Перейти на главную страницу
Папа Павел VI в своем обращении к участникам «XXII библейской итальянской недели» (1972г.)1 очень ясно определил, каким образом должно использоваться Священное Писание в разработке нравственного богословия.
Во-первых, необходима предварительная работа в области экзегезы: «Чтобы действенным было провозглашение вечного Евангелия в непрерывно меняющихся условиях повседневной жизни, актуализация Слова Божия требует искреннего и открытого объединения усилий ученых богословской и светской наук». Это означает необходимость обратить особое внимание на способы выражения и связь с культурой определенной эпохи, особенно на отдельные ее элементы, чтобы затем явить всем новизну, превосходство, высшую силу и универсальное значение Слова Божия и его нравственных предписаний.
«На основе этой предварительной работы, – продолжает Павел VI, – моральный богослов должен сосредоточить свое внимание на Слове Божием, не написанном в Книгах, но пребывающем в творении и в правильном разумении человека, образа Божия, быть преданным Христу и Его Церкви, “столпа и утверждения истины” (1 Тим 3, 15), внедрять в практику жизни, применительно к экзистенциальным ситуациям христианина, Слово Божие – написанное и не написанное, чтобы тот умел “должно поступать и угождать Богу” (1 Фес 4, 1).
Таким образом, – заключает Папа Павел VI, – в перспективе этого сотрудничества складываются предпосылки для того, чтобы Слово Божие стало подлинной основой нравственного поведения человека, светом и вдохновением христиан в перипетиях века сего».
В Библии мы находим прежде всего религиозный опыт, во всей полноте выраженный в Иисусе и Его учении, который тем не менее имеет нормативный характер для всех живущих во Христе. Он нормативен с точки зрения веры, но затрагивает все экзистенциальные измерения человека, в том числе и нравственные.
Этот религиозный опыт неизбежно влечет за собой практические следствия, отражающиеся в общих этических требованиях в той мере, в какой вызывают свободный отклик человека.
Этика Союза в Ветхом Завете – это этика диалога (начатого Богом), ответа и призвания. Своим моральным поведением человек отвечает Богу, действующему во благо Своего народа. Значит, религиозный ответ на призыв Бога – не только культовый и ритуальный, но прежде всего нравственный.
Этика следования за Христом и заповеди любви делают человека новым творением, изменяющим свое поведение.
Итак, Откровение Бога человеку – это освобождение от египетского рабства и греха во имя свободного служения Богу и братьям.
Это правда, что Новый Завет означает решительный шаг в Откровении и понимании нравственности, т.е. радикальный прогресс, но этот шаг опирается на богатые и глубокие открытия, имеющиеся в Ветхом Завете: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел я, но исполнить» (Мф 5, 17).
И это понятно, если вспомнить, что сам Ветхий Завет – существенная часть истории Спасения и, следовательно, истории прогрессивного морального познания. Безнравственные и скандальные эпизоды Ветхого Завета отражают человеческий аспект этой истории, на протяжении которой Бог постепенно и терпеливо открывает людям Свое Лицо и волю.
С другой стороны, сам Иисус, так же как и апостол Павел, положительно оценивает Ветхий Завет и его нравственность. Святые Отцы подчеркивали не столько новизну, сколько преемственность обоих Заветов.
Ветхий Завет, таким образом, тоже является источником христианской этики и нравственного богословия, поскольку без него невозможно было бы вполне понять евангельское Откровение, хотя совершенное его понимание возможно только в свете Нового Завета.
1.1. Нравственность Завета
Первая черта, обнаруживаемая в Пятикнижии и исторических книгах Ветхого Завета, заключается в том, что нравственность (Декалог и другие предписания) не является чем-то отдельным по отношению к религиозным переживаниям. Бог действует в истории, в ней открывает Свое Имя и Лицо, являет Свое спасительное могущество и соответственно ждет от Своего народа ответа верой во Единого Бога.
В религиозном переживании Израиля история, т.е. область свободы, имеет главное значение (большее, чем природа, т.е. область необходимых фактов), и поэтому религиозные отношения с Богом не чисто «вертикальные» (монархические, диктаторские), но имеют и ясную «горизонтальную» линию: это Союз, договор, который Бог не навязывает, но предлагает, чтобы народ принял его свободно.
Внутри этих религиозных отношений с Богом появляется нравственность: человек отвечает свободно предложению Бога, который уже действовал бескорыстно на благо Своего народа. Нельзя понимать Союз как сделку: «do ut des» – «поступай правильно, и Я спасу тебя». Бог начинает действовать первым и не ставит условий: «Я спас тебя, если принимаешь Меня как своего Бога, тогда поступай так и так».
Отсутствие изначальных условий у Бога требует все же полного ответа от человека, если он решает принимать Божие предложение: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6, 4-5).
Поэтому ответ человека происходит не только в виде веры и служения, но требует свидетельства всей жизнью: отношениями в семье, обществе, с бедными, иноверцами и т.д.
Таким поведением, основанном на Откровении, вере и Союзе, Израиль свидетельствует о Самом Боге.
Интересно отметить, что религиозное и моральное переживание Израиля хоть и самобытно, но открыто истории и окружающим его культурам. Однако именно события освобождения из египетского рабства и заключение Союза на Синае стали основополагающими критериями выбора и распознавания в принятии моральных кодексов окружающих его культур, ключом к толкованию новых исторических ситуаций.
Нарушение закона, личные и общенародные грехи рассматриваются с религиозной точки зрения – как неверность Богу и отказ от Его абсолютного верховенства. Поэтому среди всех грехов идолопоклонство – основной грех, постоянно искушающий Израиль. Идолопоклонство и безнравственность особенно взаимосвязаны в двух планах:
— Поклонение другим богам влечет за собой безнравственное поведение (как в случае Соломона);
— Безнравственное поведение означает отказ от признания Единого Бога.
Их нравственное учение основано также на глубоком религиозном опыте: оно вытекает из сознания величия и святости Бога. Религиозное переживание пророков ставит их перед лицом Всесвятого и абсолютно Иного по отношению к человекам1, чья слава наполняет всю землю2, а святость обусловливает самобытность Израиля3. Наряду с этим крайне монотеистическим восприятием трансцендентности Бога они ощущают близость, любовь и заботу Бога о Своем народе и выражают переполняющие их чувства очень нежными словами.4
На этом религиозном фоне очень резким контрастом выступает грех и неверность Израиля своему Богу. Этот контраст, а также нравственность Союза побуждают пророков углублять этические концепции Израиля:
— Они чрезвычайно сильно подчеркивают нравственное содержание подлинного служения Богу.5
— Открывают личный характер моральной ответственности.6
— Выявляют социальную сторону этических требований.7
— Постепенно доводят свои критические пророчества до сведения всего народа, а не только знати, как делали более древние пророки.
— Глубже раскрывают смысл и значение Союза с Богом, придерживаются прежде всего духа закона, а не его буквы. Они критикуют пустую обрядность и призывают к вере, в которой закон пребывает в сердце. Бог обещает через пророков обновить Союз, но таким образом, что закон, сопутствующий ему, будет уже написан не на камне, а в сердце человека8
— Наконец, отличительное свойство морального учения пророков – обличение грехов народа, сопровождающееся предупреждением о грозящих бедах и наказаниях, которое в конце концов открывается обещаниям безусловного прощения и новым деяниям Бога на благо Своего народа, которыми он будет восстановлен и возрожден, но не в силу своих заслуг, а исключительно по святости, верности и милосердию самого Бога. В этих обещаниях уже ясно звучит будущая полнота Евангелия, в том числе его универсальность.
1.3. Нравственность в Книгах Премудрости
— Гуманизм и жизненный опыт. Вместе с псалмами и книгой Иова книги Премудрости создают определенное этическое учение, относящееся к конкретным жизненным проблемам, где религиозная тема остается на заднем плане. Такая этика опирается на практический опыт, собранный в течение жизни, и подчеркивает одновременно и достоинство, и хрупкость человеческой личности.
В ситуации диаспоры кажется, что этика принуждена оправдываться рационально. Поэтому часто Премудрость находится на вершине всех ценностей.1
— Влияние окружающего мира. Этика Премудрости развивается в чужой культуре и подвержена ее влияниям – как вавилонским (книга Иова), так и греческим (Премудрость, как кажется, знакома с философскими идеями эллинизма относительно совершенства и смысла жизни и формирования норм на основе естественного права).2
Эта открытость отражается в рациональном характере размышления, придающем универсальный смысл этическим предписаниям. Все же, данная этика противостоит фатализму окружающего мира и настаивает на свободе человека и его нравственного поведения.
— Новое понимание вознаграждения. Прогресс нравственного поиска этих книг заметен у пророков уже в преодолении старого понимания воздаяния, считавшего, что Бог вознаграждает доброту человека материальными благами. Сам опыт, доказывающий обратное, принуждает к новой постановке вопроса, открывающей перспективу награды после смерти.
— Богословский фон. Именно эта закономерность указывает на присутствие в гуманизме Книг Премудрости богословских корней; более того, хоть и в новой формулировке, но он все равно опирается на религиозный опыт Израиля. Библейская мудрость в условиях чужой культуры тесно связывается со своим исконным Преданием: процесс динамики напоминаний и обещаний открыт истории Спасения. Книга Иова провозглашает веру в единственного Бога – непостижимого, но верного. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, объединяет творение и человеческую историю в перспективе истории Спасения; Книга Екклесиаста рассматривает житейские ценности в свете реальности смерти; в свою очередь, Книга Премудрости считает невежественными тех, кто думает, что все заканчивается со смертью. Некоторые псалмы в мистических выражениях исповедуют веру в жизнь, спасенную Богом, после смерти.
* * *
Однако этика Премудрости – не конечный этап развития еврейской этики. Можно сказать, что ее последний этап имел отрицательный характер. Вавилонский плен и разрушение Храма, а с ним – традиционных опор религии Израиля (самого Храма, монархии, пророчества), негативно сказались на его вере и нравственности. Внимание сосредоточивается в большей степени на «Торе» (Законе), воспринимаемой не как живое Слово, действующее в истории, а как совокупность подробных предписаний, чье пунктуальное исполнение гарантирует благословение Бога и спасение. Крайний формализм и культ закона, требующий специалистов в данной области, влечет за собой религиозный и моральный упадок, а также разделение народа на посвященных, исполняющих закон, и простой народ, который первые воспринимают как презренных грешников и пренебрегают им.
Таким образом, в первом веке до Христа Израиль дошел до чрезмерного формализма в отношении к закону, в котором утратил свое глубочайшее вдохновение как выражение воли Божией и участие в Его Святости; закон стал чем-то юридическим, порою подменяющим самого Бога.
И в такой религиозно-нравственной атмосфере появился Иисус из Назарета.
2. Нравственность Нового Завета
Проповедь Нового Завета развивается в контексте фарисейства. По этой причине и в послании Иисуса, и в увещаниях апостола Павла повторяется критика тех, кто видит идеал святости в скрупулезном соблюдении буквы закона. Иоанн же ставит в центр своего послания верность Слову, ставшему плотью в Иисусе Христе.
2.1. Моральные требования Иисуса
2.1.1. Иисус и Закон
Иисус Христос не учитель нравственности, тем более не ее теоретик. Чисто внешне Он действует как раввин, но своим посланием и способом действия совершенно превосходит современный ему раввинизм. Поэтому уже Его современники видят в нем кого-то более значительного, чем раввин, – «одного из древних пророков».
И действительно, Иисус восстанавливает лучшее из древней этики Союза и пророков: приоритет духовного и инициативы Бога, который уже действует в истории и призывает человека Ему ответить.
При этом Иисус поступает неожиданным и парадоксальным образом: с одной стороны, Сам исполняет закон (присутствует в субботу в синагоге, ходит в Храм, участвует в праздниках) и заставляет других исполнять его (отправляет исцеленных к священникам), но, с другой стороны, уважая закон1, подчеркивает его дух, подлинный смысл – признание Бога и служение человеку, а не просто формальное исполнение. Поэтому Он часто поступает весьма свободно в отношении закона, иногда даже провокационно, показывая тем самым, что Бог выше закона и тот не имеет смысла без любви к ближнему. Отсюда Его критика формальной законопослушности, скрывающей поведение, противоречащее истинному духу закона Моисея.2
Уважая закон, Иисус все же существенно исправляет путаницу норм, в которую он превратился, и сводит его к двум главным заповедям – любви к Богу и ближнему3, и тем самым приводит закон к завершению.4
Итак, Иисус не отменяет старый закон, но открывает его радикальные и подлинные требования, которые касаются не только внешнего поведения, но сердца человека и его глубинных потребностей.5
2.1.2. Близость Царства и новый образ Бога
Восстанавливая ветхозаветное вдохновение, Иисус основывает все моральные требования на возвещении Царства Божия, которое приблизилось и ждет радикального ответа от человека.1
Провозглашение Царства Небесного – это весть о том, что сам Бог приблизился к человеку, и Иисус несет в себе это Царство, т.к. в Нем исполняются древние обещания и открывается навсегда подлинное Лицо Бога Отца, любящего Своих детей без всяких условий и границ, т.е. независимо от их заслуг, даром. Такому Богу человек должен ответить отношением абсолютного доверия, как дитя. Своим ответом человек воспроизводит в себе отношение Бога к людям, и в этом заключается новая мораль.2
Нравственность Иисуса Христа состоит в послушании Богу как Отцу. Новый образ Бога порождает новую этику. Ученик, как ребенок, не может рассчитывать на заслуги или права, но только на милосердие Отца.3 Новый способ жизни, больший, чем результат формального исполнения заповедей, является сакраментальным знаком присутствия Отца Небесного.4 И принятие Бога как Отца ни в коем случае не означает уничижения человека, напротив, в этом его окончательная и подлинная реализация.
Иисус выражает близость Царства Небесного словами и спасительными знаками. Особый интерес в этом смысле представляют притчи, говорящие о скромных началах этого Царства (самой личности Иисуса), но часто содержащие моральное учение: как человек должен реагировать и отвечать на близость Иисуса.
Центральное место в понимании новизны Царства Небесного занимает Нагорная проповедь5, ставшая продолжением Откровения и передачи Закона на горе Синай. Здесь мы находим гораздо больше, чем Новый закон: в Нагорной проповеди, особенно в блаженствах, заключено целое богословие: христология, экклезеология и антропология. Блаженства говорят о «сердце Бога», образе жизни Иисуса, основных ценностях Царства Божия и о тех, кто искренне принимает Его спасительное Царство.
Блаженства являются подлинным автопортретом Иисуса, в них Он объявляет, что мы будем утешены, помилованы и узрим Бога. Только исходя из обетования Иисуса, можно считать их нравственными требованиями, поскольку они открывают человеку глубокую истину о самом себе.6
Блаженства – провозглашение милости Божией к тем, кого считали раньше отверженными от Его благословения, но также и к тем, кто следует за истинными ценностями, исходящими от Бога (милосердием, утешением, справедливостью ...), т.е. к тем, кто обратился всей глубиной своего сердца.
На основе этой ключевой программы Евангелия развиваются новые и радикальные требования, отражающие суть закона, понимаемого в истинном смысле, потому и принятого обновленным сердцем. Они – плоды веры, обращения, перемены сознания в результате встречи с Иисусом, скрытым сокровищем и жемчужиной, чье открытие и выбор делают возможными и понятными требования отказа.7
Обращение человека, следствие веры, позволяет понимать последнее как нечто большее, чем интеллектуальное согласие, жизненное решение, дает возможность обратиться к Богу и готовность следовать за Ним и Его волей.
Следование за Христом означает, что нравственная жизнь христианина проявляется не в отношении к абстрактным ценностям, но в личной встрече со Христом.
Кроме того, оно представляет собой определенный процесс. Речь идет не о принятии раз и навсегда какой-то системы ценностей или некой идеологии, но о пути прогрессивного познания, об ученичестве и углублении в смысл и требования того пути, в основе которого всегда находится Иисус, Его слова, действия, отношения, так же как и Его конечный замысел. Иисус, добрый Учитель, Сам постепенно открывает ученикам требования, ценности и также дары на пути следования за Ним.2
Как показывает беседа с богатым юношей, следование за Иисусом не требует отказа от прежних заповедей – того, что можно назвать естественной этикой (хотя ее основа религиозная). Иисус скорее приглашает идти вперед и достичь совершенства: самоотречение нужно, чтобы начать свой путь.
То есть к этике уважения других и исполнения долга, тоже ведущей к спасению3, добавляется то, что приводит ее к совершенству – этике любви вплоть до самопожертвования в подражание Христу. Такой шаг звучит уже не как неизбежный моральный императив («делай!»), а как приглашение («если хочешь быть совершенным ...»), которое оставляет окончательный выбор за человеком.
В то же время интересно отметить, что данный шаг не предполагает наличия естественной доброты человека. Иисус приглашает в новую жизнь также и грешников, т.е. тех, кто не исполняет «минимальных условий». И это потому, что встреча с Иисусом не только поднимает моральный уровень человека, но и исцеляет его поврежденное грехом сердце.
Наконец, необходимо подчеркнуть глубоко религиозный смысл следования и его моральных следствий, подобных этике Союза. В отличие от раввинов того времени, выбранных их учениками, Иисус Сам выбирает и призывает к себе учеников.4 То есть все начинается со свободной и благодатной инициативы Бога и Иисуса Христа. Он не призывает учеников к Себе только ради каких-то знаний, но «чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк 3, 14-15). Ученики не только учатся у Иисуса, они живут рядом с Ним и, как Он, участвуют целиком в Его служении. Они, в конечном счете, должны выбрать и принять Его способ жизни, включая смерть и воскресение.
Пасхальная тайна означает, что идеал следования за Христом действителен и после смерти и воскресения Иисуса Христа благодаря дару Святого Духа. Отсюда видно, что христианская этика есть также и жизнь в обещанном Иисусом Христом и посланном Им Духе Святом, который ведет и поддерживает учеников.5
Св. Фома прав, когда говорит, что Новый Закон – это благодать Святого Духа, данная христианину через веру в Иисуса Христа.6
В итоге из синоптических Евангелий можно вывести заключение, что христианину в вопросе о моральном добре недостаточно абстрактного ответа. Доброта – это не что-то, а кто-то. Быть добрым не значит исполнять какие-то нормы, а значит следовать за Иисусом, Учителем и Господом. Евангельская этика – персоналистическая, не столько относительно того, кто ее провозглашает, сколько относительно идеала, с которым отождествляется. Иисус, с одной стороны, нравственный проповедник – конкретный человек, принадлежащий определенному времени, но одновременно наделенный универсальной ролью. И это потому, с другой стороны, что Он является идеалом поведения, в котором Сам Бог открывает нам Свое Лицо, так же как и подлинное лицо человека. Поэтому евангельская этика не чужда человеку, но, наоборот, соответствует его глубинным и естественным ожиданиям. Она отвечает на подлинные человеческие желания, и в этом смысле умеет открыть во всех человеческих ценностях и нормах светских и религиозных этик то «семя Слова», которое она развивает и ведет к полноте. Идеалы Иисуса Христа требовательны и нормативны именно потому, что они глубоко человечны.
Павел выражает свое переживание с большой силой, говоря, что уже не он живет, но живет в нем Христос.2
Он смог испытать на себе абсолютную новизну христианства и потому подчеркивает его специфику, когда критикует моральное развращение греков, высокомерную самоуверенность нравственности иудеев3, их культуры, которые хорошо знает.
Однако такая специфика не приводит его к тому, чтобы сосредоточить христианское мировоззрение на себе. Павел знает, с одной стороны, что Христос является подлинной и конечной истиной иудаизма, а с другой – что эта истина действительна для всех людей без исключения4, поэтому ее необходимо провозглашать всем людям.
Христианство, ядро которого уже существует в Ветхом Завете, универсально. И действительно, апостол Павел открывает христианское послание язычникам, а для этого принимает добродетели эллинизма.
2.2.2. Этика свободы и благодати
Центральное дело искупления в Иисусе Христе освобождает верующего от власти зла и восстанавливает его связь с Богом. Это дает свободу не только от греха5, но и от закона.6
Если человек больше не раб, это потому, что он – сын: новое бытие во Христе отражается в божественном сыновстве. Речь идет о новой жизни в Святом Духе, но не свободе, чтобы жить по плоти.7 Свобода детей Божиих несовместима с безнравственностью распутника, а свобода для любви – с самопожертвованием.
Новизна христианской этики реализуется в жизни веры1, становящейся основой и связующей нитью общин2, исповеданием господства воскресшего Иисуса и единственной гарантией спасения3
И наконец, любовь считается первой из всех харизм и единственной, которая остается навсегда. Она делает реальным уже сегодня эсхатологическое общение человека с Богом и братьями, тогда как вера и надежда – добродетели земного пути.
Гимн любви7– замечательный пример полного преображения человеческого «этоса» благодаря действию Духа Иисуса Христа. На самом деле, большим, чем список «христианских обязанностей» или добродетелей, становится провозглашение любви, которой Бог возлюбил нас первым.8 Любовь содержит и обобщает весь Закон Божий9 и придает подлинный нравственный смысл жизни верующего.10
2.2.4. Нравственность между двумя пришествиями Христа
Апостол Павел знает, что христианин пребывает в пути, что он еще не достиг полноты своей внутренней свободы.
С одной стороны, пасхальная тайна уже действует в верующем, искупленном Христом. Но, с другой стороны, он живет в мире, где господствует грех, и подвержен искушению жизни «по плоти». Выражение «жизнь по плоти» имеет не сексуальный смысл, а отражает противоречие Духу Святому, которое христианин ощущает в себе с особой силой.11 Такое противоречие требует от верующих постоянных усилий для жизни в Духе Иисуса Христа12 и согласно своему призванию.13
Нравственность у апостола Павла, как видим, предполагает постепенный переход и необходимую для этого духовную жизнь верующих, чтобы «не сообразоваться с веком сим».14 И в этом реалистическом усилии находят место в жизни верующего также и общие добродетели эллинизма, хотя и в перспективе и духе нового христианского «этоса».
2.3. Нравственность у святого апостола Иоанна
Как известно, Евангелие и письма Иоанна были написаны в контексте антигностической полемики, поэтому используют эту гностическую терминологию (истина, свет, жизнь), но толкуют ее с точки зрения Иисуса Христа, воспринимая суть Его жизни, учение и дело спасения в свете заповеди любви.
Как и во всей предыдущей библейской традиции, у Иоанна нравственная перспектива имеет религиозную основу, которую Иоанн находит в Воплощении Слова. Оно противостоит закону Моисея (здесь отражается полемика церкви Иоанна с синагогой), поскольку благодать и истину мы получили через Иисуса Христа.
Этические требования нового рождения от воды и Духа1 и новой жизни, связанной с верой во Христа2, описаны, согласно гностическим категориям, как путь в свете и истине.3
2.3.1. Нравственность заповеди
Иоанн употребляет слово «закон» только в отношении закона Моисея. Когда он говорит о благодати и истине новой жизни во Христе, то использует слово «заповедь» (entole), но связывает с ним исключительно заповедь любви.
Для него требование «ходить в истине» (2 Ин 4) и согласно заповеди равносильно жизни в любви.4 Жить в истине и любви – в этом для Иоанна синтез нравственной жизни христианина.
Заповедь любви – не какой-то «долг» (хотя и первая среди прочих норма), но смысл жизни и миссии Иисуса, т.е. жизнь – сам Иисус Христос8, – которая передается Его словами.9
Верующий способен вести такую жизнь и получить плоды, которых от него ждет Отец, только если он пребывает в Иисусе, как ветвь в виноградной лозе.10
Соединение со Христом становится основой нравственного стремления к постоянству в истине11 и в послушании заповедям12, которое реализуется подражанием примеру Иисуса Христа.13
В любви к Богу и братьям, отражающей истинную веру, содержится вся этика Иоанна, но сам Иоанн подчеркивает своеобразие этой любви, потому что речь идет о том, чтобы любить, как сам Господь возлюбил своих детей3, т.е. до жертвы собственной жизнью4: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3, 16).
Таким образом, любовь к братьям становится продолжением и таинством любви, с которой Отец возлюбил мир.
Понятно, что это не заповедь в виде долга или нормы; она наивысшее выражение жизни Бога в нас, причем таким образом, что любовь к Богу и любовь к братьям – одна и та же; она делает веру подлинной и отражает спасение, которое мы уже получили.
Автономия жизни человека в мире и исключительно пастырская и призывающая роль Учительства Церкви в нравственных вопросах
08 10 2014
11 стр.
Главный редакторДоктор юридических наук, профессор. Академик раен, Международной академии наук Информации, информационных процессов и
09 10 2014
1 стр.
Несомненно, что при этом на долю гуманитарных дисциплин приходится особая роль. А среди гуманитарных курсов наиболее ответственными за духовность и нравственность предстают философ
13 09 2014
1 стр.
Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные нравственность и духовность, они взаимосвязаны между собой, да, конечно. Что они, да, час
15 12 2014
1 стр.
Мораль (лат moralis — нравственный, от mos, мн ч mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; о
02 09 2014
1 стр.
С современной точки зрения, удивительно, что христианская этика на протяжении веков принимает почти единодушно сентенциозную доктрину о том, что “цель не оправдывает средства”. Теп
14 12 2014
1 стр.
Программа курса «Сравнительное богословие» составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинарий Русской Православной Церкви с использование
01 10 2014
1 стр.
Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность
11 09 2014
34 стр.