Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 22страница 23
Часть 1. Социальное проектирование...

социальные группы, не входящие в социальную базу общественной организации). Ориентация на решение социальных проблем — это способ повышения общественной значимости деятельности объединения.



  1. Специфика области проектирования. Оргпроект, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т. е. цели, задачи и содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере художественной культуры, или в сфере политической культуры и т. д.).

  2. Особенности социальной базы. Аудитория оргпроекта чаще всего — смешанная. Поэтому в процессе разработки проекта создания того или иного общественного объединения охарактеризовать личностные проблемы довольно трудно —они разные у представителей различных социальных групп. Гораздо эффективнее давать характеристику типичных потребностей человека, удовлетворение которых он связывает с деятельностью общественного объединения.

  3. Особенности форм реализации оргпроекта (т. е. организации участников, исполнителей и аудитории проекта) — это всегда тот или иной вид негосударственной общественной организации.

Главная особенность оргпроекта заключается в том, что фактором, определяющим его содержание и форму реализации, является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и даже на этапе рождения основной идеи, замысла проекта) может быть еще не выявлена. Более того, проект, идея которого актуализирована конкретной проблемой в рамках того или иного приоритета, может быть адресован любой социальной группе, но при этом его содержание остается строго в рамках проблемной области.

Социальные проекты могут быть специфицированы по признаку преобладающей направленности. Направления проектной деятельности, в целях однозначного понимания, в данном контексте определены, как конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной области.




62

63


Социальное проектирование

По преобладающей направленности проекты могут быть:



  • информационно-просветительными;

  • обучающими (или познавательными);

  • поисково-исследовательскими (преимущественно в сфере исторической культуры);

  • художественно-творческими (производство, сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел, фольклора и т. д.);

  • социально-творческими;

  • профессионально-ориентационными;

  • ценностно-ориентационными (например, дискуссионный клуб по проблемам политики, истории, художественной жизни);




  • реабилитационными (проекты психологической, социально-психологической, социальной, трудовой, творческой, душевной реабилитации);

  • культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана памятников);

  • природоохранными;

  • физкультурно-оздоровительными.

Проектная документация. Социальный паспорт

Управляемость процессом проектирования осуществляется не только средствами организационных ресурсов, но и с помощью доскональной технологизации процесса разработки социальных проектов. В этих целях используются различная проектная документация. Одним из основных элементов последней можно полагать социальный паспорт.

Составление социального паспорта осуществляется на основе результатов реализации процесса паспортизации объекта. Паспортизация объекта — это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Социальный паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов.

Часть 1. Социальное проектирование...

Обычно выделяют такие этапы создания паспорта социальной структуры (общая схема):



  1. Определение характеристик и параметров, влияющих
    на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация.

  2. Разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы).

3. Заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование.


64


Часть 2. Социальные инновации...

Часть 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Социальное проектирование — это всегда проектирование чего-то качественно нового, которое называется социальным нововведением или социальной инновацией. В данной части учебного пособия рассматриваются вопросы природы социальных инноваций, иерархии социальных нововведении, проектирования инновационного поведения и инновационных ситуаций.

2.1 . ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

Термины «нововведение» и «инновация» являются так называемыми новообразованиями в современном языке, хотя и используются достаточно давно. Так, еще в 1911 г. И. Штум-петер в своей книге «Теория экономического развития» выделял следующие аспекты этих терминов:

а) новое, т. е. еще не известное в сфере потребления благо, либо новое качество известного блага;

б) новый, более эффективный метод производства известной продукции, не связанный с научным открытием (что представляет собой особое явление, выходящее за рамки нововведения);

в) открытие новых возможностей сбыта известной продукции;

г) открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов, реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.

Современный американский социолог П. Дракер в одной из своих работ, специально посвященной нововведениям, которая называется «Инновации и предпринимательство», изданной в 1985 г., выделил следующие позиции инноваций:




  • внезапное резкое изменение ситуации;

  • выявившееся противоречие между реальностью и изменившимися ожиданиями людей, изменившимися ценностями и ожиданиями потребителей;

  • изменения какого-то процесса производства или потребления;

  • изменения в структуре народонаселения;

  • изменения в общественном сознании;

  • новые знания, открытия, технологии, дающие импульс нововведениям.

Параметры социальных нововведений

В современной социально-философской и социологической литературе выделяются следующие параметры социальных инноваций:



  • имеющие своей основой использование фундаментальных научных знаний;

  • основанные на прикладных научных исследованиях;

  • базирующиеся на практических знаниях;

  • основывающиеся на различных комбинациях различных аспектов знания;

  • связанные с использованием чего-либо принципиально нового или с использованием чего-либо в ранее недоступных областях;

•— получаемые как рабочий результат какой-то целенаправленной деятельности;

— основанные на переносе какого-то продукта в иную область применения.

Систематизация нововведений

Принято систематизиовать нововведения по следующим основаниям:

а) продуктные (новая продукция, например, новая технология или новые товары);

б) технологические (новые технологии производства товаров, услуг, знаний);

в) социальные (создание качественно новых экономических, социальных, политических и иных образований, струк-


66
67

Социальное проектирование

тур, механизмов общественного производства, общества в целом либо их подсистем);

г) комплексные, сочетающие первые три типа.

Различные дефиниции нововведений

Существует множество определений нововведения. Наиболее конструктивным представляется определение И. В. Бестужева-Лады, которое дает возможность ввести понятие нововведения в контекст соотношения форм конкретизации предвидения и управления. С этой точки зрения, «нововведение можно операционально определить, как такую разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления технического, экономического, политического, социального или иного». Предлагаемое определение конструктивно тем, что четко вводит нововведение в рядоположения форм конкретизации управления, с отнесениями его к особому подклассу текущих управленческих решений.

2.2 . СИСТЕМАТИКА СОЦИАЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ

Среди множества нововведений можно выделить следующие:

а) нововведения, выделяемые по механизму осуществления;

б) нововведения, связанные с особенностями инновационного процесса.

По типу новшества нововведения следует разбить на две основные группы: материально-технические и социальные. К материально-техническим нововведениям относятся:



  • нововведения в технике (оборудование, приборы);

  • нововведения в технологии (производственные процессы);

— нововведения в промышленных материалах (сырье и конечный конечный продукт);

Социальные нововведения можно подразделить следующим образом:

1. Социально-управленческие, т. е. целенаправленные изменения в социальной сфере.

Часть 2. Социальные инновации...



  1. Социально-экономические (инновационная деятельность в системе общественно-экономических формаций).

  2. Экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда).

  3. Организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т. д.).

  4. Правовые (затрагивающие изменения правовых взаимоотношений в обществе).

6. Педагогические (методы обучения, воспитания). Социальные нововведения отличаются от других нововведений следующими чертами:

A. Они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой. Это нельзя упускать из виду, потому что одни и те же новшества могут по-разному проявлять себя в различных регионах страны.

Б. Социальные нововведения имеют широкую сферу применения, ибо внедрение технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими, экономическими и другими изменениями, но сами по себе эти нововведения далеко не всегда требуют нового технического оснащения.

B. Социальные нововведения характеризуются более сильной зависимостью в использовании новшеств от групповых и Личных качеств пользователей. Поскольку суть таких новшеств состоит во введении или ожидании новых образцов служебного поведения работников, то известные колебания, разнообразие этого поведения сказываются и на воплощении новшества.

Г. Внедрение социальных нововведений бывает зачастую •Не столь очевидным и явственным в отношении их преимуществ, как в случае с техническими нововведениями. Также сложнее и противоречивее проявляется их эффективность. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о новом ,образе поведения или форме отношений. Именно здесь находится одна из застарелых причин социальных нововведений —угроза перерождения их в старые формы, возвращения к прежней сути.


68

69


Социальное проектирование

Часть 2. Социальные инновации...




Д. Чаще всего в социальных нововведениях отсутствует стадия формирования или, как это имеет место в технических нововведениях, «изготовления», которая обычно тяжело происходит у нововведений технических. Процедура «изготовления» здесь смыкается с проектированием. Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускорять процесс создания новшества.

По своему инновационному потенциалу нововведения можно подразделить следующим образом:



  • радикальные, или базовые (принципиально новые технологии, методы управления вида продукции);

  • комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);

  • модифицирующие (улучшение, дополнение их сходных конструкций, принципов форм).

По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие нововведения: «замещающие», которые предлагают полное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции (например, автоматизация); «отменяющие», или минусовые, которые исключают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия и не заменяют их новыми (например, отмена какой-либо формы отчетности); «возвратные», когда после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям и приходится возвращаться к его предшественнику; «открывающие», т. е. создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников (в основном к ним относятся фундаментальные изобретения).

Необходимо также выделять завершенные и незавершенные нововведения. Незавершенные нововведения не всегда представляют собой выражение социального негатива. На экспериментальной или вообще начальной стадии создания или освоения новшества неизбежны случаи признания какого-то нововведения нецелесообразным и весьма ошибочным, и по причине изменившихся условий инновационная патология возникает при устаревании нововведения, неудаче его осуществления.

Также можно выделять успешные и неуспешные нововведения. Такое деление в основном совпадает с предыдущим, при котором успех означает своевременность и полноту завершения нововведения. Иное дело — результативность. Здесь имеется в виду степень эффективности нововведений по сравнению с затратами на его создание и реализацию. Эффект не всегда бывает только экономическим, но и социальным. Кроме того, нововведения обычно дают отсроченный эффект, измеряемый не по факту их завершения. Таким образом, затратный механизм определения эффективности нововведений не всегда применим. Следует обратить внимание и на то, что завершенные, и в этом смысле успешные, нововведения не обязательно эффективны. Тем более не могут быть эффективными и незавершенные нововведения. К тому же в инновационной деятельности понятие «эффективность» прямо связана с тиражированием нововведений.

Таким образом, типологии нововведений дают возможность более точной идентификации каждого нововведения. Этим способом задаются определенные рамки его описания, в том числе и по признакам, которым нередко пренебрегают. Достигаемая при этом системность характеристики нововведения позволяет сравнить его возможности и ограничения, оценить его место среди других. Очень важно оценивать соотношения разных типов нововведений в других сферах общественной жизни, выявлять динамику и тенденцию изменения таких соотношении в разные периоды развития, получать своего рода диагностику этих периодов с инновационных позиций.

Отсюда же вытекают и критерии инновационной логики и политики, а также социального прогресса. Современные исследователи сходятся на том, что нововведения, по сути своей, не что иное, как процесс, в ходе которого идея, открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т. п. превращаются в новшества, т. е. в продукцию, имеющую какие-то качественные отличия от простой репродукции имеющихся существующих образцов, стереотипов, продуктов. Процесс по самому характеру своему стихийный, спонтанный (самопроизвольный), как бы фонтанирующий, поскольку основан на неистребимом желании потребности человека в достиже-


70

71


Социальное проектирование

Часть 2. Социальные инновации...




пиях, а также на способности творчества. Создания качес­твенно нового нововведения невозможно вызвать искусствен­но там, где нет ни «почвы», ни «напора» инновационных идей. Но ими можно управлять, притормаживая нововведения, не­нужные обществу или опасные для него, либо, напротив, «сти­мулируя», «развязывая», поощряя фонтанирование нововве­дений. К последнему должна сводится суть инновационной политики государства.

Инновационная политика составляет подсистему в каж­дой из перечисленных отраслей политики и им подобных. Ее роль — интенсификация (иногда, напротив, торможение) про­цесса, «идея новшества», повышение (или, напротив, пониже­ние) процесса эффективности того или иного нововведения. Логически первая область всякой инновационной политики, сфера управления инновационной деятельности — создание инновационного коллектива. В этой сфере различают две плос­кости, которые условно можно назвать объективно-активной и субъективно-активной. Первая предполагает условия, при которых обновляются факторы, тормозящие процесс реали­зации нововведении, и усиливаются формирующие его. Так, например, средствами управления можно убрать многие бю­рократические препоны, мешающие нововведению. Вторая предлагает формирование социально активных элементов об­щества, которые своей инициативностью вносят в социаль­ную деятельность конструктивную новизну.

Структура нововведений

Структура нововведения может быть представлена следу­ющим образом:



  • осмысление социальной потребности нововведения;

  • выявление методом и средств нововведения;




  • дизайн нововведения — проект или образ конечного
    продукта в виде конкретизации идей;

  • выявление вариантов достижения образа нового;

  • выбор оптимального варианта;

  • воплощение оптимального варианта;

  • генерирование следующей стадии нововведения.

2.3. ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ.

Сложности внедрения социальных инноваций обусловле­ны многими причинами. Прежде всего это традиционализм человеческого мышления, которое рефлекторно противится новому. К тому же любое нововведение на какое-то время разбалансирует сложившуюся систему, нарушает ее функци­ональность. Нововведения нарушают, равновесие в системе, меняясь в чем-то одном, она должна сохраниться в других, обычно основных своих качествах.

Эффект футурофобии

Существует и такая сторона неприятия нововведений, как исторический опыт человечества, который свидетельствует о том, что на множество благих идей нововведений обычно лишь одна оказывается действительно конструктивной, и если уподобить человеческое представление своего рода «концеп­циям идей», то рутинные мысли окажутся схожими с нормальными особями подобной популяции, а новаторские — с мутантами. «Футурофобия», как страх перед будущим и страх перед неведомым новым, в известном смысле, игра­ет положительную роль для отработки идей, способных при­вести к поражению нововведений, опасных, гибельных для общества. «Эффект футурофобии» — необходимый искус­ственный механизм, «испытание на прочность», на конструк­тивность каждого нововведения. «Футурофобия», если пус­тить дело на самотек, предоставит событиям развиваться стихийно, может подавить любое нововведение, причем не исключено, что подавлено будет конструктивное, позитив­ное. Таким образом, и в данном случае необходимы искусст­венные механизмы, не позволяющие рутинному мышлению пересечь конструктивное нововведение в зародыше. Для этого нужно, во-первых, отделить конструктивные нововведения от потенциально разрушительных для общества. Во-вторых, нужно научить уберегать нарождающееся конструктивное от обычно господствующего рутинного. В обоих случаях «взве­шивание» позитивных и негативных последствий также спо­собно сыграть благотворную роль.




72

73


Социальное проектирование

Часть 2. Социальные инновации...




Несходство специфических «местных» условий (организационных, социокультурных, экономических и т. д.) в отдельных средах приводит к тому, что, несмотря на общность, единообразие предмета нововведения, каждое его внедрение имеет признаки уникальности. Необходимо признать истину, что так называемое сопротивление нововведениям, их видоизменение в разных средах не есть лишь плод консерватизма, некомпетентности конкретных работников. Это объективные и повсеместные трудности перехода к новому, преодоление существующего, положенного. Последнее имеет самостоятельную ценность в любой организационной, культурной системе, ибо обеспечивает ее сохранение. Оно же поддерживается тем, что среда стремится приспособить новшества к своим особенностям, снижая потенциал идущих за ними изменений. Все это задает известную инерционность функционированиям. Для управления же инновационными процессами важно то, что система только тогда будет открыта новшествам, когда их освоение станет условием ее сохранения. Именно создание таких условий должно стать задачей управления, с тем чтобы инновационный импульс был внутри самой системы.

Для преодоления вышеуказанных противоречий обществом выработано два социальных механизма — инновационный и антиинновационный. Каждый механизм распадается еще на два: «обыденный», неинституционализированный, и институционализированный, связанный с социальными институтами общества. У неинституционализированного механизма имеется основополагающая часть, определяющая все остальное, которая называется бюрократическим мышлением, существующая в тесной взаимосвязи с обыденным сознанием членов общества.

Если в обыденном сознании футурофобия возникает как бы инстинктивно, как один из инструментов сохранения спасительных ритуалов вообще традиций, нравов, обычаев, стабилизирующих общество, и как одно из средств страхования от губительных нововведении, то в бюрократическом сознании футурофобия логически целеосознанно проистекает из сознания опасности «иного будущего» для позиции бюрокра-

та и особенно для его стремления занять еще более высокую позицию в той же системе. Иначе говоря, обыденное сознание враждебно нововведениям вообще, «иному будущему», как бы подсознательно и легко поддается тому или иному нововведению, когда оно преподносится ему в виде новой моды, в виде бума, ажиотажа. В отличие от него бюрократическое сознание враждебно «иному будущему» и связанным с ним нововведениям глубоко осознанно.

2.4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Инновация по своей сути — это прежде всего способность к критическому осмыслению продукта инновационной деятельности, что естественно приводит к неудовлетворенности существующим положением дел. А это, в свою очередь, к стремлению преобразовать или же полностью изменить функционирование системы в соответствии со своими потребностями. При этом необходимо учесть, что социальная организация —это всегда совокупность взаимосвязанных элементов. Поэтому здесь через соотношение числа удовлетворенных и неудовлетворенных в своих потребностях элементов с помощью количественной оценки можно представить общую картину «неудовлетворенности» в социальной организации.

Пусть Р — коэффициент неудовлетворенности существующим положением в социальной организации, тогда Рiуд — сумма элементов, удовлетворенных положением дел, a PiHеуд,, — сумма элементов, неудовлетворенных положением дел в социальной организации, следовательно, вводим формулу




Р —

Таким образом, получаем следующее положение по неудовлетворенности:

1. Если Р < 1, значит, количество удовлетворенных элементов достаточно велико, и, следовательно, преобразование,


74

75


Социальное проектирование

Часть 2. Социальные инновации...




а тем более коренное изменение самой организации невозможно, так как большинство удовлетворенных данной социальной организацией элементов гасят стремление неудовлетворенных в своих потребностях меньшинств к необходимым для них действиям. Следовательно, сама организация остается невосприимчивой к изменениям.

  1. Если Р > 1, количество неудовлетворенных существующим положением элементов преобладает над количеством удовлетворенных. Следовательно, здесь обязательным образом будут происходить изменения или полная реорганизация самой системы. Поэтому данная социальная организация будет восприимчива к изменениям.

  2. Если Р — 1, это говорит о том, что социальная организация нейтральна к изменениям. Такое состояние организации всегда будет склонно либо к увеличению неудовлетворенности, либо, наоборот, к ее уменьшению. Первое наиболее необходимо для динамичного развития организации.

Говоря об удовлетворенности/неудовлетворенности существующим положением (социальной организацией) элементов социальной системы, важно учесть такую особенность, как готовность к инновациям. Потенциальная готовность к инновациям определяется социальными позициями в инновациях. Можно предположить, что неудовлетворенность сформирует позитивное отношение к изменениям. Поэтому коэффициент потенциальной готовности к изменениям будет идентичен коэффициенту неудовлетворенности

Р = Km.


Социальная организация — это структура взаимодействующих и взаимозависимых элементов с четко обозначенными функциями. В ней можно выделить такие уровни, как управляющие и управляемые (исполнители), каждые из которых могут являться потенциальными носителями инновационного поведения. Поэтому здесь необходимо рассмотреть необходимость к инновационным изменениям для каждого в отдельности уровня и в соотношении друг с другом. В зависимости от того, как будут соотноситься коэффициенты потенциальной готовности для каждого уровня, будут складываться иннова-

ционные ситуации. Обозначим коэффициенты готовности для каждого уровня:

К nri — коэффициент потенциальной готовности управляющих;

Кnr2, — коэффициент потенциальной готовности исполнителей.



  1. Так, если Knri > 1, а Кnr2 < 1, то идеи новшества, проводимые сверху, будут встречать сопротивление и могут не дать положительного эффекта. Если обратиться к мотиваторам, то здесь может оказаться неблагоприятный мотивационный комплекс -— ВОМ > ВПМ > ВМ, где ВОМ — внешние отрицательные мотивы, ВПМ — внешние положительные мотивы, а ВМ — внутренние мотивы.

  2. Если Knri < 1, а Кnr2> 1, то инновационные идеи, предлагаемые исполнителями, удовлетворяющие большинство, управляющие стремятся погасить из-за нежелания изменений самой организации. В этом случае возможен комплекс ВМ > ВПМ > ВОМ.

  3. Если один из коэффициентов будет равен 1, то в этом случае ситуация будет складываться в зависимости от величины другого коэффициента:

а) если он больше 1, то первый под его влиянием будет возрастать, следовательно, социальная организация будет готова принять инновацию;

б) если второй коэффициент меньше 1, то первый под его влиянием будет уменьшаться и, следовательно, социальная организация будет оставаться инертной к инновациям. От того, коэффициент какого уровня будет больше 1, и зависит направленность проведения инноваций: под давлением «снизу» или под давлением «сверху».

4. Если оба коэффициента будут равны 1, следовательно, организация будет оставаться нейтральной в своей готовности к проведению инновационных изменений. Она будет оставаться таковой до тех пор, пока не произойдут численные изменения в количестве неудовлетворенных/удовлетворенных сложившейся ситуацией субъектов, а следовательно, в количестве готовых/неготовых к проведению инновации.


76

77


Социальное проектирование

Часть 2. Социальные инновации...




5. Если оба коэффициента будут менее 1, то данный показатель свидетельствует о том, что данная социальная система (организация) достаточно консервативна и не приемлет каких-либо коренных изменений в ее жизнедеятельности.

G. Если же оба коэффициента будут больше 1, в таком случае будет складываться ситуация, в которой социальная организация как совокупность элементов, в большинстве положительно относящихся к принятию инноваций, будет готова к проведению изменений. Данная ситуация является наиболее оптимальной для развития инновационных процессов.

При этом встает еще одна проблема. Для того чтобы инновации действительно проводились, а элементы, потенциально готовые к инновационным изменениям проявляли свое инновационное поведение, необходимо наличие такого признака инновационного поведения, как активность (инициативность), так как готовность определяет решимость, которая в свою очередь актуализируется в инициативности.

Представляется возможным выделить следующую зависимость:

а/Ь • 100%,

если принять значение а — за число готовых к изменениям и активных при этом участников социальной организации, а b — за число только лишь готовых, то тем самым можно ввести формулу процента вероятности выполнения инновационных изменений.

Процент вероятности (% вер) равен числу готовых к изменениям и активных участников социальной организации (а), разделенных на число только лишь готовых к изменениям (Ь), умноженный на 100%.

Таким образом, чем больше число активных участников среди готовых к инновационным преобразованиям, тем больше процент вероятности этих изменений. При этом необходимо учесть, что эта вероятность будет действительно эффективна при такой инновационной ситуации, когда коэффициенты потенциальной готовности и управляющих и исполнителей будут больше 1. Данная методика позволяет изучать иннова-

ционные ситуации не только в больших социальных группах, но и в малых социальных коллективах.

Условия активизации инновационного поведения в социальной организации

Каждая социальная организация, в силу своих интересов и целей, предрасполагает или не предрасполагает к условиям проявления инновационного поведения. Придавая большее значение развитию науки, образования, профессиональной подготовки, при этом отводя важное место самостоятельности определения действий своим элементам (начиная с подразделений и заканчивая индивидами), организация тем самым обеспечивает свое развитие и процветание. При исключении хотя бы одного из условий проявления инновационного поведения наступает торможение последних. Такое положение организации приводит к тому, что те элементы, которые способны к инновациям, либо перестают действовать на благо структуры, действуя только на себя или прекращая действовать в данном направлении вообще; либо выходят из этой организации, т. е. покидают ее; либо стремятся изменить ее таким образом, чтобы воссоздать условия для проявления инновационного поведения (при этом будет происходить либо смена «верхов», либо смена «низов»).

Противостояние людей с новыми взглядами на устройство жизни общества, его критическое переосмысление привели к развалу старой системы и возможности формирования новой. Провозглашение демократии и свободного рынка позволило действовать самостоятельно многим организациям и частным лицам. Но при этом отводится все же второстепенное значение развитию науки и образования. Россия, таким образом, препятствует воспроизводству новой интеллектуальной и творчески мыслящей личности. Нет в этой сфере должной экономической поддержки и стимула. А это грозит ей возможностью профессионального и научного «истощения». Юридическое и законодательное несовершенство системы обратилось для нее дисфункциями в инновационной сфере: множество научных разработок и открытий «утекают» за рубеж. Это же и привело к тому, что часть субъектов инновационного поведения стала




78

79


Социальное проектирование

Часть 2. Социальные инновации...




действовать на благо «теневой» экономики. Существование общественно значимых субъектов инноваций все еще держится благодаря тем специалистам, профессионалам, которые были подготовлены в годы советской власти. Но степень появления новых субъектов инновационного поведения, действующих на благо страны, при таком раскладе очень низка.

Рассматривая направления действий субъектов инновационного поведения в зависимости от существующей системы общества на примере из истории нашей страны, нельзя не отметить: для того чтобы субъекты инновационного поведения действовали на благо и процветание всей социальной организации, необходимы поддержка и стимулирование инновационной деятельности, а также идентификация интересов, потребностей и целей этих субъектов с интересами, потребностями и целями самой организации.

Для социальной организации необходима не только направленность субъектов инновационного поведения, как элементов, на ее благо и процветание, но и их активизация, а также активизация потенциально готовых к изменениям. Эта необходимость вызвана складывающейся ситуацией в современном мире. Ускоренное научно-техническое развитие привело к переходу от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу, в котором главенствующую роль играют уже не машины, а сам человек с его возрастающими потребностями и способностями. В связи с этим немаловажную роль играет информационное обеспечение. В сфере маркетинга происходит замена ориентации на продукт ориентацией на потребителя. Возрастает роль услуг на рынке, таким образом, переориентация на человеческие потребности, а также повышение информированности явились подспорьем тому, что инновации стали главенствующим требованием нашего времени, таким образом, конкуренция за способность к нововведениям становится приоритетом. Поэтому для нормального, стабильного положения в системе рыночных отношений любой организации следует уметь активизировать свой инновационный потенциал, который работал бы на ее благо. Здесь необходимы достижение такой инновационной ситуации, где потенциальная готовность к изменениям на всех

структурных уровнях будет больше единицы, а также высокая их активность.

Для этого необходимо следующее:

1. Установление гибкости организации.

Немалое значение для проведения инновационной деятельности имеет плотность организации. Плотность организации — уровень объективации в организационных структурах общественного труда, опыта, культуры в целом, по временным и пространственным параметрам он связан не только с нарастанием массы, но и усложнением зависимости между всеми элементами системы. Вследствие этого любое нововведение осуществляется более эффективно в тех организациях, плотность которых относительно низка. Поэтому инициаторы нововведений должны стремиться на начальном этапе нововведений придать организации большую гибкость, постараться изменить глубоко формализованные структуры.

Французский специалист по социологии организаций М. Крозье, выделяя основные принципы современных инновационных изменений на предприятиях, считает, что лучший ответ на сложность человеческих отношений — это простота организации. Она предполагает сокращение числа ступенек иерархической лестницы, промежуточных передаточных структур и элементов власти. Однако решение этой проблемы наталкивается на серьезное сопротивление руководящих сотрудников предприятий и прежде всего их низшего звена. Это вполне объяснимо, так как в перспективе каждый управленец низшего звена рассматривается как человек, которому когда-то предстоит занять более высокое положение в иерархии. И если остается меньше высших руководящих постов, то это приведет к уменьшению низших руководящих единиц, а значит, будет возникать и меньше возможностей для вертикального перемещения. Изменить эти психологические установки, считает Крозье, невозможно. Но можно изменить функциональные обязанности низшего руководящего персонала. Он должен перестать исполнять функции надсмотрщиков, а выполнять функции консультантов. В этом случае сокращается потребность в административных руководителях, но увеличивается потребность в технических спе-


80

81


Социальное проектирование

Часть 2. Социальные инновации...




циалистах, способных опираться на компетенцию. Таким образом, в принципе простоты реализуется новая ценностная установка организации — опора на человеческие духовные силы и способности.

Гибкая организационная структура позволяет проявиться инновационному поведению на различных стадиях осуществления инноваций, а не ограничиться рамками зарождения.



2. Система непосредственных коммуникаций. Элементы социальной организации всегда взаимосвязаны и, следовательно, влияют друг на друга. При четко налаженной структуре коммуникаций в социальной организации, посредством взаимодействия и взаимовлияния между структурными элементами и внутри них, существует возможность увеличения как коэффициента потенциальной готовности к инновационным изменениям, так и числа активных его участников, и как следствие этого, влияние на инновационное поведение таких факторов, как:

  • совпадение интересов индивидов и группы,

  • профессионально-квалификационная и образовательная система, рассчитанная на постоянное повышение умственного потенциала членов организации,

  • особенности самих членов организации (коммуникативность, активность, склонность к риску),

  • стиль управления,

  • условия и формы деятельности,

• стимулирование и мотивация деятельности, будет приобретать положительное значение, так как на эти факторы сможет оказываться большое воздействие со стороны активной и готовой к изменениям части социальной организации. Таким образом, инновационное поведение имеет возможность беспрепятственного распространения. Отлаженная структура коммуникаций дает возможность эффективно обмениваться необходимой при инновационной деятельности информацией, а при составлении инновационных проектов — возможность определить, от кого, когда и какая информация нужна для выполнения работы.

Сейчас в различных организациях зарубежья создаются условия для непосредственной коммуникации, минуя иерархичес-

кие ступени. Так, широкое распространение получили в США и Европе японские «кружки качества». Создание «кружков качества» — это инновационное преобразование в утвердившейся системе организации производства и управления. Замысел этих кружков состоял в следующем: в том случае, когда на предприятии возникает какая-нибудь техническая или технологическая проблема, которая оказывает свое влияние на количество продукции, все, кто способен принять участие в решении этой проблемы, объединяются в самостоятельную творческую организацию и в рамках предприятия, но на правах автономии работают над решением этой проблемы. Таким образом, члены этих групп ломают установленные барьеры между службами, горизонтальными и иерархическими структурами. Цель создания этих неформальных объединений — сделать непосредственными, живыми связи между субъектами инновационной деятельности.

После выполнения поставленной перед членами «кружков качества» проблемы, они распадаются. Новая проблема рождает новые кружки.



3. Свобода действий и ответственность.

Свобода действий индивидов в системе организации тесно связана с увеличением прав свободы личности. Каждый человек волен определять свои действия сам, но при этом не ущемляя этих же прав других. Таким образом, его действия должны быть всегда соотнесены с правилами и нормами общества. Поэтому свобода действий должна всегда предполагать личную ответственность за свои поступки. При активизации инновационного поведения самостоятельность выбора действий является, как уже отмечалось, необходимым условием. Подкрепленная ответственностью за свое поведение, оно помогает идентифицировать личные цели и интересы с интересами самой организации. В постиндустриальном обществе ставка делается на самого человека с его способностями, поэтому в определенной степени самостоятельность личности и дает возможность организации опираться на ее духовные средства, силы и способности.

В социологической литературе с этим связан принцип автономии, особенно применительно к горизонтальным структурам. Данный принцип использовался в нашем государстве: в 1995 г.


82

83


Социальное проектирование

вышел ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». В настоящее время происходит регионализация всей страны (Указ Президента РФ о создании семи округов РФ).

4. Формирование необходимой культуры. Данное условие имеет особое значение в активизации инновационного поведения. Делая ставку на человеческие ресурсы, социальной организации необходимо формирование такой культуры, где особой ценностью является способность к инновации. Ее важнейшая задача: мобилизация личностных, духовных ресурсов на всех структурных уровнях. Успех может быть достигнут только при одновременных инновациях в технико-технологической сфере, в управлении, в отношениях с клиентом или потребителем. Главный приоритет в формировании субъекта инновационного поведения — обучение. Человеку в новой организационной культуре важно знать, что его образованность, высокий уровень профессиональной подготовки, а также его стремление к творчеству, мобильность и инициативность являются ценностью не только для него самого, но и для той организации, в которой он задействован. И поэтому его личностные свойства, качества будут критерием успеха не только для последней, но и для него.

Здесь необходима не только переориентация инвестиции на нематериальную сферу (в развитие личности, в систему отношений и культуру), но и внешняя положительная мотивация. Ее осуществление достигается не только со стороны формальных лидеров (административный путь), но и с привлечением неформальных лидеров, так как вовлеченность в инновационную деятельность не может ограничиваться только принципиальным согласием со стороны исполнителей. Следовательно, наряду с внешней положительной мотивацией сформируется и внутренняя.

Таким образом, новая культура при условии гибкости (простоты) социальной организации, непосредственных коммуникаций, а также самостоятельности определения действий и соответствующей ответственности способна активизировать инновационное поведение в рамках данной организации и привести к направленности его субъектов на благо и процветание последней.

Часть 3


СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Особенностью и преимуществом методики и технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленной социокультурной деятельности, связанной с социальными изменениями, является то, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменении, т. е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Методика планирования же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т. е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятии и ожидаемых от них результатов. Формируя модели и образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации. Гармонично совмещая сугубо нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит Проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.


84

85


Социальное проектирование

Можно сделать вывод, что социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Объектом социокультурного проектирования является сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

Целевые ориентации проектирования



Главными целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

а) создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию

Часть 3. Социокультурное проектирование

культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

б) обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлении.

Задачи социокультурной деятельности

При этом задачи социокультурной проектной деятельности формулируются следующим образом:


  1. Анализ ситуации, т. е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера.

  2. Поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов.

  3. Выбор наиболее оптимального решения (т. е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление.

  4. Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

В качестве основных результатов технологии социокультурного проектирования выступают социальная программа и социальный проект.

Социальная программа

Социальная программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т. е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержа-


86

87


Социальное проектирование

тельные модели учреждении и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Две формы социального проекта

Социальный проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собойформу конкретизации и содержательного наполнения при­
оритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.



И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т. д.); во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки. Причем исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от выявления проблем исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных

Часть 3. Социокультурное проектирование

методов изменения ситуации. Объектные области проектирования — и социум, и культура — рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени — искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе выявления проблем они как бы подлежат искусственному расчленению в последующем синтезе в целевой и содержательной части социального проекта.

Концептуальная схема формирования проекта может быть представлена следующим образом:



Выявление проблем

Целеполагание

Инструментализация. Методика, техника, технология

Проблемы

Цепи

Задачи

Методы (мероприятия и содержание деятельности)

Форма организации исполнителей и аудитории

Ресурсы (средства)

Развертывающаяся система действий Технология социокультурной деятельности Социальные программы и социальные проекты

Можно заметить, что выявление проблем, целеполагание и Инструментализация (т. е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структуру и алгоритм проектной деятельности.

Нижняя часть таблицы, построенная как развертывающаяся система действий, отражает общую логику реализации проектного решения. Мы видим, что технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой как бы два встречных вектора интеллектуальной деятельности. Тем не менее в процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только «прямой» алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации, т. е. «обратную» последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.

Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта (этап инструментализации), но и целепо-




88

89


Социальное проектирование

лагание носит созидательный, творческий характер. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования. Исходя из реальных проблем, противоречий и ресурсов (т. е. данного, существующего), она включает (исходит) также и потенциальные возможности осуществления тех или иных изменений.

Целеполагание в социокультурном проектировании

Прогресс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве основной единицы анализа могут выступать:

1. Ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств
и условий функционирования общества в целом.


  1. Локальная ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально-административной единицей (регион, город, район, поселение).

  2. Ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определенной социальной категории или группы населения. Специфика этого уровня функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием «жизненная ситуация», которая рассматривается как своеобразная теоретическая конструкция, позволяющая высветить взаимосвязь социальных и индивидуальных
    факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей в проблемной ситуации.

Выделение ситуации, имеющих характер социально значимых, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей. В свою очередь, региональные программы, ориентированные на решение проблем, которые имеют отношение к разным территориям, со-

Часть 3. Социокультурное проектирование

впадающих с социально значимой проблематикой, можно рассматривать как конкретизацию федеральных проектов.

Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:

а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;

б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.

Приоритетные области проектирования

Приоритетные области проектирования — это наибо­лее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется преимущественно путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Проектный социум

Проектный социум — это все носители социально-культурных и личностных проблем, т. е. социальная общность, социальный слой или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп «композицией условии и процессов жизнедеятельности» (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить). Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженный социально-культурный субъект — носитель определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие




90

91


Социальное проектирование

в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

В процессе социокультурного проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:


  • проблемы, носителем которых является данная общность;

  • социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

  • знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;

  • ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, методическая и технологическая часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы социокультурного проектирования — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства проектирования— совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма проектной социокультурной деятельности — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия социокультурного проектирования служат основным инструментом реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ре-


I

Часть 3. Социокультурное проектирование

сурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

Субъекты и участники проектного процесса

Кроме субъектов проектирования, специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:



  1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией.

  2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т. п.).

  3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения — оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей.


92

93


Социальное проектирование

Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.

Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых для:



  • сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере — хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого);

  • освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т. д.).

Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:

  • выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологии оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружении, монументального, прикладного искусства, дизайна);

  • освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;


<предыдущая страница | следующая страница>


Ббк 5 к 29 Курбатов В. И, Курбатова О. В

К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с

5645.62kb.

12 10 2014
23 стр.


Экономика. Экономические науки (ббк: 65) Общая экономическая теория (ббк: 65. 01) История экономической мысли

Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ (ббк: 65. 05)

268.43kb.

25 12 2014
1 стр.


Рябка и ночная перепёлка учитель Курбатова Анна Ивановна и директор школы Зуев Владимир Васильевич

Здоровья пожелал крепкого, счастья, благополучия и удачного творчества. От неё я перед этим получил хорошее стихотворение о жизни солдатских вдов в военные и послевоенные годы, всп

38.32kb.

08 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов II курса ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры»

Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско

679.82kb.

10 10 2014
3 стр.


Л. А. Курбатова «Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, школа требованиям, какие будут через 20 лет». М. Гаспаров программа

Федеральной концепцией модернизации российской образовательной системы в период 2001 – 2010гг и с учетом опыта инновационной деятельности моу сош №12 как общеобразовательного учреж

934.8kb.

01 10 2014
5 стр.


Ббк 88. 8 М59 Микляева А. В., Румянцева П. В
3023.77kb.

17 12 2014
15 стр.


Ббк 63. 3(4Укр)4г П12 Серия «Личность и эпоха»
4178.94kb.

11 10 2014
21 стр.


Методические рекомендации барнаул 2004 ббк 67. 401. 213 С 25
495.57kb.

25 09 2014
3 стр.