Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

С населением в зоне обслуживания до 1000 жителей.

Данные учреждения самые затратные в расчете на 1 жителя и на 1 услугу. Некоторые из библиотек расположены в зданиях с высокими затратами на содержание, что значительно повышает себестоимость услуги. Финансирование превосходит расчетное по модельному стандарту.



С населением в зоне обслуживания от 1000 до 2000 жителей.

Учреждения с себестоимостью услуги обслуживания выше средней по району, но менее - модельного стандарта.



С населением в зоне обслуживания свыше 2000 жителей.

Себестоимость услуги ниже средней по району.


Факторы, влияющие на себестоимость библиотечной услуги

Для исследования состава себестоимости библиотечной услуги все расходы были разделены на 4 категории.

Оплата труда сотрудников

Данная категория включает все выплаты, связанные с оплатой труда библиотечных сотрудников: оклад, повышающие коэффициенты, социальные выплаты.



Коммунальные платежи

Современная система бюджетного финансирования не позволяет получить роспись коммунальных затрат по сети учреждений данного типа. Для некоторых учреждений коммунальные затраты не выделены из общих затрат на содержание здания их расположения, если данное здание находится в муниципальной собственности. Для оценки коммунальных платежей в данных учреждениях используется средняя стоимость содержания 1 кв. м. по Пермскому району (200 руб.).



Формирование фондов

Современные методики обновления фондов предусматривают два подхода к обновлению фондов:

0,25 документа на одного жителя

Данная норма прописана в Модельном стандарте, как минимальный норматив для обновляемости фондов. Не обеспечивает обновление фондов за 10 лет.

3,8% от книговыдачи

Данный норматив учитывает как замещение фондов, так и закупку новых наименований единиц хранения.



Прочие затраты

Прочие затраты необходимые для обеспечения деятельности библиотеки. В данную статью включены затраты на товары и услуги, необходимые для обеспечения текущей деятельности библиотеки. Норматив составляет 10% от совокупного фонда оплаты труда.


Факторы, влияющие на себестоимость библиотечной услуги в разрезе категорий библиотек

По результатам анализа себестоимости библиотечной услуги в Пермском районе были выделены три категории библиотек. Для каждой из данных категорий было проведено исследование структуры затрат на оказание услуг. Данные по затратам в разрезе категорий приведены в Таблице 1.



Таблица 1.

Себестоимость библиотечной услуги (рублей)

Группа библиотек

Минимальное значение

Максимальное значение

Среднее значение

Всего

Оплата труда

Комм. Платежи

Фонды

до 1000 жителей

4,64

22,34

8,45 (100%)

4,65 (55%)

1,79 (21%)

1,05 (12,4%)

более 2000 жителей



1,76

10,63

3,81 (100%)

2,51 (66%)

0,41 (11%)

0,63 (16,5%)






















Всего

1,76

22,34

5,08 (100%)

2,90 (57%)

1,26 (25%)

0,72 (14%)

Замечание. В связи с недоступностью ряда данных по стоимости содержания площадей, для ряда библиотек коммунальные платежи получены как площадь, умноженная на среднюю стоимость содержания 1 кв. м. площади по району (200 руб.).

Себестоимость состоит из (по доле в затратах):

- ФОТ с начислениями (57%)

- коммунальные платежи (25%)

- обновление фондов (14%)


  • прочие затраты и начисления (4%).


Статистический анализ факторов стоимости библиотечной услуги

Корреляционный анализ показывает высокое взаимовлияние различных факторов. Из основных факторов, влияющих на количество оказанных услуг можно выделить количество обслуживаемого населения и фонды. Значительно, также и влияние фонда оплаты труда.

Учитывая уровень влияния на итог работы ФОТ и обновления фондов можно утверждать, что затраты на данные факторы занижены, в силу чего они являются основным ограничением эффективности работы библиотек Пермского района.



Структура себестоимости по категориям библиотек

Согласно таблице 1 видно, что при работе библиотек наблюдается положительный эффект от масштаба, выраженный в снижении себестоимости обслуживания (в расчете на 1 услугу).



В относительных показателях

Наибольшую долю в структуре затрат имеет оплата труда библиотечных работников (61% от бюджета) и наблюдается рост доли пропорциональный размеру библиотеки с 55% для малых населенных пунктов (менее 1000 жителей) до 66% для крупных (более 2000 жителей). Для прочих категорий затрат четкой зависимости не наблюдается.



В абсолютных показателях

Для оплаты труда и обновления фондов удельные затраты снижаются. Коммунальные платежи, исходя из полученных данных, от масштаба библиотеки не зависят, и определяются внешними факторами.

Первая группа учреждений (до 1000 человек населения) характеризуется высокими удельными затратами на оказание библиотечной услуги при высокой читаемости населения. Для снижения себестоимости услуги рекомендуется привести основные характеристики (количество ставок, помещения) к фактическим требованиям, а также в некоторых случаях укрупнить библиотеки с введением внестационарного обслуживания.

Анализ взаимной корреляции факторов показал, что зависимость между основными видами затрат можно охарактеризовать как значимую. Это позволяет утверждать, что в рамках данной сети учреждений ранее проводились мероприятия по оптимизации сети. При такой высокой взаимозависимости результаты прямого статистического анализа нельзя признать адекватными реальному положению.

Исследование проведенных мероприятий показало, что оптимизация проводилась по следующим показателям: население, количество оказанных услуг и ФОТ. Оптимизация затрат на фонды библиотек не проводилась. Результаты статистического моделирования приведены на графике №1.

График №1
Зависимость количества оказанных услуг от средств на обновление фондов


Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом:

1. Количество услуг линейно зависит от вложений в фонды.

2. 2500 услуг осуществляются на основании ранее накопленного фонда.

3. Вложение каждого дополнительного рубля увеличивает количество оказанных услуг на 0.66.

Линейная регрессия обеспечивает высокое качество прогноза для 10 библиотек из 12, что говорит о применимости данного метода для анализа взаимозависимости данных факторов.

Следствием данной взаимосвязи является то, что недостаточная закупка новых фондов является основным ограничивающим фактором для эффективности работы в данной группе библиотек.




Анализ статистических выбросов линейной регрессии

При анализе зависимости количества услуг от финансирования обновления фондов было получено два вида выбросов.

1. Баш-Култаевская библиотека № 10 – результаты ниже спрогнозированных. Данная библиотека является национальной, что предполагает затраты поддержания национальной самобытности и дополнительные расходы, в первую очередь для закупки документов на национальном языке.

2. Пальниковская библиотека №27. Результаты выше спрогнозированных, но ниже аналогичной по количеству обслуживаемого населения Горновской библиотеки №56. В данном случае можно предположить наличие эффекта от масштаба по количеству обслуживаемого населения с сохранением ограничения по количеству обновленных фондов. Т.о. для данной группы основным фактором, влияющим на эффективность, являются, с учетом предыдущих оптимизаций затрат, затраты на обновление фондов.



Анализ эффективности по видам затрат

Фонд оплаты труда.

Фонд оплаты труда по указанной категории библиотек составил 453 000 руб. (55% от общих затрат). При этом в большинстве библиотек не выполняется норматив по нагрузке на 1 библиотекаря (10000 услуг).

Количество ставок рекомендуется снизить на 3,75 за счет перехода на внестационарное обслуживание. В случае филиала №27 рекомендуется добавить 0,5 ставки в связи с высокой нагрузкой на библиотекарей (15000 книговыдач).

Коммунальные платежи.

Коммунальные платежи за 2003 г. оценочно составили 174 000 руб. (21,2% от бюджета). В случае филиалов № 10 и №31, расположенных в зданиях клубно-досуговых учреждений, коммунальные платежи не выделялись и не могут быть учтены.

В двух библиотечных филиалах – №24 и № 15 – платежи составили 52% и 60% от затрат соответственно. Данные филиалы имеют максимальную себестоимость библиотечной услуги (более 20 руб.), что превосходит среднюю по категории в 2,4 раза, по району – в 4 раза.

Фонды библиотек.

Финансирование обновления фондов составило 102 200 руб. (12,4%). Анализ финансирования показывает линейную связь между обновлением фондов и книговыдачей (1 руб. на 1 книговыдачу).

Финансирование второй группы библиотек (1000 – 2000 человек населения) превосходит средний районный уровень, но меньше модельного стандарта.

Корреляционный анализ показывает, что результаты работы библиотек зависят в первую очередь от ФОТ (зависимость можно охарактеризовать как “очень высокую”) и обновления фондов (зависимость – “заметная”). От прочих факторов, в том числе количества населения, количество оказанных услуг практически не зависит.


График №2
Зависимость количества оказанных услуг от ФОТ



График №3

Зависимость количества оказанных услуг от средств на обновление фондов



По результатам анализа можно обнаружить положительный эффект от масштаба в виде снижения удельных затрат на увеличение количества оказанных услуг.
Анализ статистических выбросов линейной регрессии

Очень низкие результаты показала Кояновская библиотека №17. По информации администрации ЦБС это связано с низким уровнем персонала библиотеки и по результатам 2003 г. Принятые меры (замена библиотекаря) по предварительным данным привела показатели деятельности библиотеки в соответствие средним районным показателям.

Высокие показатели Большесавинской библиотеки №9 и Ванюковской библиотеки № 43 в рамках имеющейся информации не могут быть обоснованы. Основным фактором для показанных результатов могут быть качественная работа по пропаганде библиотек среди местного населения или же качественный состав населения.

Анализ эффективности по видам затрат

Фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда составляет по указанной группе библиотек 618 000 руб. (57,2% от общих затрат). При этом нагрузка на 1 библиотекаря в среднем составляет 14400 выдач документов, что выше норматива.



Коммунальные платежи

Коммунальные платежи за 2003 г. составили оценочно 370 200 руб. (34,3% от бюджета).

В случае филиалов №9, №19, №23, №40 и №17, расположенных в зданиях клубно-досуговых учреждений, коммунальные платежи не выделялись и не могут быть учтены.

Высокие коммунальные платежи в филиалах №26, №36 и №30. Все данные филиалы имеют высокую для данной группы себестоимость услуги.



Фонды библиотек

Финансирование обновления фондов составило 161 700 руб. (15%). При малых значениях затрат (до 10 000 руб.) наблюдается эффект ограничения по фондам (Мостовская библиотека №22).

Библиотеки третьей группы (от 2000 человек населения) характеризуются низкой себестоимостью услуги и низкой читаемостью (количеством книговыдач на 1 жителя).

По итогам статистического исследования к значимым факторам, влияющим на эффективность работы библиотек, можно отнести обслуживаемое население (влияние можно охарактеризовать как “заметное”) и затраты на обновление фондов (уровень влияния – “очень заметное”). В целом отмечается снижение влияния на результат работы всех факторов.



График №4

Зависимость количества оказанных услуг от ФОТ



График №5

Зависимость количества оказанных услуг от средств на обновление фондов



Анализ не показывает существенных отличий от случая второй группы библиотек.
Анализ статистических выбросов линейной регрессии

Две библиотеки показывают уровень эффективности значительно выше среднего по данной группе библиотек, что в данном случае связано с высоким уровнем подготовки кадров в части работы с населением и обеспечения доступности фондов.



Анализ эффективности по видам затрат

Фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда составляет 1 293 100 руб. (66% от бюджета).



Коммунальные платежи

Коммунальные платежи за 2003 г. составили оценочно 212 500 руб. (10,8% от бюджета). В случае филиалов №14, №18, №35 и №52, расположенных в зданиях клубно-досуговых учреждений, коммунальные платежи не выделялись и не могут быть учтены.



Фонды библиотек

Финансирование обновления фондов составило 323 800 руб. (16,5%). Эффективность вложения в фонды максимальна.

Таким образом, исследование показало, что основными факторами, влияющими на работу библиотеки являются библиотечные работники и обновление фондов. Прочие факторы, в том числе количество обслуживаемого населения, на итоги деятельности библиотек заметного влияния не оказывают.

При исследовании был обнаружен положительный эффект от масштаба при переходе к крупным библиотекам и высокое влияние наличия специального образования и опыта работы библиотечных сотрудников.

Рекомендуется ввести прогрессивный (от общего количества услуг) норматив количества штата. Выделить средства на переподготовку кадров.

В ходе исследования было установлено, что при финансировании обновления фондов в размере менее 10000 руб. (около 250 единиц хранения) прочие факторы не оказывают влияния на количество оказанных услуг.

Коммунальные платежи в первую очередь зависят от внешних факторов и не могут быть нормированы и приведены к результатам работы библиотеки.
1.3. Внестационарное библиотечное обслуживание в условиях оптимизации сети муниципальных библиотек
Для библиотек, не удовлетворяющих минимальным требованием для организации стационарного обслуживания, рекомендуется их замещение на внестационарные формы обслуживания.

Согласно “Положению о внестационарном библиотечном обслуживании населения Пермской области” (утв. Предс. Департамента культуры и искусства Пермской области 13.01.04.) вводятся четыре дополнительные формы обслуживания:

- Библиотечный пункт

- Коллективный абонемент

- Выездной читальный зал

- Передвижная библиотека (библиобус).

Данные формы можно разделить на две категории: совместные и замещающие.

Услуги по совместным формам внестационарного обслуживания оказываются по двустороннему договору между библиотекой (библиотечным объединением) и сторонней организацией, заинтересованной в получении библиотечных услуг. К совместным формам можно отнести библиотечный пункт и выездной читальный зал.

Услуги по замещающим формам внестационарного библиотечного обслуживания предназначены для замены стационарных библиотек в тех случаях, когда функционирование последних является неэффективным (не обеспечивает выполнения минимальных нормативов деятельности стационарной библиотеки). К замещающим формам внестационарного обслуживания следует отнести передвижную библиотеку и коллективный абонемент.

Библиотечный пункт и выездной читальный зал организуются на основании двустороннего договора. В качестве второй стороны может выступать любая организация, включая органы местного самоуправления и коммерческие организации. Требования к деятельности библиотечного пункта (выездного читального зала) прописаны в Положении.

Порядок функционирования библиотечных пунктов и выездных читальных залов определяется договором с учетом востребованости услуг и предоставляемых технических возможностей (помещение, время работы).

Примерные рекомендуемые формы организации библиотечных пунктов и выездных читальных залов.

При местной администрации

Рекомендуется открывать библиотечные пункты в населенных пунктах (в помещениях, предоставленных местной администрацией), где существующий спрос обеспечивает не менее 6000 выдач документов в год.

Финансирование деятельности библиотечного пункта осуществляется совместно: коммунальные платежи - администрацией, оплата сотрудника (0,5 ставки) - библиотечным учреждением. Фонды формируются в ближайшей стационарной библиотеке, доставка осуществляется согласно договору между администрацией и библиотекой.

Направление деятельности - замена стационарной библиотеки. Основные услуги: предоставление доступа к фондам базового библиотечного учреждения и периодике (для выездного читального зала). Возможно формирование самостоятельного фонда, являющегося частью фонда базового учреждения.



На предприятии

Для расширения зоны обслуживания рекомендуется открывать библиотечные пункты при предприятиях, на условиях совместного финансирования. Работа данного библиотечного пункта может быть организована в сезонном режиме.

Открывается при наличии спроса на библиотечные услуги в размере 6000 книговыдач за год. Финансируется совместно. Библиотека выделяет 0,5 ставки библиотечного работника и предоставляет доступ к фондам. Предприятие обеспечивает помещение для функционирования библиотечного пункта. Возможно, формирование собственного фонда документов библиотечного пункта за счет закупок специализированной литературы совместно с заинтересованным предприятием. Доставка фондов из базового библиотечного учреждения осуществляется транспортом предприятия.

Форма обслуживания “Коллективный абонемент” рекомендуется к введению во всех структурных подразделениях библиотечных учреждений как дополнительная и незатратная услуга, позволяющая увеличить охват населения.



Передвижные библиотеки (далее библиобусы) рекомендуются для замены стационарного обслуживания в тех случаях, когда функционирование стационарной библиотеки не эффективно. Предлагается как основная альтернатива стационарному библиотечному обслуживанию.

Анализ результатов использования библиобуса для обслуживания населения Пермского района

Обслуживание библиобусом осуществляется с 25 марта 2004 г. С учетом сроков введения дополнительных точек средний срок обслуживания составил 1 месяц.

Результаты работы библиобуса на 14 мая 2004 г. приведены ниже в таблице.

Статья затрат

Руб.

ФОП

1800

Себестоимость 1 библиотечной услуги



3.95

Анализ эффективности разработанных маршрутов, с учетом целевой группы населения (населенные пункты до 1000 жителей), показывает очень низкую себестоимость обслуживания, близкую к крупным населенным пунктам (3 руб. 95 коп. и 3 руб. 80 коп. соответственно). Текущая востребованность в услуге по предложенным маршрутам составляет 7900 выдач документов в год, что близко к требованиям на 1 библиотечного сотрудника (10000 выдач документов).
Оптимизация работы библиобуса

Несмотря на низкую себестоимость, анализ существующих маршрутов показывает возможность ее снижения. В первую очередь необходимо оптимизировать маршруты следования библиобуса. Дополнительно можно организовать взаимодействие с другими организациями и ведомствами и совместное финансирование.

Основные направления оптимизации:

выбор мест стоянки библиобуса, исходя из реальной востребованости услуги.

Стоянка библиобуса должна быть доступна для целевой аудитории как по расположению (удобство доступа), так и по времени. Рекомендуется располагать стоянки рядом со стационарными объектами, обслуживающими население (магазины, медицинские учреждения, школы...).

оптимизация маршрутов библиобуса

Оптимизировать маршруты для снижения удельного (на одну выдачу документов) пробега библиобуса. (Возможно совпадение отдельных пунктов назначения для различных маршрутов при высокой востребованности услуги).

взаимодействие с другими организациями для осуществления совместного обслуживания

Для эффективного использования автотранспорта рекомендуется библиотечную деятельность библиобуса совмещать с непрофильной социально-значимой (медицинской, социальной, почтовой ...) на условиях совместного финансирования.

Внестационарное обслуживание (на примере библиобуса) имеет свои преимущества и недостатки.



Преимущества

- Низкая себестоимость.

Низкая себестоимость обусловлена в первую очередь исключением коммунальных платежей, которые при открытии стационарной библиотеки для целевой аудитории составляют значительную часть бюджета. Также наблюдается снижение затрат на оплату труда, что связано с оптимизацией нагрузки на сотрудников



- Расширение зоны обслуживания

Внестационарное обслуживание позволяет увеличить зону обслуживания базового учреждения и включить в обслуживание населенные пункты, где по различным соображениям (себестоимость, отсутствие соответствующего помещения, низкая востребованость услуги) введение стационарного обслуживания не обосновано.



Недостатки

- качество обслуживания

Основным недостатком внестационарного обслуживания является снижение качества обслуживания населения. В первую очередь увеличивается интервал между заказом книги и ее доставкой потребителю.

- нестабильность обслуживания.

Возможно нарушение графика обслуживания в связи с форс-мажорными обстоятельствами. К факторам риска можно отнести технические (поломка библиобуса) и природно-климатические. Для избежания технических задержек рекомендуется учитывать при составлении бюджета не только затраты на ГСМ, но и на регламентное техническое обслуживание библиобуса согласно требованиям производителя. Учитывая климатические особенности Пермской области, возможна временная недоступность населенных пунктов для библиобуса из-за состояния дорог.
Приложение 1

Предложения по реорганизации сети муниципальных

библиотек Пермского района
В основу рекомендаций положены “Модельный стандарт деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области и экономический анализ себестоимости библиотечной услуги


Наименование администрации

(перечень библиотек)



Нормативы модельного стандарта

Объем услуг (выдача док.)

Форма реорганизации

Планируем. форма обслужив.

Экономический эффект

Кол-во жит.

Отдален-ность от др. б-ки

Площадь помеще-ния

Всего

В т.ч. коммун. расходы

Себестоимость (руб.)

2003г.

2004 г.

2003 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Новоильинская б-ка



150

12 км

32 м2

4184

-

10,2

Закрыть библиотеку

Внестац. обслуж. (библиобус от ЦБ)

З/пл водит. 1044 + з/пл. биб-ря 1056

Топливо 12850 = 14950

Экон.эффект 28,7 тыс.руб.

Юго-Камская дет. №8



Детей 1500

0,5

60м2

51853

50000

2,5

Сохранить как зональную библиотеку с переводом в др. помещение.







Култаевская




























Косотурихинская б-ка



278

2 км

50м2

3558

-

22,3

Закрыть библиотеку

Внестац. обслуж. (библиобус от ЦБ)

З/пл. водителя 1044

З/пл. б-каря 1056

Топливо 4881

= 6981


эк. эффект=70,1

Савинская




























У-Качкинская б-ка

6335

2 км

83м2

32470

39500

4,4

Сохранить как базовую

Стац. обсл. с расшир. Зоны обсл.

-

Н-Муллинская






























Кукуштанская



























Пальниковская





























Лядовская б-ка



1150


-

58м2

15535

15500

5,1

Сохранить

Стац. обсл.




Симакинская



























Ферменская б-ка



2140




70м2

26989

25000

5,3

сохранить

Стац. обсл.




Горновская

859

3

117м2

19024

20000

9,1

сохранить

Стац. обсл.




Нестюковская

1556

3,5км

60м2

14955

17600

7,5

Сохранить библиотеку

Стац. обсл.




ЦДБ

5180




240м2

60844

61000

6,6




Стац. обсл.





Приложение 2

1.4. Критерии качества и характеристика эффективности библиотек


Одним из условий эффективной работы библиотеки является предоставление качественных библиотечных и информационных услуг населению муниципального образования.

С точки зрения теории качество библиотечной услуги – это степень полноты, оперативности, точности и удобства предоставления услуги пользователю. Индикатор качества – это количественный показатель, используемый для оценки и сравнения эффективности работы библиотеки в выполнении поставленных задач. Эти индикаторы должны позволить сравнить деятельность однотипных библиотек или их муниципальных объединений (ЦБС), показать степень результативности работы библиотеки, влиять на потребности пользователей, содействовать поиску путей совершенствования работы библиотек, достижению более высоких результатов. Индикаторов качества может быть несколько, вместе с тем для муниципальных библиотек их целесообразно ограничить следующим перечнем: индикатор охвата пользователей; индикатор соответствия; индикатор состояния информационных ресурсов (фондов); индикатор оперативности; индикатор информационной доступности.

Индикаторы качества зависят от финансирования библиотечной деятельности, вместе с тем эффективность расходования бюджетных средств, а следовательно, эффективность работы библиотеки определяется отношением показателей качества к произведенным затратам (стоимостным, ресурсным, временным).

1. Индикатор охвата пользователей равен доле реальных читателей по отношению потенциальных пользователей.

В результате обследования муниципальных библиотек Пермского района выяснилось, что при среднерайонном охвате населения библиотечным обслуживанием – 41,1%, ряд сельских библиотек имеет показатель в 1,5 раза ниже (минимум - 23%, максимум - 31%). Причины такого положения установлены, внесены коррективы в плановые (нормативные) показатели работы библиотек на 2004 год и учтены при реструктуризации сети библиотек. Этот индикатор оказывает существенное влияние на себестоимость услуги, на затраты по организации библиотечного обслуживания в расчете на одного жителя.

Наибольшая стоимость обслуживания одного жителя, рассчитанная на основе бюджетных ассигнований в У-Таровской библиотеке – 209 руб. Самая низкая Усть-Качкинской библиотеке – 14,5 руб.

Индикатор охвата пользователей определяет, насколько библиотечные услуги пользуются спросом среди различных категорий населения. Поэтому, важно знать процент охвата отдельных категорий пользователей (учителей, детей, работающей молодежи, специалистов агропрома и др.). Это позволит получить информацию, ориентированную на расширение перечня информационных услуг.

Низкий процент охвата библиотечным обслуживанием объясняется рядом причин:

а) библиотека предоставляет незначительное количество услуг, которые необходимы потребителю, следовательно, библиотеке нужно тщательно проанализировать качество и перечень производимых ею услуг;

б) библиотека не проводит PR-работу, не знакомит потенциальных пользователей с существующими в библиотеке услугами, не имеет данных по объему реальной выгоды пользователю от получения бесплатных библиотечных услуг.

в) отсутствие востребованности в библиотечных услугах среди отдельных категорий жителей объясняется слабым качеством комплектования отдельных частей фонда, слабостью информационных коммуникаций и недостаточным финансированием этих составляющих в деятельности библиотек;

г) отсутствие нормативной востребованности в библиотеках объясняется и объективным отсутствием спроса на услуги из-за незначительного количества жителей ряда населенных пунктов.

В этой связи, в ходе исследования даны рекомендации по переводу части стационарных библиотек на внестационарные формы обслуживания, вводится норматив – одна библиотека на не менее одну тысячу жителей при 50% охвате населения библиотечным обслуживанием. Только при этих условиях можно считать библиотеку работающей эффективно на основании этого индикатора качества.



2. Индикатор соответствия режима работы стационарной библиотеки потребностям населения.

Данный индикатор качества позволяет судить о времени работы библиотеки, включая расписание часов и дней ее работы, которое является предпочтительным для разных групп пользователей. В ходе анализа деятельности муниципальных библиотек Пермского района было установлено, что режим их работы зачастую не соответствует общему числу рабочих дней, совпадает со временем работы жителей населенных пунктов, библиотека не работает в выходные дни. Это повлекло за собой необоснованные затраты на содержание зданий, трудозатраты, неэффективное использование и эксплуатацию информационных ресурсов библиотек, и как результат – низкие показатели в предоставлении библиотечных услуг.

Анализ предложений пользователей, общественное мнение позволили принять в ходе исследования управленческое решение по изменению режима работы муниципальных библиотек района, что позволило увеличить общий объем рабочего времени объединения муниципальных библиотек на 2,4% (или дополнительно обеспечить 2,6 тыс. часов рабочего времени, что соответствует экономии в 1,75 ставки работника библиотеки без увеличения штата библиотек в целом).

Таким образом, в 2004 году все муниципальные библиотеки района приведены по данному индикатору качества в соответствии с требованиями “Модельного стандарта публичной муниципальной библиотеки Пермской области”.



3. Индикатор использования информационных ресурсов (фондов) – это отношение востребованных документов к общему числу имеющихся в фонде библиотеки.

Данный индикатор качества обусловлен рядом параметров: релевантность комплектования, нормативное поступление новых документов (обновление фондов), неиспользуемые документы (ветхие, устаревшие), отраслевое соотношение частей фонда и др.

Низкий показатель использования фонда, как правило, обусловлен неудобным расположением книг на открытом доступе, недостаточным количеством экземпляров изданий, имеющих высокий спрос среди пользователей, наличие изданий, не пользующихся спросом, слабой рекламой отдельных отраслевых частей фонда. Снижает показатель и некомфортная среда в библиотеке, доля фонда, находящегося на открытом доступе.

Анализ использования фондов в муниципальных библиотеках Пермского района показал, что обращаемость одного документа составила 2,4 раза. Это превышает среднеобластной показатель. Вместе с тем, в ряде сельских библиотек данный показатель колеблется от 0,5 до 7,0.

Наблюдается высокая обращаемость отраслевых разделов фонда (социально–политический блок – 12,7%, естественнонаучный – 5,2%, художественная литература – 3,6% в Ванюковской, Н-Муллинской и Гамовской сельских библиотеках).

Вместе с тем, малоиспользуемая литература по искусству, сельскому хозяйству говорит о несоответствии этих частей фонда современным запросам пользователей. Данные представленные в публикуемой ниже таблице, свидетельствуют и о качестве фондов и о соответствии потребностям пользователям. Подобная информация, собранная по каждой библиотеке района позволит определить пути работы с фондами.


Состав, развитие, использование фонда Гамовской сельской библиотеки Пермской ЦБС за 2003 год

Показатели

Всего

В т.ч. пер. изд.

В т.ч.

ОПЛ

ЕНЛ

ТЛ

СХЛ

Иск-во

Спорт

Худож

лит.


Язы-кознание

Дет. лит.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Коэфициент соответствия фонда









0,9

1,2

2,3

0,3

0,1




0,8

1,8

2,8

В этой связи, библиотекам района было предложено привести фонды по количеству единиц хранения к нормативам “Модельного стандарта муниципальной библиотеки Пермской области”, так как сверхнормативные фонды – это, как правило, до 40% неиспользуемых в обслуживании (устаревших по содержанию) документов.

Чтобы снизить процент неиспользуемых документов, в библиотеках района активизирована работа по их списанию. За 2003 год было изъято из фондов библиотек 71,4 тыс. единиц хранения, что составило 14% от фонда в целом. Также начата работа по изучению информационных потребностей, перераспределение финансовых ресурсов, затрачиваемых на приобретение новых документов, включая электронные.

Сохранность одного документа в фондах библиотек по ориентировочным расчетам обходится в один рубль бюджетных средств в год. В этой связи, очищение фонда опосредованно окажет влияние на эффективность расходов на содержание библиотек, а в конечном итоге повысит качество предоставления библиотечных услуг населению.



4. Индикатор оперативности (режим реального времени) предоставления библиотечной услуги определяется как период времени между днем публикации документа и моментом его поступления в фонды библиотеки для предоставления в пользование читателю.

Индикатор позволяет судить о реакции библиотеки на вновь появляющиеся документы, оценивать оперативность доставки заказанных документов и информационных баз данных разными поставщиками.

В ходе исследования установлено, что оперативность комплектования библиотек района обеспечена регулярностью финансирования. Вместе с тем, технология обработки документов, прохождение их через отделы каталогизации не устанавливает жесткие временные сроки, тем самым, увеличивая интервал доведения документа до потребителя (с учетом их доставки в сельские библиотеки муниципального образования).

Этот период времени не должен превышать одного месяца с момента приобретения, а для периодических изданий – не более недели.

В Пермской центральной библиотеке по некоторым видам документов этот срок составляет 2-3 месяца, а по периодическим изданиям от 3-4 дней до месяца.

Для устранения технологических недостатков в соответствующих отделах центральной библиотеки была: 1) пересмотрена последовательность процессов и операций обработки документов с целью ее оптимальной организации; 2) за счет собственной транспортировки уменьшилось время доставки документов в другие структурные подразделения библиотечного объединения Пермского района.



5. Индикатор доступности информации – это показатель, характеризующий степень удовлетворения запросов читателей (потребителей) на информацию средствами библиотеки, включая собственные информационные ресурсы, МБА, систему связи (телефон), информационные коммуникации и базы данных.

Данный индикатор характеризует конкретную библиотеку на ее соответствие “модельному стандарту” с точки зрения технического оснащения, а главное организации доступа к информации в целом. Количественными показателями в данном случае могут служить привлеченные ресурсы (МБА, выполненные библиографические справки, информационные данные, полученные из центральных библиотек области через существующие средства связи (телефон, Интернет) и их объем, выраженный в “библиотечных услугах” к общему числу библиотечных услуг, реализованных библиотекой за определенный период времени.

Анализ качества доступности позволит совершенствовать работу библиотеки, устранять недостатки в организации фондов и каталогов, библиографических и информационных служб, которые препятствуют поиску нужного документа или иной информации, внедрять технические средства и новые информационные технологии.

Для определения уровня качества предоставления библиотечных услуг в целом вводится шкала значений (коэффициентов), характеризующих на основе числовых расчетов по формуле отношений разных показателей.

Эффективность работы библиотеки определяется количеством предоставленных услуг на единицу затрат и соотношением этих затрат в структуре бюджета.
Приложение

Эффективность библиотечного обслуживания населения






Охват населения библиотечными услугами

Соответствие режима работы “Модельному стандарту”

Использование фонда

Коэффициент

Вес

K1

Z1 = 0,1



K2

Z2 = 0,1



K3

Z3 = 0,2







Оперативность предоставления информации

Доступность информации






K5 = k5,1 z5,1 + k5,2 z5,2 + k5,3 z5,3 + k5,4 z5,4 + k5,5 z5,5

Интегральный коэффициент вычисляется по формуле: R = K1 Z1 + K2 Z2 + K3 Z3 + K4 Z4 + K5 Z5




R 8,5

Эффективная

8,5 R 7,5

Умеренно эффективная

5,0 R


Неэффективная



<предыдущая страница | следующая страница>


Методические рекомендации по реорганизации сети муниципальных библиотек в соответствии с требованиями "Модельного стандарта муниципальной библиотеки Пермской области"

Изменение структуры бюджетных расходов на предоставление услуг в области культуры”

1028.43kb.

26 09 2014
5 стр.


Докла д главы Соликамского муниципального района Пермского края

Соликамский район наделен статусом муниципального района в соответствии с Законом Пермской области от 09. 12. 2004 n 1884-410 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципа

680.4kb.

08 10 2014
4 стр.


Методические рекомендации по определению основных видов правонарушений в области строительства I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Госстроя

8539.67kb.

29 09 2014
29 стр.


Рекомендации по заполнению полей сообщений swift мт103/МТ202 в рублях

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями стандарта swift-rur6 и существующей технологией обработки платежей в валюте РФ в расчетной системе ОАО «Альфа-Банк»

370.58kb.

09 10 2014
1 стр.


-

Предлагаемые методические материалы разработаны по курсу «Политология» на основе умк, подготовленного коллективом кафедры в соответствии с требованиями Государственного образовател

298.56kb.

16 12 2014
1 стр.


Информация о состоянии профильного обучения в муниципальной образовательной сети

Повышение качества образования невозможно без совершенствования структуры и содержания общего образования, создания условий образовательного процесса в соответствии с современными

53.17kb.

11 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по формированию индивидуальных планов профессионального развития граждан, включенных в кадровый резерв

Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы), утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 10. 08. 2010 №106

337.65kb.

06 10 2014
1 стр.


Издание подготовлено в соответствии с требованиями и со­держанием государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция»
6.67kb.

10 09 2014
1 стр.