135
Совершенно иная картина наблюдается у испытуемых второй группы с неустойчивым поведением. Качественный анализ обнаруживает среди них три относительно разнородные подгруппы.
Первую подгруппу составляют 14 детей, которые оценивают себя менее критично, чем сверстников, но во всех случаях дают адекватную моральную оценку. Сверстник, распределяющий поровну, получает 6,7 балла, а они сами в случае такого деления заслужили бы 6,3 балла. Иными словами, дети ценят соблюдение нормы и в сверстнике, и в себе, хотя сами в данном случае и не следовали ей. Зато собственное нарушение нормы оценивается в этой группе значительно мягче (4,3 балла), чем аналогичный проступок сверстника (2 балла), т.е. они менее критичны по отношению к себе, чем к другим. Вторую подгруппу из 7 человек образуют дети, оценивающие себя прямо противоположным образом, чем сверстников. Нарушив норму, они тем не менее ставят себе 6,5 балла, т. е. точно так же, как сверстнику, соблюдавшему норму.
Примечание. Полужирным шрифтом дана средняя самооценка в случае потенциального выбора.
В случае же предположительного- соблюдения они, в отличие от детей первой подгруппы, оценивают себя, наоборот, чрезвычайно низко, всего в 3 балла, т. е. почти так же, как нарушающего норму сверстника. Иными словами, эти дети как бы обесценивают собственное соблюдение нормы.
В третью, самую немногочисленную (4 ребенка) и потому не представленную в таблице, группу входят дети, самооценки которых, так же как у справедливых детей, совпадают с оценками сверстников. Разница состоит в том, что и соблюдение и нарушение нормы оцениваются ими почти одинаково, с разрывом в 1—2 балла. Например, 5 баллов при соблюдении нормы, 4 — при ее нарушении. Они как бы сближают противоположные по моральному смыслу поступки, проявляя явную снисходительность к нарушению нормы как у себя, так и у сверстников.
136
Дети с неустойчивым поведением обладали еще одной особенностью. Адекватно обосновывая оценки, даваемые сверстникам, а также собственному предположительному соблюдению нормы («Здесь ребятам больше»; «У всех поровну» и т. п.), они как бы утрачивают эти критерии, когда дело доходит до обоснования завышенных оценок своего реального нарушения нормы. Одни объясняют такие оценки: «Я хорошо делю»; «Хорошо поделил»; другие говорят: «Я красивые выбрал», «Одежда красивая», хотя красота распределяемых игрушек не является основанием для того, чтобы поставить себя на ту или иную ступеньку. Наконец, часть детей уверяет, что они не знают, почему поставили себя на данную ступеньку.
Мы видим, что у всех детей с неустойчивым моральным поведением обнаруживаются и определенные особенности в сфере моральных самооценок. Это, во-первых, нерасчлененность моральных оценок собственного поведения (почти одинаковая ценность соблюдения и нарушения норм); во-вторых, резкое снижение критичности к собственному нарушению нормы; в-третьих, извращенная оценка собственного соблюдения и нарушения нормы. Вместе с тем самооценка этих детей в большей или меньшей степени адекватно или искаженно отражают нарушение ими нормы. И это принципиально отличает их от детей, систематически нарушающих норму.
Последние характеризуются тем, что нарушение нормы вообще никак не влияет на их самооценку. Оценивая себя в среднем в 6,5 балла, они после крайне несправедливого распределения сохраняют ту же оценку (6,4). Заметим, что неустойчивые дети хотя незначительно (всего на 2 балла), но все же достоверно снижают свою оценку в этом случае. Возможное справедливое распределение оценивается детьми, систематически нарушающими норму, почти столь же высоко (5,9 балла). Создается впечатление, согласующееся с их обоснованиями своих оценок, что соблюдение или нарушение нормы просто не связано с их самооценкой, не имеет к ней вообще никакого отношения. Картина принципиально меняется после формирующих экспериментов, которые обеспечили переход детей, систематически нарушающих норму, к справедливому распределению. В отсроченных диагностических опытах все эти дети предпочитают набор, в котором игрушки разделены поровну. Самооценка детей после этого поступка очень высокая (6,8 балла). Но значительно более важным нам представляется то, что они начинают достаточно низко оценивать себя в случае возможного нарушения принципа справедливости (2,6 балла).
Приведенные материалы обнаруживают явную связь между характером морального выбора и особенностями самооценок в случае актуального и потенциального соблюдения — нарушения норм. Эта связь выражается в различии самооценок у детей а) устойчиво соблюдающих норму; б) следующих ей в одних ситуациях и преступающих в других в зависимости от различных привходящих обстоятельств; в) систематически нарушающих норму, а также
137
в изменении самооценок последней группы после перестройки их морально отрицательного поведения.
Все эти факты свидетельствуют о том, что субъектом саморегуляции ребенок становится при появлении определенного отношения к себе по поводу соблюдения и нарушения норм морали.
Отношение к себе и отражающая его самооценка являются существенным аспектом сознания, и поэтому мы считаем, что полученные материалы дают основание по-новому поставить не решенный до настоящего времени вопрос о связи морального сознания и морального поведения. Анализ добровольного следования нормам в ситуации морального выбора как процессов саморегуляции позволяет очертить ту область морального сознания индивида, которая в психологическом плане непосредственно связана с его моральным поведением. В отличие от господствующих представлений (см. § 1 гл. 1), ею оказывается не знание норм и понимание их ценности и необходимости, не наличие соответствующих моральных понятий (ибо все это выступает в функции предпосылок, необходимых, но недостаточных для следования нормам в собственной практике), а та область сознания, которая в психологическом плане непосредственно связана с моральным поведением — моральное самосознание, моральное осознание себя, своей личности.
Наши данные убедительно показывают, что именно моральное осознание себя, одним из выражений которого становится моральная самооценка, — один из основных психических процессов, опосредующих и регулирующих соблюдение норм морали.
Таким образом, уже в дошкольном детстве возможно появление того критического отношения к себе, того стремления к нравственному совершенствованию, той внутренней духовной работы, которую Л. Н. Толстой считал одной из основ подлинной нравственности.
Каковы пути формирования у детей моральной саморегуляции? Еще в 60-х гг. Л. И. Божович подчеркивала значение собственного опыта и активности ребенка в ходе его морального развития (1968). Наши данные также подтверждают необходимость собственной практики морального поведения. Однако ее содержанием должно быть не повторение хороших поступков, а акты свободного осознанного морального выбора. Правильность такого выбора должна тщательно подготавливаться воспитателем на основе всей той работы, психологический смысл которой мы пытались раскрыть в настоящей главе.
Следует особо подчеркнуть, что ведущая роль в становлении моральной саморегуляции у детей принадлежит общению со взрослым. Именно он должен показать ребенку альтернативность ситуации и необходимость отказа от удовлетворения некоторых своих интересов во имя моральных ценностей и блага других. Только взрослый может помочь ребенку самому увидеть свои отрицательные качества, преодолеть их, а также открыть ему новые перспективы развития его личности.
138
Литература
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 г М., 1983.
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.— Правда, 1984, 14 апр.
Анисимов С. Ф. Марксистско-ленинская этика: Курс лекций. М., 1973, ч. II.
Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979, т. 1.
Богданова О. С. Роль нравственных норм в поведении младших дошкольников. — Сов. педагогика, 1973, № 10.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Божович Л. И.. Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. — Вопр. психологии, 1975, № 1.
Бордиченко Е. В. Об активности детей в воспитательном процессе. — Дошкольное воспитание, 1965, № 8.
Боришевский М. И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации. — Вопр. психологии, 1965, № 4.
Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976.
Бурке Бельтран. М. Т. Изучение переноса этически-положительного поведения у старших дошкольников, — В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979.
Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М., 1913.
Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 4978.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983, т. 3.
Горбачева В. А. К усвоению правил поведения детьми дошкольного возраста. — Изв. АПН РСФСР, 1945.
Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М., 1974.
Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. — В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
Димитров И. Т. Связь особенностей образа самого себя у дошкольников с типом их целостной деятельности. — В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974.
Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
Дукат Л. И. О некоторых особенностях и функциях идеалов в школьном возрасте. — В кн.: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
Казакина М. Г. Процесс формирования нравственного идеала и методы его исследования. — В кн.: О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М., 1970.
Карпова С. Н., Петрушина Л. Г. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного поведения. — Вестник МГУ, серия 14, 1981, № 3.
Котырло В. К. Растет гражданин. Киев, 1980.
Котырло В. К., Лаврентьева Г. П. Формирование у детей гуманных отношений. — В кн.: Психолопя. Кшв, 1980, вып. 20.
Краснобаев И. М. Формирование нравственных убеждений у старших школьников. М., 4960.
Круглое Б. С. Психологические особенности отношения старшеклассников к социальным .нормам. — В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.
Курбанов Р. А. Опыт дифференцированной диагностики положительного морального поведения дошкольников. — В кн.: Психология личности. Теория и эксперимент. М., 1982.
Лавриненко А. Н. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников. — Вопр. психологии, 1970, № 8.
Леонтьев А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека.— В кн.: Проблемы развития психики. М., 1959.
Леонтьев А. Н. О социальной природе психики человека. — Вопр. философии, 1961, № 1.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М.; Л. 1931.
Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
Лозоцева В. Н. Сверстник как образец для подростка. — Вопр. психологии. 1977, № 2.
Марксистская этика/Под ред. А. И. Титаренко. М., 1980.
Михайленко Н. Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983.
Момов В, Человек. Мораль. Воспитание. М, 1975.
Моральный выбор/Под ред. А. И. Титаренко. М., J980.
Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка. — Психол. журнал, 1980, № 5.
Нежное П. Г. Взаимоотношения детей при распределении ими функции руководителя совместной деятельности. — В кн.: Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976.
Пронина Н. Ф, Методика изучения отношений руководства — подчинения в совместной деятельности дошкольников. — В кн.: Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976.
Роков Г. А. К психологии школьного класса.— Вестник воспитания, 1903, № 4.
Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста. — Вопр. психологии, 1974, № 4.
Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. — Сов. психотехника. М., 1934, т. VII, № 1; см. также: Вопр. психологии, 1983, № 2.
Славина Л. С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей. — Вопр. психологии, 1956, № 4.
Смирнов' М. И. Роль различных видов труда в формировании коллективизма у школьников. — Вопр. психологии, 1957, № 3.
Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977.
Стрелкова Л. П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников. — В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978.
Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников. — Вопр. психологии, 1983, № 4.
Субботский Е. В. О генезисе морального поведения дошкольников. — Новые исследования в психологии, 1977, № 1—2.
Судаков Н. И. Сравнительная характеристика идеалов современных советских учащихся и учащихся дореволюционной России. — Вопр. психологии, 1970, № 5.
Судаков Н. И. Нравственный идеал и формирование личности школьника.— Вопр. психологии, 1973, № 3.
Титаренко А. И. Структура нравственного сознания. М., 1974.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
Фокина Н. Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков. — Сов. педагогика, 1978, № 3.
Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М., 1981.
Щур В. Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей. — В кн.: Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976.
Щур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей.— В кн.: Психология личности. Теория и эксперимент. М., 1982.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
Якобсон С. Г., Буадзе К. Ф. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей. — Вопр. психологии, № 6, 1968.
Якобсон С. Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М., 1967.
Якобсон С. Г., Щур В. Г. Индивидуальные различия между детьми при выполнении одной из функций руководителя совместной деятельности. — Вопр. психологии, 1973, № 3.
Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. — В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.
Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические условия принятия ребенком игровой роли. — В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.
М., 1978.
Якобсон С. Г., Щур В. Г. Роль соблюдения этической нормы в ее усвоении. — В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.
Aronfreed J., Reber A. Internalized behavioral suppression and the timing of social punishment.— J. of Personality and Social Psychology, 1965, N 1.
Bandura A., McDonald F. H. Influence of social reinforcement and the behavior of models in chaping children's moral judgment.— J. Abnorm. Social Psychology, 1963, N 67.
Bandura A., Ross D., Ross S. A. Transmission of aggression through imitation of aggression models.— J. Abnorm. Sccial Psychology, 1961, N 63.
Blast A. Bridging Moral Cognition and Moral Action.— Psycholog. Bulletin, 1980, vol. 88, N 1.
Boehm L. The development of conscience: a comparison of American children of different mental and socioeconomic levels.— Child Development, 1962, N 33.
Bronfenbrenner U. Response to pressure from peers versus adults among soviet and american children.— International J. of Psychology, 1967, vol. 2, N 3.
Bryan J. R. Children's Cooperation and Helping Behaviors.—Un: E. M. Hethe-rington (ed.). Review of Child Development Research, 1975, vol 5.
Campbell D. T. On the conflicts between biological and social evaluation and between psychology and moral tradition.— American Psychologist, 1976, N 30.
Eysenck H. J. The structure of human personality. L., 1957.
Grinder R. E. Relations between behavior and cognitive dimensions of conscience in middle childhood.— Child Development, 1964, N 35.
Hartshorne H. H., May M. A. Studies in the nature of character. N. Y., 1928.
Hartup W. Peer Interaction and Social Organization.— In: Р. Н. Mussen (ed.). Carmichael's Manual of Child Psychology. N. Y., 1970, vol. 2.
Havighurst R. H., Taba H. Adolescent character and personality. N. Y., 1949.
Hendry L. S. Cognitive processes in a moral conflict situation: Unpublished doctoral dis. Yale University Press, 1960.
Hoffman M. L. Is Altruism Part of Human Nature? — J. of Personality and Social Psychol., 1981, vol. 40, N 1:
Hoffman M. L. Affective and Cognitive Processes in Moral Internalization.— In: E. T. Higgins, D. Ruble, W. Hartup (ed.). Social Cognition and Social Behavior. N. Y., 1982.
Johnson R. C. A study of children's moral judgments.- Child Development, 1962, N 33.
Kohlberg L. Development of Moral Character and Moral Ideology.— In: M. L. Hoffman, L. W. Hoffman (ed.). Review of Child Development Research. N. Y. 1964. .
Krech D., Crutchfield R. S., Ballachey E. L. Individual in Society. N. Y., 19в2.
MacRae D. J. A test of Piaget's theories of moral development.— J. Abnorm. Social Psychol., 1954, N 49.
Merei F. Ciroup leadership and institualization.— Human Relations, 1949, N 2.
Milgram S. Obedience to authority. N. Y., 1974.
Montchaux de C, Shimmin S. Some problems of method in experimental group psychology.— Human Relations, 1955, N 8.
Mowrer О. Н. Learning theory and behavior. N. Y., 1960.
Otto Kh. Social Norms and their Internal Representation.—In: XXII International Congress of Psychology. Selected Revised Papers A. Kossakowski, K. Obuchowski (ed.). Progress in Psychology of Personality. Berlin, 1982.
Piaget J. Le jugement moral ches l'enfant. Paris, 1932.
Sherif M„ Sherif С W. Social Psychology. N. Y., 1969.
Stein A. H. Imitation of resistance to temptation.— Child Development, 1967 N 38.
Walters R. A., Parke R. D. Emotional arousal, isolation and discrimination learning in children.— J. Exper. Child Psychol., 1964, N 1.
Whiteman P. H., Kosier P. Development of children's moralistic judgements: age, sex, IQ and certain personal experimental variables.— Child Development, J964, N 35.
Wicklund R. A. Objective Selbstaufmerksamkeit: Ein theoretisher Ansatz der Personlichkeits— und Sozialpsychologie.— In: S. E. Hormuth (Hrsg.). Sozialpsychologie der Einstellungsanderung. Konigstein/TS, .1979.
Софья Густавовна Якобсон
Психологические проблемы этического развития детей
Зав. редакцией
A. В. ЧЕРЕПАНИНА
Редактор
С. Д. КРЕКОВА
Художник
Б. А. ШЛЯПУГИН
Художественный редактор
Е. В. ГАВРИЛИН
Технические редакторы
О. В. ЖУРКИНА, Т. Е. МОРОЗОВА
Корректор
B. С. АНТОНОВА
НБ № 764
Сдано в набор 13.02.84. Подписано в печать 29.08.84. А 11090. Формат бОХЭО'/и-Бумага типогр. № 3. Печать высокая Гарнитура литературная. Усл. печ. л. 9,0. Уч.-изд. л. 10,70. Усл. кр.-отт. 9,125. Тираж 15 000 экз. Заказ 200. Цена 65 коп. Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Москва, 107847, Лефортовский пер., 8
ПО «Чертановская типография». Москва, Варшавское шоссе, д. 129а
<предыдущая страница