Перейти на главную страницу
Фотографии детей группы в ясельном возрасте;
Схемы: этапы развития живых организмов: ребенок – мужчина, котенок – кошка; яйцо – петух.
Условные изображения факторов, необходимых для роста человека и его развития. Банка с водой, салфетки, целлофановый пакет.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.
- Кто изображен на фотографиях?
- А вы сейчас похожи на этих детей?
- Как вы изменились? (Стали большими, носим одежду и обувь большого размера. У девочек теперь длинные волосы. Вместо ползунков носим колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, танцуем)
- А чему вы научились еще?
- Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас?
- А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Детей надо поить, кормить…)
-А чем вас кормили?
-А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купаться, закаляться и т.п.)
- Кто все это делал?
- Правильно ребята, самое главное – это любовь и забота ваших близких, она необходима маленьким детям.
- Ребята, оказывается для роста человека и его развития необходимо …
- Посмотрите, какими вы были и какими вы стали и какими вы будете.
- Ребята, а у кого дома живет кошка? Какая она? Большая или маленькая?
- А что нужно, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (ответы детей)
-Давайте подумаем. (Выкладываем схему № 3)
слепой котенок маленький котенок подрастающий котенок кошка
- Ребята, оказывается, для роста и развития кошки нужно то же самое, что и для человека (возвращаемся к схеме № 2)
- А теперь отгадайте загадку: Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (петушок)
- Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым? Кто знает, каким петушок был раньше?
- Правильно цыпленок вылупился из яйца и был вот таким.
- Что надо было для роста цыпленка?
- А кто заботится о цыпленке? Чья любовь ему нужна больше всего?
- Ребята, посмотрите вокруг, что и кто у нас в группе растет вместе с нами? (черепаха, рыбки, комнатные растения)
- Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения – жители Земли. И всем им необходимо одно и то же для роста и развития. А что нам нужно вспомните сами! (схема № 2)
- А теперь отгадайте, что лежит у меня в коробке. Определите по звуку. (в коробке фасоль). Что это? Живое или неживое? А теперь закройте глаза и потрогайте руками. Что это?
- Какие они? (гладкие, овальные, маленькие)
- Что нужно сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой?(посадить в землю, полить, поставить на окно к солнышку)
- Правильно, если мы хотим, чтобы зернышко росло, мы его оживим, а чтобы оно быстро прорастало его нужно обернуть сырой салфеткой и следить, чтобы она не высыхала, для этого салфетку надо завернуть в целлофановый пакет и положить «на солнышко» - на подоконник.
- А вы хотите быть зернышками?
Психогимнастика «Зернышко»
Представь, что ты маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучики коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ребята, вам понравилось быть живыми зернышками? Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.
Давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать за ними, поливать, удобрять, а они радоваться жизни и радовать нас.
Смолою пахнет и грибами.
Бегут тропинки вкривь и вкось.
Порой за дальними кустами
Покажется красавец лось.
В долах видна листва густая,
Прикрывшись ею от жары
Лежит все лето там, не тая,
Снежок березовой коры.
Прекрасен бор, высок и плотен!
Стоит он, в глушь свою маня,
Как будто с шишкинских полотен
Сошел в заволжские края.
Ветров атаки отбивая,
Он, как былинный богатырь,
Щитом зеленым прикрывает
Хлебами залитую ширь.
Детям предоставляется карта Оренбургской области:
- Вот это карта нашей оренбургской области, на ней обозначен и наш город Бузулук, а это - зеленое место - место нашей посадки.
К северо-западу от реки Самары находится "Зеленая жемчужина степного края". Как вы думаете, куда мы приземлились? Почему вы так решили? По-другому "Зеленую жемчужину" называют Бузулукский бор.Бор состоит из сосновых, лиственных и смешанных лесных массивов» а также луговых и степных полян. Бор почти со всех сторон окаймлен полосой лиственного леса. Сосны занимают две трети бора, /показ на макете -наглядно/.
- Вы уже знаете какие деревья растут в смешанном лесу. Назовите их: дуб, липа, рябина, калина.
Один пан не снял кафтан (Хвоя)
- О каком дереве говорится в загадке? И что это за кафтан? Сосновые листья-хвоинки немного изогнутые. Они растут по две на коротеньком побеге и живут 3 года. Хвоинки никогда не опадают все одновременно. В мужских шишечках образуется пыльца, которую ветер переносит на молодую женскую шишечку. На третий год после опыления зрелая затвердевшая женская шишечка разводит свои чешуйки, и семена высыпаются наружу.
Рассматривание картины «Сосна и ее обитатели» (см. Книгу "Твоя первая энциклопедия" /Жизнь леса/)
- Некоторые животные очень любят сосновые шишки. Они устраиваются на этом дереве и угощаются от души.
а/ гусеницы соснового походного шелкопряда отправляются на поиски пищи, вытянувшись цепочкой,
б/ сосновый бражник- ночная бабочка.
в/ клест - любитель сосновых семян.
г/ большой сосновый долгоносик питается корой и сильно повреждает дерево,
д/ у подножья сосны вырос муравейник. Толстый слой сосновых иголок, нападавших сверху, служит муравьям хорошей защитой.
е/ «Белка» Ю.Ефремов.
Спросите у белки, и скажет она:
- Сосновая шишка отменно вкусна.
Спросите синицу, ответит синица,
Что с белкою можно вполне согласиться.
О шишках сосновых, добавлю я кстати,
Хорошего мнения и сойка, и дятел ...
Сосна любит свет и простор, поэтому в сосновых лесах всегда светло и весело. Залитый сосновый бор создает у людей радостное настроение. В морозы в гуще молодых сосенок тепло и тихо. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми веточками сосен» Сосна дает пропитание и жилище многим лесным обитателям: дятлам, совам, белкам, глухарям. Белка устраивает свое гнездо в пышной кроне сосны, поэтому даже в сильный дождь капли стекают по хвое и стволу и не попадают в беличий домик. На востоке сосну считают, деревом, приносящим счастье; во многих странах она считается символом долголетия и величия. В Бузулукском бору стоят сосны, которым 300 лет, диаметром 150 см.
Предлагаем пятерым детям взяться за руки и образовать круг, вот такой толщины бывают сосны; которым 300 лет.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
Олени и лоси - очень красивые животные. Летом питаются листьями деревьев и кустарников, Зимой - молодыми ветками и корой. Когда оленей и лосей становится очень много, они могут приносить вред, т.к. только один лось за сутки поедает сотни деревьев и кустарников - в зимние дни он может съесть более 10 кг веток. Без верхушки сосны вырастают многоствольными "уродцами". Ко было время, когда усиленная охота существенно подорвала численность этих животных. И по вине 'человека не осталось совсем, пришлось ввозить их из других стран и селить для размножения. А место, где обитали лоси стали называть «Лосиная пристань».
В связи со сложившейся ситуацией Бузулукский бор был объявлен заповедником. Была составлена "Красная книга" Бузулукского бора.
Одной из достопримечательностей Бузулукского бора является Тростниковое болото - место гнездования серого журавля "Журавлиный гай". Гнездо журавль строит из травы: сгребет ее в кучу, умнет своими длинными ногами, и журавлиха откладывает яйца. Как только журавлята вылупятся, родители тут же уводят их из гнезда в заросли. Питаются журавли ягодами, травой, насекомыми, могут съесть лягушку. Пока вся стая кормится, два-три журавля стоят на часах и зорко смотрят, нет ли опасности. Никто так не умеет танцевать, как журавли. Журавль - птица крупная, весит пять-семь килограммов, а размах крыльев более двух метров.
Богатые увлажненные почвы способствуют пышному развитию травянистого покрова, который состоит из ежевики, костяники, колокольчиков и папоротника и других растений.
Встречаются в бору также луговые и степные поляны, имеются и болота. Среди растений бора много редких, занесенных в Красную книгу.
Ребята, каждый город имеет свой герб, на нем изображено то, чем данный город отличается от других и чем он гордится. Вот герб нашего города. Что вы на нем видите? Как вы думаете, почему именно олень и куница изображены на гербе города Бузулука? Изображение оленя и куницы говорит о том, что этих животных было очень много на бузулукской земле.
1.Бузулукский бор поддерживают полноводность рек, предохраняют почву от разрушения, предупреждают обвалы в горах.
2.Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу
3.Бор защищает поля от суховеев и пыльных бурь, предохраняют дороги от песчаных и снежных заносов. Бузулукский бор украшает и очищает воздух. Поэтому к нему надо бережно относиться, его надо охранять.
4.Бузулукский бор дает древесину, необходимую для народного хозяйства,
5.В бору живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья.
Работники лесного хозяйства следят за здоровьем Бузулукского бора: ведут борьбу с насекомыми, опасными для леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют лес от пожаров.
- Чтобы сберечь растительный и природный мир Бузулука и Бузулукского бора, надо быть умным и добрым Человеком- Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.Серова.
Я шагаю по лужайке - Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый' гномик, на себе таскает домик.
Вот квартирка для жука - дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом - муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок - ромашка - в нем живут букашки.
Эта малая страна вся кругом заселена'
Если я, великан, захочу, как лихой ураган, налечу.
Все дома я могу разломать, всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу ... Только я не хочу! Я - добрый Великан.
- во время отдыха в лесу,
- при встрече с детенышами зверей,
- при сборе лесных ягод и плодов,
- при сборе грибов,
- при встрече птенца на земле,
- при разжигании костра в лесу и т. д.
Коллективный стенд "Мы сбережем тебя, Бузулукский бор",
- Возвращение на ковре - самолете:
На ковер пора садиться,
в детский садик возвратиться,
Там нас ждут игрушки, книжки
и малышки-шалунишки.
Встречи с бором не забудем,
бережливыми мы будем.
Занятие № 30 «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»
Цель: Систематизировать представление о лесе как об экосистеме. Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека / оздоровительном, эстетическом, хозяйственном/, объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу. Продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Предварительная работа: отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе; композиция "Дары леса", беседы "Лес и здоровье", "Кто заботиться о лесе?"; рассматривание альбомов
"Дикие звери", "Растения леса". Рисование на лесную тематику, рассматривание гербария, чтение рассказов: Верзилина" Деревья в лесу", "В лесу"; Клычкова "Белка"; Дмитриева "Иволга", "кукушка","Кто охраняет поляну", "Враги леса"; Скребицкого "Божья коровка"; Соколова-Микитова "Сосна" и т.д.
"Узнаю тебя, грибок, полезай-ка в кузовок!"
"В каком лесу растут данные деревья?"
Карточки: «Правила поведения в лесу во время пожара" + "Что нужно делать /профилактические меры/,чтобы избежать пожара в лесу?"
Раздаточный материал: картинки с изображением растений и животных леса.
Дополнительный материал: для небольших рассказов о деревьях, о птицах, о насекомых использовать из книги "Твоя первая энциклопедия" /жизнь леса/ с 76-82.
Ход занятия: - Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях, и в городах.
- Вспомним, чем же город отличается от деревни? / это разные дома, и дороги, и растительность/.
- В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревнях сажают специально вдоль улиц, на бульварах, в скверах.
- А как вы думаете, почему горожане стараются уехать на выходные дни и на лето? Вы наверняка не раз слышали от взрослых "Здесь совсем другой воздух!" О каком другом воздухе говорят люди?
- Давайте разберемся. Как вы думаете, дерево живое? Да, оно так же как и все живые существа, растет, питается, спит и дышит. Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух./покажите/ Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать, "Надо проветрить" - говорят взрослые. дело в том, что мы выдыхаем "плохой" воздух. Но людей и животных на земле очень много, выходит, и "плохого" воздуха должно становиться все больше и больше. Но этого почему-то не происходит, - Куда же девается "плохой" воздух? Оказывается, его вдыхают все растения. А выдыхают они "живой" воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он кислород.
-Как вы думаете, где кислорода больше: в городе, или в деревне? Почему?
- Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто необходимы. Они наши помощники и друзья!
- Для чего еще человеку нужен лес? / чтобы отдохнуть, насладиться, красотой деревьев и кустарников, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков.../
- Что еще дает человеку лес? / грибы, ягоды орехи, лекарственные травы, строительный материал/.
- Кто был из вас в лесу? Вам там понравилось?
- Названия каких деревьев вы знаете? На какие большие две группы можно разделить деревья? /хвойные и лиственные/.
- Вы знаете, что осенью с деревьев опадает листва. Почему это происходит? С каких деревьев листва не опадает?
- Какие еще растения можно встретить в лесу?
- Ребята, мы с вами пришли в смешанный лес, в нем встречаются и хвойные и лиственные деревья. Вспомните лес хвойный, в котором все сумрачно. Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями, в хвойном или в смешанном? Почему? Так как в смешанном лесу больше света, то и растительности там больше.
Ребята, мы всегда ходим в гости к деревьям, то есть в лес. А сегодня деревья сами "пришли" к нам в гости, и они хотят рассказать о себе:
1 Береза - светолюбивое дерево с густыми резными листьями на тонких ветвях. Цветут весной. Лекарственные продукты: почки, молодые листья, березовый сок.
2 Сосна - хвойное дерево. Замечательный материал для строительства домов и мебели, ее древесина идет на изготовление искусственного шелка, целлофана бумаги, приготавливают ранозаживляющие раны, мази. Воздух соснового бора помогает исцелять больных и ослабленных людей.
3 Дуб - плоды созревают осенью. Одно из самых долговечных деревьев.
Строят суда, т.к. не гниет. Желуди прекрасный корм для животных, кора молодого дуба применяется как вяжущее средство.
4 Рябина - семейство розовоцветных с круглой компактной кроной. Плоды терпкие, горько-сладкие. Растет в лесах, подлесках, на опушках и в приречных зарослях кустарников. Применяют для лечения авитаминоза.
Все эти растения – светолюбивые.
Но есть и теневыносливые: это (орешник, ягоды, мхи, папоротник) – загадки.
- Давайте поищем грибы в лесу, они любят сырые , тенистые места.
- ель, сосна, кедр, пихта - хвойные, - дубы - дубрава.
- сосны - сосновый бор.
- ели - ельник.
- хвойные и лиственные - смешанный.
- березы - березовая роща.
- Как вы думаете, какого, например, зайца легче поймать лисе - здорового или больного? Хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные и здоровые травоядные. А как назвать, например, медведя, которым ест и ягоды, и мед, и рыбу, и небольших животных, то есть все? / всеядный/»
Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных?
«Пожар в лесу» - самая большая беда в лесу. Что произойдет? Как вы думаете, что необходимо делать в лесу, чтобы не возникали пожары? Давайте вместе составим план спасения леса от пожара:
- нельзя разводить костер в лесу;
- надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев;
- можно создать в лесу небольшой искусственный водоем для того, чтобы использовать воду в случае возникновения пожара;
- необходимо выкапывать неглубокие рвы шириной 1,5-2 метра;
- нельзя, чтобы лес вплотную прилегал к жилым домам, так как в случае пожара огонь может перекинуться на дома. Для этого делают огородительные опушки.
- на въездах в лес необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу;
- нельзя на отдыхе после себя оставлять мусор.
Ребята, как вы можете объяснить следующие пословицы:
- невысок лесок, а защита от ветра,
- срубил дерево - посади два,
- зеленое царство - лучшее лекарство,
- лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
- дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
- смело заходи в тот дом - чудеса ты встретишь в нем.
Итак, как же существуют вместе растения и животные в лесу, как они помогают друг другу. Как влияют на них факторы неживой природы /вода, свет, тепло, почва/.
Закрепить знания детей о названии луговых растений /иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек, гвоздика/; подвести к выводу о том, что это светолюбивые растения.
Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необхо
01 10 2014
3 стр.
В полудреме, Медвежонок, можно вообразить всё, что хочешь, и всё, что вообразишь, будет как живое. И тогда-то
24 09 2014
1 стр.
Северное лето было в разгаре. Все живое торопилось за короткий срок успеть отогреться, распуститься, расцвести, созреть плодами или семенами. Чтобы упали они на плодородную почву и
10 10 2014
1 стр.
Примечание (может быть выдан как: во1-х, комбинированный урок, если объяснение сопровождается учителем с элементами беседы; во 2-х, как лекционное занятие; в 3-х, как семинарское з
10 10 2014
1 стр.
Охватывает все живое на нашей планете, все, что нас окружает: водорослей, птиц, лишайников, насекомых и многое другое. Есть много наук, с которыми биология находится в тесной взаим
29 09 2014
1 стр.
Ребята, сегодня у нас открытое занятие по литературе. Надеюсь, все готовы к уроку, и наша совместная работа будет очень плодотворной
08 10 2014
1 стр.
У. Сказки начинаются словами "В некотором царстве, в некотором го- сударстве " Мы знаем, что всё живое делится на царства
10 10 2014
1 стр.
Козловы горы на базе отдыха «Губернский двор»! Наши аниматоры помогут Вам ознакомиться с территорией и услугами, предоставляемыми домом отдыха. Самое время осмотреться и выбрать за
26 09 2014
1 стр.