Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Арбитражный процесс (практикум)»

основной образовательной программы высшего профессионального образования

«Юриспруденция»

Язык обучения - русский

Трудоемкость - 4 зачётные единицы

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины





Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения дисциплины


Цели изучения дисциплины: дисциплина «Арбитражный процесс (практикум)» представляет собой продолжение изучения теоретических курсов, составляющих содержание магистерской программы «Гражданский процесс; арбитражный процесс» («Актуальные проблемы гражданского процессуального права», «Исполнительное производство», «Особенности рассмотрения в государственных и третейских судах гражданских дел с участием иностранных лиц (международный гражданский процесс)», «Внешнеторговые сделки и связанные с ними споры», «Особое производство и производство по делам о несостоятельности», «Проблемные вопросы гражданского и административного судопроизводства на примере отдельных категорий гражданских дел», «Нотариат», «Международный коммерческий арбитраж», «Арбитражный процесс») на основе решения проблемных казусов. Опыт подготовки магистров выявил отсутствие у них навыка применения полученных теоретических знаний при решении практических задач, отсутствие умения анализа судебных актов по конкретным делам, «прочтения» юридических текстов на предмет последующего анализа, выявления противоречий и пр. Особую проблему представляет навык письменного последовательного, непротиворечивого, с соблюдением правил формальной логики, аргументированного изложения предлагаемого решения. Сложности вызывает выявление связи материально-правовых и процессуальных вопросов, возникающих в практической деятельности судов. Целью изучения является формирование навыков письменного теоретического анализа судебных актов по конкретным делам, решения задач, не имеющих однозначного решения в действующем законодательстве, поиска аргументированного разрешения коллизий и преодоления пробелов в процессуальном и материальном праве.
Результаты изучения дисциплины: подготовка выпускника к сдаче государственного экзамена по магистерской программе, в структуре которого два задания представляют собой решение казуса и разрешение противоречия в законодательстве. Для решения данной задачи акцент в обучении сделан на формировании навыка письменного аргументированного и логичного обоснования избираемого студентом решения на основе теоретических конструкций, изученных в предыдущий период. Принимая во внимание, что предлагаемые для обсуждения задачи не имеют однозначного решения, критерием оценивания выполненной выпускником работы является структура и последовательность аргументации и всесторонность анализа поставленной проблемы.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Требуется освоение дисциплины "Гражданский процесс", "Арбитражный процесс»", "Исполнительное производство", "Нотариат".

1.3. Перечень формируемых компетенций


1.3.1. Общие компетенции

Выпускник Университета с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими общими компетенциями:




Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ОКМ-1

способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОКМ-2

готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОКМ-3

способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОКМ-4

готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях

ОКМ-5

готов работать с текстами профессиональной направленности на русском и английском языках


1.3.2. Требования к результатам освоения образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки

Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы магистратуры по направлению подготовки:




Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ПК-1

знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере

ПК-2

знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе

ПК-3

знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и её значение в механизме (системе) правового регулирования

ПК-4

знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере

ПК-5

знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов

ПК-6

знает методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности

ПК-7

знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки

ПК-8

умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики

ПК-9

умеет аргументировать принятие решения, в том числе с учётом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений

ПК-10

умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений

ПК-14

владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:



1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- методологию получения юридических знаний;

- философские основы формирования представлений о правовой действительности;

- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра.

1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

- объяснить действие норм права их адресатам;

– проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- составления экспертных заключений;

- осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий;

– изучения правовой действительности с помощью научной методологии;

- консультирования граждан по правовым вопросам.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине
Для повышения качества освоения дисциплины, формирования и развития знаний, умений и навыков обучающихся, отвечающих требованиям компетенций соответствующей профессиональной деятельности, используются следующие формы учебной работы:

во-первых, занятия лекционного типа (классические лекции) - 0 часов;

во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий - 16 часов;

в-третьих, аудиторной учебной работы в иных интерактивных формах – 16 часов;

в-четвертых, всего аудиторных занятий – 32 часа;

в-пятых, самостоятельная внеаудиторная учебная работа студентов под руководством преподавателя – 62 часа.



1.6. Организация учебных занятий




Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код моду-ля в сос-таве дис-цип-лины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

Лекции

Семинары

Консультации

Практические занятия в интерактивной форме

Лабораторные
работы

Контрольные
работы

Коллоквиумы

Текущий контроль

Промежуточная
аттестация

Под руководством
преподавателя

В присутствии
преподавателя

В т.ч. с использованием методических материалов

Текущий контроль

Промежуточная
аттестация







Очная форма обучения:

магистерская программа «Гражданский процесс; арбитражный процесс»

 С 2

0

часов

16

часов

2 часа

16

часов

часов

часов

часов

часов

2 часов

62

Часа

часов

часов

часов

2 часа

16 часов

4

зачётных
единицы


25

студентов

25

студентов

25 студентов

25

студентов

студентов

студентов

студентов

Студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

25 студентов

ИТОГО:

0

часов

16

часов

2

часа

16

часов

часов

часов

часов

часов

2

Часа

62

Часа

часов

часов

часов

2

часа

16часов

4

зачётных
единицы



Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки


текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

Очная форма обучения:

магистерская программа «Гражданский процесс; арбитражный процесс»

 С 2

Экзамен 

до 29 июня

 Аттестация

 25 мая






1.7. Структура и содержание учебной дисциплины

Курс представляет собой проведение семинарских занятий (16 часов), на которых осуществляется решение задач, и групповых дискуссий (16 часов) по вопросам, поставленным в предложенных для решения казусах. Подготовка к решению каждой задачи, осуществляемая студентом самостоятельно, требует анализа ее условий, во-первых, с точки зрения применимого материального права, во-вторых, с точки зрения правовых позиций Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанных по проблематике, изложенной в задаче, в-третьих, с точки зрения подходов, высказанных в опубликованной судебной и судебно-арбитражной практике последних двух лет по проблеме, поставленной в задаче. Кроме того, решение каждой задачи требует обращения к доктринальным источникам по соответствующей проблеме (высказанные в науке взгляд должны быть приведены в решении). Соответственно, общий объем самостоятельной работы студента составляет 62 часа.

На решение отводится один час (60 мин) (формат подготовки определен порядком проведения государственного экзамена, продолжительность которого при трех заданиях составляет 3 часа, и имеет целью выработки навыка решения задачи в условиях, в которых проходит государственный экзамен). Оставшиеся 30 минут посвящаются коллективному обсуждению и поиску правильного решения, оценке выдвинутых аргументов, объяснению того, как должен быть структурирован ответ. Письменное решение каждого студента отдельно проверяется преподавателем и выдается с замечаниями относительно структуры, последовательности, правильности и полноты ответа.
Задания к семинарским занятиям и групповым дискуссиям.
Задача 1.

При рассмотрении иска о расторжении брака и разделе супружеского имущества Иванова Петра к Ивановой Марье стороны не сообщили суду о том, что ими при вступлении в брак был подписан брачный договор, по условиям которого все недвижимое имущество, приобретенное в период брака, принадлежит тому супругу, на имя которого оно зарегистрировано.

Иванова Марья, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не принимала участия в судебном разбирательстве, т.к. уехала с сожителем отдыхать на курорт. Дело в ее интересах вел адвокат, которому она о существовании брачного договора не сообщила, дав инструкции обеспечить, «чтобы все было по закону».

Суд произвел раздел имущества на основе правил о законном режиме имущества супругов.

Подавая кассационную жалобу на решение суда, Иванова Марья ходатайствовала о приобщении и исследовании брачного договора. На вопрос судьи, каковы причины непредставления этого доказательства суду первой инстанции, Иванова Марья сказала, что она не предполагала, что ее муж «может поступить так низко» и воспользоваться ее отсутствием в судебном заседании, чтобы «нарушить брачный договор».

Иванов Петр возражал против приобщения дополнительно представленного доказательства, указывая, что ответчицей не доказаны уважительные причины, в силу которых это доказательство не было представлено в суд первой инстанции.

Мнения судей кассационной инстанции по вопросу об удовлетворении ходатайства разделились.

Первый полагал, что брачный договор вообще нельзя считать доказательством в обычном смысле, ибо он является правоустанавливающим документом. На подобные документы нельзя распространять состязательный режим представления доказательств; если такое «доказательство» отсутствует в материалах дела, решение суда автоматически становится незаконным и подлежит отмене, независимо от того, в силу каких причин стороны не предоставили его суду.

Второй не согласился с первым и указывал, что деление материалов дела на две части – подчиненные состязательному режиму и не подчиненные ему – не основано на законе. Независимо от значения доказательства, если уважительные причины его непредставления суду первой инстанции отсутствуют, нет оснований для принятия его судом второй инстанции. Непредставление брачного договора суду означает, что стороны расторгли его «в форме непредставления суду» и по умолчанию, «конклюдентными процессуальными действиями», изменили режим общего имущества с договорного на законный. «По другому данную ситуацию оценивать невозможно, - отметил он, - особенно если представить себе, что ни одна из сторон так и не сослалась бы на брачный договор ни в одной из инстанций, и решение вступило бы в силу».

Третий не согласился с этими точками зрения и указал, что раздел имущества вопреки условиям брачного договора не может являться законным, ибо представляет собой вынесение решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно кредиторов истца и ответчика. При этом он сослался на ст.46 Семейного кодекса. Кредиторы в своих отношениях со сторонами спора исходили из содержания брачного договора, и решение суда, которым имущество разделено по правилам о законном режиме имущества супругов, лишает их того, на что они рассчитывали, вступая в имущественные отношения с супругами. Таким образом, имеет место безусловное основание к отмене решения, суд кассационной инстанции обязан передать дело на новое рассмотрение.

Частично соглашаясь с мнение третьего судьи, первый отметил, что можно было бы обойтись без передачи дела на новое рассмотрение, следует принять брачный договор в материалы дела и вынести новое решение непосредственно суду кассационной инстанции.


следующая страница>


Рабочая программа учебной дисциплины «Арбитражный процесс (практикум)»

Целью изучения является формирование навыков письменного теоретического анализа судебных актов по конкретным делам, решения задач, не имеющих однозначного решения в действующем зак

784.39kb.

01 10 2014
4 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Арбитражный процесс»

Закрепление теоретических знаний о гражданском процессе на основе сопоставления и сравнения законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции с законодательс

462.17kb.

01 10 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины арбитражный процесс для студентов юридического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Арбитражный процесс» / сост. П. В. Полосков.– М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 20 с

350.43kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют

276.36kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Практикум по дисциплине уголовный процесс россии таганрог 2007 ббк 67. 411. я7 К 84 Крупницкая В. И

Охватывает все изучаемые темы учебной дисциплины «Уголовный процесс», дает представление о нормативной базе и необходимой для подготовки к практическим занятиям литературе

1232.21kb.

17 12 2014
15 стр.


Рабочая программа дисциплины «коммуникативный практикум»
532.73kb.

27 09 2014
3 стр.