Конспект урока по природоведению. 4 класс.
Тема урока: Тундра.
Цели урока: 1) Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
2)Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
3) Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа определителя «От земли до неба».
Оборудование: Карта природных зон; картины с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал; гербарный материал, фотографии, рисунки учеников на тему «Арктика».
Приглашён гость Тихонов А.И.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
2.Проверка знаний.
Работа с картой:
-Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.
-Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок)
-Выступления учащихся по индивидуальному заданию.(О белых медведях, о моржах, о тюленях).
-Рассказ одного ученика об арктическом заповеднике на острове Врангеля.
Тест «Арктика»
1.Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2.Территория зоны…
а) густо заселена;
б) не имеет коренного населения.
3.В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия.
4.В ледяной зоне растут …
а) кедры, берёза, черёмуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5.В Арктике обитают животные:…
а) бобры, нутрии, хомяки:
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, белые медведи, тюлени.
6.Большое скопление птиц на скалах называют…
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары».
7.Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей;
б) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары»
Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
Разгадывание кроссворда.
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2 .Птица с необычным красным клювом. 3.Название острова, на котором расположен заповедник .4. Арктика- царство снега и … .5.Растения, живущие в толще воды. 6.Вид рыбы, обитающий в северных морях.
-Вот кроссворд мы разгадали,
Об Арктике вспоминали.
А чтобы тему урока узнать,
Надо ключевое слово искать.
-Ключевое слово: ТУНДРА.
111.Работа над новой темой.
Ребята, как вы узнали, цель нашей работы на уроке—путешествие по тундре .Найдите эту природную зону на ваших картах. Что можете сказать об этой зоне?
(Ответы детей)
-Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Исходя из сказанного и опираясь на ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой представляете вы эту зону. (Ответы детей).
Работа по учебнику. Чтение учащимися о климате тундры.
Составление схемы:
ТУНДРА
равнина
вечная мерзлота
суровая зима (t до -50)
прохладное короткое лето
Работа по группам.(Ботаники, зоологи, экологи). (Самостоятельная поисковая работа по данным карточкам- «помогайкам»).-5-6 мин.
Выступления ботаников, зоологов.
,
Выступление экологов.
-Ребята, очень приятно было работать на уроке. А теперь запишите в своих тетрадях названия растений и животных, которых вы запомнили.
Сейчас приглашаем нашего гостя Тихонова А.И.. (Рассказ с использованием фотосъёмок, показ по компьютеру).
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Индивидуальные задания. Стр. 87-97.