриота своей Родины, просветителя казахского общества.

Жизнедеятельность великого сына казахского народа Мусы Шорманова – «‡лкен мырза» (Большой господин), как отзывался о нем народ Баянаульского округа, – стала образцом для подражания многим знаменитым казахским ученым, деятелям искусства и культуры. «Просветительская деятельность, начатая М. Чормановым, продолжилась их потомками. … Глава волости, один из самых образованных и влиятельных людей того времени Садвакас, сын М. Чорманова, не мог допустить, чтобы в школе преподавал случайный человек. Первыми учителями в Аккелинской школе были Бексултан Валиханов (родственник Чокана Валиханова) и Султан Али Джуанышбаев – оба для этой эпохи широко образованные, культурные люди» [30,10].

«Мы столкнулись лишь с одной гранью даровитой личности – миром его научных интересов. Но созерцательная научная деятельность не могла бы наполнить смыслом всю жизнь Мусы Шорманова. Он был, в первую очередь, незаурядным общественным деятелем. Необычайная одаренность его натуры, с такой энергией и яркостью проявлявшая себя в самых различных областях жизни, более всего видна в радении об интересах родного края. С этим он шел к власти, это был духовный завет отца, это была его глубокая внутренняя установка, наполнившая смыслом всю жизнь» [34,8].

Известно, что он, продолжая традиции Абая, собирал вокруг себя смелых и творческих людей, любил и поддерживал народных умельцев, талантливых певцов, поэтов и музыкантов.

Его образовательная деятельность дала миру блистательную плеяду таких великих людей – уроженцев Баянаульской земли, как К.И.Сатпаев, А.Х.Маргулан, А.З.Сатпаев и др. В наше время мы должны воспитывать молодое поколение, основываясь на идеалах Мусы Шорманова – одного из замечательных деятелей казахского общества ХIХ века, внесшего большой вклад в интеллектуальный подъем Баянаульского края. По мнению просветителя, для культурного подъема страны важно открывать русско-казахские школы, в которых важное место отводилось изучению русского языка, быта и культуры русского народа, учитывались национальные особенности казахов, сохранялось нравственное достоинство народа.


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных специальностей Павлодар, 2004 ббк 74. 03(2) и 85

Охватывает общие пути и способы обучения всем предметам. Частная дидактика исследует методику обучения и рассматривает вопросы конкретного применения общедидактических правил и при

1005.02kb.

10 09 2014
6 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 65. 290 2 я 73 с 50

Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов

1528.71kb.

16 12 2014
8 стр.


Учебное пособие для студентов неязыковых специальностей 1 часть я и мое окружение Павлодар

С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,

847.54kb.

12 09 2014
7 стр.


Учебно-методическое пособие для практических занятий студентов вузов неязыковых специальностей Павлодар (075) ббк 81. 2 Англ-9

Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку

744.55kb.

15 09 2014
7 стр.


Учебное пособие Чебоксары 2009 ббк 28. 91 Д 464

Руководство предназначено для аспирантов и студентов естественно-научных специальностей

1174.16kb.

27 09 2014
5 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей Красноярск 2009 Рецензент Печатается по решению Методической комиссии фэф

Инвестиции: учебное пособие для студентов экономических специальностей/сост. Ю. В. Ерыгин, А. В. Зиненко; Сибгау. Красноярск, 2009 –191 с

2429.45kb.

25 12 2014
24 стр.


Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006 Моргунов Г. В. Философия: Учебное пособие для студентов всех специальностей. Новосибирск: нф рап, 2006

Охватывают “все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе”. Под идеями же подразумеваются “сла­бые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении”

3457.73kb.

06 10 2014
40 стр.


Протоиерей Серафим Соколов

Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, учащихся духовных учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей крупнейш

3942.6kb.

01 10 2014
42 стр.