Перейти на главную страницу
На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование — один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный аз будущих объектов.
8. Конструкт — это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, — конструкт социальной системы.
9. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выкается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.
25
Неопределенность и многофакторность в «возможных мирах» социального проектирования
Даже самый точный прогноз возможных вариантов социального будущего не дает абсолютно точной и полной картины. И в принципе дать не может прежде всего по той причине, что невозможно однозначно сформулировать суммарный эффект взаимодействия разных векторов различных социальных сил и социальных процессов. Возникает так называемый эффект «черного ящик i», когда имеется комплекс причин с множеством непредсказуемых результатов и следствий. Даже самая точная методика проектирования не дает полного объяснения феномена «черного ящика»: причины тех или иных социальных процессов могут быть не тол! ко скрыты, но и не осмыслены субъектом социального проектирования или осмыслены таким образом, что не дает возможности закономерным образом вывести из них все возможные следствия. Применительно к феномену многофакторного действия и суммарному эффекту взаимодействия прогнозируемые следствия дают новый феномен «черного ящика», который вкупе с предыдущим формирует феномен так называемого «парникового эффекта» — умножения погрешностей за счет сложения степеней неопределенности. И поскольку сложение степеней неопределенности характеризует один уровень непредсказуемости следствий из данных причин, то умножение степеней неопределенности поднимает на порядок выше непрогнозируемость результата. Это означает, что «черный ящик» скрытых или неосмысленных должным образом причин начинает генерировать их в автоматическом режиме за счет умножения степеней неопределенности. Возникают многофакторные эффекты взаимодействия и противодействия социальных мотивов, их слияние и борьба, синтез, дифференциация, количественное накопление и возникновение качественно новых. Это то, что «повышает температуру парникового эффекта» в системе «черных ящиков» результатов социального проектирования.
Социометрия социального прогноза
Многофакторность социальных процессов делает важным принципом проектирования и прогнозирования то, что соци-
Часть 1. Социальное проектирование...
альный прогноз, основывающийся на социометрии (количественном усреднении показателей и формировании представлений о некоторых общих векторах направленности социальных процессов), есть в лучшем случае их поверхностное описание и измерение. Социальный процесс, если и поддается измерений^количество участников, количественные показатели ресурсов, статистика и т. п.) и описанию, то это вряд ли может претендовать на объяснение, прогнозирование и тем более управление этим процессом
Объяснить сущность социального процесса, в том числе и диагностировать его динамику, т. е. сделать вариативные предсказания о фазах его развития, это прежде всего провести аналитическую работу по исследованию всех его составляющих, по анализу того, что причиняет те или иные социальные действия или социальные метаморфозы и синтезировать по- лученные результаты в динамических моделях социальных процессов. Являясь вариативными, модели развития социальных процессов должны содержать в себе системы тестов-идентификаторов, по соответствии с которыми с той или иной степенью определенности можно судить о той или иной ветви развития социального процесса.
Вариативная дополнительность в социальных процессах
В социальных процессах, участниками которых являются оллективные субъекты, развитие осуществляется не путем реализации одной из альтернатив (либо А, либо В), а путем вариативной дополнительности. Образно говоря, социальный процесс развивается не по одной из двух или более ветвей, а по всем ветвям сразу. Но одна ветвь актуализируется как реальный процесс, остальные же остаются возможными путями его развития. Этот процесс напоминает растущее дерево социальных событий, которое растет не только всеми ветвями сразу, но, можно сказать, и своей корневой системой токе. Корневой системой дерева социальных событий являются предыдущие социальные события, историческая переменная социального процесса. И в зависимости от того, по какому пути развития пошел социальный процесс, меняются практическое и теоретическое осмысление и оценка предше-
27
ствующих социальных событий. Значит, эти исторически предшествующие события так же изменяются и растут вместе со всем деревом социальных событий. И не учитывать этого при проектировании какого-либо социального процесса нельзя, как, впрочем, невозможно и учесть полностью.
Каким образом можно спроектировать и объяснить то, что реализуются сразу все (в том числе и принципиально нереализуемые) возможности развития социального процесса? Наверное, так же, как и объяснить то, что уже реализованное (в том числе исторически) и, казалось бы, безвозвратно ушедшее, внезапно оказывается влияющим не только на настоящее но и на будущее. В этом плане, вероятно, права поговорка о том, что стреляющему в прошлое из пистолета, будущее отвечает пушечным залпом.
Размышления, приведенные выше, должны показать, что социальное проектирование не представляет собой только механический просчет, количественный анализ и статисти- ческие выкладки. Это нечто большее, и осмысление процесса должно иметь в виду противоречивость этого вида практической и познавательной деятельности. Многофакторность социального развития, повышение степеней неопределенности и турбулентности процессов социальной динамики говорят о том, что даже самые простые социальные процессы невозможно описать конечным числом понятий, формул или чисел. То, что процессы с большим количеством разнокачественных производных невозможно систематически описать конечным числом информационных единиц, не является утверждением о том, что к этому не нужно стремиться. Речь идет не о непознаваемости динамики социальных процессов, а о том, что их познание относительно, релятивно.
Информационное взаимодействие социальных субъектов и новый тип социальной реальности
Информационное взаимодействие социальных субъектов создает новый тип социальной реальности и требует новых методов и новых познавательных парадигм. В этой области оказываются применимыми фундаментальные научные результаты, например, принципы кибернетики Винера, теория
Часть 1. Социальное проектирование...
информации Шеннона и др. Социальное проектирование вступает здесь в новую область знания — в социальную когнито-логию, объединив прикладную социологию и фундаментальную социальную философию, что позволяет ввести как операциональное понятие — понятие информационного ресурса. Это понятие является одним из основных при релятивной оценке метаморфоз динамики социального процесса, его оптимизации, рационализации, гармонизации, праксеологизации и других параметров, что дает новое наполнение понятию социального управления, или социального менеджмента.
Методология возможных миров в социальном проектировании
В основе систематики конкретных методов социальной ког-нитологии и социального проектирования лежит фундаментальная социально-философская методология. И главное понятие, как бы это ни показалось странным, восходит к Иммануилу Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел понятие, которое еще не оценено должным образом социальными науками. Это понятие множества возможных миров. По Канту, возможный мир — это мир, который может быть или мог быть. По отношению к миру существующему, актуальному, он такая же реальность, но реальность не реализованная. Однако кто может доказать, что эта реальность не будет реализована, если сложатся соответствующие условия? Выше мы уже говорили о дереве социальных событий. Реализованная реальность — это актуальный мир, нереализованные реальности — возможные миры социального процесса. Как уже отмечалось выше, все ветви этого дерева растут одновременно. К примеру, реализуя реформирование нашего общества, мы, все вместе взятые, находимся на одной ветви, которая, актуализируясь, символизирует собою наши сегодняшние реалии. Но это не означает, что рядом не произрастают другие ветви (возможные миры) общественного развития. И где гарантия, что на каком-то этапе общество «не перескочит» на одну из возможных ветвей, которую, если проектировать только один мир социальных событий, мы не смогли даже осмыслить.
29
Социальный процесс как дерево социальных событий произрастает сразу всеми ветвями. Задача социального проектирования не только сделать просчет какой-то одной ветви, но сформулировать и обосновать модели всех альтернативных ветвей, выбрать точки-идентификаторы, по которым можно отслеживать, по какому пути движется данный процесс, дать характеристики диагностики данного процесса, выработать средства оценки получаемых результатов, осмыслить этап-ность точек сочленения, расхождения, ветвления. Показать, наконец, какими операциональными способами возможна своеобразная «акупунктура» социальной диагностики. Все это в принципе осуществимо, если множество социальных версий трактовать не как отдельные альтернативы динамики социального процесса, а как множество возможных социальных миров. Социальное проектирование этого уровня связано с выработкой специального концептуального аппарата — аппарата реконструкции операционального вмешательства, социального предпочтения, социального решения, социального выбора, моделирования социодрам и социальных сценариев, выработки социальных технологии проектирования.
1.2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Социальное проектирование — одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действительности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осуществления.
Социальное проектирование является теорией, но теорией особого рода: она включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, принципы и закономерности, модели и методы, но и методики практической реализации социальных проектов. Можно сказать, что это — практическая теория социальных изменений, или теоретическая практика социальных преобразований.
Часть 1. Социальное проектирование...
Основные предпосылки социального проектирования
Всякое социальное действие, а социальное проектирование есть модель социального действия и практическая реализация этого действия, должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым и социально значимым. Необходимо выделять следующие предпосылки социального проектирования:
1. Многофакторность, вариативность социальных процессов и, как следствие зтого, противоречивость, неупорядочен-
31
ность подходов к разработке конкретных социальных процессов.
Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как" важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений исходя из имеющихся интеллектуальных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Такая задача существенно изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях. Можно выделить еще одно отличие, которое заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь оп-
Часть 1. Социальное проектирование...
ределенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.
Социальное конструирование
Выделяя особую значимость, это го процесса, порою употребляется термин «социальное конструирование». Конструктивная деятельность — это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами.
Социальная инженерия
Социальное проектирование существенно отличается от используемого термина «социальная инженерия», которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта исходя из закономерностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.
Таким образом, социальное проектирование выступает как специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов, отношений и явлений, с целенаправленным формированием социальных институтов и направленным развитием социальных систем.
Методология социального проектирования
Перечисленные выше предпосылки социального проектирования во многом характеризуют методологическую ситуацию в этой области. Она характеризуется тем, что вызрела необходимость создания единой общей теории социального проектирования, которая основывается на конкретных методах социальных, гуманитарных и точных наук. Это и характеризует методологию социального проектирования как учение о сис-
33
теме конкретных методов, применяемых в изучении социальных процессов, в моделировании, конструировании, планировании, прогнозировании, т. е. в социальном проектировании.
Проектирование должно быть стихийным перебором вариантов и схем будущего целенаправленного социального преобразования. При всем многообразии форм и видов социального действия существуют специальные общие требования, которые необходимы для анализа предпосылок социального проекта, подготовки, разработки и реализации проекта. Эти требования прежде всего должны ориентировать на достижение общего конечного результата таким образом, чтобы в частных и конкретных позициях и тактических сценариях и оперативных планах не были упущены стратегические, главные, сущностные задачи.
Социальное проектирование должно учитывать и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. Это так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, что вызвало несоответствие в решении поставленных задач: то ли это обусловлено объективными обстоятельствами, то ли просчетами в ходе эксперимента.
Для методологии социального проектирования большое значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, социальные процессы и явления. Соответственно этому объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям.
В качестве одной из таких возможных классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию определенных функций общественного организма — в области экономики, социально-политической и духовной жизни общества. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.
Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для обслуживания не только отдель-
Часть 1. Социальное проектирование...
ных, частных, конкретных аспектов общественных отношений, а имеет своей основной целью комплексное представление о системе социальных взаимоотношений. Только при комплексном, системном, едином подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Это является основанием того, что социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом. Это можно рассматривать как общий методологический принцип социального проектирования.
Предмет и объект социального проектирования
Любая теория, в том числе и теория социального проектирования, является системой знаний и включает в себя характеристику объекта и предмета проектирования.
Объект социального проектирования может рассматриваться как сложное и противоречивое целое и характеризуется следующим образом:
во-первых, это простое социальное образование, рассматриваемое со стороны своих свойств и качеств, атрибутов и функций;
во-вторых, это сложное социальное образование или система относительно простых социальных объектов, их совокупность в виде множества элементов, которые могут рас-сматриваться как однородные или разнородные, координированные или субординированные, объединенные в органическую целостность или необъединенные в такую целостность, отве-чающие требованиям динамики или статики;
в-третьих, это сеть (система) сложных социальных образований..
Подобная характеристика объекта применительно к социальному проектированию ориентирует на выбор тех или иных методов: описательных, регистрирующих, квалифицирующих,
35
Объект социального проектирования может быть идеальным и реальным. Реальный объект, как правило, дан в его эмпирических характеристиках, в данных опыта и наблюдения, в свойствах и признаках. Реальный объект — объект социально-преобразовательного действия и познания. Однако его нельзя отождествлять с практическим объектом по той причине, что объект такого рода также является объектом познания — эмпирического познания. Выражением познания этого уровня являются описания объекта, регистрация его свойств и качеств, характеристика и квалификация этих
свойств и качеств.
Понятие идеального объекта не совпадает полностью с понятием реального объекта. Он отличается от эмпирической данности и является логической, математической, статистической или структурной моделью. Такая модель формируется как результат обобщения, генерализации, соответствующей выборки данных, отвлечения от случайных признаков реального объекта. Как модель, идеальный объект обладает определенной целостностью, системностью, замкнутостью. Идеальный объект — это понятийный объект, и он существует как объект познания внутри научной теории, в данном случае — в теории социального прогнозирования.
Предмет социального проектирования не тождествен его объекту. Это обусловлено тем, что он формируется посредством выявления закономерностей функционирования социального объекта, его специфических общих и экземплярных свойств. Если объект социального прогнозирования в его реальных качествах формируется в своих свойствах и отношениях в самих социальных процессах, то предмет социального проектирования формируется в системе научного знания об объекте. В соответствии с этим, по мере развития теоретического знания, в частности, по мере развития самой теории социального прогнозирования изменяется и развивается и сам предмет социального проектирования. Он наполняется эмпирическими данными реального объекта социального проектирования, структурируется в соответствии с представлением
К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с
12 10 2014
23 стр.
Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ (ббк: 65. 05)
25 12 2014
1 стр.
Здоровья пожелал крепкого, счастья, благополучия и удачного творчества. От неё я перед этим получил хорошее стихотворение о жизни солдатских вдов в военные и послевоенные годы, всп
08 10 2014
1 стр.
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско
10 10 2014
3 стр.
Федеральной концепцией модернизации российской образовательной системы в период 2001 – 2010гг и с учетом опыта инновационной деятельности моу сош №12 как общеобразовательного учреж
01 10 2014
5 стр.
17 12 2014
15 стр.
11 10 2014
21 стр.
25 09 2014
3 стр.