Перейти на главную страницу
Все дело в том, что сознательного построения национальной системы образования требуется много составляющих методологических действий. Но, прежде всего, требуется, чтобы эта система выстраивалась в первую очередь на разумных рационально-диалектических основаниях. Такое разумное построение системы требует консолидированного, солидарного принятия гражданским обществом и государством, образовательным и педагогическим сообществом и властью национальной образовательной идеи и выработки объективно потребной субъектно-ориентированной современной философии образования. Необходимо понять смысл современного образования, определить цель и задачи системы, ее внутреннюю архитектонику и внешний «облик», ее вписанность в общий социально-исторический и социально-экономический ландшафт. Все эти вопросы и проблемы требуют специального отдельного рассмотрения.
Но важно уже сейчас понять и сделать всеобъемлющей, всепроникающей, всесвязывающей «идеей-понятием» функционирующей и развивающей деятельности в образовательном пространстве. Необходимо еще раз переосмыслить и по-новому понять, что непреходящим смыслом образования человека во все времена является всестороннее развитие его личности, то есть развертывание его человеческого потенциала, заключенного в диалектическом единстве его способностей и потребностей как органической системы. Главное, что обусловливает исторически определенное, конкретное, практическое воплощение этого смысла в реальном, исторически определенном этапе развития образования – это следование образу человека, а не образцу его, это образование из людей граждан, то есть образование способности, умения, привычки быть современниками [2]. По большому счету, человек разумный (homo sapiens) становится человеком социальным (homo civilis) лишь как гражданин, то есть свободный человек, способный принимать ответственные самостоятельные решения. В конечном итоге это – формирование культурного человека. Но актуально, «здесь и сейчас», в конечном итоге, надо понять, определить – каким должен быть идеальный результат ее деятельности. Без последнего любая деятельность образовательного сообщества будет бесцельной, то есть бессмысленной, а значит – бессистемной.
Одна из важнейших задач системы образования – подготовка квалифицированных специалистов, а другие ее задачи (повышение уровня знаний в обществе, содействие прогрессу общества и др.) все равно в конечном итоге зависят от уровня подготовки специалистов как критического, конечного критерия. А для определения современной цели системы специального образования, необходимо, как это предусматривает сама природа философствования, «перечеканить монету», переосмыслить сущность самого понятия «специалист». И сделать это ныне требуется с точки зрения кибернетического подхода [3], в котором его работа выступает в качестве элемента системы, управляющей процессом преобразования некоторого объекта из исходного состояния в желаемое, поскольку любую производственную или иную общественную структуру как область деятельности специалиста нужно анализировать как социальную систему, управляющую состоянием некоторого класса объектов.
Формирование сложного мышления – это задача-минимум высшего образования. Без ее решения в каждом конкретном случае высшего образования у человека попросту нет, есть только его символ (придумаем даже для обозначения реальности этого указанного явления новое слово – «квазил», от «квазиреальности»). Сверхсложное мышление выполняет функции создания ранее неизвестных (но возможных в рамках имеющейся у субъекта формальной грамматики) алгоритмов и оптимизации имеющихся алгоритмов. В соответствии с теоремой А. Тьюринга (алгоритмы для работы алгоритмического устройства не могут быть созданы самим этим устройством) обе эти функции не являются результатом логического мышления. Это означает, что формирование способности к сверхсложному мышлению вообще не является информационным процессом и тем самым полностью является результатом воспитания. На наш взгляд, формирование способности к сверхсложному мышлению (т.е. самостоятельному решению новых, ранее не решенных профессиональных задач) – основная цель высшего образования. Наличие этой способности у человека означает запуск процесса саморазвития его сознания, т.е. превращения сознания в универсальный разум.
Сознание специалиста используется в качестве элемента общей системы управления состоянием некоторого объекта. В этом процессе управления часть информации отсеивается специалистом бессознательно, практически до всякого ее анализа. Об этом говорит сама реальность: человек всегда бессознательно и мгновенно решает, какая часть информации относится к решаемой задаче, и потому важна, а какая – не относится, и потому не важна, а значит, подлежит элиминации, отсеиванию, отбрасыванию. Этот, с позволения сказать, «способ обработки» поступающей информации производится с помощью профессионального мировоззрения. По-видимому, его применение вызвано как большим объемом поступающей информации, так и ограниченностью аналитической, как бы вычислительной способностью человека. Таким образом, профессиональное мировоззрение играет роль своеобразного информационного фильтра, «сепаратора» информации. Если фильтр работает правильно – специалист обретает возможность правильного решения стоящей перед ним задачи. В противном случае отсеивается нужная для принятия верного решения информация, а значит принятое решение не будет верным. Получается, что формирование мировоззрения специалиста приобретает важнейшую роль для его успешной профессиональной деятельности. Но – и это очень важно – мировоззрение не определяется исключительно теоретическими знаниями или практическими навыками.
Получив с участием мировоззрения информацию о состоянии управляемого объекта, специалист выбирает, какие из имеющихся у него знаний применимы, и – принимает управленческое решение. На этой стадии важнейшее значение приобретает набор теоретических знаний, получаемых в процессе образования. Этот набор знаний в процессе жизни и непрерывного образования изменяется. Он в каких-то отношениях и уменьшается, и увеличивается, и сужается, и расширяется, и изменяется качественно. Это очень важно и представляет собой тему для особого анализа. В данном же случае нас интересует способность специалиста к работе сразу после окончания обучения, степень соответствия его готовности диплому, этакому сертификату качества. Поэтому продолжим анализ в указанном направлении. Итак, выработанное решение должно быть воплощено в воздействии на управляемый объект. Это воздействие производится через систему практических знаний и умений специалиста [4]. Но при этом важно учесть, что любая система с субъектным участием человека как «автором и актером», то есть с пресловутым «человеческим фактором» обязательно требует наличия некоторого стабилизатора, не допускающего выхода параметров за пределы, в которых в принципе возможно управление [5]. Хотя оптимальным является постоянное наблюдение за ходом процесса, вполне достаточным может быть жесткое ограничение максимальных отклонений параметров процесса от заданного значения. Применительно к человеческой деятельности это означает набор жестких ограничений в сознании человека – представлений о недопустимости определенных действий ни при каких условиях. Это ограничение обеспечивается только собственными, внутренними убеждениями человека, в критических ситуациях удерживающих его от неверных действий. В этих ситуациях может не оказаться рядом внешнего «контролера», да и время для принятия взвешенного решения может быть ограниченным. Эти внутренние убеждения есть моральные и психологические установки, общая и профессиональная культура. К примеру. Если убрать из сознания врача заповедь «не навреди», можно получить «врача» из Освенцима, если летчик перестает ощущать ответственность за жизнь пассажиров – он способен дать «порулить» несовершеннолетнему сыну (катастрофа самолета под Новокузнецком в 1994 г.). Оператор атомной электростанции не должен отключать систему аварийной защиты ни при каких условиях, если он под нажимом руководства делает это – происходит Чернобыльская катастрофа.
Все названные атрибуты сознания специалиста образуют одну общую систему управления. Отсутствие или неразвитость любого компонента системы приводит к функциональной неработоспособности системы в целом. Неразвитость или неверное функционирование любой их подсистем – теоретических знаний, практических навыков, мировоззрения, общей или профессиональной культуры – рано или поздно, но неизбежно приведут к неспособности работника выполнять профессиональные функции. Что хуже всего – сам специалист будет убежден в том, что он работает нормально. Хотя в соответствии с теоремой Гёделя, наблюдатель внутри системы не способен оценивать состояние системы в целом.
Рассмотрим названные атрибуты сознания специалиста.
Системные научные знания и профессиональные умения и навыки.
Традиционно подготовка специалиста ведется в двух направлениях – «знания» (теоретические курсы, самостоятельная работа) и «умения (навыки)» (лабораторно-практические работы, учебное проектирование, мастер-классы, производственные практики). Эти направления имеют существенные онтодидактические и методические различия преподавания и освоения. Так, в теоретических знаниях приоритетом является системность, понимание, а не просто знание совокупности фактов. Для практических навыков требование системности менее значимо, поскольку часто практические умения складываются эмпирическим, а не теоретическим путем. Теоретические знания могут получаться как в ходе аудиторных занятий, так и самостоятельно; практические же умения, видимо, нарабатываются в ходе реальных практических занятий с непосредственным участием наставника. Важность практической подготовки, конечно, не в ущерб теоретической подчеркивается широко используемой в практике рекламы и public relations закономерностью: человек запоминает 10 % из того, что прочитал, 20 % из того, что слышал, 30 % из того, что видел, 50 % того, что слышал и читал,.. 90 % того, что сделал сам [5].
Недостаточное внимание к любому из этих направлений приводит к сокращению практических способностей подготавливаемого специалиста и как в варианте «теоретик», так и в варианте «практик». Первый вариант готовит специалиста, способного осмыслить получаемую информацию и выбрать адекватное управленческое решение, но проявляет слабость в его реализации на практике, второй – готовит специалиста – «реализатора», не способного принимать соответствующие обстановке и состоянию объекта управления решения. В результате ни тот, ни другой не могут служить универсальным элементом системы управления.
Видимо, оптимальным вариантом управления будет сбалансированное образование, обучение, включающее в достаточной мере как теоретическую, так и практическую подготовку, то есть оба названные направления. Только при таком подходе можно говорить об оценке качества подготовки специалиста и, соответственно, в какой-то мере управлять процессом подготовки специалиста в приоритете качества.
Хуже всего, что недоученные специалисты неизбежно генерируют неадекватную реакцию общества на изменения в мире, что ведет замедлению темпов социально-экономического, гражданского и политического развития общества.
Профессионально мировоззрение
Профессионально мировоззрение представляет собой некоторый фрагмент общего мировоззрения человека. С точки зрения его действий как специалиста в некоторой области по управлению состоянием объекта важны три аспекта профессионального мировоззрения. Это функционирование мировоззрения в качестве исходного «информационного фильтра» сознания, способность к использованию теоретических и практических знаний и умений в реальной жизни и способность специалиста к адаптации к изменяющимся условиям окружающего мира.
Эта зависимость становится еще более существенной, если принять во внимание неустойчивость управления в системах с участием человека [7]. Поведение неустойчивой системы по определению зависит более от исходных (граничных) условий, чем от параметров самой системы. Значит неверное определение того, какая часть информации отбрасывается, приводит к генерации специалистом неверных управленческих решений, что в свою очередь, еще больше расбалансировывает систему в целом. В результате правильно выработанное профессиональное мировоззрение становиться одним из ключевых моментов успешной работы специалиста.
Основная причина существования данной проблемы, видимо, принципиально неустранима. Это объясняется тем обстоятельством, что обучение проводится в некоторой искусственной среде, отличающейся от реальной среды, в которой субъекту как специалисту предстоит действовать после обучения, ограниченностью количества состояний и запланированным и предсказуемым порядком их смены. Количество же состояний в реальном производственном процессе на порядки больше, а порядок их смены зависит от множества не поддающихся полному описанию факторов и во многом непредсказуем. В результате по окончании обучения неминуемо встает вопрос об адаптации выпускника к реальным условиям.
В значительной степени эти трудности вызываются традиционным процессом освоения знаний – «информационно-рецептивной и репродуктивной» технологией обучения [8]. Главный недостаток этой традиционной методики состоит в том, что при выполнении заданий обучающийся точно знает, каким именно методом они должны решаться. В результате в сознании образуется психологическая установка, устойчивое представление о том, что данный класс задач решается данными методами. В любом случае предлагаемые преподавателями задания носят формализованный характер, и это отличает их от реальных проблем, встречающихся в реальной профессиональной деятельности. Реальные проблемы в исходном состоянии не формализованы, нечетко определены, и во многих случаях специалист не обладает всей необходимой информацией для принятия решения; при этом он еще произвольно отбрасывает часть информации. Поэтому к непосредственному решению задачи необходимо добавить ряд предварительных этапов.
Первым шагом к решению стоящей задачи становится формализация ее условий. Вторым – выбор теоретических знаний, которые должны использоваться при принятии решения. Само собой разумеется, что в данном случае предполагается некоторая избыточность этих знаний. Третьим – анализ имеющейся информации. И, наконец, – непосредственно принятие решения. Первые два этапа предполагают осмысленную творческую деятельность, но именно этому обучение информационно-рецептивным и репродуктивным методами не учит в принципе. Даже напротив, вносимые таким обучением психологические установки активно противодействуют творческой деятельности, устанавливают сознанию жесткие рамки, за пределами которых человек просто не в состоянии действовать.
Наконец, третий аспект профессионального мировоззрения – способность к адаптации сознания к меняющимся условиям. Именно этот аспект становится все более актуальным как в обще глобальном плане, так и применительно к современной России, жаждущей перемен – системной модернизации.
Взрывной рост объема научной и технической информации (более 10 млн. названий в год [9], около 2000 страниц в день на одного специалиста) привел к тому, что даже во время обучения в вузе многие технологические знания, которые получает студент, устаревают, заменяются новыми. В этих условиях большое значение приобретают адаптивность, обучаемость специалиста, способность заметить старение своих знаний и найти новые, наконец, стремление к самосовершенствованию.
Поэтому важнейшим вопросом становится выбор необходимой в современных условиях модели образования.
В настоящее время все еще преобладает предметно-онтологическая модель. Она предполагает передачу обучающемуся теоретических знаний некоторой науки, при котором ее методы рассматриваются как вспомогательные средства [10]. Эта модель обучения не дает студенту системы навыков самостоятельного получения знаний. У такого специалиста «суженное мировоззрение», связанное с недостатками отбора внешней информации, выбора методов решения встающих задач, методологии выбора способа решения встающих задач и способности обновления знаний. Эта недоразвитость системного профессионального мировоззрения вызвано к жизни некоторыми психологическими установками будущих специалистов. С точки зрения кибернетики психологические установки представляют собой устойчивое состояние насыщения в системе управления, которой является человеческое сознание; во всяком случае, характерные свойства психологической установки полностью совпадает со свойствами, характеризующими состояние насыщения в кибернетической системе. Одним из свойств системы в состоянии насыщения становится снижение чувствительности системы к изменениям окружающей среды, вплоть до полного отсутствия реакции на эти изменения.
Формирование мировоззрения никоим образом не происходит просто путем передачи определенного объема теоретической информации, оно предполагает воспитание творческих навыков и умений, творческого отношения к решению практически любой задачи, а также к построению и «реконструированию» собственного сознания. А это вопрос скорее не обучения, а воспитания [11]. Видимо, в данном случае можно говорить о «реинжиниринге» собственного сознания, хотя сам термин «реинжиниринг» в своем исходном употреблении, и был применен для социальных систем, в первую очередь бизнес-систем [12], и потому может быть оспорен. Но мы считаем, что он применим и к человеческому сознанию, поскольку реинжиниринг предполагает периодическую перестройку некоторых сложных социальных управляющих систем для приведения их в соответствие быстро меняющимся условиям внешнего мира. При этом предполагается, что эволюционное развитие не успевает за этими изменениями, зачастую не поддающимися ни прогнозированию, ни хотя бы своевременному учету. Сознание же отдельного человека, как это ни парадоксально, представляет собой более сложную систему, чем любая социальная система, включающая в себя в качестве компонентов сознания множества людей. Этот кажущийся парадокс вызван тем, что социальная система в любом случае имеет, хотя бы и неявно, цель действия, и более или менее формализованные правила построения. Сознание же отдельного человека само ставит свои собственные цели, то есть не имеет априорно заданной цели действия, не подчинено внешним формализованным правилам и во многом просто не ограничено. В социальной системе любого рода многие свойства и возможности сознания отдельного человека попросту не используются. В результате вопрос периодической перестройки для сознания отдельного человека стоит более остро, чем для социальной системы. Реинжиниринг сознания не сводится просто к применению имеющихся знаний, это – концепция жизни, предполагающая понимание необходимости непрерывного и периодического внесения изменений в эти знания. Это – вопрос мировоззрения, отношения к миру и сознательного взаимодействия с ним.
Если рассматривать деятельность специалиста как действие системы управления, то важнейшим вопросом становится устойчивость управления в этой системе. Критическими параметрами для устойчивости всякой системы управления является ее качество, которое означает полярность обратной связи и усиление системы. В любой системе векторная направленность характеристики обратной связи изменяется в зависимости от характеристик обрабатываемого сигнала. Если усиление системы достаточно велико при возникновении положительной обратной связи, то в системе происходит потеря управления, то есть система перестает выполнять свои функции.
Человеческое сознание представляет собой систему с положительной обратной связью, то есть потенциально неустойчивую систему, склонную усиливать свои внутренние сигналы вплоть до полной потери восприятия окружающего мира. С учетом полярности обратной связи в этой системе единственным способом стабилизации ее работы остается снижение усиления системы, то есть введение некоторых ограничений. Эти ограничения вносятся в работу сознания двумя путями: внешним воздействием окружающей среды, которому противостоит сознание и осознанной внутренней потребностью самоограничения. Такие самоограничения в сознание, пусть и неявно, вносятся общей и профессиональной культурой человека. Уровень культуры специалиста определяет его способность к самостоятельной работе и к достижению поставленных конкретных целей. В этом свете воспитание профессиональной культуры приобретает решающее значение как для самого процесса образования вообще и обучения в частности, в том числе и по профессиональным дисциплинам. Это дает обретение самого смысла собственного профессионализма. Идеология обновления неявно должна пронизывать все преподаваемые дисциплины.
Среди множества аспектов темы культуры специалиста особого внимания заслуживает сюжет технократизма и технократического мышления. К концу периода господства коммунистической идеологии сформировался весьма специфический стиль мышления. Неприятие официально навязанной псевдокоммунистической культуры и оторванность от современной мировой культуры привели к вызреванию в среде специалистов субкультуры с ярко выраженной технократической направленностью. На нее наложились и традиционные для российского общества особенности, особенно небрежение отдельным человеком, подмена свободы волей и т.п. Получившийся стиль мышления стал настоящим бедствием. Постсоциалистический период опять-таки не исправил, а, напротив, усугубил «непорядок, разруху» в головах и сердцах людей. Процветает технократизм мышления – оторванность профессиональной культуры от общего культурного контекста. Историческую значимость имеет признание в предсмертной записке руководителя проекта Чернобыльского реактора академика В.А. Легасова: Главная причина аварии на Чернобыльской атомной электростанции в том, что инженеры и техники, эксплуатировавшие ее, стояли не на плечах Толстого и Достоевского, а таких же технократов, как они сами».
Но еще страшнее техногенных катастроф плоды технократического мышления в экономике, сферах социального и государственного управления. Технократическое властное конструирование, предполагает управление обществом на основе технических и узкоспециальных критериев, оно исходит из возможности замены социально-политического решения техническим. Игнорируются социально-антропологические измерения принимаемых решений. В результате – белиберда в законах, всевластие исполнительной власти и чиновничества, бюрократизация всего и вся. Потеряно драгоценное время для жизненно важных для России перемен. Более того, ЕЕ уводили в сторону, в цивилизационные тупики развития.
То, что современные российские политические деятели гордо именуют «разумным прагматизмом», при ближайшем рассмотрении оказывается пошлым образчиком технократического мышления. С точки зрения теории систем можно решать частную задачу оптимизации отдельных компонентов системы, но если при этом не учитывать структуру всей системы в целом, ее системных целей и системного функционирования, результатом будет снижение характеристик системы, вплоть до полного невыполнения системой своих системных функций. В результате – экономика реформируется сама для себя, олигархической и чиновничьей братии. Действительные производители материального и идеального продукта. Элиминированные из структуры современного субъекта истории России, остались на обочине современности. В результате процветает «аморальный эгоизм».
Сборник предназначен для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга специалистов, интересующихся вопросами экономики, менеджмента, организационной психолог
12 10 2014
24 стр.
Сборник предназначен для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга специалистов, интересующихся вопросами экономики, менеджмента, организационной психолог
12 10 2014
21 стр.
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного искусства
15 12 2014
1 стр.
В. В. Бианки «Первая охота»; совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения
25 12 2014
1 стр.
«Пушкинские чтения», проходившего 23-24 февраля 2012 года в гимназии №40 г. Тараз
15 09 2014
1 стр.
Центр чтения сотрудничает со школьными библиотекарями и учителями, творческой интеллигенцией области, сми
09 10 2014
1 стр.
Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений
17 12 2014
1 стр.
Согласно плана внутришкольного контроля с 3 – 6 декабря 2012г мною, Умаровой С. П., заместителем директора по учебной части была проверена техника чтения учащихся 2 -4 классов
14 12 2014
1 стр.