Перейти на главную страницу
2 Исключением являются опубликованные автором тезисы: О межэтнических контактах в феодальном Зауралье // Одиннадцатые Бирюковские чтения. Тез. докл. – Шадринск, 1994. – С. 113-114; О взаимоотношениях русских горожан Зауралья с представителями других национальностей в конце XVIII – 60-х гг. XIXвв. // Двенадцатые Бирюковские чтения. Тез. наун.-практ. конф. – Челябинск, 1996. – С. 44-46; Маргинальные слои и формирование европейской культуры в городах Зауралья последней четверти XVIII – первой половины XIX вв. // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири: Четвертые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина. Кн. 2. – Барнаул, 2003. – С. 135-138.
3. Цит. по: Менщиков В.В. Русская колонизация Зауралья в XVII – XVIII вв.: общее и особенное в региональном развитии. – Курган, 2004. – С. 62.
4. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Сибирский листок 1895 – 1900. – Тюмень, 2003. – С. 190-195. (1896 г. № 26).
5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сибирские рассказы. Т. 1. – Свердловск, 1991. – С. 350.
6. Государственный архив Челябинской области. Ф. 28. Оп.2. Д.92. Л.436.
7. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. 1857. - № 28. – С. 569-572.
8. Государственный архив г. Шадринска (далее ГАШ). Ф. 473. Оп. 1. Д. 1028. Л. 13, 29, об.; Ф. 1079. Оп. 1. Д. 510. Л.12.
9. Копанова С. Агафуровы: «Между правдой и поэзией» // Наш новый град (Екатеринбург). 2003. № 3. – С. 96-105; Леонтьева С. Агафуровы // Былое (приложение к журналу Родина) Специальный выпуск к 275-летию Екатеринбурга. 1998. № 77. – С. 8.
10. Зырянов А.Н. Крестьянское движение в Шадринском уезде Пермской губернии в 1843 году // Шадринская старина. 1996. краеведческая хрестоматия (вторая половина XVII - первая половина XIX вв.) – Шадринск, 1996. – С. 183-184.
11. История Курганской области ( 1861-1917 гг.) Т.2. – Курган, 1996. – С. 404-409.
12. Пермские губернские ведомости. – 1868. Часть неоф. № 41. С. 173.
13. См.: Шашков С.С. Рабство в Сибири // Собр. соч. Т.2. Исторические очерки. Исторические этюды. – СПб,, 1898. – С. 505-547.
14. На стыке континентов и судеб (Этнокультурные связи народов Урала в памятниках фольклора и исторических документах) Ч.1. – Екатеринбург, 1996. – С. 164-167.
15. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032 – 1882 гг. – Сургут, 1993. С. 164, 228-229.
16. Государственный архив Свердловской области (далее ГАСО) Ф. 644. Оп. 1.Д. 37. Л. 65,об.
17. Описание Тобольского наместничества. – Новосибирск, 1982. – С. 153.
18. Описание города Туринска // Северный архив. – 1828. Ч. 35. Отд. II. С. 209.
19. Щеглов И.В. Указ. соч. С. 228-229.
20. ГАСО. Ф. 644. Оп.1. Д. 58. Л.271.
21. ГАШ. Ф.474. Оп.1. Д. 187. Л. 26-30, об.
22. ГАШ. Ф. 472. Оп.1. Д.18. Л.178, 217, об.
23. Емельянов Н.Ф. Город Курган 1782-1917: Социально-экономическая история. – Курган, 1991. – С. 60-61, 65; см. также: История Курганской области (Города Южного Зауралья в досоветский период) Т.3. – Курган, 1997. Разд. III. Город Курган.
24. Ядринцев Н.М. Художественные и публицистические произведения. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Т.4. – Новосибирск, 1979. – С. 203-209; См. также: Гр-нъ А. Киргизский пленник. (Из Сибирской старины // Тобольские губернские ведомости. 1892. № 37.).
25. Коцебу А. Достопамятный год моей жизни. Воспоминания Августа Коцебу. В 2-х ч. СПб., Ч.1. – С. 16-19.
26. Коваль С.Ф. Революционная деятельность польских политических ссыльных в Сибири в 60-е гг. XIX в. // Экономическое и общественно-политическое развитие Сибири в 1861 – 1917 гг. (Материалы по истории Сибири: Сибирь периода капитализма. Выпуск 2.). – Новосибирск, 1965. – С. 125-126.
27. Там же. С. 125-128.
28. Кашихин А.В., Копылов Д.И., Митин Н.П. и др. Участники польского восстания 1863-1864 гг. в Тобольской ссылке. – Тюмень, 1963. – С. 38-39.
29. Гаврилов Д. Пожары 1870 и 1873 гг. // Авангард (Шадринск). 1992. № 18.
30. ГАСО. Ф. 621. Оп.1. Д. 90. Л. 12-16, 33.
31. Кашихин А.В., Копылов Д.И., Митин Н.П. и др. Участники польского восстания 1863-1864 гг. в Тобольской ссылке. – Тюмень, 1963. – С. 62.
32. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. – М., 1993. – С. 246-247.
33. ГАШ. Ф. 474. Оп.1. Д. 187. Л.3,7.
34. Емельянов Н.Ф. Указ. соч. – С. 66.
35. Антропов И.Я. Были Ирбита. – Ирбит, 1992. – С. 160-161.
36. Мосунова Т.Г. Верхотурье глазами поляка (Быт русского населения XIX в. по воспоминаниям Леона Крупецкого) // Русские старожилы. Мат. III-го Сибир. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск – Омск, 2000. – С. 496-498.
37. Иовлева В.Н. Шадринские улицы / Изд. второе испр. И доп. – Шадринск, 2002. – С.70-71.
38. Пушкарев М.А. Общественно-политическое движение в Южном Зауралье при капитализме (1861 – февраль 1917 гг.) Дисс… уч. ст. к. и. н.. – Курган, 2000. – С. 44.
39. Васильева А.М. Забытый Курган. – Курган, 1997. – С. 48-53.
40. Пушкарев М.А. К вопросу о польской ссылке 60-х гг. XIX в. в Тобольской губернии // Итоги и задачи регионального краеведения. Мат. Всерос. конф. – Курган, 1997. – С.120-123.
41. Емельянов Н.Ф. Указ. соч. – С. 72-73.
42. Чагин Г.Н. Проблемы этнографии уральского города // Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. Тез. докл. и сообщ. Всерос. научн. практ. конф. – Екатеринбург, 1998. – С. 18.
43. Там же.
44. Васильева А.М. Указ. соч. – С. 320-323; Крылова Н.В. Из истории Римско-католической церкви в Зауралье в начале XX в. // 50-летие историко-правоведческого факультета Курганского государственного университета. Мат. Межрегион. научно-практ. конф. – Курган, 2002. – С. 111-114.
Имеющиеся литературные материалы позволили проанализировать особенности развития исторических городов, на основании чего можно утверждать, что для их эволюции характерна следующая временная схема: «город-крепость», «торгово-ремесленный город», «промышленный город».
Опираясь на всё вышеприведенное, считаем необходимым внести в эти представления некоторые уточнения. Данные литературных источников свидетельствуют о том, что временная схема эволюции городов, расположенных в разных государствах и регионах, может в различной степени видоизменяться (добавляются или, наоборот, выпадают отдельные её звенья) в зависимости от экономических условий в государстве в момент зарождения города и региональных особенностей месторасположения города. Например, города Древнего Египта, Месопотамии, Западной Европы имели в развитии стадию «город-государство». Это Вавилон, Мемфис, Сузы, Фивы.
Города, расположенные на территории, куда стекались паломники из разных мест для совершения культовых обрядов, проходят стадию «город – религиозный центр». Это такие города, как древние Дельфы, Мекка, Иерусалим, Сергиев Посад (1;11;15). Отдельные населенные пункты, пройдя стадию «города-крепости», полностью исчезают с лица земли в силу того, что их функция утратила своё значение, а условия, способствующие развитию других функций, в данной местности отсутствуют. Это, например, г. Микулин на р. Шоше. Для городов, расположенных в сельскохозяйственной местности, характерно значительное развитие аграрного сектора (города Зауралья, Поволжья), который слабо выражен у городов промышленной зоны (горнопромышленный Урал). Однако, в той или иной степени, все выше названные функции характерны для любого города, и каждый город начинал своё развитие с военной и административной функций. Согласно утверждению Б.Н. Миронова, административная и военная функции служили толчком к образованию и развитию города, а аграрная функция давала ему материальные и людские ресурсы, чтобы стать важным центром. Однако поступательное развитие города было возможно только при условии возникновения и совершенствования промышленной и торговой функции, иначе город либо переживал застой, либо вообще деградировал. Примерами деградировавших городов Зауралья являются Лозьвинск, Пелым. Оказавшись в стороне от транспортных путей, они полностью исчезли. По той же причине деградирует и становится заштатным г. Верхотурье, являвшийся первоначально крупным экономическим и таможенным центром. Зауральские города, расположенные на территории плодородных земель и вблизи торговых путей, утратив военно-стратегическую функцию, продолжают развиваться (Шадринск, Ирбит).
Необходимо отметить, что для формирования специфических особенностей городов Зауралья большее значение имеет специфика политических и экономических условий в государстве, нежели в регионе. Ибо в России, в отличие от Западной Европы, где уже в средневековье развитие городов определялось экономическими интересами жителей той или иной местности, наиболее значительную роль играли интересы расширявшейся империи. Согласно утверждению А. Сенявского, отечественная урбанизация в целом подчинялась универсальным закономерностям, однако в нашей стране появились и весьма существенные особенности, позволяющие говорить о специфическом российском варианте процесса урбанизации. Европейские города ещё в феодальные времена становились субъектами политической правовой жизни, опорой формировавшегося гражданского общества, тогда как города российские были всецело подчинены государству. Рассмотрим специфику функциональной структуры городов на разных этапах их формирования.
В основу выделения этапов развития городов нами положен функциональный принцип. Каждый этап выделен с учетом того, какая функция являлась профилирующей, определяющей значение города для государства и региона и способствовала развитию города.
О развитии в городах сельскохозяйственной, торговой и коммуникационной функций свидетельствуют следующие данные. По сведениям А.А. Кондрашенкова и А.А. Курочкина – авторов многочисленных исторических работ, посвящённых исследованию Курганской области, в 1665 году в Шадринской слободе «… было четыре двора пашенных крестьян и шесть дворов Беломестных казаков, общей численностью населения, примерно, 30 – 40 человек. … В 1686 г. в слободе было 137 дворов пашенных крестьян, 10 – Беломестных казаков и 41 драгун» (12, 22). Практически с самого начала своего существования Шадринская слобода становится житницей по снабжению хлебом служилых людей вплоть до Тобольска. Аналогичные особенности характерны для города Туринска. По данным Ф.К. Шорикова, «основной трудовой слой первых русских поселенцев Туринского края составляли так называемые пашенные крестьяне… Земледелие в Туринском крае по тому времени развивалось довольно быстро… К концу царствования Михаила Фёдоровича (в 40-е годы XVII века), хлебом, собранным в Туринском крае, не только удовлетворяли местные нужды, но и отправляли его в Тобольск, Пелым, оставляя при этом порядочный запас в царских житницах (амбарах). Второй слой трудового населения в первые годы заселения района русскими был представлен ямщиками. Третья группа – посадские и торговые люди». (17, 9-10)
Русские первопоселенцы Камышловского края также в огромном своём большинстве были государственными крестьянами. В Катайском остроге по описи Полозова в 1695 году насчитывалось следующее количество дворов, принадлежащих различным слоям населения: Беломестным казакам – 58, крестьянским – 269, всего – 327.
Таким образом, анализ экономических показателей и трудовой деятельности населения исторических городов Зауралья за период 1600 – 1700 гг., показал, что основу их функциональной деятельности на данном этапе развития составляла военно-оборонительная функция.
Итак, мы выделяем данный этап в развитии исторических городов на основании следующих особенностей:
Факторный анализ, проведённый нами, показал, что принципиальную роль в формировании функциональной структуры исторических городов Зауралья на данном этапе их развития играла совокупность государственных и региональных, политических и экономических факторов: мирные взаимоотношения с коренными народами Сибири; расширение всероссийского рынка; расширение внутреннего регионального рынка; развитие горнозаводской промышленности на Урале; развитие сельскохозяйственного производства в Зауралье; развитие транспортных путей, связывающих Европейскую часть с Уралом, Сибирью, Казахстаном.
Развитию торговой функции в городах способствовало их расположение на торгово-транспортных путях. В XVIII в. через исторические города Зауралья проходили следующие пути: Москва – Нижний Новгород – Казань – Оханск – Кунгур – Екатеринбург – Камышлов – Тюмень - Тобольск – Омск; Казань – Бугульма – Уфа – Бирск – Златоуст – Челябинск – Шадринск – Курган – Омск; Казанский путь проходил через Катайск (Казань – Уфа – Катайск – Тюмень - Тобольск).
Товары из Зауральских городов (сельскохозяйственная продукция) поступали в Сибирь, на Урал, в Европейскую часть России. В Зауралье, кроме Ирбитской ярмарки, имевшей всероссийское значение, значительную роль играли ярмарки в Шадринске, Далматово, Катайске. На эти ярмарки съезжались купцы из Тобольска, Екатеринбурга, Ирбита, Троицка, Челябинска и др. мест. На Ирбитскую ярмарку приезжали купцы из Центральной России, Сибири, Средней Азии и Китая. В середине XVIII в. через Шадринск проходят следующие пути: Сибирско-Ялуторовский тракт; Исетско-Екатеринбургский; Шадринско-Камышловский; Петропавловский тракт, соединяющий Шадринск с Курганом и Петропавловском .
Кроме того, в городах зарождается функция народного образования. Например, для Далматовского монастыря в начале XVIII в. она становится районообразующей, имея значение для достаточно обширной территории. «В 1719 г. открывается в монастыре первая в крае школа – училище, где обучались дети священноцерковнослужителей. … В 1735 г. учреждается славяно-российская школа. … Позже в 1761 г. открывается ещё одна школа славяно-латинская (семинария). В 1762 г. в ней обучалось 32 человека, а через год уже 83».
С 1779 года в монастыре функционирует Русская школа. В ней обучались дети Далматовского, Челябинского, Троицкого и Воскресенского уездов. Несмотря на трудности, уже в 1780 г. в ней обучалось более 200 человек. (8, 40). Туринск, превратившийся во второй половине XVIII в. в крупный центр хлебопашества в Зауралье и отправления хлеба в больших количествах в Сибирь, практически в это же время становится местом сосредоточения ремёсел, декоративно-прикладного искусства и живописной школы, торговли. В 1775 г. открывается школа в Ирбите, в 1789 г. – открыты малые народные училища в Ирбите, Туринске, Верхотурье и Шадринске, позднее образовательные учреждения появились в Камышлове.
Усиливается организующая функция городов: Шадринск (1782 г.), Ирбит (1775 г.), Камышлов (1781 г.) становятся уездными центрами.
Наиболее значительными экономическими центрами Зауралья на данном этапе эволюции городов являлись Ирбит и Шадринск. В Ирбите продолжает развиваться ярмарочная торговля, представляющая главный сектор его экономики; в Шадринске, одновременно с торговлей значительное место занимает сельскохозяйственное производство. Согласно сведениям об экономической структуре г. Шадринска, представленным М.Ф. Ершовым, «на протяжение XVIII в. жители города вели в основном розничную и мелко оптовую торговлю, захватившую большую часть населения Шадринска. При этом основная часть горожан не порывала с земледелием, в том числе и с пашенным. Достаточно быстро слобода стала житницей хлеба для обширных восточных территорий. В 1789 году в Шадринске появляется первая школа.
Камышлов и Катайск также являлись важными аграрными центрами с достаточно развитой торговлей.
В конце XIX в. начинает развиваться сфера обслуживания, например, в конце 80-х гг. в Шадринске был открыт обжорный ряд для крестьян, приезжающих на ярмарку. Развивается сеть трактиров и буфетов.
Таким образом, анализ функциональной структуры городов на данном этапе их эволюции, позволил нам выявить такие тенденции в её развитии, как значительное развитие торговли и формирование зачатков промышленности на базе её сельского хозяйства.
Итак, данный промежуток времени мы выделяем в отдельный период формирования функциональной структуры городов на основании следующих их признаков:
Увеличение объемов продукции было значительным (в Камышлове с 1860 по 1864 гг. прирост составил 73 %). Из этого не следует, что промышленность обрела черты устойчивого развития. В Ирбите, например, наоборот сократились объемы производства, рост промышленности был медленным. Это объясняется благополучием горожан и удаленностью от рынков дешевого сырья. Другой важной функцией городов являлась торговля. О значительном развитии торговли в городах свидетельствуют данные по оборотам ярмарок. Продолжает развиваться образовательная функция. Согласно статистическим данным 16 % населения Шадринска составляли ученики (10).
В конце рассматриваемого этапа исторические города Зауралья переживают экономический подъем. Рассмотрим функциональную структуру на примере Шадринска – типичного исторического города Зауралья.
О развитии экономики и социальной сферы в городе свидетельствуют данные о занятости населения.
К 1900г. в Шадринске занималось богослужением 59 чел., педагогической и медицинской деятельностью – 114, в административно-управленческом аппарате – 211. На доходы с капитала и с недвижимого имущества (домовладельцы) жили 215 чел. Всего в городе проживало 11686 жителей. Обороты промышленного капитала составляли 2,5 млн. рублей. О развитии сферы обслуживания можно судить на основании следующих данных: в 1910г. в городе было 3 гостиницы, 20 постоялых дворов, 25 трактиров, 2 типографии, 2 библиотеки, 1 театр, 1 клуб, 3 приюта. В конце 1913г. открыт ресторан «Урал». (8; 14)
О развитии и торговли свидетельствует наличие в городе в 1914 г. 17 торговых фирм и товариществ. Развивалась промышленность.
Если в 1900 г. в Шадринске числилось 750 наемных рабочих, то к 1916 г. на всех предприятиях было занято около 2 тыс. человек.
Итак, в течение рассматриваемого этапа функциональная структура городов приобретает следующие особенности:
Кривые генезиса и эволюции городов имеют много общего. С момента зарождения до конца XIX в. города постепенно развивались, сменяя ранг на более высокий, что обусловлено их выгодным экономико-географическим положением.
Для того, чтобы более точно определить роль и функции городов в момент их зарождения, мы разработали их функционально-генетическую типологию.
І. Монастырский город – организационный центр окружающей территории (Далматово).
Авторы работы «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» под «монастырским городом» подразумевают населённый пункт «ядром, которого, ведущей силой, доминантой топографии, а также сеньором является тот или иной крупный монастырь». (5, 292) Почти аналогичную функцию выполнял Далматовский монастырь по отношению к окружающей его территории; он своей хозяйственной деятельностью оказал значительное влияние на градообразовательный процесс и поэтому факт его возникновения определил тип города. Территория, принадлежащая монастырю и находящаяся под его защитой от набегов кочевников, становится центром концентрации населения, что способствует в дальнейшем возникновению города на этом месте.
О градообразующей роли монастыря и о его существенном влиянии на прилегающую территорию можно судить на основании следующих данных: «Далматов монастырь владел в 1719 г. одним селом и 12 деревнями, в которых было 137 дворовых с 1079 душами мужского пола» (18). «Монастырские крестьяне находились на положении крепостных. Они выполняли многочисленные феодальные повинности. Царское правительство покровительствовало Далматову монастырю, ставшему оплотом православия в Зауралье. В первой четверти XVIII в. здесь закончилось строительство монастырской крепости, охватившей площадь в 4,5 гектара. Далматов монастырь превратился в крупнейшего феодального вотчинника Исетского края» (12, 23).
Большую часть населения города составляли крестьяне, мещане и купцы, на основании чего можно утверждать, что к середине XIX в. основными градообразующими функциями г. Далматово были следующие: производство сельскохозяйственной продукции, торговля и организационная функция, осуществляемая монастырём. Несмотря на то, что духовенство и живущие при монастыре – не самая многочисленная категория населения – в их руках сосредоточена вся власть над территорией и её населением.
Итак, тип «монастырский город» выделен нами на основании следующих особенностей:
Отдельные страницы истории дописьменного периода возможно реконструировать только с помощью археологических исследований. На основе археологических материалов
15 10 2014
8 стр.
Демидионова Л. Н. Эпоха Возрождения – эпоха духовного прорыва средневековой Европы
16 12 2014
1 стр.
России название «Александровская эпоха» – действительно целая эпоха, наполненная отголосками европейских революций и гулом сражений наполеоновских войн
26 09 2014
1 стр.
Ключевского – эпоха «дворцовых переворотов». Причины: отсутствие ясности в вопросах престолонаследия, острая борьба различных группировок знати за власть
26 09 2014
1 стр.
Охватывают период от финального мезолита до энеолита
10 09 2014
1 стр.
Работа выполнена в гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
10 09 2014
4 стр.
23 09 2014
6 стр.
14 10 2014
1 стр.