Перейти на главную страницу
Департамент психолого-педагогического образования
Кафедра общей педагогики и истории образования
Кафедра возрастной педагогики и педагогических технологий
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
«Возрастная педагогика»
Для специальности «050201 – Математика»
По циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, национально-региональный (вузовский) компонент
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Курс – 5 Курс – 5
Семестр –9 Семестр – 10
Объем в часах всего – 80 Объем в часах всего – 80
в т.ч.: лекции – 20 в т.ч.: лекции – 8
практические занятия – 20 практические занятия – 2
самостоятельная работа – 40 самостоятельная работа - 70
Зачет – 9 семестр Зачет – 10 семестр
1. Пояснительная записка
Спецкурс «Возрастная педагогика» является частным проявлением общей педагогики, рассматривающий проблемы формирования личности человека в процессе его эволюционного развития с учетом особенностей каждого возрастного периода.
Актуальность курса обусловлена необходимостью повышения уровня педагогической подготовки студентов- будущих учителей и отсутствием в курсе общей педагогики разделов, специально посвященных работе с детьми и взрослыми с учетом их возрастных особенностей.
Курс рассчитан на студентов будущих учителей общеобразовательных школ, колледжей, гимназий, а так же преподавателей педагогики в ВУЗах и специальных педагогических учебных заведениях.
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего трудоемкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа | ||
Всего |
Лекции |
Практические | ||||
1 |
Общая характеристика курса «Возрастная педагогика |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
2 |
Педагогика пренатального и перинатального детства (с 1 до 9 месяцев) |
7 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
Педагогика дошкольного детства (от 1 до 7 лет) |
11 |
6 |
2 |
4 |
5 |
4 |
Педагогика младшего школьного детства (от 7 до 11 лет) |
7 |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
Педагогика подросткового и юношеского возраста (от11 до 21 года) |
28 |
14 |
7 |
7 |
14 |
6 |
Педагогика молодости (от 21 до 28 лет) |
14 |
7 |
2 |
5 |
7 |
7 |
Педагогика зрелого возраста (от 28 до 49 лет) |
9 |
4 |
2 |
2 |
5 |
8 |
Педагогика пожилого человека и старости (от 50 до 70 лет и далее) |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
Итого: |
80 |
40 |
20 |
20 |
40 |
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего трудоемкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа | ||
Всего |
Лекции |
Практические | ||||
1 |
Общая характеристика курса «Возрастная педагогика |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
Педагогика дошкольного детства (от 1 до 7 лет) |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Педагогика младшего школьного детства (от 7 до 11 лет) |
12 |
2 |
2 |
0 |
10 |
4 |
Педагогика подросткового и юношеского возраста (от11 до 21 года) |
12 |
2 |
2 |
0 |
10 |
5 |
Педагогика молодости и зрелого возраста (от 21 до 49 лет) |
12 |
2 |
2 |
0 |
10 |
6 |
Специфические способы взаимодействия педагогов и воспитанников на различных возрастных стадиях (дошкольник, младший школьник, подросток, юноша). |
42 |
2 |
0 |
2 |
40 |
|
Итого: |
80 |
10 |
8 |
2 |
70 |
Возрастная педагогика - наука о воспитании, формировании личности человека в соответствии со стадиями возрастного развития.
Возрастная педагогика как интегративно-функциональная дисциплина. Связь возрастной педагогики с общей и возрастной физиологией и психологией, с общей и социальной педагогикой, ювенологией, акмеологией, с педагогической диагностикой и технологией. Основные понятия курса: становление, духовность, нравственность, миссия, возраст, детство, взрослость, старость, ведущая педагогическая идея, педагогическая деятельность, сопровождение, возрастная стратификация, технология педагогической деятельности.
Особенности курса: актуальность поставленной проблемы; синтез различных подходов, (философских, религиозных, эзотерических) в определении сущности человека, духовно-нравственного воспитания, его предназначения (миссии) на земле; выявление ведущей педагогической идеи как ориентира для обучения и воспитания человека; раскрытие возможностей традиционных и инновационных методов и технологий в духовном воспитании человека; уточнение возрастных границ, расширение рамок изучения человека.
Задачи курса. Логика построения курса. Структура и содержание учебного материала в рамках каждой возрастной группы: возраст, границы возраста; характеристика возраста ( особенности физиологические, психологические, педагогические); постановка педагогиче-
ских задач, доминирующие направления и технологии педагогической деятельности; педагогическое прогнозирование дальнейшего развития человека.
Сравнительный анализ возрастных классификаций. Семилетняя классификация по духовно-нравственному признаку, разработанная родоначальниками духовной педагогики Р.Штейнером, А.Гармаевым.
Тема 2 .Педагогика пренатального и перинатального детства (cl до 9 месяцев). Лекционное занятие.
Стадии развития: стадии пренатального и перинатального детства (с 1 месяца до 9 месяцев), рождение.
Стадии развития в дошкольном возрасте: стадия младенчества (до 1 года), стадия раннего детства (от 1 до 3 лет), стадия дошкольного детства (от 3 до 7 лет).
-Физиолого-психолого-педагогическая характеристика возраста Физиологическая: анатомическое формирование функциональное развитие тканей и органов, развитие второй сигнальной системы. Адаптация к жизни на земле. Развитие и укрепление физического и на его основе жизненного (эфирного) плана человека.
Психологическая: конкретно-образное мышление, неустойчивость эмоциональной сферы, смена совместной деятельности, самодеятельность.
Педагогическая: несформированность понятий, недостаточный объем знаний, наличие витагенной памяти; неразвитость чувств, неадекватность их проявления, поведение не адаптировано к требованиям социума.
Приобщение к режиму питания, бодрствования и сна, воспитание воли, выдержки, терпения. Подключение к вербальному и невербальному общению, к прослушиванию музыки. Оформление места проживания и игр для детей. Дизайн. Методы естественного оздоровления и закаливания (солнце, воздух, вода, питание). Физическая культура. Подвижные игры.
2. Знакомство с окружающим миром. Первичные представления о природе, о социуме
и о себе.
Показ явлений природы. Рассматривание, наблюдение. Прогулки. Экскурсии. Воспроизведение увиденного. Рисование. Лепка. Анимация. Театрализация. Чтение вслух, конкурсы стихов, сказок, сочинительство. Развивающие игры.
3. Психологическая и практическая подготовка детей к жизни в социуме в позиций
высокой нравственности.
Формирование нравственных разумных материальных потребностей. Приемы: «Погашение потребности», «Опережающее предложение», «Переключение с погашением», «Акцент на явлениях нравственных». Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников. Приемы: «Эмоциональное обволакивание», «Эмоциональный контраст».
Освоение норм нравственного поведения. Понятия: « Можно - нельзя», «Хорошо -плохо» Приемы: «Тренировка», «Положительное подкрепление», «Печальный опыт», «Договор», «Переключение деятельности».
Воспитание нравственных качеств личности. Первоначальные представления о добре и зле. Понятия: доброта, честность, обязательность, дисциплинированность, милосердие, сострадание, забота, уважение, преодоление эгоцентрических проявлений, вера в то, что мир Добр.Приемы: «Послушай и подумай: кто прав и почему» (чтение и обсуждение сказок и рассказов). « Что такое хорошо, что такое плохо». «Как бы ты поступил». Ролевые игры «Маме помогаем», «С сестренкой играем», «Больницу "Айболит" открываем».
Педагогика раннего детства. Выявление особенностей возраста методом активизации вита-генного опыта студентов.
Формы и методы проведения практического занятия: тренинг, ретроспективный анализ, моделирование.
Практическое занятие
Специфические способы руководства поведением дошкольников. Поведение как показатель уровня духовно- нравственной воспитанности. Анализ приемов: «Эмоциональная установка», «Положительное подкрепление», «Тренировка», «Мнимый больной», «Смена партнера», «Договор», «Переключение деятельности». Анализ приема по плану: название приема, суть, цель, методика подготовки и проведения приема, достоинства и недостатки, пример реализации приема. Заполнение таблицы.
Формы и методы проведения практического занятия: беседа, деловая игра, конструирование, микропреподавание студентов.
Тема 4. Педагогика младшего школьного детства (от 7 до 11 лет). Лекционное занятие.
Физиолого-психолого-педагогическая характеристика возраста.
- Физиологическая: завершено анатомическое формирование структуры тела, но функцио
нально-несовершенно, смена зубов.
Психологическая: определяющий фактор возрастного развития - формирование чувственно-эмоционального (астрального) плана человека. Соотношение между процессами возбуждения и торможения. Способность к устойчивому произвольному вниманию, к конкретно-мыслительным операциям.
Педагогическая: эмоционально-деятельная готовность к школе, наличие навыков умственного труда и поведения в общественном месте. Знание букв, цифр. У некоторых - умение читать, писать, считать.
1. Забота об эмоциональном здоровье, о воспитании культуры чувств. Эмоции как пер
Приемы: показ прекрасного в природе, жизни, произведениях искусства; в создание ситуации успеха в отношениях между людьми, в труде, играх, в учебной деятельности. «Эмоциональное обволакивание», «Эмоциональный контраст», «Эмоциональный штурм», «Эмоциональная установка», «Положительное подкрепление». Игры: «Кто на свете всех милее?», беседы: «На кого хочу походить», «С кем буду дружить». Посещение театров, музеев. Проведение экскурсий, путешествий. Чтение книг с последующим обсуждением.
4. Формирование нравственных качеств личности: доброта, милосердие, правдивость, обязательность, ответственность, гордость за других (за школу, за класс, за коллектив), уважение к себе и другим. Ценностное отношение к себе, желание стать лучше. Ориентация на нравственные образцы. Выбор кумира, идеала - образца для подражания. Формы и методы. Личный пример педагога. Образцы нравственности в литературе (в сказках и рассказах). Этические игры: «Зеркало», «Медвежья услуга».
По циклу опд – общепрофессиональные дисциплины, национально-региональный (вузовский) компонент
09 09 2014
3 стр.
05 09 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
01 10 2014
1 стр.
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
09 10 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.