Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 11страница 12
§ 4. Монтажные теории

Этапы развития практики и теории монтажа. Система Л. Кулешова. Эволюция монтажных теорий С. Эйзенштейна. В. Пудовкин и фотогения

Спор о роли монтажа в создании экранных произведений велся с момента его возникновения, так как, пожалуй, ни одно из выра­зительных средств в кино и на телевидении не претерпевало такого изменения. Монтаж в первую очередь представляет собой организу­ющее начало всего построения образного решения экранной про­дукции. Это происходит оттого, что монтаж одновременно является1 и техническим приемом соединения двух рядом стоящих кадров, и формой творческого, авторского мышления, способом выражения авторского видения, и средством воздействия на зрителя, на его информированность, эмоциональное состояние, мировосприятие.

Обратимся к истории и теориям монтажа, сложившимся к концу XX в. В начале века первые киносъемки велись с одной точки. От­дельно снятые кадры складывали в монтажные фрагменты, кото­рые в свою очередь образовывали внутреннюю цельность образно­го решения. Это позволяло раскрывать содержание снятого мате-

46

риала. Зритель, сопереживая происходящему на экране или про­тивопоставляя ему свою точку зрения, научился воспринимать экранное действие как часть реальности, пусть другой, пусть не­реальной, сконструированной, но все же реальности.



И постепенно грань между двумя мирами — экранным и ре­альным — стала стираться. И чем искуснее становился монтаж, чем ближе к восприятию глазом реальности появлялась возможность ее фиксации вначале на пленку, а затем на «цифру», тем более управ­ляемым становился зритель, более подверженным манипуляциям.

Какие же этапы можно выделить в развитии практики и теории монтажа?

Схему развития различных технологий монтажа предложил американский режиссер Т. Оханян в своей работе «Нелинейный видеомонтаж»1. Она выглядит следующим образом:



  • киномонтаж — 1900 г.;

  • монтаж аналогового звука — 1945 г.;

  • монтаж на видеоленте — 1956 г.;

  • монтаж на видеоленте с временным кодом — 1970 г.;

  • цифровой монтаж изображения на диске — 1980 г.;

  • цифровой монтаж звука на диске — 1985 г.

Развитие монтажа на телевидении связано прежде всего с из­менением способа образного мышления и поисками новых форм обобщения материала, а техника лишь создавала условия для даль­нейшего освоения языка монтажа. Соответственно можно выде­лить следующие этапы становления современного телемонтажа, совпадающие с периодизацией развития телевидения.

Первый (до середины 1950-х годов) — период освоения нового метода фиксации звука и изображения. Это было время техническо­го «прорыва» электровидения на расстоянии (1900), переросшего в телевидение. Монтаж сводился к простейшей склейке, так как дей­ствие фиксировалось длинными планами. Именно в это время роди­лось выражение В. Саппака: «Телевидение — окно в реальность».

Второй — дикторский, актерский период, когда на телевиде­ние пришли театральные режиссеры. В какой-то степени это пери­од актеров «переживания». Преобладает точка зрения, что специ­фической чертой телевидения является крупный план — эмоцио­нальное переживание мгновения, подчеркивающее реальность

' Оханян Т. Нелинейный монтаж. М., 2001.

47

Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

§ 4. Монтажные теории




происходящего на экране. Идет активный поиск путей размежева­ния с другими видами искусства и осмысление собственного язы­ка телевидения. Так монтаж приобретает более свободные формы, порой даже опережая киноискусство. Активно используются все­возможные способы совмещения, например микшерные совмеще­ния: наложение одного изображения на другое, совмещение двух планов в одном экранном пространстве кадра, цветовое решение как эмоциональная окраска происходящего, поиски активного втягивания зрителя в действие;

Третий — период журналистского начала (автора словесного обобщения, сопоставления, трактовки); когда пластика, монтаж-1 ное построение усиливают утверждения, соединяют изображен- II ное и неизображенное, а столкновение раскрывает внутренние связи внешнего действия, диалог и открытый монолог выступают звеньями одной цепи. При этом время «здесь и сейчас» остается незыблемым постулатом телевидения, унаследованным от радио.

На уровне монтажных соединений телевидение на глазах у зри­теля монтирует время (как сквозное, что является высшей степе­нью реальности, так и каждое его мгновение, причем одновре­менно прошлое, настоящее и будущее благодаря смене планов, которые становятся «уплотненными» по информации, легко чита­емыми благодаря авторским комментариям). Телевидение опери­рует временем: прошлое становится настоящим, а настоящее ком­ментируется из будущего.

Свое место на телевизионном экране наравне с повествова­тельным занимают параллельный и ассоциативный монтаж. Логи­ка авторских комментариев теснит логику развития события. Ста-! новится просто и легко проиллюстрировать свой постулат картин­кой, и совершенно необязательно, чтобы зритель думал и сопоставлял. «Актер переживания» и «автор» начинают выступать в едином лице.

На экран врывается клиповый монтаж и переводит реальность в разряд виртуальной реальности электронного мира. Телевизион-ная картинка наполняется чувственностью (свою роль играют тем-поритмическое построение и «взрыв» цветности), возникает кон-] цепция «мир — это шоу, оно может быть веселым, карнавальным или трагическим и кровавым», как на это посмотреть.

Сегодня телевидение вступает в четвертый период — период продюсерского телевидения (иногда это «базар», иногда инстинкт! выживания, все рекламируется, продается оптом и в розницу, ]

48

I



кто как успеет...). Многослойность, объемность, непредсказуе­мость, агрессия и декаданс — вот что характеризует современные монтажные поиски, «одномоментность» в ее чувственном много­гранном и ускользающем проявлении многоликости. Калейдоскоп событий превращается в спецэффекты электронных программ.

Монтажные склейки становятся явными, открытыми, а раз-ноплоскостное пространство объединяется ведущим как предъяв­ленный телезрителю факт (по принципу многокамерной съемки). Зритель уже привык, что одномоментно он может видеть разные точки зрения не только «по картинке», но и по высказанным мне­ниям разных людей об одном и том же вопросе по сборке ново-стийных сюжетов. Плюрализм, демократия, одновременность про­исходящих событий, даже и не связанных между собой ни географией места действия, ни своим возникновением, — черты телевизионного зрелища.

Таким образом, телевизионный и кинематографический мон­таж — не одно и то же, и возможности у них не всегда идентичные. Пространственно-временное искусство и временно-пространствен­ное меняют знаки при общей формуле: общий + средний + круп­ный + средний + общий, так как на телевизионном экране иная степень документальной условности, нежели в кино (там каждое мгновение переходит в разряд прошлого, отраженного, замкнуто­го, устойчивого, даже несмотря на отдельные открытые финалы).

Развитие теории монтажа и оттачивания телевизионных при­емов неразрывно связаны с развитием языка киноискусства. Ос­новные монтажные теории сложились в период немого кинема­тографа. В этот период камера лишь фиксировала действие с одной точки, а движение заменялось сменой кадров. Из-за отсутствия звука авторам фильмов постоянно приходилось искать форму пла­стической выразительности кадра. Это привело к значительным открытиям в области практического монтажа.

Одним из таких открытий в 1920-е годы стал эффект Кулешова. Стремясь к максимальной выразительности материала, Лев Куле­шов выявил неизвестные ранее возможности монтажа. Подобно многим практикам и теоретикам кино, он видел в нем средство Динамической и лексической организации повествования, возмож­ности воссоздания модели события (по этому принципу и сегодня Монтируют многие событийные сюжеты). Его эксперименты пока­зали, что монтаж может выполнять более самостоятельную роль: Разрушая одни логические связи, конструировать другие.

49

4-4003



Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

§ 4. Монтажные теории




Речь шла о непосредственном «вторжении» автора в ход собы­тий. Сталкивая эпизоды или сопоставляя их, режиссер тем самым формирует восприятие зрителя:

...мы убедились в том, что основное средство воздействия на зри­теля через кинематограф, средство, присущее только кинемато­графу, — это не просто показ содержания данных кусков, а орга­низация этих кусков между собой, их комбинация, конструкция, то есть соотношение кусков, их последовательность, сменяемость одного куска другим1.

Система Кулешова возникла в обстановке всеобщего увлече­ния «машинной» цивилизацией, когда промышленное производ­ство совершило качественный скачок благодаря новым методам организации труда (стандартизация, конвейер), а конструктивизм приобрел в глазах художников ореол самой современной, рацио­нальной и действенной формы выражения.

В основу своеобразного знакового языка кино, который разраба­тывал Л. Кулешов, легли интуитивные находки американского ре- j жиссера Дэвида Гриффита (применение параллельного монтажа) и законы восприятия на уровне физиологии. Кулешов стремился свес­ти бесконечное разнообразие проявлений психической и физиче­ской деятельности человека к относительно ограниченному числу типовых реакций, легко воспроизводимых на экране посредством j мимики, жеста и движения специально подготовленных натурщиков. ] Такая система требовала двукратного «перевода» эстетической ! информации: режиссер переводит содержание фильма на язык j пластического «шифра», зритель «читает» изображение, отталки­ваясь от своего эмоционального восприятия, конкретного содер- j жания фрагментов действия и их «столкновений». Независимо от значительности замысла успех фильма во многом определялся спо­собностью «натурщиков» правильно запечатлеть те или иные эле­менты «алфавита» чувственного воздействия на зрителя (поза, улыб­ка, жесты отчаяния или радости, гнева или беззащитности и т.д.) и откликом зрителя на новую «киноазбуку».

Как большинство кинематографистов 1920-х годов, Л. Куле­шов видел специфику кино в его динамике и отдавал предпочте­ние фильмам со стремительным действием и активно развиваю-

щейся интригой. Динамичность предполагала соблюдение опреде­ленных требований: поскольку основную информацию несло изоб­ражение, оно должно запоминаться, легко прочитываться, не со­держать ничего второстепенного.

Жаль, что сегодня эти интересные наблюдения Л. Кулешова забыты (или неизвестны!..) многими авторами телевизионных информационных сюжетов, ведь цветовой акцент, неверное ком­позиционное построение кадра ведут к переизбытку информации, изменению отношения к происходящему, что может исказить смысл события. Простота (до графической сухости), тщательный отбор деталей, максимальная экспрессивность характеризуют кад­ры лучших фильмов, созданных Л. Кулешовым.

Однако даже ему не всегда удавалось достичь желаемого ре­зультата. Порой символическая обобщенность образного строя его картин вступала в противоречие с фотографической природой ки­ноизображения: кадр превращался в знак, а фильм — в сумму кад­ров, читаемых зрителями молниеносно и соединенных таким об­разом, что исключается возможность иного истолкования. В ре­зультате он пришел к выводу, что «не так важно содержание кусков само по себе, как соединение двух кусков, разных по содержанию и способ их соединения и чередования»1.

Несмотря на все революционные идеи, теория Л. Кулешова имеет целый ряд недостатков:


  • изображение выполняет несвойственные ему эстетические функции слова;

  • следствием этого является неизбежная деформация мате­риала, разрыв пространственно-временной целостности в интересах монтажа;

  • сложные чувственные переживания героев, осмысление ими происходящего сводится к чисто физиологическим прояв­лениям мимики и жестов, к элементарным условным реак­циям актеров-натурщиков;

  • монтаж выполняет служебную роль, обеспечивая логиче­скую связь кадриков-кирпичиков и сообщая правдоподо­бие серии условных планов-знаков;

  • для имитации жизни режиссер вынужден отходить от нее как можно дальше, подчинясь требованиям живописной ин­терпретации изобразительного решения.


1 Кулешов Л. Искусство кино. Л., 1929. С. 16. 50

1 Кулешов Л. Искусство кино. Л., 1929. С. 100-101.

51


4*

Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

§ 4. Монтажные теории




Абсолютно ясно, что появление звука разрушило кинемато­графическую систему Л. Кулешова. Элемент конкретной физиче­ской реальности, звук, нарушал эстетическую целостность произ­ведений, основанную на неизбежной деформации действительности (даже в лучшем фильме режиссера «По закону» трудно найти хотя бы один пейзаж, который не имел бы символического значения и избежал бы режиссерского «грима»). В то же время характерно, что слово-знак (титр) Л. Кулешов признавал и даже приравнивал его по значению и сущности к обычному пластическому кадру. В этом он видел прежде всего возможность лаконично выразить опреде­ленное, однозначное понятие.

По мнению режиссера, одним из первых обратившего внима­ние на роль детали в организации и управлении зрительским вос­приятием, ничто не может передать так ярко и образно однознач­ность пластического кадра, как удачно найденная деталь. Одно­временно она становится связующим звеном между физическим действием и душевным состоянием действующего лица, прини­мая на себя смысловую функцию, раскрывающую суть происходя­щего.

Л. Кулешов отмечал, что детали должны быть естественными и единственно возможными при данных обстоятельствах. Тогда цепь деталей, ясных и понятных широкому кругу зрителей, и логиче­ски развивающийся сюжет, организованный пространственным монтажом1, будут восприняты зрителем без лишнего напряжения и нервного раздражения — без скачка2. При таких условиях выде­ленная деталь становится элементом образного строя, выполняя в то же время роль «двигателя» сюжета3.

1 Л. Кулешов утверждал, что лишь пространственный (или повествователь­
ный) монтаж соответствует психофизическим особенностям человека. Несмотря
на высокий уровень развития, человеческое мышление способно воспринимать
конкретное легче, чем абстрактное, посредством зрения. Человек не в состоянии
запомнить и увидеть все, что его окружает. Он оценивает происходящее лишь
при помощи определенных деталей, которые организовывают его память и по­
могают проследить и «дорисовать» остальные промежуточные фазы между собы­
тиями.

2 В отличие от Л. Кулешова С. Эйзенштейн строил драматическое действие на
законах «скачка».

3 Движение — привычное состояние человеческого организма. Поэтому оно
обостряет внимание человека и включает зрителя в происходящее на экране более
активно и эмоционально. Человек, испытывая различные эмоции, в то же время
достаточно легко и органично воспринимает движение в течение короткого эк­
ранного времени.

52

Кроме того, деталь является той частью целого, которая сте-реоскопично увеличивает пространство, выделяет из него глав­ное, на чем останавливается взгляд зрителя. Так как человек по­стигает реальность во многом через детали, благодаря точности их выбора экранное произведение приобретает новую степень реали­стического отражения действительности.

Сам Л. Кулешов не во всех фильмах использовал эти открытия. Он видел в киноискусстве синтез выразительных средств, но вы­делял лишь его пластические возможности и выстраивал свои про­изведения при помощи повествовательного типа монтажа. Л. Ку­лешов одним из первых увидел в монтаже средство (стройной) динамической и лексической организации повествования, воз­можность воссоздать модель событий (что лежит в основе постро­ения информационного сюжета и по сей день).

Иными словами, он считал, что при съемке необходимо выде­лить только момент необходимого действия для раскрытия проис­ходящего и сконцентрировать внимание зрителя на существенной детали, характеризующей это действие, а затем соединить снятые планы в определенной монтажной последовательности, где их ком­бинация за короткое время раскроет перед зрителем смысл проис­ходящего. Благодаря этому монтаж придаст фрагментам динамич­ность. Чтобы передать динамичность, полагал режиссер, необхо­димо посредством композиционного построения выделить во время съемки главное: изображение должно запоминаться, легко прочи­тываться, не содержать ничего второстепенного. При этом монтаж подчеркнет тот или иной факт в показываемом на экране посред­ством лаконичного изображения.

Л. Кулешов одним из первых создал азбуку монтажа. Он свел монтаж к «сумме двух рядом стоящих кадров» и доказал, что, со­поставляя два рядом стоящих плана, можно создать «несуществу­ющее»: зритель может в изображенном увидеть «неизображенное». Режиссер считал, что с помощью монтажа можно деформировать происходящее событие в зависимости от авторского отношения к материалу: «Различные смены, различные конструкции — мон­таж кадров — дадут различный смысл целому эпизоду»1. Тезис Л. Кулешова — монтаж хроники должен быть спокойным, убеж­дающим материалом... демонстрацией событий — не потерял сво­ей актуальности и в наши дни. Л. Кулешов одним из первых опре-

1 Кулешов Л. Новый ЛЕФ, 1927. № 4. С. 32.

53


Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

§ 4. Монтажные теории




делил направление развития монтажа как одного из ведущих на­чал нарождающегося киноязыка.

Рассматривая частный случай, пространственный монтаж, Л. Кулешов создал первую теорию монтажа как творческого при­ема, которая затем легла в основу теорий и В. Пудовкина, и А. Дов­женко, и С. Эйзенштейна. Изучение даже одного из видов монтажа продвинуло вперед все теоретические исследования.

С. Эйзенштейн, ученик и в определенной степени продолжа­тель идей Л. Кулешова, разработал уникальную теорию монтажа. Однако формы динамического монтажа С. Эйзенштейна во мно­гом отличались от кулешовских. Для Л. Кулешова динамика была заложена в физическом движении, тогда как для С. Эйзенштейна динамика возникала от столкновения двух кадров, которые рож­дали новое понятие, новый образ, новую ассоциацию. Л. Кулешов же отрицал возможности ассоциативного монтажа.

Не соглашаясь с позицией Кулешова относительно возможно­стей монтажа, С. Эйзенштейн подошел к природе кинокадра и к организации киноматериала в целом с другой стороны. Резко от­рицая тезис Л. Кулешова, что монтаж есть сумма кадров, молодой режиссер противопоставил ему свою идею — идею синтеза. Рядом стоящие кадры являлись у С. Эйзенштейна произведением и рож­дали новое понятие (например, коронование Ивана Грозного в одноименном фильме — это прямое действие, когда власть дается царю от рождения и от Бога, но в то же время в момент корона­ции рождались новые взаимоотношения Ивана и его окружения, и у зрителя возникало определенное восприятие роли Ивана Гроз­ного в становлении Российского государства). При этом монтаж­ное решение, вызвавшее ассоциации, разрывает привычные логи­ческие связи. По мнению С. Эйзенштейна, при помощи монтажа можно воспроизвести ход человеческого мышления, его «скачко­образность».

Однако несмотря на серьезные разногласия, и Л. Кулешов, и С. Эйзенштейн считали организацию кадров (т.е. монтаж) осно­вой кинопроизведения, принципом сложения фильма и главным признаком кинематографичности, а взгляд на абсолютную отно­сительность двух кадров стал исходной точкой их поисков.

С. Эйзенштейн стремился добиться синтеза сфер чувства и рас­судка, что, по его мнению, возможно в «интеллектуальном кино», так как «только интеллектуальному кино будет под силу «поло­жить конец распре между «языком логики» и «языком образов» на



54

основе языка диалектики»'. В теоретических работах он часто вы­ходил за пределы своего времени, предвосхищая открытия кине­матографа 1960-х годов. Его стройная система, хотя в каких-то моментах и не бесспорная (ибо в ее основе лежал режиссерский жесткий диктат), и сегодня является современной. Многие наши и зарубежные режиссеры, отталкиваясь от предложенных С. Эй­зенштейном путей развития образного языка, находят приемы, которые существовали лишь в его воображении: и в области ис­пользования контрапункта звука и изображения, и в колористи­ческом (основанном на цветовой доминанте) решении фильма в целом с соединением пространственных и временных координат, и в поисках различных форм внутреннего монолога.

С. Эйзенштейн — график и архитектор — видел в кинематогра­фе четкий, законченный рисунок кадра, взаимосвязь последую­щего с предыдущим, их конструктивное единство (усиление мон­тажной фразы через укрупнение части вместо целого или за счет столкновения, перерастающего в третий кадр). Именно в период освоения новых приемов съемки, когда действие уже расчленя­лось на большие отрезки, а камера начала не только изменять точ­ки показа, но и фиксировать действие (или персонажи) в разных ракурсах, т.е. «вмешиваться» в происходящее, пластически ком­ментировать его, Эйзенштейн приходит к совершенно новым ре­шениям — столкновению двух рядом стоящих кадров, «скачку» из одного кадра в другой, отказавшись от плавного перетекания от общего плана к крупному через средний.

С. Эйзенштейн-музыкант мыслил ритмическими акцентами, внутренними «взрывами» полифонической структуры. У него ро­дилась идея, что звукозрительный монтаж связан в первую оче­редь с принципами музыкальных композиций (крупность планов и их соединение, цветовое решение имеют такое же воздействие, как в музыке — «форте» и «пиано», их ритмическая композиция так же построена на повторах и интервалах и т.д.).

С. Эйзенштейн-инженер выстраивал свои произведения с ал­гебраически точным расчетом эмоционального восприятия филь­ма зрителем. Осмысливая монтаж как одно из самых важных средств художественной выразительности, режиссер пришел к мысли, что язык кино является соподчиненной динамической структурой,

1 См.: Эйзенштейн С. Поли. собр. соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.

55


Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

§ 4. Монтажные теории




которая объединяет в себе пространственно-временное течение не только действия, отраженного на экране, но и развития образа в его субъективном и историческом единстве.

Поднимая проблемы власти, добра и зла, Эйзенштейн-граж­данин обращался прежде всего к современности, искал в ней ана­логии, сопоставления и противопоставления, как бы «опрокиды­вая» историю в сегодняшний день. Исторические фильмы режис­сера были пронизаны современным мировосприятием. Его революционный пафос иногда вдруг соединялся с ироничным показом второго плана. Так, в знаменитом эпизоде взятия Зимнего дворца в одном из кадров пулемет находился между округлыми формами кариатид.

Уже в немых фильмах Эйзенштейн сделал первый шаг к воп­лощению на практике идеи звукозрительного монтажа, что дало возможность передать многоплановость образов и открыло новые возможности воздействия киноискусства. Создавая эпические по­лотна («Стачка», «Броненосец «Потемкин», «Октябрь»), режис­сер использовал ритмические построения эпизодов. Он сталкивал и повторял символические кадры, которые перерастали в поня­тийный ряд: например, очки врача, через которые он смотрит на ! червивое мясо (затем они висят на канате), и разбитые очки с вытекающим глазом женщины на одесской лестнице становятся образом «слепоты интеллигенции». Изменяя длину планов, их круп­ность, отбирая только кульминацию события или движения (круп­ный статичный план — наивысшая точка движения), Эйзенштейн не просто создавал напряженное зрелище, но и раскрывал основ­ную мысль сцены или эпизода посредством столкновения разных точек зрения на одно и то же событие, ведя за собой зрителя и не давая ему самому подумать.

«Многоточечность» показа трагедии на одесской лестнице обес­печивалась фактически многокамерным построением изобразитель­ного ряда, признанным в 1960-е годы спецификой телевидения: одномоментное действие разбивалось на микрофрагменты, воз­действовало на зрителя, как удары, и имело свое временное протя­жение («рубленый» монтаж был предтечей «кнопочного», фрагмен­тарного, телевизионного монтажа). Но если символические кадры С. Эйзенштейна перерастали в гневный протест против насилия и носили вневременной характер, то кадры, лишенные силы жестко- ] го соподчинения, наоборот, подчеркивали временной характер: дей­ствие развертывалось на глазах у зрителя «здесь и сейчас».

56

По мнению Эйзенштейна, режиссер не должен апеллировать к памяти зрителя, к привычным связям, его задача — их разрушить. Во фрагменте «развенчание Бога» (фильм «Октябрь») режиссер разрушает представление о «едином нерукотворном Боге» при по­мощи простого сопоставления кадров — изображений различных богов, идолов, чудищ — «во имя Бога и Родины...» Во имя какого из них? Во имя какой Родины? — «звучит» с экрана изображение.



Как уже отмечалось, С. Эйзенштейн видел в монтаже основ­ной способ ведения рассказа, а кинопроизведение рассматривал с позиций полифонической структуры, в которой все компоненты (изображение, цвет, свет, темпоритм) подчинены раскрытию ос­новной авторской мысли. Причем каждый из них несет свою раци­ональную и эмоциональную нагрузку, подчиняясь логике разви­тия авторской мысли, вне зависимости от типа построения всего произведения в целом (будь то повествовательный рассказ или построенный на контрапункте)1. Исходя из этого он писал, что необходимо монтировать по доминанте кадра — подавляющему признаку в нем: ракурсу, движению, свету, элементу действия, чисто оптическому раздражению и т.д.

С. Эйзенштейн разработал принципы концентрации зрительско­го внимания: чтобы выделить основную мысль, необходимо точно расставить акценты, которые при повторе вызывают одну и ту же реакцию (например, ярость, негодование, горе — убийство Ваку-линчука, расстрел на одесской лестнице), а затем при столкнове­нии с кадрами, где ответная реакция — противоположные эмо­ции (катание на американских горках), зрители чувствуют порыв радостного возбуждения, как в знаменитой сцене туманов, где ялики своим движением словно «прорвали» тишину.

При таком решении особую роль выполняют кадры (в частно­сти, крупные планы и детали), которые, с одной стороны, рас­крывают одну и ту же мысль, а с другой — не только разные по своей фактуре, по действию внутри этих кадров, но и несут в себе определенные символы. Например, в эпизоде «бунт на "Потемки­не"» статичные планы креста священника, двуглавого орла «стал­киваются» в монтажном ряду с общими планами матросов, замер­ших под дулами ружей. Вот кто убивает безоружных людей — Бог и

1 Закон зрелищности, закон развития мысли, по мнению С. Эйзенштейна, заключается в контрастах. Он получил свое теоретическое осмысление в «теории конфликтов».

57

Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

§ 4. Монтажные теории




царь, два божества, которым эти матросы поклонялись, у кото­рых искали поддержку.

Однако с течением времени С. Эйзенштейн отходит от своих первоначальных поисков в области «скачков» (монтажа временно­го, ритмически четко организованного, когда событие расчленяется на многоточечный показ). Он обращает внимание на то, что внутри одного плана — будь то пластическая или звукозрительная едини­ца — существует свое напряженное действие, свой внутрикадровый монтаж, свои внутрикадровые конфликты: «...монтаж после этапа "скачущего монтажа"», обнаженной монтажной формы переходит в формы слиянной полифонии выразительных средств.

И удивительно: как в свое время кричали, что театр Чехова — не театр, так находятся сейчас голоса, которые кричат, что мон­таж «Грозного» — вообще не монтаж (!), а сам фильм — не... кине­матограф1.

Изменение в стилистике фильмов С. Эйзенштейна было предоп­ределено: теория конфликтов, которая лишь на первом этапе содер­жала в себе простые ассоциации, лежащие на поверхности («вско­чившие» скульптурные львы или пенсне — слепота интеллигенции и т.д.), впоследствии переросла в теорию контрапункта. С приходом новой техники, позволяющей строить глубинные мизансцены, а за­тем и звука С. Эйзенштейн получил возможность проверить свою идею синтеза эмоционального воздействия на зрителя и рациональ­ного построения сюжета, сталкивая их в контрапункте.

Именно несовпадение видимого и слышимого натолкнули ре­жиссера на мысль использовать внутренний монолог (не просто «размышления» героя, как часто характеризуют внутренний мо­нолог, а как несовпадение «внешнего» и «внутреннего», напри­мер, уверенного «внешне» и мечущегося «внутри» Ивана Грозно­го, сломленного и грозного в сцене ухода в Александровскую сло­боду). Это несовпадение заложено не только в самом принципе использования контрапункта звука и изображения, но и в нарас­тании напряжения, подведения к «взрыву».

Фильмы, по мнению С. Эйзенштейна, должны вызывать у зри­теля стремление действовать (своеобразный «катарсис порыва»). Это действие может найти свое выражение через негодование или в рождении положительных эмоций — в пафосном восприятии мира и т.д.



1 Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 3. С. 336. 58

Чтобы создать ощущение этого нагнетения, авторы фильма (ре­жиссер, оператор, художник) используют неуравновешенную ком­позицию кадра, его диагональное построение, неожиданное ра­курсное решение, быстро сменяющиеся крупные планы, резкое изменение темпоритмического рисунка. Для усиления впечатле­ния напряженности в светотональном решении часто преоблада­ют доминирующие тени объектов (это может быть фигура Ивана Грозного, глобуса, посоха митрополита и т.д.), а жестко рисую­щий объектив подчеркивает фактуру и черты лица.

В создании напряжения особая роль принадлежит музыкальной партитуре, развитие музыкальных фраз строится по принципу воз­растания. При этом изобразительный ряд получает новый импульс «уплотнения» (от общего плана через средний план, построенный на движении, к крупному — атака в «Александре Невском»). Иногда музыкальные фразы повторяются при изменении изобразитель­ных планов («Ледовое побоище»в «Александре Невском»). Иногда для усиления ожидания звук «отсутствует», и затем неожиданно раздается, как «взрыв».

Появление цвета позволило режиссеру усилить напряжение: крас­ные рубашки опричников во время пляски из-за смены освещения резко менялись в своей тональности: от теплой до холодной, черные кафтаны и бледные лица усиливали зловещее настроение, а топот ног и в ракурсе снятые лица подчеркивали агрессивность... и вдруг в круг врывался Федька Басманов в сарафане и с маской русской де­вицы с косой, контрастирующей с выражением его лица. Тем са­мым изменялся не только темпоритм сцены, но и возникало чув­ство тихого ужаса. Оно усиливалось при взгляде на Ивана Грозного.

Эволюция монтажных теорий С. Эйзенштейна — от монтажа аттракционов, где в каждом эпизоде есть своя законченная форма (завязка, развитие, кульминация, развязка и «кода», перерастаю­щая в последующий эпизод, контрастный предыдущему), через теорию «скачков» до использования сложной полифонической формы показывает, как происходило становление звукозритель­ного синтеза. Совершенствуя кинематографическую форму, С. Эй­зенштейн хотел сделать зрителя соучастником происходящего на экране, а не просто созерцателем.

... Мы можем сказать, что именно монтажный принцип в отличие от изобразительного заставляет творить самого зрителя, и именно через это достигается та большая сила внутренней творческой взвол-

59

Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

§ 4. Монтажные теории




нованности у зрителя, которая отличает эмоциональное произве­дение от информационной логики простого пересказа в изображе­нии событий1.

Так, мотивация происходящего на экране через чувственное, эмоциональное воздействие заставляет зрителя приблизить «про­шлое» и «настоящее», опрокинуть «историю» в «современность». Режиссер подчеркивал, что любая трансформация действительно­сти должна происходить не ради создания «некой второй реально­сти», а для того, чтобы экранный образ раскрыл зрителю явления жизни в доступной данному виду искусства форме при той степе­ни условности, которая свойственна именно искусству и выпол­няется по его законам.

Одновременно с Эйзенштейном над определением специфики экранных образов, особенностей их восприятия работал В. Пудов­кин. Вслед за Л. Кулешовым в основу теории монтажа он положил принципы повествовательного ведения рассказа. Однако Пудовкин и Кулешов по-разному относились к игре актера.

Именно В. Пудовкин одним из первых пригласил для работы в кино актеров «театра переживания». Его образная система строи­лась на логическом соподчинении игровых сцен, их протяженно­сти во времени, использовании крупных планов — психологичес­ки острых по исполнительскому рисунку и пластическому реше­нию. Особая роль отводилась ракурсному показу. Так, в начале фильма «Мать» пластические портреты Ниловны снимались в основном с верхней точки. Мы видим приниженную, испуганную женщину, затем вдруг открываем для себя ее новый образ — женщины-мате­ри с гордым взглядом. Режиссер показывает ее с измененной ра­курсной точки — по диагонали и снизу, что придает портретам его героини скульптурную монументальность.

Монтажный строй фильма лишь подчеркивает развитие сюжета, развернутого в относительно длинных (для немого кино) планах. Ритм повествования соответствует поступательному развитию харак­тера героини, его становлению, но нигде не является самоцелью.

В. Пудовкин отмечал: «Всегда существует два ритма: ритмиче­ский ход объективного мира и темп и ритм, в котором человек наблюдает этот мир», «...ход человеческих восприятий подобен монтажу, в построении которого можно делать всевозможные ва­риации в скорости как со звуком, так и с изображением. Поэтому



1 Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 3. С. 172. 60

звуковой фильм может решаться одновременно в соответствии с объективным миром и с человеческим восприятием этого мира»1.

Еще в немом кинематографе В. Пудовкин стремился передать субъективное ощущение героя, используя ритмический рисунок, который у него часто заменял несуществующий звук. Несмотря на емкость, изобразительную пластику кадра, выразительную игру актеров, хорошую драматургическую основу сценария, режиссеру для повествовательно-психологических обобщений не хватало звука.

Однако если у Эйзенштейна пластический рисунок даже в зву­ковых фильмах был самодовлеющей единицей, ведущей рассказ (звуковое сопровождение лишь усиливало или разрушало действие, выраженное в пластике кадра, в зависимости от замысла), то у Пудовкина звук «присутствовал» в каждом пластическом кадре: будь то настенные часы-ходики, капли, тяжело падающие из кра­на, или ломающийся лед в знаменитом эпизоде ледохода в филь­ме «Мать». Так родился прием «пластический звук». И там, где тре­бовались дополнительные краски, нюансы, начинали звучать «де­тали»: тяжелые шаги пьяного отца Павла, заводской гудок. Конечно, это звучание носило характер опосредованных связей и эмоцио­нально воспринималось лишь как ассоциация.

Благодаря новой мере жизненной достоверности, которую обре­тают в фильме пластические образы и детали, режиссеру удалось связать символику каждого эпизода с драматическим действием, с событиями, происходящими в семье Павла Власова. Так, В. Пудов­кин перенес на экран «живое» действие, психологические пережи­вания героев, сконцентрировал зрительское внимание на внутрен­нем изменении своих героев, передав его через пластические симво­лы-тропы, усилив его драматизмом происходящих событий. В этой картине режиссер продемонстрировал профессиональное умение пользоваться выразительными средствами кинематографического языка, передавать авторское видение событий с помощью острого ракурсного построения кадра, монтажных стыков и рефренов, со­общающих одному и тому же кадру разный подтекст2. В основу тео­рии В. Пудовкина легли размышления о фотогении.

' Пудовкин В. Асинхронность как принцип звукового кино // Собр. соч.: В 3 т. М, 1974. Т. 1.С. 159.



2 Кадр-рефрен приобретает характер метафоры. Так, в сцене суда показан бюст царя. Сначала эта деталь выглядит необходимым атрибутом любого зала суда царской России, но в результате неоднократного ее повторения у зрителя возникает ощуще­ние, что все происходящее свершается от его имени и по его приказу.

61


Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране
§ 4. Монтажные теории


f Термин «фотогения» впервые в теорию кино ввел французский теоретик кино Луи Деллюк. Наравне с этим существует мнение, что его также использовал Ричото Канудо, который впервые вы­двинул идею синтетичности кинематографа, увидев в нем слия­ние архитектуры, музыки, скульптуры, живописи, танца и по­эзии. Однако именно с именем Л. Деллюка, а затем и В. Пудовки­на связана теория фотогеничности в кинематографе.

Противопоставляя зрелище и действительную жизнь, Л. Дел­люк отдает решительное предпочтение картинам «действительно­сти жизни». Важнейшим качеством кино для него является спо­собность объектива фиксировать окружающий мир, решающим требованием к киноматериалу становится его пластическая выра­зительность.

Отсюда и выдвинутое Л. Деллюком понимание термина «фо­тогения». С одной стороны, кино ближе всего к фотографии, а с другой — обладает временной характеристикой («кино предна­значено дарить нам выражение красоты мимолетной и вечной»), это фотография, развивающаяся во времени. Поэтому фотогения для Л. Деллюка — сочетание фотографичности с «непредвиденно­стью гения», иными словами, с неповторимым, индивидуаль­ным видением мира. Такая расшифровка термина исключила све­дение кино к механической фиксации действительности. Он ак­центировал внимание на природе кинофотографичности (фото) и авторской интерпретации объекта (гений).

В. Пудовкин, восхищенный идеями Деллюка, его взглядом на возможность киноэкрана передать неповторимость, зрительную определенность каждого предмета и перевести его на язык образ­ности, развил эту мысль. Но для Пудовкина передача достоверно­сти жизни не ограничивается вещизмом материального мира. Он видит выразительность прежде всего в развитии, в гармоничном ритме движения, где все подчинено определенным пропорциям и последовательности. Именно поэтому режиссер часто использовал повествовательный монтаж.

Впоследствии В. Пудовкин, разрабатывая идею эмоционально­го сценария, пришел к мысли, что его основой должны стать эмо­циональные «удары» и «спады», что действие (или движение) из-за конкретного содержания не может нести в себе эмоциональных акцентов. Следовательно, нужно изменить либо привычный ход события (этого можно добиться при помощи неожиданного круп­ного плана, смены настроения, смены темпоритма, светотональ-ного решения), либо форму движения, т.е. использовать приемы

62

замедленной или ускоренной съемки. Так у В. Пудовкина родилась идея укрупнения действия во времени, которая реализовалась в при­ем «время крупным планом». Благодаря применению этого приема в момент эмоционального напряжения действие, теряя свое реа­листическое значение, может перерасти в гиперболу, если меняет­ся обычное течение времени (медленное падение капель из крана, бой часов через равные паузы и т.д.). В последних своих фильмах режиссер часто использовал монтаж по контрасту, монтаж-упо­добление, параллельный монтаж, монтаж одновременности и включал в повествование лейтмотивы.



С приходом в кино звука В. Пудовкин не изменил свою кон­цепцию применения монтажа. Он писал: «Теперь в звуковом кино мы можем в пределах той же целлулоидной ленты не только мон­тировать различные моменты в пространстве, но и вводить по ас­социации с изображением звуки, раскрывающие и усиливающие характеристики того и другого ряда»1.

В историю мирового киноискусства Л. Кулешов, С. Эйзенштейн и В. Пудовкин вошли как основоположники кинотеории, режис­серы, которые на практике нашли и обосновали свой метод рабо­ты над образным строем кинопроизведения и открыли новые формы монтажа.



* * *

Теория и практика монтажа совершенствовались в ходе разви­тия кино и телевидения как составных частей аудиовизуального искусства. Несмотря на ряд общих черт и единую терминологию, киноискусство и телевидение развиваются по своим законам, имеют разную степень условности, отличительные особенности образно­го языка. Взаимодействуя и обогащая друг друга, они используют технические достижения для поиска новых форм обобщения худо­жественного материала.

Телевизионный монтаж, «вышедший» из киномонтажа, перво­начально представлял собой простейшую «склейку», а затем появи­лись такие его виды, как параллельный, ассоциативный, клиповый.

Основоположниками монтажных теорий в нашей стране были крупнейшие режиссеры: Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин. Свои теоретические построения они проверяли на практике.



1 Пудовкин В. Звук и образ. М., 1932. С. 51.

63


Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране

Однако на формирование аудиовизуального языка кинемато­графа и телевидения ушли десятилетия, прежде чем сложились понятия об этих видах искусства как о пространственно-времен­ных с технической доминантой, ибо технические находки не только являются стимулом развития этих видов искусства, но и раскры­вают новые возможности для образного построения аудиовизуаль­ного зрелища.

Вопросы


О Какие этапы становления теории монтажа можно назвать ключе­выми?

© Что такое «эффект Кулешова»? Чем характеризуется теория мон­тажа Л. Кулешова?

© В чем суть теории С. Эйзенштейна? Чем она отличается от теории Л. Кулешова и его последователя В. Пудовкина?
2 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ


<предыдущая страница | следующая страница>


Утилова наталия ИванЬвна доктор искусство- тв ведения, профессор, с 1979 года читает курс «режиссура,монтажа»

Имеет более 10 режи серских работ, в том числе серию сюжетов под рубрико «xx век в кадре и за кадром» для Российское телеканала и ряд рекламных роликов

2598.8kb.

01 09 2014
12 стр.


Ббк 60. 5 И 90 Редакционная коллегия: Г. В. Осипов (ответственный редактор), академик ран, доктор философских наук, профессор Л. Г. Ионии

Л. Г. Ионии, доктор философских наук, профессор В. П. Култыгин, доктор философских наук, профессор

8907kb.

15 09 2014
38 стр.


Маликов Рустам Шайдуллович, доктор педагогических наук, профессор «Образование в Республике Татарстан» как учебный курс
123.03kb.

02 10 2014
1 стр.


Арапов дмитрий Юрьевич, доктор исторических наук, профессор о задачах русской политики в средней азии в 80-е годы ХIХ века

Желание более точно откорректировать «сверху» курс имперской политики по «мусульманскому делу» и стимулировало появление в последние дни 1883 года важного документа

269.41kb.

16 12 2014
1 стр.


Книга вторая договоры о передаче имущества статут москвп 2000

Брагинский М. И. доктор юридических наук, профессор (главы хх-ххн1); Витрянский В. В. доктор юридических наук, профессор

9425.85kb.

12 10 2014
37 стр.


Шабес Владимир Яковлевич, доктор филологических наук, профессор, ргпу им. А. И. Герцена. Тема доклада: Экспериментальное исследование

Вишняков-Вишневецкий Константинович, доктор исторических наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук, ректор Санкт-Петербургского института гуманитарного образования

217.2kb.

09 10 2014
1 стр.


Пелоидотерапия больных артериальной гипертензией с сопутствующим гонартрозом 14. 03. 11-восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия

Доктор медицинских наук, профессор Корчажкина Наталья Борисовна Доктор медицинских наук, профессор Герасименко Марина Юрьевна

372.38kb.

25 09 2014
1 стр.


Сиповская Наталия Владимировна Доктор искусствоведения (2010 г.)
54.3kb.

14 12 2014
1 стр.