Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет математический

Департамент психолого-педагогического образования

Кафедра общей педагогики и истории образования

Кафедра возрастной педагогики и педагогических технологий
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
«Возрастная педагогика»

Для специальности «050201 – Математика»

По циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, национально-региональный (вузовский) компонент

Очная форма обучения Заочная форма обучения
Курс – 5 Курс – 5

Семестр –9 Семестр – 10

Объем в часах всего – 80 Объем в часах всего – 80

в т.ч.: лекции – 20 в т.ч.: лекции – 8

практические занятия – 20 практические занятия – 2

самостоятельная работа – 40 самостоятельная работа - 70

Зачет – 9 семестр Зачет – 10 семестр


Екатеринбург 2007


Рабочая учебная программа по дисциплине
«
Возрастная педагогика»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. – 22 с.

Составители

И.Д. Возженикова, к.п.н., доцент кафедры возрастной педагогики и

педагогических технологий
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедр общей педагогики и истории образования возрастной педагогики и педагогических технологий
Протокол № 1 от 28 августа 2006 г.

Зав. кафедрой А.С. Белкин, Е.М. Подгорных
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ

присвоен рег. № от .

Начальник отдела Р.Ю. Шебалов

1. Пояснительная записка

Спецкурс «Возрастная педагогика» является частным проявлением общей педагогики, рассматривающий проблемы формирования личности человека в процессе его эволюционного развития с учетом особенностей каждого возрастного периода.

Актуальность курса обусловлена необходимостью повышения уровня педагогической подготовки студентов- будущих учителей и отсутствием в курсе общей педагогики разделов, специально посвященных работе с детьми и взрослыми с учетом их возрастных особенностей.



Особенности курса:

  1. Определена стержневая педагогическая идея курса: духовно-нравственное становление человека на возрастных стадиях его развития.

  2. Синтезированы различные подходы (научные, философские, религиозные) в освещении информации о человеке.

  3. Дано определение понятиям: «становление», «духовность», «нравственность», «предназначение человека - миссия»...,




  1. Раскрыты возможности традиционных и нетрадиционных методов и технологий обучения и
    воспитания в целях духовно-нравственного оздоровления человека на каждом этапе возрастного становления.

  2. Существующая возрастная классификация детства дополнена возрастными периодами (молодость, зрелость, старость), позволяющими представить процесс становления человека в целом от зачатия до смерти.

  3. Представлен сравнительный анализ возрастных классификаций по разным основанием.
    Семилетняя классификация по духовно-нравственному признаку стала основополагающей в
    данном курсе.

Спецкурс «Возрастная педагогика» построен в соответствии с логикой возрастного становления человека. Структура и содержание учебного материала в рамках каждой возрастной группы раскрываются в следующем порядке: возраст, границы возраста, физиолого-психолого-педагогическая характеристика (основание для постановки ведущей педагогической идеи), бли­жайшее социальное окружение, виды деятельности, возрастные потребности, духовные настав­ники, ведущая педагогическая идея, доминирующие направления и способы педагогической деятельности (технологии, методы, приемы).

Курс рассчитан на студентов будущих учителей общеобразовательных школ, колледжей, гимназий, а так же преподавателей педагогики в ВУЗах и специальных педагогических учебных заведениях.



Цель курса - психолого-педагогическая и профессиональная подготовка будущих педагогов к работе с детьми и взрослыми с учетом их возрастных особенностей.

Задачи курса:

  1. Дать информацию о психофизиологических и психолого-педагогических особенностях человека на каждом этапе его эволюционного развития.

  2. Раскрыть различные подходы к проблеме становление человека на возрастных этапах его
    развития.

  3. Научить применять традиционные и инновационные технологии и методы в процессе обучения и воспитания детей и в процессе духовно- нравственного сопровождения их родителей.

  4. Побудить студента к саморазвитию, самостановлению с учетом и осознанием своих возрастных особенностей.

  5. Воспитание у студентов высокой нравственности как земного проявления духовности, позволяющей человеку жить и творить с ориентацией на общечеловеческие ценности и выполнять свою миссию на земле.



    1. . Учебно-тематический план очной формы обучения





п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Общая характеристика курса «Возрастная педагогика

2

1

1




1

2

Педагогика пренатального и перинатального детства (с 1 до 9 месяцев)

7

3

2

1

4

3

Педагогика дошкольного детства (от 1 до 7 лет)

11

6

2

4

5

4

Педагогика младшего школьного детства (от 7 до 11 лет)

7

3

2

1

4

5

Педагогика подросткового и юношеского возраста (от11 до 21 года)

28

14

7

7

14

6

Педагогика молодости (от 21 до 28 лет)

14

7

2

5

7

7

Педагогика зрелого возраста (от 28 до 49 лет)

9

4

2

2

5

8

Педагогика пожилого человека и старости (от 50 до 70 лет и далее)

2

2

2

0

0




Итого:

80

40

20

20

40


2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения.




п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Общая характеристика курса «Возрастная педагогика

1

1

1

0

0

2

Педагогика дошкольного детства (от 1 до 7 лет)

1

1

1

0

0

3

Педагогика младшего школьного детства (от 7 до 11 лет)

12

2

2

0

10

4

Педагогика подросткового и юношеского возраста (от11 до 21 года)

12

2

2

0

10

5

Педагогика молодости и зрелого возраста (от 21 до 49 лет)

12

2

2

0

10

6

Специфические способы взаимодействия педагогов и воспитанников на различных возрастных стадиях (дошкольник, младший школьник, подросток, юноша).

42

2

0

2

40




Итого:

80

10

8

2

70

3. Содержание дисциплины.

Тема 1. Общая характеристика спецкурса «Возрастная педагогика».

Лекционное занятие.

Возрастная педагогика - наука о воспитании, формировании личности человека в со­ответствии со стадиями возрастного развития.

Возрастная педагогика как интегративно-функциональная дисциплина. Связь возрастной педагогики с общей и возрастной физиологией и психологией, с общей и социальной педа­гогикой, ювенологией, акмеологией, с педагогической диагностикой и технологией. Основные понятия курса: становление, духовность, нравственность, миссия, возраст, дет­ство, взрослость, старость, ведущая педагогическая идея, педагогическая деятельность, сопровождение, возрастная стратификация, технология педагогической деятельности.

Особенности курса: актуальность поставленной проблемы; синтез различных подходов, (философских, религиозных, эзотерических) в определении сущности человека, духовно-нравственного воспитания, его предназначения (миссии) на земле; выявление ведущей пе­дагогической идеи как ориентира для обучения и воспитания человека; раскрытие воз­можностей традиционных и инновационных методов и технологий в духовном воспитании человека; уточнение возрастных границ, расширение рамок изучения человека.

Задачи курса. Логика построения курса. Структура и содержание учебного материала в рамках каждой возрастной группы: возраст, границы возраста; характеристика возраста ( особенности физиологические, психологические, педагогические); постановка педагогиче-

ских задач, доминирующие направления и технологии педагогической деятельности; пе­дагогическое прогнозирование дальнейшего развития человека.

Сравнительный анализ возрастных классификаций. Семилетняя классификация по духов­но-нравственному признаку, разработанная родоначальниками духовной педагогики Р.Штейнером, А.Гармаевым.
Тема 2 .Педагогика пренатального и перинатального детства (cl до 9 месяцев). Лекционное занятие.

Стадии развития: стадии пренатального и перинатального детства (с 1 месяца до 9 ме­сяцев), рождение.



  • Физиолого-психолого-педагогическая характеристика дородового детства.

  • Физиологическое зарождение и формирование физического тела.

  • Психологические показатели развития .

  • Педагогическая - зарождение нравственных качеств личности под влиянием планет (ас­
    трологическая версия).

  • Ближайшее окружение - мать, отец, медработник.

  • Полная зависимость от матери в удовлетворении всех потребностей.

  • Основные концепции методик и технологий духовного и физического воспитания ребен­
    ка до его рождения (теории: Е. Рерих, Р. Штейнера, М.И. Лазарева, Т. Глобы, С. Грофа,
    Н.Ц. Гармаева, Марковского и др.).

  • Ведущая педагогическая идея - создание условий для вынашивания и рождения здо­
    рового ребенка.

  • Доминирующие направления и технологии педагогической деятельности.




  1. Выработка у родителей ценностного отношения к ребёнку как к потенциальному носи­
    телю духовной культуры.

  2. Оказание помощи родителям в духовном и физическом воспитании ребенка до его рож­
    дения

(Лекции, консультации, организация "Школы дородовой педагогики", духовное аку­шерство). Возможные проблемы и пути их решения.

  1. Подготовка к «правильным родам» ( традиционные и нетрадиционные методики
    Ламаза, Г.Чарковского).

  2. Рождение ребенка. Матрицы духовности (концепция С.Грофа.)
    5.Выбор имени ребенку. Каббала и тайна имени (версия).

6. Ведущие методы взаимодействия с ребенком: методы энергетического, контактно-телесного и словесно-музыкального общения.
Тема 3. Педагогика дошкольного детства (от рождения до 7 лет). Лекционное занятие.

Стадии развития в дошкольном возрасте: стадия младенчества (до 1 года), стадия раннего детства (от 1 до 3 лет), стадия дошкольного детства (от 3 до 7 лет).

-Физиолого-психолого-педагогическая характеристика возраста Физиологическая: анатомическое формирование функциональное развитие тканей и органов, развитие второй сигнальной системы. Адаптация к жизни на земле. Разви­тие и укрепление физического и на его основе жизненного (эфирного) плана челове­ка.

Психологическая: конкретно-образное мышление, неустойчивость эмоциональной сферы, смена совместной деятельности, самодеятельность.

Педагогическая: несформированность понятий, недостаточный объем знаний, нали­чие витагенной памяти; неразвитость чувств, неадекватность их проявления, пове­дение не адаптировано к требованиям социума.


  • Полная зависимость от родителей и воспитателей дошкольных учреждений в удов­
    летворении духовных, познавательных, материальных и важнейших жизненных по­
    требностей.

  • Ближайшее социальное окружение: дом, семья, двор, дошкольные учреждения.

  • Виды деятельности: запечатление образа жизни, подражание, подвижные игры, обще­
    ние, начало ученья. Игра как основной вид деятельности.

- Потребность в любви родителей, во внимании, в движении, в обслуживании.

  • Духовные воспитатели: мать и отец, дедушки и бабушки, родственники, воспитатели дет­
    ских учреждений. Их функции - опека, совместный труд и отдых.

  • Ведущая педагогическая идея: обеспечение благоприятных условий для физического раз­
    вития ребенка и его жизненного плана, подготовка к школе, жизни в социуме, воспитание
    основ нравственного поведения.

  • Доминирующие направления педагогической деятельности, и технологии в аспекте нрав­
    ственного воспитания.

1. Забота о физическом (жизненном) здоровье. Ценностное отношение к здоровью
("В здоровом теле - здоровый Дух", "Тело - дом для Души"). Значение света, цвета, звука,
речи, движения, положительных эмоций, красивого оформления для развития внутренних
органов тела в целом.

Приобщение к режиму питания, бодрствования и сна, воспитание воли, выдержки, терпе­ния. Подключение к вербальному и невербальному общению, к прослушиванию музыки. Оформление места проживания и игр для детей. Дизайн. Методы естественного оздоров­ления и закаливания (солнце, воздух, вода, питание). Физическая культура. Подвижные игры.

2. Знакомство с окружающим миром. Первичные представления о природе, о социуме
и о себе.

Показ явлений природы. Рассматривание, наблюдение. Прогулки. Экскурсии. Воспроизве­дение увиденного. Рисование. Лепка. Анимация. Театрализация. Чтение вслух, конкурсы стихов, сказок, сочинительство. Развивающие игры.

3. Психологическая и практическая подготовка детей к жизни в социуме в позиций
высокой нравственности.

Формирование нравственных разумных материальных потребностей. Приемы: «Пога­шение потребности», «Опережающее предложение», «Переключение с погашением», «Акцент на явлениях нравственных». Формирование гуманных отношений в коллекти­ве дошкольников. Приемы: «Эмоциональное обволакивание», «Эмоциональный кон­траст».

Освоение норм нравственного поведения. Понятия: « Можно - нельзя», «Хорошо -плохо» Приемы: «Тренировка», «Положительное подкрепление», «Печальный опыт», «Договор», «Переключение деятельности».

Воспитание нравственных качеств личности. Первоначальные представления о добре и зле. Понятия: доброта, честность, обязательность, дисциплинированность, милосердие, со­страдание, забота, уважение, преодоление эгоцентрических проявлений, вера в то, что мир Добр.Приемы: «Послушай и подумай: кто прав и почему» (чтение и обсуждение сказок и рассказов). « Что такое хорошо, что такое плохо». «Как бы ты поступил». Ролевые игры «Маме помогаем», «С сестренкой играем», «Больницу "Айболит" открываем».



  1. Психолого-педагогическая подготовка к школе: развитие памяти, речи, мышления,
    внимания, усидчивости, навыков чтения, счета, заучивания наизусть, обучение ручной дея­
    тельности, культуре труда, культуре общения, поведения. Ценностное отношение к школе,
    учителю. Первые представления о трудностях и радостях учебного труда. Приемы: «Эмо­
    циональная установка», «Сделай сам», «Найди ошибку». Обучающие и развивающие игры.

  2. Формирование адекватной самооценки личности с позиций добра и зла. Приемы:
    «Кто я?», «На кого я похож?». Ролевые и театрализованные игры.

  1. Игра как основной технологический прием.

  2. Выявление, преодоление, предупреждение кризисов в возрасте 1 год, 3 года. Про­
    гнозирование дальнейшего развития. Коррекция действий педагога.


Практическое занятие

Педагогика раннего детства. Выявление особенностей возраста методом активизации вита-генного опыта студентов.

Формы и методы проведения практического занятия: тренинг, ретроспективный анализ, моделирование.

Практическое занятие

Специфические способы руководства поведением дошкольников. Поведение как показа­тель уровня духовно- нравственной воспитанности. Анализ приемов: «Эмоциональная ус­тановка», «Положительное подкрепление», «Тренировка», «Мнимый больной», «Смена партнера», «Договор», «Переключение деятельности». Анализ приема по плану: название приема, суть, цель, методика подготовки и проведения приема, достоинства и недостатки, пример реализации приема. Заполнение таблицы.

Формы и методы проведения практического занятия: беседа, деловая игра, конструирова­ние, микропреподавание студентов.
Тема 4. Педагогика младшего школьного детства (от 7 до 11 лет). Лекционное занятие.

Физиолого-психолого-педагогическая характеристика возраста.

- Физиологическая: завершено анатомическое формирование структуры тела, но функцио­
нально-несовершенно, смена зубов.

Психологическая: определяющий фактор возрастного развития - формирование чувствен­но-эмоционального (астрального) плана человека. Соотношение между процессами возбу­ждения и торможения. Способность к устойчивому произвольному вниманию, к конкрет­но-мыслительным операциям.

Педагогическая: эмоционально-деятельная готовность к школе, наличие навыков умствен­ного труда и поведения в общественном месте. Знание букв, цифр. У некоторых - умение читать, писать, считать.


  • Зависимость от родителей и учителя в удовлетворении нравственных, познавательных,
    материальных и жизненных потребностей. Первые шаги в удовлетворении личных по­
    требностей.

  • Ближайшее социальное окружение: семья, дом, школа, одноклассники, внешкольные дет­
    ские учреждения, двор.

  • Виды деятельности: ученье, игра (познавательная, ролевая), изобретательно-творческая и
    общественно-полезная деятельность.

  • Потребность в любви родителей, учителя, в хороших отношениях с одноклассниками, в
    признании достоинств, во внимании окружающих, потребность выделиться среди других.

  • Духовные воспитатели: родители, учителя, руководители кружков. Основные
    функции: опека, наставничество.

  • Ведущая педагогические идеи: создание условий для развития чувственно-
    эмоциональной сферы ребенка и формирование положительного отношения к школе, уче­
    бе, учителю, коллективу и нравственным нормам социальной жизни, предупреждение асоциального поведения.

- Доминирующие направления педагогической деятельности и технологии.

1. Забота об эмоциональном здоровье, о воспитании культуры чувств. Эмоции как пер­


воисточник познания жизни и оценки явлений действительности. Представление о радости
и горе, о счастье и несчастье, о прекрасном и безобразном. Вера в то, что мир не только
добр и прекрасен. Понятие об идеале.

Приемы: показ прекрасного в природе, жизни, произведениях искусства; в создание си­туации успеха в отношениях между людьми, в труде, играх, в учебной деятельности. «Эмоциональное обволакивание», «Эмоциональный контраст», «Эмоциональный штурм», «Эмоциональная установка», «Положительное подкрепление». Игры: «Кто на свете всех милее?», беседы: «На кого хочу походить», «С кем буду дружить». Посещение театров, музеев. Проведение экскурсий, путешествий. Чтение книг с последующим обсуждени­ем.



  1. Выработка ценностно-положительного отношения к школе, учебе, учителям.
    Формы и методы с учетом чувственно-образного восприятия мира: творческое развиваю­
    щее обучение, самодеятельность. Музыкальный и цветовой фон обучения. Ситуация успе­
    ха. Приемы: «Сбывшаяся радость», «Неожиданная радость», «Даю шанс», «Эмоциональ­
    ный всплеск», «Заражение», «Семейная радость». Занимательная математика. Заниматель­
    ная грамматика. Литературные игры: кроссворды, ребусы, викторины, живые картинки.

  2. Развитие творческих задатков в процессе деятельности, общения, игры.

Формы и методы. Кружки по интересам. Игры на развитие воображения. Выпуск газет, на­глядных пособий. Конкурсы творческих работ. Изобретательство. Соревнования. Приемы: «Заражение», «Лестница», «Компенсация». Медитативные упражнения.

4. Формирование нравственных качеств личности: доброта, милосердие, правдивость, обязательность, ответственность, гордость за других (за школу, за класс, за коллектив), уважение к себе и другим. Ценностное отношение к себе, желание стать лучше. Ориента­ция на нравственные образцы. Выбор кумира, идеала - образца для подражания. Формы и методы. Личный пример педагога. Образцы нравственности в литературе (в сказках и рассказах). Этические игры: «Зеркало», «Медвежья услуга».



  1. Включение ребенка в процесс самоконтроля, самовоспитания, саморегуляции. Бе­
    седы на тему « Не будь таким» (курение, токсикомания). Этические игры. Ведение днев­
    ника.

  1. Основной технологический прием - создание ситуации успеха.

  1. Нерешенные проблемы возраста и пути их преодоления. Педагогическое про­
    гнозирование.


следующая страница>


Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная педагогика» Для специальности «050201 Математика»

По циклу опд – общепрофессиональные дисциплины, национально-региональный (вузовский) компонент

418.96kb.

09 09 2014
3 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория функций комплексного переменного» для специальности «050201. 65 Математика»
153.26kb.

05 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Лечебное дело
288.1kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине Страноведение для специальности

Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000

346.63kb.

09 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности 030302 "Клиническая психология"
342.47kb.

09 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Полные съемные протезы» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая»
161.94kb.

14 09 2014
1 стр.