Перейти на главную страницу
социальные группы, не входящие в социальную базу общественной организации). Ориентация на решение социальных проблем — это способ повышения общественной значимости деятельности объединения.
Социальные проекты могут быть специфицированы по признаку преобладающей направленности. Направления проектной деятельности, в целях однозначного понимания, в данном контексте определены, как конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной области.
63
По преобладающей направленности проекты могут быть:
Управляемость процессом проектирования осуществляется не только средствами организационных ресурсов, но и с помощью доскональной технологизации процесса разработки социальных проектов. В этих целях используются различная проектная документация. Одним из основных элементов последней можно полагать социальный паспорт.
Составление социального паспорта осуществляется на основе результатов реализации процесса паспортизации объекта. Паспортизация объекта — это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.
Социальный паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов.
Часть 1. Социальное проектирование...
Обычно выделяют такие этапы создания паспорта социальной структуры (общая схема):
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ
Социальное проектирование — это всегда проектирование чего-то качественно нового, которое называется социальным нововведением или социальной инновацией. В данной части учебного пособия рассматриваются вопросы природы социальных инноваций, иерархии социальных нововведении, проектирования инновационного поведения и инновационных ситуаций.
2.1 . ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Термины «нововведение» и «инновация» являются так называемыми новообразованиями в современном языке, хотя и используются достаточно давно. Так, еще в 1911 г. И. Штум-петер в своей книге «Теория экономического развития» выделял следующие аспекты этих терминов:
а) новое, т. е. еще не известное в сфере потребления благо, либо новое качество известного блага;
б) новый, более эффективный метод производства известной продукции, не связанный с научным открытием (что представляет собой особое явление, выходящее за рамки нововведения);
в) открытие новых возможностей сбыта известной продукции;
г) открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов, реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.
Современный американский социолог П. Дракер в одной из своих работ, специально посвященной нововведениям, которая называется «Инновации и предпринимательство», изданной в 1985 г., выделил следующие позиции инноваций:
В современной социально-философской и социологической литературе выделяются следующие параметры социальных инноваций:
— основанные на переносе какого-то продукта в иную область применения.
Систематизация нововведений
Принято систематизиовать нововведения по следующим основаниям:
а) продуктные (новая продукция, например, новая технология или новые товары);
б) технологические (новые технологии производства товаров, услуг, знаний);
в) социальные (создание качественно новых экономических, социальных, политических и иных образований, струк-
тур, механизмов общественного производства, общества в целом либо их подсистем);
г) комплексные, сочетающие первые три типа.
Различные дефиниции нововведений
Существует множество определений нововведения. Наиболее конструктивным представляется определение И. В. Бестужева-Лады, которое дает возможность ввести понятие нововведения в контекст соотношения форм конкретизации предвидения и управления. С этой точки зрения, «нововведение можно операционально определить, как такую разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления технического, экономического, политического, социального или иного». Предлагаемое определение конструктивно тем, что четко вводит нововведение в рядоположения форм конкретизации управления, с отнесениями его к особому подклассу текущих управленческих решений.
2.2 . СИСТЕМАТИКА СОЦИАЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ
Среди множества нововведений можно выделить следующие:
а) нововведения, выделяемые по механизму осуществления;
б) нововведения, связанные с особенностями инновационного процесса.
По типу новшества нововведения следует разбить на две основные группы: материально-технические и социальные. К материально-техническим нововведениям относятся:
Социальные нововведения можно подразделить следующим образом:
1. Социально-управленческие, т. е. целенаправленные изменения в социальной сфере.
Часть 2. Социальные инновации...
A. Они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой. Это нельзя упускать из виду, потому что одни и те же новшества могут по-разному проявлять себя в различных регионах страны.
Б. Социальные нововведения имеют широкую сферу применения, ибо внедрение технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими, экономическими и другими изменениями, но сами по себе эти нововведения далеко не всегда требуют нового технического оснащения.
B. Социальные нововведения характеризуются более сильной зависимостью в использовании новшеств от групповых и Личных качеств пользователей. Поскольку суть таких новшеств состоит во введении или ожидании новых образцов служебного поведения работников, то известные колебания, разнообразие этого поведения сказываются и на воплощении новшества.
Г. Внедрение социальных нововведений бывает зачастую •Не столь очевидным и явственным в отношении их преимуществ, как в случае с техническими нововведениями. Также сложнее и противоречивее проявляется их эффективность. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о новом ,образе поведения или форме отношений. Именно здесь находится одна из застарелых причин социальных нововведений —угроза перерождения их в старые формы, возвращения к прежней сути.
69
Часть 2. Социальные инновации...
По своему инновационному потенциалу нововведения можно подразделить следующим образом:
Необходимо также выделять завершенные и незавершенные нововведения. Незавершенные нововведения не всегда представляют собой выражение социального негатива. На экспериментальной или вообще начальной стадии создания или освоения новшества неизбежны случаи признания какого-то нововведения нецелесообразным и весьма ошибочным, и по причине изменившихся условий инновационная патология возникает при устаревании нововведения, неудаче его осуществления.
Также можно выделять успешные и неуспешные нововведения. Такое деление в основном совпадает с предыдущим, при котором успех означает своевременность и полноту завершения нововведения. Иное дело — результативность. Здесь имеется в виду степень эффективности нововведений по сравнению с затратами на его создание и реализацию. Эффект не всегда бывает только экономическим, но и социальным. Кроме того, нововведения обычно дают отсроченный эффект, измеряемый не по факту их завершения. Таким образом, затратный механизм определения эффективности нововведений не всегда применим. Следует обратить внимание и на то, что завершенные, и в этом смысле успешные, нововведения не обязательно эффективны. Тем более не могут быть эффективными и незавершенные нововведения. К тому же в инновационной деятельности понятие «эффективность» прямо связана с тиражированием нововведений.
Таким образом, типологии нововведений дают возможность более точной идентификации каждого нововведения. Этим способом задаются определенные рамки его описания, в том числе и по признакам, которым нередко пренебрегают. Достигаемая при этом системность характеристики нововведения позволяет сравнить его возможности и ограничения, оценить его место среди других. Очень важно оценивать соотношения разных типов нововведений в других сферах общественной жизни, выявлять динамику и тенденцию изменения таких соотношении в разные периоды развития, получать своего рода диагностику этих периодов с инновационных позиций.
Отсюда же вытекают и критерии инновационной логики и политики, а также социального прогресса. Современные исследователи сходятся на том, что нововведения, по сути своей, не что иное, как процесс, в ходе которого идея, открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т. п. превращаются в новшества, т. е. в продукцию, имеющую какие-то качественные отличия от простой репродукции имеющихся существующих образцов, стереотипов, продуктов. Процесс по самому характеру своему стихийный, спонтанный (самопроизвольный), как бы фонтанирующий, поскольку основан на неистребимом желании потребности человека в достиже-
71
Часть 2. Социальные инновации...
Инновационная политика составляет подсистему в каждой из перечисленных отраслей политики и им подобных. Ее роль — интенсификация (иногда, напротив, торможение) процесса, «идея новшества», повышение (или, напротив, понижение) процесса эффективности того или иного нововведения. Логически первая область всякой инновационной политики, сфера управления инновационной деятельности — создание инновационного коллектива. В этой сфере различают две плоскости, которые условно можно назвать объективно-активной и субъективно-активной. Первая предполагает условия, при которых обновляются факторы, тормозящие процесс реализации нововведении, и усиливаются формирующие его. Так, например, средствами управления можно убрать многие бюрократические препоны, мешающие нововведению. Вторая предлагает формирование социально активных элементов общества, которые своей инициативностью вносят в социальную деятельность конструктивную новизну.
Структура нововведений
Структура нововведения может быть представлена следующим образом:
Сложности внедрения социальных инноваций обусловлены многими причинами. Прежде всего это традиционализм человеческого мышления, которое рефлекторно противится новому. К тому же любое нововведение на какое-то время разбалансирует сложившуюся систему, нарушает ее функциональность. Нововведения нарушают, равновесие в системе, меняясь в чем-то одном, она должна сохраниться в других, обычно основных своих качествах.
Эффект футурофобии
Существует и такая сторона неприятия нововведений, как исторический опыт человечества, который свидетельствует о том, что на множество благих идей нововведений обычно лишь одна оказывается действительно конструктивной, и если уподобить человеческое представление своего рода «концепциям идей», то рутинные мысли окажутся схожими с нормальными особями подобной популяции, а новаторские — с мутантами. «Футурофобия», как страх перед будущим и страх перед неведомым новым, в известном смысле, играет положительную роль для отработки идей, способных привести к поражению нововведений, опасных, гибельных для общества. «Эффект футурофобии» — необходимый искусственный механизм, «испытание на прочность», на конструктивность каждого нововведения. «Футурофобия», если пустить дело на самотек, предоставит событиям развиваться стихийно, может подавить любое нововведение, причем не исключено, что подавлено будет конструктивное, позитивное. Таким образом, и в данном случае необходимы искусственные механизмы, не позволяющие рутинному мышлению пересечь конструктивное нововведение в зародыше. Для этого нужно, во-первых, отделить конструктивные нововведения от потенциально разрушительных для общества. Во-вторых, нужно научить уберегать нарождающееся конструктивное от обычно господствующего рутинного. В обоих случаях «взвешивание» позитивных и негативных последствий также способно сыграть благотворную роль.
73
Часть 2. Социальные инновации...
Для преодоления вышеуказанных противоречий обществом выработано два социальных механизма — инновационный и антиинновационный. Каждый механизм распадается еще на два: «обыденный», неинституционализированный, и институционализированный, связанный с социальными институтами общества. У неинституционализированного механизма имеется основополагающая часть, определяющая все остальное, которая называется бюрократическим мышлением, существующая в тесной взаимосвязи с обыденным сознанием членов общества.
Если в обыденном сознании футурофобия возникает как бы инстинктивно, как один из инструментов сохранения спасительных ритуалов вообще традиций, нравов, обычаев, стабилизирующих общество, и как одно из средств страхования от губительных нововведении, то в бюрократическом сознании футурофобия логически целеосознанно проистекает из сознания опасности «иного будущего» для позиции бюрокра-
та и особенно для его стремления занять еще более высокую позицию в той же системе. Иначе говоря, обыденное сознание враждебно нововведениям вообще, «иному будущему», как бы подсознательно и легко поддается тому или иному нововведению, когда оно преподносится ему в виде новой моды, в виде бума, ажиотажа. В отличие от него бюрократическое сознание враждебно «иному будущему» и связанным с ним нововведениям глубоко осознанно.
2.4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
Инновация по своей сути — это прежде всего способность к критическому осмыслению продукта инновационной деятельности, что естественно приводит к неудовлетворенности существующим положением дел. А это, в свою очередь, к стремлению преобразовать или же полностью изменить функционирование системы в соответствии со своими потребностями. При этом необходимо учесть, что социальная организация —это всегда совокупность взаимосвязанных элементов. Поэтому здесь через соотношение числа удовлетворенных и неудовлетворенных в своих потребностях элементов с помощью количественной оценки можно представить общую картину «неудовлетворенности» в социальной организации.
Пусть Р — коэффициент неудовлетворенности существующим положением в социальной организации, тогда Рiуд — сумма элементов, удовлетворенных положением дел, a PiHеуд,, — сумма элементов, неудовлетворенных положением дел в социальной организации, следовательно, вводим формулу
Таким образом, получаем следующее положение по неудовлетворенности:
1. Если Р < 1, значит, количество удовлетворенных элементов достаточно велико, и, следовательно, преобразование,
75
Часть 2. Социальные инновации...
Р = Km.
ционные ситуации. Обозначим коэффициенты готовности для каждого уровня:
К nri — коэффициент потенциальной готовности управляющих;
Кnr2, — коэффициент потенциальной готовности исполнителей.
б) если второй коэффициент меньше 1, то первый под его влиянием будет уменьшаться и, следовательно, социальная организация будет оставаться инертной к инновациям. От того, коэффициент какого уровня будет больше 1, и зависит направленность проведения инноваций: под давлением «снизу» или под давлением «сверху».
4. Если оба коэффициента будут равны 1, следовательно, организация будет оставаться нейтральной в своей готовности к проведению инновационных изменений. Она будет оставаться таковой до тех пор, пока не произойдут численные изменения в количестве неудовлетворенных/удовлетворенных сложившейся ситуацией субъектов, а следовательно, в количестве готовых/неготовых к проведению инновации.
77
Часть 2. Социальные инновации...
G. Если же оба коэффициента будут больше 1, в таком случае будет складываться ситуация, в которой социальная организация как совокупность элементов, в большинстве положительно относящихся к принятию инноваций, будет готова к проведению изменений. Данная ситуация является наиболее оптимальной для развития инновационных процессов.
При этом встает еще одна проблема. Для того чтобы инновации действительно проводились, а элементы, потенциально готовые к инновационным изменениям проявляли свое инновационное поведение, необходимо наличие такого признака инновационного поведения, как активность (инициативность), так как готовность определяет решимость, которая в свою очередь актуализируется в инициативности.
Представляется возможным выделить следующую зависимость:
а/Ь • 100%,
если принять значение а — за число готовых к изменениям и активных при этом участников социальной организации, а b — за число только лишь готовых, то тем самым можно ввести формулу процента вероятности выполнения инновационных изменений.
Процент вероятности (% вер) равен числу готовых к изменениям и активных участников социальной организации (а), разделенных на число только лишь готовых к изменениям (Ь), умноженный на 100%.
Таким образом, чем больше число активных участников среди готовых к инновационным преобразованиям, тем больше процент вероятности этих изменений. При этом необходимо учесть, что эта вероятность будет действительно эффективна при такой инновационной ситуации, когда коэффициенты потенциальной готовности и управляющих и исполнителей будут больше 1. Данная методика позволяет изучать иннова-
ционные ситуации не только в больших социальных группах, но и в малых социальных коллективах.
Условия активизации инновационного поведения в социальной организации
Каждая социальная организация, в силу своих интересов и целей, предрасполагает или не предрасполагает к условиям проявления инновационного поведения. Придавая большее значение развитию науки, образования, профессиональной подготовки, при этом отводя важное место самостоятельности определения действий своим элементам (начиная с подразделений и заканчивая индивидами), организация тем самым обеспечивает свое развитие и процветание. При исключении хотя бы одного из условий проявления инновационного поведения наступает торможение последних. Такое положение организации приводит к тому, что те элементы, которые способны к инновациям, либо перестают действовать на благо структуры, действуя только на себя или прекращая действовать в данном направлении вообще; либо выходят из этой организации, т. е. покидают ее; либо стремятся изменить ее таким образом, чтобы воссоздать условия для проявления инновационного поведения (при этом будет происходить либо смена «верхов», либо смена «низов»).
Противостояние людей с новыми взглядами на устройство жизни общества, его критическое переосмысление привели к развалу старой системы и возможности формирования новой. Провозглашение демократии и свободного рынка позволило действовать самостоятельно многим организациям и частным лицам. Но при этом отводится все же второстепенное значение развитию науки и образования. Россия, таким образом, препятствует воспроизводству новой интеллектуальной и творчески мыслящей личности. Нет в этой сфере должной экономической поддержки и стимула. А это грозит ей возможностью профессионального и научного «истощения». Юридическое и законодательное несовершенство системы обратилось для нее дисфункциями в инновационной сфере: множество научных разработок и открытий «утекают» за рубеж. Это же и привело к тому, что часть субъектов инновационного поведения стала
79
Часть 2. Социальные инновации...
Рассматривая направления действий субъектов инновационного поведения в зависимости от существующей системы общества на примере из истории нашей страны, нельзя не отметить: для того чтобы субъекты инновационного поведения действовали на благо и процветание всей социальной организации, необходимы поддержка и стимулирование инновационной деятельности, а также идентификация интересов, потребностей и целей этих субъектов с интересами, потребностями и целями самой организации.
Для социальной организации необходима не только направленность субъектов инновационного поведения, как элементов, на ее благо и процветание, но и их активизация, а также активизация потенциально готовых к изменениям. Эта необходимость вызвана складывающейся ситуацией в современном мире. Ускоренное научно-техническое развитие привело к переходу от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу, в котором главенствующую роль играют уже не машины, а сам человек с его возрастающими потребностями и способностями. В связи с этим немаловажную роль играет информационное обеспечение. В сфере маркетинга происходит замена ориентации на продукт ориентацией на потребителя. Возрастает роль услуг на рынке, таким образом, переориентация на человеческие потребности, а также повышение информированности явились подспорьем тому, что инновации стали главенствующим требованием нашего времени, таким образом, конкуренция за способность к нововведениям становится приоритетом. Поэтому для нормального, стабильного положения в системе рыночных отношений любой организации следует уметь активизировать свой инновационный потенциал, который работал бы на ее благо. Здесь необходимы достижение такой инновационной ситуации, где потенциальная готовность к изменениям на всех
структурных уровнях будет больше единицы, а также высокая их активность.
Для этого необходимо следующее:
1. Установление гибкости организации.
Немалое значение для проведения инновационной деятельности имеет плотность организации. Плотность организации — уровень объективации в организационных структурах общественного труда, опыта, культуры в целом, по временным и пространственным параметрам он связан не только с нарастанием массы, но и усложнением зависимости между всеми элементами системы. Вследствие этого любое нововведение осуществляется более эффективно в тех организациях, плотность которых относительно низка. Поэтому инициаторы нововведений должны стремиться на начальном этапе нововведений придать организации большую гибкость, постараться изменить глубоко формализованные структуры.
Французский специалист по социологии организаций М. Крозье, выделяя основные принципы современных инновационных изменений на предприятиях, считает, что лучший ответ на сложность человеческих отношений — это простота организации. Она предполагает сокращение числа ступенек иерархической лестницы, промежуточных передаточных структур и элементов власти. Однако решение этой проблемы наталкивается на серьезное сопротивление руководящих сотрудников предприятий и прежде всего их низшего звена. Это вполне объяснимо, так как в перспективе каждый управленец низшего звена рассматривается как человек, которому когда-то предстоит занять более высокое положение в иерархии. И если остается меньше высших руководящих постов, то это приведет к уменьшению низших руководящих единиц, а значит, будет возникать и меньше возможностей для вертикального перемещения. Изменить эти психологические установки, считает Крозье, невозможно. Но можно изменить функциональные обязанности низшего руководящего персонала. Он должен перестать исполнять функции надсмотрщиков, а выполнять функции консультантов. В этом случае сокращается потребность в административных руководителях, но увеличивается потребность в технических спе-
81
Часть 2. Социальные инновации...
Гибкая организационная структура позволяет проявиться инновационному поведению на различных стадиях осуществления инноваций, а не ограничиться рамками зарождения.
Сейчас в различных организациях зарубежья создаются условия для непосредственной коммуникации, минуя иерархичес-
кие ступени. Так, широкое распространение получили в США и Европе японские «кружки качества». Создание «кружков качества» — это инновационное преобразование в утвердившейся системе организации производства и управления. Замысел этих кружков состоял в следующем: в том случае, когда на предприятии возникает какая-нибудь техническая или технологическая проблема, которая оказывает свое влияние на количество продукции, все, кто способен принять участие в решении этой проблемы, объединяются в самостоятельную творческую организацию и в рамках предприятия, но на правах автономии работают над решением этой проблемы. Таким образом, члены этих групп ломают установленные барьеры между службами, горизонтальными и иерархическими структурами. Цель создания этих неформальных объединений — сделать непосредственными, живыми связи между субъектами инновационной деятельности.
После выполнения поставленной перед членами «кружков качества» проблемы, они распадаются. Новая проблема рождает новые кружки.
Свобода действий индивидов в системе организации тесно связана с увеличением прав свободы личности. Каждый человек волен определять свои действия сам, но при этом не ущемляя этих же прав других. Таким образом, его действия должны быть всегда соотнесены с правилами и нормами общества. Поэтому свобода действий должна всегда предполагать личную ответственность за свои поступки. При активизации инновационного поведения самостоятельность выбора действий является, как уже отмечалось, необходимым условием. Подкрепленная ответственностью за свое поведение, оно помогает идентифицировать личные цели и интересы с интересами самой организации. В постиндустриальном обществе ставка делается на самого человека с его способностями, поэтому в определенной степени самостоятельность личности и дает возможность организации опираться на ее духовные средства, силы и способности.
В социологической литературе с этим связан принцип автономии, особенно применительно к горизонтальным структурам. Данный принцип использовался в нашем государстве: в 1995 г.
83
Здесь необходима не только переориентация инвестиции на нематериальную сферу (в развитие личности, в систему отношений и культуру), но и внешняя положительная мотивация. Ее осуществление достигается не только со стороны формальных лидеров (административный путь), но и с привлечением неформальных лидеров, так как вовлеченность в инновационную деятельность не может ограничиваться только принципиальным согласием со стороны исполнителей. Следовательно, наряду с внешней положительной мотивацией сформируется и внутренняя.
Таким образом, новая культура при условии гибкости (простоты) социальной организации, непосредственных коммуникаций, а также самостоятельности определения действий и соответствующей ответственности способна активизировать инновационное поведение в рамках данной организации и привести к направленности его субъектов на благо и процветание последней.
Часть 3
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Особенностью и преимуществом методики и технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленной социокультурной деятельности, связанной с социальными изменениями, является то, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменении, т. е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Методика планирования же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т. е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятии и ожидаемых от них результатов. Формируя модели и образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации. Гармонично совмещая сугубо нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит Проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.
85
Целевые ориентации проектирования
а) создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию
Часть 3. Социокультурное проектирование
культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
б) обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлении.
Задачи социокультурной деятельности
При этом задачи социокультурной проектной деятельности формулируются следующим образом:
Социальная программа
Социальная программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т. е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержа-
87
тельные модели учреждении и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Две формы социального проекта
Социальный проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собойформу конкретизации и содержательного наполнения при
оритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Часть 3. Социокультурное проектирование
методов изменения ситуации. Объектные области проектирования — и социум, и культура — рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени — искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе выявления проблем они как бы подлежат искусственному расчленению в последующем синтезе в целевой и содержательной части социального проекта.
Концептуальная схема формирования проекта может быть представлена следующим образом:
Выявление проблем |
Целеполагание |
Инструментализация. Методика, техника, технология | |||
Проблемы |
Цепи |
Задачи |
Методы (мероприятия и содержание деятельности) |
Форма организации исполнителей и аудитории |
Ресурсы (средства) |
Развертывающаяся система действий Технология социокультурной деятельности Социальные программы и социальные проекты |
Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта (этап инструментализации), но и целепо-
89
лагание носит созидательный, творческий характер. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования. Исходя из реальных проблем, противоречий и ресурсов (т. е. данного, существующего), она включает (исходит) также и потенциальные возможности осуществления тех или иных изменений.
Целеполагание в социокультурном проектировании
Прогресс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве основной единицы анализа могут выступать:
1. Ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств
и условий функционирования общества в целом.
Часть 3. Социокультурное проектирование
впадающих с социально значимой проблематикой, можно рассматривать как конкретизацию федеральных проектов.
Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:
а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;
б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.
Приоритетные области проектирования
Приоритетные области проектирования — это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется преимущественно путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.
Проектный социум
Проектный социум — это все носители социально-культурных и личностных проблем, т. е. социальная общность, социальный слой или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп «композицией условии и процессов жизнедеятельности» (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить). Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженный социально-культурный субъект — носитель определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие
91
в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.
В процессе социокультурного проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:
Методы социокультурного проектирования — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства проектирования— совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма проектной социокультурной деятельности — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия социокультурного проектирования служат основным инструментом реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ре-
Часть 3. Социокультурное проектирование
сурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
Субъекты и участники проектного процесса
Кроме субъектов проектирования, специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:
93
Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.
Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых для:
К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с
12 10 2014
23 стр.
Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ (ббк: 65. 05)
25 12 2014
1 стр.
Здоровья пожелал крепкого, счастья, благополучия и удачного творчества. От неё я перед этим получил хорошее стихотворение о жизни солдатских вдов в военные и послевоенные годы, всп
08 10 2014
1 стр.
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско
10 10 2014
3 стр.
Федеральной концепцией модернизации российской образовательной системы в период 2001 – 2010гг и с учетом опыта инновационной деятельности моу сош №12 как общеобразовательного учреж
01 10 2014
5 стр.
17 12 2014
15 стр.
11 10 2014
21 стр.
25 09 2014
3 стр.