История казахской литературы.-Алма-Ата, 1968, т.2
Магауин М. Кобыз и копье.-Алма-Ата, 1968
Жиренчин А. М. Из истории Казахской книги. Алма-Ата, 1987.
Кляшторный С.Г. Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992.
Алексеев М. П. Сравнительное литературоведение. - Л.: 1985.
Веселовский. А Н. Историческая поэтика. - Л.: 1996.
История всемирной литературы в 9-и т.т. - М.: 1983-1993.
Конрад Н. И. Запад и Восток. - М.: 1972.
Бектуров Ж.Ж. Проблемы семантики в поэзии жырау. //Исследования по истории и семантике стиха. –Караганда, 1989.
2. КодарА. М. Очерки истории казахской литературы. Алматы, 1999.
3. Исмаилов Е. Акыны. Алма-Ата, 1957.
4. Индийский стиль в поэзии на фарси конца ХVI – начала ХVII вв. Ташкент, 1971.
5. Кор-Оглы Х. Г. Туркменская литература. М., 1972.
История казахской литературы.-Алма-Ата, 1968, т.2
Магауин М. Кобыз и копье.-Алма-Ата, 1968
Жиренчин А. М. Из истории Казахской книги. Алма-Ата, 1987.
Кляшторный С.Г. Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992.
Алексеев М. П. Сравнительное литературоведение. - Л.: 1985.
Веселовский. А Н. Историческая поэтика. - Л.: 1996.
История всемирной литературы в 9-и т.т. - М.: 1983-1993.
Конрад Н. И. Запад и Восток. - М.: 1972.
Приложение № 1
Словарь литературоведческих
терминов, встречающихся в работе
Автор – творец чего, сочинитель, писатель. Автор – художник мыслит и творит образами, в его творчестве отражается талант, мировоззрение, мастерство и биография писателя. Напр: Чингиз Айтматов автор повести «Прощай, Гульсары!».
Аллегория –форм иносказания, условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа. Иносказание, выражающее конкретное изображение предмета или явления, заменяющее абстрактное понятие или мысль - трубка мира, лавровая ветвь, серп и молот. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах.
Анализ компаративный – тип анализа литературных явлений, основанный на сравнительном принципе изучения литературы.
Аналогия -сходство в каком-либо отношении между явлениями и предметами.
Антигерой -литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств.. Является своего рода ценностным ориентиром (доминантой) в культуре, литературе. В конкретном произведении определенного автора может получить свое образное воплощение. Например, в рассказе М.О. Ауэзова «Сиротская доля» таким сверхтипом «отрицательного» является волостной управитель Ахан.
Антиутопия – жанр художественной литературы, современное течение общественной мысли, которое ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить эти идеалы в жизнь сопровождаются катастрофическими последствиями. Осуществление утопии рассматривается как насилие над действительностью и человеческой природой. В антиутопии нашли выражение острая критика различных форм тоталитаризма, угрозы рационализированной технократии и бюрократизации общества.
Антропология художественная– научное направление антропологии и литературоведения, область теории литературы, исследующая образ человека, создаваемый писателем в художественном творчестве.
Аполог – притча, краткая иносказательная повесть, возникла как жанр на Востоке, предшественник басни.
Бата - благопожелание, первоначально было связано с магическим, шаманистским празднованием религиозных праздников и пелось в новолуние. Позднее, оно утратило свой песенный характер и произносится в связи с любым более или менее значительным событием в жизни казаха. Например, бабушка Газизы, в произведении М.О. Ауэзова, дает бата после ужина в честь случайного гостя волостного управителя Ахана.
Беллетристика – 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно "легкое чтение": массовая литературная продукция злободневно-модного или развлекательного характера
Блитература – синтез произведений двух этнически разных литератур, типологическая группа маргинальной литературы, объединяющая произведения одного автора, сочиненные на двух языках. Например, произведения Ч.Айтматова или О.Сулейменова, написанные на русском языке, основанные на мотивах, стиле киргизского и казахского народов.
Вводный эпизод - включение в художественное произведение сюжета, напрямую не связанного с основным повествованием, но подчиненного главной мысли произведения.
Взаимодействие литературное - разнообразные (контактные, генетические, типологические) типы связи художественных явлений литературы и других видов искусств, проявляющиеся в формах рецепции.
Виды искусства - многообразные формы художественного освоения действительности, отличающиеся объектом и способом освоения действительности и характером материала, из которого создается произведение искусства.
Внехудожественная реальность - форма первичной «объективной» реальности, являющейся центром и доминантой тематики искусства, предметом воплощения его в художественной модели мира.
Внутренняя речь -форма реализации самосознания; средство речевого самораскрытия героя; высказывания или
монологи, произносимые персонажем «про себя» и обращенные к самому себе. Может быть откликом на что-то увиденное или услышанное. Иногда строится как воображаемый диалог
.
Генезис литературный – происхождение литературных явлений. Зарождение и сходство мотивов в фольклоре и литературе объясняется теорией психологического параллелизма, то есть генезис мотивов объясняется общностью психологических предпосылок, сходство последующих комбинаций мотивов предполагает прямой или опосредованный контакт. Генезис сюжетных совпадений объясняется только контактными связями.
Герменевтика -искусство толкования текстов, напр.: классической древности, Корана; учение о понимании как методологической основе гуманитарных (в том числе и литературоведения) наук.
Говорящий человек – литературный персонаж, проявляющийся в художественной речи, в диалогах и монологах.
Гуманизм -отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к его достоинству
Деталь художественная -малое звено художественной предметности мира произведения, выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Различаются детали вещественные, портретные пейзажные, психологические.
Диахрония -1. Историческое развитие тех или иных знаковых систем (например, языка) как предмет изучения. 2. Метод анализа литературных явлений, принцип теоретического обоснования и объяснения аналогий, характеризующих историческую последовательность развития литературных явлений.
Жанр - 1). Литературные роды - исторически сложившиеся внутренние подразделения литературы в единстве специфических свойств его формы и содержания; 2). Литературные виды, на которые делится род на основе преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический); 3) конкретно-историческая литературная форма, включающая в себя типологические свойства родов и видов литературы, совокупность признаков композиционного, сюжетного, стилистического уровней, обобщая черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.
Жанровая сущность - жанровое содержание, противопоставляемое жанровой форме.
Жизнеподобие - прямое изображение реальности; создание иллюзии полного сходства жизни и ее художественного отражения; воссоздающая модель художественного отражения.
Заимствование – форма рецепции, аллюзия или реминисценция мало подвергшаяся трансформации. Заимствование предполагает воспринимающем встречное течение, сходное направление мышления, аналогичные образы фантазии.
Закономерности литературные – наднациональные закономерности литературного развития, являющиеся целью сравнительного изучения литературы.
Идеал -представление о совершенстве; изображение прекрасного как должного; высший образец духовной или физической красоты, добра, истины, которая может быть воплощена в человеке. И. -это соотношение художественного мира как он есть в жизни и каким представляется читателю.
Идеализация -последовательное приукрашивание реальности; приписывание человеку черт идеала; создание идеальных образов. Может быть преднамеренной и непреднамеренной.
Идейность -выраженность отношения автора к изображаемому; ясность авторского понимания и оценки отраженной в произведении действительности; выражение в художественном произведении мыслей автора о сущности представленных характеров и событий; четкая общественно-социальная позиция автора.
Идея художественная - выражение отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображенному; вариант решения главной проблемы.
Иносказание -скрытое упоминание каких-либо фактов, событий.
.
Интрига -способ организация действия в драматическом или эпическом произведении, при помощи сложных перипетий.
Историзм - способность художественной литературы точно передавать облик и дух исторической эпохи в конкретных человеческих судьбах и событиях. Присущ любому истинно художественному произведению, идет ли в нем речь о современности или далеком прошлом. Придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.
Историческая поэтика – построение истории всеобщей литературы на принципах сравнительно-исторического метода в литературоведении.
Картина мира - система интуитивных представлений о реальности у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. В то же время, можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству.
Катарсис -термин, употреблямый в эстетике. По Аристотелю, зритель трагедии испытывает душевное волнение: сострадание к герою, страх за его судьбу, что приводит его к катарсису - очищает его душу, возвышает, воспитывает его. «Очищение» человеческой души под влиянием страданий; своего рода «разрядка» -освобождение от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет изображения.
Классик -выдающийся писатель или поэт, чьи произведения признаны образцовыми на протяжении длительного времени. Формируется интересами и мнениями читателей. Могут быть национальными и имеющими всемирное значение
.
Классицизм -художественное направление, зародившее в ряде европейских стран в начале 17 века. Деятели литературы и искусства утверждали идею главенства интересов государства над интересами отдельной личности. Замкнутая эстетическая система классицизма требовала строгого деления на жанры, соблюдения трех единств, целостной композиции и монолитной характеристики героев, определенного стиля для разных жанров и определенных стихотворных метров и соблюдения других норм и правил.
Классическая литература -литература, которая достигла наиболее высокой степени совершенства и выдержала испытание временем, известная всему миру и признанная им, шедевры национальной и мировой литературы, сохраняющие значение бессмертного образца для всех последующих поколений.
Компаративистика– сравнительная филология, сравнительное языкознание и литературоведение; метод в литературоведении, рассматривающий мировую литературу как исторический процесс; цель литературной компаративистики – сравнительное изучение общих и специфических закономерностей мирового литературного процесса, создание исторической поэтики; сравнительное литературоведение, часть теории литературы.
Композиция -построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.
Контекст -система значений и понятий, выражающая неизмеримо больше, чем непосредственный смысл составляющих ее слов; законченное смысловое целое, определяющее звучание всего текста; конкретное о держание произведения, в пределах которого выявляется точное звучание слова или фразы. К. определяет единство смыслового содержания и речевой формы, законченность смысловой окраски, выражает эмоциональное и действенное отношение говорящего к тому, что говорится. В более широком смысле контекстом можно считать произведение в целом, а также литературные или другие обстоятельства, составляющие окружение текста.
Конфликт -острое cтолкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно возникающее противоборство, противоречие, столкновение между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть внешний (центробежный - прямые столкновения позиций и характеров) или внутренний (центростремительный -в душе героя).
Критерии - признак, на основании которого производится оценка, определение.
Критика литературная -часть науки о литературе, задачей которой является оценка литературных произведений с точки зрения современности и применительно к ее интересам, на основе как данных теории и истории литературы, так и всего круга социально-политических, эстетических и этических норм своего времени.
Критический реализм-литературное направление, возникшее в середине XIX в. и ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и мироустройства в целом.
Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Культура -исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Лейтмотив -термин, заимствованный литературоведением из музыки. Употребляется в различных значениях, наиболее распространенные - конкретный образ, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение, многократно повторяемая деталь или слово, служащее ключом для раскрытия замысла писателя.
Литература мировая – 1). Совокупность национальных литератур, литература народов мира. 2). Шедевры национальных литератур, синтез выдающих достижений мировой литературы. 3). Сумма взаимосвязанных или аналогичных для всех национальных литератур творений, система контактно – генетически и типологически связанных литературных явлений в художественно – эстетическом единстве картины мира. Содержание понятия мировая литература модифицируется и изменятся в зависимости от стадии мировой культуры, от определенной фазы мирового литературного процесса, той целостной картины мира, которая в каждой культурно-исторической эпохе отражена в литературе и искусстве при помощи доминирующего способа художественного мышления и эстетического идеала эпохи.
Литература художественная -искусство слова В центре внимания литературы человек, его отношения, его жизнь. Важнейшая функция литературы - эстетическая, то есть способность удовлетворять чувство прекрасного Будучи средством целостного, личностного постижения действительности, она хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, психологические, религиозные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка (художественная речь), приемов композиции. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменуют важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры.
Литературное направление -идейно-художественная общность творчества группы писателей, объединенных эстетической творческой программой. Литературные направления возникают, когда писатели достигают определенной степени творческой сознательности и сообща формулируют некоторые общие принципы своего творчества в программе, обосновывая их теоретически и воплощая их практически в своих произведениях.
Литературный процесс -историческое развитие и функционирование мировой литературы в целом и национальных литератур в частности,
их связи, взаимодействие, взаимовлияния обмен традициями.
Литературный язык - художественно обработанная, нормализованная образцовая наддиалектная форма языка, существующая в устной и письменной разновидностях и обслуживающая все сферы общественной и культурной жизни народа; язык художественной литературы.
Литературоведение -наука, изучающая литературу, ее развитие, ее особенности и свойства и ее оценки современниками.
Маргинальная литература -1) синтезированная межэтническая литература, сохраняющая в определенной степени типологические особенности двух взаимодействующих литератур; 2) художественно - стилевое течение в мировой литературе, образованное на стыке литературы и фольклора, религии, истории, науки, философии и других сфер общественного сознания.
Метод художественный или творческий - принцип отражения действительности, отражающий объективно, по законам самой действительности -реалистический, и отражающий по законам субъективного восприятия, по нормам и правилам, установленными самими авторами или автором –нереалистический.
Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания, совокупности приемов или операций практического или теоретического познания действительности. В литературоведении - раздел теории литературы, обосновывающий общие принципы изучения литературы.
Мировоззрение -система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Миф -1) древнее предание, рассказ; повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе и передающие представление древних о происхождении мира на земле и представляющий их мировоззрение; многозначное понятие, трактуемое в диапазоне от «вымысла» до «священной традиции, первородного откровения»; знание, передающее представления людей о мире, месте человека нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях; замкнутая символическая система, объединенная характером функционирования и способом моделирования окружающего мира; 2) мифотворчество, мифологический космогенез; носит характер веры и убеждения. Отражает стремление человека постичь закономерности и смысл бытия. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной и человека, о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация).
Мотив -минимально значимый компонент художественного содержания произведения, простейшая составная часть сюжета, подтема, сквозной образ или мысль произведения, простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке.
Образ художественный – форма отражения действительности искусством, конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни и связанной с ней природы, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.
Объект изображения – внутренняя сущность изображаемой реальности.
Онтология -раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. В современном литературоведении различаются онтологические жанры: притча, очерк и т. д.
Общность литератур- литературное сосуществование, близость которых обуславливается целым рядом факторов, в том числе интенсивностью межлитературных связей.
Пафос - в античной эстетике страсть, душевное переживание, связанное со страданием, обозначающая эмоциональную направленность произведения, страсть, оживляющую его, составляющую душу произведения, объединяющее чувство и мысль художника в единое целое.
Пейзаж - изображение картин природы.
Переносное значение -дополнительное значение слов возникшее в результате использования обозначения одного предмета по отношению к другому, в результате уподобления предметов
Периодизация литературного процесса – проблема сравнительного литературоведения, заключающаяся в выработке критериев исторической типологии мирового литературного процесса и межлитературных связей. По доминирующему складу общественного художественного мышления, по господствующему эстетическому идеалу можно выделить мифологический, авторитарный и гуманистический стадии мирового литературного процесса, можно выделить культурно-исторические и литературные стилевые эпохи ренессанса, барокко, просвещения, рококо, ампира, можно определить этапы по направлениям, течениям, жанрово – стилевым особенностям, литературным общностям. Периодизация – это внешнее и условное разделение времени процесса на определенные его отрезки – годы, десятилетия, столетия, тысячелетия – стадии, формации, эпохи, эры, этапы, периоды.
Перипетия - неожиданный поворот, осложнения, резкие изменения в сюжете, в судьбе героя произведения, один из важнейших элементов усложнения действия.
Перифраз - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Персонаж -общее название любого действующего лица литературного произведения, чаще употребляется ко второстепенным действующим лицам.. Часто употребляется в значении «литературный герой», «действующее лицо».
Повесть - эпический прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом, средняя форма эпической прозы), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий – эпизодов.
Подтекст - в художественной литературе скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.
Понимание - термин литературной герменевтики, которое рассматривает текст в едином комплексе: автор – произведение – читатель. Понимание осуществляется посредством речи, оно внерационально, немеханично, целостно. Понимание предполагает интуитивное постижение предмета и аналитическое истолкование.
Портрет - изображение какого-либо человека либо группы людей, существовавших или существующих в действительности. В литературном произведении изображение внешности героя, черт лица, фигуры, описание одежды, манеры держаться, в психологическом портрете автор стремиться через изображение внешности героя раскрыть его внутренний мир, его характер.
Поэтика - раздел теории литературы, изучающий систему средств выражения в литературном произведении. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств - звуковых, языковых, образных. Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств при создании "образа мира" и "образа автора" в отдельных произведениях или группе произведений. Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы в целом, в узком - с исследованием языка художественного произведения.
Притча - малый дидактико-аллегорический литературный жанр (небольшой рассказ) в иносказательном виде заключающий моральное поучение.
Проблема -сложный вопрос, поставленный в литературном произведении; та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем. Мысль по поводу того, как можно решить главную П. произведения, найденный автором вариант ее решения, называется идеей произведения.
Проза - один из двух типов литературного творчества, отличающийся от поэзии по форме и содержанию, и по своему месту в истории литературы. Проза - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи. Художественная проза (рассказ, повесть, новелла, роман) преимущественно эпична, в отличие от лирической и эмоциональной поэзии "интеллектуальна".
Прототип- реально существующий человек, которого автор использовал в качестве модели для создания литературного персонажа; реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой да создания того или иного художественного образа.
Рассказ -прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие. Фабула предельно простая: изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между. Действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Часто отмечается присутствие рассказчика.
Реализм - 1) художественный метод, общий типологический принцип отражения жизни, предполагающий воспроизведение действительности в формах самой жизни, правдивость в изображении деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах;
Реплика -лаконичное высказывание или речевой отклик в
диалоге. Форма речевого самораскрытия героя.
Ретардация – художественный прием задержки действия, включение в повествование дополнительных действующих лиц, вставных новелл, авторских отступлений, описаний природы, интерьера и так далее.
Рецепция –литературный процесс восприятия одного явления другим, в котором принимающее явление играет доминирующую роль. В литературной современной компаративистике различаются такие формы рецепции, как заимствование, подражание, стилизация, образная аналогия, перевод, аллюзия, реминисценция, импульс, пародия, травести.
Речь - словесное выражение мыслей, в художественной литературе средство воспроизведения жизни, материал художественного творчества. Речь состоит из слов, обозначающих отдельные предметы или их свойства, действия, отношения.
Род литература -определенный, исторически сложившийся способ изображения (образного воспроизведения) в художественном произведении действительности, человека в процессе жизни; большие группы литературно-художественных произведений, объединяемых своеобразием
хронотопа, способом изображения человека, формой присутствия
автора и характером обращенности текста к читателю. В художественной литературе известны три основных рода: эпос, лирика и драма.
Роман - большая форма эпического жанра литературы нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, отсюда большой объем сравнительно с другими жанрами
Символ - предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, которая определяет характер, качество символа. В основе своей символ имеет всегда переносное значение.
Синтез межлитературный – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, систему, которое осуществляется как в практической деятельности так и в процессе познания. В сравнительном литературоведении соединения литературных элементов двух литератур в одном произведении.
Система художественная -тип духовно-практического освоения мира, который имеет свою содержательную структуру, особенности художественной формы и составляет качественно своеобразный этап в поступательном художественном развитии.
Сказ-1) принцип повествования, основанный на стилизации в монологе стиля подставного рассказчика, как правило представителя какой-то общественно-исторической или этнографической среды. При этом создается иллюзия непосредственного рассказа- импровизации, форма сказа; 2) форма художественной литературы, построенная в основнном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно -повествоавтельной речи.
Сказание -повествование с историческим или легендарным содержанием. С. может касаться некоторых действительно имевших место в истории событий и реальных лиц, но оно не является исторически достоверным во всех подробностях, а иногда и в основе.
Сказка - один из основных жанров устного народного творчества, преимущественно прозаического характера, носящего форму фантастического, авантюрного или бытового рассказа с установкой на вымысел. Наиболее характерные группы сказок: о животных, волшебные, авантюрные, бытовые.
Сказка литературная -тесно связана с народной сказкой, но, в отличие от нее, имеет автора. С. л. выражает, в первую очередь, взгляд на мир, присущий конкретному писателю, а не всему народу, хотя внешне народная сказка и С. л. могут быть похожи.
Содержание и форма художественного произведения - выделяемые в процессе анализа его внутренние и внешние стороны, которые реально находятся в органическом единстве. Категории, присущие любому явлению природы и общества в литературном произведении обладают своей спецификой, имеют сложное многоступенчатое строение. Так, например, звуковая организация речи выступает как форма по отношению к семантике, художественному смыслу речи, в свою очередь смысл является формой сюжета произведения, а сюжет – формой, воплощающей характеры и события, которые являются формой художественной идеи, которая воплощает в себе глубинный смысл произведения. Иногда к форме относят художественную речь в единстве звука и значения и композицию произведения, а к содержанию сюжет, характеры, обстоятельства, целостный смысл (идейное содержание) произведения. В художественномм произведении содержание переходит в форму, форма в содержание.
Сопоставление – прием в сравнительном литературоведении, параллель, аналогия.
Социалистический реализм -нормативное направление в мировой литературе ХХ века, особенно характерное для литературы социалистического лагеря и советской литературы. Официальное, охранительное направление тоталитарной литературы, в котором идеологические принципы партийности и классовости доминируют над художественными критериями, утвердившееся в середине 20-х годов XX в.
Социально ориентирование литературоведение- литературоведение ориентирующееся на социальные ценности, отдающее приоритет в оценке художественных произведений классово - идеологическим факторам, его социальным аспектам, выраженных в следовании принципам партийности, классовости и другим нормам социалистического реализма или метода другой тоталитарной государственной системы.
Специфические и общие закономерности мирового литературного процесса– цель сравнительного изучения литературы вскрыть специфические закономерности мирового литературного процесса, которые находят себя прежде всего в контактно-генетических внутрилитературных связях, и общие закономерности, воплощающиеся в типологических межлитературных связях.
Сравнительное литературоведение– компаративистика, наука о литературе, отдельная область литературоведения, часть теории литературы, один из методологических принципов литературоведения.
Стиль-общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания; принципы построения художественной формы произведений, порожденными особенностями их содержания, непосредственно эстетически воспринимаемое свойство экспрессивно-образной формы произведений, взятое в конкретном единстве ее предметных, композиционных, речевых деталей.
Сюжет – способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий; система событий, составляющая содержание действия литературного произведения, динамический аспект художественного произведения. Тесно связан с идеей произведения и является средством ее реализации. В основе С. -конфликт
.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью.
Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности. Герменевтика занимается толкованием текста. Искусность построения текста изучает поэтика. Она исследует, как устроен текст, его структуру и композицию.
Текст в тексте - построение, характерное для повествовательных текстов ХХ в. и состоящее в том, что основной текст несет задачу описания или написания другого текста, что и является содержанием всего произведения. Происходит игра на границах прагматики внутреннего и внешнего текстов, конфликт между двумя текстами за обладание большей подлинностью.
<предыдущая страница | следующая страница>