Тема № 8 . Педагогика пожилого возраста и старости (от 50 до 70лет и далее).
Лекционное занятие.
8.1. Педагогика пожилого возраста.
- Физиолого - психолого-педагогическая характеристика.
Физиологическая: начало процесса увядания, функциональные нарушения органов и тканей, климакс, изменения во внешнем виде, ослабление памяти.
Психологическая: повышенная чувствительность, раздражительность, несдержанность, обидчивость, плаксивость, расторможенность, возможны состояния аффекта, нарушения психики; ослабление мыслительной функции при стремлении к синтезу и обобщению. Педагогическая: некоторые трудности при желании самостоятельно удовлетворять духовные, познавательные, материальные потребности. Ограничена юридическая дееспособность. Желание и способность передать опыт. Качества личности: доброта, забота, тревога, ответственность, назидательность, болтливость, критиканство, хвастливость, обидчивость, скупость.
- Социальное окружение: ближайшее социальное окружение; сфера бывшей и воз
можно новой работы, семья, двор, садовый участок, медицинские учреждения,
культовые заведения, Клубы по интересам, церкви.
Виды деятельности: производительный труд на прежнем месте или на должности наставника, труд как средство выживания в целях получения пенсии, экономической независимости, сохранения жизненного тонуса, общественно-полезная деятельность, благодеяния, опека, помощь внукам и детям, творчество, садоводство, передача опыта, самооздоровление.
-
Потребность во внимании государства и общества, в востребованности как специалиста,
в реализации давней нереализованной мечты, досуговой реализации, в заботе со стороны
близких и родных, в сохранении здоровья и материального благополучия.
-
Ведущая идея жизни: стабилизация, осмысление , подведение итогов пройденного жиз
ненного пути, реализация упущенных возможностей, жизнь во имя жизни, во имя детей.
-
Духовные водители; взрослые дети, соседи, врачи, бывшие коллеги, духовенство.
- Доминирующие направления педагогической деятельности, технологии.
1. Сохранить возможность участия в производственной и общественной жизни с учетом возможностей возраста и здоровья. Особый режим работы (сокращенный рабочий день).
2.Создать условия для передачи опыта молодым специалистам. Возможность проведения консультаций, бесед.
3.Помочь адаптироваться к новым социальным условиям жизни на пенсии: смена деятельности, реализация желаний, осмысление пройденного пути. Поддержка со стороны детей, консультации психологов, социальная помощь.
4.Консультации по вопросам общения с молодежью, сохранения отношений с внуками Учителя, родители.
5.Психолого-педагогическая поддержка при утрате родных и близких. Психологическая помощь.
6.Указание путей оздоровления. Обзор и обмен информацией. Общение с природой.
7.Решение проблем бытовых и духовных.
8.2. Педагогика Старости (от75 лет).
- Физиолого-психолого-педагогические особенности.
Физиологическая: постепенное ослабление физиологических процессов, наличие болезней, увядание физического тела.
Психологическая: изменения в психике, ослабление мыслительной функции, отказ от различных видов деятельности, отказ от творческой деятельности. Педагогическая: ограничены возможности в самостоятельном удовлетворении духовных, материальных и физических потребностей, юридическая грамотность, но не дееспособность, проявление негативных качеств личности и проявление мудрости, спокойствия.
- Ближайшее социальное окружение: семья, психологическая служба, соседи: дом, двор; больница, бывшая работа, церковь.
-
Основные виды деятельности: созерцание, самоанализ, погружение в себя, отрешение от
общественной и производственной жизни, самолечение, устная передача знаний и опыта,
воспоминания.
-
Потребность во внимании, в понимании, в заботе, в признании прошлых заслуг, в мате
риальном благополучии.
-
Ведущие идеи жизни; адаптивное (продуктивное) старение, покаяние, созерцание, жизнь
в ожидании, в подготовке к « Великому переходу»
-
Духовные наставники: взрослые дети и внуки, врачи, соседи, бывшие коллеги по работе,
друзья, служители церкви, Бог.
Педагог и психолог как представители службы психолого-педагогической поддержки пожилого человека.
- Доминирующие направления педагогической деятельности и технологии
1. Духовная поддержка. Создание условий для душевного спокойствия, снятия чувст
ва страха перед грядущим .
Обращение к высшим силам, исповеди, беседы с родными, друзьями, воспоминания.
-
Материальная поддержка . Оказание социальной помощи на дому, субсидии, ма
териальная помощь, сохранение память о былых заслугах.
-
Энергетическая поддержка. Общение с природой, прием лекарств, витаминов, не
традиционные приемы оздоровления, энергетическая подпитка при общении с людьми.
-
Психологическая поддержка-снятие страха смерти .Объяснение, внушение, успо
коение.
4. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной форм обучения:
-
«Педагогика пренатального и перинатального детства»,
-
«Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве»,
-
«Психолого-педагогические доминанты развития младших школьников»,
-«Предупреждение негативных привычек и патологических влечений у подростков»,
-«Сопровождение юношей в их поиске смысла жизни - в определении своей миссии»,
-
«Особенности студенческого возраста»,
-«Важнейшие сферы активности взрослого человека»,
-«Адаптивное (продуктивное) старение».
-«Инновационные образовательные технологии в работе с представителями разных возрастов».
Материалы для промежуточной аттестации:
- Текущий контроль за ведением конспектов лекций, за заполнением таблицы: «Структур
но-содержательная модель духовно-нравственного становления человека на каждом этапе
возрастного развития», разработанная автором («Возрастная педагогика: Методические
рекомендации.»), за самостоятельным изучением тем, за участием студентов в микропре
подавании, за работой на семинарах.
-Зачет или экзамен проводится в форме защиты творческого задания, суть которого сводится к следующему: сформулировать проблему, актуальную для какого либо возраста, и проанализировать ее с позиций четырех «П»: проявление, причины возникновения, способы преодаления, профилактика.
-
Перечень тестов. При аттестации использовались тесты, разработанные Днепровым С.А..
(«Пособие по автодидактике к курсу возрастной педагогики»), содержащие задания соот
ветствующие материалам учебного пособия Белкина А.С. («Основы возрастной педагоги
ки»).
-
Спецкурс не предусматривает контрольные работы, рефераты, курсовые работы, выпуск
ные квалификационные работы.
5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- ключевые понятия курса,
-особенности каждого возрастного периода,
-традиционные и инновационные технологии педагогической деятельности,
-осознать роль духовно-нравственного воспитания человека в процессе его становления.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
-применять технологии, отдельные методы и приемы на практике с учетом возрастных особенностей,
-уметь распознавать явления действительности и оценивать их по духовно-нравственному критерию,
-проектировать персональные траектории развития и способы взаимодействия в целях духовно-нравственного возрождения человека на каждом возрастном этапе, -на основе знаний возрастной педагогики познать себя как представителя определенной возрастной группы, спрогнозировать свою миссию на земле как человека и профессионала,
-определить пути самосовершенствования как человека и педагога-носителя духовно-нравственного начала.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины.
Рекомендуемая литература.
-
Белкин, А.С. Возрастная педагогика [Текст] /А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ,200. с.15 экземпляров.
-
Возрастная педагогика [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. И.Д. Возженикова- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 1999. - 20с.. 5 экземпляров.
3. Дженкинс, Пеги Дж Воспитание духовности у детей. Руководство для занятых родителе [Текст] / Пеги Дж Дженкинс. - М.: ООО Издательский дом «София», 2005. - 224с.1 экземпляр.
-
Днепров, С.А. Пособие по автодидактике к курсу возрастной педагогики [Текст] /С.А.Днепров._-Екатеринбург: 1994.-34с .экземпляров.
-
Ливехуд, Бернард. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью [Текст] / Бернард Ливехуд. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.экземпляров.
-
Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под. ред. М. Геркусова. - Спб.:прайм - Еврознак, 2001. - 656с.1 экземпляр.
-
Сикирич Е. Философия возраста: загадочные циклы в жизни человека [Текст] / Е. Сикирич // Человек без границ. - 2006. - № 1(2). - С.4 - 22.2 экземпляра
-
Штейнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки [Текст] / Пер. с нем.Р.Штейнер. - М: Парсифаль, 1993. -40с.экземпляр.
7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины.
При изучении данной дисциплины были использованы: -учебно-наглядные пособия:
1. таблицы, схемы, чертежи, наглядно представляющие и систематизирующие содержание теоретического материала.
Структурно-содержательная модель духовно-нравственного воспитания человека на каждом этапе его возрастного развития. (Таблица) Факторы, воздействующие на формирование человека. (Схема) «Внимание, поступок!» (Плакат);.
2. видеокассеты с фильмами (медицинские, педагогические, эзотерические), раскрывающие развитие и поведение человека в различные возрастные периоды: «Преодоление вредных привычек». (Борьба с курением, с наркоманией), «Животное под названием Человек» (научно-популярный фильм. Англия. 1995). «Диагностика судьбы» (запись выступление С.Н.Лазарева) и т.д.;
3. репродукции с картин великих художников, воспевающих материнство, состояни-ия вдохновения и творчества, портреты великих педагогов, мыслителей, философов, жанровые картины, посвященные детству);
-
реквизит для тренингов и игр.
-
оборудование для организации выставок книг и творческих работ студентов.
Методические рекомендации к курсу «Возрастная педагогика»- прилагаются.
8. Сведенья об авторе программы:
Возженикова Ирина Даудовна
Кандидат педагогических наук
Доцент
Доцент кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий.
.
Рабочий тел. 336-14-13
19
<предыдущая страница