Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Арбитражный процесс»

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины






Язык обучения русский

Трудоемкость 4 зачётные единицы

Санкт-Петербург

2012


Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения дисциплины




    1. Цели изучения дисциплины: обучение студентов пониманию основ правового регулирования судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации, привитие практических навыков совершения процессуальных действий (составления процессуальных документов и т.д.), формирование навыка решения практических вопросов. Необходимость в изучении арбитражного процесса диктуется тем обстоятельством, что он теснейшим образом связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью в тех случаях, когда субъекты этой деятельности нуждаются в судебной защите своих прав и охраняемых законом интересов. Закрепление теоретических знаний о гражданском процессе на основе сопоставления и сравнения законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции с законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.



Результаты изучения дисциплины: знание доктринальных взглядов о сущности и предпосылках специализации судебной деятельности и о правовой природе арбитражного суда как специализированного судебного органа, о месте законодательства об арбитражном процессе в системе российского права, специфике содержания и реализации принципов гражданского судопроизводства в арбитражном процессе, особенностей порядка рассмотрения дел в различных видах производства в арбитражных судах (по сравнению с гражданским процессом) и особенностей апелляционного, кассационного и надзорного производства в арбитражном процессе (по сравнению с гражданским процессом), обучение составлению процессуальных документов, выработка алгоритма совершения процессуальных действий, связанных с реализацией правовых норм на разных стадиях арбитражного процесса.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Требуется освоение дисциплины «Гражданский процесс».
1.3. Перечень формируемых компетенций
1.3.1. Общие компетенции

Выпускник Университета с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими общими компетенциями:




Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ОКМ-1

способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОКМ-2

готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОКМ-3

способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОКМ-4

готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях

ОКМ-5

готов работать с текстами профессиональной направленности на русском и английском языках


1.3.2. Требования к результатам освоения образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки

Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы магистратуры по направлению подготовки:




Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ПК-1

знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере

ПК-2

знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе

ПК-3

знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и её значение в механизме (системе) правового регулирования

ПК-4

знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере

ПК-5

знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов

ПК-6

знает методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности

ПК-7

знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки

ПК-8

умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики

ПК-9

умеет аргументировать принятие решения, в том числе с учётом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений

ПК-10

умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений

ПК-14

владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов


1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- методологию получения юридических знаний;

- философские основы формирования представлений о правовой действительности;

- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра.

1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

- объяснить действие норм права их адресатам;

– проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- составления экспертных заключений;

- осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий;

– изучения правовой действительности с помощью научной методологии;

- консультирования граждан по правовым вопросам.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине
Для повышения качества освоения дисциплины, формирования и развития знаний, умений и навыков обучающихся, отвечающих требованиям компетенций соответствующей профессиональной деятельности, используются следующие формы учебной работы:

во-первых, занятия лекционного типа (классические лекции) - 6 часов;

во-вторых, аудиторной учебной работы в виде практических занятий, - 16 часов;

в-третьих, аудиторной учебной работы в иных интерактивных формах – 10 часов;

в-четвертых, всего аудиторных занятий – 32 часа;

в-пятых, самостоятельная внеаудиторная учебная работа студентов под руководством преподавателя – 62 часа.



1.6. Организация учебных занятий




Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код моду-ля в сос-таве дис-цип-лины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

Лекции

Семинары

Консультации

Практические занятия в интерактивной форме

Лабораторные
работы

Контрольные
работы

Коллоквиумы

Текущий контроль

Промежуточная
аттестация

Под руководством
преподавателя

В присутствии
преподавателя

В т.ч. с использованием методических материалов

Текущий контроль

Промежуточная
аттестация







Очная форма обучения:

магистерская программа «Гражданский процесс; арбитражный процесс»

 С 1

6

часов

16

часов

часа

10

часов

часов

часов

часов

часов

1 час

62

Часа

часов

часов

часов

2 часа

10 часов

4

зачётных
единицы


25

студентов

25

студентов

студентов

25

студентов

студентов

студентов

студентов

Студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

25 студентов

ИТОГО:

6

часов

16

часов


часа

10

часов

часов

часов

часов

часов

1

Час

62

Часа

часов

часов

часов

2

часа

10часов

4

зачётных
единицы



Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки


текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

Очная форма обучения:

магистерская программа «Гражданский процесс; арбитражный процесс»

 С 1

Зачет

До 26 января 











1.7. Структура и содержание учебной дисциплины

Тема 1.Арбитражная форма защиты права. Принципы арбитражного процесса. Подведомственность дел арбитражным судам.

Понятие "единого" гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное право как теоретическая основа арбитражной формы защиты субъективных гражданских прав и законных интересов. Предмет и метод арбитражной формы защиты права. Понятие специализации судебной деятельности, арбитражный суд как специализированный судебный орган. Отличие общегражданского спора от экономического спора по субъекту и содержанию как основа создания отдельной судебной системы - системы арбитражных судов в Российской Федерации.

Организационно-функциональные (судоустройственные) и функциональные (судопроизводственные) принципы арбитражного процесса. Сходство и различие в содержании принципов арбитражного и гражданского процессов. Основные тенденции в законодательном закреплении принципов диспозитивности и состязательности в АПК 2002 года. Принципы непосредственности (его влияние на систему средств доказывания) и арбитрирования (примирительные процедуры, роль суда в достижении соглашения между сторонами, мировое соглашение в арбитражном суде, и порядок его заключения и утверждения) в АПК 2002 года. Отказ от принципа непрерывности в АПК 2002 года: предпосылки и значение.

Понятие подведомственности и ее виды в арбитражном процессе. Критерии отнесения дел к подведомственности арбитражных судов. Тенденции развития законодательства о подведомственности дел арбитражным судам в период после принятия АПК 2002 года и противоречия практики. Специальная и условная подведомственность. Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Подведомственность дел особого производства.



1. Классические лекции - 4 часа.

2. Интерактивное занятие: групповая дискуссия – 2 часа - на тему «Принцип непосредственности и его влияние на систему средств доказывания. Возможно ли существование открытого перечня средств доказывания» (по материалам Информационного письма ВАС РФ №77 от 21.06.2004 (п.17-19) и научной литературы о понятии судебного доказательства и средства доказывания).

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: реферат научной литературы по указанной теме (не менее 10 источников, объем 13-15 страниц) – 6 часа.

3.Семинар по проблемам правоприменительной практики по теме «Тенденции развития законодательства и судебной практики по вопросам подведомственности дел арбитражным судам» на основе самостоятельного обобщения студентами материалов опубликованной судебной практики ВАС РФ и других арбитражных судов за период 2005-2012 годы – 3 часа.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: обобщение судебной практики (не менее 30 дел по избранной категории дел из числа перечисленных в ст.29, 30, 33, 225.1 АПК РФ за 2007-2012 годы) – 6 часа.
Задача 1.

Иванов обратился к ООО «Ромашка» с иском о признании права на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Х». Свое право на долю в уставном капитале Иванов обосновывал завещанием, которое Петров (участник Общества «Х») составил за полгода до смерти. Согласно завещанию доля уставном капитале ООО «Х» завещана Иванову.

ООО «Ромашка» не признало иска, указав, что приобрело у Петрова долю в уставном капитале ООО «Х» по договору купли-продажи, который и предъявило суду.

Иванов заявил о фальсификации договора купли-продажи доли: по его утверждению, Петров не подписывал данный договор. По мнению Иванова, ООО «Ромашка» предпринимает попытку рейдерского захвата ООО «Х» с помощью фальшивых документов и пользуясь смертью Петрова.

В ответ ООО «Ромашка» предъявило встречный иск о признании завещания в пользу Иванова ничтожной сделкой со ссылкой на то, что подпись под ним принадлежит не Петрову. Соответственно, Общество потребовало признать недействительным и свидетельство о праве на наследство.

Судья поставил на обсуждение сторон вопрос о возможности принятия встречного иска с точки зрения подведомственности его арбитражному суду.

По мнению Иванова, наследственные споры не подлежат рассмотрению в арбитражных судах согласно прямому указанию ст.225-1 АПК, поэтому встречный иск не подлежит принятию.

По мнению ООО «Ромашка», предъявление встречного иска при данных обстоятельствах не означает возникновение наследственного спора, ООО «Ромашка» не претендует на наследство после смерти Петрова. Встречный иск направлен на опровержение фактов активной легитимации истца к делу, на доказывание того, что истец является ненадлежащим. Если истец ненадлежащий, то в иске ему будет отказано даже в том случае, если подпись под договором купли-продажи доли принадлежит не Петрову. Другими словами, удовлетворение встречного иска избавляет от необходимости рассмотрения заявления о фальсификации договора купли-продажи. Так как встречный иск в такой ситуации не означает возникновение наследственного спора, то он подлежит принятию арбитражным судом, и ст.225-1 АПК тому не помеха.

Судья высказал предположение, что встречный иск, предъявленный ООО «Ромашка», по существу является формой заявления о фальсификации доказательства (завещания).

Оцените доводы сторон. Подлежит ли принятию встречный иск?



Тема 2. Иск и право на иск в арбитражном процессе.

Возбуждение дела.
Досудебное урегулирование экономических споров (понятие, целесообразность и законодательное закрепление претензионного порядка).

Средства защиты нарушенных субъективных прав и интересов в арбитражном процессе. Иск как материально-правовое требование истца к ответчику, вытекающее из материальных правоотношений, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для рассмотрения и разрешения его в определенном законом порядке - основное средство защиты нарушения прав и интересов в арбитражном процессе. Элементы иска и их изменение. Фактическая и юридическая индивидуализация иска (проблемы теории и практики).

Исковое заявление и его реквизиты. Документы, прилагаемые к исковому заявлению.

Понятие "право на иск". Предпосылки права на предъявление иска и условия осуществления такого права. Оставление искового заявление без движения и возвращение искового заявления.

Обеспечительные меры в арбитражном процессе: условия применения, виды мер, порядок рассмотрения вопросов о принятии обеспечительных мер. Предварительное обеспечение имущественных требований и его особенности в арбитражном процессе. Встречное обеспечение.

Способы защиты ответчика против предъявленного иска: отзыв на исковое заявление и встречный иск в арбитражном процессе.

Виды исков. Тенденции развития исковой формы процесса. Групповой иск в арбитражном процессе.


  1. Классических лекций нет.

  2. Семинарское занятие – 4 часа.

Задача 1.

Петраш по договору долевого участия приобрела квартиру во вновь построенном доме. После вселения выяснилось, что в вышерасположенной квартире установлен витраж, выполненный с дефектом изоляции, в результате чего дождевые воды и т.д. заливают квартиру Петраш (дефект на уровне потолочного перекрытия, поэтому в вышерасположенную квартиру вода не попадает).

Петраш предъявила к ОАО «Молодой ударник» (сторона по договору долевого участия), ЗАО «Стройимпульс» (застройщик), ЗАО «УНИСТО» (генеральный подрядчик), ОАО «ЛенНИИпроект» (проектировщик), ООО «Петропрофиль» (изготовитель витража), ООО «Росстро» (инвестор) иск о взыскании 100 000 руб., составляющих стоимость работ по замене витража, на основании ст.1095 ГК.

Суд удовлетворил иск за счет ЗАО «УНИСТО», т.к. экспертиза установила, что причиной протечек являются недостатки, допущенные при выполнении строительно-монтажных работ.

При рассмотрении кассационной жалобы ЗАО «УНИСТО» на решение суда мнения судей разделились. Один из них считал, что решение надлежит оставить без изменения. Второй полагал, что в иске следует отказать, т.к. истица выбрала ненадлежащий способ защиты. По мнению данного судьи, в рассматриваемой ситуации истица могла только требовать возмещения вреда в натуре в виде обязания ЗАО «УНИСТО» заменить витраж, а не взыскания денежных средств на такую замену, т.к. удовлетворение денежного требования способно привести к тому, что истица, получив по исполнительному листу деньги, потратит их на «поездку на Канары», а не на ремонт витража, затем продаст квартиру; новый собственник предъявит такой же иск, выиграет его, получит деньги, съездит на них на Канары, потом продаст квартиру; новый собственник предъявит такой же иск… В результате ЗАО «УНИСТО» будет всем возмещать стоимость работ по замене витража, но никто не будет их производить, что сделает предъявление такого иска средством личного обогащения. Предотвратить подобное бесконечное предъявление исков может только удовлетворение требования об обязании ЗАО «УНИСТО» выполнить работы по замене витража в натуре. Так как истица избрала иной способ защиты, в иске следует отказать. Третий судья соглашался со вторым, но предлагал не отменять решение и выносить новое об отказе в иске, а изменить решение, обязав ЗАО «УНИСТО» заменить витраж в натуре.

Прокомментируйте изложенные точки зрения. Какое решение выбрали бы Вы?


Задача 2.

Изучите Постановления Президиума ВАС №1171/98, 7045/97, 6202/97 от 06.10.1998 и проанализируйте на предмет установления тождества рассмотренные в этих делах иски. Согласно ли Вы с выводами Президиума ВАС РФ?


Задача 3.

Гражданин М. предъявил в районный суд к N-скому горно-обогатительному комбинату иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в результате аварийного сброса в местные реки ядовитых не подвергнутых очистке отходов производства.

Кто является истцом по делу? Кто будет являться взыскателем по исполнительному документу в случае удовлетворения иска? Изменится ли ответ, если М. предъявит иск о возложении на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ? К какому виду иска следует отнести данный иск?

3. Интерактивное занятие: групповая дискуссия на тему «Какой быть индивидуализации иска в современном арбитражном процессе» (по материалам постановления Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 №6-П, Информационного письма ВАС РФ №126 от 13.11.2008, постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 (п.3), статьи Кашкаровой И.Н. Индивидуализация иска в Соединенных Штатах Америки (Закон. 2010. № 4. С. 34 – 50), Шварца М.З. «Готовы ли мы к профессиональному процессу (краткий комментарий п.1 Информационного письма ВАС РФ №126 от 13.11.2008) (Арбитражные споры. 2009. №3), Постановления Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 1302/11, материалов обобщения опубликованной практики арбитражных судов по вопросам индивидуализации иска) – 2 часа.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: обобщение материалов судебной практики по указанной теме (не менее 20 дел за период 2007-2012 годов) – 6 часов.


следующая страница>


Рабочая программа учебной дисциплины «Арбитражный процесс (практикум)»

Целью изучения является формирование навыков письменного теоретического анализа судебных актов по конкретным делам, решения задач, не имеющих однозначного решения в действующем зак

784.39kb.

01 10 2014
4 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Арбитражный процесс»

Закрепление теоретических знаний о гражданском процессе на основе сопоставления и сравнения законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции с законодательс

462.17kb.

01 10 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины арбитражный процесс для студентов юридического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Арбитражный процесс» / сост. П. В. Полосков.– М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 20 с

350.43kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют

276.36kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «История стран Латинской Америки»

Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об общем и особенном в историческом развитии региона Латинской Америки с древнейших времен до наших дне

505.44kb.

12 10 2014
2 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык обучения русский

В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности

328.79kb.

17 12 2014
1 стр.