Перейти на главную страницу
- политика цен;
- стратегия ценообразования;
- тактика ценообразования.
- максимизация рентабельности продаж, капитала, активов;
- максимизация прибыли;
- стабилизация рыночной позиции;
- вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке.
Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования. Варианты политики цен и их последствия приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Варианты политики цен и их последствия
Альтернативные варианты политики ценВозможные обоснованияПоследствияУдерживать цену и потребительскую оценку, но потерять часть потребителей.Высокое доверие потребителя. Организация согласна отдать конкурентам часть хороших клиентов.Сокращение доли рынка, снижение прибыли.Поднять цену и потребительскую оценку, улучшив продукт и его рекламу.Высокая цена нужна для покрытия затрат. Повышение цен оправдано улучшением качества.Сокращение доли рынка, прибыль сохраняется.Удерживать цену и улучшить отношение к товару потребителя.Дешевле поднять уровень потребительской оценки, чем снизить цену.Сокращение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, затем – подъем.Немного снизить цену и повысить потребительскую оценкуПриходится снизить цену, хотя потребительская оценка повышенаДоля рынка сохраняется, но прибыль и далее растет за счет увеличения выпускаСнизить цену до цены контракта, сохранив высокую эффективность продукции.Подавить конкурента ценовой атакой.Доля рынка сохраняется, но прибыль краткосрочно снижается.Снизить и цену, и эффективность продукции до уровня конкурента.Подавить конкурента ценовой атакой и сохранить общую сумму прибыли.Доля рынка и норма прибыли сохраняются, далее – падают.Удерживать цену и снижать эффективность продукции за счет качества.Снижение расходов на маркетинг, экономия издержек.Сокращение доли рынка, норма прибыли сохраняется, далее прибыль снижается.
Стратегия ценообразования – это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика цен реализуется. В практике современного ценообразования используется разветвленная система ценовых стратегий, которая в общем виде может быть представлена следующим образом (см. рис. 7.1).
Рис. 7.1. Разветвленная система ценовых стратегий
Сущность основных разновидностей стратегии дифференцированного, конкурентного и ассортиментного ценообразования приведены в таблицах 7.2 - 7.4.
Таблица 7.2
Таблица 7.3
- информация о ценах должна быть более доступной, чем информация о качестве;
- желание получить товар высокого качества должно быть достаточным для того, чтобы рисковать, покупая дорогой товар без уверенности в его высоком качестве;
- необходимо значительное число информированных покупателей, которые могут определить качество и будут платить высокую цену только за высокое качество.
Таблица 7.4
Основные разновидности стратегии ассортиментного ценообразования
Название стратегииСущность стратегииЦеновая стратегия «набор»Стратегия используется в условиях неравномерности спроса на взаимозаменяемые товары. Стимулирует рост объема продаж, так как набор предлагается по цене, которая ниже суммы цен элементов этого набора. Основные условия
необходимые для ее применения:
- разница стоимости набора и суммы цен его элементов должна быть для покупателей наглядной;
- элементы набора не должны быть взаимозаменяемыми;
- все элементы набора должны пользоваться спросом.Ценовая стратегия «комплект»Стратегия основана на разной оценке покупателями одного или нескольких товаров. В рамках этой стратегии при определении минимальной цены товара необходимо учитывать возможный процент снижения будущих доходов и риск того, что покупатели не приобретут дополнительные товарыЦеновая стратегия «выше номинала»Стратегия применяется, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и когда она может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства.Ценовая стратегия «имидж»Стратегия используется когда покупатели ориентируются на качество с учетом цен на взаимозаменяемые товары. Используя данную стратегию, организация предоставляет на рынок идентичные варианты уже имеющейся модели товара под другим названием (артикулом) по более высокой цене, для того чтобы сигнализировать о качестве. Стратегия представляет собой нечто среднее между сигнализированием ценами и установление цен выше номинала.
С учетом специфики российского рынка уточненная схема разработки ценовых стратегий имеет следующий вид (см. рис.7.2).
Рис. 7.2. Основные этапы и элементы разработки ценовых стратегий
Тактика ценообразования – это система конкретных практических мер по управлению ценами на товары и услуги. Все тактические приемы ценообразования могут быть разделены на две группы. Первая предполагает реальное изменение цен, а вторая – психологическое воздействие на покупателя без существенного изменения цен.
Использование скидок – широко распространенный прием тактики ценообразования. Целью скидок является формирование дополнительных условий для привлечения покупателей и увеличения объема продаж. Основные принципы установления скидок приведены в таблице 7.5.
Таблица 7.5
Принципы установления скидок
1. Применение скидки должно обеспечивать положительный эффект, который может выражаться как в увеличении клиентской базы, так и в достижении положительных экономических показателей.2. Размер предоставляемой скидки должен учитывать как интересы покупателя, так и интересы продавца. 3. При разработке системы скидок должен учитываться размер первоначально установленной (базовой) цены, которую изначально рекомендуется устанавливать максимально высокой.4. При установлении скидок должен учитываться характер эластичности спроса на реализуемую продукцию, поскольку снижение цен не всегда может привести к увеличению объемов продаж, так как многие товары относятся к группе неэластичных
Скидки, получившие наибольшее распространение приведены в таблице 7.6
Таблица 7.6
Минимальная приемлемая цена для второго рынка будет любой, выше 7 тыс. руб., так как любая цена, превышающая переменные затраты, принесет выгоду. Первый рынок обеспечивает внешнюю экономию для второго рынка за счет включения постоянных затрат в свою цену. В результате у организации появляется возможность реализовать данный товар на втором рынке по более низкой цене, чем цена первого рынка.
При выборе первого варианта цена 70 тыс. руб. полностью удовлетворяет спрос нечувствительных к цене покупателей, но отсекает другую половину рынка – покупателей, чувствительных к цене. Общий объем продаж при этом составит 1,4 млн. руб. ( ).
Наилучшим для организации будет второй вариант, когда организация должна выпускать по 40 единиц за период при затратах 40 тыс. руб. на единицу, устанавливая цену на уровне 70 тыс. руб. за единицу в начале каждого периода, систематически снижая ее к концу периода до 50 тыс. руб. за единицу.
Таким образом, организация сможет продать продукцию чувствительным к цене покупателям в начале периода, а остальным – в конце. Реализация товара будет осуществляться в среднем по 60 тыс. руб. за единицу продукции .
- какая стратегия будет лучшей для покупателя, если средний покупатель, не занимающийся поиском и не информированный о ценах, платит за товар 60 тыс. руб., а покупатель, занимающийся поиском, экономит в среднем 10 тыс. руб.?
- какая стратегия будет лучшей для продавца, минимальная цена продаж для которой составляет 50 тыс. руб.?
Решение.
Приобретать товар должны только те покупатели, которые оценивают свои издержки времени менее 10 тыс. руб.
Организация должна использовать стратегию снижения цен по принципу случайности, то есть установление высокой цены (70 тыс. руб.) и регулярное ее снижение (до 50 тыс. руб.).
Задание 4. Организация периодически снижает цены. Минимальная цена продаж при производстве 40 единиц продукции равна 50 тыс. руб. за единицу. Конкуренты с такой же структурой затрат могут свободно выйти на рынок. Какую цену должна установить организация при таких условиях?
Решение.
Для того, чтобы остаться на рынке, организации придется продавать товар по 30 тыс. руб. всем покупателям. Это возможно при увеличении масштабов производства и соответствующем снижении средних общих затрат на единицу продукции.
выпускают одинаковую продукцию по 200 единиц за период каждая, но у организации А больше опыта, а средние затраты на единицу минимальные и равны 2 тыс. руб., она получает больше дохода, чем другие. Цена в настоящий момент составляет 4 тыс. руб. за единицу продукции. Потребители чувствительны к уровню цены и немедленно реагируют на ее изменение. Какую ценовую стратегию следует предпочесть организации А.
Установление агрессивных цен даже на уровне 2 тыс. руб. за единицу продукции позволит иметь два преимущества:
- такая стратегия разорительна для других организаций, которые возможно покинут рынок и число конкурентов сократится;
- организация А сможет выиграть от захвата части рынка других организаций и быстрее приобрести свой рынок. Увеличение объема продаж приведет к снижению затрат на единицу продукции, к тому же, низкая цена будет стимулировать больнее число покупателей, давая возможность организации А использовать экономию на росте масштабов производства. В результате общий размер выручки и прибыли возрастет. Другим организациям вряд ли целесообразно начинать ценовую войну, находясь в невыгодном положении относительно затрат организации А.
Организации могут выбрать один из трех возможных вариантов установления цены (но ни одна организация не станет продавать высококачественный товар менее чем по 40 тыс. руб.):
- организации могут производить низкокачественный товар и продавать его по 20 тыс. руб.;
- организации могут производить низкокачественный товар и продавать его по 40 тыс. руб.
- организации могут продавать низкокачественный товар по 40 тыс. руб., предполагая, что некоторые покупатели не определят точно качества.
Такая стратегия называется сигнализированием ценами.
- изучить качество и купить высококачественный по цене 40 тыс. руб., низко оценивая полезность своего времени;
- купить товар по низкой цене, высоко оценивая затраты времени;
- купить дорогой товар, надеясь на его высокое качество.
Организация должна производить 40 единиц товара и продавать его на обоих рынках по минимальной цене 40 тыс. руб. за единицу
Для предотвращения конкурентного вторжения, организации необходимо установить среднюю продажную цену на обоих рынках 40 тыс. руб. При этом, в зависимости от конкурентного положения на рынке Y у организации есть несколько вариантов установления цены на товар на обоих рынках.
Если конкурентная цена на рынке Y превышает 50 тыс. руб., то организация может продавать товар по 30 тыс. руб. на рынке X и по 50 тыс. руб. на рынке Y, что будет отражать транспортные расходы в 20 тыс. руб. Поскольку средняя цена будет соответствовать минимальной, она защитит от проникновения конкурентов на рынок. Эта стратегия называется «FOB» (аналог – франко-станция отправления);
Если конкурентная цена на рынке немного превышает 40 тыс. руб., организация сможет продавать товар по 40 тыс. руб. за единицу на обоих рынках и достичь того же эффекта. Такая цена получена добавлением к приемлемой для производителя цене в 30 тыс. руб. за единицу (при выпуске 40 единиц) средней величины транспортных расходов в размере 10 тыс. руб.
Эта стратегия называется «единая цена назначения» (аналог – франко станция назначения).
Таблица 7.7
Определите: какая стратегия будет лучшей для распространителя, если предположить, что он не может применять ценовую дискриминацию или использовать контракты с нагрузкой (заставить купить кинотеатры оба фильма)?
Лучшим решением для распространителя будет установка цены на первый фильм 16 тыс. руб., на второй – 14 тыс. руб., предложив оба за 30 тыс. руб., что принесет доход 60 тыс. руб. Кинотеатр Б возьмет два фильма не дороже, чем за 37 тыс. руб., кинотеатр А – за 30 тыс. руб. Таким образом, оба кинотеатра примут набор за 30 тыс. руб., что принесет распространителю максимальный доход.
Организацию устроит продажа базового товара по 50 тыс. руб., а дополнительных – по 2 тыс. руб. Общий дополнительный доход за время функционирования товара составит 54 тыс. руб. , что компенсирует потери при продаже базового продукта.
Использование цен выше номинала с учетом неоднородности покупательского спроса организация должна производить 40 единиц, половину из которых составят изделия лучшей модели, минимальная цена которой 42,5 тыс. руб. Базовую модель она должна продавать по 25 тыс. руб., а улучшенную – по 60, то есть средняя цена составит 42,5 тыс. руб. за единицу. Это будет для организации прибыльно и предотвратит конкуренцию.
30 09 2014
6 стр.
Касторнов А. Ф., Касторнова В. А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: Иио рао, 2011. – 84 с
25 09 2014
16 стр.
Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров
24 09 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
Данный практикум дает возможность познакомиться с современным экспериментальным оборудованием (спектрометром ядерного резонанса) и изучить возможности применения методов радиоспект
02 10 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза
16 12 2014
4 стр.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку
12 10 2014
2 стр.