-
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
Перечень программ и технологий:
-
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
-
Кроха/ Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова – М.: Просвещение,2007.
Технологии
1. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышление. – М., 2000.
2. Павлова Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. – М., 2000.
3. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. – М., 1999.
4. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. – М., 2007.
5. Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники. – М., 1990.
6. Климанова Л. Ф. Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). – М., 2000.
7. Лайзане С. Л. Физическая культура для малышей. – М., 2007.
8. Лыкова И. А. Рисование для самых маленьких. – М., 2005.
9. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М., 1985.
10. Сотникова В. М. Действия с предметами и предметные игры. – М., 2006.
11.Теплюк С. И. Организация прогулок с детьми. – М., 2005.
Перечень пособий
Алямовская В. Ясли – это серьезно! – М., 2000.
Лямина Г. М. Развитие ребенка раннего возраста. – М., 1981.
Павлова Л. Н. 365 дней и ночей жизни ребенка (1-й, 2-й, 3-й год). – М., 2001, 2004, 2008.
Печора К. Л., Сотникова В. М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. – М., 2000.
Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в детском саду. – М., 2008.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., 2003.
Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб., 2005.
Рыкова О.В. Малыши, физкульт-привет! – М., 2006.
Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. – М., 2005.
Соотношение режимных процессов в течение дня
Возраст
|
Кормление
|
Бодрствование
|
Дневной сон
|
Ночной сон
|
С 1.5лет до 3 лет
|
4
|
5,5–6
|
2,5–2
|
10–11
|
Перечень групповых игр-занятий
Название
|
Количество в неделю
|
Ознакомление с окружающим и развитие речи
|
3
|
Музыкальные занятия
|
2
|
Сенсорное развитие
|
1
|
Физкультура
|
3
|
Конструирование
|
1
|
Татарский язык
|
1
|
Не более 10 занятий в неделю11
|
Игры-занятия проводятся по подгруппам и индивидуально в первой и второй половине дня. В теплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки.
Физкультурные и музыкальные занятия проводятся в зале со всей группой .
Промежуточные результаты освоения Программы
Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.
К концу 3 года жизни ребенок:
-
Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;
-
Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;
-
Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;
-
Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;
-
Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;
-
Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);
-
Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.
-
Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:
-
в 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.
-
в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.
-
в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.
-
в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста
Цель: Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях.
Участниками образовательного процесса являются дети 5–7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе необходимо соблюдение следующих условий:
- число групп и их комплектация определяется количеством детей, достигших 5 лет, получивших направления от комиссии по устройству детей в ДОУ или проживающих в домах микрорайона, расположенных в непосредственной близости от ДОУ с учетом требований Санэпиднадзора;
- для родителей детей старшей и особенно подготовительной группы регулярно должна быть организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
- воспитатели старшей и подготовительной групп должны иметь дошкольное образование и пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми 5–7 лет;
- воспитатели и специалисты, работающие с детьми 5–7 лет должны быть ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в ближайших школах, посещать уроки, приглашать учителей начальных классов в ДОУ, проводить совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования;
- освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- в процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ могут использовать традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.);
- выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы;
- постоянное психологическое сопровождение детей группы с использованием программ адаптации и коррекции психического развития детей старшего дошкольного возраста проводится при наличии более 50% детей 5 лет, впервые поступивших в ДОУ и не посещавших ранее различные формы общественного образования;
- при необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Общее время дополнительных занятий не должно превышать 30 мин в день;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна) преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие;
- самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей среды;
- организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
2.4. Условия реализации образовательной программы ДОУ
2.4.1.Управление реализацией Программы.
Нормативно-правовая база деятельности ДОУ.
-
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 (редакция Федеральных законов от 13.01.96 г. № 12 – ФЗ от 16.11.97 № 144 ФЗ)
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
-
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666;
-
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07. 2010 г. № 91);
-
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655
-
Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г № 03-248;
7. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо МО РФ от 02.06.98 № 89/ 34-16
-
Устав ДОУ
-
Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.
-
Заведующий ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.
-
В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина:
-
имеется номенклатура дел;
-
регистрируется входящая и исходящая документация;
-
осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций);
-
распределены обязанности между руководителями;
-
обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой;
-
имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей.
-
В ДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая
деятельность учреждения:
-
Устав ДОУ;
-
Договор с учредителем;
-
Договоры между родителями (законными представителями) и ДОУ.
Документация ведется в соответствии с Номенклатурой дел ДОУ.
-
В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
Существует определенная стратегия и тактика функционирования и развития ДОУ:
-
имеется Концепция ДОУ;
-
имеется Программа развития ДОУ;
-
осуществляется перспективное планирование;
-
осуществляется оперативное планирование;
-
воспитатели имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей;
-
освобожденные специалисты имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей;
-
тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов скоординированы по содержанию;
-
работа педагогов (воспитателей, освобожденных специалистов) с определенными группами (подгруппами, отдельными детьми) осуществляется на основе координации их деятельности (совместно проводятся занятия, педагогические консилиумы и другие формы сотрудничества).
-
ДОУ на 100% укомплектованность педагогическими кадрами;
-
100% педагогов имеют педагогическое образование.
2.4.2.Построение развивающей среды в ДОУ
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
-
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
-
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
-
Это предполагает решение следующих задач:
-
Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
-
Радости существования (психологическое здоровье)
-
Формирование начал личности (базис личностной культуры)
-
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
-
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
-
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
-
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
-
принцип дистанции, позиции при взаимодействии
-
принцип активности, самостоятельности, творчества
-
принцип стабильности, динамичности
-
принцип комплексирования и гибкого зонирования
-
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
-
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
-
принцип открытости – закрытости
-
принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Варианты построения развивающей среды
-
Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
-
использование помещений спальни и раздевалки.
-
Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
-
Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
-
Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
-
Достраивание определённых деталей интерьера детьми
-
Включение в интерьер крупных игрушек-символов
-
Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
-
Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.
-
Основы сотрудничества детского сада и семьи.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
-
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
-
открытость дошкольного учреждения для родителей;
-
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-
уважение и доброжелательность друг к другу;
-
дифференцированный подход к каждой семье;
-
равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:
-
Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс
Задачи:
-
формирование психолого- педагогических знаний родителей;
-
приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
-
оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
-
изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с родителями включает:
-
ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
-
ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
-
участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
-
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
-
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
2.4.4.Преемственность в работе ДОУ и школы
Координация работы по преемственности в ДОУ и школе
Педагогические советы, методические объединения, семинары, «круглые столы» педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности
МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
МОУ «Гимназия № 1 им. Ю.В.Романенко» г. Бузулука
Взаимопосещение воспитателями и учителями школы школьных уроков и занятий с детьми в детском саду
Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей
Взаимодействие психологов школы с педагогами ДОУ; медицинских работников по обогащению преемственных связей
Проведение дней выпускников в ДОУ
Совместное со школой комплектование первых классов из выпускников ДОУ
Встречи родителей с будущими учителями
Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей с целью изучения самочувствия семьи
в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации
к школе
Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов ДОУ, учителей начальных классов и учителей-предметников (праздники, выставки,
спортивные соревнования, экскурсии)
Родительские тренинги и игровые практикумы для родителей детей предшкольного возраста ДОУ
и родителей детей первоклассников — бывших
выпускников ДОУ
2.5.Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения
-
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
-
Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
-
Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
-
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
-
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
-
<предыдущая страница | следующая страница>