Перейти на главную страницу
36
Часть 1. Социальное проектирование...
Структура объекта социального проектирования и основные категории теории
Систематические параметры социального проектирования
Характеристика предмета социального проектирования связана с выделением ряда параметров, которые в своем единстве образуют следующую систему:
37
Часть 1. Социальное проектирование...
на уровень обобщения в числовых значениях. Если доминантой будут цели и методы логико-математического моделирования, то результатом будут виртуальные модели разной степени генерализации. Если в основе выбора стратегии лежат методы социально-философского анализа, то следствием послужат глобально-цивилизационные обобщения. И в первом, и во втором, и в третьем случаях потребуется верификация полученных результатов в той системе социальной практики, которая мотивировала выбор доминант социального проектирования. А это. в свою очередь, связано с предпочтением тех или иных методов социального проектирования.
1.3. СИСТЕМЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Развитие современной науки характеризуется многими чертами, но одной из самых существенных является формирование новых методов и средств научного познания. Это в такой же степени касается и теории социального проектирования. В ней, как и в других областях социального знания, активно формируются методы системного и структурного проектирования. Применение новых методов в теории и практике социального проектирования создает новую методологическую ситуацию в этой области социального познания.
Методологические вопросы системного проектирования. Объект и предмет научного исследования
39
кой-либо объект, мы рассматриваем его с одной или нескольких сторон. Эти выделенные стороны становятся «заместителем» или «представителем» всего многостороннего объекта; они фиксируются в знаковой форме знания. Поскольку это знание об объективно существующем, оно всегда объективируется нами и как таковое образует «предмет». В специально-научном анализе мы всегда рассматриваем его как адекватный объекту. При общей правильности этого положения нужно помнить, а в методологическом исследовании этот принцип является очень важным, что предмет знания не тождествен объекту: он является продуктом человеческой познавательной деятельности и как особое создание человечества подчинен особым закономерностям, не совпадающим с закономерностями самого объекта.
Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов. Это объясняется тем, что характер предмета знания зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи.
Этот предмет научного познания — такая же реальность, как и исходные объекты, но он имеет совершенно особое социальное существование и особую структуру, отличную от структуры объектов. Но точно так же и объекты — это еще не предмет. Предмет возникает и начинает существовать, когда процедура оценки и сопоставления выделяет в группе явлений количественные и качественные параметры и выражает это в системе знаний.
Понятие системы
Термин «система» определяется с помощью таких терминов, как «связь» (или «взаимосвязь»), «элемент», «целое»,
«единство».
В чисто словесных формулировках еще можно встретить согласие, но представители разных наук вкладывают в эти слова столь различный смысл, что на деле они трактуются зачастую по-разному. Так, можно говорить, что, с одной стороны, «связь» — это просто геометрические взаимоотношения частей, зависимость между частями или сторонами цело-
40
Часть 1. Социальное проектирование...
В подавляющем большинстве современных работ по про-блемам структур и систем или по методологии структурно-системного исследования эти принципиальные различения не проводятся. Система знания об объекте отождествляется в них обычно с системой предмета, а система предмета затем механически накладывается на систему объекта. В дальней-шем этой, фактически одной, системе даются разные трак-товки: то она выступает как система знания, то как система объекта, отраженного в этом знании. И даже непрерывно воз-никающие из-за этого антиномии не могут разрушить веру в единство и совпадение этих трех систем.
Между тем системы знания, предмета и объекта совершенно очевидно не совладают друг с другом и ни в коем случае не могут отождествляться. Научное знание по своей при-
41
роде всегда системно. Уже простейшие виды знания представляют собой системы: форма их состоит из элементов, связанных друг с другом, а вместе с тем и содержание выступает расчлененным и одновременно связанным в некоторое единство. И какие бы другие более сложные виды знаний мы ни брали — отдельные положения или целые теории, — они всегда будут системными. Разница заключается только в виде и сложности самих систем.
Важно заметить, что это — объективные связи, т. е. не связи между элементами знания об объекте — в этом случае мы опять вернулись бы к системности знания, — а связи между элементами самого объекта и в самом объекте, связи не как продукт мыслительной деятельности, а как то, что исследуется и должно быть определенным образом воспроизведено в знаковой форме знания.
Взаимоотношения между системой объекта и системой знаний о нем
Существуют познавательные ситуации, когда даже если знание системно, в его системе никак не отображается систе-
Часть 1. Социальное проектирование...
ма объекта. Это связано с тем, что система объекта есть одно, а система описания этого объекта есть нечто совсем другое, и между ними нет никакого изоморфизма или отношения изображения. Важно также подчеркнуть значительную произвольность подобной системы описания по отношению к системе объекта. Она определяется не столько объективными особенностями описываемой системы (хотя и это имеет место), сколько способом самого описания.
43
Иначе можно сказать так: функция р = f(a) изображает действие связи А — В, модифицированное наличием всех
Часть 1. Социальное проектирование...
других связей объекта; она изображает связь А <—> В такой, как она действует и проверяется в структуре всех других связей. Это означает, между прочим, что в функции р = f(a) уже учитывается в неявном виде наличие действия всех других связей объекта, но именно скрыто, невыделенно. Функция р = f(a) есть, таким образом, не изображение связи А <—> В, а изображение всего рассматриваемого объекта с определенной стороны.
Проведенное рассуждение мы можем, очевидно, повторить для зависимости С от А при фиксированном В, затем — для зависимости С от В при фиксированном А, потом — для зависимости А от В при фиксированном С, и т. д. Всего мы получим 6 функций:
Конструирование системно-структурных моделей
Конструирование как метод проектирования уже рассматривался в настоящем пособии. В данном разделе речь идет о системно-структурном конструировании. Методы структурного исследования развивающихся объектов являются более сложными, нежели методы исследования неразвивающихся объектов, потому что в этих объектах всегда одновременно существуют фактически две системы связей — функционирования и генезиса, причем эти системы, с одной стороны, существенно различные и должны быть различны, а с другой — не могут быть отделены друг от друга.
45
Если, предположим, мы ставим перед собой задачу исследовать и воспроизвести в знании связи функционирования органического объекта отдельно от связей генезиса, то очень часто это просто невозможно сделать: в каждый момент времени, в каждом «синхронном» срезе объекта генетические связи продолжают действовать, продолжают оказывать влияние на связи функционирования и даже, более того, определяют характер и строение последних. Поэтому связи функционирования, если пытаться брать их отдельно, либо вообще не могут быть выделены, либо, если их все же удается фиксировать, не могут быть объяснены; они кажутся неправдоподобными и неестественными. Необходимо осмыслить, что решение проблемы лежит в разработке «исторических теорий» подобных объектов. Понять это — значит принять метод, в соответствии с которым, чтобы исследовать и воспроизвести в знании структуру функционирования объекта, надо предварительно исследовать и воспроизвести в знании его генетическую структуру (может быть, не всю, но, во всяком случае, в тех ее частях, от которых зависит характер структуры функционирования). Чтобы проанализировать одну структуру — функциональную, надо предварительно проанализировать еще другую — генетическую. При этом происходит парадокс. Понимание структуры функционирования зависит от понимания структуры генезиса. Но и наоборот: степень понимания структуры генезиса зависит от того, насколько глубоко и детально мы проанализировали структуру уже «ставшего», развитого состояния рассматриваемого объекта. Преодоление этой антиномии заключается в разработке такого способа исследования, который сочетал бы в себе приемы как функционарного, так и генетического анализа, в котором бы исследование «ставшего» состояния объекта было средством для воспроизведения его генезиса, а знание законов генезиса служило бы средством для анализа и более глубокого понимания структуры функционирования в самом развитом состоянии. В этом — усложнение методологической задачи при переходе к исследованию органических объектов.
Часть 1. Социальное проектирование...
Тогда задача выявления структуры рассматриваемого органического объекта сведется к трем более частным задачам:
1.4. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Социальное проектирование, как известно, имеет тесную связь с технологией реализации проекта. Технологию соци-ального проектирования следует конструировать, основываясь на методологических положениях социального проектирования и на методологии социальных наук. В таком случае можно надеяться на преодоление некоторых недостатков социальных проектов, которые являются слишком распространенными в практике конструирования проектов. Так, например, как один из недостатков можно упомянуть низкий уровень пректности выполняемых социальных проектов, заключающийся в замене конструирования адекватного (и спе-
47
цифического) социального проекта креацией социальных манифестаций, программ, скорее имеющих политическую силу, чем уяснение возможных перспектив развития социальных процессов. Также одним из недостатко является неадекватность социальных проектов преобразуемой действительности, проявляющаяся в искажении (случайном или же намеренном) и неучтении исходных социальных требований, предъявляемых к проектируемому социальному объекту. Препятствием для конструирования качественных социальных проектов также служит неразработанность методологической базы социального проектирования, результирующаяся несовершенством практики проектирования.
Основная цель социального проектирования
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Социальный проект предназначается для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам
Научно разработанным социальным проектам должны быть присущи следующее качества:
Часть 1. Социальное проектирование...
Предполагается, что социальный проект возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать некоторым условиям его разработки: т. е. он должен быть создан на научной основе, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, быть предназначен для реализации. Можно также отметить, как необходимые характеристики социального проекта, непротиворечивость его нравственным и общепринятым социальным нормам, однако приписывание этих характеристик в качестве обязательных вносит четкий идеологический элемент в концептуальное определение социального проекта.
Социальный проект, очевидно, имеет структуру знаковых сообщений, поэтому он должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой и достаточной. Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы их уменьшение было недопустимым.
Наиболее сложными являются проекты будущих состояний социальных систем, процессов, отношений, в первую очередь по причине трудностей выражения социальных процессов в количественных показателях. Поэтому распространенной является практика качественно-содержательных оценок тех или иных параметров социальных процессов, что способствует необоснованной вариативности моделей социального развития. В целях конструирования адекватных социальных проектов неизбежным является технологизация социального проектирования.
Средства социального проектирования
К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, со-
49
здаются знаковые сообщения, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.
Проектные технологические стратегии
Технологические стратегии, применяемые в процессе социального проектирования, варьируются в зависимости от конкретной проектной ситуации. Так, например, в случаях некоторой неопределенности проблемного поля проектного воздействия возможен выбор стратегии случайного поиска, характеризующейся отсутствием какого-либо однозначного и четко определенного плана разработки проектных решений.
Линейная стратегия
Линейная стратегия применяется, как правило, в качестве взаимосвязанных последовательных действий, в которых каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов последующих действий.
Разветвленные стратегии
Разветвленные стратегии социального проектирования позволяют осуществлять многовариантную и альтернативную деятельность, включающую в себя поэтапное сопоставление вариантов, которые могут развиваться независимо друг от друга, проектов, что помимо других преимуществ, позволяет подвергать взаимодополнению проектные модели нескольких проектировщиков.
Циклические стратегии
Применение циклической стратегии социального проектирования позволяет возвращаться непосредственно в процессе проектной деятельности к одному из предыдущих этапов конструирования.
Часть 1. Социальное проектирование...
Адаптивные стратегии
Адаптивные стратегии предусматривают лишь начальное проектное действие, тогда как выбор последующих зависит от результатов предшествующих действий.
Стратегии приращения
Стратегии приращения являются одним из вариантов адаптивного поиска в условиях традиционного проектирования. Обобщенные же стратегии, применяемые в целях создания социальных проектов, обладают некоторыми универсальными свойствами, удовлетворяющими требования совершенно различных социальных проектов.
Проектные стратегии находятся в зависимости от целей проектной деятельности, достигаемых на различных ее этапах, причем эти цели могут быть названы этапными целями, которые соответственно определяют название этапов проектирования.
Выбор проектной стратегии
Выбор проектной стратегии должен сопровождаться выбором методов и средств проектной деятельности, а также составлением организационной программы. Наиболее применяемыми методами социального проектирования являются следующие: социальных нормативов, социального баланса, социальной оптимизации, социальной регрессий, социальных последствий, социальной типологии и классификации, социального картографирования.
Организационная программа
Организационная программа обеспечивает целенаправленную и согласованную деятельность социальных проектировщиков на всех стратегических этапах проектирования. С ее помощью создается и поддерживается на протяжении всего процесса проектирования организация проектной активности как динамичной структурной целостности. Организационная программа имеет следующую типизированную структуру:
1) формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика;
51
Часть 1. Социальное проектирование...
В практике социального проектирования часто возможно использование имитационной модели, основывающейся на слиянии гипотетических представлений об объекте социального проектирования и особенностях реализации данного социального проекта в действительности. Имитационная модель способствует воспроизведению социального объекта на материале специально организованной социальной деятельности, в свою очередь, воспроизводящей проектно преобразуемую социальную действительность. Таким образом, имитационная модель имеет ценность социального эксперимента, позволяющего опробовать новые качества проектируемого объекта.
Общенаучные принципы социального проектирования
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:
4)результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;
5)надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;
Возможно упоминание некоторых, наиболее часто применяемых методов социального проектирования, краткое содержательное описание которых дано ниже:
1) проблемно-структурный метод: основывается на принципах проблематизации, структуризации и дивергенции, т. е. на расширении границ возможной проблемной ситуации;
5) структурно-технологический метод: использует принципы технологизации, организации и структуризации данных, необходимых для конкретного социального проекта;
53
ности и организованности объекта;
Методологическая разработка методик начинается с определения содержания проектных задач, которые находятся в зависимости от заданных этапных целей социального проектирования. Определенная структура методик социального проектирования, зарождаясь на проектно-методологическом уровне, нуждается в практическом апробировании, в разработке конкретных социальных проектов. Разработка методик социального проектирования позволяет систематизировать непосредственно процесс проектирования, стратегию проектирования, уменьшить цикличность в стратегии и сделать процесс проектирования более управляемым. А также повысить эффективность самоконтроля проектировщиками своей проектной деятельности и совершенствовать профессиональные знания. Помимо того, доскональная работа с методиками социального проектирования помогает идентифицировать и формализовать процедуры решения проектных задач, ускорить процесс социального проектирования и повысить качество проектных результатов.
Часть 1. Социальное проектирование...
1.5. ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Инструментальная часть социального проектирования
Существование множества определений понятия социального проектирования не уничтожает необходимость определить это понятие более однозначным образом с целью использования этого определения в данном контексте. Обобщая различные определения проектирования, можно сказать, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности. Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.
Средства, методы и формы инструментария социального проектирования
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач, наиболее актуальных в контексте данного социального проекта. В практике социального проектирования наиболее используемы следующие методы: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.
Средства.
Средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
55
Форма.
Практические мероприятия
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (аукционы, платные услуги и т. д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс-конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
В рамках конкретного проекта содержание мероприятии определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
Классификация социальных проектов
Особые характеристики социального проекта, позволяющие относить его к тому или иному типу, а также постановка и характер проектных целей находятся в некоторой зависимости от так называемой ценностной позиции проектировщика, что имеет важные последствия и с точки зрения успеш-
Часть 1. Социальное проектирование...
ности реализации проекта, и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.
В зависимости от позиции проектировщика можно выделить два типа проектных стратегий, которые, в свою очередь, позволяют относить социальные проекты к тем или иным типам (видам).
Первый тип проектной стратегии ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В таком случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизаци-онных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или проти-, востоит модернизации, или же поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.
Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, «определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуа-ции обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Вы-
57
ход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.
Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса знаний и соответствующей подготовки: культурологи-
Часть 1. Социальное проектирование...
ческой, социологической, социально-психологической, педагогической и др.
Далее будут изложены краткие характеристики различных типов социальных проектов.
Социальные проекты (и программы) историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности, творческое освоение исторического и культурного опыта. Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы.
Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспе-чения нормальной жизнедеятельности организма.
Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.
Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптирован-ность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.
В качестве ресурсов развития художественной культуры процессе проектирования необходимо учитывать имеющий-
59
ся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности.
В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее направление культурной политики), рассматриваемы наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного творчества и т. д.
Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом и, соответственно, решать различные задачи, например, такие как:
Часть 1. Социальное проектирование...
в социально-политических вопросах, вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества (например, путем инициирования и последующей нормативно-правовой, организационной и материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов и движений, ориентированных на решение местных социальных проблем, на организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и экономическим преобразованиям), формирование политического и гражданского самосознания. Полиидеологизация сознания, утверждение в общественной жизни множества равноправных и равнозначных идеологических концепций поможет избавить культуру от моноидеологии, от тоталитарных притязании какой-либо социальной силы (партии, движения, лидера) на единственную и обязательную для всех точку зрения, создаст необходимую базу для формирования мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие ценности добра и справедливости.
В рамках информационно-просветительных проектов можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни. Практика подобного проектирования вовлекает развитие позитивных социально-политических инициатив граждан в разработку и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-полити-ческой деятельности.
Классификация социальных проектов может осуществляться, что очевидно, и на основе иных критериев отнесения социальных проектов к тому или иному типу. Например, возможно говорить о так называемых целевых проектах, которые определяются следующим образом: целевой проект — это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т. е. продуманная последовательность мероприятий, действий и ак-ций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания усло-
61
вий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека. Целевой проект представляет собой относительно самостоятельную, законченную, логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить реальные проблемы социальной группы, создать условия для социокультурной самодеятельности населения. Следовательно, и на уровне формирования целевых проектов проблемно-целевая ориентация сохраняется как доминирующий принцип проектирования.
Понятие оргпроекта
Можно выделить такой тип целевых проектов, отличающийся особенностями логики, технологии и алгоритмами проектирования, как оргпроект.
В свою очередь, существуют некоторые варианты оргпро-ектов:
1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации. Цели и задачи оргпроекта определяются преимущественно содержанием социально-культурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды. На втором месте по значимости — социальные проблемы (особенно в обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне, ориентированы на
К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с
12 10 2014
23 стр.
Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ (ббк: 65. 05)
25 12 2014
1 стр.
Здоровья пожелал крепкого, счастья, благополучия и удачного творчества. От неё я перед этим получил хорошее стихотворение о жизни солдатских вдов в военные и послевоенные годы, всп
08 10 2014
1 стр.
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско
10 10 2014
3 стр.
Федеральной концепцией модернизации российской образовательной системы в период 2001 – 2010гг и с учетом опыта инновационной деятельности моу сош №12 как общеобразовательного учреж
01 10 2014
5 стр.
17 12 2014
15 стр.
11 10 2014
21 стр.
25 09 2014
3 стр.