Сельский коэффициент
Базовая библиотека рассчитана с учетом расходов на оплату труда в городской местности. Для учета дополнительных расходов в сельской местности используется сельский коэффициент:
Вид местности
|
Значение коэффициента
|
Сельская местность
|
1,12
|
Городская местность
|
1
|
Финансирование центральной библиотеки
Для обеспечения обслуживания библиотек централизованной библиотечной сети финансирование центральной библиотеки дополнительно финансируется в размере 10% совокупного бюджета библиотек сети, рассчитанного на основании муниципального заказа2.
Закрытие библиотечных учреждений
В случае не выполнения требований нормативов Класса 1 библиотечных учреждений (Класса 0 для социально значимых библиотек) администрация может принять решение о закрытии библиотеки и передаче функций библиотечного обслуживания близлежащей или центральной библиотеке во внестационарном режиме, с соответствующим изменением класса данной библиотеки.
Финансирование внестационарного обслуживания
Основной единицей внестационарного обслуживания является передвижной библиотечный пункт (библиобус). Финансирование рассчитывается на основании “Плана обслуживания”, формируемого для библиобуса на очередной год.
“План обслуживания” должен включать в себя указание населенных пунктов с периодичностью обслуживания, маршруты передвижения библиобуса с протяженностью и количеством поездок, общую протяженность поездок библиобуса.
Финансирование библиобуса включает в себя:
- финансирование затрат на ГСМ и обслуживание библиобуса на основании планового пробега за период (включая резервный фонд на ремонтные работы не менее 10%);
- ставку водителя-механика;
- ставку библиотекаря, обслуживающего библиобус.
Распоряжение средствами, выделенными на содержание библиотечной сети
Все средства на содержание библиотечных учреждений переводятся на счет Центральной Библиотечной Сети согласно утвержденному графику платежей, но не реже чем один раз в три месяца. Распорядителем средств является Центральная библиотека.
Проект бюджета библиотечной сети Пермского района на 2005 год*
Название б-ки
|
Кол-во услуг
|
Кол-во поступлений документов
|
Класс библиотеки
|
Объем финансирования, руб.
|
Центральная библиотека
|
200000
|
680
|
26
|
590 295
|
Н.Муллинская
|
45000
|
475
|
8
|
253 170
|
Нестюковская
|
15000
|
250
|
2
|
127 890
|
Платошинская
|
21000
|
300
|
3
|
149 640
|
Рождественская
|
20000
|
300
|
3
|
149 640
|
ИТОГО
|
1280000
|
11100
|
|
6 421 035
|
Дополнительное финансирование центральной библиотеки: 642 103,5 руб. (Итого бюджет: 7 063 138,5 руб.). Плановая себестоимость 1 услуги: 5 руб. 51 коп. (с учетом заложенной инфляции – 5 руб. 00 коп.), прогнозная - 5 руб. 12 коп. (с учетом заложенной инфляции – 4 руб. 66 коп., прогнозное количество услуг – 1 375 000 шт.).
В ходе реализации проекта было установлено, что в Пермском районе можно увеличить эффективность работы библиотечной сети. Для увеличения эффективности необходимо:
1. Увеличить средства на комплектование фондов. Анализ показал, что средств, выделяемых на комплектование фондов, недостаточно для эффективной работы библиотек.
2. Оптимизировать сеть учреждений и количество ставок библиотечных сотрудников.
Существующая сеть не позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В первую очередь это библиотечные сотрудники и помещения, в которых располагаются библиотеки.
Внедрение рекомендаций, полученных в ходе выполнения проекта, приведет к
1. Снижению себестоимости услуг, предоставляемых библиотеками Пермского района.
При общем росте затрат на содержание библиотечной сети эффект от увеличения количества оказанных услуг приведет к снижению себестоимости одной услуги. (В сравнимых ценах – с 4 руб. 90 коп. до 4 руб. 66 коп. в ценах 2003 г. (прогноз)).
2. Снижению коммунальных платежей.
Отказ от содержания и финансирования неэффективных библиотек и замены их на внестационарные формы обслуживания позволяет снизить количество используемых помещений и, соответственно, всех коммунальных платежей.
Заключение
Проведенное исследование позволяет более обоснованно подойти к решению вопроса по реорганизации сети муниципальных библиотек, разработке бюджета, определить эффективность деятельности конкретной библиотеки, себестоимость библиотечной услуги. Сеть библиотек не зависит от количества проживаемого населения. Две позиции оказывают влияние на необходимость в реорганизации сети библиотек: целостность и доступность их для населения, эффективность деятельности. Проведенные экономические расчеты стали основанием внесений изменений в нормативы “Модельного стандарта публичной муниципальной библиотеки Пермской области”. Так, нагрузка на полную ставку библиотечного специалиста по количеству пользователей должна составить не менее 500 человек, по количеству услуг – не менее 10 тыс. экз., обновление фондов – 200 экз. в год. Количество штатных единиц в структурных подразделениях ОМБ (ЦБС) определяется только на основе трудозатрат, полученных в результате хронометража и фотографии рабочего дня.
На основе полученных материалов планируется разработка других нормативов и введения учетных документов и показателей с целью определения эффективности деятельности библиотеки.
<предыдущая страница