Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип

Бесчерепные.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: Дать понятие о эволюции животных как о процессе

усложнения их организации от беспозвоночных к

хордовым;

изучить особенности строения ланцетника и его

приспособление к среде обитания;

определить понятия “хордовые”, “бесчерепные”.



Развивающие: Развивать познавательный интерес к изучению нового

материала через реализацию самостоятельного поиска

знаний и творческий подход;

развивать умения сравнивать, анализировать, делать

выводы;

способствовать развитию критического мышления;



развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация «Power Point», таблицы «Хордовые»,

компьютер, мультимедийная установка.



ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала

ХОД УРОКА

  1. Приветствие. Организационный момент.

  2. Актуализация познавательной деятельности учащихся

  1. Заполнение кроссворда.(слайд №2)

Отвечая на задания кроссворда, при правильном заполнении в выделенных клетках должно выйти слово «Хордовые»

Задания к кроссворду:



  1. Животное, которое охотится на других животных.

  2. Отдел тела большинства многоклеточных животных.

  3. Симметрия тела кишечнополостных животных

  4. Сердце, состоящее из предсердия и желудочка.

  5. Клоп, бегающий по воде.

  6. Полость тела моллюсков

  7. Процесс поступления в организм кислорода и выделение из

него углекислого газа.

  1. Способ размножения простейших.

  1. Вопросы к учащимся:

а). Какие типы животных были рассмотрены вами ранее на уроках

биологии?

б) Что объединяет все типы животных, которых изучали на предыдущих

уроках?


После ответов учащихся, учитель подчеркивает, что у представителей всех ранее рассмотренных групп отсутствовал осевой скелет или позвоночник (отсюда их обобщенное название – беспозвоночные животные).

Слово учителя: В связи с эволюционными процессами у животных шло усложнение строения организма, как адаптация к окружающей среде. Одним из таких усложнений является – наличие внутреннего скелета.(Ознакомление с темой и целями урока) (слайд 3, 4)

  1. Изучение нового материала.

(Рассказ учителя с элементами беседы.)

1) Общая характеристика Типа Хордовые. (Слайд №5)

Хордовые насчитывают около 50 тысяч видов. Появились в начале палеозоя, более 500 миллионов лет назад, к этому типу относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Что же общего у рыбы и птицы?

Почему их относят к одному типу Хордовые?

Само название типа говорит, что у них есть хорда (греческое – струна). (слайд №6) Хорда служит внутренним осевым скелетом, представляет собой упругий, плотный и эластичный тяж. При развитии зародыша хорда образуется из слоя энтодермы, у низших хордовых выполняет роль внутреннего осевого скелета пожизненно, а у высших в последствии заменяется позвоночником. Таким образом, хорда имеет значение внутреннего скелета. И вторая особенность Хордовых заключается в определённой системе расположения внутренних органов.



Проблемное задание учащимся: рассмотреть схему расположения внутренних систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных, сравнить их и определить отличительные особенности.(слайд №7)

(Рассмотрев схему, учащиеся рассуждают, а учитель помогает сделать им вывод.)



Вывод: У беспозвоночных животных скелет был наружным и защищал одинаково все стороны организма. У хордовых животных произошло

смещение скелета внутрь, для облегчения тела при увеличении его размеров. И нервная система, требующая надежной защиты, оказалась смещенной ближе к скелету, а значит на спинную сторону. Защита всех остальных органов осуществляется мышечной системой и у большинства хордовых костной системой.



Особенности строения хордовых. (слайд№8)

(При рассмотрении особенностей строения хордовых животных, учащиеся должны сделать записи в тетрадях)



  1. Двусторонне-симметричные животные.

Вопрос к учащимся: Какая симметрия тела называется двусторонней или билатеральной?

  1. Внутренний скелет хорда, у некоторых животных сохраняется на всю жизнь, а у некоторых в зародышевой стадии и затем заменяется позвоночником.

  2. Наличие нервной системы в виде полой трубки расположенной над хордой.

  3. Пищеварительная система в виде трубки под хордой.

  4. Наличие жаберных щелей.

  5. Кровеносная система замкнутая. Сердце (или заменяющий его брюшной сосуд) расположена на брюшной стороне под хордой и пищеварительной системой.

Вопрос к учащимся: Какая кровеносная система называется замкнутой?

  1. Хордовые имеют вторичный рот. Он образуется на конце противоположном его первоначальному положению. На месте зарастающего рта появляется анальное отверстие.

  2. Свободно живущие животные.

2) Классификация животных Типа Хордовые. (слайд №9)


Задание учащимся: Рассмотреть схему-слайд «Классификация Типа Хордовые» и определить ее особенности. В тетрадях самостоятельно составить схему классификации Типа Хордовые.

Учащиеся должны сделать вывод, что Тип Хордовые делится на 3 подтипа



3) Характеристика подтипа Бесчерепные – Ланцетник.

Рассказ учителя:. Бесчерепные интересны тем, что один из видов этого подтипа – ланцетник (точнее, его свободно плавающая личинка) являет собой изначальную форму, от которой произошли представители всех классов позвоночных животных, включая человека. Важно также отметить, что в процессе эмбрионального развития все без исключения позвоночные животные проходят стадию, когда у них присутствует хорда.
Систематическое положение ланцетника (слайд №10)


История открытия Ланцетника.

Задание учащимся: во время рассказа учителя и просмотра слайдов, сделать записи об основных этапах изучения ланцетника.

Русский зоолог Симон Паллас (слайд №11)впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Затем животное отнесли к рыбам. Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным.



Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский (слайд №12) обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных. А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира.

Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского. Только в 1874 г. Э. Геккель (слайд №13), используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животного мира. Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.





Особенности строения Ланцетника как представителя подтипа Бесчерепные

Групповое задание на решение проблемного вопроса: (слайд №14)

Задание 1 группе

Изучить текст учебника § 31, рассмотреть влажный препарат и дать ответ на вопрос:

Известно, что в свое время, ученые отнесли ланцетника к рыбам. По каким признакам?

Задание 2 группе

Изучите текст учебника § 31, рассмотрите влажный препарат и дать ответ на вопрос:

Ланцетник имеет примитивное строение, тем не менее, его относят к типу Хордовые. Почему?

Задание 3 группе

Изучите текст учебника § 31, рассмотрите влажный препарат и дать ответ на вопрос:

Известно, что ланцетник ведет практически малоподвижный образ жизни. Какие черты приспособленности позволили ему выжить в процессе эволюции?

Задание 4 группе

Изучите текст учебника § 31, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:



Почему систематики не могли сразу определить принадлежность ланцетника к определенной группе. Назовите признаки ланцетника общие с беспозвоночными и хордовыми животными.

Представление своей работы каждой группой. Проводится зашита своей работы малыми группами. Учащиеся класса записывают основные тезисы в тетрадь.

  1. Закрепление полученных знаний. Учащиеся проходят тестовые задания по изученному на уроке материалу. (слайд № 15)



IV. Домашнее задание.(слайд №16)

  1. Параграфы 30, 31 изучить. (Учебник Биология 8 класс Т.И. Базанова , Ю.В. Павиченка , А. Г. Шатровский – Х.: Гимназия, 2008)

  2. Ответить на вопросы после 1 – 3 стр. 154

  3. Для тех, кто интересуется биологией, хочет расширить свои знания, в итернете можете найти материал о третьем подтипе Оболочники.

V. Итоги урока. Выставление оценок работы учащихся на уроке.

Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные

Отвечая на задания кроссворда, при правильном заполнении в выделенных клетках должно выйти слово

72.5kb.

15 12 2014
1 стр.


Тема: Тип Хордовые (Chordata), подтип Бесчерепные (Acrania), класс Головохордовые

Для глотки характерно образование, она функционирует как общий отдел пищеварительной и дыхательной системы

69.84kb.

15 12 2014
1 стр.


«Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения»

Урок: №22 Тема урока: «Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения»

104.92kb.

13 10 2014
1 стр.


Бесчерепные (Acrania)

Они имеют внутренний скелет хорду и нервную систему в виде трубки; их глотка пронизана отверстиями и служит органом дыхания; пищеварительная система имеет печеночный вырост. Подтип

46.75kb.

15 12 2014
1 стр.


Резюме 2 1 Общая характеристика предприятия 4 2 Общая характеристика продукции 5

Западном регионе: Санкт-Петербург и Ленинградская область. Выбор данной продукции определен следующими критериями: развитием рынка, доступностью сырья, наличием производственных мо

491.2kb.

26 09 2014
5 стр.


Официально-деловой стиль публицистический стиль

Общая характеристика официально-делового стиля. Виды документов. Общая характеристика публицистического стиля. Стилистические фигуры публицистической речи

141.34kb.

15 10 2014
1 стр.


2. оценка конкурентоспособности предприятия ООО «сансара» 1 Общая экономическая характеристика ООО

Общая экономическая характеристика ООО «Сансара» работает на рынке г. Южно-Сахалинска с 2002 года и является предприятием с безупречной репутацией, многолетним опытом работы и высо

187.78kb.

09 10 2014
1 стр.


Класс рыбы. Местообитание и внешнее строение рыб

Данный урок является вторым в теме «Тип Хордовые». В начале урока повторяется классификация данного типа. Для этого на доске предлагается схема с намеренно допущенными ошибками и о

53.54kb.

06 10 2014
1 стр.