Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7
Тема -то, что положено в основу произведения, главная мысль, положение или задача, о которой рассуждается или которую разъясняют; круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Тематика -постоянный круг тем в творчестве отдельного автора или литературе той или иной эпохи.

Тип- 1) форма, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками; образец, модель для чего-либо. 2) В литературе и искусстве - художественный характер, образ человеческой индивидуальности, наиболее вероятной, "нормальной", репрезентативной, "образцовой" для определенной общественной сферы ; обобщенный или заостренный образ человека, наиболее ярко выражающий особенности определенного социального слоя, национального менталитета, общечеловеческой страсти или порока, специфического умонастроения.

Типизация -способ художественного обобщения действительности и выражения ее характерных черт в конкретных образах; важнейшее средство пре­ображения правды жизни в художественную правду (правильное соотношение общего и индивидуального, позволяющее избежать одновременно и схематизма, и натурализма); свойство обобщенно (но легко узнаваемо) изображать какие-либо реалии действитель­ности: людей, общество, историческую эпоху, социальную среду, а также черты характера людей той или иной эпохи, социальной среды, нации, народа.

Типология – 1. Метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели, типа. 2. Результат типологического сопоставления, определение общих и специфических свойств сопоставляемых явлений.

Типологические связи – объективные связи между литературными явлениями (произведениями, стилями писателей в целом, литературными течениями, направлениями, жанрами, литературами эпох, определямыми социально-историческими, литературными, психологическими предпосылками, независимо от осознания этой связи самими писателями.

Традиции культуры- преемственная связь между старыми и новыми явлениями жизни или литературы; сознательная ориентация на художественные ценности прошлого; сумма знаний, представлений и ценностей, передаваемых по ходу времени от этноса к этносу внутри цивилизационно-культурной целостности. Могут проявляться как: а) повторение и варьирование художественных достижений прошлого, вплоть до полной тожде­ственности (преимущественно формальное воспроизведение струк­турных элементов культурного наследия); б) творческая, избира­тельная переработка предыдущего художественного опыта, его обо­гащение и развитие.

Фабула - термин с разноречивой интерпретацией, “сочетание фактов”, “ состав происшествий, являющий “основой и духом” художественного произведения.

Финал -заключительная часть в произведении; может представлять собой итоговое авторское выс­казывание.

Фрагмент-часть художественного произведения, обладаю­щая относительной самостоятельностью в его составе, способная выступать и рассматриваться как самостоятельное произведение.

Функция литературного искусства – роли, которые выполняет искусство в жизни человека и общества. Главная функция – эстетическая. Она фиксирует его антропологический аспект, воздействие искусства в целом, удовлетворение эстетических потребностей человека. Вторая функция связана с познавательной деятельностью человека. Третья связана с принадлежностью к предметной среде, окружающей человека. Эти функции можно назвать социально-организующими или воспитательными. Четвертые – коммуникативные, которые переводят вышеуказанные функции из ограниченного в общекультурный контекст

Характер художественный -образ человека, представленный в литера­турном произведении с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного; совокупность внешнего и внутреннего, индивидуальности и личности героя, под­робно обрисованных автором, а потому позволяющих читателям воспринимать персонаж как живое лицо; художественное описа­ние человека и его жизни в контексте его личности.

Хронотоп художественное время и художественное про­странство; пространственно-временная организация произведе­ния (термин М. Бахтина).

Художественная концепция -система воззрений на мир и место человека в нем, представленная в художественных образах. Может быть представлена в отдельном произведении писателя, во всем его творчестве, а также в литературе определенной эпохи.

Художественная модель мира – универсальная картина мира всего человечества, выраженная в художественных произведениях.

Художественность - специфическое качество произведений искусства, форма прекрасного, высший вид эстетического. В широком смысле слова - искусствоведческая категория, обозначающая общий родовой признак искусства, как образного отражения мира. В узком смысле - степень эстетического совершенства произведения, когда достигнута определенная гармония формы и содержания.

Цитата- форма литературной аллюзии, прямое копирование первоисточника, с прямым указанием на автора или произведение.

Шедевр -художественное произведение, признанное совершенным в своем роде, непревзойденным, превосходящим прочие

Шежире - ( казах. родословие ) - жанр казахского фольклора и литературы, в котором прослеживается генеалогия отдельного человека или династии.

Эксплицитный явно, открыто выраженный.

Экспозиция -введение в действие; изложение сведений, необходимых для понимания про­исходящего в дальнейшем; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий .

Эпизод - 1) в древнегреческой драме - часть действия между выступлениями хора; 2) отрывок, фрагмент художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.

Эпизодические персонажи -действующие лица, которые появляются в одном или двух эпизодах художественного произведения. Э. п. не должно быть много. Часто встречаются в рома­не, романе-эпопее.

Эпилог - в древнегреческой драме - заключительное обращение к зрителям, объяснявшее замысел автора, характер пьесы; в художественном произведении - заключительная часть, сообщающая о дальнейшей судьбе героев после изображенных событий.

Эпитет -художественное поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойстве предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание" и по поводу которого хочет выразить свое отношение обращает внимание на признак, сильнее других действующий на наше воображение, сообщающий речи большую изобразительность.

Эстетическая система – система художественной культуры: система жанров, система образов, стилевая система, система тем и идей, система художественных средств изобразительности и так далее.

Этнос – исторически сложившаяся общность людей с общими стереотипами поведения и мышления, общей культурой, языком и самосознанием. Термин близок к понятию "народ" в этнографическом смысле. В современном литературоведении употребляется часто вместо термина «нация», «национальный»; естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения и мышления коллектив людей, существующая как энергетическая система, противоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Язык художественной литературы -основное средство изображения картин жизни, художественных характеров и образов, которое использует в своем творчестве писатель, совокупность изобра­зительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического содержания в художественной литературе.

Приложение № 2

Сравнительная таблица о главных персонажах рассматриваемых произведении.

Произве-

дение


После сказки (Белый пароход)

Ч.Айтматов

Сиротская доля

М.Ауезов

Приключения Оливера Твиста

Ч.Диккенс

Имя,

Возраст


Мальчик (без имени), Род Бугу,

8 лет


Газиза,

Род Уак,


3 лет

Оливер Твист

9-10 лет


Место

Действия


Киргизстан

Побережье Иссык-Куля, горное ущелье



Казахстан

Аркалыкская степь



Великобритания

Лондон и его окрестности



Время действия

Середина 20 века

19 век

19 век

Информация о родителях


«Он никогда не видел ни отца, ни матери». Мать – …«работала она на какой-то большой фабрике ткачихой. У нее новая семья- две дочери, которых она сдает в детсад и видит только раз в неделю. Живет она в большом доме, но в маленькой комнате, до того маленькой, что повернутся негде»… «А муж ее будто шофер, возит в автобусе народ по улицам. Уходит в 4 утра и допоздна. Тоже работа тяжелая»… «на очереди они на новую квартиру. Когда получат неизвестно. Но когда получат, заберет сынишку, если муж позволит»…

Отец- …«все также матросом служит на каком-то пароходе, и что у него тоже новая семья, дети, то ли двое то ли трое. Живут возле пристани. Будто бы бросил пить. А жена новая всякий раз выходит с ребятишками на пристань его встречать»…



Мать- слепа, «…после похорон» отца и брата Газиза «соринка попала в глаза матери. Слезы погасили в них свет…»

Отец –поехал выручать «добро Дюсена-Болтуна», «дней 20 обивал пороги у тобыктинских аксакалов». «вернулся со всем угнанным скотом». «..занемог в дороге. Как вернулся слег. И не поднялся кормилец. Сам ушел невозвратно и младшенького своего увел…».



Агнесс Флеминг- мать, Эдвин Лифорт- отец. Оливер их незаконный ребенок.

«…он одурачил девушку сказкой, будто какая-то загадочная тайна… препятствует в настояшее время его бракосочетанию с ней, и она жила терпеливо доверяясь ему… в то время ее оставалось всего несколько месяцев до родов...». «отец девушки узнал все правду со всеми преувеличениями.… Под гнетом стыда и бесчестия он бежал со своими детьми в самый отдаленный уголок Уэльса… спустя некоторое время его нашли мертвым в постели. За несколько недель до этого девушка тайком ушла из дома… и умерла при родах в работном доме…»





Информа-ция о второстепе-нных героях

Дед Момун (Расторопный Момун)

Бабка «чужая» (2 жена Момуна)

Тетка Бекей (сестра матери, дочь Момуна) – «бесплодная как хлыст шайтана»

Объездчик Оразкул (муж Бекей)

Рабочий Сейдахмат

Гульджамал (жена Сейдахмата)

Их дочь 1 год

Шофер Кулубек



Ахан – волостной управитель

Калтай – слуга и приспешник Ахана

Бабушка Газизы

Мать Газизы

Дюсен (Болтун)

Марден – бай род Тобыкты (сватается к Газизе)



Феджин-(«старый еврей»)-

Джек Даукинс (Ловкий Плут) - вор

Чарли Бейтс - вор

Мистер Бамбл- приходской бидл

Миссис Манн (Миссис Бамбл) – работного дома

Сауербери- гробовщик

Ноэ Клейпол-ученик Сауербери

Мистер Браунлоу –друг Эдвина Лифорта

Мистер Билл Сайкс

Ненси –подружка мистера Сайкса

Роз Флеминг -младшая сестра матери Оливера, воспитанница Миссис Мэйли


Рассказ в рассказе

Легенда о Рогатой Матери Оленихе

Родная песня

Ветер Сан-Таш

Чыпалак


Легенда о Кушикпай - родоначальник жителей долины




Портрет

и характеристика



«...у мальчика были оттопыренные уши, тонкая шея и большая, круглая голова»; «ресницы длинные, как у телка, и все время хлопают отчего-то сами по себе»; «единственный мальчишка на все три двора»; «один, без друзей жил мальчик в кругу тех нехитрых вещей, которые его окружали»; «надо лечь на спину и смотреть на небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь… будут превращаться во все, чего ты не захочешь. Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. Надо только уметь узнавать, что изображают облака»; «любил разговаривать сам с собой»;

«…третья-девочка тринадцати лет»; «… и только младшая, Газиза, тоненькая и нежная, с круглым, слегка веснушчатым лицом, мила - от нее трудно оторвать взгляд. Она быстра и изящна как козочка. А недетская печаль

в ее робко опущенных глазах придает ей особую привлекательность. Пожалуй, в них и не печаль, а скорее мольба, наивная и трогательная …»; «не понимает, маленькая людского коварства …»; «девочка смущенно, испуганно кланялась, уходила в другую комнату, стояла там в темноте и дрожала »; « …маленькая, дочь своего совестливая отца, правнучка строптивого Кушикбая…».



«…когда Оливеру

Твисту исполнилось девять лет, он был бледным, чахлым ребенком, малорослым и несомненно тощим. Но природа заронила добрые семена в грудь Оливера, и они

развивались себе на свободе…»; «…Оливер и в самом деле был бы христианином и на редкость хорошим

христианином, если бы молился за тех, кто его кормит и о нем заботится…»; «Он был совсем ребенок, впал в

отчаяние от голода и стал безрассудным от горя…»; «…бледное, испуганное лицо Оливера Твиста…»; «…глядел со страхом и ужасом «Такой одинокий, очень одинокий! Все

меня ненавидят…».





<предыдущая страница


Кожбаева Гульбакыт Канатовна магистерская диссертация

Охватывает 1860-е годы. В это десятилетие Диккенс создает романы «Большие ожидания». Конец творческого пути незаконченный роман «Тайна Эдвина Друда», завершить который помешала сме

1419.25kb.

16 12 2014
7 стр.


Магистерская диссертация

Дискриминация на рынке труда: теоретические аспекты и вопросы измерения 5

2849.83kb.

09 10 2014
26 стр.


1. фио: Али Элерэн Звание: доцент Образование

Магистерская диссертация: “Küçük ve Orta Ölçekli İşletmelerde Kuruluş Yeri Seçimi ve Afyon Mermer Sektöründe Bir Uygulama”, akü S. B. E,1995,Afyonkarahisar

110.51kb.

11 10 2014
1 стр.


Прагматическая адаптация профессионально-ориентированной лексики при обучении переводу (на материале парфюмерных обзоров и ревю) Реферат диссертации на соискание академической степени магистра гуманитарных наук по

Магистерская диссертация выполнена на кафедре «Иностранные языки и перевод» Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата

386.82kb.

25 12 2014
2 стр.


Диссертация на соискание академической степени магистра естественных наук по специальности 6N0601 Математика Реферат

Общая характеристика работы. Магистерская работа посвящена исследованию различных условий абсолютной сходимости и суммируемости ряда Фурье сжатых функций по тригонометрической сист

61.77kb.

14 12 2014
1 стр.


Черного Алексея Ивановича по кафедре Пастырского и нравственного богословия «Опыт работы Католической Церкви Германии со студентами светских высших учебных заведений (на примере епископии Мюнстер)» Магистерская диссертация

Опыт работы Католической Церкви Германии со студентами светских высших учебных заведений

38.31kb.

04 09 2014
1 стр.


ӨМҮр баян жана макалалардын тизмеси аты, жөнү: Юмит Дикмен Туулган жылы:: 3 Январь, 1976 Билими

Доктордук диссертация /Жетишүү иши/Адистик боюнча диссертация темасы Жана жетекчиси (кеңешчилери)

25.73kb.

12 10 2014
1 стр.


Министерство экономического развития и торговли РФ

Магистерская программа «Математика» направлена на подготовку исследователей в области

157.52kb.

10 10 2014
1 стр.