
Индекс физического объема за 2009 год составил 123,6 %, за аналогичный период прошлого года он также был на уровне 123,6 %. При этом основная доля отгруженной продукции (71%) приходится на ГУП санаторий «Янган-Тау» – 767,2 млн.руб., за аналогичный период прошлого года- 732,5 тыс.руб., или 104,7 % к соответствующему периоду прошлого года. Рассматривая и характеризуя деятельность других хозяйствующих субъектов экономики, стоит отметить, что:
- по ООО «Коммунальщик» отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг за 2009 год – 14,4 млн.руб. и удельный вес предприятия в общем объеме отгруженной продукции составляет 1,3 %.
- по ООО «Боксит» отгружено товаров собственного производства за 2009 год 21,6 млн.руб., удельный вес предприятия в общем объеме отгруженной продукции составил 1,9 %.
- по ООО «Улуирский карьер» отгружено товаров собственного производства за 2009 год 30,9 млн.руб., удельный вес предприятия в общем объеме отгруженной продукции составил 8,6 %.
- по ООО «Яхинский щебеночный завод» отгружено товаров собственного производства за 2009 год – 41,1 млн.руб., удельный вес предприятия в общем объеме отгруженной продукции составил 3,4 %.
- удельный вес отгруженной продукции остальными субъектами малого бизнеса ничтожно мала и составляет в общем объеме отгруженной продукции - 1,2 %.
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития
муниципального района
Показатели за 2009 год
|
Ед.изм
|
значение
|
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг
|
Тыс.руб
|
1083640,8
|
Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
|
Тыс.руб
|
967772
|
Поголовье крупного рогатого скота в в хозяйствах всех категорий
|
гол
|
25058
|
Надой молока от одной коровы в сельскохозяйственных организациях
|
килограмм
|
3633
|
Урожайность зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий
|
центнеров с гектара
|
120
|
Урожайность овощей в хозяйствах всех категорий
|
центнеров с гектара
|
138
|
Поступления налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Салаватского района
|
Тыс.руб.
|
408273
|
Поступления налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Салаватского района на душу населения
|
рублей
|
14625
|
Собственные доходы бюджета муниципального района (за исключением финансовой помощи)
|
Тыс.руб.
|
367535
|
Собственные доходы бюджета муниципального образования (за исключением финансовой помощи) на душу населения
|
рублей
|
13166
|
Прибыль прибыльных предприятий по крупным и средним организациям
|
Тыс.руб.
|
113630
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним организациям
|
Тыс.руб.
|
326049
|
Ввод в действие жилых домов, всего
|
кв.м.
|
9449
|
Ввод в действие жилых домов
|
кв. метров на 1000 человек
|
338,5
|
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций
|
рублей
|
11489
|
Просроченная задолженность по заработной плате на конец года
|
Тыс.руб.
|
0
|
Оборот розничной торговли
|
Тыс.руб.
|
598506
|
Оборот розничной торговли на душу населения
|
рублей
|
21439
|
Объем платных услуг
|
Тыс.руб.
|
727456,5
|
Объем платных услуг на душу населения
|
рублей
|
26059
|
Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению
|
на конец года,
в процентах
|
1,86
|
Охват детей дошкольным образованием
|
в процентах к общему количеству детей дошкольного возраста
|
65,6
|
1.3.2 Состав, структура и состояние муниципальных финансов.
Доходная часть бюджета муниципального района формируется из налоговых и неналоговых доходов (собственных доходов), а также из безвозмездных перечислений из других уровней бюджета, получаемых в виде дотаций, субвенций и субсидий. В 2009 году доля собственных доходов бюджета составила 27,0 %. При этом уточненный план консолидированного бюджета 2009 года по доходам в объеме 403,4 млн. руб. исполнен на 101,2 % с учетом уточнения в сторону увеличения. Уточненный план по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета муниципального района в 2009 году был исполнен на 107,7 % к уточненному плану, или на 91,6 % по сравнению с исполнением 2008 года.
Основным налогом, формирующим налоговые доходы, является налог на доходы физических лиц, которого в 2009 году поступило в бюджет муниципального района в сумме 65,9 млн. руб., или 103,0 % к уточненному плану (36 место среди 54 районов РБ), или 82,4% к сумме, поступившей в 2008 году. Снижение поступлений произошло за счет уменьшения в 2009 году норматива зачисления налога на доходы физических лиц (с 86 до 70 процентов). В контингенте поступления по этому налогу увеличились по сравнению с 2008 годом на 1,2 процента или на 1,1 млн.руб. Причинами невысокого увеличения поступлений налога являются сокращение численности работающих на крупных и средних предприятиях (где наиболее высокий уровень заработной платы) и роста неплатежей, который допущен отдельными предприятиями.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом обеспечен рост поступлений по налогам на имущество - 129,4 % (28458 тыс.руб – 6 место в РБ) к 2008 году, по налогам на добычу общераспространенных полезных ископаемых поступило 1,6млн.руб., в 2008 году данные платежи поступали в бюджет РБ, по платежам за пользование природными ресурсами – 164,2 %, по доходам от оказания платных услуг – 261,3 %, доходам от продажи материальных и нематериальных активов -158,1 %, по штрафным санкциям – 111,4 %.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета района за 2009 год составили 6,8 млн. руб. или 6,2 процента от поступившей суммы налоговых и неналоговых доходов. Наибольшую часть неналоговых поступлений 2009 года составили поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 2,5 млн. руб. (36,3 процента от суммы неналоговых доходов) и доходы от продажи муниципального имущества –1,0 млн.руб. (15,2 процента от суммы неналоговых доходов).
Таблица 2
Структура собственных доходов муниципального района, млн.руб.
|
|
|
|
Наименование показателя
|
2007
|
2008
|
2009
|
исполнение бюджета
|
исполнение бюджета
|
исполнение бюджета
|
Д О Х О Д Ы
|
93,1
|
120,9
|
110,8
|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
|
81,1
|
111,1
|
104
|
НДФЛ
|
65,3
|
80
|
66
|
Налоги на совокупный доход
|
6,5
|
6,9
|
6
|
Налоги на имущество
|
7,3
|
22
|
28,5
|
Налоги на добычу
|
|
|
1,6
|
Государственная пошлина, сборы
|
2
|
2,2
|
1,9
|
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
|
12
|
9,8
|
6,8
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
|
2,3
|
2,8
|
2,5
|
Платежи при пользовании природными ресурсами
|
0,3
|
0,4
|
0,6
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба
|
1,4
|
1,9
|
2,1
|
Прочие неналоговые доходы
|
8
|
4,7
|
1,6
|
Расходы консолидированного бюджета муниципального района Салаватский район за январь-декабрь 2009 года составили 397,7 млн. рублей с ростом к 2008 году на 36,7 млн. руб. В целях снижения расходов бюджета в 2009 году была продолжена оптимизации сети бюджетных учреждений, в результате которой штатная численность работников бюджетных учреждений снизилась с 2316 единиц на 01.01.2009 года до 1826 на 1.01.2010 г., в том числе по учреждениям здравоохранения - с 545 единиц до 514 единиц, по учреждениям образования - с 1604 единиц до 1145 единиц. Действенной мерой по снижению расходов бюджета является организация муниципальных закупок.
Стабилизация в экономике муниципального района в 2010 году положительно отразилась на состоянии муниципальных финансов, так на 1 января 2010 года просроченная кредиторская задолженность отсутствует. Сумма налоговых доходов за 9 месяцев 2010 года увеличилась на 1,7%, в том числе налог на доходы с физических лиц, доля которого составила 68,1% от общей суммы налоговых доходов, увеличился на 10,7% по сравнению с 2008 годом, однако в противовес земельный налог, доля которого составила 14,3% от общей суммы налоговых доходов уменьшился на 48,8% по сравнению с 2008 годом. За 9 месяцев 2010 года мобилизовано в бюджет муниципального района 9,3 млн. руб. неналоговых доходов, или 191,1 % к сумме, полученной за 9 месяцев 2009 года, причем на 252 % возросли суммы средств, получаемые в виде арендной платы за землю.
Наряду с указанными положительными моментами стоит отметить, что в настоящее время самодостаточным является бюджет только одного сельского поселения из шестнадцати. И основной задачей программы является повышение доли собственных доходов бюджета муниципального района, бюджетов поселений и обеспечение в перспективе самодостаточности бюджетов как поселений, так и муниципального района в целом. При этом основными резервами по привлечению дополнительных финансовых ресурсов в те или иные бюджеты являются:
- создание новых рабочих мест;
- активизация работ по выявлению фактов и легализации теневой заработной платы;
- реализация мер по исключению случаев неуплаты и задержек, а также индексации заработной платы;
- активизация процесса формирования новых перспективных и приоритетных форм экономической деятельности за счет софинансирования из средств бюджета муниципального района на условиях;
- полная инвентаризация муниципальных земель, на которые не оформлено право собственности и перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов;
- регистрация на территории муниципального района структурных подразделений хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории.
Таблица 3
Повышение доходного потенциала муниципального района
№
п\п
|
Показатель
|
Ед.
изм
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
1.
|
Повышение собираемости:
неналоговых доходов
налога на имущество физических лиц
земельного налога
|
%
%
%
|
1,3
0,8
1,0
|
1,4
0,9
1,1
|
1,5
1,0
1,2
|
1,6
1,1
1,3
|
1,7
1,2
1,4
|
1,8
1,3
1,5
|
2.
|
Обеспечение поступления доходов в запланированных объемах, всего,
в том числе:
неналоговых доходов
налога на имущество физических лиц
земельного налога
|
%
%
%
%
|
100,8
124,0
123,0
109,0
|
105,0
130,0
110,0
115,0
|
110,0
135,0
120,0
120,0
|
115,0
140,0
130,0
125,0
|
120,0
145,0
135,0
130,0
|
125,0
150,0
140,0
135,0
|
3.
|
Степень подготовленности к введению налога на недвижимость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- по земельным участкам
-по объектам недвижимости
|
%
%
|
1,7
1,6
|
1,6
1,5
|
1,5
1,4
|
1,4
1,3
|
1,3
1,2
|
1,2
1,1
|
4.
|
Количество выданных патентов
|
единиц
|
30
|
35
|
40
|
45
|
47
|
50
|
5.
|
Рост поступлений в консолидированный бюджет РБ с территории налогов на совокупный доход, всего,
в том числе:
УСН
ЕНВД
ЕСХН
Доходы от выдачи патентов
|
%
%
%
%
%
|
7,6
6,1
5,4
17,1
78,9
|
1,1
4,6
2,0
1,0
1,3
|
2,1
2,6
2,5
1,1
1,4
|
2,2
3,4
2,6
1,2
1,5
|
2,3
3,5
2,7
1,3
1,6
|
2,4
3,6
2,8
1,4
1,7
|
6.
|
Оптимизация льгот по местным налогам (удельный вес сумм предоставленных льгот в общей сумме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов)
|
%
|
2,5
|
2,4
|
1,9
|
1,5
|
1,3
|
1,1
|
7.
|
Сохранение социальной стабильности территории (объем предоставленных льгот по местным налогам в соответствии с решениями МО)
|
тыс
руб.
|
2674
|
2600
|
2550
|
2500
|
2400
|
2300
|
8.
|
Снижение дотационности муниципального района
|
%
|
|
на 3%
|
на 5 %
|
на 5 %
|
на 5%
|
на 5%
|
<предыдущая страница | следующая страница>