Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 11страница 12
§ 1. Что такое монтаж?

Понятие «монтаж» и его составляющие. Линейный и нелинейный монтаж. Функции монтажа. Монтажная фор­мула "

Если кратко определить, что такое монтаж, то это единство планов, объединенных авторской мыс­лью. Более точное определение звучит следующим образом.

Монтаж (от фр. montage — сборка) — это особая система смысловых, аудиовизуальных и ритмичес­ких соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. Вот несколь­ко составляющих этого понятия:


  • монтаж как технический прием;

  • монтаж как художественная форма творче­ского мышления;

  • монтажное восприятие экранного произведе­ния в целом.

Современное осмысление приемов монтажа, раз­витие его новых направлений идут по пути поиска связей между творчеством и технологией создания кино- и видеопродукции. Телевизионный монтаж как особая система соединения разных планов, фикси­руемых несколькими телевизионными камерами с разных точек, обеспечивающая непрерывный по­каз на телеэкране, имеет свои особенности. На те­левидении используются линейный и нелинейный монтаж.

65

5 - 4003



Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ

§ 1. Что такое монтаж?




Линейный (или аналоговый) монтаж — это последовательное соподчинение монтажных планов (при таком способе монтажа используют различные пульты двух- или трехпостовых аппарат­ных). По существу он является электронной склейкой (кнопочный монтажный переход — встык, микшерный переход — через чер­ное или белое поля, наложение одного изображения на другое методом совмещения, вытеснение одного изображения другим, использование спецэффектов при помощи стоп-кадров, выведе­ние и введение цветности, соляризации изображения, ревербера­ции звука). При помощи электронной склейки и вставки можно вести прямые передачи из студии или ПТС (передвижной телеви­зионной станции), а также осуществлять монтаж видеопрограмм, видеосюжетов и видеофильмов. Линейный монтаж является пос­ледовательным, в случае необходимости внести изменения они делаются либо в режиме «вставка», либо, если в ходе монтажа была допущена ошибка, перемонтируется целый кусок до того плана, с которого вносится изменение.

Технология нелинейного (компьютерного) монтажа ближе к киномонтажу, так как при перегоне с видеоленты или цифрового носителя мы в первую очередь создаем так называемые клипы, т.е. сортируем их в отдельные «папки» и присваиваем им ярлыки, на­зывая их либо по содержанию, либо по ключевым словам. Нели­нейный монтаж позволяет использовать приемы аналогового мон­тажа и в то же время имеет ряд преимуществ. Он позволяет: а) мон­тировать блоками, переставлять планы в любом порядке; б) более точно находить конечную границу монтажного плана, монтиро­вать изображение, согласовывая его со звуковым рядом (с осцил­лограммой звуковой дорожки). При этом расширяются возможности трансформации изображения: можно изменить крупность монтаж­ного плана, создать новое направление движения или переместить объект по заданной траектории, растянуть изображение во време­ни или произвести его сжатие, использовать различные спецэф­фекты (переворачивание страниц, двойная экспозиция, вращение кадра в различных плоскостях, его уменьшение до точки, разбив­ка экрана на сегменты, где одновременно могут появляться разно-моментные действия).

Кроме того, при помощи компьютерной графики можно соз­дать несуществующее в природе «творение», которое воспринима­ется как реальное, объемное, имеющее свое колористическое ре­шение, а многослойный монтаж позволяет совмещать иллюзор-

66

ное и реальное пространство, разномасштабные изображения, за­ставляя их двигаться в разных направлениях, и т.д. Ибо фантазии художника неисчерпаемы, как и развитие электронных технологий.



Возможности нелинейного монтажа породили новое направ­ление — мультимедиа, которое довольно быстро переросло в це­лую индустрию развлечений, обучения, рекламы. Трехмерное про­странство за счет высоких технологий обрело новую глубину (оно бесконечно и многослойно, условно и узнаваемо). Время получи­ло другое измерение: в системе «здесь и сейчас» оно переросло в бесконечность (компьютерная игра в ощущениях течет вне време­ни и вне реального пространства, здесь все условно и одновре­менно захватывающе из-за непредсказуемости предложенных ва­риантов).

Бурное развитие мультимедиа неразрывно связано с интере­сом людей к новым формам коммуникативного поля: Интернет, интерактивные формы телевидения и мультимедиа — дистанци­онное обучение, разного рода виртуальные конференции, сове­щания, презентации и т.д. Так родилась новая среда обитания — виртуальное общение, где люди-невидимки ведут диалог, спорят, высказывают свою точку зрения, а затем «растворяются», перехо­дя из Зазеркалья в реальный мир, становясь «одним из многих»...

Так как монтаж является организующим началом, одним из ведущих средств экранной выразительности, развиваясь, он соз­дает предпосылки к дальнейшим поискам как новых образных структур, так и средств управления зрительским вниманием. Все это ведет к выработке определенных поведенческих стереотипов, пристрастий. Но в то же время монтаж расширяет возможности выражения авторской концепции и позволяет эмоционально ок­рашивать процесс познания.

Функциональное назначение монтажа заключается в совокуп­ности технических приемов, при помощи которых не только со­единяются два разрозненных эпизода (или изображения) некоего действия в единое целое, но и создается иллюзия достоверности происходящего в пространстве и времени. При этом явление или событие, которое мы при съемке разбиваем на отдельные планы, становится символом этого явления, а при соединении планов в единое целое происходит рождение образа этого явления или со­бытия, а не зеркальная передача самого явления или события в его непрерывном течении. Содержание кадра перерастает в содер­жание рядом стоящего кадра.

67

5*

Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ

§ 1. Что такое монтаж?




Планы должны быть сняты так, чтобы при сопоставлении они переходили друг в друга, а при противопоставлении раскрывали противоположный смысл происходящего. Так мы постигаем на экране пространство события, переданного посредством экран­ной выразительной композиции кадра, ракурсной съемки, движе­ния, камеры, освещения, цветового решения, постигаем пред­метный мир во всей его сложности.

Именно изображение при соединении двух рядом стоящих кад­ров создает иллюзию непрерывного действия при плавных мон­тажных переходах и ощущение «катастрофы», сильных эмоцио­нальных переживаний, прерывания времени, изменения простран­ства при резких монтажных склейках. Монтаж помогает за внешним увидеть внутреннее, в изображенном — неизображенное, заста­вить зрителя взглянуть на происходящее событие своими глазами или глазами автора-персонажа.

И тогда монтаж перерастает простое соединение двух рядом стоящих кадров и становится организующим началом всех вырази­тельных средств экрана, воздействуя на зрительское сознание и подсознание. При этом мы наблюдаем вторую функцию монтажа — монтаж как художественная форма творческого мышления. По­иски в этой области безграничны, так как авторское начало может изменить представление о привычных правилах монтажа как тех­нического приема.

Один из самых распространенных приемов, позволяющих реа­лизовать эту функцию монтажа, — прием открытого монтажного хода, когда авторское (неигровое) начало смело вторгается в худо­жественную ткань (актерского, жестко сконструированного) произ­ведения и становится живым комментарием игрового материала.


Здесь уместно вспомнить фильм А. Торстенсена «Это было раненое сердце». В этом фильме режиссер очень удачно применил прием литературного повествования — авторские комментарии, или, как принято называть в литературоведении, лирические отступления. Именно они позволили зрителю воспринять моноспектакль, где единственным исполнителем в кадре был актер А. Филиппенко, который читал дневник Ф. Достоевского — воспоминание о Н. Не­красове. Текст дневника зрителем воспринимался как драматичный монолог. Иногда этот монолог прерывался чтением стихов Н. Не­красова. При этом Филиппенко, читая стихи Н. Некрасова, на гла­зах у зрителя преображался: то он становился «жалким» стариком, бежавшим за фобом сына-студента, то гневным сатириком, обли-

чителем толпы, и бросал нам, сидящим у экрана, «стих, облитый горечью и злостью».

Это впечатление зритель получал не только от талантливого чтения стихов Н. Некрасова, но и от точно найденного пластичес­кого приема, где-то усиленного светотональным решением, где-то неожиданным наездом, где-то изменением цветового решения (переходы от холодного к теплому, и наоборот, усиливали драма­тизм действия).

Иногда в повествование включался авторский закадровый ком­ментарий, который оттенял текст дневника, вносил некоторую разрядку.

Музыка А. Шнитке, трагичная и лиричная одновременно, соз­давала особую атмосферу эмоционального напряжения, глубокого сопереживания.

Другим направлением в поисках монтажной формы ведения рассказа стал открытый прием, когда на глазах у зрителя наруша­ется естественный ход события, временное течение прерывается авторским прямым комментарием, будь это возврат в прошлое или опережение во времени, а также включение в ткань произведения неожиданных ассоциаций, обобщений.



fjg Ярким примером может быть документальный фильм, созданный еще в 1970-е годы режиссером А. Каверзневым, «Весна в Пномпе­не». Присутствие в кадре автора, комментирующего на месте со­бытий происшедшее с «забеганием» вперед, не только вносило новую эмоциональную окраску, но и придавало большую глуби­ну происходящему на экране, а автор в данном случае выступал как свидетель и участник события, что усиливало впечатление достоверности и убедительности.

Правда, до А. Каверзнева очень похожий прием был применен М. Роммом в фильме «Обыкновенный фашизм», ставшем класси­кой документального кино. В этом фильме закадровый текст вносил то ироническое, то трагическое начало, то начинал звучать гнев­ным обличением фашизма как явления. Однако сам автор в кадре не присутствовал. В фильме М. Ромма привычная временная после­довательность нарушалась закадровым текстом, тогда как в телеви­зионном фильме «Весна в Пномпене» сам автор присутствовал в кадре и комментировал события на месте только что прошедших боевых действий во Вьетнаме.

Сегодня зритель привык уже к стенд-апам, т.е. к журналисту, Работающему в кадре с микрофоном в руке, а в 1970-е годы это


69

Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ

§ 1. Что такое монтаж?




была революция: телевидение открывало для себя свой специфи­ческий язык образной информации.

Особую роль в становлении образного языка телевидения сыг­рал Игорь Беляев, который и сегодня ищет новые формы монтажа в художественно-документальном телевидении. Он одним из пер- j вых использовал приемы монтажа для раскрытия на телевизион- I ном экране масштабности происходящего, когда единичная судь- I ба одного героя достигает космических обобщений. Эти обобще-щщ рождаются не только благодаря закадровому тексту. Понимание масштабности происходящего возникает при столкновении пла- | нов, казалось бы, исключающих друг друга (например, ребят-че­ченцев, играющих на фортепиано на улице разбитого Грозного, и российских мальчиков-солдат, а за кадром в ушах зрителей звучат авторские слова: «Вот она, музыка войны, и это тоже война...»). | Но они-то как раз и являются ключевыми в этом фильме! Приме­ром поисков новых приемов монтажа могут служить как первые фильмы Беляева, которые сразу же обратили на себя внимание чисто телевизионными способами обобщения и драматизации, та- i кие как, например, документальный фильм «46-й год» в серии «Наша биография», так и его поздние работы: «Дорога в ад», «Че- • ченский крест».

Здесь можно перечислять имена многих режиссеров и авторов передач, которые заставили зрителей поверить в то, что телевиде- > ние — это окно в реальность.

Итак, мы видим, что наравне с новым смыслом может возни­кать и «новое» время: настоящее на наших глазах становится про­шлым, а будущее — сегодняшним и вечным одновременно. Мон­таж не только соединяет в единое целое происходящее действие, но и организовывает его в пространстве и во времени, что придает действию порой вселенское звучание.

Из чего это складывается? Как из простой грамматики монта­жа вырастает образное построение?

Функциональное назначение монтажа заключается в совокуп- j ности технических приемов, при помощи которых не только со­единяются два разрозненных фрагмента (изображения или звука и изображения) некоего действия в единое целое, но и создается иллюзия достоверности происходящего в пространстве и во вре-1 мени, что позволяет зрителю воспринимать образ действительно-J сти и характеры персонажей как реальность, верить в художествен-1 ный вымысел, сопереживать документальным героям и даже прини-|



70

мать участие в их судьбе (на этом основано интерактивное телеви­дение).



Монтаж выполняет две основные функции:

  • чисто техническую, подчиненную технологическому про­цессу, завершающему производство фильма или телевизи­онной продукции (окончательная сборка, соединение от­дельных планов, сцен, эпизодов, а также звука и изобра­жения в единое целое);

  • эстетическую (т.е. монтаж — наивысшее проявление синте­за всех выразительных средств экрана, способ художествен­ного мышления и образного воплощения темы, идеи эк­ранного произведения).

Монтажное изложение сюжета, выразительность раскадровки, разнообразные приемы сочетания кадров органически связаны с драматургией, аудиовизуальной композицией экранного произве­дения и подчинены идейным и творческим замыслам режиссера. Умелое использование изменения точек показа и приемов съемки, контрастов кадров изобразительного и звукового рядов, их содержа­ния делает сюжет (экранное произведение) более динамичным, придает многозначность художественным образам, отсюда возника­ет правдивое отображение происходящих событий и характеров лю­дей, участвующих в событиях. При этом монтаж не только является средством соединения или противопоставление одной сцены дру­гой, как столкновение одного изображения с другим, но и помо­гает расставить нужные акценты и усиливает воздействие экран­ных образов, способствует раскрытию характеров на экране.

При помощи монтажа происходят:



  • разбивка действия на фрагменты (показ части вместо цело­го) для усиления воздействия, для создания динамики раз­вития действия. Они могут отличаться друг от друга по вре­мени и пространству;

  • соединение этих кусков (при этом воссоздается логика раз­вития сюжета, его последовательность и возникает зримый целостный образ);

  • создание особого экранного времени и экранного простран­ства. Оно может совпадать с реальными координатами вре­мени и пространства, а может быть и условным (прибли­женным к самой реальности, иллюзорным, фантастическим или виртуальным).

71

Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ

§ 1. Что такое монтаж?




Монтаж фиксирует:

  • точную длительность прослеживания явлений с точки зре­ния как героев, так и авторов;

  • последовательность точек показа, их столкновения и взаи­мосвязи, которые отражают отношение к прослеживаемо­му явлению, к героям, их взаимоотношениям и т.д.

При помощи монтажа происходит смена впечатлений как ос­новной организации зрелища: изменяются точки показа, длитель­ность фиксации событий, при помощи контрастов сталкиваются звуковой и изобразительный ряды, сопрягаются взгляды авторов и героев на то или иное событие. Посредством этих столкновений раскрываются взаимоотношения героев, их оценка происходяще­го, выявляется авторская позиция как по отношению к героям, так и к самому событию, становится ясной сверхзадача передачи или другого экранного произведения в целом.

Характер монтажа во многом зависит от характера материала (сюжета, идеи фильма или передачи), изобразительного решения как отдельных кадров, так и их взаимодействия между собой, зву­кового, светотонального, цветового и ритмического рисунков, а также от тех эстетических и даже политических задач, которые побудили художника обратиться к этому материалу, поднять именно эту тему.

Несмотря на обилие направлений, стилей, жанровых особен­ностей, в современном экранном искусстве можно выделить об­щие модели и типологические структуры построения экранного про­изведения, которые лишь видоизменяются в зависимости от задач, материала, индивидуальности автора, контекста времени, сфор­мулировать основные законы зрелища и монтажа.

Основной закон зрелища — закон контрастов (как по линии дра­матургии, так и по линии композиционно-монтажного построе­ния материала).

Основной закон монтажа — соблюдение единства стилисти­ческой манеры повествования, раскрывающей тему, логическая или психологическая мотивировка монтажных переходов (в рас­крытии драматургии, в переходе от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду и т.д.).

Что же скрывается за общей формулой монтажа? Обратимся к существующей уже почти столетие простейшей формуле монтаж­ного построения, при помощи которой организовывается зритель-



72

ское восприятие. В ее основе — плавные монтажные переходы от одного плана к другому:



Общий (где?) + Средний (что? или кто?) + + Круппный или Деталь (эмоциональное усиление или уточне­ние/противопоставление) + Средний (сделал) + + Общий (и что получилось).

В основе этой формулы лежит так называемое фотографиче­ское зрение. Исследователи (в частности Дж. Гибсон), которых ин­тересовал процесс зрительного восприятия, применяли следую­щую методику: просили испытуемого фиксировать какую-нибудь точку, а затем рядом с этой точкой ему на мгновение предъявляли один или несколько стимулов (изображений). Умение человека за­фиксировать мгновенное изображение они назвали фотографиче­ским зрением. При увеличении времени предъявления, если испы­туемому не мешать, его глаза начинают сканировать предъявляе­мый паттерн, последовательно фиксируя отдельные его части. Такое зрение исследователи назвали апертурным. Но существует и третий вид зрения, когда человек находится в движении. Гибсон назвал его объемлющим, или зрением в движении. Подводя итог своему исследованию, американский ученый утверждает, что зрительное осознание действительности панорамно и сохраняется даже во вре­мя локомоторного акта, сколь бы длительным он ни был. Все эти виды предъявления паттернов мы видим на кино- и телевизион­ном экране.

Извлечение информации — процесс активный и непрерыв­ный, т.е. он никогда не прерывается и не прекращается. Исходя из этого Дж. Гибсон пришел к выводу, что процесс восприятия — не последовательность впечатлений, а поток. Следовательно, чтобы заставить зрителя сконцентрировать свое внимание на последова­тельном показе события, необходимо предложить ему такую ин­формацию, которая стала бы частью всеобщего «потока» окружа­ющего его мира.

Поэтому существуют два метода показа: показ, построенный на принципах плавных монтажных переходов и на принципах кон­траста. Первый имитирует «поток», в основе которого лежат логи­ческие связи. Второй «вырывает» зрителя из привычной жизни. Чтобы привлечь его внимание, мы разбиваем действие по прин­ципу закона контраста, т.е. закона зрелищности, основанного на сильных впечатлениях.



73

Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ

Вернемся к приведенной монтажной формуле, разделив ее на две части. Нам даны два варианта начала сюжета или информации: Общий (парк) + Средний (играющие дети) + + Круппный (один из них смотрит на нас);



Круппный (смотрящий на нас ребенок) + + Средний (играющие дети) + Общий (парк).

При современных требованиях, когда каждый план длится 3—4 секунды, нам предлагается увидеть происходящее фотографи­ческим зрением, т.е. на экране возникает «посыл» к восприятию изобразительной информации.

В первом варианте начала сюжета это пока не процесс обработ­ки на уровне чувственного восприятия, а предложение извлечь первичную информацию из симультанного потока, показанного с экрана телевизора. Это предъявление факта, зафиксированного по принципу слайдов, и здесь не важно, каким способом — на кино-, видеопленку или цифровой носитель. И здесь особую роль приоб­ретает словесный комментарий. Он является главным организую­щим началом информации.

Второй вариант начала сюжета — с крупного плана — привно­сит больше эмоционального содержания, усиливает интригу, ста­новится более субъективным. Здесь звук (это могут быть вскрики детей, скрип качелей, голос мамы и т.д.) является дополнением.

Звуковое сопровождение может быть построено на шумах, дик­торском или авторском тексте и даже на звуке, который не соот­ветствует происходящему на экране (например, где-то вдали слыш­ны звуки города или этот фрагмент строится на звуковой паузе), а лишь придает изображенному иные акценты. При таком построе­нии монтажной фразы звук усиливается крупным планом или де­талью (например, все дети играют, а один ребенок как будто вслу­шивается. Он лишь на мгновение слышит нечто иное, затем, опу­стив голову, вновь возвращается в мир шума детской площадки. Или другой пример: старик, видя в руке игрушку, вдруг начинает «слышать» голоса своих ушедших друзей детства или звуки своей молодости — музыку танцплощадки или «музыку войны»...). Такой прием становится усилением, уточнением, раскрывает в изобра­женном неизображенное. Существуют приемы повтора одной и той же звуковой темы в блоках рекламных роликов: содержание может измениться, но крупный план рекламируемого товара и музыкаль­ный логотип будут совпадать.

74

§ 2. Типы и виды монтажа

От перестановки мест слагаемых планов сумма их не измени­лась, но изменилось содержание. Таким образом, в монтажном строе есть некоторые особенности, которые изменяют отношение зрителя к показываемому на экране. И здесь проявляется третья сторона монтажа — монтажное восприятие зрительской аудитори­ей экранной продукции.

Монтаж как ведущее средство экранной выразительности сле­дует рассматривать с разных точек зрения: как технический при­ем, художественную форму творческого мышления, а также с по­зиций монтажного восприятия экранного произведения в целом.

Сегодня существует два основных технологических способа те­левизионного монтажа: линейный (аналоговый) и нелинейный (компьютерный). Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Не­линейный монтаж благодаря компьютерной графике дал начало новому направлению — мультимедиа, изменившему восприятие пространства и времени.

Функциональное назначение монтажа складывается из двух составляющих: технической и эстетической. С помощью различных технических приемов разрозненные фрагменты изображения или звука и изображения соединяют действие в единое целое и, более того, создают иллюзию достоверности происходящего. Это позво­ляет зрителю воспринимать показываемое как реальность, верить в художественный вымысел.

Вопросы

О Что входит в понятие «монтаж»?



© В чем особенности линейного и нелинейного монтажа? Что между

ними общего? © Как на практике реализуются основные функции монтажа?




<предыдущая страница | следующая страница>


Утилова наталия ИванЬвна доктор искусство- тв ведения, профессор, с 1979 года читает курс «режиссура,монтажа»

Имеет более 10 режи серских работ, в том числе серию сюжетов под рубрико «xx век в кадре и за кадром» для Российское телеканала и ряд рекламных роликов

2598.8kb.

01 09 2014
12 стр.


Ббк 60. 5 И 90 Редакционная коллегия: Г. В. Осипов (ответственный редактор), академик ран, доктор философских наук, профессор Л. Г. Ионии

Л. Г. Ионии, доктор философских наук, профессор В. П. Култыгин, доктор философских наук, профессор

8907kb.

15 09 2014
38 стр.


Маликов Рустам Шайдуллович, доктор педагогических наук, профессор «Образование в Республике Татарстан» как учебный курс
123.03kb.

02 10 2014
1 стр.


Арапов дмитрий Юрьевич, доктор исторических наук, профессор о задачах русской политики в средней азии в 80-е годы ХIХ века

Желание более точно откорректировать «сверху» курс имперской политики по «мусульманскому делу» и стимулировало появление в последние дни 1883 года важного документа

269.41kb.

16 12 2014
1 стр.


Книга вторая договоры о передаче имущества статут москвп 2000

Брагинский М. И. доктор юридических наук, профессор (главы хх-ххн1); Витрянский В. В. доктор юридических наук, профессор

9425.85kb.

12 10 2014
37 стр.


Шабес Владимир Яковлевич, доктор филологических наук, профессор, ргпу им. А. И. Герцена. Тема доклада: Экспериментальное исследование

Вишняков-Вишневецкий Константинович, доктор исторических наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук, ректор Санкт-Петербургского института гуманитарного образования

217.2kb.

09 10 2014
1 стр.


Пелоидотерапия больных артериальной гипертензией с сопутствующим гонартрозом 14. 03. 11-восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия

Доктор медицинских наук, профессор Корчажкина Наталья Борисовна Доктор медицинских наук, профессор Герасименко Марина Юрьевна

372.38kb.

25 09 2014
1 стр.


Сиповская Наталия Владимировна Доктор искусствоведения (2010 г.)
54.3kb.

14 12 2014
1 стр.