Перейти на главную страницу
Целью специального образования умственно отсталых детей является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-развивающей работы школы. Важнейший элемент этой системы- занятия по социально- бытовой ориентировке (СБО), и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки учащихся к жизни.
Нарушения психической деятельности детей с проблемами умственного развития затрудняют их ориентировку в окружающей среде и адаптацию в ней. За время работы в коррекционной школе, мне стало понятно, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью действительно сложно применить теоретические знания на практике. Кроме того, на уроках СБО применяются знания по русскому языку (прочтение инструкций, заполнение бланков и т.д.), по математике (отмерь необходимое кол-во воды, рассчитай бюджет и т.д. ), по естествознанию (уход за растениями, история происхождения и т.д.). Даже учащийся, имеющий отметку «4» по математике, не всегда может прочитать к примеру десятичную дробь на уроке СБО в инструкции по использованию моющего средства или отмеривания продуктов для приготовления блюда. Для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень важно компенсировать этот дефект.
Раздел предмета СБО «Питание» как раз тот, где не стоит разрывать теоретическую и практическую часть и осуществлять межпредметные связи. Получение знаний должно осуществляться через приобретение навыков и умений. В программу по СБО включены рецепты приготовления блюд из доступных для воспитанников продуктов, которые не требуют больших финансовых затрат.
Хотелось бы отметить, что сложность преподавания предмета СБО состоит в том, что он не обеспечен учебно- методическим комплектом. Возможно, уроки, разработанные мной и представленные ниже, окажут помощь педагогам, преподающим данный предмет. При планировании и разработке представленных ниже уроков были учтены следующие особенности учащихся 8 класса :
Данный урок относится к разряду комбинированных уроков.
Дидактическая цель урока была посвящена формированию знаний о видах теста, способе приготовления пресного теста и формированию умений приготовления пресного теста для вареников.
1. Образовательные:
Учитывая системное недоразвитие психических процессов ставились задачи: развитие речи (добиваться полных, правильных ответов; чтение перфокарт, инструкций); развитие внимания (работа с зашифрованным заданием- продукты), памяти (воспроизведение ранее изученного материала, межпредметные связи).
На уроке старалась поддерживать доброжелательный психологический климат. Способствовала стимулированию самостоятельной деятельности. Практическая работа (приготовление теста по рецепту, самостоятельное замешивание) была средством включения каждого ученика в деятельность для достижения дидактической цели урока.
Считаю, что поставленные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие были решены полностью.
2 урок был построен по такому же принципу, как и предыдущий. Только, кроме зрительного, слухового, двигательного анализатора на этом уроке были задействованы анализаторы обоняния и осязания.
Предмет: Социально-бытовая ориентировка.
8класс. Раздел «Питание»
Тема: Виды теста. Приготовление пресного теста для лапши, пельменей, вареников.
Цель:
1. Образовательная:
Ход урока: |
Примечания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сядет тот, кто скажет, какие продукты питания делают из муки. 2. Актуализация знаний -Ребята, а из чего делают муку? (Пшеница, рожь). -Как называется мука, которую делают
Рассматриваются колоски из гербария.
![]() Пшеница Пшеница Рожь -Определите, где здесь рожь, а где пшеница? -Чем они отличаются? -Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, колос) -Из какой части растения делают муку? (Колос) -Кто знает, как делают муку? (Перемалывают зерна) Создание проблемной ситуации ![]() - Ребята, посмотрите, в стакане мука. Я хочу испечь хлеб. Сейчас я высыплю ее на противень и поставлю в духовку. Что у меня получится? - Из чего готовят хлеб? (Тесто) - Кто знает, что нужно сделать, чтобы приготовить тесто? -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить, что узнаем на уроке? 3. Озвучивание темы и цели урока: - Тема нашего урока: «Приготовление пресного теста». Сегодня мы с вами узнаем, какие продукты нужны для приготовления теста, какие виды теста бывают, научимся готовить пресное тесто для лапши, пельменей, вареников. Запись темы в тетрадь.
1 ![]() этап ![]() ![]() -Ребята, все эти продукты питания сделаны из теста. Назовите их. -Каковы они на вкус? -Верно, вкус у них разный, потому что они сделаны из разного теста. -Кто знает, какие продукты нужны для приготовления теста? -Верно. Муку замешивают на жидкости: воде, молоке, простокваше, сметане. В зависимости от того, какое тесто будут делать в него добавляют различные продукты: сахар, яйца, соль, масло или маргарин. Таблица
-По способу приготовления тесто делится на 2 вида: Дрожжевое (густое и жидкое) и пресное. В тесто добавляют дрожжи – они делают тесто воздушным. На приготовление этого теста уходит от 2 до 5 часов. Из дрожжевого теста изготавливают хлеб, булки, разнообразные пироги, ватрушки и т.д. -Из какой муки пекут белый хлеб? (Пшеничная мука) -Черный хлеб? (Ржаная мука)
Таблица заносится в тетрадь. Обобщение по этапу, закрепление знаний. Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили. -На какой жидкости замешивают муку для приготовления теста? -Какие продукты используют для приготовления теста? -Почему хлеб и печенья разные по вкусу, хотя то и другое сделаны из теста? - Какие виды теста бывают? 5. Подготовка к практической работе. -Сегодня мы с вами будем учиться готовить пресное тесто, которое используют для приготовления лапши, пельменей, вареников. Что бы узнать, какие продукты нам нужны вам дается задание: -Найдите в ряду букв необходимые продукты и подчеркните слово, которое нашли.
Для слабых учеников:
Нашли нужные слова, озвучили. На доске вывешивается инструкционная карта:
Для экономии времени на уроке, каждому ученику выдается маленькая инструкционная карта, которая затем вклеивается в тетрадь. Работа с картой. -Какая посуда и инвентарь понадобятся? -Какие продукты? -Что обозначает ст, ч/л, ½? Можно попросить кого-то из ребят отмерить ½ стакана воды. Учитель рассказывает о способе приготовления, для чего просеивают муку.
-Какая посуда и инвентарь понадобятся? -Какие продукты нужны? -В каком порядке будем работать? 6. 2 этап. Практическая работа на кухне. -Прежде вспоминаем санитарно-гигиенические нормы. Моем руки, одеваем фартуки. Для чего? Обязательно напомнить ребятам, что готовить нужно с хорошим настроением, тогда блюдо получится вкусным. На столе разложен инвентарь и посуда. -Ребята, посмотрите внимательно, что нам не нужно для работы. Почему? (Кастрюля, терка) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() -В каком порядке будем готовить? Ребята вспоминают и излагают последовательность приготовления. Учитель распределяет обязанности: отмерить воду, соль, муку, разбить яйца. Более сильному ученику замесить тесто. -Перед тем как замесить тесто разогреваем руки. Затем тесто делится на кол-во учащихся (раздели на 4 части) и каждый ребенок замешивает тесто до нужной консистенции под присмотром учителя. Тесто не должно прилипать к рукам. Тесто кладем на тарелку и прикрываем пакетом, чтобы не засыхало (используем его на 2-м уроке). После выполнения работы на столе осталась мука. -Ребята, что делать с этой мукой? Ее можно просеять через сито и она нам пригодится для приготовления других блюд.
-Что нового узнали на уроке? -Из чего делают тесто? -Какое тесто бывает? -Чем различные виды теста отличаются друг от друга? -Что готовят из пресного теста? -Что такое сито? -Какое тесто сегодня научились делать? -Что мы можем приготовить из этого теста? -Дома сами сможете приготовить? -Это тесто нам понадобится на 2 уроке.
|
Возможна помощь слабым ученикам картинками с изображением, например бублика или колбасы на выбор.
![]() Связь с русским языком (Словообразование) Демонстрируются колоски из пшеницы и ржи (гербарий по биологии). Связь с биологией Демонстрируется стакан с мукой Выявление личного опыта детей. На доске наборное полотно, на нем картинки с изображением хлеба, печенья, пирожного, блинов, макарон. Выявление личного опыта детей. Демонстрируется таблица по кулинарии «Виды теста» Акцентируется внимание на бережном отношении к хлебу. Задания раздаются с учетом индивидуальных возможностей учащихся Словарная работа :«сито». Сито-устройство с сеткой для просеивания сыпучих продуктов и процеживания отваров. Если просеять муку, то тесто будет нежнее. ![]() Демонстрация нового предмета Связь с математикой На столе: сито, разделочная доска, миска, кастрюля, нож, терка. Гимнастика для кистей рук
Бережное отношение к продуктам |
- Сядет тот, кто скажет, какие продукты нужны для приготовления пресного теста для вареников? Какая посуда необходима? 2. Повторение -Какие виды теста бывают? -Чем они отличаются? -Какие изделия готовят из пресного, дрожжевого теста? На доске:
-Почему?
Работа с перфокартой: пронумеруйте порядок действий. -Насыпать ее горкой и сделать углубление -Быстро обеими руками замесить тесто -Просеять муку -В углубление разбить яйца, добавить соль и влить воду -Что можно приготовить из теста, которое мы готовили на прошлом уроке? (лапша, пельмени, вареники) 3. Озвучивание темы и цели урока: -Сегодня мы с вами научимся делать изделия из пресного теста: вареники с картофелем.(картофель приготовить заранее) 4. Сообщение новых знаний -Ребята, вы все ели вареники. С какой начинкой бывают вареники? -Давайте по запаху попробуем определить какая начинка может быть у вареников.
-Кто дома делал вареники, помогал родителям готовить? Вывешивается инструкционная карта. Приготовление вареников с картофелем
Работа с картой. На доске выставляются поочередно картинки с изображением последовательности работы:
2
1 ![]() ![]() 4 3 ![]() ![]()
6 Обобщение по этапу, закрепление знаний. Итак, ребята, прежде чем приступить к работе давайте повторим, как мы это будем делать? 6.Практическая работа на кухне. Прежде вспоминаем санитарно-гигиенические нормы. Моем руки, одеваем фартуки. ТБ при работе с плитой, горячей жидкостью. Обязательно напомнить, что готовить нужно с хорошим настроением, тогда блюдо получится вкусным. Кипятить воду ставим заранее. Учитель показывает, как нужно раскатывать тесто, вырезать кружки, класть начинку, защипывать. Так же учитель акцентирует внимание на том, что если защипывать тесто слабо, то при варке начинка вся вывалится. Ребята все повторяют. По ходу работы дается краткая историческая справка: -Ребята, сегодня мы с вами готовим вареники с картофелем. А какие еще блюда делают из картофеля? -На Руси картофель считают вторым хлебом. Кто завез картофель? (Петр 1) -Кем он был? (царем). - Петр1 привез 1 мешок картофеля из Голландии и велел его посадить. Было это в 18 веке. Но многие не знали, что съедобные клубни находятся под землей. Цветы картофеля использовали как украшение. Когда цветы отцветали, на их месте образовывались зеленые плоды похожие на помидоры. Они очень ядовиты. Некоторые люди съев их получали отравление. Поэтому картофель называли «адское яблоко». Только по истечении большого количества времени русские люди узнали, что плоды находятся в земле. В Республике Коми картофель стали сажать в 19 веке при царствовании Екатерины II.
-Чем занимались на уроке? -Что необходимо для приготовления вареников? -В каком порядке нужно делать вареники? -С какой начинкой вареники бывают? -Дома сами сможете приготовить? Домашнее задание: приготовить вареники и угостить родных. 8. Оценивание |
На доске выставлены картинки (мука, соль, яйцо, вода и молоко) Для учеников 3 и 4 группы по обучаемости возможно проставить первую цифру. Взаимопроверка, проверка На столе у учеников стоят стаканчики из по йогурта наполненные творогом, малиной, клубникой, , жареной капустой, картофелем. Стаканчики плотно закрыты пищевой фольгой. Ребята протыкают фольгу ручкой и по запаху пытаются определить что это. Выявление личного опыта Словарная работа: «скалка». Скалка: длинный деревянный валик для катания чего-нибудь.
Демонстрация нового предмета Контроль выполненной работы Связь с историей Связь с математикой |
Тема: «Виды теста. Приготовление пресного теста для лапши, пельменей, вареников»
01 10 2014
1 стр.
Главное в приготовление Штруделя, это приготовление правильного теста, оно должно быть очень тонкое и хрустящее. Это главное отличие Штруделя от обычного рулета с яблоками. В идеал
17 12 2014
1 стр.
Оставьте на 20 минут, чтобы яблоки пустили сок. В отдельной миске смешайте орехи, 2 вида сахара и сухари. Раскатайте 1 лист теста, присыпьте ореховой смесью и сверху выложите яблоч
17 12 2014
1 стр.
Ведь это блюдо приготовленное из слоёв теста вперемешку со слоями начинки, залитых соусом (обычно бешамель) (википедия). Ну, значит буду экспериментировать со слоями теста. То бишь
17 12 2014
1 стр.
Методы обучения. Стимулирование познавательной деятельности обучающихся. Деловая игра связь с традициями русского народа
01 10 2014
1 стр.
Для теста: ¼ пачки маргарина; 1 стакан муки; ½ стакана сахарного песка, 1 чайная ложка лимонного сока; 2 яичных желтка; 2 чайных ложки разрыхлителя (необязательно); 1/3 стакана теп
14 10 2014
1 стр.
Научить приготавливать пряничное тесто и выпекать пряники, а так же их расписывать
01 10 2014
1 стр.
Это теста приготавливают в два приема: сначала готовят опару, затем на ней замешивают тесто. Опарное тесто готовят, когда нужно положить больше сдобы – масла, яиц, сахара, например
15 09 2014
1 стр.