Перейти на главную страницу
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (квалификация (степень) «бакалавр»)
Нижний Новгород
2012
УДК 338.5
ББК 65.0
Г- 636 Гольнев В.Н. ПРАКТИКУМ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 112 с.
Учебно-методическое пособие написано по дисциплине «Ценообразование», читаемой на финансовом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В учебно-методическом пособии рассматриваются различные аспекты ценообразования. Большое внимание уделено концепции эластичности спроса и методам формирования цены. Описываются наиболее распространенные стратегические и тактические приемы ценообразования. Приведены примеры решения типовых задач.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Ценообразование» предназначено для студентов обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (квалификация (степень) «бакалавр»).
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии финансового факультета ННГУ
к.э.н., доцент Никулина Н.Н.
Работа выполнена на кафедре «Финансы» финансового факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, зав. кафедрой профессор А.С. Кокин.
УДК 338.5
ББК 65.01
Содержание
?????.1 ????????????? ?????? ????????? ??????????????? 7
1.1 ??????????? ??????????????? ?? ????????? ????? ?????? 7
1.2. ???????????? ???????????? ????? 8
1.3. ??????????? ?????? ?????????? ???????????? 10
1.4. ??????? ??????????? ?????? ?????????? ???????????? 12
1.5. ??????? ??? ??????????????? ?????? 14
????? 2. ??????? ??? ? ????????? 15
2.1. ???? ??? 15
2.2. ?????????????? ??? ?? ??????? ???????? ?????? 16
2.3. ??????? ???????????? ??? ?? ??????? ???????? ?????? 17
2.4. ??????? ??? ??????????????? ?????? 19
2.5. ?????????????? ??? ?? ???????? ???????? 23
2.6. ?????? ??????????? ?????????? ???? 23
2.7. ??????? ??? ??????????????? ?????? 24
2.8. ?????????????? ??? ?? ???????? ????????? ??????? ??????? 24
2.9. ??????? ??????? ??????? ??? 27
2.10. ??????? ??? ??????????????? ?????? 28
????? 3. ?????? ? ?????? ???????????? ?????? 33
3.1. ??????? ?????? ? ??????? ???????????? ?????? 35
3.2. ??????? ??? ??????????????? ?????? 36
????? 4. ?????? ????? ? ????????? ?????????? ? ????????? ??????????? ??? ????????? ??? 39
4.1. ?????? ?????????????? ????????? ?????????? ? ????????? ??????????? ??? ????????? ??? 40
4.2. ??????? ????????????? ??????? ? ????????? ??????????? ??? ????????? ??? 42
4.3. ??????? ??? ??????????????? ?????? 44
????? 5. ??????????????? ????????????? ??? 46
5.1. ???? ? ?????? ???????????????? ????????????? ??? 46
5.2. ??????? ????????????? ??????? ??????????????? ????????????? ??? 46
5.3. ??????? ??? ??????????????? ?????? 48
????? 6. ?????? ??????????????? 49
6.1. ????????? ?????? ??????????????? 49
6.2. ??????? ??????????? ??? ?????????? ???????? ??????????????? 52
6.3. ??????? ??? ??????????????? ?????? 60
6.4. ??????????????? ?????? ??????????????? 65
6.5. ??????? ????????????? ??????????????? ??????? 69
6.6. ??????? ??? ??????????????? ?????? 75
6.6. ??????? ??? ??????????????? ?????? 75
????? 7. ????????? ? ??????? ??????????????? 81
7.1. ???????? ? ?????????????????? ?????????? ????????? ??????????????? 81
7.2. ??????? ??????????? ????????? ? ??????? ??????????????? 86
7.3. ??????? ??? ??????????????? ?????? 90
????? ?? ?????????? \«???????????????\» 95
??????????????? ?????????? 101
?????????? 103
Основными задачами изучения дисциплины «Ценообразование» являются:
- рассмотрение основ рыночного ценообразования и государственного регулирования цен;
- ознакомление студентов с теорией и практикой формирования цен в организациях различных форм собственности;
- формирование у студентов практических навыков анализа цен и их влияния на финансовые результаты организаций;
- получение навыков и умения выявлять и анализировать современные проблемы в области формирования цен;
- приобретение знаний для использования их в практической деятельности.
Целью практических и семинарских занятий является самостоятельное изучение отдельных теоретических тем дисциплины; выполнение практических расчетов в области ценообразования с последующим контролем со стороны преподавателя.
В результате изучения дисциплины «Ценообразование» студенты должны
а) знать:
- теоретические основы рыночного ценообразования;
- основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования;
- содержание основных методов ценообразования;
- характеристики ценообразования на различных рынках;
- закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования;
- опыт зарубежных и отечественных организаций в области ценообразования.
б) уметь:
- анализировать, прогнозировать и решать возникающие в практической деятельности проблемы ценообразования;
- применять известные методы ценообразования;
- оценивать эластичность спроса;
- обосновывать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования.
в) иметь представление о:
- взаимосвязях дисциплины с другими общеэкономическими и специальными дисциплинами, изучаемыми по направлению;
- тенденциях исторического развития системы цен в РФ;
- направлениях совершенствования ценообразования в РФ.
Для успешного освоения дисциплины «Ценообразование» требуются знания по дисциплинам «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг», «Статистика», «Эконометрика» и др.
Требования к результатам освоения дисциплины «Ценообразование»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФОГС:
- ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14;
- ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-15.
Развитие теоретических основ ценообразования способствовало возникновению пассивных и активных концептуальных подходов к практическому ценообразованию, предполагающих использование соответствующих методов: затратных и основанных на учете ценности товара для потребителя, как приведено на рис. 1.1.
Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями. Выделяют следующие функции цен: измерительная, соизмерительная, учетная, регулирующая, социальная, стимулирующая, распределительная.
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он действует. Современный рынок – это сложная система, включающая в себя организационные, экономические связи и располагающая набором хозяйственных инструментов, с помощью которых данные связи реализуются.
Таблица 1.1
средств производства;
сырья;
труда;
денег (капитала, валюты);
научно-технических разработок.степени ограничения конкуренциисвободной конкуренции;
монополистической конкуренции;
олигополистической конкуренции;
чистой монополии.географическому положениюместные (региональные);
национальные;
мировые;отраслям производстваавтомобилей;
металлов;
зерна;
розничной торговли.способу соблюдения законностилегальный;
теневой (нелегальный).
В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка: свободной конкуренции (СК), монополистической конкуренции (МК), олигополии (О) и монополии (М). Модель параметров оценки типов рынка приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Модель параметров оценки типов рынка
№Параметры рынка, в т.ч.:СКМКОМ1количество продавцов2количество покупателей3сила конкуренции4доля организации на рынке5доступ к рынку6объем продаж7политика ценообразования8роль качества в конкуренции9роль рекламы в конкуренции10норма прибыли производителя11эффективность использования ресурсов
В современных условиях рыночных отношений вероятность реакции на изменение спроса каждой отдельной организации пока еще достаточно низкая и находится примерно на уровне 0,1. В связи с этим можно иметь более высокую вероятность реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом
Если допустить, что все хозяйствующие субъекта рынка являются полностью самостоятельными, то вероятность реакции экономической системы в целом на изменение спроса на рынке , состоящей из
организаций, можно определить (формула 1.1):
, (ф. 1.1)
где ,
,
- вероятности противоположных событий,
а ,
…..
-индивидуальные вероятности реакции организаций
на изменение спроса на рынке.
Тогда формула будет иметь следующий вид:
Используя приведенные формулы, проведите математические расчеты и получите оценочные вероятности реакции экономической системы, состоящей из независимых организаций, на изменение спроса при различных типах рынков. Для простоты расчетов условно примем, что вероятность реакции каждой организации одинакова и равна 0,1. Результаты отразите в модели таблицы 1.3.
Таблица 1.3
Модель реактивности экономической системы на изменение спроса с учетом количества организаций
Типы рынковЧисло организацийФормулы расчета оценки реактивности экономической системы на изменение спроса с учетом количества организацийВероятность реакции системы на изменение спросаМ1О
2
3
7
10
20
25
СК40
- показатель пороговых долей (удельных весов) рынка;
- индекс концентрации;
- индекс Линда;
- индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Показатель пороговых долей рынка характеризует размер крупнейших организаций действующих на рынке и служит для определения уровня концентрации рынка. В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50% или доля которого составляет 50%, но его доминирующее положение установлено антимонопольным органом.
Доминирующие организации:
- затрудняют доступ на рынок другим участникам;
- изымают продукцию из обращения при наличии на нее спроса путем умышленного сокращения объема производства с целью создания искусственного дефицита;
- необоснованно повышают (понижают) действующие цены на продукцию, пользующуюся спросом и т. д.
Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретного товара имеется:
- 10 организаций и более;
- одна организация не занимает более 35% рынка;
- две организации не занимают более 44 % рынка;
- три организации не занимают более 54 % рынка;
- четыре организации не занимают более 64 % рынка.
Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются неконцентрированным и они являются конкурентными.
Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных организаций (формула 1.3):
где - доля
крупнейшей организаций в отрасли в %.
Индекс концентрации организации может колебаться в следующих пределах: . Если
, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров – конкурентным; если
, то концентрация достигает средней степени, а при
достигается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным. Индекс приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих организаций, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции, а кроме того может применяться в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.
Индекс Линда рассчитывается прежде всего для наиболее крупных организаций, действующих в самом «ядре» рынка определенных товаров, то есть рассчитывается лишь для нескольких
крупнейших организаций и ориентируется на учет различий в «ядре» рынка. Для двух наиболее крупных организаций индекс Линда равен процентному отношению их рыночных долей (формула 1.4):
(ф. 1.4)
где - доля
организации в отрасли, в %.
Для трех наиболее крупных организаций индекс Линда определяется (формула 1.5):
(ф. 1.5)
Для четырех наиболее крупных организаций (формула 1.6):
Индекс Линда используется для определения «границы» олигополии, следующим образом: индекс рассчитывается для и
и т.д. до тех пор, пока
не станет больше
, то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя
. «Граница» считается установленной при достижении значения
минимального значения по сравнению с
В случае намерения слияния организаций государственные органы могут дать соответствующее разрешение, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих пределах:
где - доля
организации в отрасли, в %;
Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной организацией. В этом случае очевидно:
Если число организаций больше единицы, то может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Если
- рынок считается неконцентрированным и слияние беспрепятственно допускается. Если
- рынок умеренно концентрированный, однако уровень выше 1400 может потребовать дополнительной проверки в целях разрешения слияния организаций. Если же
- рынок высококонцентрированный. В этом случае слияние организаций разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов – назначается дополнительная проверка, если более 100 – слияние запрещается.
В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индекса концентрации для трех крупнейших организаций и Херфиндаля-Хиршмана.
При
концентрация считается нормальной, при
- средняя степень концентрации, при
- достигается высокая степень концентрации.
1.4. Примеры определения уровня отраслевой концентрации
Задание 1. Рассчитать индекс концентрации и индекс Линда для трех наиболее крупных организаций, когда на рынке действуют 11 организаций и имеют в общем объеме рынка доли, приведенные в таблице 1.4.
Таблица 1.4.
123456789101118141097777777
Определите, возможно ли со стороны государственных органов разрешение на слияние 1, 2 и 3 организации, если их доли в общем объеме продаж составят соответственно 35%, 22% и 25%. При этом следует иметь в виду, что объединение разрешается если индекс Линда не превышает 200%.
1. Рассчитываем индекс концентрации для трех наиболее крупных организаций в общем объеме рынка:
CR = 18 + 14 + 10 = 42 %
Вывод: индекс концентрации, равный 42% в общем объеме рынка, показывает, что последний характеризуется умеренной степенью концентрации и его можно рассматривать как конкурентный рынок.
2. Определяем общий индекс Линда для трех наиболее крупных организаций:
3. Рассчитаем индекс Линда при доле 1-ой организации, равной 36 % в общем объеме продаж:
4. Определяем индекс Линда при доле 2-й организации, равной 22 % в общем объеме продаж:
5. Рассчитаем индекс Линда при доле 3-й организации равной 25% в общем объеме продаж:
а. 1-й и 3-й организации;
б. 4-1 и 6-1 организации при следующих исходных данных:
1) общий удельный вес продаваемой (выпущенной) продукции организациями отрасли – 100 %;
2) удельный вес продаваемой продукции каждой отдельной организацией на рынке относительно ее общей величины приведены в таблице 1.5.
Таблица 1.5
1234567891011122317121098753222
3) слияние (объединение) отдельных организаций разрешается при условии, если общие значения индекса Херфиндаля-Хиршмана не превышает 1800 ед. (то есть общей суммы квадратов удельных весов всей продаваемой продукции).
1. Рассчитаем индекс
Индекс показывает, что этот рынок имеет среднюю степень концентрации.
3. Если 4-я и 6-я организации пожелают объединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит 18 %, при этом вновь рассчитаем :
1). Определите долю концентрации.
2). Определите индекс Херфиндела-Хиршмана.
Задание 2. Объемы продаж организаций отрасли равны соответственно 20, 80, 90, 40, 60, 30.
1). Определите долю концентрации.
2). Определите индекс Херфиндела-Хиршмана.
30 09 2014
6 стр.
Касторнов А. Ф., Касторнова В. А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: Иио рао, 2011. – 84 с
25 09 2014
16 стр.
Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров
24 09 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
Данный практикум дает возможность познакомиться с современным экспериментальным оборудованием (спектрометром ядерного резонанса) и изучить возможности применения методов радиоспект
02 10 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза
16 12 2014
4 стр.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку
12 10 2014
2 стр.