Перейти на главную страницу
Анализ данных табл. 1 и рис. 1 показывает, что нагрузки спланированы волнообразно. Общий объем бега в начале года нарастает, затем в зимнем соревновательном периоде снижается и вновь увеличивается на втором базовом этапе. Основную долю объема нагрузки составляет бег в восстановительном режиме. Очевидно, что применение этого средства никак не влияет на состояние мышечного аппарата, однако, создает предпосылки для накопления микротравм в сухожилиях, связках, менисках и хрящевой ткани ног. Лучше было бы полностью исключить эти нагрузки из арсенала средств подготовки бегуна. Восстановительный бег может способствовать только поддержанию размеров левого желудочка сердца, его дилятации. Заметим, что для для дилятации левого желудочка сердца тренировки на ЧСС 100-150уд/мин должны продолжаться по 4-8 часов, следовательно средствами бега эту задачу решить нельзя. Поэтому в случае недостаточного минутного объема кровообращения бегунам следует использовать не бег, а иные средства, например, велоезду, бег на лыжах или лыжероллерах, иногда плавание. При использовании перечисленных средств повреждения опорно-двигательного аппарата не наблюдается.
Бег в аэробном режиме также нельзя признать развивающим средством, поскольку проводится на скоростях ниже АнП. В этом случае рекрутируются только ОМВ, которые в достаточной мере имеют гиперплазию митохондрий и новой прибавки в них митохондрий произойти не может.
Развивающие средства - смешанный и анаэробный режимы бега - выполняются в очень малом объеме, поэтому не могут дать существенного роста скорости бега на уровне АнП.
Поэтому в план подготовки были включены дополнительные средства -прыжковые упражнения с интенсивностью 50-80% и прыжки с максимальными усилиями. Однако и здесь имели место непредвиденные сложности. Силовая подготовка реализовывалась в основном применении многоскоков на двух ногах и с ноги на ногу (пятерные, десятерные). Апробация этих средств в спортивных играх (хоккей на траве, футбол) дала положительный результат [117], но у бегунов высшей квалификации стали обостряться боли в травмированных мышцах и сухожилиях (особенно Ахилова сухожилия). Причина травм понятна - излишний объем бега с низкими скоростями с постановкой ноги на носок. В связи с усилением травматизма в одной тренировке спортсмены могли делать не более 80 отталкиваний, хотя опыт показывает, что для роста силы необходимо выполнять за одну тренировку (две тренировки в неделю) 200-300 отталкиваний. В то время не было известно, что существуют методы воспитания силы, не вызывающие травмы мышц. Сейчас бегунам следует отказаться от выполнения прыжковых упражнений в большом объеме, перейти на воспитание силы ГМВ посредством бега (лучше в холм) на 100-200 м с напряжением 90-100%, а силы ОМВ с помощью силовых упражнений, выполняемых до отказа, без расслабления мышц, по методике культуристов (см. ниже).
11
Несомненным достоинством представленного здесь плана тренировки является полное отсутствие тренировочных средств гликолитической направленности. Гликолитический режим тренировки запланирован только для случаев выступления в соревнованиях. Считается, что анаэробный гликолиз будто бы является главным энергетическим источником в беге на 800 м. На самом деле это заблуждение, поскольку образование в ходе анаэробного гликолиза ионов водорода (и лактата) приводит к возникновению локального утомления, отказу от поддержания требуемой скорости. Поэтому задача тренера заключается в такой подготовке мышц, в которой обеспечивается минимизация степени закисления мышц, а это возможно только благодаря увеличению массы митохондрий в мышечных волокнах. Митохондрии не только способствуют увеличению мощности аэробного гликолиза, но и поглощают избыточные ионы водорода, следовательно отдаляют наступление локального мышечного утомления, дают мышцам работать в долг.
Таким образом, советские спортсмены набирали за год тренировок только 400-500 км бега в развивающем режиме, тогда как сильнейшие бегуны мира имели объем развивающего бега более 1000 км (С. Коу, С. Ауита и др.). Они набирали его разными способами - бег по холмам (П. Снел), спринт в гору и силовые упражнения на тренажерах (С. Коу, С. Оветт, С. Ауита).
12
ГЛАВА II.
2.1. Эмпирический этап развития теории спортивной тренировки
Эмпирическая стадия развития науки (как и любого эмпирического исследования) включает следующие этапы: 1) сбор фактического материала, 2) группировку, классификацию, систематизацию, 3) выявление эмпирических закономерностей для данной выборки, 4) переход от выборочных данных к обобщениям, свойственным генеральной совокупности изученных объектов [21, 90]. На этом эмпирическая стадия заканчивается. Важно заметить, что заканчивается она при полном непонимании смысла (сущности) изученных явлений. Поэтому и возникает потребность в развитии теоретической стадий развития науки (или любого конкретного исследования).
ТСТ получила свое относительно полное выражение в 60-70-е гг. в результате обобщения научных данных А.Д. Новиковым, Л.П. Матвеевым [138], В.М. Зациорским [53]. Результаты исследований были приведены в учебниках для институтов физической культуры [83,138]. С тех пор прошло более 20 лет, вышел новый учебник [84], однако никаких существенных изменений в нем не произошло. За прошедшее время появились оппоненты А.Н. Воробьев [34], А.П. Бондарчук [18], предлагавшие новые варианты описания ТСТ. Однако эти замечания не нашли отражения в новых учебниках. Такое отношение к фактическому материалу, в котором дано описание планирования нагрузок в тяжелой атлетике и легкоатлетических метаниях, вызывает недоумение. Ученый-эмпирик не может игнорировать фактический материал, поскольку не понимает смысла явлений. Его задача собирать фактический материал, классифицировать по формальным признакам и объективно представлять в публикациях. Недоумение быстро проходит, когда вспоминаешь недавнюю историю.
1.В 50-60-е гг. всеобщая политическая борьба с космополитизмом (в биологии во главе с Т. Лысенко, который также не признавал очевидных фа-
13
ктов, полученных менделистами-морганистами) вела к искажению логики эмпирического исследования, прививала привычку отбрасывать факты, не угодные лидирующей идеологии.
Специально можно остановиться на теоретических положениях Ю.В. Верхошанского [24, 25, 26] и его критике ТСТ. По его наблюдениям иностранные коллеги находят в ТСТ недостатки:
- ТСТ, в частности теория периодизации спортивной тренировки [82], не обладает свойством всеобщности, поскольку не согласуется с практикой подготовки высококвалифицированных спортсменов 80-90 гг. в спортивных играх, тяжелой атлетике, скоростно-силовых видах спорта и многих других.
- ТСТ была построена на экспериментальных фактах 50-60 гг. и уже поэтому не может рассматриваться адекватной в новых условиях нашего времени, при изменении режима питания, методическом обеспечении контроля, тренировки и процессов восстановления, например фармакологического обеспечения.
- ТСТ не учитывает фактический материал, накопленный в смежных науках, например, в биологии спорта.
Таким образом, ТСТ, возникшая в 50-60 гг., впитала в себя недостатки развития науки в нашей стране того периода игнорирование неугодного фактического материала, выполнение обобщений, выходящих за пределы генеральной совокупности наблюдаемых объектов, и продолжает сохранять их до настоящего времени.
2.2. Переходный этап развития теории спортивной тренировки
Понимание того, что эмпирическая наука не может вскрыть сущность изучаемых явлений, пришло еще в начале XX века [21]. В теоретической физике эмпиризм был преодолен еще в начале века, и этому способствовало проникновению в нее дифференциальных уравнений математики, способной описывать как состояние вещества, так и его движение в среде. В ТСТ, как и во многих других науках, о теоретическом этапе развития науки лишь догадываются. Реальная методологическая основа теоретического подхода к изучению объектов появилась в 80-90 гг. и нашла свое ясное отражение в последнем учебнике философии для вузов [21]. Однако биология спорта получила ускорение с развитием электроники, кибернетики в 60-70 гг., появились методы прямого измерения состояния внутренних структур организма (метод биопсии, ядерного магнитного резонанса, ультразвукового сканирова-
14
ния). Для большинства специалистов [26, 32, 53, 59, 68,103, 117,139,163] стало очевидным, что неиспользование огромного фактического материала по биологии спорта является "преступлением" перед спортивной наукой. Проблема заключалась лишь в том, как воспользоваться этой возможностью. В 80-е гг. прямых науковедческих методологических указаний еще не было, поэтому исследователи пытались соединить эмпирическую ТСТ со знаниями из биологии спорта в меру обыденного сознания (здравого, не научного смысла). Наиболее интенсивно в этом направлении работали Ю.В. Верхошанский [24,25, 26, 27], Н.И. Волков [32, 33], В.Н. Платонов [103,104, 105, 106, 107] и многих коллег "развитого" капиталистического зарубежья. Для большинства работ этого периода характерна логическая непоследовательность. В рамках одной монографии [24,103] приводятся сведения теоретического характера, построенные на знании функционирования определенных функциональных систем организма, и эмпирического характера, например описание методов построения спортивной тренировки квалифицированными спортсменами, без какого-либо объяснения причин, вызывающих тот или иной способ планирования нагрузок. Несомненным достоинством таких публикаций является то, что они знакомят читателя с современными достижениями наук, имеющих связь с физической культурой.
2.3. Теоретический этап развития теории спортивной тренировки
Теоретическая стадия развития науки (любого конкретного исследования) включает [21] следующие этапы:
1) построение модели объекта. Вот на этом этапе и требуется применение известных в науке фактов о строении объекта моделирования и закономерных связях между элементами модели. Укажем читателю, что при построении математических моделей, имитирующих срочную и долговременную адаптацию [120, 139] в клетках организма человека, нами использовалось большинство сведений, изложенных в учебниках и монографиях по спортивной биохимии и физиологии человека. Это и есть эмпирический базис для построения модели. Разумеется, он необозримо богаче фактического материала, на который опирается эмпирическая ТСТ [26, 84, 107], поскольку используются знания не отдельного ученого или небольшой группы, а знания, приобретенные учеными всего мира, работающими в области математики и биологии спорта. Модели строятся в виде систем с учетом принципа природной специфичности, поэтому только на теоретической стадии
15
развития науки в полной мере и корректно используется системный подход, если в качестве элементов используются не слова, не фантастические объекты, а образы материальных образований, имеющих место в реальном мире организме человека;
3) предсказание с помощью модели новых явлений, выбор наиболее рациональных вариантов решения практических задач;
4) экспериментальная проверка следствий концептуального (умозрительного) или математического моделирования.
Реализация такой логики исследования приводит в ТСТ к разработке средств и методов, которые невозможно наблюдать в практической работе тренеров. Средства и методы подготовки спортсмена рождаются чисто теоретически, а критерием истинности предложенной тренировки выступает практика, лучше в виде четко поставленного эксперимента с однозначным ответом на поставленный вопрос, либо результат проведенного тренировочного процесса. Исследователь, который начинает придерживаться такой логики, начинает создавать теорию изучаемого объекта и его преобразования при заданных условиях, создает развитую науку. Очевидно, что не все разделы ТСТ могут быть сейчас изучены в соответствии с логикой развитой науки. Наиболее подходящим предметом для построения теории является теория физической подготовки, в меньшей степени теория технической подготовки, а для теории тактической и психической подготовок пока еще не найдены даже подходы.
2.4. Практика применения развитой теории спортивной тренировки
В настоящее время наиболее полно разработана теория физической подготовки. Разработаны компьютерные математические модели, имитирующие срочные и долговременные адаптационные процессы в организме спортсменов [139]. Поэтому имелась практика применения развитой теории физической подготовки (ТФП).
Исследование способности студентов, аспирантов, тренеров высшей квалификации, владеющих знаниями эмпирической ТСТ [83, 84], к планированию тренировочного процесса показало следующее. В качестве объекта выбирался легкоатлет I-II разряда. Ставилась цель добиться улучшения спортивного результата либо в беге на 100 м, либо на 800 м, либо на 10000 м. Попытка отразить ход мышления при построении микроцикла уже показала, что ни один из многих сотен специалистов не способен к теоретическому мышлению, не может ответить на вопросы, почему в данный день тренировки выбираются определенная интенсивность и объем нагрузки. Отсутствие такой способности вполне объяснимо, просто в главном учебнике "Тео-
16
рия и методика физической культуры" (1991) нет моделей организма человека, нет вывода средств, методов и планирования физической подготовки с опорой на модель организма человека, т.е. на биохимию и физиологию человека, нет междисциплинарного синтеза, нет развитой теории. По такому учебнику невозможно научиться теоретическому мышлению, поскольку там его просто нет. Имеется лишь формально-логическое мышление, связанное с теоретической стороной эмпирической стадии развития науки группировка, систематизация, классификация, определение общих эмпирических правил и принципов. На базе такой информации можно копировать устоявшиеся схемы, что вполне подходит для начинающих спортсменов, но мыслительная, творческая деятельность невозможна, а это необходимо при подготовке спортсменов высшей квалификации.
ГЛАВА III.
МОДЕЛЬ БЕГУНА
НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Для прогнозирования результата и выработки управленческих решений необходимо основываться на методологии программно-целевого подхода. Этот подход включает:
- постановку цели (подготовку бегунов);
- определение начальных условий, ресурсов;
- построение модели объекта;
- разработку методических рекомендаций для достижения цели (средств, методов, планов подготовки бегуна, критериев оценки подготовленности).
3.1. Морфофункциональные особенности бегунов на средние дистанции
В ходе тренировочного процесса спортсмен повышает свои функциональные возможности, однако исходные (природные, наследственные) данные у спортсменов различаются, поэтому лучшие представители данного вида спорта имеют достижения не только в результате повышения функциональных возможностей. Наследственность особенно существенно сказывается в первые годы выступлений в соревнованиях [56]. В итоге квалифицированные спортсмены-средневики имеют в среднем рост 173-180см, массу тела 60-70 кг [13, 60, 68, 69,73,109,110,141], при этом их отличает узкий таз (50%), длинные ноги, малая доля (12,4%) жирового компонента.
Педагогическое тестирование и исследование в лабораторных условиях показали, что бегуны на средние дистанции отличаются от спринтеров и стайеров рядом особенностей.
Средневики существенно превосходят спринтеров по величине максимального потребления кислорода, приходящегося на килограмм массы тела (60-75 мл (Укг/мин), однако по абсолютным величинам существенного различия нет [1, 3,13, 32, 69,170, 210] (4-5,5 л Ог/мин).
Обусловлено это тем, что спринтеры обладают существенно большей массой мышц ног, что даже при меньшей доле медленных мышечных волокон (ММВ) - 30-50%, в сравнении со средневиками - 50-70% [170,196,197,
18
210], обеспечивает достаточно высокие величины потребления кислорода. Сравнение со стайерами показывает, что по абсолютной величине потребления кислорода существенных различий нет, но, в связи с тем что у стайеров масса тела за счет минимизации жирового компонента и мышц верхнего плечевого пояса существенно уменьшена, их отличают самые высокие величины относительного потребления кислорода (70-80 мл 02/кг/мин). При неодинаковой величине инертной массы тела (то есть не принимающей прямого участия в продвижении спортсмена вперед) спринтеры, средневики и стайеры различаются по величине скорости бега на пороге анаэробного обмена (при концентрации МК в крови - 4 мМ/л) - 4,3; 5,0; 5,5 м/с соответственно [68, 69].
Очевидно, это свидетельствует о различии в уровне подготовленности мышц, в основном обеспечивающих прыжки на двух ногах (слабое звено -разгибатели коленного сустава, четырехглавая мышца бедра), и тех мышц, которые лимитируют продвижение вперед при выполнении прыжков с ноги на ногу (слабое звено - ягодичные и двусуставные мышцы задней поверхности бедра). Заметим, что, например, штангисты на двух ногах прыгают дальше, чем с ноги на ногу. Другим объяснением может быть следующее предположение. Средневиков отличает как высокий уровень спринтерской подготовки (20 м с хода за 2,0-2,15 с, 100 м -10,5-11,0 с), так и относительно высокий уровень скорости бега на пороге анаэробного обмена, максимального потребления кислорода. Поэтому можно предположить, что у средневиков различная мышечная композиция мышц передней поверхности (медленные) и задней поверхности (быстрые) бедра.
Прямых измерений композиции мышц задней поверхности бедра у средневиков нет, а взятие биопсии в четырехглавой мышце бедра подтверждает высказанное предположение - эта мышечная группа действительно имеет большую долю меренных мышечных волокон (50-70%) [13, 69, 105, 158, 170,197]. Косвенные исследования мышечной композиции - быстроты напряжения мышц [69,123] - показали, что при разгибании голени средневики высшей квалификации ничем не отличаются от стайеров (как по величине абсолютной силы, так и по быстроте напряжения мышц - градиенту силы), а при сгибании голени мало чем отличаются от спринтеров по быстроте напряжения мышц*.
* Исследования выполнены в лаборатории повышения спортивной работоспособности ГЦОЛИФК [68, 69,123].
19
В качестве дополнительной информации о физической подготовленности средневиков можно привести следующие модельные характеристики:
- момент силы разгибания голени (угол в коленном суставе 90°) 300-425 НМ или 5-6,5 Нм/кг;
- момент силы сгибания голени 150-210 Нм или 2,5-3,25 Нм/кг;
- быстрота напряжения мышц - разгибателей голени К (К = J/F) составляет 2,0-3,5 1/с, у стайеров -1,0-1,5 1/с; К - быстрота напряжения мышц - сгибателей голени К = 2,0-3,5 1/с, у стайеров - 0,7-1,2 1/с; vkp - критическая скорость 5,5-6,7 м/с ;
F - сила разгибания ноги при угле в коленном суставе 110° 1700-2000 Н или 26-30 Н/кг.
3.2. Техническая подготовленность средневика
Спортивный результат в циклических видах спорта в принципе определяется:
t = SxF/WxKM3,
где: S - длина дистанции,
F - внешняя сила,
W - метаболическая мощность,
КМЭ - коэффициент механической эффективности.
Совершенствование техники может изменить КМЭ в основном за счет увеличения доли использования энергии упругой деформации мышц ног в коленном суставе в фазе амортизации. Исследования показали [91], что на однородной выборке бегунов на средние дистанции показатель технической подготовленности обусловлен:
КМЭ = 1,87А + 3,67В - 3,ЗС - 0,650 - 502 (R=0,9)
А - увеличением среднего ускорения за фазу отталкивания (41,9% дисперсии выбора);
В - увеличением амплитуды вертикальных колебаний ОЦМТ за цикл;
С - уменьшением времени опоры;
D - Arop/Аверт, отношением ускорений, то есть уменьшением потерь на торможение в горизонтальном направлении.
Эти результаты свидетельствуют о том, что лучшей техникой бега на скорости 7 м/с обладают те бегуны, которые используют постановку ноги на носок (это увеличивает силу отталкивания, накопление энергии упругой деформации в мышцах ног, снижает время опоры), а также стремятся снизить горизонтальное торможение в фазе амортизации, то есть поставить ногу "под себя", с "загребающим" движением ближе к ОЦМТ. Такая техника предъ-
20
являет особые требования к готовности мышц - разгибателей стопы, педагогические наблюдения показывают, что бег на 800 м с постановкой ноги на носок у большинства спортсменов заканчивается после 600 м и только победители в забеге или лучшие спортсмены способны преодолеть всю дистанцию с экономичной техникой [16, 38, 39].
Дальше нетрудно подсчитать, что спортсмен с большей амплитудой выполнит большую механическую работу по подъему ОЦМТ вверх 17 968 кГм, или 179 680 Дж, против 94 070 Дж. В среднем плохая техника потребовала 181 Вт мощности, а хорошая -100 Вт на перемещение в каждом шаге ОЦМТ по вертикали. Казалось бы, все ясно, однако МПК у спортсменов высокой квалификации (равной) никак не определяет спортивный результат, например, у того же Миуры с соавт. [207] на скорости 5,5 м/с бегут спортсмены с МПК 58 мл 02/кг/мин и 78 мл 02/кг/мин.
Сейчас мы знаем, что результат на 5000 м почти детерминированно связан со скоростью или потреблением кислорода на АнП, однако в 1973 г. явление АнП лишь только начинало изучаться, поэтому, видимо, Миура выбрал ошибочный критерий для оценки метаболической мощности. Данные Миуры могут быть интерпретированы иначе, например, если бегун с "плохой" техникой имеет низкий порог анаэробного обмена, то для увеличения экономичности техники он должен увеличить амплитуду колебаний ОЦМТ, то есть вывод следует противоположный - бывший плохой бегун становится бегуном с хорошей техникой.
09 10 2014
11 стр.
Кмс и мс в беге на средние и длинные дистанции. Как известно, любое планирование тренировки бегунов связано с календарем соревнований. Большинство основных стартов в нашей стране и
10 09 2014
1 стр.
12 09 2014
1 стр.
Старт: Команда является за 15 мин до времени старта, проходит проверку снаряжения
26 09 2014
1 стр.
Контракт это условное обозначение ежемесячного плана вашей работы на Дистанции. Такую схему планирования можно использовать не только на Дистанции, но и в своей жизни, оптимизируя
23 09 2014
1 стр.
Средние температуры июля +16° c на севере Польши, до +21° c на юго-востоке. Зимы неустойчивые, средние температуры января от –7° C, на юго-востоке до –1° c на северо-западе
26 09 2014
1 стр.
Простые (Simple ma), Экспоненциальные (Exponential ма), Взвешенные (Weighted ма), Триангулярные (Triangular ма) скользящие средние. Однако на этом число их разновидностей далеко не
14 10 2014
1 стр.
Подготовка. Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний — в другую
08 10 2014
1 стр.