Перейти на главную страницу
- Физиолого-психолого-педагогическая характеристика возраста.
Физиологическая : координальные изменения на пути к биологической зрелости, особенности взаимосвязи эндокринной системы с нервной, повышенная чувствительность к патогенным влияниям.
Психологическая: определяющий фактор возрастного развития - переход от эмоционального к инстинктивно-рациональному освоению мира. Завершение формирования эмоционального (астрального) плана и начало формирования мыслительного (ментального) плана человека. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, утомляемость, уховное новообразование в 14 лет (освобождение астрала ребенка от астрала матери). Физическая и эмоциональная свобода, самостоятельность. Появление способности к абстрактному мышлению, к рассуждению при сохранении конкретно-образного мышления, фантазии, воображения.
Педагогическая: доминирующая роль семьи в удовлетворении моральных и материальных потребностей, школы - в удовлетворении познавательных потребностей при активном участии самого подростка. Стремление к взрослости.
- Ближайшее социальное окружение: школа, друзья, дом, семья, внешкольные
- Виды деятельности: самостоятельность в выборе видов деятельности, способствующих
Формы и методы. Личный пример взрослых и сверстников. Убеждение. Внушение. Переключение. Просвещение (беседы, диспуты, учебные фильмы). Пропаганда здорового образа жизни. Способы компенсации - рационализация, сублимация, творчество, фантазия. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Включение в жизнь коллектива. Обращение к церкви.
3 Развитие нравственных качеств личности, нравственного поведения, предупреждение асоциального поведения. Представление о понятиях: личные и общественные ценности, духовное и материальное, мнимая и истинная взрослость. Решение проблемы ранней сексуальности.
Мораль и право. Норма. Моральные и правовые нормы. Поведение и поступок. Формирование ценностного отношения к нормам морали и права, готовности поступать в соответствие с их требованиями.
Формы и методы. Нравственное и правовое просвещение. Технология оценки поступка с позиций нравственных ориентиров - "Внимание, поступок!". Приемы поддержания положительных ролей: «Сильный», «Смелый», «Умный», «Активный», «Милосердный», «Справедливый» и т.д. Приемы решения сложных педагогический ситуаций: «Бумеранг», «Гротеск», «Гипертрофия», Ситуация успеха: «Спасибо за поддержку».
Формы и методы предупреждения асоциального поведения, алкоголизма, наркомании: консультации врачей, психологов, представителей охраны порядка, юристов, просмотр учебных и документальных фильмов; обсуждение публицистических произведений из газет и журналов. Служба психолого-педагогической поддержки подростков.
4. Решение проблем общения подростков со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками. Общение как самостоятельный вид деятельности. Содержание общения, законы общения, культура общения. Типы общения.
Формы и методы. Личный пример учителя с учениками. Организация общения в классном коллективе. Приемы: «Бумеранг», «Примите подарок», «Примите мои поздравления», «Примите наше восхищение», «Я вам пишу...», «Я вам верю».Способы влияния на общественное мнение подростков: «Нейтральная информация», «Обнаженная позиция», «Консенсус», «Отсрочка». Прием установления контакта с родителями: «Поговорите со мною...».
Предупреждение и преодоление стремлений подростков к патологическим привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании). Педагогические технологии, методы, приемы спасения духовно-нравственного облика человека. Анализ проблемы по методике (четыре «П»- проявление, причина, преодоление, профилактика).
Педагогическая: усиление роли семьи в самоопределении на будущее, сохранение её роли в удовлетворении материальных и эмоционально-комфортных потребностей; сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей; возрастание способностей и возможностей ребенка самостоятельно удовлетворять духовные и материальные потребности. Юридическая дееспособность, ответственность за свои действия. Полноправный гражданин страны.
Формы и методы. Политическое, экономическое, экологическое просвещение (лекции, беседы, диспуты, встречи с политологами, экономистами, экологами). Просмотр и обсуждение телевизионных программ. Чтение публицистической литературы. Анализ, обобщение, убеждение. Организация общественно-ценностной деятельности. Участие в общественных движениях. Приемы: «Третейский суд», «Позиция», «Педагогическое внушение», диспуты: «Секта и школа», «Тайна происхождения Человека», деловые игры, «Мозговой штурм».
2. Формирование качеств личности гражданина России. Понятие о "принципе".
Принципы патриотизма, национализма, интернационализма, гражданственности, со
борности - коллективизма, порядочности, гуманизма, оптимизма, вера в то, что мир не
только добр, красив, но и разумен.
Понятия: «любовь», «брак», «семья». Взаимоотношения между полами. Понятия: «мать», «отец», «бабушка», «дедушка». Взаимоотношения между «отцами и детьми». Нравственное разрешение конфликтов.
Понятия: «мораль», «нравственность», «этика», «закон», «право». Безнравственность и преступление. Формирование негативного отношения к дурным привычкам, к противозаконным действиям.
Поиск смысла жизни. Помощь в преодолении возникших проблем.
Формы и методы: служба психологической поддержки, консультации гинекологов, психологов, юристов, «бывалых людей» . «Исповедание», «Проповедь». Применение технологии анализа сложных жизненных ситуаций на практике.
3. Помощь в самоопределении. Профдиагностика, Профориентация.
Формы и методы. Профессиональное просвещение. Тестирование. Экскурсии на производство. Посещение «Дней открытых дверей» в профессиональных учебных заведениях. Подготовительные курсы при различных учебных заведениях. Обучение в профильных классах.
6. Ведущие технологии: самоопределение, самообразование, самовоспитания, само-диагностика.
7. Способы коррекции самооценки старшеклассников. Нерешенные проблемы возраста, пути их решения. Прогнозирование дальнейшего развития.
Практическое занятие.
Проблема взаимоотношений юношей с родителями Суть проблемы «Отцы и дети». Причины непонимания. Типы взаимоотношений юношей с родителями: «Советчики», «Друзья», «Партнеры», «Неблагодарные дети». Пути решения проблемы, педагогические условия, предупреждающие конфликты. Методы и приемы: Осознание мисси родительства, покаяние, уважение, «Договор», «Исповедь», взаимопомощь, эмансипация от родителей как «репетиция» самостоятельной жизни.
Педагогические технологии, методы, приемы: микропреподавание, упражнение на саморегуляцию, чтение и анализ отрывков из художественных произведений, анализ педагогических ситуаций.
Тема № 6 Педагогика молодости (от 21 до 28 лет). Лекционное занятие.
-Физиолого-психолого-педагогическая характеристика.
Физиологическая: установление соматотипа, прекращение роста физического тела, функциональная гармонизация и взаимосвязь всех органов, готовность к воспроизводству. Психологическая: развитие интеллекта, способность к сложным логическим мыслительным операциям (синтез, анализ, установление причинно-следственных связей, абстрагирование, обобщение); относительная сбалансированность эмоционально-чувственной сферы, эмоциональная зависимость от социума и удовлетворения личных потребностей. Педагогическая: способность самостоятельно удовлетворять духовные, познавательные и, не всегда, материальные потребности. Жизнь в социуме: государство и общество, высшие и средние профессиональные учебные заведения, сфера производства, учреждения культуры и отдыха, личная семья.
- Доминирующие направления педагогической деятельности, диагностики и тех
1 .Психолого-педагогическая поддержка в период адаптации к новым условиям жизни, в сохранении веры в успех и удачу, в предупреждении асоциального поведения (беседы, упражнения по саморегуляции).
2.Указание путей накопления интеллектуального потенциала, расширение сознания, практического освоения профессией, поиска нравственных ориентиров. Профессиональное обучение.Самопросвещение.
3.Поощрение таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, оперативность, честность. Неодобрение цинизма, нахальства, обмана, предательства. Просвещение: знакомство с Высшими законами Вселенной- с законами духовности.
4.Консультации по вопросам воспитания малолетних детей, ценностного отношения
к ребенку, создания нравственной атмосферы в семье, установления нравственных взаимоотношений, взаимопонимания, взаимоуважения между супругами, родителями и детьми. Просвещение. Метод решения педагогических задач.
5. Практическая помощь в трудоустройстве, в организации быта, в создании семьи, Диагностика психолого-педагогических условий молодой семьи, психологической совместимости членов семьи, степени соответствия занимаемому месту в социуме. Программирование и планирование дальнейших действий. Помощь государства. Психологическая служба.
Практическое занятие
Становление мировоззрения в молодом возрасте, как ведущая проблема на пути нравственности и духовности. Продолжить фразу: «Мне 20 лет и я не понимаю...» (беседа, анкетирование, деловая игра).
Стадии развития человека в зрелом возрасте: ранняя зрелость (от 28 до 35лет), средняя зрелость (от 35 до 42лет), поздняя зрелость (от 42 до 49лет).
- Физиолого-психолого-педагогическая характеристика возраста:
Психологическая: состояние уверенности, комфортности, устойчивости и в то же время волнения, ожидания; развитие интуиции, способности к предвидению. Педагогическая: способность самостоятельно удовлетворять свои потребности. Юридическая грамотность и дееспособность. Возраст интеллектуального и интуитивного поиска, открытий, смелых решений, пожертвований, мобилизации воли в преодолении производственных и семейных проблем.
1. Указание путей профессионального, творческого развития, самосовершенствования, самовоспитания, продвижения по карьерной лестнице. Повышение квалификации. Прграммирование, планирование дальнейших действий.2. Консультации по вопросам воспитания подростков, разрешения кон
Лектории и тренинги для родителей.
3. Советы по проблемам брачных, супружеских взаимоотношений, кризисов се
мейной жизни, преодоления негативных привычек, организация здорового образа жиз
ни.
Государственные программы по укреплению семьи.
4. Утверждение нравственных качеств личности: целеустремленность, решитель
ность, воля, выдержка, ориентация на высокие нравственные ценности, Осуждение не
порядочности, лжи, клеветы, предательства. Расплата за ошибки, совершенные по отно
шению к природе, людям, себе.
Консультации представителей духовенства. Методы: просвещение, технологии снятия стрессов, витагенный способ решения проблем, ребефинг, саморегуляция, медитативные упражнения, технология выявления причинно-следственных связей. Психолого-педагогический консилиум.
7.2. Педагогика возраста средней зрелости (от 35 до 42 лет).
- Физиолого-психолого-педагогическая характеристика.
Физиологическая : работа органов в экстремальном режиме, с полной нагрузкой. Психологическая: максимальное раскрытие эмоционального, интеллектуального потенциала; чувства уверенности, убежденности, ответственности.
Педагогическая : стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Самостоятельность в решении духовных, познавательных задач, материальных потребностей своих личных и своей семьи, ответственность за будущее детей, забота о престарелых родителях, ответственность за коллег по работе.
-Духовные водители: авторитетов нет, сам себе учитель и воспитатель, принятие советов от друзей и коллег.
- Ведущие идеи жизни: высшее напряжение в достижении максимального благополучия
1. Создание условий для полного раскрытия потенциальных возможностей, практи
Предоставить свободу творчества, самореализации.
2. Консультации по вопросам воспитания детей в юношеском возрасте, их проф
ориентации; решения конфликтов между отцами и детьми, создании для юношей си
туации успеха.
Родительские собрания, консультации психологов, самостоятельный педагогический
поиск родителей.
3. Советы по организации здорового образа жизни и предупреждения преждевременных заболеваний. Создание условий для оздоровления. Оформления мест для продуктивного отдыха и поддержания здоровья. Просвещение.
4. Советы по сохранению нравственных взаимоотношений на службе и в семье, сохранению лучших качеств личности: уверенность, убежденность, воля, долг, честь, справедливость устойчивость, трудолюбие, милосердие, благотворительность. Осуждение высокомерия, подлости, нетерпимости, негативных привычек. Беседы, чтение духовно - нравственной литературы, осознание, покаяние. 5. Выявление нерешенных проблем и путей их преодоления.
7.3. Педагогика возраста поздней зрелости (от 42 до 49 лет).
- Физиолого-психолого-педагогическая характеристика.
Физиологическая: замедление физиологических процессов в органах, выявление заболеваний в отдельных органах, появление некоторых признаков увядания (поседение, облысение, появление морщин, нарушение функций зрения, эндокринной системы, функции воспроизводства), начало гормональной перестройки.
Психологическая: разная степень удовлетворенности своей деятельностью, возникающее желание сменить вид деятельности, ощущение некоторой усталости, перенапряжения. Одновременно, ясность ума, принятие мудрых решений в преддверии возрастного кризиса. Педагогическая: самостоятельность в решении всех вопросов, ответственность за детей, родителей, коллег. Преобладание таких качеств личности: долг, честь, справедливость, милосердие, уважение к другим, выдержка, выносливость, ответственность, раздражительность, грубость.
Социальное окружение: государство и общество, сфера производства, быта, семьи, учреждения медицинские, оздоровительные, клубы по интересам.
Чтение духовной литературы. Просмотра высоко художественных фильмов. Размышления. Наблюдение за реальной жизнью.
2. Забота о престарелых родителях и внуках.
Консультации по вопросам воспитания внуков разного возраста .Советы пе-даогов.
По циклу опд – общепрофессиональные дисциплины, национально-региональный (вузовский) компонент
09 09 2014
3 стр.
05 09 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
01 10 2014
1 стр.
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
09 10 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.