Перейти на главную страницу
Я иду по зеленому лугу, высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго, и я слышу цветов голоса.
Они шепчут: "Не рви нас, не надо, наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада. Украшенье родимой земли.
- Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы.
- Кто посеял на лугу столько много цветов?
- Может быть, семена принес сюда ветер?
- Может быть, семена оказались здесь с потоком воды?
- А может быть, какой-нибудь зверек занес их сюда?
Вот - так загадка природы, только весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями и маленькими корешками. Благодаря солнцу и дождю ростки становятся все больше и больше и превращаются в прекрасные цветы,
Рассматривание карточек цветущих растений.
1.Кипрей / иван-чай/.
На лугу расцвел кипрей. Вот семья богатырей
Крепки, статны и румяны, встали «братья- великаны»
Славный выбрали наряд - куртки пламенем горят. Е.Серова,
Все лето цветет, его длинные цветочные метелки торчат вверх и начинают распускаться снизу его веселых зарослях в солнечный день порхают бабочки и работают пчелы, нежный и душистый мед получается из цветков - нектара иван-чая. Нектара так много, что его даже можно увидеть. Отцветет иван-чай, и на месте цветков появятся пушинки - длинные серебристые волоски. Это семена – парашютики. Часто иван-чая служил людям добрую службу: из его корней (сухих) делали муку и пекли хлеб, а из поджаренных корней варили кофе. Из стеблей и свежих листьев получался замечательный суп, а из сухих листьев - чай. Не случайно и имя у него такое Иван - чай: накормит и напоит человека.
2.Фиалка Фиалка на лугу одна
Росла безвестна и скромна,
То был цветочек кроткий. Гете.
Летом на стебельке фиалки появляется коробочка, внутри зреют семена - плоды. Приходит время коробочка трескается и из нее вылетают, будто от выстрела, крошечные круглые семена» А вот какую сказку придумал А.Стрижев об этом цветке. Жила прекрасная девушка Анюта. Однажды она повстречала и полюбила юношу. Но случилось так, что юноша уехал, обещая вернуться. Долго она смотрела на дорогу, в ее доверчивых глазах была надежда и печаль, не вынесла разлуки Анюта и умерла. А на том месте выросли красивые трехцветные фиалки с лепестками белого, желтого и фиолетового цвета, похожие на лучистые глаза Анюты,
3. Гвоздика: "Гвоздики весело алеют, цветут на травах луговых..."Это невысокое стройное растение.
4. Одуванчик:
- Я шариком пушистым белею в чистом поле,
А дунет ветерок - остался стебелек.
Над лугом парашютики качаются на прутике.
Одуванчик - очень любопытный цветок. Он так полюбил солнышко и не сводит с него глаз, поворачивает свою голову и следит за движением солнца на небе. Семена -парашютики.
5. Ромашка:
- Шел я лугом, по тропинке, видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца жгучие лучи.
Порадует букетом, утешит в беде, поднимет больного. Аптечную ромашку легко узнать по запаху, она пахнет яблоком. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь и они вмиг исчезнут.
6. Клевер:
- На лугу синеют колокольчики.
Рядом с колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его "шмелиной кашкою"
Называет наш народ.
А почему именно "шмелиной кашкою" называют клевер? Да потому, что это ценнейшее кормовое растение - клевер – опыляют преимущественно шмели.
7.Колокольчик:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой;
Колокольчики- цветы
Очень вежливы,... а ты? Е.Серова
8.Существует много видов растений: мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник: все они растут на полях и лугах, в огородах мы называем их сорняки.
Рассматривание слайдов «Насекомые»:
Пчелы и шмели: Пчелы не достают нектар из глубоких венчиков. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто небольшие углубления. Их восковые соты беспорядочно расположены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.
Красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов - привлекать насекомых их здесь много: жужжат труженицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи - жужжалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх, то увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой. Вот какой случай на лугу описала поэтесса. Бородицкая «Разговор с пчелой»:
Меня ужалила пчела,
я закричал:"как ты могла?!"
Пчела в ответ:
"А как ты мог сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
я берегла его на уж-жин!"
- Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожными, иначе можно оставить без ужина насекомых. Но насекомые питаются не только нектаром из цветов. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Оказывается, когда пчелы собирают капельки нектара, на брюшко и на лапки, и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Если бы не было пчел, шмелей и мух и других насекомых-опылителей, то не росли бы тогда такие замечательные луговые цветы. Цветы без насекомых просто не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, как будто развешивают объявления.
Дорогие шмели! Вы найдете вкусный и свежий нектар, кушайте на здоровье. А по дороге прихватите пыльцы для других растений! |
- Цветы привлекают насекомых не только своей окраской, но и запахом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.
- Вот и получается, что цветы "подзывают и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их."
- Итак, насекомые - это очень вкусное лакомство для летучих мышей и птиц. Значит и птицы тоже - жители луга? как вы думаете, какие птицы живут на лугу? Почему?
Полевые жаворонки не любят леса и не садятся на деревья. Они живут на земле. В поле или на лугу, как только вырастет трава, жаворонки вьют гнездо и выводят птенцов. Пищу - жучков, личинок, семена трав - они находят тоже на земле.
На земле жаворонки не поют своих песен. А во второй половине лета, когда появляются птенцы, стихают песни жаворонка, и его самого уже не увидишь в небе. Почему он перестает петь?
Это чья там: песня льется
Над просторами полей?
Это песня жаворонка
О родной земле своей,
- Дети тоже вежливы, предлагаем поклониться колокольчику и всем цветам, бабочкам, пчелам, попрощаться со всеми, кто образует это гармоничное сообщество – луг.
Обобщив высказывания детей, воспитатель говорит, что в городе жизнь растений и животных тесно связана с деятельностью человека:
Рябина: Весной зазеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы.
Береза: Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
Ива: Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила,
А о чем она грустит, никому не говорит.
Ель: Зимой и летом одним цветом.
Ирис: Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение, и превращусь я в конфету.
Одуванчик: Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел.
Гвоздика: Все знакомы с нами: яркие, как пламя,
Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь алыми, яркими … гвоздиками
Ромашка: Белая корзинка – золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце.
Птицы не делают запасов, держатся ближе к человеческому жилью:
- Каких городских птиц вы знаете?
- Где они живут? Чем питаются? Где находят корм зимой?
- Для чего нужно подкармливать зимой птиц?
- А перелетные птицы живут в городе? Какие именно? Где они живут?
- Какая из городских птиц самая маленькая? /воробей/,
- А какая самая большая? Расскажите про нее. /ворона/.
- Вороны - санитары, питаются падалью.
- Чем занимаются городские птицы? Какую пользу приносят?
Птицы:
Скворец: Эту птицу всякий знает: на шесте ее дворец,
Червячков птенцам таскает да трещит весь день ...
Ласточка: Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины.
Воробей: Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
Сорока: Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья - белобока, а зовут ее ...
Ворона: Эта птица у природы как живой: прогноз погоды:
Громче всех она орет, если скоро дождь пойдет.
Голубь сизый: Собирает он проворно горстью брошенные зерна.
И гнездится под карнизом наш любимый ...
Грач: Черный, проворный кричит "краг", червякам враг.
Некоторые птицы приспособились жить в городских парках, скверах; люди подкармливают их, делают скворечники.
- Какая птица держится поближе к человеческому жилью, особенно зимой? Итак, птицы питаются насекомыми и если не станет насекомых, то, что произойдет?
Жук: Черен - да не ворон, рогат - да не бык, Шесть ног - да без копыт
Божья коровка: Я - пятнистая букашка, если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко, в обморок я упаду.
Пчела: Золотистая хозяйка над цветком порхает,
Сок душистый пьет, собирает мед.
Светлячок: Не солнце, не огонь, а светит.
Комар: Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Муравьи: Шли плотники без топоров,
Построили избу без углов.
Паук: Ниток много- много, а в клубок не смотает,
Одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.
- Что вы можете сказать о таракане?
В природе тараканы выполняют важную Функцию - они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных.
В городской среде некоторые виды тараканов получают возможность для значительного увеличения своей численности вследствие благоприятной для них обстановки / ограниченное число хищников, много пищи, большое количество мест для размножения и т.д./. Тараканы вредны: они не только переносят возбудителей , но и портят пищу,/ в городских условиях /.
В подобном случае законы природы действуют, но в ограниченном объеме, поэтому человек вынужден брать на себя «Функцию регулирования численности некоторых видов», к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши, голуби и др.
А вот в естественной среде вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой системы.
Изменение человеком среды обитания заставило объекты природы приспосабливаться к новым условиям, что и повлекло за собой проявление свойств так называемых "вредителей".
Деятельность человека приносит и вред природе:
- выхлопные газы машин,
- отходы заводов, Фабрик /см. Энциклопедия для дошкольника/
- бытовой мусор.
- Ребята, к нам кто-то спешит, наверное, это гости!
Вижу: всюду хлам и грязь, я люблю за это вас!
Посмотрите, люди, на меня, это вы придумали меня.
В благодарность же за это жить всегда я буду на планете.
- А теперь я здесь хожу, на создателей гляжу,
И сказать хочу вам, люди: "Да здравствует мусор!
И пусть всегда он будет!"
- Ах, как страшно, если такие Мусорные монстры будут жить на нашей прекрасной планете. Только мы можем с ними справиться, мы и наши добрые дела, ведь добро порождает только добро. Так давайте же, дети, превратим этот мусор в полезные и красивые вещи.
Творческая работа:
- из газетной Царицы воспитатель вместе с детьми выполняет газетную аппликацию "Совушка" - большая головушка.
- из Мусорного Монстра - выполняем "Чудо - дерево" из конфетных Фантиков, /см. газету "Дошкольное образование" 10 - 2005.- 22с.
" Чудо - дерево"
Я не могу остановить заводы,
Чтобы голубое небо не коптили,
Чтобы в реки не сливали все отходы
И чтоб природу нашу не губили,
Я не могу остановить автомобили,
Чтоб не пускали газы выхлопные,
Чтобы здоровье людям не губили
И чтоб дожди кислотные не лили.
Но я могу деревья посадить
И птиц могу зимою покормить,
Могу на землю мусор не бросать,
Цветы полить, у дома хлам убрать.
Могу в игрушки мусор превратить
И чудо - дерево руками смастерить.
Земля прекрасна, но она в беде.
Давайте ей поможем и себе!
Занятие №33 «На пруду»
Цель: Ознакомить детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль берега пруда водных и околоводных организмов, Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода. Вызвать у детей возмущение теми, кто не щадя красоты, бросает в воду бытовой мусор или неумело пользуется удобрениями. Учить детей понимать и правильно судить о бедах природы.
Развитие словаря: рогоз, стрелолист, кубышка, клоп-водомерка, жук-плавунец и т.д.
Демонстрационный материал: пейзаж пруда, загадки о растениях и животных пруда; книга "Твоя первая энциклопедия" /Жизнь леса/. Игра "Поймай комара".
Раздаточный материал: картинки с изображением растений и животных пруда.
Ход занятия: - Ребята, кто-нибудь из вас был когда-нибудь на пруду? Чем он отличается от реки?
- У меня есть к вам предложение, давайте поедем сегодня на пруд!(обыгрывание поездки: Пруд: пол накрыт желтой скатертью - песок, нарисованы водоросли, рыбы, сверху все накрыто голубой марлей - водой.
- Вот мы и приехали! Посмотрите, как здесь красиво. Интересно познакомиться со всеми жителями этого таинственного царства.
Рогоз: Стоит над водой, трясет бородой …
Это высокое растение с крепким прямым стеблем и узкой коричневой шишкой наверху, иногда его называют неправильно камышом, или тростником. Растет рогоз по краям озер, прудов, по болотникам, по топким речным берегам. Коричневая узкая и ровная шишка рогоза - это его цветок. Отцветет рогоз, распушится его коричневый колос, мягкий, белый пух полетит над прудами и болотами. Пух его чистый и похож на вату. С каждой пушинкой улетает маленькое семечко. Но не все семена прорастут, а лишь те, которые упали в воду. Упавшие в воду пушинки ветер прибьет к берегу. Намокнув, семена опустятся на дно, а следующей весной прорастут. Цвести новое растение будет только через 2-3 года. Рогоз очищает воду, где он растет, там вода чистая, в его зарослях прячутся утки с утятами. У рогоза толстые мучнистые корни, ими любят лакомиться кабаны. Из длинных гибких листьев плетут корзины, красивые шляпки и коврики.
У него есть секрет, - (лучше продемонстрировать) срезать лист, показать часть черешка - белую "губку". Как вы думаете, зачем растению нужна губка? (напоминаем детям опыт с губкой). Верно, у стрелолиста в губке находится воздух. Значит, губка для растения как легкие для человека. Корни стрелолиста спрятались в вода, уцепились за дно пруда. Так растения и пруд или река помогают друг другу: река или пруд поят стрелолист, рогоз, тростник водой, а они в свою очередь, в благодарность укрепляют своими корнями ее берега, чтобы они не становились мельче. В листьях стрелолиста много крахмала, и если его высушить и истолочь, то можно испечь вкусные лепешки.
И поплыла бы по реке к приветливым подругам,
Да вот беда - привязан плот, он никуда не поплывет. Е.Серова.
Летом на воде появляются круглые, толстые листья кувшинок. Почему толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не дает утонуть листу, если даже на него сядет маленькая птичка или лягушка. Следом за листьями из воды поднимаются зеленые бутоны, которые медленно раскрываются и превращаются в красивые белые и желтые цветы. Белую кувшинку называют белой лилией, а желтую - кубышкой. К вечеру кувшинка закрывается и медленно опускается в воду, как будто боится ночного холодного тумана. Наступит утро и снова появится из воды кувшинка. Кончики лепестков выделяют сладкий сок, поэтому над ними порхают стрекозы и бабочки. Они переносят пыльцу с цветка на цветок. Отцветут кувшинки, и на месте цветка останутся плоды - кувшинчики. Затем кувшинчики раскроются и семена поплывут по воде, потом упадут на дно, а на следующий год вырастут цветы удивительной красоты.
- Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (плавающий остров, блюдо, аэродром для стрекоз).
Кубышка: По берегам тихих озер, прудов
Растет желтая кубышка.
Желтоглазые цветы из воды.
Или, может, это вовсе не цветы?
Может, это рыбаки у реки.
Позабыли про свои поплавки? В.Кожевников.
Желтая кубышка часто растет рядом с белой кувшинкой - там, где нет быстрого течения. Свое название она получила из-за того, что ее своды очень похожи на маленькие зеленые кувшинчики - кубышки. Плодами и толстыми корневищами этих водных растений лакомятся бобры и лоси Чем же похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка? (дети сравнивают) Листья кувшинки и кубышки похожи, большие овальные, с выемкой с одной стороны, они держатся на тонких, гибких стеблях.
Растения ряски - это крохотные зеленые пластинки (побеги), плавающие по поверхности. Ряска - небольшие зеленые кружочки. Обычно их бывает три: одно большое и два маленьких. Можно сказать, что это "мама" и ее "дочки" Со временем дочки отделятся от большого кружочка- мамы и будут плавать самостоятельно. Потом у них появятся свои дочки-кружочки. Ряска очень быстро размножается. Она легко прилипает к рукам. А если птица сядет на воду, где много ряски, то к ней прилипнет, несколько кружочков. Полетит эта птица на другой пруд или озеро, и ряска с ней. Так и в другом месте появится ряска. Иногда ряску можно увидеть даже в лужах. Ряской питаются многие водоплавающие птицы.
От них отходят корешки, которые поглощают из воды все необходимое, очень редко ряска цветет.
Зеленые веточки до земли спустила.
Корни дерева ивы защищают речные и другие берега от разлива ее корни скрепляют и удерживают лесок и глину. Во время своего цветения ива приманивает множество пчел, которые перерабатывают нектар в ивовый мед. Из коры ивы получают дубильный экстракт для выделки кожи; листья богатые витаминами Е, А. служат кормом для коз и овец,
Гибкие ветки ивы используют для плетения корзин, мебели» Веточки ивы быстро пускают корни и прорастают в землю, /можно провести опыт в группе, затем посадить на участке молодую иву/,
Хочется познакомить вас с семьей, которая живет на берегу пруда реки, озера.
Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива,
Может, ей кого-то жалко, может ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый за косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?
Кусты все похожи и все же немного отличаются друг от друга.
Вот ива с красной корой - ее называют Краснотал, или Верба
Вот ива со светло-коричневой корой - это Ветла
А это ива козья, Плакучая ива, или чернотал...
Вот и первое любопытное насекомое.
Любопытные глаза.
То летит она вперед,
То висит, как вертолет,
Над водой голубой,
Над травой луговой,
Над поляной лесной… М.Шаповалов.
Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся. В пищу годится любое насекомое: муха, комар, мотылек. Мелких насекомых они съедают на лету. За один час стрекоза может съесть 40 мух. Чтобы поймать насекомое, надо хорошо его видеть, поэтому глаза у стрекозы огромные, занимают чуть ли не всю голову.
Стрекозы откладывают яички прямо на воду или на плавающий листок, из яичек появляются личинки. Личинка стрекозы очень прожорлива. Она живет в воде и охотится за мелкими насекомыми, головастиками и мальками рыб. Делает она это с помощью сильно вытянутой вперед нижней губы. Целый год пройдет, прежде чем из личинки вылетит молодая стрекоза. А вылетев, тут же отправится на охоту.
Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необхо
01 10 2014
3 стр.
В полудреме, Медвежонок, можно вообразить всё, что хочешь, и всё, что вообразишь, будет как живое. И тогда-то
24 09 2014
1 стр.
Северное лето было в разгаре. Все живое торопилось за короткий срок успеть отогреться, распуститься, расцвести, созреть плодами или семенами. Чтобы упали они на плодородную почву и
10 10 2014
1 стр.
Примечание (может быть выдан как: во1-х, комбинированный урок, если объяснение сопровождается учителем с элементами беседы; во 2-х, как лекционное занятие; в 3-х, как семинарское з
10 10 2014
1 стр.
Охватывает все живое на нашей планете, все, что нас окружает: водорослей, птиц, лишайников, насекомых и многое другое. Есть много наук, с которыми биология находится в тесной взаим
29 09 2014
1 стр.
Ребята, сегодня у нас открытое занятие по литературе. Надеюсь, все готовы к уроку, и наша совместная работа будет очень плодотворной
08 10 2014
1 стр.
У. Сказки начинаются словами "В некотором царстве, в некотором го- сударстве " Мы знаем, что всё живое делится на царства
10 10 2014
1 стр.
Козловы горы на базе отдыха «Губернский двор»! Наши аниматоры помогут Вам ознакомиться с территорией и услугами, предоставляемыми домом отдыха. Самое время осмотреться и выбрать за
26 09 2014
1 стр.