Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 25 с углублённым изучением отдельных предметов

г.о. Орехово-Зуево Московской области

Урок алгебры и начала анализа (10класс)

Учитель Колбаско Ольга Антоновна
Урок по теме «Решение сложных логарифмических уравнений и неравенств»
Тип урока: урок-семинар
Цель урока: Сформировать умения учащихся решать сложные логарифмические неравенства, а также неравенства смешанного типа.

Задачи урока:

  1. Проконтролировать знания учащихся по методам решения сложных логарифмических неравенств и неравенств смешанного типа;

  2. Продемонстрировать различные методы решения неравенств, содержащих логарифмы; формирование умения выбирать рациональные методы решения неравенств;

  3. Освоение всеми учащимися алгоритмов решения сложных логарифмических неравенств, закрепление теоретических знаний при решении конкретных примеров;

  4. Продемонстрировать решение неравенств обобщенным методом интервалов для неравенств, содержащих логарифмическую функцию;

  5. Развитие у учащихся логического мышления в процессе поиска рациональных методов и алгоритмов решения;

  6. Развитие культуры научных и учебных взаимоотношений между учениками и между учениками и учителем; воспитание навыков совместного решения задач.

Тип урока: урок закрепления теоретических знаний и формирования умений применять знания к решению задач.

Форма урока: урок-семинар.




Если Вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи – решайте их.

Д.Пойа



Ход урока

1.Организационный момент (формулировка темы, постановка целей и задач урока перед учащимися, план хода урока)

2.Актуализация опорных знаний проводится в форме беседы по лекционному материалу по данной теме.

Понятие сложного логарифмического неравенства

Под сложным логарифмическим неравенством понимают неравенство вида , где – один из знаков неравенств: .

  • Алгоритм решения сложного логарифмического неравенства

Так как при функция является возрастающей, а при – убывающей, то для решения сложного логарифмического неравенства необходимо рассмотреть два случая, т. е. решить совокупность двух систем:

https://is.tstu.ru/direct1/bilet/matem/2-2001/image200.gif

  • Решение сложных логарифмических неравенств методом эквивалентной замены их одной системой неравенств

Решение сложных логарифмических неравенств совокупностью двух систем можно значительно упростить, применяя эквивалентную замену:



  • Решение неравенств смешанного типа

Под неравенством смешанного типа понимают неравенства, содержащие разные функции. Наиболее эффективным методом решения неравенств смешанного типа является обобщенный метод интервалов.


    • ОДЗ

    • Корни

    • Ось

    • Знаки

    • Концы

    • Ответ


Краткая схема метода:


    1. Решение заданий:

1



Решается двумя способами (совокупностью двух систем; эквивалентной системой) на доске разными учениками одновременно. Далее проводится обсуждение каждого из методов решения, определяется наиболее рациональный.

Решение:


1 способ

Данное неравенство равносильно совокупности двух систем рациональных неравенств:





x

6

3



2

1





x

6

1



0

Решение совокупности:

x

6

3



2

1

0

Ответ. .



2 способ

Данное неравенство равносильно системе рациональных неравенств:




x

6

3



2

1

0



Ответ. .

2



Решается учеником на доске с комментариями.

Решение:


Данное неравенство равносильно системе рациональных неравенств:



x

-1

0

1



2



Ответ. .

3



Ученик решает у доски. Особое внимание учитель обращает на модуль аргумента логарифма, возникающий в процессе преобразования логарифмического выражения. При решении целого уравнения с модулем учащиеся используют наиболее рациональный метод решения (геометрическую интерпретацию понятия модуля).

Решение:


;

.

Данное неравенство равносильно системе рациональных неравенств:





x

0

1



2



Ответ.

4



Учащиеся решают самостоятельно в тетрадях, учитель контролирует и комментирует прохождение каждого этапа решения неравенства. Опорные моменты решения учитель выписывает на доске. В конце решения на доске записывается ответ, по которому все учащиеся осуществляют самоконтроль решения. По написанным на доске опорным моментам еще раз проговаривается алгоритм решения сложного логарифмического неравенства.

Решение:


;

.

Решим неравенство обобщенным методом интервалов.

ОДЗ: .

Корни числителя:



Данное уравнение решений не имеет, нулей числителя нет.

Корни знаменателя:

_

х

0

-1

+



Ответ. .

5



Неравенство смешанного типа. Учитель обсуждает возможные алгоритмы решения данного неравенства с учащимися, после чего ученик реализует наиболее рациональный на доске. Особое внимание учеников учитель обращает на изолированную точку решения неравенства.

Решение:


Решим неравенство обобщенным методом интервалов:

ОДЗ: .

Корни левой части неравенства:







x

+

_

_

+

3

3,5



4

2



Ответ..

6



Неравенство смешанного типа. Ученик решает неравенство у доски. В ходе решения учащиеся закрепляют алгоритм решения неравенства обобщенным методом интервалов, демонстрируют навыки решения тригонометрических неравенств. Ответ содержат изолированные точки.

Решение:


Решим неравенство обобщенным методом интервалов:

ОДЗ:

Корни левой части неравенства:









_













3

2

x

_

_



+
Ответ. .

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Теоретический материал

Лекция № 7

Практическое задание

Сб. задач Осколкова №№ 232, 234, 240, 242, 244, 250

Урок по теме «Решение сложных логарифмических уравнений и неравенств»
69.57kb.

13 09 2014
1 стр.


Решение Пояснения Т. к. =3, то запишем данное неравенство в виде

При решении логарифмических неравенств необходимо учитывать монотонность логарифмической функции

44.52kb.

14 12 2014
1 стр.


Тригонометрия. Решение тригонометрических уравнений и неравенств

Какое уравнение показывает правильное тригонометрическое соотношение для угла а в треугольнике авс

30.53kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок по теме «Объем конуса» 11 класс «А» Актуальность урока

Этот урок интерес для педагогического роста учителя богатством выбора задач формирования сложных надпредметных умений

107.49kb.

12 09 2014
1 стр.


Решение уравнений, содержащих модули Участники: Фадеев Дмитрий Евгеньевич

Обоснование выбора темы: Варианты решений часто встречающихся уравнений с модулями

22.25kb.

15 09 2014
1 стр.


1. Повторение (6часов)

Преобразование целых выражений. Системы линейных уравнений. Решение уравнений и задач. Признаки равенства треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма уг

1304.45kb.

26 09 2014
5 стр.


Урок по теме "Функция" в 7 классе Обед, знакомство с выставкой учебно-методической литературы 13. 00 14. 00 Пленарное заседание

Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”

83.99kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок 2 Решение задач с помощью пропорции

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий по теме «Решение задач с помощью пропорции» на уровне их применения в разнообразных ситуациях

56.14kb.

01 10 2014
1 стр.