Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5



Подсчет эффективности урока

Уэ = n1 . 100 / 66


n1 = количество полученных баллов


Перевод в баллы





3 балла
Эффективность учебных занятий 85% и выше

2 балла

Эффективность учебных занятий 65-84 %

1 балл

Эффективность учебных занятий 45-64 %



5.2 Реализация требований проблемного обучения на уроке

При контроле необходимо проанализировать:

Год










  1. Планировалось ли учителем создание проблемной ситуации (ситуаций) на уроке. Активно ли использует учитель возможности создания проблемных ситуаций или преобладает репродуктивная деятельность учащихся.



















  1. Наблюдалась ли на уроке система подготовленных упражнений, задач, т.е. актуализация опорных знаний, приемов, методов. Экономность средств, времени и результативность данного этапа работы на уроке.



















  1. Обеспечение необходимости мотивации. Умение учителя четко, ярко, эмоционально поставить проблему, организовать создание проблемной ситуации. Роль элементов историзма по данному вопросу.



















  1. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.



















  1. Осознание учителем и учащимися типа проблемы (теоретического, практического характера; глобального, школьного уровня).



















  1. Способы создания проблемных ситуаций. Добился ли учитель, что учащиеся действительно почувствовали определенную теоретическую или практическую трудность.



















  1. Уровень выдвижения и решения проблемы:



















А) учитель ставит и показывает пути решения в науке;



















Б) учитель ставит проблемы, учащиеся находят пути решения;



















В) учащиеся сами выдвигают проблему и решают.



















  1. Организация решения проблемы:



















8.1. Умение учащихся осуществлять анализ поставленной задачи, выделение основного противоречия, основной трудности, частных проблем и установления очередности их решения.



















8.2. Умение учащихся переформулировать условие, требование, открывать новые связи в рассматриваемых явлениях.



















8.3. Знание учащимися общих подходов к решению учебных проблем (изучение условия, выдвижение и обоснование гипотез, их проверка, заключение)



















8.4. Умение учащихся осуществлять логические операции.



















8.5. Создана ли учителем атмосфера творческого поиска решения проблем (спор, дискуссия).



















  1. Осуществляется ли дифференцированный или индивидуальный подход, какими способами.



















  1. Использовались ли возможности групповой формы организации учащихся.



















  1. Овладели ли учащиеся в результате решения проблемы новыми знаниями, умениями, способами решения.



















  1. Способствовал ли урок развитию учащихся. Можно ли выделить: на что конкретно было нацелено данное задание.



















  1. Сделан ли акцент учителем на новом приеме, методе, способе решения.



















  1. Владеют ли учащиеся навыками моделирования.



















  1. На каких этапах урока (при объяснении, закреплении, контроле) создавались проблемные ситуации, можно ли было применить проблемный подход на других этапах.




















5.3 Умение учителя использовать групповую работу в процессе обучения

ГФОУ (Групповые формы организации учащихся) – способ организации деятельности детей через (посредством) разделение класса на группы для решения определенных задач: постановка, обсуждение проблемы, поиск и реализация на практике путей ее решения, и представление найденного совместно результата.



При контроле необходимо проанализировать:

Год










1. Обоснованность групповой дифференциации на уроке (количество и качество состава групп)



















1.1. Соответствие цели урока (тип урочной деятельности).



















1.2. Отсутствие противопоказаний при дифференциации.



















2. Наличие четко поставленной задачи группам



















3. Системность и результативность организации групповой работы



















3.1. Наличие мотивационного поля для групповой работы – психологический климат в группе.



















3.2.Осознание цели работы группой



















3.3. Выполнение правил взаимоотношений в группе, культура делового общения.



















3.4. Выполнение ролей, необходимых для организации групповой деятельности.



















3.5. Активное участие в работе группы всех ее участников.



















3.6. Учет индивидуальных способностей всех участников группы.



















3.7. Рациональность использования дидактического комплекса (и ТСО) в группах.



















4. Обоснованность оценивания работы группы. Наличие этапа оценивания:



















4.1. Рефлексия в группах.



















4.2. Оценка учителем.



















5. Выполнение функций учителем при ГФОУ:



















5.1. Организатор



















5.2. Партнер



















5.3. Консультант



















5.4. Психолог – наблюдатель



















5.5. Лаборант – иллюстратор



















5.6. Контролер



















5.7. Воспитатель




















5.4 Валеологический мониторинг учебного занятия




Год










  1. Организационные моменты урока.



















1.1. Санитарное состояние кабинета (до и после урока).



















1.2. Внешний вид учащихся, в т.ч. вторая обувь.



















1.3. Режим проветривания.



















1.4. Питьевой режим.



















1.5. Организационное начало и конец урока.



















1.6. Соблюдение правил ТБ на уроках (спец. кабинеты).



















2. Методы и приемы валеологического воздействия, принимаемые учителем в ходе урока.



















2.1. Приемы воздействия на различные органы чувств.



















2.2. Формы и приемы развития памяти и мышления.



















2.3. Приемы предупреждения заболевания органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.



















2.4. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в течение урока.



















2.5. Учет периодов повышения и снижения продуктивности мыслительной деятельности.



















2.6. Соблюдение принципов ОБЖ.



















2.7. Проведение валеологических пауз на уроке.




















5. 5 Реализация дифференцированного подхода к учащимся

Под дифференциацией понимается «учет индивидуальных способностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения».



Осуществляется ли дифференцированный подход к учащимся на уроке?

Если да, то в чем он выражается?




Год










  1. В степени помощи учащимся со стороны учителя (без существенного снижения сложности задания).



















I степень помощи – для учащихся с высокой успешностью обучения



















II степень помощи – для учащихся со средней успешностью обучения



















III степень помощи – для учащихся с низкой успешностью обучения



















  1. В дифференциации заданий:

а) В уровне сложности заданий по содержанию (задания должны быть составлены так, чтобы даже для самых слабых учеников соответствовали программе, а для более подготовленных учащихся углубляли программу).



















б) В разном объеме информации.



















в) В индивидуализации заданий наиболее одаренным детям.



















  1. В знании учителем психологических особенностей восприятия материала учащимися (особенности памяти, нервной системы).



















  1. В целесообразности дифференцированных заданий при групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня обученности школьников.



















  1. В достаточном фонде дидактических материалов (заданий, инструкций, рабочих тетрадей и т.д.), предусматривающих возможность самоконтроля учащихся и контроля учителя и оценки им труда учащихся.



















  1. В сознательном обучении учащихся различным приемам познавательной деятельности и интеллектуальным умениям при дифференцированных заданиях.




















5.6 Выполнение требований к урокам развивающего обучения

Цель: выявить характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и их соответствие требованиям развивающего обучения; установить соответствие содержания учебного материала возможностям и потребностям учащихся.





Год










  1. Как ученики реагируют на учителя?



















а) доброжелательно,



















б) равнодушно,



















в) испытывает неприязнь.



















  1. Мобилизационное начало урока: создается ли положительный настрой на учебное занятие?



















  1. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?



















4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка целей, характера и содержания деятельности?



















5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (условия для самоконтроля, самоанализа, самооценки)?



















6. Формируются ли на занятии общеучебные навыки и умения?



















  1. а) как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:

авторитарный стиль

демократический стиль



либеральный стиль



















б) созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?



















8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям учащихся?



















  1. Каков преимущественный характер учебной деятельности?



















а) репродуктивный;



















б) конструктивный;



















в) творческий.



















10. Достигнуты ли цели учебного занятия?



















а) обучающие;



















б) развивающие;



















в) воспитывающие.




















5.7 Анализ воспитательной направленности урока

Анализ воспитательной направленности урока – это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.






Год










1. Целенаправленность деятельности учителя на уроке. Осознанность, реальность воспитывающей цели урока.



















2. Создание на уроке условий для формирования таких нравственных начал как свобода и ответственность, демократия и культура отношений (свобода выбора методов, форм, степени сложности заданий, мера помощи от учеников). Умения учителя в процессе организации учебной деятельности уделять внимание формированию ценностных ориентаций учащихся (отношения к таким нравственным аспектам как: люди, он сам, коллектив, труд, Родина).



















3. Отношение учащихся к воспитательным влияниям педагога. Характер отношения к товарищам, учебному труду, учителю.



















4. Влияние личности учителя:



















4.1. Знание предмета и общая эрудиция учителя.



















4.2. Культура речи, темп, общая и специфическая грамотность.



















4.3. Внешний вид учителя, мимика, жесты, культура поведения учителя.



















5. Преобладающий стиль взаимоотношений с учащимися. Педагогический такт.



















6. Степень организованности и дисциплинированности учащихся. Культура взаимоотношений с учителем, с товарищами. Активность учителя к негативным сторонам поведения учащихся (курение, опоздания).



















7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.



















8. степень эстетического воздействия на учащихся.



















9. Реализация основных валеологических и психологических требований.



















10. Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками.






















    1. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся

Цель: выявить состояние и уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся.

Умения

Год










1. Умеет ли учитель планировать задачи обучения и развития?



















2. Умеет ли создавать благоприятные условия деятельности?



















3. Выделяет ли учитель в учебном материале главную мысль, идею, ведущую теорию?



















4. Учит ли учитель:



















4.1.Осознавать и мотивировать свою учебную деятельность.



















4.2. Внимательно воспринимать информацию.



















4.3. Рационально запоминать (работа с памятками алгоритмами)?



















5. Применяет ли учитель такие виды самостоятельной деятельности, как:



















5.1. Составление плана ответа.



















5.2. Озаглавливание отдельных абзацев параграфа.



















5.3. Составление тезисов прочитанного.



















5.4.Краткое изложение текста двумя-тремя предложениями.



















5.5. Составление рецензий.



















5.6. Ведение конспекта, написание реферата.



















5.7. Написание отзыва на прочитанную книгу, аннотации к ней.



















5.8. Написание заметки в газету, объявления.



















5.9. Выписывание цитат.



















5.1.1. Запись под диктовку.



















5.1.2. Изложение.



















5.1.3. Сочинение.



















5.1.4. Написание заявления.



















5.1.5. Написание автобиографии.



















5.1.6. Написание протокола?



















6. Учит ли учитель:



















6.1. Анализировать



















6.2. Сравнивать



















6.3. Классифицировать.



















6.4. Обобщать



















6.5. Абстрагировать.



















6.6. Синтезировать



















6.7. Выделять главное.



















6.8. Систематизировать



















6.9. Устанавливать причинно-следственные связи.



















6.1.1. Проводить первичные исследования



















7. Обучает ли учитель учащихся использованию выражений: «сделай вывод», «итак», «следовательно», «обобщим сказанное»?



















8. Развивает ли учитель самостоятельность мышления:



















8.1.Создает ситуацию диалога, дискуссии, диспута



















8.2. Стимулирует свободное изложение материала своими словами.



















8.3. Признает вариативность формулировок.



















8.4. Использует выражения «докажите» и другие подобные?



















9. Учит ли пользоваться:



















9.1. Учебником



















9.2. Справочником.



















9.3. Словарями



















9.4. Энциклопедиями.



















9.5. Картотекой.



















9.6. Каталогом



















9.7. Техническими источниками информации?



















10. Учит ли вести наблюдения?



















11. Учит ли осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности?



















12. Учит ли вести познавательную деятельность:



















12.1. Индивидуальную.



















12.2. В паре



















12.3. В группе



















12.4. В коллективе?



















13. Умеет ли сотрудничать при решении учебных задач (объяснить, оказывать помощь и т.д.)



















14. Формирование. Каких общеучебных умений и навыков было намечено?



















15. Какие общеучебные умения и навыки были сформированы, их уровень?






















<предыдущая страница | следующая страница>


Приложение 36. Рекомендации молодым специалистам по проектированию современного учебного занятия в школе

На разных уровнях, в том числе и среди школьных учителей, идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом требований

1119.8kb.

25 09 2014
5 стр.


1. Основные черты современного занятия в школе Формы организации сотрудничества учащихся

Деловые игры как форма организации учебного процесса в школе

576.21kb.

10 10 2014
3 стр.


Урок-беседа Продолжительность учебного занятия: 45минут Цели и задачи

Конспект учебного занятия с использованием цор

152.12kb.

01 09 2014
1 стр.


Урок-беседа Продолжительность учебного занятия: 45минут Цели и задачи

Конспект учебного занятия с использованием цор

117.93kb.

30 09 2014
1 стр.


Тема: «Проектирование учебного занятия с планированием цифрового интерактивного оборудования в начальной школе. Типовые затруднения в педагогической деятельности»
43.33kb.

13 10 2014
1 стр.


Тема: «Проектирование учебного занятия с планированием цифрового интерактивного оборудования в начальной школе. Типовые затруднения в педагогической деятельности»
41.6kb.

13 10 2014
1 стр.


"Репортер" (Пенза) 24(283) от 16-06-2009

России. И чтобы помочь молодым специалистам, он считает возможным использовать административные ресурсы. Эксперты уверяют, что проблему можно смягчить софинансированием государство

16.41kb.

06 10 2014
1 стр.


Серьезные игры, самооценка и многое другое

Лайза Роуэн (Lisa Rowan), директор отдела кадровых и обучающих стратегий из компании idc. Система обучения должна это учитывать и предлагать молодым специалистам интерактивные и иг

46.86kb.

16 12 2014
1 стр.