Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 ... страница 16страница 17

Метафизические пространственные образы

    1. Жизнь и смерть


Данную главу мы посвятим прочим пространственно-временным образам ранней лирики Цветаевой, не относящимся к теме детства.

Примечательно, что уже в самых ранних своих стихотворениях Цветаева, помимо темы детства, юности, первой любви, уделяет далеко не последнее место теме смерти, снов, потустороннего общения, затрагивая тем самым и связанные с ними пространственно-временные образы, т.е. метафизический тип хронотопа. В 1906 году, когда Цветаевой было 14 лет, она потеряла мать, что, безусловно, повлияло на начальный период ее творчества. Образ матери часто встречается в юношеских стихотворениях Цветаевой о детстве. Мотив смерти впервые появляется у Цветаевой еще в 1909 году в стихотворении «Памяти Нины Дживаха» (ПС, 10), и постепенно размышления о смерти становятся одной из главных тем ранней лирики поэта. Интересно наблюдение участницы девятой Международной цветаевской конференции в Москве (2001) К. Жогиной: «Интересно, что в известнейшем стихотворении 1913 года «Моим стихам, написанным так рано…», практически ставя знак равенства между юностью и смертью («Моим стихам о юности и смерти…» - I, 178), Цветаева тем самым определяет кардинальную тему своего раннего творчества и творчества в целом».25

В первых стихотворениях Цветаевой о смерти прослеживается традиционное понимание загробной жизни как лучшего мира, где умершие обретают покой и забвение всех земных забот: «В мире грусть. У Бога грусти нет!» (ПС, 13), «А теперь она уснула кротко / Там, в саду, где Бог и облака» (ПС, 19). Также смерть представляется лирической героине началом нового, иного бытия: ««Смерть окончанье – лишь рассказа, За гробом радость глубока» (ПС, 10). Обратимся снова к К. Жогиной и ее статье:

«В первых цветаевских стихотворениях смерть светла, нет внешне себя реализующего конфликта между миром жизни и миром смерти, который предстает ка закономерное завершение земного существования».26

Позже концепция смерти у Цветаевой резко меняется. В своей статье К. Жогина ссылается на Н. Струве и приводит его слова:

«..отроческое согласие [М. Цветаевой] на смерть свою и чужую сменяется вдруг, около 1912 года, полным ее неприятием. Смерть воспринимается отныне не как завершение жизни (христианство), не как «разрешение всех цепей» (стоики), но как исчезновение».27

Молодая Цветаева 1912-1913 гг. расценивает смерть не только как конец земного существования, но как конец существования вообще. Мотив бунта против смерти и категорическое ее неприятие звучит во многих стихотворениях этого периода (преимущественно после 1912 года): «Быть в грядущем лишь горсточкой пыли / Под могильным крестом? Не хочу!» (ПС, 64), «Слушайте! - Я не приемлю! Это – западня! / Не меня опустят в землю, не меня» (ПС, 66), «О возмущенье, что в могиле / Мы все равны!» (ПС, 70).

Яркий контраст между жизнью и смертью мы находим в знаменитом стихотворении 1913 года «Идешь, на меня похожий» (ПС, 65).

Стихотворение интересно уже своим жанрово-содержательным планом. Оно написано в форме обращения лирической героини уже после ее смерти к случайному адресату – прохожему, идущему мимо ее могилы. В хронотопическом контексте стихотворения композиция строится по принципу двухуровневой модели: во временном отношении это схема «прошлое-настоящее» (то есть действительность до и после смерти лирической героини), в пространственном отношении – схема «земля-могила».

Могила, из которой раздается голос лирической героини, является конечной точкой ее существования, ее «настоящим», за которым нет «будущего». Такие понятия, как «рай», «ад», «загробная жизнь» в стихотворении отсутствуют вовсе, смерть останавливает земное время, и таким образом единственно возможным для лирической героини движением во времени становится движение в пространстве памяти в единственно доступном ей направлении – назад, в прошлое. Она вспоминает то время, когда она еще жила, свое имя, возраст, внешность, черты характера, которые теперь не имеют никакого смысла: «Что звали меня Мариной / И сколько мне было лет». «Звали» вместо «зовут» говорит о том, что для умершего нет ни имени, ни возраста, что частично подтверждает и не содержащее имени и прочих подробностей обращение к адресату: просто «прохожий», который может быть кем угодно. Ключевой формулой стихотворения является строка «Я тоже была, прохожий!», в которой, в свою очередь, центральное место занимает вовсе не глагол прошедшего времени «была», а употребленное рядом с этим глаголом наречие «тоже». Как уже было сказано выше, на протяжении всего стихотворения сознание лирической героини из настоящего движется по временной оси назад, в воспоминания. Прохожий же, находясь в недоступном для героини пространстве, все же находится в настоящем: «Идешь, на меня, похожий». Однако, словосочетание «тоже была» задает времени новую направленность. Если бы вместо «тоже была» стояло только «была», прохожий бы так и оставался в исходной точке – настоящем, но словосочетание «тоже была» незаметно вводит в структуру стихотворения движение из настоящего в будущее относительно образа прохожего: фраза в форме воспоминания «тоже была», то есть «в прошлом я, как и ты, была», переведенная в режим настоящего времени, означает «теперь (в настоящем) меня нет, как и тебя когда-нибудь (в будущем) тоже не будет». Звучит мотив обреченности и неизбежности смерти каждого человека: «я была такой же, как ты, а ты будешь таким же, как я». Два образа как бы стремятся навстречу друг другу – лирическая героиня всем своим сознанием стремится обратно к жизни, между тем как для гуляющего по кладбищу прохожего еще существует земное время, которое постоянно и неминуемо приближает его к его собственной смерти.

То же самое происходит и в пространственной основе стихотворения. Голос лирической героини из-под земли движется в пространстве вверх, на землю, где находится прохожий, чей слух, в свою очередь, обращен к земле, то есть вниз. Добавим, что единственными конкретными пространственными образами являются здесь могила (пространство лирической героини) и кладбище, по которому гуляет прохожий (пространство героя). На протяжении всего стихотворения эти образы остаются неподвижными, не подвергаются расширению, сужению или какой бы то ни было трансформации.

В стихотворении «Быть нежной, бешеной и шумной» в восприятии лирической героини после смерти утрачивается даже возможность двигаться в пространстве памяти, что еще больше усиливает мотив безысходности: «Забыть свои слова и голос, / И блеск волос» (ПС, 70).



    1. <предыдущая страница | следующая страница>


3. Концепты времени и пространства в поэзии М

Образы пространства и времени в творчестве М. Цветаевой борисоглебского периода (1914 – 1922) 33

1472.76kb.

16 12 2014
17 стр.


Корпускулярно-волновой дуализм и специальная теория относительности

Эйлера. Мы можем узнать значение скорости, смещения и плотности потока в любой точке пространства в любой момент времени не следя за траекторией движения конкретной частицы попавше

84.79kb.

26 09 2014
1 стр.


Постмодернизм план лекции: Трудность определения понятия «постмодернизм»

Хронологический аспект; содержательный аспект, то есть определенная концепция пространства-времени реальности / пространства-времени текста; формальный аспект, то есть принципы орг

404.9kb.

30 09 2014
2 стр.


Павел амнуэль пуаро и машина времени

Оон. Мой друг Эркюль Пуаро ничего не смыслит в физике пространства-времени. Я, конечно, тоже. Но я-то заявил об этом сразу, едва представитель израильской полиции комиссар Вильнер

160.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Единство места времени и действий. Сборник статей

Яковлев Л. С. Топологизация жизненного пространства

3791.7kb.

12 10 2014
16 стр.


Шива Виджняна Бхайрава тантра

Как можем мы проникнуть в это полностью, вне пространства и времени, без имён и описаний?

179.24kb.

12 10 2014
1 стр.


Японское направление Научные руководители и темы курсовых работ 1-й курс Гамалей Максим Сергеевич

Восприятие пространства и времени в японской культуре

78.77kb.

11 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов
277.73kb.

06 10 2014
1 стр.