Перейти на главную страницу
Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?..
В этом вы не правы господа,
Знайте: математика – красива!
Нет неблагодарнее занятья,
Чем красоту словами объяснять.
Не любить её нельзя, я точно знаю:
Можно только знать или не знать.
(О. Панишева)
2. Мотивация урока.
В древности люди следили за светилами и по этим наблюдениям вели календарь, рассчитывали сроки сева, время разлива рек; корабли на море, караваны на суше ориентировались в пути по звездам. Все это привело к потребности научиться вычислять стороны в треугольнике, две вершины которого находятся на земле, а третья представляется точкой на звездном небе. Исходя из этой потребности и возникла наука – тригонометрия – наука, изучающая связи между сторонами в треугольнике.
Как вы думаете, достаточно ли уже известных нам соотношений для решения таких задач?
Цель сегодняшнего урока – исследовать новые связи и зависимости, вывести соотношения, применяя которые на следующих уроках геометрии, вы сможете такие задачи решать.
Давайте почувствуем себя в роли научных работников и вслед за гениями древности Фалесом, Евклидом, Пифагором пройдем путь поиска истины. Для этого нам нужна теоретическая база.
3. Актуализация опорных знаний.
Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется… отношение противолежащего катета к гипотенузе.
Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется… отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется… отношение противолежащего катета к прилежащему катету.
sin A = |
sin О = |
sin A1 = |
cos A = |
cos О = |
cos A1 = |
tg A = |
tg О = |
tg A1 = |
Из определений синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника выразим величину катета, прилежащего и противолежащего к острому углу.
Работа по рисункам.
Решить № 919(1, 2), 921(1), 922(1), 923(1).
В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты, именем которого назван первый индийский спутник Земли. Дугу он назвал ардхаджива (ардха – половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в веке оно было заменено латинским синус (sinus – изгиб, кривизна).
Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е. “дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”; cosa = sin( 90° - a)).
Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке арабским математиком Абу-ль-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов и котангенсов. Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты лишь в XIV веке немецким математиком, астрономом Регимонтаном (1467 г.). Он доказал теорему тангенсов. Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы; благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе.
Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г. Tangens переводится как «касающийся» (линия тангенсов – касательная к единичной окружности).
Термин «тригонометрия» означает дословно треугольникомерие или измерения в треугольнике.
Решить № 920.
Выучить п.22, решить № 919(3), 921(2), 922(2), 923(2).
Что вы узнали нового? На уроке:
- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала ввести понятия косинуса, синуса, тангенса и котангенса произвольного угла;
- в ходе знакомства с новым материалом сформировать умения и навыки нахождения значений выражений, содержащих синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в различных ситуациях;
- находить решения в различных проблемных ситуациях;
- развивать грамотную математическую речь учащихся, умение давать лаконичные формулировки.
- воспитывать у учащихся аккуратность;
- умение слушать;
- культуру поведения;
- чувство ответственности.
Ход урок:
1. Организационный момент
Добрый день!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
2. Мотивация урока.
Ребята, математическое творчество – это высший пилотаж. И сегодня я приглашаю вас к полетам в мыслях как наяву.
– Мы проведем не обычный урок геометрии, а отправимся с вами в далекое путешествие. Вглубь веков приведет нас колесо истории.
– Ребята, а вы можете сказать, зачем люди путешествуют?
(Чтобы узнать что-то новое, познакомится с новыми людьми, сделать маленькие или большие открытия)
– С этой целью отправимся в путешествие и мы!
Вариант 1: №919(5), 921(3).
Вариант 2: №919(6), 922(3).
Решение у доски № 924(1), 925(1).
Тригонометрия берёт своё начало в древней Греции. Для решения прямоугольного треугольника, определения его элементов по трём данным сторонам треугольника вначале составляли таблицы длин хорд, соответствующих различным центральным углам круга постоянного радиуса. Эти таблицы были составлены астрономом-математиком Гиппархом из Никели (2 в. до н.э.).
Знаменитое сочинение – Альмагест астронома Клавдия Птолемея включает в себя звёздный каталог таблиц хорд. Таблица хорд Птолемея составлена в шестидесятеричной системе счисления через полградуса и играла роль таблицы синусов (полухорд). Таблицы синусов были введены индийскими астрономами, которые рассматривали и линию косинуса. Дальнейшего развития тригонометрические таблицы достигли в Индии и трудах учёных стран ислама. Абу-л-Вафа пользовался величиной, обратной косинусу (секансом) и синусу (косекансом) и составил таблицу синусов через каждые 10°. Точные таблицы появились благодаря ал-Каши, Региомонтану и другим европейским учёным 16-18 вв.
Знакомство с таблицами (с. 236, 237) и работа по таблицам № 955(1, 2), 956(1).
Встали.
Быстро поморгали.
Закрыли глаза и постояли спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4 раза
Открыли глаза и посмотрели вдаль (считать до 5)
Повторить 4 раза.
Повторить 4 раза.
Повторить 4 раза.
Расслабили мышцы глаз посмотрели вдаль (считаем до 6)
Повторить 2 раза.
6.Закрепление нового материала.
Работа по рисункам № 958(1-3), 959(1).
Оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони. Протяните руку (любую) и разведите как можно сильнее пальцы (как на плакате). Приглашается один ученик. Мы измеряем углы между нашими пальцами.
Берется треугольник, где есть угол в 30, 45 и 60 90 и прикладываем вершину угла к бугру Луны на ладони. Бугор Луны находится на пересечении продолжений мизинца и большого пальца. Одну сторону совмещаем с мизинцем, а другую сторону – с одним из остальных пальцев.
Оказывается между мизинцем и большим пальцем угол 90, между мизинцем и безымянным – 30, между мизинцем и средним – 45, между мизинцем и указательным – 60. И это у всех людей без исключения.
Если пальцы считать лучами, исходящими из бугра Луны на ладони, то можно считать, что направление мизинца соответствует началу отсчета углов, т.е. 0.
Введем нумерацию пальцев:
мизинец № 0 – соответствует 0,
безымянный № 1 – соответствует 30,
средний № 2 – соответствует 45,
указательный № 3 – соответствует 60,
большой № 4 – соответствует 90.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Решить № 960(1).
Выучить п.23, решить № 959(2), 960(2), 958(4, 5, 6).
1. Сегодня я узнал…….
2. Было интересно……
3. Было трудно…….
4. Я выполнял задание….
5. Я понял что…….
6. Теперь я могу…….
7. Я почувствовал что…..
8. Я приобрёл….
9. Я научился…….
10. У меня получилось………
В стране "Геометрия" очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различать различные особенности геометрических фигур.
Даю "установку". Развивать и тренировать геометрическое зрение, применяя все теоретические знания на практике.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
2. Мотивация урока.
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Я прочту одну историю, а вы ответите мне: где могла произойти эта невероятная история? Доверчивости я пою хвалу,
Но и проверка тоже не обуза…
В определенном месте, на углу
Встречались катет и гипотенуза.
У катета она была одна.
Гипотенузу он любил, не веря сплетням,
Но, в тоже время, на углу соседнем
С другим встречалась катетом она.
И дело все закончилось конфузом-
Вот после этого и верь гипотенузам.
Ответ: “эта история произошла в прямоугольном треугольнике”.
Вот и задачи сегодняшнего урока связаны с прямоугольными треугольниками.
3. Актуализация опорных знаний.
Но для начала, скажите: что такое гипотенуза, катеты и какие их связывают отношения?
Изобразите в тетради прямоугольный треугольник АВС.
На доске изображён треугольник МОВ в другом расположении. Учащимся предлагается самостоятельно ответить на вопросы. В это же время на те же вопросы отвечают два ученика, выполняющие задание на крыльях доски.
Вопросы по рисунку.
Решить прямоугольный треугольник- значит по заданным двум сторонам либо стороне и острому углу найти другие его стороны и углы.
Разбираем следующие виды задач, в которых требуется решить прямоугольный треугольник:
Условие задачи |
Алгоритм решения | ||
1 |
![]() |
Дано: АС=в, ВС=а. Найти: АВ, <А, <В. |
1)АВ= ![]() 2) tgА= 3) <В=90º - <А.
|
2 |
![]() |
Дано: АВ=с, ВС=а. Найти: АС, <А, <В. |
1)АС= ![]() 2) 3) <В=90º - <А.
|
3 |
![]() |
Дано: АВ=с, <А=α Найти: АС,ВС, <В. |
|
4 |
![]() |
Дано: <А=α, ВС=а. Найти: АС, АВ, <В. |
|
Дано: АС=9см, ВС=12см.
Найти: AB, sinA, cosA, tgA. Решение:
В
12 см
С 9 см А
Для вычисления величины угла А воспользуемся таблицей.
Для нахождения величины угла В вспомним свойство острых углов прямоугольного треугольника (их сумма равна 180º).
Мы ладонь к глазам приставим,
-Мы достигли цели?
-Какие знания, полученные ранее, нам позволили «открыть» новое знание?
-Проанализируйте результат своей работы.
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы на поиск отправимся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
И не бойтесь, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
У вас может возникнуть вопрос: Почему в геометрии особое внимание уделяется прямоугольному треугольнику, хотя не часто встречаются предметы подобной формы?
Как в химии изучают вначале элементы, а затем – их соединения, в биологии – одноклеточные, а потом – многоклеточные организмы, так и в геометрии – точки, отрезки и треугольники, из которых состоят другие геометрические фигуры.
Среди этих фигур прямоугольный треугольник играет особую роль. Действительно, любой многоугольник можно разбить на треугольники, умея находить угловые и линейные элементы этих треугольников, можно найти все элементы многоугольника. В свою очередь, любой треугольник можно разбить одной из его высот на два прямоугольных треугольника, элементы которых связаны более простой зависимостью. Найти элементы треугольника можно. Если свести задачу к решению этих двух прямоугольных треугольников.
Самостоятельная работа:
Вариант 1: №1004(1в, 3в);
Вариант 2: №1004(2в, 4в).
Решение многих прикладных задач основано на решении прямоугольных треугольников.
Рассмотрим некоторые виды прикладных задач.
Повторить п.20-24.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить
Свершать открытья.
Все это привело к потребности научиться вычислять стороны в треугольнике, две вершины которого находятся на земле, а третья представляется точкой на звездном небе
12 10 2014
1 стр.
Преобразование целых выражений. Системы линейных уравнений. Решение уравнений и задач. Признаки равенства треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма уг
26 09 2014
5 стр.
Данная работа посвящена теореме Пифагора – одной из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника
14 12 2014
1 стр.
Формула Герона: Площадь s треугольника со сторонами a, b, c выражается формулой, где полупериметр треугольника
14 12 2014
1 стр.
Задания вычисление элементов прямоугольного треугольника
13 10 2014
1 стр.
Синус острого угла прямоугольного треугольника – отношение противолежащего катета к гипотенузе
10 10 2014
1 стр.
Плакат с кроссвордом, дидактический материал, модели параллелепипедов, компьютер, чертежи и рисунки
24 09 2014
1 стр.
Косинус острого угла прямоугольного треугольника равен отношению противолежащего катета к гипотенузе
26 09 2014
1 стр.