Перейти на главную страницу
изготовления и поставки на рынок улучшенной модели товара потребуется дополнительные 10 руб. Предположим, что любые постоянные затраты на маркетинг двух товаров вместо одного незначительны. В товаре заинтересованы 40 покупателей. Половина из них не чувствительны к уровню цены и желают получить товар лучшего качества даже, если придется платить 50 руб. за единицу. Другая половина чувствительна к цене и хочет приобрести базовую модель, но не дороже 30 руб. за единицу. Какую модель и по какой цене следует продавать организации?
Отдел продаж ОАО «Электрод» оценил свою долю на рынке одного из видов выпускаемой им продукции на конец текущего года в 44-45%. Остальная часть рынка примерно поровну делится между двумя основными конкурентами.
Характеристика продаж ОАО «Электрод» и рынка на ротором действует организация, за последние несколько лет представлена в таб. 7.8.
Таблица 7.8
6
5
5
Конкурентов5555Объем продаж ОАО «Электрод», млн. руб.23242317Емкость рынка, млн. руб.52494438 - текущий год.
Менеджер по продажам считает, что ОАО должно снижать цену. Его мнение основано на результатах маркетингового исследования, согласно которому при сохранении цен на свою продукцию и организацией, и его основными конкурентами в следующем году на прежнем уровне емкость рынка составит предположительно 54 тыс. руб., а доля ОАО при этом окажется равной 21 млн. руб.
Если же ОАО решит снизить цену до 5 тыс. руб., то емкость рынка составит 55 млн. руб., а доля ОАО возрастет до 27 млн. руб.
Если же конкуренты повысят цену до уровня ОАО, т.е. до 6 тыс. руб., то общий объем продаж снизится до 45 млн. руб., а доля «Электрода» на рынке окажется равной 27 млн. руб.
Менеджер по продажам предполагает, что при более высокой цене, чем у конкурентов (6 тыс. руб./кг против 5 тыс. руб./кг), возможны потери лидирующего положения на рынке и падение продаж на 15% в следующем году, что приведет к относительной доле ОАО на рынке в 36% и потере первенства.
Однако менеджер по производству придерживается противоположной точки зрения. Он считает, что ОАО «Электрод» может получить большую прибыль даже при сокращении доли рынка до 36%, так как при меньших объемах производства конкуренты, имея более высокие производственные издержки, вскоре будут вынуждены поднять цену на свою продукцию, и доля ОАО в течение года неизбежно вырастет до 27 млн. руб., что совпадает с выводами менеджера по продажам. Аргументы менеджера по производству основываются на числах, характеризующих производственные издержки на 1 кг массы продукции при разных объемах производства и продаж (см. табл.7.9).
Таблица 7.9
ПоказательЧисленные значенияОбъем производства, млн. руб.1620242832Себестоимость, тыс. руб./кг5, 5125, 1984,9304, 8484,800В том числе, руб./кг.:
- оплата труда;
- затраты на материалы;
- цеховые расходы;
- общезаводские расходы (33,3% от прямых трудовых затрат).
1, 180
1, 225
1, 150
1, 075
1,120
0,951
1, 150
0, 854
1,180
0, 783
По вариантам рассматриваемой ситуации предполагается варьирование по объему продаж ОАО «Электрод» и емкости рынка (см. таб. 7.10).
Таблица 7.10
Изменяемые по вариантам исходные данные
ГодыНомер варианта12345678910Объем продаж ОАО «Электрод»/емкость рынка 20/3822/4724/5025/4926/4927/5028/5429/5630/5631/60 18/3620/4223/4623/4625/4726/4927/5327/5429/5429/58 13/2516/3320/3920/4022/4024/4625/5124/4927/5126/55 7/1010/2016/3117/3219/3723/4222/4920/4224/4822/51
Рис. 7.3. Динамика продаж по годам
Рис. 7.4. Зависимость себестоимости продукции ОАО «Электрод» от объема производства
а) стимулирующую функцию;
б) распределительную функцию;
в) информационную функцию;
г) функцию сбалансирования спроса и предложения.
2. С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики с более высокой нормой прибыли, благодаря:
а) регулирующей функции;
б) стимулирующей функции;
в) распределительной функции;
г) функции сбалансирования спроса и предложения.
3. Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой:
а) взаимодополняемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей;
б) взаимодополняемые товары производятся небольшим числом независимых друг от друга производителей;
в) взаимозаменяемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей;
г) все товары производятся в условиях конкуренции.
4. Продавцы придерживаются политики адаптивного ценообразования:
а) на олигопольном рынке;
б) рынке монополистической конкуренции;
в) рынке свободной конкуренции;
г) монопольном рынке.
5. Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что:
а) имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;
б) конкурирующие организации продают дифференцированный товар, а не однородный;
в) в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции организации получают экономическую прибыль;
г) конкурирующие организации продают уникальные товары.
6. В состав оптовой отпускной цены входят следующие элементы:
а) оптовая цена предприятия изготовителя и налоги;
б) себестоимость и прибыль;
в) оптовая (отпускная) цена изготовителя, снабженческо-сбытовая надбавка и торговая наценка.
а) цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения;
б) цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта;
в) цена, учитывающая инфляцию издержек;
г) цена, при которой производственная организация может лишь возмещать свои издержки.
8. Основанием для выделения твердых цен является:
а) степень регулирования;
б) устойчивость во времени;
в) ориентир для фиксации контрактных цен;
г) постоянство структурных элементов.
9. Подвижная цена — это:
а) цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных единиц товара;
б) цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой;
в) зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится;
г) цена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка.
10. Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в случае:
а) высокоэластичного спроса;
б) низкоэластичного спроса;
в) единичной эластичности;
г) положительной эластичности.
11. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:
а) взаимозаменяемыми;
б) взаимодополняемыми;
в) независимыми;
г) нормальными.
12. Спрос можно считать неэластичным, если:
а) при существенном снижении цены спрос увеличивается незначительно;
б) при несущественном снижении цены спрос увеличится значительно;
в) при изменении цены спрос не изменится;
г) при постоянной цене изменяется спрос.
а) метод удельных показателей;
б) метод целевой прибыли;
в) балльный метод;
г) анализ безубыточности;
д) расчет цены с учётом рентабельности инвестиций.
а) сложность сбора информации;
б) недостоверность исходных данных;
в) игнорирование информации о поведении покупателей;
г) игнорирование информации о поведении конкурентов.
15. Если цены на программное обеспечение существенно вырастут:
а) продажи компьютеров возрастут;
б) продажи компьютеров снизятся;
в) продажи компьютеров не изменятся;
г) покупатели вообще не будут их покупать;
д) невозможно предсказать.
а) учетно-измерительная функция;
б) стимулирующая функция;
в) регулирующая функция;
г) распределительная функция.
2. Государственное регулирование цен на отдельные виды продукции отражает выполнение ценами функции:
а) учетно-измерительной;
б) регулирующей;
в) стимулирующей;
г) распределительной.
3. На рынке свободной конкуренции организация придерживается:
а) адаптивной политики цен;
б) политики приспособления к ведущим конкурентам;
в) маркетингового ценообразования;
г) политики доминирующего лидерства.
4. Олигополия — это такая рыночная структура, при которой:
а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия;
б) товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец и много покупателей;
в) товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель;
г) в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар однороден.
5. В группу условий совершенной конкуренции входит условие:
а) имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара;
б) товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя;
в) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна;
г) отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их из отрасли.
6. Особенность оптовых цен:
а) назначаются на крупные партии товара;
б) по такой цене товар продается промежуточному потребителю;
в) по такой цене товар покупается для конечного потребления;
г) по такой цене товар продается населению.
а) регулируемые цены;
б) закупочные цены;
в) скользящие цены;
г) розничные цены.
8. Не включается в свободную закупочную цену:
а) оптовая отпускная цена;
б) снабженческо-сбытовая надбавка;
в) прибыль производителя;
г) торговая надбавка.
9. При анализе средних цен корректно применить среднюю взвешенную по объемам продаж, если:
а) изменение цен не приводит к значительным изменениям объемов продаж;
б) изменение цен приводит к значительным изменениям объемов продаж;
в) изменения, цен регистрируются через неравные интервалы;
г) цены остаются постоянными.
10. Эластичность спроса по цене — это:
а) зависимость спроса от цены;
б) зависимость изменения спроса от изменения цены;
в) зависимость спроса от изменения цены;
г) зависимость спроса от доходов.
11. Каким образом изменится объем спроса, если известно, что коэффициент эластичности равен 1, а цена увеличится на 10%?
а) снизится на 10 %;
б) увеличится на 10 %;
в) снизится на 1 %;
г) увеличится на 1 %;
д) не изменится.
12. Производитель считает возможным повышение цен, если:
а) стремится расширить свое присутствие на рынке;
б) имеет незанятые производственные мощности;
в) считает спрос неэластичным;
г) производит уникальную продукцию.
13. Параметрический ряд:
а) включает продукцию, одинаковую по назначению и технологии изготовления;
б) включает продукцию, одинаковую по назначению;
в) включает разнородную продукцию;
г) включает взаимодополняемую продукцию.
14. Причины широкого распространения методов затратного ценообразования на практике:
а) доступность информации об издержках;
б) справедливость по отношению к участникам товарообменной операции:
в) наиболее точный расчет рыночной цены;
г) надежность информации.
15. Точка безубыточности – это:
а) цена, при которой организация начинает получать прибыль;
б) объем производства, при котором производитель работает без убытков;
в) уровень затрат, необходимый для производства продукции;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
Ответы на тесты
Вариант 1
Вариант 2
1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2, гл. 30 «Купля-продажа» от 26.01.1996 №14-ФЗ (с изм. от 08.05.2010 г.).
2. Налоговый кодекс РФ. Ч 1 (в редакции ФЗ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ с изм. от 19.05.2010 г.).
3. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
5. Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».
где - выручка от продаж (sales revenue)$
где - выручка от продаж (sales), руб.
где – средневзвешенная стоимость (цена) капитала (weighted average cost of capital).
Тогда минимальный уровень прибыльности (рентабельности) продаж в % рассчитываем по формуле:
Где - общая сумма активов (total assets), руб.
4. Рентабельность к затратам - (profit to cost, или MuR –mark-up rate), %
Виталий Николаевич Гольнев
Компьютерная верстка: В.Н. Гольнев
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Подписано в печать … Формат 60х84 1/16
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. … Уч.-изд. л. …
Заказ № … Тираж … экз.
Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета
им. Н.И. Лобачевского
30 09 2014
6 стр.
Касторнов А. Ф., Касторнова В. А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: Иио рао, 2011. – 84 с
25 09 2014
16 стр.
Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров
24 09 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
Данный практикум дает возможность познакомиться с современным экспериментальным оборудованием (спектрометром ядерного резонанса) и изучить возможности применения методов радиоспект
02 10 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза
16 12 2014
4 стр.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку
12 10 2014
2 стр.