Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

Приложение 36. Рекомендации молодым специалистам по проектированию современного учебного занятия в школе



ВВЕДЕНИЕ

Мы живем, работаем, учим и учимся в новых конкретно-исторических условиях. Вопросы реформирования и демократизации общества и, естественно, учебного процесса в практике школьной жизни продвигаются сложно, противоречиво, но вместе с тем неуклонно. На разных уровнях, в том числе и среди школьных учителей, идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом требований. А для этого, как известно, необходимы научные знания, научный подход к оценке факторов, явлений, событий, практических и теоретических проблем.

Учебный процесс в современной школе все более ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем, активное взаимодействие и сотрудничество между учителями и учащимися, обмен мнениями между ними. Все это, в конечном счете, нацелено на выработку правильного понимания содержания изучаемых предметов, их связи с жизненной практикой. Среди них – лекция, диалог, проблемное собеседование, семинар, диспут, конференция, деловые игры, «круглые столы» и другие интерактивные формы занятий, которые активно применяются уже в основной школе. Целью учебных занятий являются прочное усвоение знаний, выработка устойчивых навыков, их практического применения, формирование на этой основе научного мировоззрения школьников. Важность инновационных форм учебных занятий в школе можно учитывать:

1. В содержании обучения. Учебные программы предметов, факультативов, элективных курсов призваны отразить актуальные проблемы предмета с учетом реальных процессов демократизации общества, роли и места в этом изучаемого предмета. В основе учебного процесса призвана находиться апробированная источниковая база, в том числе нормативные источники, монографическая литература, периодическая печать. Основу этих знаний должны представлять современные учебники, учебные пособия, опорные конспекты, структурно-логические схемы, учебные практикумы, сборники задач, карты компьютерного контроля в виде рейтинговой системы, авторские современные программы, мультимедийные презентации – все то, что позволит основательно проработать концептуальные и содержательные аспекты изучаемых тем.

2. В организации обучения. Наиболее эффективно реализация содержания обучения возможна через блоковую или модульную систему обучения, что даст возможность более концентрированного изучения проблемы. Составной частью организации обучения должна быть самостоятельная подготовка школьников при активном контроле и помощи учительского состава. При этом речь идет не только о самостоятельной подготовке школьников в рамках расписания плановых занятий, но и о самоподготовке со ссылкой на сайт интернета. Здесь необходима правильная организация со стороны учителей. Необходимо текущее тестирование школьников по вопросам самостоятельной подготовки в течение полугодия по блокам. Важное место отводится составлению продуманного реального расписания, преемственности и последовательности в изучении проблемы. Своевременное включение коллективных и индивидуальных консультаций, учебно-методического кабинета, технических средств обучения способствуют более эффективному процессу организации обучения.

3. В методике занятий. Необходимо обратить внимание на овладение молодыми учителями активными формами проведения занятий. Помимо такой формы, как повышение квалификации, возможны стажировка молодых учителей у опытных преподавателей, внутришкольный обмен опытом по методике проведения уроков, чтения лекций, организации семинаров, практических занятий, консультаций, защите проектов, использованию мультимедийных презентаций, приему зачетов и экзаменов.

1. Основные черты современного занятия в школе

В настоящее время мы наблюдаем переориентацию процесса обучения в современной школе на развитие и становление личности ученика. Приведение целей образования в соответствие с требованиями жизни потребовало перестройки содержания образования, повышение его теоретического уровня. Это повлекло за собой необходимость организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Решение этой проблемы предлагали еще Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Свою точку зрения на урок Л.В. Занков излагал как форму учебного процесса, в системе которой преобладает гибкость, отказ от единой схемы урока. Он считал, что преподавание должно строиться так, чтобы оно не только захватывало ум, но и вызывало бы различные чувства у школьников. Создание высокого эмоционального тонуса – необходимое условие получения знаний, так как пережитые знания становятся убеждением. Экскурсии, наблюдения не являются дополнением к познанию в классе. Учитель может прервать урок, идя навстречу желанию детей понаблюдать из окна что-то интересное. Отсутствие соблюдения определенной схемы в уроке, гибкость форм работы не означает хаоса в учебном процессе. Учитель, как дирижер в оркестре, следит за работой всех учащихся, знает их возможности, объясняет с учетом развития и подготовки, не допускает отставания, вовремя обнаруживает пробелы и заполняет их, обеспечивает конкретное развитие детей.

Дидактическим стержнем учебного процесса является деятельность учащихся. Они не просто решают, а наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности. Таким образом, формируется у учащихся видение изучаемых явлений и объектов в глубоких и всесторонних связях и отношениях. Это обеспечивает постепенное движение ученического видения изучаемых явлений от неглубокой сущности ко все более и более глубокой, от целого к его составным частям. В процессе изучения учебного материала каждого ранга в отдельности формируется у учащихся соответствующий учебно-познавательный аппарат – аппарат описания, объяснения и преобразования, который способствует развитию познавательной самостоятельности, творческих возможностей и способностей.

Для современного урока характерен путь познания «от учеников». Здесь главное не знания, а свобода проявления личности, где необходимо дать простор ее развитию. Отсюда можно сделать вывод: урок не должен идти по плану, намеченному учителем, но это не так. «Идти «от учеников» - это значит организовывать и направлять коллективный поиск. Учитель подхватывает нужную мысль, направляет учеников в поиске», а для этого при составлении плана он должен продумать логику работы, выяснить, куда надо вести учеников. Главная черта современного урока – это открытие знаний самими учащимися. Такое знание является личным образовательным продуктом каждого ученика, так как оно получено благодаря исследованию, поиску.

При организации урока необходимо руководствоваться следующими условиями:

  1. Цели и задачи избираемой организационной формы должны быть направлены на развитие основных качеств психических ученика (мышления, внимания, памяти и др.), активности, самостоятельности и творческой инициативы школьников, что, в конечном счете, должно научить их учиться.

  2. Содержание учебного материала должно соответствовать современной форме его реализации: ученик не получает готовые знания, а открывает его. Ученик выступает как субъект учения.

  3. Избранная форма организации процесса обучения должна свидетельствовать о системе в работе учителя по формированию познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие, воспитание школьника.

Современные ученые, исходя из нового целеполагания образования, выделяют следующие типы учебного занятия с ориентацией на структуру учебной деятельности: постановка учебной задачи; решение учебной задачи; коррекция учебных действий; решение частных задач; учебное занятие контроля и оценки. Такая точка зрения к определению типа учебного занятия более соответствует современному личностно ориентированному подходу к образовательному процессу в современной школе, где ученик выступает в качестве субъекта учения, каждый компонент учебной деятельности учтен учителем.

В.А.Сухомлинский писал, что «урок – это основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся… Урок является главной сферой интеллектуальной жизни воспитанников, в которой повседневно происходит обогащение умудренного жизнью наставника и его питомцев, вступающих на первые ступеньки жизни…»

Главная задача современного учителя - активизировать учебный процесс, добиться включения учащихся в работу на всех этапах деятельности, вызвать у ученика потребность трудиться, трудом добывать знания.

Кардинальное изменение приоритетов целей образования вызвало необходимость в разработке соответствующей дидактической системы, для которой характерны применение, помимо урока, различных других форм занятий, основанных на проблемно-диалоговом подходе. При проектировании учебного занятия по любому предмету в современной школе необходимо учитывать его тип, а также разворачивание предметного содержания в рамках учебной деятельности, в зависимости от этапов ее формирования.

А.Б. Воронцов выделяет следующие типы учебных занятий на основе этапов формирования учебной деятельности: постановка учебной задачи; решение учебной задачи; коррекция учебных действий, или решение частных задач; самоконтроль; самооценка. Такая классификация наиболее соответствует цели современного образования, соотносящейся с формированием познавательной деятельности и развитием личности школьника.

Приведем характеристику каждому типу учебного занятия.

Учебное занятие – постановка учебной задачи. Подобное учебное занятие проектируется, когда появляется необходимость в получении детьми новых знаний, в поиске общего способа решения широкого класса практических задач.

В данном типе занятий выделяется несколько этапов.

1 этап учебного занятия – создание «ситуации успеха», который начинается с решения конкретно-практической задачи, опирающейся на прошлый опыт ученика. Учащиеся демонстрируют себе и другим то, что они знают и умеют, определенные способы работы по решению конкретной задачи. При этом практическую задачу, направленную на демонстрацию успеха, каждый ученик должен выполнить индивидуально. Успешность решения данной практической задачи учащимися свидетельствует о том, что дети готовы к новому этапу работы.

2 этап – возникновение ситуации «интеллектуального конфликта», которая характеризуется тем, что учитель предлагает другую учебную ситуацию. По внешним признакам она близка к той, которая использовалась для создания ситуации успеха, но ее содержательный элемент должен не позволить ее решить известными детям способами. Возникает определенный разрыв между тем, что дети знают, и чего они еще не знают. Вначале детям предлагается индивидуально попробовать решить новую задачу. Встретившись с трудностью ее решения, учащиеся могут объединиться в пары или группы для того, чтобы найти новый способ решения задачи. При этом дети должны убедиться, что способ работы, который только что привел их к успеху, перестал действовать в новой ситуации. Задачей учителя на данном этапе является создание такой ситуации, при которой появляется несколько способов решения данной задачи в малых группах, которые фиксируются на доске в качестве разных вариантов решения одной и той же задачи. Данная ситуация подводит детей к дискуссии.

3 этап – фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме. Обсуждая предложенные способы решения задачи, учащиеся вместе с учителем определяют, в чем различия в решениях, предложенных разными ученическими группами, и пытаются зафиксировать возникшую проблему в виде схематического рисунка, схемы, знака, опорного сигнала и т.д. Данный этап важен, потому что учащиеся испытывают «дефицит своих способностей», они сами формулируют то, чего им сейчас не хватает. Эта ситуация и подводит детей к постановке учебной задачи.

4 этап – формулировка учебной задачи учащимися, которая выражается в словесной форме. Данный этап также предполагает дискуссионное обсуждение формулировки для того, чтобы уточнить и конкретизировать постановку учебной задачи, которая будет решаться на последующих учебных занятиях.

Учебное занятие – решение частных задач, или коррекции. Основная задача данного занятия – практическое овладение учащимися установленным обобщенным способом действий в решении задачи. При этом необходимо помнить, что идет не только отработка умений решать определенный тип задач, сколько создаются условия для целенаправленного формирования у детей функций коррекции своих знаний, которые понимаются как самоконтроль и самооценка своих знаний и возможностей. Поэтому при решении частных задач обучать детей умению (вначале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу своего знания и незнания, то есть «дефицит способностей».

При этом необходимо обучать детей обращаться к различным источникам знаний для ликвидации своего незнания. На данных занятиях, направленных на формирование навыка, следует широко использовать варьирование условий, придумывание детьми заданий для товарищей, исследование нестандартных ситуаций. Необходимо чаще включать детей в анализ собственной деятельности по решению задач.

Тип учебного занятия – занятие контроля. Данный тип занятия является следующим шагом в работе с новым способом действий – определением уровня первичного усвоения данного способа, выявлением наиболее слабых звеньев у каждого учащегося.

Данный тип занятия может иметь несколько вариантов, одним из которых может быть использование тестовых диагностических работ, направленных на выявление освоения предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Система тестовых диагностических работ по теме позволяет учителю видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, позволяет выявить, случайна ли ошибка или у ученика есть устойчивый пробел в знаниях.

Вторым вариантом учебного занятия контроля может быть самостоятельная работа учащихся. При этом необходимо учитывать, что самостоятельность действий учащихся по решению частных задач не сводится только к выполнению предложенных заданий, но и включает самостоятельный контроль и оценку детьми своих действий. Данные работы проводятся, как правило, после коллективной или групповой работы. Задача самостоятельной работы – определить самим учащимся уровень освоения предложенного материала. Учитель подключается к контролю и оценке только в том случае, если от учащегося поступил запрос на помощь в проверке данной работы. После самостоятельной работы обязательно следует коллективный разбор выполнения поставленных учителем задач, при котором учащиеся могут проверить не только правильность решения, но и способы контроля и объективность собственной оценки выполненной работы.

Самостоятельная работа может иметь следующие этапы:

1 этап (10-15 минут) - индивидуальная работа по выполнению определенного задания, направленного на формирование умения использовать новый способ действия.

2 этап (5 –10 минут) - парная работа учащихся по выработке общих критериев контроля выполнения данного задания. Учащиеся договариваются, по каким критериям будет осуществлена проверка выполнения поставленной задачи, одними из них могут быть следующие: 1. Анализ задания, который демонстрирует, насколько внимательно ученик умеет анализировать данное задание. 2. Анализ хода мыслей демонстрирует, как ученик рассуждает. 3. Формулировка решения на бумаге показывает, как ученик логично и последовательно излагает свои мысли. 4.Оригинальность дает возможность ученику выбирать версии решения задач более интересные и необычные, применять нестандартные решения.

3 этап (10-12 минут) – взаимопроверка выполнения задания по общим выработанным критериям.

4 этап (10 минут) – обсуждение результатов контроля в парах.

5 этап – обсуждение результатов проверки выполнения задания в коллективе.

Следующим этапом работы по контролю за знаниями учащихся является контрольная работа, задача которой определить зону ближайшего развития учащихся, оценить границы их знаний, способность самостоятельно определять эту границу. Поэтому задания, входящие в контрольную работу, должны включать и элементы нового, не изученного учащимися материала. Иногда полезно в контрольную работу вносить задания, имеющие ошибочный ответ. Учащиеся в этой ситуации должны сотворить недостающие для решения способы и средства, то есть перевести учебную задачу в творческую; самостоятельно запросить недостающие знания в справочной литературе или учебнике, или у учителя. Подобные работы приучают детей видеть свои пробелы в знаниях и формируют у них желание учиться.
2. Технология постановки цели современного урока

Моделирование учебного занятия во многом зависит от того, какие задачи ставит учитель в процессе обучения. С ориентацией на инновационные процессы в образовании они могут быть следующие:

1. Ученик обязан получить самостоятельно и запомнить нужную информацию: знать правила, законы, исторические факты, географические сведения, стихи и т.д.

2. Ученика следует научить пользоваться полученными знаниями: грамотно писать, решать задачи, разбирать художественные произведения, давать оценку историческим событиям, применять знания на производстве и в быту. При этом необходимо обучить учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

3. Развивать способности ученика: его самостоятельность, творческие возможности, оригинальное и диалектическое мышление.

4. Развить психические качества: память, внимание, воображение, волевые качества, мотивы и опыт поведения.

5. Воспитать ученика, его мировоззрение, патриотизм, трудолюбие. Сформировать нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.

6. Превратить развитие личности школьника в саморазвитие, самоопределение, самореализацию. Сформировать прочные мотивы учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.

7. Воспитать культуру чувств, поведения, общения и т.д.

Реализация задач урока предполагает точное, неформальное определение цели. Все задачи одинаково важны, взаимосвязаны и решаются в единстве, в процессе познания, труда, деятельности. Многие ученые считают, что главное в обучении – усвоение материала, усвоение знаний. Знание – это отражение действительности в сознании человека, то есть это воспринятая, осознанная и зафиксированная в памяти информация об объектах действительности. Подлинные знания — это способность человека пользоваться ими. Это инструменты познания, инструменты осуществления действий при решении новых задач.

Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой. Задачи эти определяются потребностями общественного развития. Философ А.Спиркин удачно назвал цель «моделью желаемого будущего. В этом плане цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательным процессом, а с другой – программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель имеет триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Ю.А. Конаржевский считает, что эти аспекты цели связывают и подчиняют все стороны, все компоненты, все структуры урока, определяя успешную реализацию его основной функции. Целевые связи урока, таким образом, носят системообразующий характер, и чем выше целеобразность его конструкции и ее реализации, тем выше уровень целостности урока. Сама по себе триединая цель достигнута быть не может. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Эти задачи ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока согласно конкретной педагогической обстановке и являются рубежами достижения триединой дидактической цели. С этой точки зрения любой урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного поэтапного изучения учебного материала.

Сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель выступает как фактор, обусловливаюший способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели всегда помогает найти в работе главное звено и сосредоточить на нем усилия. Многие ошибки в обучении, воспитании и управлении школой проистекают из-за нечеткого представления целей деятельности со стороны учителей и руководителей школ, из-за просчетов в формулировке цели. В существующей практике управления школой традиционно предполагается, что цель почти всегда очевидна, а усилия надо сосредоточивать на поиске средств и путей ее достижения. Специфическим признаком любой социальной системы, а социально-педагогической в особенности, является то, что она создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой. Функционирование любой социальной системы, в том числе и такой системы, как урок, всегда связано со следующими процессами.

Целеполагание – это процесс формирования цели, ее развертывания в процессе всего урока. Это ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки – учет соответствующих нормативных документов – установление на этой основе потребностей и интересов учащихся, подлежащих удовлетворению, – выяснение имеющихся у них ресурсов для удовлетворения потребностей и интересов, сил и возможностей – выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффект – формулировка цели.

Таким образом, цели возникают не стихийно. Целеполагание – достаточно сложная, наиболее ответственная и сегодня, пожалуй, самая западающая часть работы не только руководителя, но и учителя. В современных условиях развития школы необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся сами ставили или формулировали цель урока и умели ее реализовывать в процессе обучения.

Целеосуществление – это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель – внутренняя причина) переходит в свое следствие – фактическое поведение человека, в котором формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

Целеустремленность. Если человек действует в соответствии с поставленной целью, если весь ход его деятельности, несмотря на те или иные внешние (а нередко и внутренние) помехи, регулируется сообразно с требованием цели; если человек совершенно осознанно и планомерно движется к поставленной цели, можно говорить, что он действует целесообразно, целеустремленно. Целесообразность в социальных системах выступает как всеобщий в атрибутивный момент, без которого такая система эффективно функционировать не может. Каждая подсистема, каждый элемент социальной системы действует во имя одной цели, стоящей перед системой как целым. Их относительно частные цели в конечном итоге подчиняются этой основной цели. Но и последняя достигается через достижение целей элементов и подсистем, а не сама по себе. Вот почему мало сформулировать цель. Этим процесс целеполагания в сложных системах не должен ограничиваться. Надо уметь ее декомпозировать, то есть расчленить на более частные цели подсистем и элементов.


следующая страница>


Приложение 36. Рекомендации молодым специалистам по проектированию современного учебного занятия в школе

На разных уровнях, в том числе и среди школьных учителей, идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом требований

1119.8kb.

25 09 2014
5 стр.


1. Основные черты современного занятия в школе Формы организации сотрудничества учащихся

Деловые игры как форма организации учебного процесса в школе

576.21kb.

10 10 2014
3 стр.


Урок-беседа Продолжительность учебного занятия: 45минут Цели и задачи

Конспект учебного занятия с использованием цор

152.12kb.

01 09 2014
1 стр.


Урок-беседа Продолжительность учебного занятия: 45минут Цели и задачи

Конспект учебного занятия с использованием цор

117.93kb.

30 09 2014
1 стр.


Тема: «Проектирование учебного занятия с планированием цифрового интерактивного оборудования в начальной школе. Типовые затруднения в педагогической деятельности»
43.33kb.

13 10 2014
1 стр.


Тема: «Проектирование учебного занятия с планированием цифрового интерактивного оборудования в начальной школе. Типовые затруднения в педагогической деятельности»
41.6kb.

13 10 2014
1 стр.


"Репортер" (Пенза) 24(283) от 16-06-2009

России. И чтобы помочь молодым специалистам, он считает возможным использовать административные ресурсы. Эксперты уверяют, что проблему можно смягчить софинансированием государство

16.41kb.

06 10 2014
1 стр.


Серьезные игры, самооценка и многое другое

Лайза Роуэн (Lisa Rowan), директор отдела кадровых и обучающих стратегий из компании idc. Система обучения должна это учитывать и предлагать молодым специалистам интерактивные и иг

46.86kb.

16 12 2014
1 стр.