Перейти на главную страницу
В процессе библиотечного обслуживания (выполнение библиографических справок, предоставления информационного списка, проведения массового мероприятия) все конечные результаты этой деятельности интегрируются в показателе количества книговыдач. В этом показателе отражается сама сущность библиотечной работы и число привлеченных читателей (чем их больше, тем больше книговыдача) и состав и качество фонда, справочного аппарата, и уровень работы персонала, и способность библиотекарей откликаться на современные проблемы жизни**. Культурно-досуговые мероприятия (массовая работа) также должны влиять на результаты использования фондов – книговыдачу. Поэтому книговыдача может стать (и является) основной единицей учета библиотечного труда, библиотечной услугой, показывающей основной и конечный результат библиотечной деятельности.
Таким образом, единицей учета трудозатрат является выраженная через книговыдачу библиотечная услуга в объеме 15 минут рабочего времени специалиста. Общие подсчеты объемных показателей деятельности одного библиотекаря в год составляет 10-15 тыс. условных библиотечных услуг. Учитывая разделение труда, в библиотечных системах вводится прогрессивная шкала трудозатрат в зависимости от объема услуг и шкала сотрудников. Это является основным для расчета штатного расписания библиотеки, плана работы на предоставление услуг и муниципального заказа и объема бюджетного финансирования. Последнее должно учитывать реальные потребности населения в библиотечном обслуживании и качество предоставляемых услуг.
С другой стороны, каждый вид библиотечной работы (процессов) можно конвертировать в конкретных единицах через библиотечную услугу. Коэффициенты перевода устанавливаются на основе учета трудовых затрат. На выполнение одной библиографической справки требуется в среднем 20 минут, то при затратах на 1 библиотечную услугу в 15 минут, одну справку можно приравнять к 1,3 условной единице библиотечной услуги, одно посещение досугового мероприятия – 4-5 условным единицам (библиотечным услугам) и т.д. Т.е. всю основную деятельность общедоступных библиотек можно отразить в одном сводном показателе “Условная библиотечная услуга”, куда войдут обычная библиотечная выдача документов и другая библиотечная работа, выраженная в книговыдаче. По итогам анализа деятельности библиотек Пермского района объем библиотечных процессов, не связанных непосредственно с библиотечным обслуживанием (книговыдачей), составляет 22% от общих трудозатрат. Чем крупнее библиотека, разнообразнее ее функции, структура, перечень услуг (библиографических, информационных, справочных, досуговых, методических и др.), тем ниже показатель процентного соотношения книговыдачи (документовыдачи) к другим видам библиотечной деятельности. Но этот показатель не может превышать 60 % (для центральных библиотек) от общих трудозатрат, выраженных в единицах учета (библиотечной услуге).
Вид б-ки |
Число сотрудников |
Обслуживание %
|
Другие услуги %
|
Сел. б-ка |
1 |
80 |
20 |
ЦБ |
15 |
40 |
60 |
В связи с этим, все расчеты финансовых затрат выполнены на одну фактическую условную единицу – библиотечную услугу.
Данные 2003 года свидетельствуют, что муниципальные библиотеки Пермского района превышают действующие нормативы на одного сотрудника (на 3 тыс. ед. в среднем). Поэтому плановые показатели объемов деятельности на 2004 год были рассчитаны с учетом новой нормативной базы. Это потребует конвертирования трудозатрат на все виды библиотечных работ, включая подготовку и реализацию массовых мероприятий через единицу учета – библиотечную услугу и создания нового методического документа “Нормы труда в муниципальных библиотеках Пермской области”.
Приложение №1
Количество книговыдач (планируемое) |
Рекомендуемая форма обслуживания и количество ставок |
Обновление фондов (экз.) не менее |
до 5000 |
Внестационарное обслуживание (библиобус) |
не производится |
За каждые дополнительные 10000 услуг |
+0,25 ставки |
+10 |
Деятельность муниципальной публичной библиотеки должна отвечать требованиям эффективного расходования бюджетных средств и положениям “Модельного стандарта деятельности муниципальных публичных библиотек Пермской области”.
Данные рекомендации приведены с учетом следующих требований к деятельности публичной библиотеки:
1. Минимальные требования обеспечения эффективности деятельности библиотеки
Согласно данным требованиям стационарная библиотека обязана:
- обслуживать не менее 1000 жителей;
- обеспечивать эффективную нагрузку на одну полную рабочую ставку библиотечного сотрудника (т. е. иметь востребованный спрос на библиотечную услугу не менее 10000 выдач документов в год.).
Деятельность стационарных библиотек, не соответствующих данным требованиям, не может считаться эффективной. Данные библиотеки должны быть закрыты и замещены внестационарными формами обслуживания.
2. Учет эффекта от масштаба в деятельности библиотеки.
На основании данных по Пермскому району наблюдается наличие положительного эффекта от масштаба в деятельности библиотек. Для учета данного эффекта шкала нагрузки принята прогрессивной.
Объемные показатели муниципального заказа на библиотечные услуги администрации Пермского района
Название б-ки |
Кол-во услуг |
Кол-во поступлений документов |
Центральная библиотека |
200000 |
680 |
Н.Муллинская |
45000 |
450 |
Нестюковская |
15000 |
200 |
Платошинская |
21000 |
300 |
Рождественская |
20000 |
300 |
ИТОГО |
1280000 |
10185 |
2.2. Методика расчета штатного расписания библиотеки
Структура центральной районной библиотеки определяется ее ролью в регионе: являясь головной, (статус её определен ст.20 ФЗ “О библиотечном деле”) библиотекой, несет ответственность за библиотечное обслуживание муниципального образования.
Перечень решаемых ею задач:
- разработка и обоснование бюджета ОМБ, его исполнение;
- формирование и укрепление материально-технической базы;
- формирование территориального единого фонда документов (информационных ресурсов);
- библиотечно-информационное обслуживание населения района;
- методическое обеспечение деятельности ОМБ (ЦБС);
- управление муниципальными библиотеками района (планирование, отчетность, координация, контроль, работа с кадрами и т.д.).
Центральная детская библиотека несет ответственность за библиотечно-информационное обслуживание детей и подростков, обеспечивает информацией руководителей детского чтения и координирует свою работу с учреждениями, в обязанности которых входит образование, воспитание, социальная поддержка подрастающего поколения.
Городские, сельские, детские библиотеки, входящие в состав ОМБ, являются публичными (универсальными) библиотеками. Они обеспечивают информационные потребности всех групп населения с использованием единого фонда ОМБ (ЦБС).
Количество библиотек объединения определяется нормативами “Модельного стандарта муниципальной публичной библиотеки Пермской области”. После проведенной реструктуризации сети муниципальных библиотек в 2003-2004 гг. в Пермском районе на территории 28 сельских администраций осталось 34 библиотеки, которые обслуживают 90472 жителей. В среднем, это 2659 человек на одну библиотеку, что в целом соответствует требованиям Модельного стандарта по доступному размещению сети муниципальных библиотек.
Штат ОМБ (ЦБС) Пермского района составляет 85 библиотечных работников, в т.ч. 72 – непосредственно занятые библиотечным обслуживанием населения. Это количество штатных единиц соответствует действующим нормативам 1979 года1 - 500 читателей на одного библиотечного работника. С другой стороны, показатели нагрузки на работника по количеству выданных документов превышают выше названные нормативы: при 10 тыс. экз. на селе и 13 тыс. экз. в городе, поселке в действительности составляют 17 тыс. экз., т.е. количество штатных единиц недостаточно.
Не может быть использован и такой рекомендуемый “Модельным стандартом” норматив как 500 жителей на одного библиотечного работника. Эти два норматива – 500 жителей и количество выданных документов при существующих показателях деятельности ОМБ способствуют необоснованному расширению штата специалистов.
В ходе исследования было предложено изменить нормативную базу и внести изменения в “Модельный стандарт”. Так, норматив по количеству жителей на одного сельского библиотекаря должен составить не менее 1000 человек, по объему предоставляемых услуг – 10 тыс. экз. выданных документов на одного сотрудника. Индикатором эффективности работы муниципальной библиотеки является процент охвата населения библиотечным обслуживанием.
50% - наиболее эффективный показатель деятельности муниципальной библиотеки, что означает 500 читателей на одного библиотечного работника.
При этом рекомендуется учитывать формы обслуживания: стационарная, внестационарная. Ниже предлагается таблица планируемого количества штатных сотрудников в зависимости от объема предоставляемых услуг (выданных документов).
Планируемое количество услуг |
Рекомендуемая форма обслуживания |
Количество штатных единиц |
до 5000 |
Внестационарное обслуживание (библиобус) |
не производится |
За каждые дополнительные 10000 услуг |
+0,25 ставки |
|
Дальнейшая реструктуризация сети муниципальных библиотек Пермского района предполагает перевод 2-3-х стационарных библиотек в статус библиотечных пунктов со штатными единицами 0,75 ставки библиотечного работника. Используя предлагаемую шкалу нормативов, штат специалистов муниципальных библиотек Пермского района на библиотечное обслуживание населения составит 84 единицы.
Библиотека |
Кол-во услуг в 2003 г. |
Действ. штат |
Планируем. кол-во услуг в 2004 г. |
Планируемый штат на 2004 год |
Примечания |
Рекомендации на 2005 год | |
|
|
|
Кол-во услуг |
штат | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Центральная дет. |
60844 |
6 |
61000 |
6 |
|
61000 |
3,5 |
Ю-Камская. |
72094 |
3 |
80000 |
4 |
Реком. объединить с Юго-Камской дет. б-кой в одну сетевую единицу |
140000 |
7 |
Ю-Камская дет. |
51853 |
2 |
50000 |
3 | |||
Кукуштанская |
73638 |
4 |
76640 |
4 |
|
75000 |
4 |
Кояновская |
5862 |
1 |
10000 |
1 |
|
10000 |
1 |
Курашимская |
66228 |
2 |
66000 |
2 |
|
66000 |
3,5 |
Луговская |
6894 |
0,75 |
- |
- |
075 ставки в штат Усть-Качк. б-ки внестац. обсл. |
- |
- |
Лобановская |
31543 |
2 |
31600 |
2 |
|
31000 |
2 |
У-Таровская |
5348 |
1 |
- |
- |
1 ставка в штат Н-Муллин. б-ки внестац. обсл. |
- |
- |
Н.Ильинская |
4184 |
0,75 |
- |
- |
0,75 ставки в штат ЦБ внестац. обсл. от ЦБ |
- |
- |
Всего:
|
1233195 |
81,75 |
1209800 |
83,75 |
|
1280000 |
84,5 |
Возможно, штат библиотечных специалистов оставить на уровне 2003-2004 годов, если будет уменьшен объем предоставляемых услуг в Курашимской, Платошинской, Гамовской сельских библиотеках.
В сельских, поселковых библиотеках при наличии 4 и более штатных единиц, в связи со специализацией труда могут быть выделены должности библиографа и гл. библиотекаря по обслуживанию детей.
Планируемая структура сети муниципальных библиотек Пермского района в 2005 году
№№ |
Название библиотеки |
Структура |
Штат |
1 |
Центральная библиотека |
Отдел обслуживания Сектор ДИЦ Методический отдел Отдел комплектования и обработки Сектор ОИЕФ
|
4 3 3 4 2 |
30
|
Горновская |
|
2 |
Структура центральных библиотек (районной и детской) ориентирована на выполнение функциональных обязанностей головных библиотек объединения и централизацией основных процессов, обеспечивающих деятельность других структурных подразделений (библиотек): управление, финансирование, комплектование и обработка документов, методическое обеспечение, использование информационных ресурсов на основе новых информационных технологий и др. В соответствии с этим в центральной районной библиотеке создаются самостоятельные структурные подразделения: бухгалтерия, отдел комплектования и обработки, отдел методической работы, информационный центр и др. Возглавляет ОМБ директор. Кроме того, в штат ЦБ вводится ставка программиста для обслуживания компьютерной техники, водителя, художника, переплетчика, техника-инженера по обслуживанию зданий, слесаря, гардеробщицы и т.д., т. е. штаты, обеспечивающие деятельность административно-хозяйственного блока. (См. “Модельный стандарт публичной муниципальной библиотеки Пермской области”, п. Персонал).
№№ |
Циклы, комплексы процессов |
Нормируемые процессы % |
Ненормируемые процессы % |
1 |
Комплектование библиотечного фонда Прием и учет поступивших документов |
90 |
10 |
14 |
Работа по организации труда и управлению |
80 |
20 |
№№ |
Наименование |
Затраты времени (час) | ||||||
Подбор материала |
Разра-ботка сценария (макета) |
Оформ-ление |
Запись музыки |
Репети-ции |
Проведение |
Всего час.
| ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
14
|
Тем. полки |
0,8 |
0,5 |
1,8 |
|
|
|
3,1 |
Анализ объема работ, выполняемых методистами центральных библиотек, подтверждает обоснованность наличия и необходимость сохранения трех ставок методистов.
Хронометраж процессов по библиотечной обработке документов, организации и ведению каталогов, в т.ч. электронного, показал, что на работу с одним документом в среднем требуется около часа. На работу с 7102 новыми документами, поступившими в ОМБ Пермского района в 2003 году, потрачено 6700 часов, что оправдывает наличие 4 штатных единиц в отделе комплектования и обработки. Кроме того, значительный объем рабочего времени составляет работа по двух-четырех разовой подписке периодических изданий и списанию документов. На эти процессы требуется 2 штатных единицы.
Расчет штатных единиц в центральной библиотеке может быть выражен через условную единицу – библиотечную услугу – выдачу документов. Если затраты на одну выдачу составляют 12-15 минут, то выполнение одной справки (при нормативе в 20 минут) равно 1,3 – 1,7 выдачам. Подготовка и проведение Дня информации равна 48-60 условным единицам выдачи (при нормативе 12 часов = 720 минут) и т.д. Общий объем выполненных работ за год, переведенных в условные единицы должен соответствовать 10000 – 15000 условных единиц. Функциональные обязанности сотрудников центральной библиотеки разнообразны и достаточно объемны, т.к. направлены на организацию деятельности всех муниципальных библиотек района и от их деятельности зависит конечный результат – объем предоставленных услуг.
Библиотечно-информационные процессы, выраженные в условных единицах (выдаче документов)
Процессы |
Время на единицу измерения (час) |
Затраты в минутах |
Объем условных единиц |
Организация картотеки |
6,18 |
370 |
18-30 х на кол-во карточек разделит. |
Подготовка и проведение Дня информации |
12 |
720 |
48-60 |
Подготовка и проведение Дня специалиста |
36 |
2160 |
144-180 |
Подготовка заседания проблемной комиссии, Совета |
19 |
1140 |
76-95 |
Определение должностей – заведующий отделом, библиотекой, сектором, главный библиотекарь зависит от отнесения ОМБ, библиотеки к группе по оплате труда руководящих работников и специалистов. В соответствии с действующим Приказом управления культуры администрации Пермской области от 15.11.96. № 159 объединение муниципальных библиотек (ЦБС) Пермского района, как единое учреждение культуры отнесено ко II группе по оплате труда, центральная библиотека – к I-й. С отменой ЕТС и переходом на новые условия труда будут изменены подходы к определению групп по оплате труда.
Настоящие методические рекомендации ставят целью оказание помощи руководителям библиотек (централизованных библиотечных систем) сотрудникам методических служб в разработке должностных инструкций, регламентирующих функциональные обязанности специалистов библиотек, разграничение сферы деятельности руководителей и подчиненных, обеспечивающих выполнение тарифно-квалификационных требований *.
Должностная инструкция – это регламентирующий документ типового или индивидуального характера, определяющий функции, права, обязанности, должностные связи, ответственность и порядок работы сотрудника библиотеки, занимающего определенную должность**.
Должностные инструкции должны отвечать следующим требованиям:
Если должность требует совмещения нескольких библиотечных специальностей, то наименование должности можно определить по той специальности, которая занимает большой объем времени в общем бюджете рабочего времени сотрудника.
Для руководителей (директора ЦБС и его заместителей, заведующих отделами и библиотеками объединения) указывается их место в системе управления.
Для всех сотрудников библиотеки (объединения библиотек) определяется, в чьем непосредственном подчинении находится работник, каков порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности.
Каждый из библиотекарей организует свою работу самостоятельно в соответствии с планами работы центральной библиотеки, библиотеки, структурного подразделения или же с учетом внешней или внутренней координации деятельности.
В “Общих положениях” должно найти отражение, в какой орган коллегиального управления входит сотрудник в соответствии с занимаемой должностью, уровнем квалификации.
В должностных инструкциях целесообразно назвать конкретные документы, которыми сотрудник руководствуется, выполняя свои обязанности (федеральные и региональные законодательные акты, регламентирующие документы органов управления библиотечным делом, местного самоуправления, правила по охране труда и технике безопасности, противопожарной защите Устава библиотеки (ЦБС), Положение о библиотеке, должностные инструкции и т.п.).
Так как каждый сотрудник занимает вполне определенное место в структуре управления библиотекой, то в “Общих положениях” фиксируется, чьи устные и письменные распоряжения он выполняет.
Важно определить квалификационные требования, предъявляемые к конкретной должности: уровень образования, стаж работы по библиотечной специальности, соответствующие “Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников культуры Российской Федерации”. При составлении должностных инструкций надо учесть, что работники, не имеющие соответствующего образования, стажа работы, но обладающие значительным практическим опытом, выполняющие оперативно и качественно в полном объеме плановые задания, установленные с учетом должности, как исключение, тарифицируются аттестационными комиссиями наряду с лицами, имеющими специальное образование и стаж работы.
В этом разделе также определяется объем знаний, навыков и умений, характерных для конкретной должности.
Изменение структуры бюджетных расходов на предоставление услуг в области культуры”
26 09 2014
5 стр.
Соликамский район наделен статусом муниципального района в соответствии с Законом Пермской области от 09. 12. 2004 n 1884-410 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципа
08 10 2014
4 стр.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Госстроя
29 09 2014
29 стр.
Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями стандарта swift-rur6 и существующей технологией обработки платежей в валюте РФ в расчетной системе ОАО «Альфа-Банк»
09 10 2014
1 стр.
Предлагаемые методические материалы разработаны по курсу «Политология» на основе умк, подготовленного коллективом кафедры в соответствии с требованиями Государственного образовател
16 12 2014
1 стр.
Повышение качества образования невозможно без совершенствования структуры и содержания общего образования, создания условий образовательного процесса в соответствии с современными
11 10 2014
1 стр.
Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы), утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 10. 08. 2010 №106
06 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.