Тема. «Мойка автомобиля на предприятии автомобильного сервиса»
Для сохранения лакокрасочного покрытия кузова, обеспечения качественного осмотра и выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобиля, для поддержания его кузова и других элементов автомобиля в чистоте проводятся работы по мойке автомобиля.
Процесс мойки легковых автомобилей характеризуется, во-первых, объемом загрязнений, во-вторых, применением моющих средств. К основным потребляемым в ходе мойки автомобилей ресурсам относятся: оборотная, свежая и сточная вода, тепловая и электрическая энергия.
Исходя из назначения мойки, можно выделить такие ее виды:
-
мойка как вид услуг и как самостоятельное специализированное предприятие (пункт мойки);
-
коммерческая мойка на СТО;
-
технологическая мойка:
-
для автосервиса;
-
для предпродажной подготовки;
-
в цехе (на станции) восстановительного ремонта кузова предназначена для мойки поверхности кузова после или перед операциями подготовки или окраски, полировки;
-
технологическая мойка деталей в цехе ремонта двигателей и агрегатов;
-
технологическая мойка мелких и точных деталей при их ремонте и восстановлении (используется при ремонте турбокомпрессора или топливного насоса высокого давления, других деталей систем впрыска двигателя. В последнее время для этих целей все чаще используют ультразвуковую мойку, которая позволяет удалить все виды загрязнений из самых недоступных мест наиболее сложных деталей. Для очистки деталей при ремонте автомобилей используются также пескоструйные агрегаты).
При
ручной контактной мойке производится самая тщательная и аккуратная чистка автомобиля, т.к. мойщик вручную удаляет все загрязнения автомобиля, постоянно контролируя процесс мойки. Главным недостатком такого способа является очень низкая скорость выполнения работ.
Ручная бесконтактная мойка осуществляется аппаратом высокого давления. Это значительно ускоряет процесс чистки автомобиля, но в то же время снижает качество мойки. Такой тип мойки можно использовать после автоматической мойки автомобиля для удаления загрязнений в местах, недоступных для автоматической мойки (днище автомобиля, колесные арки и др.). Обычно такой способ мойки значительно дороже автоматического.
Бесконтактная мойка автомобиля:
-
подразумевает отсутствие контакта с лакокрасочным покрытием на всех этапах мойки до сушки кузова;
-
не требует подготовки автомобиля, например снятия багажника или антенны;
-
быстрее и безопаснее обычной мойки автомобилей;
-
включает в себя несколько этапов технологического процесса:
-
этап – облив кузова водой с использованием аппарата высокого давления (с подогревом или без подогрева воды), с помощью чего удаляются крупные фракции грязи с кузова, колес, дисков.
-
этап – нанесение на кузов активной пены – очищающего средства, созданного на основе современных поверхностно-активных веществ и специальных добавок, усиливающих моющую активность. Применение активной пены при бесконтактном способе мойки автомобиля позволяет осуществить обработку в щадящем режиме, благодаря чему исключена возможность образования так называемой «паутинки» на лакокрасочном покрытии. При этом обрабатываются такие труднодоступные места как резинки уплотнения, места примыкания фар, зеркал, а также колеса и диски автомобиля. По истечении нескольких минут после нанесения активная пена растворяет грязь и отложения.
-
этап – очистка с помощью струи воды из аппарата высокого давления поверхности автомобиля от грязи и остатков моющего средства. Вода сгоняется со стекол специальными скребками, воздухом продуваются резиновые уплотнители окон, «дворники», дверные ручки и замки.
Аппараты высокого давления (АВД) делятся на полупрофессиональные и профессиональные; профессиональные, в свою очередь, делятся на коммерческие и индустриальные.
Полупрофессиональные АВД подходят только для мелкой работы, не предназначены для непрерывного использования. В основном это маленькие по габариту и весу аппараты без подогрева воды.
Существуют АВД для подачи холодной и теплой воды. Если воду подогреть, производительность и качество мойки возрастут. Это позволит эффективнее нанести полироли или воск.
Аппараты профессиональной группы могут работать непрерывно, дороже бытовых, больше по габаритам, массе, имеют дополнительное приспособления (насадки, шланги, барабан с ручкой для их намотки, напорный шланг).
Автоматическая портальная мойка (мойка портального типа) Скорость работы такого типа моек в несколько раз выше, чем у моек ручного типа. Недостаток такого способа – дороговизна оборудования. Мойка портального типа:
-
представляет собой П-образную конструкцию, на которой смонтировано моечное оборудование: пара вертикальных щеток, одна горизонтальная и вентиляторы для сушки (сушильный агрегат);
-
практически исключает участие человека в процессе удаления загрязнений с поверхности автомобиля (работнику необходимо только задать программу мойки);
-
предназначена для санобработки легковых и грузовых автомобилей;
-
может мыть также колесные диски, днище машин, наносить пену;
-
в зависимости от выбранной программы совершает два перемещения вдоль автомобиля вперёд-назад за полный цикл, выполняя следующие операции: мойка с шампунем, мойка и нанесение воска, сушка крыши, сушка боков;
-
используется на отдельных специализированных мойках, крупных станциях технического обслуживания.
В портальной мойке автомобиль заезжает на платформу и мойка сама перемещается относительно автомобиля.
Есть безщеточные портальные мойки (в них машина моется просто под сильным напором воды).
Существуют двухпортальные мойки. Операции мойки и сушки разделены в двух подвижных арках. Обычно мойки такого класса устанавливают там, где из-за недостатка места невозможно установить мойку туннельного типа.
Портальные мойки высотой 2,1-2,7 м могут обслуживать легковые автомобили и микроавтобусы, а высотой 4,2-4,5 м предназначены главным образом для обслуживания грузовых машин.
Автоматическая туннельная мойка имеет еще большую производительность, и большую стоимость оборудования, требует больших площадей для установки. Для оправдания затрат на приобретение такой мойки необходимо обслуживать огромное количество автомобилей за единицу времени.
Туннельные мойки:
-
предназначены только для легковых автомобилей;
-
представляют собой целый комплекс устройств, через которые автомобиль последовательно провозится на транспортере. Автомобиль на линии проходит, при необходимости, через ручной гидроочиститель, систему среднего и высокого давления подачи воды и технологических жидкостей, набор механических щеток и оборудования для воскования и сушки.
Туннельная линия:
-
имеет несколько программ для различных типов автомобилей;
-
снабжена замкнутой системой очистки воды, которая может использоваться в течение трех месяцев;
-
может оборудоваться щётками для колесных дисков, горизонтальными продольными щётками для нижней части боковых поверхностей автомобиля (на уровне порогов), устройством для мойки днища, оборудованием для предварительного обмыва и нанесения активного моющего средства.
Через «туннель» автомобиль проходит только один раз.
Для управления автомойкой целесообразно иметь подготовку по следующим вопросам: Тенденции автомоечного бизнеса. Документооборот автомойки. Требования государственных органов: Центр гигиены и эпидемиологии, экология, охрана труда. Требования безопасности при выполнении работ. Мойка: этапы проведения работ; оборудование (виды оборудования; эксплуатация и обслуживание; минимально необходимый комплект; поставщики); расходные материалы (виды химических средств и расходных материалов и поставщики; методика использования расходных средств; нормы расхода и способы учета).
Мойка как самостоятельный вид услуг предполагает создание самостоятельных или на заправках, в комплексах пунктов мойки. Для их оснащения используются туннельные мойки, портальные мойки, бесконтактные ручные стационарные или мобильные мойки.
Коммерческая мойка располагается таким образом, чтобы на нее можно было заехать прямо с проезжей части дороги и ею удобно было пользоваться клиентам, прибывшим только для того, чтобы помыть автомобиль. К расположению технологической мойки предъявляются другие требования: она должна вписываться в технологический цикл автосервиса. Мойка смешанного назначения – технологическая и коммерческая – проектируется в том случае, когда ее пропускная способность больше технологической потребности.
Мойки бывают стационарные и передвижные. Передвижные для перекатывания по ровному полу имеют обрезиненные пластиковые колеса. Для перекатывания по неровностям используются пневматические надувные колеса. Некоторые стационарные мойки комплектуются двумя пистолетами, что повышает производительность.
Технологически необходимое число производственных рабочих принимается исходя из моечного оборудования. Для обслуживания портальной мойки необходим один производственный рабочий, в его задачу входят правильная установка автомобиля на рабочее место, выбор программы мойки на пульте управления, выпуск машины с места мойки, ежедневный осмотр оборудования на наличие повреждений, износов и пр., поддержание участка в чистом состоянии и другие обязанности.
Посты мойки на СТО могут иметь коммерческое, технологическое или смешанное (и коммерческое, и технологическое) назначение. Чем меньше мощность станции, тем больше возможностей для использования мойки в коммерческих целях.
Если пост мойки планируется использовать в коммерческих целях, он проектируется таким образом, чтобы быть удобным для владельцев, которые приехали только помыть автомобиль или привести в порядок салон. Рациональным является расположение мойки на СТО в отдельном помещении. Как правило, даже на крупных СТО создается один пост мойки. Есть СТО, которые имеют два поста мойки и два поста ухода за салоном и других работ по уходу за автомобилем. Такое количество моечных и уборочных постов предусмотрено с целью создания удобств для клиентов и загрузки производства: они рассчитаны на пиковые нагрузки.
Количество постов моек на станции зависит от производственной программы. Как правило, даже на крупных СТО создается один пост мойки. Есть СТО, которые имеют два поста мойки и два поста ухода за салоном и других работ по уходу за автомобилем. Такое количество моечных и уборочных постов предусмотрено с целью создания удобств для клиентов и загрузки производства: они рассчитаны на пиковые нагрузки.
Тема. Ремонт автомобилей и гарантийная работа
Вопрос 1. Ремонт автомобилей
Ремонт – комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата.
Разборочно-сборочные работы включают снятие и установку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей осуществляют в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций.
Сварочные работы включают операции по сварке деталей кузова и его механизмов.
Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении искажений геометрических размеров кузова, т.е. перекосов кузова.
Окрасочные работы предназначены для восстановления лакокрасочного покрытия кузова со снятием старого лакокрасочного покрытия, подкраски местных повреждений, окраски отдельных деталей кузова и нанесения различного вида защитных слоев.
При ремонте электрооборудования выполняют зачистку и проточку коллекторов электродвигателей, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов.
Отказы и неисправности, возникающие в результате снижения механической прочности, коррозии, повреждений, являются причинами, вызывающими необходимость текущего ремонта. Все работы текущего ремонта выполняются по потребности, выявляющейся в результате наблюдения за работой автомобиля на линии, при контрольно-диагностических работах и в ходе технического обслуживания. Объем работ текущего ремонта определяется по удельным нормативам трудоемкости. По своему характеру и месту весь объем работ текущего ремонта подразделяется на две части:
-
работы, проводимые на постах текущего ремонта;
-
работы производственно-цеховые, проводимые в цехах, на участках, в отделениях и т.п.
Все работы в зависимости от места выполнения разделяются на пять групп: сверху – работы, выполняемые над смотровой канавой (сверху автомобиля); снизу – работы, выполняемые над смотровой канавой (снизу автомобиля); в кабине – работы, требующие нахождения исполнителя в кабине; в салоне – работы, требующие нахождения исполнителя в салоне; сбоку – работы, требующие нахождения исполнителя сбоку автомобиля.
Наибольшее распространение получили следующие методы ремонта машин:
-
необезличенный – сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей определённой машине;
-
обезличенный – не сохраняет принадлежность восстанавливаемых составных частей к определённой машине.
Рис. 1. Схема технологического процесса капитального ремонта автомобиля
Рис.2. Первый вариант ремонта
Рис.3. Второй вариант ремонта
Вопрос 2. Гарантийная работа с автомобилями
Гарантийный автосервис заключается в своевременном проведении работ, обеспечивающих бесперебойную эксплуатацию автомобилей. Организация проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей в гарантийный период эксплуатации регламентируется «Положением о гарантийном обслуживании легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».
Таблица 1
Гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт
-
Гарантийное
обслуживание
|
Гарантийный ремонт
|
Представляет собой комплекс работ (операций), связанных с реализацией гарантийных обязательств предприятия-изготовителя и направленных на предупреждение отказов и неисправностей, вредного влияния на окружающую среду, обеспечение полной работоспособности автомобиля в пределах эксплуатационных характеристик, установленных предприятием-изготовителем. Гарантийное обслуживание осуществляется бесплатно.
|
Это комплекс работ (операций), связанных с реализацией гарантийных обязательств предприятия-изготовителя и направленных на устранение неисправностей (как несоответствий требованиям нормативных документов), возникших как проявление скрытых дефектов конструктивного и производственного характера (детали, узлы, агрегаты вышли из строя по вине изготовителя по причине дефекта материала или изготовления), и восстановление полной работоспособности автомобиля в пределах эксплуатационных характеристик, установленных предприятием-изготовителем. Гарантийный ремонт при условии соблюдения правил эксплуатации автомобиля производится за счет завода-изготовителя. Ремонт деталей, узлов, агрегатов происходит в соответствии к техническим рекомендациям и перечню обязательных работ, обозначенных изготовителем в соответствующих нормативных (эксплуатационных) документах. При гарантийном ремонте запрещается использование восстановленных запасных частей.
|
В договоре на выполнение гарантийного обслуживания устанавливаются:
-
наименование, марка и модель (модификация) автомобилей, подлежащих обслуживанию;
-
виды, периодичность и объемы работ по обслуживанию;
-
сроки и стоимости выполнения работ;
-
показатели качества обслуживания, гарантии;
-
порядок взаимодействия юридических лиц, участвующих в процессе обслуживания; их права и обязанности.
Организация гарантийного обслуживания автомобилей осуществляется соответствующими службами автозаводов через заводскую фирменную сеть СТО, а также другими станциями обслуживания на договорных началах с заводами-изготовителями автомобилей. Отношения между заводом и дилером по организации выполнения гарантийных работ регулируются договором. Создание (формирование) сети предприятий по гарантийному обслуживанию может производиться на основе собственных мощностей по обслуживанию или с привлечением мощностей третьих лиц – СТО на договорной основе. Непременным условием заключения такого рода договора является наличие у подрядчика (третьего лица) сертификата на выполнение работ по обслуживанию и ремонту автомобиля данного типа.
При гарантийном ремонте и техническом обслуживании на автомобиле устраняются все дополнительно выявленные недостатки производственного характера. Недостатки, возникшие по вине предприятия сервисно-сбытовой сети при проведении гарантийного ремонта, устраняются за счет этого предприятий. При выдаче автомобиля после гарантийного ремонта владельцу выдается заказ-наряд с печатью (штампом) предприятия сервисно-сбытовой сети, а при техническом обслуживании и кассовый чек за выполненные услуги.
Дата, номер акта гарантийного обслуживания и наименования работ по гарантийному ремонту фиксируются в сервисной книжке и заверяются подписью ответственного лица и печатью (штампом) предприятия, проводившего эти работы.
Независимо от форм организации технического обслуживания ответственность за его своевременное проведение возлагается на владельца автомобиля в соответствии с рекомендациями Руководства по эксплуатации.
Литература
По теме 1 «Понятие об автомобильном сервисе»
-
Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник / Грибут И.Э., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2008. – 477 с. (Сервис и туризм).
-
Александров Н. Послевоенный автобум // Новости авторемонта Сентябрь 2005 (40).
-
Волгин В.В. Автосервис. Производство и менеджмент: Практическое пособие. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 520 с.
-
Волгин В.В. Автосервис. Организация, управление, анализ. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005.
-
Гладкий А.А. Как обманывают в автосервисе. – СПб.: Питер, 2008 (Серия «Автодело»).
-
Ежов А. Очаг возгорания // За рулем – Регион.– август 2008. – №15. – с.60-61.
-
Журнал «Ремонтная зона».
-
Залуговский С. Бизнес вдоль большой дороги // Деловая неделя. – 2007. – №24. – с.36-38.
-
Исхаков Н. Управление кузовным цехом. Постановка задачи // Автомобиль и сервис. – февраль 2007. – с.40-41.
-
Исхаков Н., Шубин А. Управление кузовным цехом. Организационная структура: расстановка сил и распределение средств // Автомобиль и сервис. – март 2007. – с.14-16.
-
Исхаков Н. Управление кузовным цехом. Новый кузовной цех // Автомобиль и сервис. – май 2007. – с.36-38.
-
Казаков С.В. Автосервис. Защита прав потребителей – М.: «ГроссМедиа», 2006.
-
Кашникова К.В. Сервис в России: десятка самых популярных и востребованных услуг / К.В. Кашникова, А.В. Палагина. – М.: ГроссМедиа, РосБух, 2008. – 176 с. (Отраслевой учет).
-
Карташов В.П. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей / В.П. Карташов, В.М. Мальцев. – М.: Транспорт, 1979. – 215 с.
-
Колисниченко Д. Что делать, чтобы не надули в автосервисе. Советует и рекомендует президент клуба «BMW» / Денис Колисниченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
-
Корин А. Родом из затонувшей Атлантиды // Аналитический журнал «Русский предприниматель» – февраль 2003. – №2 (11).
-
Крамаренко Г.В., Барашков И.В., Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1982. – 368с., ил.
-
Круглов Л. Автосервис во времена золотого века // Новости авторемонта (53) Октябрь 2006.
-
Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. – М.: Транспорт, 1999. – 270 с.
-
Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Масуев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с.5-8, 19-20, 90-95, 136-139.
-
Павлов О.В. Мои права в автосалоне и автосервисе / О.В. Павлов. — М.: Эксмо, 2008. – 32 с. – (Правила Дорожного Движения).
-
Причины неисправностей легковых автомобилей/В.В. Волгин. – М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 111с.
-
Румянцев С.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для ПТУ. – М.: Машиностроение, 1989.
-
Семенов Н.В. Техническое обслуживание и ремонт автобусов. – М.: Транспорт, 1987.
-
Сервис по полной // За рулем – Регион. – №20. – октябрь-ноябрь 2008. – с.83.
-
Сербиновский Б.Ю., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Напхоненко А.А. Экономика автосервиса. Создание автосервисного участка на базе действующего предприятия. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: изд-во «МарТ», 2006.
-
Смирнов М. «Арманд Пежо» – качество вежливости // Автомобиль и сервис. – май 2008. – с.8-10.
-
РД 26000.37.101.0057-2004 «Положение о фирменном техническом обслуживании и ремонте автомобилей на предприятиях сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» – Дирекция по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию ОАО «АВТОВАЗ», Введен 01.09.2004 г.
-
РД 37.101.0232-2003 «Положение о гарантийном обслуживании автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ». Введен 25.09.2003 г.
-
Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей / А.А. Газарян. – М.: Транспорт, 1989. – 255с.
-
Управление автосервисом. Учебное пособие / под общей ред. д.т.н., профессора Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
-
https://aforizm.name/post_1196102772.html.
-
https://www.lkforum.ru/
-
https://service.autovek.ru/
-
https://service.autovek.ru/remont/index.khtml.
По теме 2 «Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту на предприятиях автосервиса»
-
Правила сертификация услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (приняты Постановлением Госстандарт РФ от 6 апреля 2001 г. №33).
-
Волгин В.В. Автосервис. Создание и сертификация: Практическое пособие. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 620 с.
-
Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11 ноября 1994 г. №21).
По теме 3 «Понятие о формировании услуг в автосервисе»
-
Минавтотранс РСФСР. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1986. – 114 с.
-
Общероссийский классификатор услуг населению. ОК002-03. Госстандарт России. – М.: Изд-во Стандарты, 1994. – 96 с.
-
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1986.
-
Постановление Правительства Москвы от 17.09.2004 №572-ПП «О дальнейшем развитии и повышении качества технического сервиса автомототраспортных средств и самоходной техники в городе Москве» (вместе с Приложением 1 и 2).
-
Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД. 37.009.026-92 (утв. Приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома РФ от 1 ноября 1992 г. №43).
По теме 4 «
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий автосервиса»
-
Федеральный закон от 9.01.96 №2-ФЗ «О защите прав потребителей».
-
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
-
ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» ОКС 03.220.20. ОКП 45 0000. Дата введения 01.01.2002.
-
Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). – М., 1995. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. №801.
-
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств от 24.06.98 № 639.
-
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств от 11 апреля 2001 г. №290.
По теме 5 «Классификация предприятий автосервиса»
-
Тимофеев C.А.: «Сервисное обслуживание в РФ: авторизованные и неавторизованные сервисы». Секция: «Послепродажное обслуживание автомобилей». Международная конференция «Автомеханика Москва». 15 мая 2007 года, слайд 3.
-
Яговкин А.И. Организация технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств: учеб. пособие / А.И. Яговкин, Б.С. Клейнер, В.А. Новоселов. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. – 288 с.
-
Яговкин А.И. Организация технического обслуживания и ремонта машин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Яговкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
По теме 8 «Средства труда в автосервисе»
-
Грибков В.М., Карискин Л.А. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта автомобилей. – М.: Россельхозиздат. 1984. – 223с.
-
Григоренко П.С., Гуревич Ю.Д., Кац А.М. Оборудование для
ремонта автомобилей. Справочник. – М.: Транспорт. 1978. – 382с.
-
Кузнецов А.С., Белов Н.В. Малое предприятие автосервиса: Организация, оснащение, эксплуатация. – М.: Машиностроение, 1995. – 303с.
-
Оборудование для ремонта автомобилей: Справочник / Под ред. М.М. Шахнес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1978. – 384с.
-
Специализированное технологическое оборудование. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1986. – 165с.
-
Технологическое оборудование для технологического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Справочник /Р.А. Подржедзинский, А.М. Харазов, В.Г. Карщев, З.Г.Евсеева. – М.: Транспорт, 1988. – 176с.
По теме 9 «Компьютерное обеспечение деятельности автосервиса»
-
Калинин М. Бескомпромиссный подход с берегов Невы // Новости авторемонта (38) Июль 2005.
-
Калинин М. Специальное решение // Новости авторемонта (30) Ноябрь 2004.
-
Программное заявление // Новости авторемонта (15) Июнь 2003.
-
Калинин М. Модульный принцип // Новости авторемонта (22) Февраль 2004.
-
Практические советы руководителю автосервиса: Справочник. Сборник 1. / Под ред. Волкова А.В. – М.: МЦБ бизнеса, торговли, ВЭД, 2000. – 327с.
-
Фаствцев Г.Ф. Автотехобслуживание. – М.: Машиностроение, 1985. – 254с.
-
Буцкий Ю., Пичугина Л. Европейский soft для автосервиса // Автомобиль и сервис. – сентябрь 2007. – с.8-9.
Глёмин А.М., Третьяков А.М. Технология и организация фирменного обслуживания и материально-техническое обеспечение в автосервисе. Конспект лекций для студентов специальности 230100 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования». БТИ-Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2006. – 88 с. Тираж 50 экз.
-
Автомобильный транспорт в условиях рыночных отношений. Сборник научных трудов под ред. проф. Кононовой Г.А. – СПб. 2005.
-
Бедняк М.Н. Моделирование процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. – Киев: Вища школа, 1983. – 131 с.
-
Бедняк М.Н. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях. – Киев: Вища школа, 1980. — 304 с.
-
Бакаева Н.В. Функциональная декомпозиция целей системы технического сервиса автомобилей // Мир транспорта и технологических машин: научно-технический журнал. Орел: ОрелГТУ, 2009. – 140 с.
-
Вишневеский Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей. – М.: Форум, 2006.
-
Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей. – М.: Транспорт, 2002.
-
ГОСТ Р 51709-2001. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. М.: Госстандарт России, 25 с.
-
ГОСТ 25478-91. «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».
-
Дмитренко В.М. Системы, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе: учебное пособие / В.М. Дмитренко, И.А. Коновалов. — Пермь: ПГТУ, 2008. Часть 1. – 355 с.
-
Дмитренко В.М. Система, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе: учебное пособие. Пермь: ПГТУ, 2008. – Часть II. – 376 с.
-
Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. М., 2003. – с 84.
-
Игнатьев В.Б. Формирование системы управления транспортом: Учебное пособие. Изд-во Иркутской экономической академии, 2005.
-
Канарчук В. Е., Лудченко А. А. Техническое обслуживание, ремонт и хранение автотранспортных средств, книга 2. – Киев: Высшая школа, 1991.
-
Клейнер Б. С., Тарасов В. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление. М.: Транспорт, 1986. – 237 с.
-
Локшин Е.С. Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов. – М.: Академия, 2004. – 99 с.
-
Макушин А.А. Фирменная система ремонта и обслуживания автомобилей КамАЗ // Автомобильная промышленность. 1986. – №8. – С. 24-26.
-
Менеджмент на автомобильном транспорте в условиях рынка: Учебное пособие./А.И.Быков, В.О.Мещеряков и др. – М., АОЗТ, ЭКМИ, 2005. – 152 с.
-
Мирошников А.Н. Моделирование систем управления технических средств транспорта / А.Н. Мирошников, С.Н. Румянцев. – М.: Элмор, 1999. – 224 с.
-
Организация, планирование и управление в автомобильных предприятиях. – М.: «Транспорт», 2004.
-
Погребной С.Н. Школа авторемонта. – М.: «Третий Рим», 2006.
-
Родичев В.А., Кива А.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. – М.: Академия, 2005.
-
Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта: РД-200-РСФСР, 1982. – 87 с.
-
Слон Ю.М. Автомеханик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
-
Суханов Б. Н., Борзых И. О. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Пособие по дипломному проектированию. – М.: Транспорт, 1991.
-
Технологический процесс управления: ТПУ 19.08.4-2002. Выполнение гарантийных обязательств по качеству автомобильной техники КАМАЗ (ООО «Набережночелнинский автоцентр»).
-
Хабибуллин Р.Г. Основные концепции формирования системы фирменного сервиса автомобильной техники // Вестник ГОУ ОГУ: приложение «Прогрессивные технологии в транспортных системах». – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. №12 – С. 123-129.
-
Хабибуллин Р.Г. Оптимизационные и имитационные модели на автомобильном транспорте и автосервисе: учебное пособие / Р.Г. Хабибуллин И.В. Макарова, Д.М. Лысанов, Э.М. Мухаметдинов. Набережные Челны: КамПИ, 2005. – Часть I. – 161 с.
-
Экономика и менеджмент на транспорте: Сборник научных трудов /Редкол.: Г.А.Кононова и др.; СПб.: СПбГИЭА., 2004. – 143 с.
-
Фастовцев Г. Ф. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Учеб. пособие автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1989.
-
Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание. – М.: Машиностроение, 1985. – 256 с.
-
Фастовцев Г.Ф. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. – М.: Транспорт, 1982. – 224 с.
-
Хлявич А.И. Обслуживание автомобилей населения: Организация и управление. – М.: Транспорт, 1989. – 239 с.
-
Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: «Академия», 1999.
-
Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Под ред. А.С. Трофеменко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Словарь терминов и персоналий
Ареометр – прибор для измерения плотности жидкостей и твердых тел. Действие ариометра основано на законе Архимеда. В автомобильной технике применяется для измерения плотности электролита в аккумуляторе.
Атоматизация – комплекс организационно-технических мероприятий, позволяющих вести технологические процессы без непосредственного участия в них человека.
Авторемонтные предприятия – предприятия, выполняющие ремонты автомобилей и их агрегатов (авторемонтные заводы, авторемонтные мастерские, агрегатно-ремонтные заводы, шиноремонтные мастерские, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции, специализированные цехи и т.д.).
Авторизованные сервисы (дилерские автоцентры) – предприятия сферы автосервиса, которые работают по договору с конкретным автопроизводителем или по франшизе с официальными дилерами и занимают верхний сегмент рынка автосервисных услуг.
Автосервис одного мастера – небольшой автосервис, в котором работает сам работник и он же владелец.
Безопасность товара (работы, услуги) – приемлемое для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды поведение исполнителя, потребителя и объектов, на который оказывается техническое воздействие. Безопасность товара (услуги) обеспечивается во время использования, хранения, транспортировки и утилизации.
Базы централизованного технического обслуживания и ремонта (БЦТОР) – самостоятельные предприятия или предприятия в составе объединений автомобильного транспорта или управлений технологического транспорта (УТТ) и специальной техники и автомобильных дорог нефтегазовых объединений, и эти предприятия выполняют наиболее трудоемкие виды технического обслуживания и текущего ремонта для автомобильного (технологического) транспорта нескольких АТП
1 (УТТ) и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности предприятия,.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает выполнение крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе их работы с применением соответствующих стендов и оборудования. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1-2 дня с эксплуатации.
Газоанализатор – диагностический прибор, непосредственно измеряющий состав выхлопных газов и позволяющий объективно судить о полноте сгорания топлива.
Диагностирование – это определение механического состояние автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки.
Динамометрический ключ – используют при сборке ответственных винтовых соединений (приборов, двигателей, и др.). Такие ключи имеют указатель значения крутящего момента.
Диагностика (техническое диагностирование) – это:
-
часть (один из элементов) технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивающая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля;
-
комплекс работ (операций) по определению с установленной точностью технического состояния (параметров эксплуатационных характеристик) автотранспортного средства (агрегата, узла, системы).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) – выполнение каждый день работ, обеспечивающих безопасность движения, заправочные работы и поддержание надлежащего внешнего вида автотранспортного средства.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.
Исполнитель – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору.
Капитальный ремонт – ремонт, который обеспечивает полный или близкий к полному ресурсу ресурс машины и восстановление работоспособности агрегатов для обеспечения пробега машины до следующего капитального ремонта (или их списания, но не менее чем при 80% их пробега от норм пробега для новых автомобилей и агрегатов) путем восстановления и замены сборочных единиц, узлов и деталей, включая базовые.
Капитальный ремонт кузова – восстановление геометрии, формы кузова (сварка, рихтовка, шлифовка).
Механизация – замена ручного труда машинным, при которой ряд основных и все вспомогательные технологические операции выполняются с использованием производительных машин и механизмов.
Мотор-тестер – измерительный прибор. Измеряемые параметры различны: напряжение (в том числе и высокое), ток (в том числе и довольно значительный – стартерный), сопротивление, давление топлива и компрессия, разряжение на впуске и давление турбины компрессора, противодавление катализатора и температура двигателя.
Неавторизованные автосервисы – автосервисы, которых в РФ на данный момент большинство (почти 60%).
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Оксидирование – процесс получения оксидных плёнок толщиной более 0,06 мм с высокой твёрдостью и износостойкостью.
Операция – часть технологического процесса ремонта, выполняемая непрерывно на одном рабочем месте, определённым видом оборудования, рабочими одной профессии.
Осциллограф – это электронный прибор, позволяющий, в отличие от тестера, имеющего большое хождение во всех автомобильных сервисах, увидеть не только средние значения напряжения в измеряемых цепях, но и процесс изменения напряжения во время работы на выводах проверяемых узлов автомобиля.
Организация услуг в автосервисе – это:
-
сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;
-
способ выполнения услуг автосервиса: централизованно (одним работником все операции) или децентрализовано (каждым работником по одной операции);
-
метод выполнения услуг автосервиса (индивидуальный или бригадный; методы работы на комплексном предприятии);
-
форма, порядок соединения (комбинирования) труда с вещественными элементами услуг в целях обеспечения достижения результата на основе лучшего использования средств труда и работников автосервиса;
-
обеспечение работниками, режимом работы, помещением, документами, основными средствами;
-
выбор типа автосервиса или станции технического обслуживания.
Периодическое техническое обслуживание (ТО) – выполнение определенного объема работ через установленный изготовителем пробег автотранспортного средства.
Потребитель – гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.
Планово-предупредительный ремонт (ППР) – комплекс строго запланированных во времени мероприятий по уходу, надзору и ремонту автомобилей, направленных на предупреждение аварий и поддержание машин в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.
Ремонт – это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик установленных изготовителем.
Рабочее место – участок площади, соответствующим образом оборудованный и оснащённый для выполнения работы одним рабочим или бригадой рабочих.
Сезонное техническое обслуживание (СО) – выполнение работ по подготовке автотранспортных средств к зимней или летней эксплуатации, в соответствии с рекомендациями изготовителя, т.е. проводится два раза год. СО необходимо для подготовки машины к переходу от осенне-зимнего (холодного) к весенне-летнему (теплому времени года) периоду эксплуатации и наоборот.
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год и является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое времена года. Отдельно СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.
Специализированные сервисные производства (ССП) – предприятия, цехи, мастерские, профилактории, участки, специализированные (предметно, подетально или технологически) по определенным видам работ технического обслуживания и ремонта машин.
Станция технического обслуживания (СТО) – предприятие, выполняющее все виды технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций, а также для технического обслуживания и ремонта отдельных марок и моделей автомобилей.
Специалист кузовного цеха – это должность в автосервисе, на обладателя которой возложено осуществление первичной консультации по телефону и запись на обслуживание, прием автомобилей и
первичная диагностика повреждений, согласование работы с клиентами, а ремонта – со страховыми компаниями, расчет и составление счета и сметы, распределение работы, отслеживание процесса ремонта, при необходимости решение конфликтных ситуаций и выдача автомобиля клиенту после ремонта.
Сертификация продукции (услуг) – процедура тестирования, проверки, испытания продукции или услуг, производимых предпринимателем на соответствие требованиям, установленным стандартами, техническими условиями или другими нормативными актами по качеству, техническим параметрам, безопасности и т.д. в зависимости от вида продукции или услуг.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без соразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Техническое обслуживание – мероприятие, проводимое принудительно в плановом порядке через определённые пробеги или время работы автомобильного транспорта.
Техническое обслуживание – комплекс работ (операций) по предупреждению и выявлению неисправностей и отказов в процессе эксплуатации автотехники.
Текущий ремонт – устранение отказов способствующее выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта. Обеспечение работоспособного состояния автотехники КАМАЗ путем восстановления или замены отдельных узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.
Таль – механизм, использующийся для подъёма и перемещения тяжёлых агрегатов и узлов.
Текущий ремонт – ремонт для устранения возникших мелких неисправностей и отказов или их предупреждения, способствуя выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта, путем выполнения необходимых работ по восстановлению или замене:
- у агрегатов – отдельных деталей или узлов, кроме базовых;
- у автотранспортных средств – отдельных деталей, узлов или агрегатов.
Техническое обслуживание автотранспортных средств – это:
-
комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем (см. п. 1.15, входящий в «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащие гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини трактора»);
-
профилактическое мероприятие, проводимое автовладельцем по принуждению ГИБДД (согласно пункту 2.8 Ответственность за своевременное прохождение технического обслуживания несет владелец автотранспортного средства);
-
совокупность планируемых и систематически выполняемых воздействий по контролю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автотранспортных средств.
Технологии – способы использования технических средств для получения организацией конечного результата (например, продукта).
Уполномоченные изготовителем (продавцом) организации или индивидуальный предприниматель – организация (индивидуальный предприниматель), осуществляет определенную деятельность или созданная на территории РФ изготовителем (продавцом), в том числе иностранным, и эта организация выполняет определенные функции на основании договора с исполнителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара не надлежащего качества.
Услуги (services) – особый вид потребительной стоимости, удовлетворяющий производственные и личные потребности (см. Потребление). У. являются одним из компонентов валового национального продукта. В зависимости от назначения У. подразделяются на потребительские (оказываемые населению) и производственные, оказываемые организациям. Производственные Услуги бывают коммерческими (посреднические, комиссионные, рекламные и др.), инжиниринговыми, консалтинговыми, услугами снабженческо-сбытовых организаций и др. Услуги также могут подразделяться на материальные и нематериальные (material and non-material services).
Услуга в автосервисе – это техническое преобразование текущего уровня потребительских свойств автомобиля в более высокий в специализированных условиях и с помощью средств труда.
Услуга по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств – комплекс работ, проводимых исполнителем по удовлетворению потребности потребителя в техническом обслуживании и ремонте принадлежащего ему автомототранспортного средства.
Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению заказа (заявки) потребителя.
Установка – часть операции, выполняемая на изделии при изменении его положения относительно другого изделия (узла, агрегата, детали, оборудования, инструмента).
Правила приемки и выдачи легковых автомобилей
автотехобслуживающими предприятиями [43]
1. Приемка и выдача автомобиля проводятся, как правило, на специализированном посту (участке).
2. Приемка и выдача автомобиля производятся в присутствии заказчика или его представителя.
3. При приемке выполняются следующие виды работ:
- проверка соответствия номерных данных автомобиля данным, записанным в техническом паспорте;
- контрольный осмотр автомобиля;
- определение и согласование с заказчиком объема, стоимости и сроков выполнения работ;
- оформление первичной документации.
4. Контрольный осмотр при приемке автомобиля предусматривает:
- осмотр автомобиля в соответствии с заявленными владельцами видами работ;
- осмотр с целью определения общего технического состояния автомобиля;
- проверка комплектности автомобиля.
4.1. Контрольный осмотр с целью определения общего технического состояния автомобиля включает, в обязательном порядке, проверку агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность дорожного движения.
Проверяются осмотром и опробованием:
- герметичность систем питания, смазки, охлаждения, привода тормозов и сцепления;
- действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации;
- техническое состояние колес и шин (трещин и вмятин дисков колес, разрывов и вздутий шин);
- отсутствие механических повреждений и люфтов в шарнирных соединениях рулевого механизма и его привода, рулевых тяг, рычагов и пружин (рессор) подвесок;
- исправность тормозов: ручного (по количеству щелчков фиксирующего механизма) и рабочего (по отсутствию провала педали тормозов), а также отсутствие механических повреждений трубопроводов шлангов тормозной системы;
- техническое состояние стекол;
- исправность замков дверей, ремней безопасности, регулирующих устройств сидений, зеркал заднего вида;
- действие стеклоочистителей ветрового стекла и фар, действие омывателей ветрового стекла, фар, обогревателя и стеклоочистителя заднего стекла;
- уровень жидкости в бачках тормозной системы сцепления;
- действие дополнительных устройств и специальных механизмов на автомобилях инвалидных модификаций.
4.2. Дополнительные работы по определению технического состояния:
- проверка кузова: наличие царапин, трещин, вмятин, вспучивание краски; наличие дефектов обивки салона и сидений;
- проверка двигателя: устойчивость работы на разных режимах, наличие посторонних стуков и шумов;
- проверка аккумуляторной батареи: наличие трещин, подтеканий;
- проверка коробки передач, ведущего моста, раздаточной коробки, карданного вала, приводных валов: наличие механических повреждений картеров, потеря герметичности уплотнений.
4.3. Проверка комплектности автомобиля.
4.3.1. Автомобиль, поступающий в техническое обслуживание или ремонт (кроме жестяницко-сварочных работ), должен быть, как правило, в комплектности предприятия-изготовителя, с наличием топлива не менее 1/4 бака.
По согласованию с руководством предприятия автотехобслуживания допускается приемка в ремонт частично разобранных автомобилей, а также отдельных узлов и агрегатов (в т.ч. отдельных кузовов); наличие деталей и приспособлений, превышающих комплектность предприятия-изготовителя (дополнительные фары, багажник и др.), что регистрируется в приемо-сдаточном акте.
5. Для получения объективной оценки технического состояния автомобиля и предстоящего объема работ, при согласии заказчика и за его счет, автомобиль может быть направлен на диагностирование, после чего выдается контрольно-диагностическая карта (Приложение 7).
6. Техническое состояние автомобиля, принимаемого в ТО и ремонт, должно соответствовать требованиям, изложенным в Приложении 3 Положения «О техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств».
7. Приемка в ремонт кузовов и кузовных деталей осуществляется в соответствии с требованиями РД 37.009.024-92.
8. Выдача автомобиля производится мастером-приемщиком после контроля ОТК полноты и качества выполненных работ.
9. Контрольный осмотр при выдаче автомобиля предусматривает:
- контрольный осмотр автомобиля в соответствии с выполненными работами по ТО или ремонту;
- контрольный осмотр с целью обеспечения безопасности дорожного движения;
- проверку комплектности автомобиля.
10. Объем выполненных работ и комплектность автомобиля должны соответствовать указанным в заказ-наряде и приемо-сдаточном акте.
11. Техническое состояние автомобиля, выпускаемого из технического обслуживания или ремонта, должно соответствовать общим техническим требованиям, приведенным в Приложении 4.
12. При получении автомобиля владелец за дополнительную оплату может потребовать проведение диагностирования с выдачей контрольно-диагностической карты.
3.4. Общие технические требования к автотранспортным средствам,
принимаемым предприятиями автотехобслуживания
Настоящие технические требования распространяются на автотранспортные средства, узлы и агрегаты, принимаемые предприятиями технического обслуживания для производства работ по техническому обслуживанию и ремонту.
1. Автотранспортное средство, принимаемое в техническое обслуживание или ремонт, по типу и конструкции может не соответствовать техническим условиям предприятия-изготовителя. При этом изменения должны быть внесены в технический паспорт.
2. В техническое обслуживание принимаются автотранспортные средства в комплектности изготовителей. Допускается отсутствие отдельных составных частей, не препятствующих выполнению работ.
3. В текущий ремонт принимаются автотранспортные средства в комплектности изготовителя, некомплектные, а также отдельные узлы и агрегаты.
4. Автотранспортное средство (узел, агрегат), поступающее в техническое обслуживание или ремонт, должно быть чистым <*>.
--------------------------------
<*> Услуги по мойке автотранспортного средства (узла, агрегата)
предоставляются автообслуживающим предприятием.
5. Не принимаются в техническое обслуживание или ремонт автотранспортные средства, узлы агрегаты, подвергавшиеся ремонту способами, препятствующими выполнению заявленных работ (сварка сопряженных деталей вместо разъемного соединения, предусмотренного конструкцией; внесение изменений, влияющих на безопасность движения и т.п.).
6. Автотранспортные средства, переоборудованные для работы на газовом топливе, принимаются в техническое обслуживание и ремонт при представлении владельцем акта по форме 2 согласно «Инструкции по переоборудованию автомобилей в газобалонные для работы на сжиженном нефтяном газе, приемке на переоборудование, испытанию топливной системы питания, монтажу комплекта газобалонной аппаратуры легковой», утвержденной Мингазпромом СССР 29.09.88. Дополнительные записи в технические паспорта на такие автотранспортные средства не вносятся.
7. Технические требования к кузовам и кузовным деталям легковых автомобилей, принимаемым в ремонт для выполнения кузовных и окрасочных работ, определены РД 37.009.024-92.
8. Технические требования к деталям, узлам и агрегатам, сдаваемым для восстановления и использования их при ремонте, изложены в Положении «О порядке приема и расчетов с населением за легковые автомобили, детали, узлы и агрегаты предприятиями автотехобслуживания» Минавтосельхозмаш, 1991 г.).
9. На автотранспортном средстве, принимаемом в ТО и ремонт, должны быть сняты (отключены) противоугонные устройства.
Должностная инструкция автослесаря
1. Общая часть.
1.1. Полное наименование профессии: Автослесарь.
1.2. Эта должность подчиняется и получает приказы, рабочие распоряжения непосредственно от начальника цеха.
2. Функции
На исполнителя данной профессии возлагается выполнение следующих функций:
- обеспечение бесперебойной (надежной) работы предприятия автосервиса, правильная эксплуатация, своевременный ремонт, контроль технического состояния;
- проведение работ по планово-предупредительному ремонту;
- проведение сезонного обслуживания автомобилей;
- проведение профилактического осмотра автомобилей;
3. Обязанности:
- содержать в чистоте рабочее место и оборудование, работать с использованием спецодежды и требуемых средств защиты, приспособлений и ограждений;
- оперативно принимать меры к устранению поломок в работе автотранспорта;
- участвовать в установке и замене запасных частей;
- участвовать в работах по сокращению простоев автомобилей, предупреждению аварий и производственного травматизма;
- знание и соблюдение при работе инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии;
- докладывать начальнику цеха:
· о выявленных неисправностях автомобилей, оборудования, приборов;
· о каждом случае травмы, отравления, ожога, полученным лично или другими работающими, а также о возгорании, взрыве или возникновении аварийной ситуации;
· о лицах, допускающих нарушения инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности.
- участвовать при оказании помощи пострадавшим, ликвидации аварии, пожара или другого происшествия (вызов скорой помощи, пожарной охраны); знать приемы доврачебной помощи; знать расположение и уметь пользоваться средствами пожаротушения; знать, умело и быстро выполнять обязанности, предусмотренные планом ликвидации аварии при различных аварийных ситуациях.
4. Права
Для качественного и своевременного выполнения обязанностей, исполнителю этой профессии предоставляются следующие права:
· вносить предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.
4. Ответственность
Автослесарь несет ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и промышленной санитарии.
Приложение № 1
Рекомендуемое приложение
к Руководящему документу РД 37.009.026-92
«Положение о техническом обслуживании и ремонте
автотранспортных средств, принадлежащих гражданам
(легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)»
(утв. приказом по Департаменту автомобильной промышленности
Минпрома РФ от 1 ноября 1992 г. N 43)
<предыдущая страница | следующая страница>