Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Тема № 8 . Педагогика пожилого возраста и старости (от 50 до 70лет и далее).

Лекционное занятие.

8.1. Педагогика пожилого возраста.

- Физиолого - психолого-педагогическая характеристика.

Физиологическая: начало процесса увядания, функциональные нарушения органов и тка­ней, климакс, изменения во внешнем виде, ослабление памяти.

Психологическая: повышенная чувствительность, раздражительность, несдержанность, обидчивость, плаксивость, расторможенность, возможны состояния аффекта, нарушения психики; ослабление мыслительной функции при стремлении к синтезу и обобщению. Педагогическая: некоторые трудности при желании самостоятельно удовлетворять духовные, познавательные, материальные потребности. Ограничена юридическая дееспособность. Желание и способность передать опыт. Качества личности: добро­та, забота, тревога, ответственность, назидательность, болтливость, критиканство, хвастливость, обидчивость, скупость.

- Социальное окружение: ближайшее социальное окружение; сфера бывшей и воз­
можно новой работы, семья, двор, садовый участок, медицинские учреждения,
культовые заведения, Клубы по интересам, церкви.

Виды деятельности: производительный труд на прежнем месте или на должности настав­ника, труд как средство выживания в целях получения пенсии, экономической независи­мости, сохранения жизненного тонуса, общественно-полезная деятельность, благодеяния, опека, помощь внукам и детям, творчество, садоводство, передача опыта, самооздоровле­ние.



  • Потребность во внимании государства и общества, в востребованности как специалиста,
    в реализации давней нереализованной мечты, досуговой реализации, в заботе со стороны
    близких и родных, в сохранении здоровья и материального благополучия.

  • Ведущая идея жизни: стабилизация, осмысление , подведение итогов пройденного жиз­
    ненного пути, реализация упущенных возможностей, жизнь во имя жизни, во имя детей.

  • Духовные водители; взрослые дети, соседи, врачи, бывшие коллеги, духовенство.

- Доминирующие направления педагогической деятельности, технологии.

1. Сохранить возможность участия в производственной и общественной жизни с уче­том возможностей возраста и здоровья. Особый режим работы (сокращенный рабочий день).

2.Создать условия для передачи опыта молодым специалистам. Возможность проведения консультаций, бесед.

3.Помочь адаптироваться к новым социальным условиям жизни на пенсии: смена деятельности, реализация желаний, осмысление пройденного пути. Поддержка со стороны детей, консультации психологов, социальная помощь.

4.Консультации по вопросам общения с молодежью, сохранения отношений с вну­ками Учителя, родители.

5.Психолого-педагогическая поддержка при утрате родных и близких. Психологическая помощь.

6.Указание путей оздоровления. Обзор и обмен информацией. Общение с природой.

7.Решение проблем бытовых и духовных.


8.2. Педагогика Старости (от75 лет).

- Физиолого-психолого-педагогические особенности.

Физиологическая: постепенное ослабление физиологических процессов, наличие болезней, увядание физического тела.

Психологическая: изменения в психике, ослабление мыслительной функции, от­каз от различных видов деятельности, отказ от творческой деятельности. Педагогическая: ограничены возможности в самостоятельном удовлетворении духовных, материальных и физических потребностей, юридическая грамотность, но не дееспособ­ность, проявление негативных качеств личности и проявление мудрости, спокойствия.

- Ближайшее социальное окружение: семья, психологическая служба, соседи: дом, двор; больница, бывшая работа, церковь.


  • Основные виды деятельности: созерцание, самоанализ, погружение в себя, отрешение от
    общественной и производственной жизни, самолечение, устная передача знаний и опыта,
    воспоминания.

  • Потребность во внимании, в понимании, в заботе, в признании прошлых заслуг, в мате­
    риальном благополучии.

  • Ведущие идеи жизни; адаптивное (продуктивное) старение, покаяние, созерцание, жизнь
    в ожидании, в подготовке к « Великому переходу»

  • Духовные наставники: взрослые дети и внуки, врачи, соседи, бывшие коллеги по работе,
    друзья, служители церкви, Бог.

Педагог и психолог как представители службы психолого-педагогической поддержки пожилого человека.

- Доминирующие направления педагогической деятельности и технологии

1. Духовная поддержка. Создание условий для душевного спокойствия, снятия чувст­
ва страха перед грядущим .

Обращение к высшим силам, исповеди, беседы с родными, друзьями, воспоминания.



  1. Материальная поддержка . Оказание социальной помощи на дому, субсидии, ма­
    териальная помощь, сохранение память о былых заслугах.

  2. Энергетическая поддержка. Общение с природой, прием лекарств, витаминов, не­
    традиционные приемы оздоровления, энергетическая подпитка при общении с людьми.

  3. Психологическая поддержка-снятие страха смерти .Объяснение, внушение, успо­
    коение.

4. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности.



Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной форм обучения:

  • «Педагогика пренатального и перинатального детства»,

  • «Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве»,

  • «Психолого-педагогические доминанты развития младших школьников»,
    -«Предупреждение негативных привычек и патологических влечений у подростков»,
    -«Сопровождение юношей в их поиске смысла жизни - в определении своей миссии»,

  • «Особенности студенческого возраста»,
    -«Важнейшие сферы активности взрослого человека»,
    -«Адаптивное (продуктивное) старение».

-«Инновационные образовательные технологии в работе с представителями разных воз­растов».

Материалы для промежуточной аттестации:

- Текущий контроль за ведением конспектов лекций, за заполнением таблицы: «Структур­


но-содержательная модель духовно-нравственного становления человека на каждом этапе
возрастного развития», разработанная автором («Возрастная педагогика: Методические
рекомендации.»), за самостоятельным изучением тем, за участием студентов в микропре­
подавании, за работой на семинарах.

-Зачет или экзамен проводится в форме защиты творческого задания, суть которого сво­дится к следующему: сформулировать проблему, актуальную для какого либо возраста, и проанализировать ее с позиций четырех «П»: проявление, причины возникновения, спосо­бы преодаления, профилактика.



  • Перечень тестов. При аттестации использовались тесты, разработанные Днепровым С.А..
    («Пособие по автодидактике к курсу возрастной педагогики»), содержащие задания соот­
    ветствующие материалам учебного пособия Белкина А.С. («Основы возрастной педагоги­
    ки»).

  • Спецкурс не предусматривает контрольные работы, рефераты, курсовые работы, выпуск­
    ные квалификационные работы.

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- ключевые понятия курса,

-особенности каждого возрастного периода,

-традиционные и инновационные технологии педагогической деятельности,

-осознать роль духовно-нравственного воспитания человека в процессе его становления.



Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

-применять технологии, отдельные методы и приемы на практике с учетом возрастных особенностей,

-уметь распознавать явления действительности и оценивать их по духовно-нравственному критерию,

-проектировать персональные траектории развития и способы взаимодействия в целях ду­ховно-нравственного возрождения человека на каждом возрастном этапе, -на основе знаний возрастной педагогики познать себя как представителя определенной возрастной группы, спрогнозировать свою миссию на земле как человека и профессиона­ла,

-определить пути самосовершенствования как человека и педагога-носителя духовно-нравственного начала.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины.

Рекомендуемая литература.

  1. Белкин, А.С. Возрастная педагогика [Текст] /А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ,200. с.15 экземпляров.

  2. Возрастная педагогика [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. И.Д. Возженикова- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 1999. - 20с.. 5 экземпляров.

3. Дженкинс, Пеги Дж Воспитание духовности у детей. Руководство для занятых родителе [Текст] / Пеги Дж Дженкинс. - М.: ООО Издательский дом «София», 2005. - 224с.1 экземпляр.

  1. Днепров, С.А. Пособие по автодидактике к курсу возрастной педагогики [Текст] /С.А.Днепров._-Екатеринбург: 1994.-34с .экземпляров.

  2. Ливехуд, Бернард. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью [Текст] / Бернард Ливехуд. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.экземпляров.

  1. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под. ред. М. Геркусова. - Спб.:прайм - Еврознак, 2001. - 656с.1 экземпляр.

  2. Сикирич Е. Философия возраста: загадочные циклы в жизни человека [Текст] / Е. Сикирич // Человек без границ. - 2006. - № 1(2). - С.4 - 22.2 экземпляра

  3. Штейнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки [Текст] / Пер. с нем.Р.Штейнер. - М: Парсифаль, 1993. -40с.экземпляр.

7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины.

При изучении данной дисциплины были использованы: -учебно-наглядные пособия:

1. таблицы, схемы, чертежи, наглядно представляющие и систематизирующие содержание теоретического материала.

Структурно-содержательная модель духовно-нравственного воспитания человека на каждом этапе его возрастного развития. (Таблица) Факторы, воздействующие на формирова­ние человека. (Схема) «Внимание, поступок!» (Плакат);.

2. видеокассеты с фильмами (медицинские, педагогические, эзотерические), раскрывающие развитие и поведение человека в различные возрастные периоды: «Преодоление вредных привычек». (Борьба с курением, с наркоманией), «Животное под названием Человек» (научно-популярный фильм. Англия. 1995). «Диагностика судьбы» (запись выступление С.Н.Лазарева) и т.д.;

3. репродукции с картин великих художников, воспевающих материнство, состояни-ия вдохновения и творчества, портреты великих педагогов, мыслителей, философов, жанровые картины, посвященные детству);


  1. реквизит для тренингов и игр.

  2. оборудование для организации выставок книг и творческих работ студентов.

Методические рекомендации к курсу «Возрастная педагогика»- прилагаются.

8. Сведенья об авторе программы:

Возженикова Ирина Даудовна

Кандидат педагогических наук

Доцент

Доцент кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий.



.

Рабочий тел. 336-14-13



19

<предыдущая страница


Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная педагогика» Для специальности «050201 Математика»

По циклу опд – общепрофессиональные дисциплины, национально-региональный (вузовский) компонент

418.96kb.

09 09 2014
3 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория функций комплексного переменного» для специальности «050201. 65 Математика»
153.26kb.

05 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Лечебное дело
288.1kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине Страноведение для специальности

Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000

346.63kb.

09 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности 030302 "Клиническая психология"
342.47kb.

09 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Полные съемные протезы» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая»
161.94kb.

14 09 2014
1 стр.