Перейти на главную страницу
При снижении цены – к увеличению спроса и росту расходов покупателей .
При относительно неэластичном спросе повышение цены ведет к повышению расходов покупателей , а при снижении цены к падению расходов покупателей
.
Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, насколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%. Рассчитывается (формула 3.1):
(ф. 3.1)
где - объем спроса на данный товар;
где - величина спроса на продукцию в начальной точке исследуемого периода;
На практике при анализе ценовых изменений эластичность спроса по цене условно может быть оценена с помощью изменения в объемах продаж (информация – более доступная и интересная для менеджеров).
Расчет общего коэффициента эластичности спроса по цене можно осуществить с помощью следующих процедур:
3. Рассчитать относительное отклонение фактических цен и объемов продаж от средних ( ,
) (формулы 3.6, 3.7):
4. Рассчитать среднее относительное отклонение цен и объемов продаж (формулы 3.8, 3.9):
5. Определить общий коэффициент эластичности спроса по цене (формула 3.10):.
Данный коэффициент может быть положительным, отрицательным и нулевым.
Если коэффициент > 0, то такие товары называются взаимозаменяемыми.
Если < 0, товары являются взаимодополняющими.
Если = 0, товары называют независимыми.
Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя.
Графически изображение этой зависимости представлено кривыми Энгеля, а форма зависимости описывается уравнениями Тронквиста.
Данный коэффициент необходим при расчете потребительской корзины, определения структуры потребления лиц с различными доходами и т.п.
Рассчитывается следующим образом (формула 3.12):
где - доход потребителя.
Возможны следующие ситуации:
- коэффициент меньше 0 – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары, при возможности переключения спроса на дорогие товары);
- коэффициент равен 0 – с увеличением доходов спрос остается стабильным;
- коэффициент больше нуля, но меньше единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);
- коэффициент больше 1 – темпы изменения спроса выше изменения доходов.
3.1. Примеры оценки и анализа эластичности спроса
Задание 1. Рассчитайте общий коэффициент эластичности, используя данные приведенные в таблице 3.1, продолжив ее заполнение.
Таблица 3.1
№
Цена
Объем продаж, ед.Относительное отклонение цен от средней ценыОтносительное отклонение объемов продаж от среднего1.1 3001 0002.1 4009803.1 8508704.1 8508005.1 8007506.2 6005007.2 4007008.2 9003509.2 70037010.3 00030011.3 600110Среднее значение
Решение.
Эластичность спроса больше единицы , следовательно товар относится к товарам высокоэластичного спроса, на 1% изменения цены приходится 1,54% изменения объема спроса (смотри таблицу 3.2). Зная этот коэффициент, мы можем предположить изменение цены. Допустим при снижении цены на 10% можно ожидать, что спрос увеличится на 15,4%.
№
Цена
1) =50 руб. – размер уменьшения цены;
2) = 150 руб. – прибыль, получаемая от продажи единицы товара по старой цене;
3) = 2300 – себестоимость единицы товара при старой цене;
4) =0,8 (в первом случае)
=0,2 (во втором случае) – доля переменных затрат в полной себестоимости при существующем объеме производства.
Вопрос: при какой величине эластичности спроса по цене прибыль сохранится на прежнем уровне при снижении цены на определенную величину?
1. Объем производства увеличится на:
2. Сохранение прибыли возможно при эластичности спроса по цене на данный товар, равной:
1. Объем производства увеличится на:
Таблица 3.3
Таблица 3.4
40 00036 00036 0002. Новая цена, руб. в год
50 00036 00036 0003. Объем спроса базовый, человек
40
36
- 1,5- 2- 2,35. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на специальности, соответствующие по цене специальности «Финансы и кредит»
1,2
0,5
Таблица 3.5
Методы сбора информации о поведении покупателей в зависимости от характера анализируемой информации разделяются на две группы:
- сбор и анализ данных о фактических покупках;
- оценка данных о предпочтениях и намерениях покупателей.
Другим основанием для классификации методов служат условия сбора информации (см. табл. 4.1).
Таблица 4.1
Фактические покупкиИсследования агрегированных данных о продажахЭксперименты в магазинахИзучение панельных данныхЭксперименты в лабораторных условияхАнализ данных, полученных при обследовании магазинов
Предпочтения и намеренияПрямой опрос покупателейАнализ имитируемых покупокИсследования готовности совершить покупкуДекомбинационный анализ
Содержание данных методов приведено в таблицах 4.3 и 4.4.
Достоинством данных методов является простота сбора и достоверность информации.
Недостатком – ретроспективный (исторический) характер информации, условность ее перенесения в будущее.
Данные методы можно применять в стабильных условиях, когда на рынке не ожидается серьезных изменений; кроме того, сбор информации о покупках, совершаемый в прошлом, возможен только в том случае, когда товар продавался в течении какого-то времени.
Факторы, способные изменить будущую реакцию покупателей на изменение цен, приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Факторы способные изменить будущую реакцию покупателей на изменение цен
1Текущее количество конкурирующих организаций и торговых марок.2Масштабы и дата самого недавнего изменения цен конкурентами.3Масштабы и эффективность рекламной организации каждой из конкурирующих марок (организаций).4макроэкономическая ситуация в стране.
Таблица 4.3
Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
Название методаОпределение метода1. Исследование агрегатных данных о продажах.Анализ и обобщение отчетных данных предприятия.2. Анализ панельных данныхМетод позволяющий строить многофакторные модели и модели типологии поведения покупателей для формирования дифференцированной ценовой политики. 3. Анализ данных, полученных при обследовании магазиновИсследование баз данных об объемах продаж и ценах сформированных в рамках повседневной деятельности магазинами, имеющими сканеры.4. Эксперименты в магазинахСбор информации в реальном торговом заведении с использованием скрытого управления условиями их покупок.5. Эксперименты в лабораторных условияхОрганизация продаж нескольких товаров одного назначения, но имеющим отличительные признаки репрезентативной группе потенциальных покупателей.
Таблица 4.4
Такой прогноз называют прогнозом без изменений. Организации выпускающие несколько номенклатур товаров используют методы прогнозирования, основанные на усреднении цен. Простое среднее – прогнозное значение принимается равным среднему всех значений прошлых наблюдений. Скользящее среднее рассчитывается как среднее арифметическое трех последних точек, оно и принимается прогнозным значением.
Если фактические значения цен возрастают или убывают в течение достаточно большого промежутка времени применяют как методы скользящих средних, так и прогнозной экстраполяции. Выбор функции, которые приведены в таблице 4.5, зависит от типа динамики процесса.
Таблица 4.5
В экономическом прогнозировании различают следующие типы динамики: равномерное развитие, равноускоренное развитие, развитие с переменным ускорением. В зависимости от количества исследуемых переменных различают парную и множественную корреляцию. Парная корреляция – это корреляционные связи между двумя переменными. Множественная корреляция – корреляционные взаимосвязи между несколькими переменными.
Соблюдается следующая последовательность расчетов:
1) сбор исходной информации;
2) качественный анализ взаимосвязи исследуемых показателей, определение причинно-следственных связей между характеристиками;
3) оценка тесноты связи. Расчет коэффициента корреляции.
По численному значению коэффициента корреляции можно сделать следующие выводы:
- - рассматриваемые величины не взаимосвязаны;
- - имеет место прямая функциональная зависимость, изменение значений переменных однонаправленное, при увеличении одной переменной другая увеличивается;
- - имеет место обратная функциональная зависимость, изменение значений переменных разнонаправленное, при увеличении одной переменной другая уменьшается.
По абсолютному значению коэффициента корреляции можно прийти к следующим выводам:
На практике принято строить прогноз на основе взаимосвязей с коэффициентом корреляции от 0, 75 до 1.
4) расчет параметров уравнения регрессии.
Корреляционное уравнение (уравнение регрессии) – математическое описание корреляционных связей. Оценка параметров уравнения регрессии осуществляется методом наименьших квадратов (формулы 4.2 – 4.3):
где - объем выборки.
5) оценка значимости, типичности.
4.2. Примеры использования методов о поведении покупателей при изменении цен
Задание 1. Организуется детский лингвистический центр. В период летних каникул организаторы центра намерены предложить школьникам обучение и отдых в течение 21 дня. Требуется определенное время на организацию этого лагеря и достаточно высокие затраты на аренду пансионата, которые нужно осуществить за несколько месяцев до начало работы лагеря. Требуется определить, какое количество школьников будет отдыхать в лагере. Так как центр только создается, организаторы провели встречи со школьниками и их родителями в нескольких школах, рассказали о центре и попросили ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса и вероятность совершения реальной покупки в будущем участниками опроса приведены соответственно в таблице 4.6 и 4.7.
Таблица 4.6
Таблица 4.7
Всего было опрошено 449 родителей, из них вероятно, 65 человек действительно приобретут путевки. Доля наших клиентов составит 14,47%. Если мы намерены предложить услуги центра в других школах города, где обучается 3000 детей интересующего нас возраста, то можно ожидать, что 17,47% из них воспользуется нашими услугами, то есть число наших клиентов может составить 434 человека, а выручка составит 6 510 000 руб.
Таблица 4.8
3 710
3 708
3 716
1. Определите цену 1 т картофеля в июле с учетом последних абсолютных изменений цен.
2. Оцените будущее значение цен на основе последних относительных изменений.
3. Рассчитайте прогнозную цену картофеля в июле с помощью простой средней.
1. Цена 1 т картофеля в июле с учетом абсолютное изменение цен составит
Цена в июле составит
2. Индекс изменения цен составит
Цена составит руб.
3. Цена 1 т картофеля в июле составит
Скользящее среднее составит следовательно, цена топочного мазута составит
Таблица 4.9
Таблица 4.10
Методом определения готовности совершить покупку определите ожидаемое количество абитуриентов по данным анкетирования и кривую вероятности совершения покупок при различных уровнях цен, рассчитайте выручку образовательного учреждения при различных ценах, используя данные, приведенные в таблице 4.11.
Таблица 4.11
Варианты ответаКоличество ответивших респондентов при заданном уровне цен90 00085 00080 00070 000Обязательно буду поступать12151821Скорее, буду поступать, чем нет20222528Возможно, буду поступать50555658Скорее, не буду поступать30302830Не буду поступать12011010595
Задание 4. Продавца офисных компьютеров интересует зависимость изменения объема продаж процессоров от цены (смотри таблицу 4.12). На основе агрегированных данных о продажах:
- изобразите графически взаимосвязь объема продаж процессоров и цен, оцените коэффициент корреляции;
- постройте модель линейной корреляции и объясните экономический смысл значений коэффициентов;
- рассчитайте объем продаж и выручку при повышении цены до 15 000 руб., при снижении до 10 000 руб.
Таблица 4.12
МодельЦена, руб.Объемы продаж за месяц, шт.AMD-Duron-12001 148200AMD-Athlon XP 1700 1 827198AMD-Athlon XP 18001 933198AMD-Athlon XP 20002 446180AMD-Athlon XP 25003 080175Intel Celeron 1.7 GHz2 084200Intel Celeron 1.8 GHz2 265160Intel Celeron 2.0 GHz2 394158Intel Celeron 2.6 GHz3 352120Intel Pentium 4 2.8 GHz10 08730Intel Pentium 4 3.06 GHz13 34825
Задание 5. По приведенным в таблице 4.13 данным о цене предложения однокомнатных квартир, рассчитайте среднюю цену жилья, коэффициенты корреляции между общей площадью и ценой, между жилой площадью и ценой. Назовите показатели, наиболее существенно влияющие на цену. Дайте рекомендации по использованию полученной информации в ценообразовании.
Таблица 4.13
№Общая площадь, Жилая площадь,
Цена, тыс. руб.13119820240211 150345201 150430,816,4830541201 10063217,5800741191 000831,61770093118800105522,51 0401134187401233,417900133618800
30 09 2014
6 стр.
Касторнов А. Ф., Касторнова В. А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: Иио рао, 2011. – 84 с
25 09 2014
16 стр.
Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров
24 09 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
Данный практикум дает возможность познакомиться с современным экспериментальным оборудованием (спектрометром ядерного резонанса) и изучить возможности применения методов радиоспект
02 10 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза
16 12 2014
4 стр.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку
12 10 2014
2 стр.