Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 13страница 14

13. Комплексными единицами системы словообразования являются: словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательная категория, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо.

Простейшая из комплексных единиц - словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый - белить, регулировать - регулировщик, пионер - пионерка. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип. Термином словообразовательный тип называют не совокупность словообразовательных пар, а схему (формулу) построения производных слов. Например: учи(ть) - учи-тель - учи-тель-ниц(а); бел(ый) - бел-и(ть) - по-бели(ть) - побел-к(а) - побелоч-н(ый). Эти ряды производных выстроены так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей.

Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности. В цепях действует принцип иерархии, т.е. последовательного подчинения одних единиц другим. Минимальное кол-во звеньев в цепи 1. Максимальное (для р/я) – 6,7. Чаще (р/я) – 3,4. Деривационная единица, или дери­вационный шаг, в синхронной системе языка представляет собой процесс преобразования язы­ковой единицы, принимаемой за исходную (эле­ментарную), с помощью существующего в языке средства (оператора деривации); например, существительное лес является исходной единицей для образования слова лесник с помощью суффикса -ник и нулевой флексии. Новое слово (дериват) имеет новые словообразовательное и лексическое значения, не сводимые к сумме составляющих его компонентов.

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП). Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных словообразовательных типов, образующих цепочки производных от однокоренных основ, каждая из которых связана словообразовательными отношениями с одним и тем же производящим словом.


В словообразовательной парадигме представлена реализация сочетаемости производящей основы с деривационными формантами. Поскольку эта сочетаемость категориально обусловлена (от частеречной принадлежности производящей основы зависит то, с какими деривационными формантами она может соединяться), поскольку можно говорить о субстантивных, адъективных и глагольных словообразовательных парадигмах.

Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования -словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядоченная совокупность всех производных базового слова. СГ – упорядоченная отношениями производности совокупность производных слов. Вершина гнезда – немотивированное слово. Каждое слово в гнезде занимает закреплённое в системе языка и норме место. Отношения между словами в цепи носит упорядоченный характер, т.е. структура словообразовательного гнезда определяется отношениями 2х планов (синтагматического и парадигматического).



14. Словообраз. словарь в 2х томах. В словаре описана словообразовательная структура более 145000 слов. Словарь состоит из двух частей. Первая часть - словообразовательные гнезда, представляющие собой совокупность однокоренных слов. Исходные слова гнезд даются по алфавиту, и каждому гнезду в составе одной буквы присваивается порядковый номер. Вторая часть - алфавитный список всех размещенных в гнездах слов с указанием буквы и номера гнезда, по которому читатель может найти интересующее его слово в гнездовой части.
Словарь имеет Приложения: список непроизводных слов с указанием количества образованных от них производных; список одиночных слов; новые гнезда, возникшие на базе ряда одиночных слов.
Словарь рассчитан на специалистов-филологов, преподавателей русского языка в России и за рубежом, студентов гуманитарных вузов и техникумов. Может быть использован как справочное пособие по трудным вопросам орфографии. Представляет интерес для всех, кто интересуется русским словообразованием.

Морфемно-орфографический словарь.Совмещает параметры двух словарей - морфемного и орфографического. Слова в нем даются с членением на значимые части - морфемы (т.е. с делением слова по составу), что имеет особое значение для обучения правописанию.

В разделе `Русская морфемика` содержится теоретический материал по морфемике, теория и практика морфемного и словообразовательного анализа слов. Раздел полностью соответствует школьной и вузовской программе по русскому языку.

Словарь может выполнять функции справочника по морфемике и орфографии, стать источником материала для занятий по составу слова и словообразовательной структуре слова и т.д.

15.Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют "грамматическим учением о слове" (в отличие от синтаксиса - учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Слово - это именующая единица языка, сосредоточивающая в себе целый комплекс разнообразных значений и функций. В системе языка слово занимает центральное положение. Это определяется самой природой слова. Слово – звук или комплекс звуков, обладающий значением и употребляется в речи как самостоятельное целое. Лексема – знак, звуковая или графическая оболочка, форма слова.

Слово предназначено для того, чтобы именовать (называть, означивать - в отдельности и совокупностях - все существующее в мире и в сознании людей, служить знаком понятия и, через ступень понятия, - знаком предмета, явления, признака, состояния, действия, отношения. Этому назначению непосредственно отвечает лексическое значение слова, т.е. то его значение (содержательная сторона), которое соотносит его именно с данным понятием и делает его знаком этого понятия. Так, например, основное лексическое значение слова отец - это «мужчина по отношению к своим детям»; лексическое значение слова белый - «цвета снега»; слова рычать - «издавать глухие и угрожающие звуки». Лексическое значение в слове очень часто бывает сочленено с оценкой называемого - положительной, отрицательной, шутливой, иронической; сравним заключенные в самих словах разные оценки одного и того же в таких случаях, как ложь и вранье, просить и клянчить, юноша и юнец, средне и средненько (сделать что-нибудь) и подобных. Слово как единица языка существует не само по себе, не изолированно, а в составе целого множества в чем-то близких ему единиц, т.е. в составе класса - лексического, грамматического, слово образовательного. Будучи членом грамматического класса, слово сосредоточивает в себе соответствующие характеристики: ему принадлежат все свойства класса и те грамматические категории, которые составляют принадлежность этого класса в целом. Так, например, прилагательному белый принадлежат классное значение непроцессуального признака, а также грамматические категориальные значения рода, числа, падежа, степени сравнения. Являясь носителями общих грамматических значений, все слова того или иного грамматического класса оказываются тесно связанными друг с другом именно как члены данной грамматической общности. Эти связи действуют по многим линиям: по линии развития системы лексических значений слова, возможностей словопроизводства, правил функционирования в составе словосочетания и предложения.

Как член словообразовательного класса слово сосредоточивает в себе те характеристики, которые принадлежат всем словам, образованным по одному и тому же, общему для всех них образцу. Так, например, все одушевленные имена существительные на -ёнок (котёнок, лосёнок, совёнок и т.д.) объединены значением «невзрослое существо, детеныш»; образованные от качественных прилагательных глаголы на -еть типа бледнеть, синеть, седеть, толстеть, худеть объединены значением приобретения или усиления соответствующего признака («становиться бледным или бледнее», «становиться толстым или толще» и т.д.).

Вхождение в определенный лексический класс связывает слово с другими членами этого класса общим компонентом лексического значения и - через ступень лексической общности - во многих случаях также сходством синтаксического поведения и возможностями сочетаться с другими словами.

Слово является единицей, способной давать жизнь новым словам. Опираясь на определенные словообразовательные образцы, слово объединяет вокруг себя свои производные (им мотивированные) слова, организующиеся в словообразовательные цепочки и гнезда. Таким образом, слово само создает для себя ближайшую родственную среду, в которой протекает его существование. По своим внутренним свойствам слово является такой единицей, которая стремится к соединению с другими подобными единицами, т.е. к синтаксическим связям. В разных словах заключены разные возможности реализации таких связей. В большей степени такой потенциал заключен в знаменательных словах, в меньшей степени - в служебных (показательно, однако, что даже такие слова, как союзы, предлоги, частицы, междометия, стремятся к обрастанию, к образованию на их основе сочетаний разной степени устойчивости). Без слова нет языкового общения. Роль слова в формировании сообщения неоднозначна. Можно назвать несколько важнейших функций, которые принадлежат слову как единице, непосредственно участвующей в формировании сообщения.

Отдельная форма того или иного определенного слова называется его словоформой. Так, одна и та же морфологическая форма именительного падежа множественного числа существительных представлена в русском языке словоформами столы, óкна, стены и т. д., т.е. соответствующими словоформами всех слов данного класса.

Все формы изменяемого слова составляют его парадигму. Термин «парадигма» применяется как к системе всех словоформ определенного слова, так и к словоизменительному типу, характеризующему целый грамматический класс или разряд слов.

В составе парадигм различаются морфологические формы синтетические (простые) - прочитаю, читай, и аналитические (сложные). Аналитическая форма представляет собой сочетание знаменательного и специального служебного слова (формообразующей частицы, вспомогательного глагола быть), функционирующее как одно слово: буду читать (так называемое сложное будущее время), читал бы (сослагательное наклонение), давайте читать (форма совместного действия повелительного наклонения).


16. Грамматическое значение - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имен существительных, времени глагола и т.п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своем проявлении определенными лексическими группами слов.

Лексические значения выражаются знаменательными словами, формообразующими основами, корневыми морфемами.

Грамматические значения выражаются аффиксальными морфемами, служебными словами, значащими чередованиями и другими средствами.

Различие лексического и грамматического значений связано с различием хранения этих смысловых компонентов в языковой памяти: словарные единицы хранятся как готовые к употреблению, автоматически воспроизводимые двусторонние сущности. Грамматические формы в готовом виде в памяти отсутствуют. Они специально строятся в соответствии с некоторым коммуникативным заданием.

Каждое грамматическое значение получает в языке специальное средство выражения – грамматический показатель (формальный показатель). Грамматические показатели можно объединить в типы, которые условно можно назвать грамматическими способами, способами выражения грамматического значения.



17. Грамматический способ аффиксации состоит в использовании аффиксов для выражения грамматического значения: книг-и; чита-л-и. Аффиксы – это служебные морфемы.

По положению относительно корня выделяют следующие виды аффиксов: префиксы, постфиксы, инфиксы, интерфиксы, циркумфмксы.

Различают два способа присоединения аффиксов – фузионный и агглютинативный. Различаются флективные и агглютинативные аффиксы.

Агглютинативные аффиксы:


  • характеризуются автоматичностью и простотой фонемных изменений. Эти изменения не приводят к стиранию морфемных границ.

  • Аффиксы однозначны.

Флективные аффиксы:

  • Присоединение к корням сопровождается разнообразными взаимными изменениями. могут стираться морфемные границы. такое явление называется фузией.

  • Аффиксы имеют несколько значений одновременно. Типична синонимия. Напимер, голоса, волосы, колосья (аффиксы множественного числа).

Грамматический способ служебных слов заключается в использовании служебных слов для выражения грамматического значения: буду читать, прочитал бы.

Использование служебных слов для выражения грамматического значения приводит в возникновению аналитических словоформ, в которых лексическое и грамматическое значение выражаются раздельно, в отличие от синтетических словоформ, где лексическое и грамматическое значение выражаются в одной словоформе прочитал.

Аналитическая словоформа включается в соответствующую грамматическую парадигму форм знаменательного слова. Буду читать – компонент временной парадигмы глагола читать.

Грамматический способ – супплетивизм. Под супплетивизмом понимается выражение грамматического значения словом с другой основой: иду – шел, человек – люди.

В одну грамматическую пару объединяются разнокорневые слова. Лексическое значение у них одно и то же, а различие служит для выражения грамматического значения.

Грамматический способ редупликации (повтора) заключается в полном или частичном повторении частей слова для выражения грамматического значения: Такой способ словообразования как редупликация (удвоение корня или основы слова) в русском языке не встречается, однако, широко распространен в австронезийских языках. Так, например, в языке ниуэ от глагола ako (учить) путем редупликации образуется существительное akoako ( учитель).


Грамматический способ – чередование (внутренняя флексия) представляет собой использование изменения звукового состава корня для выражения грамматического значения: избегать – избежать; собирать –собрать.
Материальное средство выражения грамматического значения не всегда является сегментным, т.е. состоящим из цепочки (линейной последовательности) фонем. Оно может быть суперсегментным, т.е. может накладываться на сегментную цепочку. К числу суперсегментных грамматических способов относятся ударение и интонация: руки- руки; Ты пойдешь! ты пойдешь?

18. Части речи – классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств. Части речи – это классы (множества) слов, обладающих какими-то общими признаками.

Универсальной классификации слов по частям речи нет. Выделяют от 2 до 15 частей речи. В русском языке принято выделять 10 частей речи: существительное, местоимение, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частицы, междометия.



По Ф. И. Буслаеву в языке девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие. Последнее Ф. И. Буслаев выделяет в особый отдел. Остальные части речи делятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и глаголы) попадают в две группы: произведенные от служебных частей речи относятся к служебным частям речи, а произведенные от знаменательных – к знаменательным. Тем самым получается, что членение слов на знаменательные и служебные не совпадает с их делением по частям речи. В соответствии с теми ''представлениями'', которые выражаются словами, А. А. Шахматов делит их на три группы: знаменательные слова, выражающие обязательно основные представления с или без отношения к сопутствующим грамматическим категориям (существительное, глагол, прилагательное, наречие); незнаменательные слова, служащие для выражения той или иной самостоятельной грамматической категории (местоимение, числительное, местоименное наречие); служебные части речи, служащие для выражения той или иной несамостоятельной грамматической категории (предлог, союз, префикс, частица); особо стоит междометие как эквивалент слова.

Виноградов определяет такие части речи:

1. Знаменательные

2. Служебные

3. Слова, грамматически не связанные с предложением



Знаменательные

1. Существительное

2. Прилагательное.

3. Числительное. Количественные, порядковые, дробные, собирательные.

- 3а – неопределенно-количественные слова – всего 7 слов: много, мало, немного, немало, столько, сколько, несколько.

4. Местоимение

5. Собственно глагол – изменения по роду, числу и проч. Личные спрягаемые формы.

5а. Инфинитив – особая, неспрягаемая форма, которая имеет очень своеобразную и трудновоспринимаемую морфологическую форму. Инфинитив – это «полуимя», эта мысль звучит почти парадоксально. Главная функция имени – назывная, номинативная. Инфинитив же, в основном, выполняет номинативную функцию, он называет действие (имя действия: рисовать, уйти, растеряться). Ясен субъект действия, время и обстоятельства его совершения – не понятны. Это только называние типа действия.

6. Причастия. Общекатегориальное значение причастий – признак какого-то объекта по действию.

7. Деепричастия. ОКЗ – действие, добавочное к основному обозначаемому глаголом сказуемого.

8. Наречие – связано и с именем и с глаголом, т.к. наречие может характеризовать действие, состояние или процесс, обозначаемый глаголом и признак качества (наречия меры степени), остальные наречия кореллируют только с глаголом. Развивающаяся часть речи.

9. Слова категории состояния – частная категория грамматики на уровне морфологии (сами части речи – это общие категории). Безлично-предикативные слова, предикативные наречия.

Служебные части речи. Прямой вопрос не задается никакой служебной части речи, т.к. они лишены собственного четко выраженного лексического значения, оно выражено слабо и неполно.

10. Предлог – выражает семантическое отношение между словами.

11. Союз – служебная часть речи, связывающая компоненты как простых, так и сложных предложений.

12. Частицы – Две достаточно разные функции. Модальная – указывает на добавочный оттенок значения слова или выражения. Феномен модальности в языке – отношение содержания высказывания к реальной действительности + отношение автора к содержанию высказывания. Это отношение может быть оформлено в разных аспектах: с точки зрения реальности/нереальности; желательности/нежелательности и проч. В этих словах может быть выражена некоторая оценочность. Формально модальность выражается с помощью частиц и модальных слов. Если частица – член предложения (пусть и в составе, допустим, сказуемого: я почти ушел), то модальное слово не является членом предложения. Формообразующая функция – образование форм слов (если бы).

Слова, грамматически не связанные с предложением. Этот класс выделяется через синтаксический фактор.

13. Звукоподражательные слова.

14. Междометия

15. Модальные слова (безусловно, вряд ли).

16. Слова-предложения Типа «да»-«нет».

17.Виноградов от частиц отводит частицы-связки – это слова «это», «как». Такую частицу-связку Виноградов выделяет как самостоятельный класс.



Междометия. Специальные (служебные по своей функции) слова, выражающие эмоциональное состояние автора речи, реципиента речи или обоих участников коммуникативного процесса. Междометия имеют тенденцию к росту, усиления своих словообразовательных возможностей. (Ах, Ох, Ух, Ура, Ей Богу, Черт побери, Слава тебе, Господи и проч). Лексика русского мата по морфологической, лексической и словообразовательной функции несут в себе функции междометия. Бранная лексика очень быстро начинает распространять вокруг себя словообразовательные потоки, т.е. если бранное слово первообразно, то скорее всего по функции оно междометие. Не всегда междометие не является членом предложения (по полям неслось громкое ура – ура – подлежащее).

19. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

   Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные. Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква, виноград, сахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками.

По признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на собственные и нарицательные. Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса.

Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями (см. § 1125), прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: держиморда, донкихот, донжуан; Мы все глядим в Наполеоны (Пушк.); Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях (Есен.); Приезжают в столицу Смиренно и бойко Молодые Есенины В красных ковбойках (Смел.).

Среди имен собственных различаются: 1) имена собственные в узком смысле этого слова и 2) наименования.



   Собственные имена в узком смысле этого слова – это географические и астрономические названия и имена людей и животных. Это – лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присваиваемых или присвоенных одному предмету. Повторения здесь возможны как совпадения (например, совпадающие названия рек, деревень, поселков); они также высокочастотны в системе собственных имен лиц и животных. Среди имен лиц, как правило, нет слов, повторяющих нарицательные существительные. В случаях типа Идея, Эра, Гелий, Радий, Уран, Сталь (личные имена, дававшиеся в 20-e и 30-е годы XX в.) обобщенно-предметные значения в именах собственных ослабляются, а в старых именах такого типа – полностью утрачиваются, например: Вера, Надежда, Любовь. Семантическим своеобразием собственных имен определяется своеобразие их морфологических свойств: этим словам, служащим для индивидуализации предмета, не свойственно употребление в формах мн. ч. Формы мн. ч. здесь нормальны для обозначения разных лиц и предметов, имеющих одно и то же собственное имя: В одном классе несколько Светлан Для имен собственных наименований используются нарицательные существительные или сочетания слов. При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию. Таковы названия: газета "Известия", журнал "Здоровье", завод "Серп и молот", фабрика "Большевичка", духи "Сирень". Наименованиями могут служить также имена собственные: гостиница "Москва", пароход "Украина". Значения нарицательных существительных сохраняются в составе наименований художественных и научных произведений: "Мертвые души", "Обрыв", "Преступление и наказание", "Дама с собачкой", "Города и годы", "Капитал", "Диалектика природы".    В наименованиях исторических событий по времени, периоду также сохраняется лексическое значение имени нарицательного: Октябрь (Великая Октябрьская социалистическая революция, а также ее годовщина). Орфографической приметой всех имен собственных служит написание их с большой (прописной) буквы. Если имя собственное – наименование состоит из нескольких слов, то с большой буквы пишется только первое слово: "Капитанская дочка", "Отцы и дети", "Серп и молот" (название завода).

<предыдущая страница | следующая страница>


1. Словообразование

Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат derivatio – образование). Словообразование как особый раздел языко

2182.99kb.

03 09 2014
14 стр.


Словообразование Грамматическое строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой

Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные морфемы составляют основу слова

39.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Начальный курс санскрита словообразование

Формы Именительного падежа различных основ

175.04kb.

09 10 2014
1 стр.


Ы Примечания

Ребята, а зачем в конце концов нам необходимо изучать и морфемику, и словообразование?

92.05kb.

03 09 2014
1 стр.


Согласование и словообразование

Р. п и Т. п., существительных с числительным, по образованию притяжательных прилагательных, по различению слов мужского и женского рода

59.18kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы

37.97kb.

03 09 2014
1 стр.


Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования

Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся

78.18kb.

03 09 2014
1 стр.


Лекция №1 словообразование (деривация) План

Предмет и задачи словообразования как учения о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой

68.13kb.

05 09 2014
1 стр.