Перейти на главную страницу
Таблица 5.1
Методы воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными, что отображено на рисунке 5.1. Прямые методы – установление определенных правил ценообразования. Косвенные методы – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов.
1. Организация А может установить цену на уровне 115 руб., а организация В на уровне 138 руб.
1. На каком уровне будет установлена предельная розничная цена, если фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу?
4. На каком уровне будет установлена предельная цена оптового посредника, если организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу?
5. На каком уровне будет установлена предельная цена оптового посредника, если фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя и следовательно вторая оптовая организация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя?
6. На каком уровне будет установлена предельная розничная цена, если фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу?
1. Предельная розничная цена будет установлена на уровне 240 руб.
2. Предельная розничная цена будет установлена на уровне 216 руб.
3. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и будет установлена на уровне 240 руб.
4. Предельная цена оптового посредника будет установлена на уровне 250 руб.
5. Предельная цена оптового посредника будет установлена на уровне 250 руб.
6. Предельная розничная цена будет установлена на уровне 300 руб.
- затраты на сырье и материалы – 27 руб.;
- оплата труда с начислениями – 5,7 руб.;
- косвенные расходы – 12% к переменным затратам;
- предельный уровень рентабельности – 20% к себестоимости;
- НДС – 10% к розничной цене (за вычетом торговой скидки);
- предельный уровень торговой скидки – 15% к розничной цене.
Задание 3. Определите предельную отпускную и предельную розничную цену на лекарственные средства при различных вариантах организации товародвижения, если зарегистрированная цена составила 20 руб., предельная оптовая надбавка 30%, предельная розничная надбавка 35%.
Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по зарегистрированной цене.
Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по цене ниже зарегистрированной на 10%.
Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от оптовой организации по предельной цене закупки.
Рис. 6.1. Методы ценообразования
Сущность данного метода заключается в том, что производитель определяет предлагаемый объем продаж продукции и соответствующие ему полные затраты.
Путем деления полных затрат на объем продаж получаются полные затраты на единицу продукции, к которым затем прибавляется максимально возможная прибыль. В результате получается нетто-цена.
Размер прибыли зависит от цели предприятия, вида товара, объемов продаж, конечных цен, силы позиций предприятия и торговли и т.п.
В ряде производств норма рентабельности регламентируется государственными органами, а затраты, включаемые в себестоимость определенными инструкциями, так как не все затраты могут быть отнесены на себестоимость продукции, некоторые виды затрат организация должно возмещать за счет прибыли.
Для исчисления цены предприятия на основе полных затрат (формула 6.1 или 6.2):
или
где - нетто-цена производителя за единицу товара;
Нередко прибыль, включаемая в цену, определяется организацией путем отнесения процента рентабельности к цене (формула 6.3):
где - процент прибыльности к искомой цене.
Если к нетто-цене прибавить налоги, акцизы, учесть скидки, условия поставок, страхование и прочее, то получится брутто-цена производителя. Эта цена называется отпускной (закупочной) ценой для торговых организаций. Последовательность расчета наиболее значимых показателей для практического использования норматива рентабельности в рамках затратного ценообразования приведена в Приложении 2.
Определение цен на основе прямых переменных затрат
Общие затраты делятся на постоянные и переменные. Сумма постоянных затрат не зависит от количества произведенной продукции. Чем больше доля постоянных затрат в общей сумме затрат, тем больше возможностей для снижения цены, тем меньше нужна эластичность спроса по цене для обеспечения сохранения прибыли при снижении цены.
Переменные затраты связаны с объемом выпуска продукции. С ростом объема выпуска продукции растет общая сумма переменных затрат. Чем больше доля переменных затрат в структуре общих затрат, тем меньше возможностей для снижения цены.
Деление общих затрат на переменные и постоянные привело к появлению очень важного и эффективного инструмента в руках менеджеров, используемого при планировании и контроле прибыльности предприятия и при установлении цен на продукцию.
Расчет цены на основе переменных (прямых) затрат (формула 6.4 или 6.5):
(ф. 6.4)
или
где - переменные затраты на единицу продукта;
Надбавка () должна быть выше, чем при расчете цены на основе полных затрат, так как она должна внести вклад в покрытие постоянных затрат и обеспечить получение планируемой прибыли. Размер надбавки может основываться на отраслевых традициях, собственном опыте, эмпирических правилах.
При использовании данного метода к переменным затратам на единицу выпускаемого изделия прибавляется сумма, покрывающая затраты и обеспечивающая необходимую норму прибыли (формула 6.6):
где - цена;
При данном методе обеспечивается полное возмещение постоянных затрат и максимальное получение прибыли, что является его основным преимуществом, при чём его использование связано с делением затрат на постоянные и переменные. При выборе уровня рентабельности используют норму прибыли на вложенный капитал.
При данной модели затратного ценообразования цена рассчитывается (формула 6.7):
Метод широко распространен в оптовой и розничной торговле для определения цены последующей продажи.
Если производитель или поставщик регулирует цену конечной продажи или продавец оговаривает, какую долю от цены конечной продажи он хотел бы получить, применяется торговая скидка. Цена рассчитывается (формула 6.8):
(ф. 6.8)
где - цена продажи товара, руб.;
Цена приобретения товара определяется (формула 6.9):
Торговая надбавка (наценка) – это сумма, на которую продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого, она устанавливается в процентах к отпускной цене предыдущего продавца или к фактической стоимости приобретения товара последующим
В процессе товародвижения торговая скидка и торговая надбавка выполняют одинаковые функции.
Торговая надбавка рассчитывается (формула 6.10):
где - торговая надбавка к цене приобретения, %.
Торговая надбавка предназначена для покрытия издержек обращения и формирования прибыли продавца. Фактически торговая скидка и торговая надбавка в денежном выражении – это цена услуги продавца или оптового посредника, и ее размер определяется так же, как определяется цена любого товара, то есть величиной издержек обращения, целевой прибылью посредника и объемом продаж.
Анализ безубыточности
Данный метод позволяет определить сколько единиц продукции должна продать организация, чтобы работать безубыточно, на уровне самоокупаемости, то есть не иметь ни прибылей, ни потерь. Метод позволяет делать прогнозы относительно прибыли. Анализ безубыточности отображает, как соотносятся между собой такие показатели деятельности организации, как ее доходы, расходы и прибыли. Чтобы определить точку безубыточности (BE – Breakeven Point), менеджер должен знать цену единицы продаваемой продукции (P - Product), постоянные издержки на единицу продукции (VC – Variable Cost Per Unit) и совокупные постоянные (фиксированные) издержки (TFC – Total Fixed Costs). Организация работает безубыточно, если ее совокупный доход равен ее совокупным издержкам. Точку безубыточности можно найти по графику или (формула 6.11):
Эта формула наглядно демонстрирует, что, во-первых, совокупный доход равен совокупным издержкам, если организация продает достаточное количество единиц продукции по цене, при которой доход покрывает все переменные издержки на выпуск единицы продукции, и, во-вторых, что разность между ценой и переменными затратами, умноженная на число проданных единиц продукции, равна постоянным затратам.
1. Определяем общую стоимость выпуска
2. Определяем цену единицы продукции
- на заработную плату производственных рабочих
- на материалы30 200
5 300
9 900
21 000
36 200
4.1. Пропорционально заработной плате
4.2. Пропорционально затратам на материалы
4.3. Пропорционально переменным издержкам
80 000
80 0005.Общая себестоимость при распределении постоянных расходов, руб.:
- способом 4.1.
- способом 4.2.
- способом 4.3.
Таблица 6.2
При данных условиях цена на товар будет определена на уровне:
Таблица 6.3
В данном примере оптимальным является 3 выпуска в год, при этом предельные затраты (MC) близки по своей величине к предельной выручке (MR) и организация получит максимальную прибыль 85 000 руб. в год
Цена реализации продукции будет установлена на уровне:
1. Определяем точку безубыточности
2. Годовой доход организации
3. Графически точку безубыточности можно представить, как показано на рис. 6.2.
90,000
80,000
20,000
прибыли
Совокупные
издержки
Совокупный доход
Переменные
издержки
Точка
безубыточности
Область
убытков
издержки
100 200 300 400 500 600
Объем выпускаемой продукции (в тысячах штук)
Таблица 6.4
- заработная плата производственных рабочих;
- материалы
3 500
8 000
12 000
- по способу 4.1.
- по способу 4.2.
- по способу 4.3.
Определите цены товаров при различных уровнях себестоимости и рентабельности 15% и отобразите их в таблице 6.5.
Таблица 6.5
Таблица. 6.6
Постоянные затраты60
1501,2
3,0Полные затраты2104,2Прибыль (20% к полным затратам)420,84Цена2525,0 (без налогов)
Таблица 6.7
- на материалы;
- на рабочую силу;
- накладные расходы;
- издержки обращения.
3,0
3,0
- переменные затраты;
- постоянные затраты.
14,0
Таблица 6.8
№ п/пВнутренний рынокЭкспортВсего1Количество, шт.2Цена, руб.3Выручка от продажи4Переменные прямые затраты:
- на материалы;
- на рабочую силу;
- накладные расходы;
- издержки обращения.
1,5
3,0
1,0
3,0
6
7Добавленная стоимость
Чистая прибыль
2,5
2,5
Таблица.6.9
Предлагаемый вариант ценыЦена единицы, руб.Переменные затраты на единицу, руб.Точка безубыточности, шт.Возможная реализация, шт.Объем реализации изделий, приносящих прибыль, шт.Маржинальная прибыль с единицы продукции, руб.Прибыль от реализации – всего, руб.Рентабельность продаж, %121 00013 046385222 00013 046345322 50013 046330424 00013 046290526 00013 046250627 00013 046230728 00013 046190829 00013 046170
Удельной ценой называется частное от деления цены на значение основного качественного параметра по каждому изделию данного параметрического ряда (формула 6.12):
где удельная цена на единицу основного параметра, руб.;
Тогда цена нового изделия может быть определена (формула 6.13):
Обычно цена рассчитанная по данной формуле, служит верхним уровнем цены, так как принимая решение о цене нового товара, организация стремится выиграть борьбу за рынок у конкурентов в результате относительного снижения цены на единицу главного параметра новой продукции по сравнению с базовой (формула 6.14):
где - соответственно значение основного параметра базового и нового изделия.
При изменении не только основного, но и второстепенного свойства рекомендуется модифицировать формулу 6.13, тогда она примет вид (формула 6.15):
(ф. 6.15)
где - цена нового изделия;
Данный метод может быть применен при разработке новых товаров одноименного назначения, когда параметры сравниваемых изделий количественно измерены. Для определения цены нового изделия корректируется цена аналога на базе получения интегрального показателя качества.
Интегральный показатель качества нового товара определяется путем сравнения качества определенных параметров с соответствующими параметрами аналога (формула 6.16):
(ф. 6.16)
где - число отдельных параметров, по которым определяется качество;
Сумма всех коэффициентов весомости равна 1.
Цена нового товара рассчитывается (формула 6.17):
(ф. 6.17)
где - цена товара-аналога.
где - цена нового товара;
Для оценки значения параметров товаров для покупателей и соответственно возможных границ изменения цен могут быть использованы экспертные оценки (метод ранговой корреляции, метод парных сравнений и др.).
Суть метода состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку конкурентоспособности изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-аналога определяется ориентировочная цена нового изделия. Цена на новое изделие, по которому оцениваемые параметры не равнозначны для потребителя, исчисляется (формула 6.18):
где - цена нового изделия;
Средняя цена балла определяется (формула 6.19):
Количество показателей, оцениваемых баллами, должно быть ограниченным и в то же время достаточно полно характеризовать потребительное качество изделий. Ограниченное число показателей связано с тем, что при большом количестве показателей каждый из них занимает относительно меньший удельный вес, и в результате занижается улучшения каждого конкретного показателя. Изделие может быть хорошо оценено по общей сумме баллов, даже если оно имеет очень низкий уровень качества какого-либо наиболее важного показателя.
Балльный метод расширяет границы учета покупательских предпочтений, но требует тщательного обоснования балльных оценок и коэффициентов весомости.
Метод ранговой корреляции
В практике параметрического ценообразования применение индексного и балльного методов предполагает широкое использование экспертных заключений для оценки степени значимости изменения параметров. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты, хорошо знающие рынок изучаемого товара, а также покупатели.
В данном случае в качестве инструмента прогнозирования может быть использован метод ранговой корреляции, а согласованность мнений экспертов может быть оценена коэффициентом конкордации.
Коэффициент конкордации – показывает степень согласованности мнений экспертов по важности каждого из оцениваемых параметров. Рассчитывается (формула 6.20):
(ф. 6.20)
где - количество экспертов;
Если среди рангов, данных одним экспертом, есть равные, то коэффициент конкордации рассчитывается (формула 6.21):
Коэффициент конкордации позволяет судить о степени согласованности мнений экспертов. Если – полная согласованность мнений экспертов, если
- полная несогласованность мнений экспертов.
Традиционно коэффициент конкордации менее 0,75 свидетельствует о недостаточной согласованности мнений экспертной группы, чтобы по результатам опроса экспертом можно было построить достоверный прогноз. Низкая согласованность мнений покупателей, выступающих в роли экспертов, может служить сигналом для сегментирования рынка и дифференцированного ценообразования.
Для обоснования дифференциации и сегментирования можно использовать результаты метода ранговой корреляции по отдельным группам покупателей и локальные коэффициенты конкордации.
Последовательность расчетов методом ранговой конкордации выглядит следующим образом:
где - количество оцениваемых направлений;
Согласно данному методу, эксперту предлагается сравнить параметры (объекты) попарно, используя шкалу отношений. Эксперт не дает количественных оценок преимуществ одного параметра перед другим или степени значимости параметров, а использует понятия больше, меньше, равно (лучше, хуже, неразличимо). Степень предпочтения параметров заранее считается неизвестной, она определяется в результате обработки полученных оценок. Результаты оценивания фиксируются в виде квадратной матрицы смежности парных сравнений в виде знаков:
>, если >
;
<, если <
:
=, если =
.
Обозначения: - номер строки,
- номер столбца.
Далее строится квадратная матрица (формула 6.26):
Здесь если
;
Далее в расчет вводится понятие «итерированная сила» порядка параметров в виде матрицы-столбца
, которая определяется (формула 6.27):
Итерированная сила объекта определяется как произведение строки матрицы
на столбец матрицы
(формула 6.28):
В начале расчета принимается итерированная сила , то есть для определения
берется
:
Исходную матрицу умножаем на
.
Далее этот процесс продолжается с учетом полученной итерированной силы предыдущей итерации.
Практическую ценность в данном методе представляет так называемая нормированная итерационная сила - го порядка
- го параметра
, именно она трактуется как значение коэффициента весомости
- го параметра (формулы 6.29 - 6.30):
; (ф. 6.29)
. (ф. 6.30)
6.5. Примеры использования параметрических методов
Задание 1. Производителя интересует, насколько важным считает покупатель изменение основных параметров стиральной машины и какой может быть цена новой машины, если цена ближайшего аналога составляет 17 000 руб. Характеристики новой и базовой моделей приведены в таблице 6.10.
Таблица 6.10
Взвешенная оценка конкурентоспособности базового изделия (изделия-аналога) составляет (балла), а нового изделия -
(баллов). Цена одного балла составляет
(руб.). Цена новой модели стиральной машины составит
(руб.)
Таблица 6.12
№
ПараметрЭкспертная оценкаСтарый товар (СТ)Новый товар (НТ)БаллКоэффициент весомостиБаллКоэффициент весомости1Удобство пользования230,2250,22Долговечность330,3390,33Надежность190,3190,34Дизайн140,2170,2
Таблица 6.13
№ПоказательСтарый товар (СТ)Новый товар (НТ)1Себестоимость изделия, руб.8 900-2Рентабельность продукции, %20203Акциз, %25254НДС, %18185Торговая надбавка, %1515
Таблица 6.14
- результативность и надежность обучения;
- высокое качество инвентаря;
- наличие душевых;
- продолжительность обучения.
Используя метод ранговой корреляции, заполните табл.6.15. Рассчитайте коэффициент конкордации. Расположите в порядке убывания значимости параметры влияющие на выбор организации потребителями образовательных услуг. Оцените согласованность мнений экспертов.
По мнению экспертной группы, в принятии решений определяющих выбор организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные услуги, в первую очередь учитываются высокое качество инвентаря (29,8%) и наличие душевых (29,8%), далее результативность и надежность обучения (24,7%) и на последнем месте – продолжительность обучения (15,7 %), что показано в таблице 6.15. Так как степень согласованности мнений экспертов составляет всего 0,57 () , то требуется проведение исследования внутригруппового поведения потребителей.
Таблица 6.15
Оценка значимости параметров физкультурно-оздоровительной услуги методом ранговой корреляции
ПараметрЭкспертные оценки значимости параметров (коэффициенты весомости)Экспертные оценки значимости параметров (ранги)Сумма рангов
Средний коэффициент весомости12345123451. Результативность и надежность обучения 0,30,20,30,40,1232141218,060,0830,2472. Высокое качество инвентаря0,20,40,40,20,331132107,560,10,2983. Наличие душевых 0,40,30,20,30,412321107,560,10,2984. Продолжительность обучения0,10,10,10,10,2444431939,060,05260,157Итого11111111115172,240,3351
Задание 6. Эксперту предлагается сравнить значимость шести функций сотового телефона: 1) фотокамера; 2) игры; 3) мультимедиа; 4) WAP; 5) музыка; 6) электронная почта.
Решение.
Результаты сравнения, представлены в виде матрицы парных сравнений в таблице 6.16. Обозначения -номер строки,
- номер столбца.
Таблица 6.16
Результаты сравнения
=>><>>
<=><=<
<<==<>
>>==>>
<=><==
<><<==Далее строится квадратная матрица
Здесь если
;
Примем , тогда матрица парных сравнений получит следующий вид (см. табл. 6.17).
Таблица 6.17
Результаты сравнения
122022
012010
001102
221122
012011
020011Далее в расчет вводится понятие «итерированная сила» порядка
параметров в виде матрицы-столбца
, которая определяется в общем случае, как
, где
.
Итерированная сила объекта определяется как произведение строки матрицы
на столбец матрицы
по формуле
Исходную матрицу умножаем на
:
Произведем вычисление нормированной итерированной силы второго порядка:
С каждой последующей итерацией результаты расчетов уточняются.
Ограничившись в нашем примере двумя итерациями, можно сделать вывод, что эксперт оценил весомость параметров сотового телефона следующим образом:
Таблица 6.18
Таблица 6.19
№ПараметрыЕдиницы измерения.Товар аналогНовый товар1Емкость морозильной камерыл30,050,02Емкость холодильной камерыл60,0100,03Коэффициент весомости:
а) морозильной камеры;
б) холодильной камеры;
в) остальных параметров.
доли единицы
0,4
0,3
0,3
Таблица 6.20
- стаж работы на рынке образовательных услуг;
- репутация организации;
- форма обучения;
- продолжительность обучения.
Оценка значимости параметров приведена в таблице 6.21. Используя метод ранговой корреляции, заполните табл. 6.21. Рассчитайте коэффициент конкордации. Расположите в порядке убывания значимости параметры влияющие на выбор организации потребителями образовательных услуг. Оцените согласованность мнений экспертов.
Таблица 6.21
Оценка значимости параметров образовательной услуги методом ранговой корреляции
ПараметрЭкспертные оценки значимости параметров (коэффициенты весомости)Экспертные оценки значимости параметров (ранги)Сумма рангов
Средний коэффициент весомости12345123451. Стаж работы на рынке0,30,20,30,40,52. Репутация организации0,30,40,40,20,33. Форма обучения0,20,30,20,20,14. Продолжительность обучения0,20,10,10,20,1Итого11111
Задание 8. Организация осуществляет розничную продажу бытовой электроники. Ставится задача определить цены на новые модели цифровых видеокамер, основные технические характеристики которых приведены в таблице 6.22. Цена базовой модели М-1 составляет 15 600 руб.
Таблица 6.22
Шаг 2. Определите оценку всех параметров, приведенных в таблице 6.22 балльным методом.
Шаг 3. На основе опроса трех экспертов составлены матрицы парных сравнений (см. табл. 6.23 – 6.25). Рассчитайте индивидуальные коэффициенты весомости изменения анализируемых параметров.
Таблица 6.23
Таблица 6.24
Таблица 6.25
Шаг 4. Методом ранговой корреляции определите средние коэффициенты весомости изменения анализируемых параметров и степень согласованности мнений экспертов.
Шаг 5. Рассчитайте возможную цену новых цифровых видеокамер балльным методом (самостоятельно предложите балльную оценку параметров). Сравните результаты расчетов, дайте рекомендации для практического использования.
30 09 2014
6 стр.
Касторнов А. Ф., Касторнова В. А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: Иио рао, 2011. – 84 с
25 09 2014
16 стр.
Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров
24 09 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем
23 09 2014
1 стр.
Данный практикум дает возможность познакомиться с современным экспериментальным оборудованием (спектрометром ядерного резонанса) и изучить возможности применения методов радиоспект
02 10 2014
10 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза
16 12 2014
4 стр.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку
12 10 2014
2 стр.