Перейти на главную страницу
К.Кеменгеров является автором многих работ, посвященных вопросам этнографии, литературоведения и языкознания. К основным его трудам, в которых говорилось о проблемах языка, быта, культуры и просвещения казахского народа, относятся книги: «Учебное пособие для европейцев» (2 книги, 1928-1929), «Казахско-русский словарь» (1925), «Бывшие угнетенные народы» (1925), «Букварь», «Методика обучения иностранного языка», статьи: «О культуре и значении языковедов» (1925), «О художественной литературе» (1927) и др. Как видно из книг, Кеменгеров верил в дружбу и братство народов, выступал пропагандистом общечеловеческой культуры. По данным архивных материалов о создании им «учебника естествознания в объеме программы высших начальных училищ» [101;102;103], видно большое желание педагога поделиться накопленным опытом преподавания дисциплин химии и биологии и знанием принципов конструирования и проектирования содержания образовательного процесса.
В монографическом труде «Из истории казахов» (1924) им проанализированы просветительские идеи и деятельность Абая Кунанбаева, Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина и даны верные и смелые для того времени выводы. По мысли писателя, Абай – поэт, чье творчество «обогатило национальную литературу вязью слов, глубиной проникновения в общественную жизнь, утверждением прогрессивного идеала» [99;104]. Эта книга, ставшая первой исследовательской работой по истории казахского народа, дала возможность большой читательской аудитории учителей познакомиться с истоками развития просвещения родного края.
Среди рассматриваемых Кеменгеровым вопросов особое место занимают проблемы языка, его развития и состояния в новых условиях. К изучению языка он предъявлял высокие требования. По его мнению, человек, изучающий чужой язык, прежде всего, должен хорошо владеть своим родным языком. Как свидетельствуют современники и исключительная грамотность составленных им документов на казахском и русском языках, К.Кеменгеров прекрасно знал оба эти языка и, кроме того, был полиглотом, знающим арабский, английский, немецкий языки. Дочь писателя Зайра вспоминала: «Отец обещал, что он сам будет учить меня немецкому языку, когда я перейду в 4 класс» [97,3].
Таким образом, просветительское движение в Казахстане, в том числе и на территории Павлодарского Прииртышья, несмотря на тяжелую социально-экономическую и политическую обстановку в начале ХХ века, усиливается благодаря активной творческой деятельности выдающихся казахских просветителей Абикея Сатпаева, Жусупбека Аймаутова, Султанмахмута Торайгырова, Сабита Донентаева и Кошмухамеда Кеменгерова. Их преподавательская, научно-методическая и творческая деятельность была направлена на решение проблем просвещения и образования, пути развития казахского народа, вопросов нравственного воспитания казахской молодежи, роли родного языка в обучении детей. Они считали, что система образования казахского народа должна являться синтезом двух начал: сохранение родного языка, культуры и истории родного края для формирования национального самосознания казахского народа; изучение русского языка, русской культуры для приобщения к мировой и европейской научной мысли и цивилизации. Ж.Аймаутов и С.Торайгыров в своих научных изысканиях и художественных произведениях отразили важные психолого-педагогические мысли.
В условиях становления молодого независимого государства Республики Казахстан, демократических реформ, признания прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, - отмечал Ж.Ж.Наурызбай, - необходимо включение в содержание учебной программы студентов педагогических специальностей этнокультурного компонента, важна «переориентация всей образовательной сферы на реализацию национально-культурных и языковых интересов учащихся, создание системы этнокультурного образования…» [106,3].
Необходимо учитывать в построении модели профессиональной личности учителя понятие этнокультурной образованности специалиста-педагога (термин разработан ученым Ж.Ж. Наурызбаем), поскольку хорошо подготовленные педагогические кадры способны осуществить и реализовать на деле цели и задачи этнокультурного образования. Под этим термином понимается система обучения и воспитания, направленная на освоение и активное применение взрослеющей личностью традиционно-культурного наследия и достижений мировой цивилизации путем сохранения этнической идентичности, изучения родного языка, культуры, истории и восприятия общегосударственных ценностей [106,11].
Таким образом, студенты педагогических специальностей Павлодарского региона должны знать историко-педагогическое наследие своего края. «Постижение истории каждой эпохи, справедливо отмечает ученый К.М.Арынгазин, - будет тем успешнее, чем скорее мы осознаем, что каждая эпоха видит прошлое несколько иначе, чем остальные. Каждая эпоха пишет свою историю, включая и нынешнюю, и решает задачи, выпавшие на ее долю. Поэтому недопустимо пренебрежительное отношение к историческому опыту педагогов иных эпох. Следовательно, опираясь на весь фундамент прошлого классической педагогики необходимо уметь устанавливать равноправный диалог, в целях развития идеи связи педагогических времен и создавать новый педагогический мир этой вечности» [107,37].
№№ |
Наименование темы |
Количество часов | |
лекции |
семинары | ||
1 |
Социально-политические условия развития просвещения на территории Казахстана |
2 |
2 |
2 |
Система общеобразовательных учреждений Павлодарского Прииртышья в дореволюционный период |
2 |
2 |
5 |
Просветительская деятельность Мусы и Садуакаса Шормановых |
1 |
1 |
6 |
Вклад Г.Н.Потанина в развитие науки и просвещения Казахстана |
1 |
1 |
7 |
Нравственно-этические проблемы в произведениях Машхур Жусупа Копеева |
1 |
2 |
8 |
Педагогическая деятельность Абикея Сатпаева |
1 |
2 |
9 |
Психолого-педагогические взгляды Жусупбека Аймаутова |
2 |
2 |
10 |
Психолого-педагогические и научно-методические проблемы в творчестве Султанмахмута Торайгырова |
2 |
2 |
11 |
Просветительская деятельность Кошмухамета Кеменгерова |
1 |
- |
12 |
Сабит Донентаев как просветитель |
1 |
- |
|
ИТОГО |
18 |
18 |
Введение. Цели, задачи и значение спецкурса «Развитие просвещения Павлодарского Прииртышья конца XIX - первой трети ХХ в.» в профессиональной подготовке учителя. Влияние присоединения Казахстана к России на развитие просвещения казахского народа. Казахстан – место политических ссыльных. Передовая педагогическая мысль Казахстана в конце ХIХ века. Роль периодической печати на развитие демократической педагогической мысли в регионе.
Муса Шорманов – один из ярких представителей степной аристократии. Труды М. Шорманова в области истории и этнографии. Г. Потанин и М. Шорманов. Просветительская и научная деятельность М. Шорманова. С. Шорманов – последователь и продолжатель просветительской деятельности М. Шорманова. Труды С. Шорманова.
Биография Г.Н.Потанина. Потанин и Ш.Уалиханов. Этнографические труды. Г.Н.Потанин как собиратель фольклора. Демократические областнические идеи ученого и его деятельность в земляческом кружке. Мысли Потанина о просвещении и национальном самоопределении казахского народа, о роли и необходимости создания университета в Сибири.
М.Ж.Копеев – казахский мыслитель, поэт, публицист, этнограф. Вопросы общественной, политической и культурной жизни в произведениях М.Ж.Копеева. Просвещение и образование – лучший способ развития народа. Основные принципы этических правил по Копееву.
Абикей Сатпаев – видный педагог Павлодарского Прииртышья. А.Сатпаев в общественно-политической жизни Казахстана. Просветительская деятельность А.Сатпаева. Современники А.Сатпаева. Труды А.Сатпаева по педагогике.
Ж.Аймаутов – драматург. Вопросы дидактики, изучение языков в нравственно-познавательном формировании личности, воспитательные возможности предметов и методы психологического исследования, раскрытые в научных трудах Ж.Аймаутова. Учебное пособие «Педагогическое руководство» и книга «Психология». Педагогическая деятельность Ж.Аймаутова. Проблема выбора профессии – важнейшая педагогическая проблема.
С.Торайгыров – просветитель, педагог, мыслитель и поэт-демократ. Психолого-педагогические идеи в произведениях С.Торайгырова: описание факторов, влияющих на формирование личности, особенности психики человека, его природных задатков, критика религиозного образования, рассмотрение отдельных методик обучения, таких как роль родного языка в воспитании молодого поколения, обучение, лишенное женской дискриминации, новые формы и методы обучения.
Биография К.Кеменгерова. Вопросы духовно-нравственного воспитания личности в его драматических произведениях. Журналистская деятельность просветителя. К.Кеменгеров – переводчик. Проблемы языка, его состояния и развития, быт, культура и просвещение казахского народа в научных трудах и учебных пособиях К.Кеменгерова. Монография «Из истории казахов» как первое исследование об истории казахского народа.
Жизнь, творчество и просветительская деятельность С.Донетаева. Основные темы художественных произведений первого (дореволюционного) периода. Просветительские идеи, отраженные в стихотворениях второго (советского) периода. С.Донентаев – публицист. Статьи, фельетоны, очерки, посвященные проблемам истории и просвещения казахского народа.
развитие просвещения казахского народа.
2.Казахстан – место политических ссыльных.
3.Передовая педагогическая мысль Казахстана в конце
ХIХ века.
4.Роль периодической печати на развитие
демократической педагогической мысли в регионе.
Литература:
степной аристократии.
2. Труды М. Шорманова в области истории и
этнографии.
3. Г. Потанин и М. Шорманов.
4. Просветительская и научная деятельность М.
Шорманова.
5. С. Шорманов – последователь и продолжатель
просветительской деятельности М. Шорманова.
6. Труды С. Шорманова.
Собрание сочинений. Т 4. – А., 1968.
2.Стрелкова И. Валиханов. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 295 с.
3.Потанин Г. Н. В юрте последнего киргизского царевича // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т 4. – А., 1968.
4.Гейнс А.К. Из дневника 1865 года // Валиханов Ч.Ч. Собрание
сочинений. Т 4. – А., 1968.
5.Письмо Чокана родителям // Валиханов Ч.Ч. Собрание
сочинений. Т 4 – А.,1968.
6.Муса Чорманов. Казахские народные обычаи/ сост.
КанафинаА.М.– Караганда, 2000.- 103 с.
7.Арын Е., Нухулы А. «Жизнь – заложница чести…»/ Звезда
Прииртышья, 2002.-31 октября. – С. 8
публицист, этнограф.
2. Вопросы общественной,
политической и культурной жизни в произведениях
М.Ж.Копеева.
3. Просвещение и образование – лучший способ
развития народа.
4. Основные принципы этических правил по Копееву.
2. А.Сатпаев в общественно-политической жизни
Казахстана.
3. Просветительская деятельность А.Сатпаева.
4. Современники А.Сатпаева.
5. Труды А.Сатпаева по педагогике.
2. Сатпаева Ш. Абикей Зеинович Сатпаев// Сатпаева Ш. Сєулелі єулет. Алматы, 1996. – С.96-134
3. Примерный товарищ// «Ќазаќ тілі» за 1 апреля 1923 г.
2.Вопросы дидактики, изучение языков в нравственно-
познавательном формировании личности,
воспитательные возможности предметов и методы
психологического исследования, раскрытые в
научных трудах Ж.Аймаутова.
3.Учебное пособие «Педагогическое руководство» и
книга «Психология».
4.Педагогическая деятельность Ж.Аймаутова.
5.Проблема выбора профессии – важнейшая
педагогическая проблема.
Литература:
поэт-демократ.
2.Психолого-педагогические идеи в произведениях
С.Торайгырова: описание факторов, влияющих на
формирование личности.
3. Критика религиозного образования и школ-медресе.
4.Влияние учителей-мугалимов на развитие образования
5. Разработка С.Торайгыровым новых методов обучения в преподавании родного языка.
2.Основные темы художественных произведений
первого (дореволюционного) периода.
3.Просветительские идеи, отраженные в
стихотворениях второго (советского) периода.
4.С.Донентаев – публицист.
5.Статьи, фельетоны, очерки, посвященные проблемам
истории и просвещения казахского народа.
2.Вопросы духовно-нравственного воспитания
личности в его драматических произведениях.
3.Журналистская деятельность просветителя.
4.К.Кеменгеров – переводчик.
5.Проблемы языка, его состояния и развития, быт,
культура и просвещение казахского народа в
научных трудах и учебных пособиях К.Кеменгерова.
6.Монография «Из истории казахов» как первое
исследование об истории казахского народа.
В настоящей работе исследуется история развития просвещения и педагогической мысли на территории Павлодарского Прииртышья в конце XIX – первой трети XX века. Историко-политические условия развития системы образования анализируемого периода носили двойственный характер, что обусловлено противоречивым для казахского народа историческим процессом присоединения Казахстана к России. Прогрессивно-демократические идеи передовых деятелей русского общества и великих просветителей казахского народа Шокан Валиханов, Ыбырай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, стремлением приобщиться к мировой и русской культуре и истории, традициям и образовательной системе русского народа стали благодатной почвой становления просвещения в Казахстане. Препятствием на пути становления просвещения были низкий уровень жизни и классовый характер общества, жесткий царский режим и политика русификации, подавление национального самосознания казахского народа и репрессии национально-демократических деятелей просвещения (Ж.Аймаутов, К.Кеменгеров и др.) и др.
Значительный вклад в становление образования Павлодарского Прииртышья, как и Казахстана в целом, внесли просветители, педагоги-ученые, писатели и философы края. Педагогическая мысль Казахстана конца ХIХ – первой трети ХХ века получает более очерченную отшлифованную форму, в отдельных случаях перерастая в определенную концепцию.
В развитии и основном содержании педагогической мысли Казахстана конца ХIХ – первой трети ХХ века можно условно выделить две основные тенденции: сохранение национально-исторического наследия казахского народа и стремление к общечеловеческому началу в образовании. Первая тенденция была основана на мысли о народном достоинстве, народной гордости, связанные с необходимостью изучения казахского языка и литературы, казахской культуры и истории, формирования национального самосознания. Вторая - идея общечеловеческого образования - выражалась в приобщении казахского народа к русской истории, быту, культуре и изучении русского языка, в воспитании не только чиновника, специалиста, а, прежде всего, человека. Актуализация этих тенденций в педагогике обусловлено деятельностью национальных школ как социальных институтов, которые строятся на основе взаимодействия общечеловеческого и национального в духовном, материальном и нравственно-этическом плане.
Следует отметить, что педагогическая мысль Казахстана тесно связана с литературным движением. Видные просветители казахского народа выражали свои педагогические воззрения в художественных, публицистических и научно-методических произведениях, в которых решались проблемы и задачи, поставленные временем, обстоятельствами и условиями Казахстана того времени. Однако многие педагогические решения представляют немалый интерес и поныне.
Охватывает общие пути и способы обучения всем предметам. Частная дидактика исследует методику обучения и рассматривает вопросы конкретного применения общедидактических правил и при
10 09 2014
6 стр.
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов
16 12 2014
8 стр.
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,
12 09 2014
7 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий студентов 1,2 курса неязыковых специальностей, владеющих определенными знаниями и навыками по английскому языку
15 09 2014
7 стр.
Руководство предназначено для аспирантов и студентов естественно-научных специальностей
27 09 2014
5 стр.
Инвестиции: учебное пособие для студентов экономических специальностей/сост. Ю. В. Ерыгин, А. В. Зиненко; Сибгау. Красноярск, 2009 –191 с
25 12 2014
24 стр.
Охватывают “все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе”. Под идеями же подразумеваются “слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении”
06 10 2014
40 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, учащихся духовных учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей крупнейш
01 10 2014
42 стр.