Перейти на главную страницу
Библиотека международного ^Х% 'Ааучнып . научно-методического журнала
_^^" 1 Атлетический . J „ „ ..
/ i Вестник 'Научный атлетический вестник Выпуск 5
Селуянов В.Н.
ПОДГОТОВКА
БЕГУНА
ДИСТАНЦИИ
Селуянов В.Н.
С 29 Подготовка бегуна на средние дистанции. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.-104 с.
ISBN 5-8134-0038-9
ISBN 5-8134-0038-9
© СпортАкадемПресс, 2001 г.
© Оформление. СпортАкадемПресс, 2001 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................. 6
ГЛАВА 1. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ
БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ....................... 7
1.1. Новозеландская школа ............................. 7
1.2. Английская школа ................................. 7
1.3. Бразильская и марокканская школы .................. 8
1.4. Советская система подготовки средневиков ............ 8
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ .................... 13
2.1. Эмпирический этап развития теории
спортивной тренировки ................................ 13
2.2. Переходный этап развития теории спортивной тренировки 14
2.3. Теоретический этап развития теории
спортивной тренировки ................................ 15
2.4. Практика применения развитой
теории спортивной тренировки .......................... 16
ГЛАВА III. МОДЕЛЬ БЕГУНА НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ............... 18
3.1. Морфофункциональные особенности бегунов
на средние дистанции ................................ 18
3.2. Техническая подготовленность средневика ............ 20
3.3. Факторы функциональной подготовленности,
определяющие и лимитирующие спортивные результаты
в беге на средние дистанции ........................... 22
3.4. Максимальная алактатная мощность ................. 22
3.5. Факторы, определяющие V02 (АНП)
(механизмы энергообеспечения мышечного сокращения) .... 23
3.6. Роль сердечно-сосудистой системы .................. 24
3.7. Энергообеспечение организма спортсмена
в беге на средние дистанции ........................... 25
ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ........... 27
4.1. Тренировочные средства бегуна на средние дистанции ... 27
4.2. Методы тренировки бегуна на средние дистанции ....... 30
4.3. Построение силовой тренировки .................... 31
4.3.1. Факторы, стимулирующие гипертрофию
мышечных волокон ............................... 32
4.3.2. Принципы спортивной силовой подготовки ....... 35
4.4. Построение аэробной тренировки .................... 38
4.5. Моделирование адаптационных процессов
в миокарде у спортсменов ............................. 40
4.5.1. Имитационное моделирование процессов в миокарде . 42
4.6. Стретчинг в тренировке бегунов ..................... 43
4.6.1. Физиологические механизмы растяжения (стретчинга) 43
4.6.2. Методика стретчинга ......................... 45
4.7. Экспериментальное обоснование теоретических положений разработки методов физической подготовки ..... 46
4.7.1. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую спринтером в беге ..................... 47
4.7.2. Влияние силовой подготовки
на характеристики техники спринтерского бега ......... 51
4.7.3. Повторный метод тренировки в спринте
как средство аэробной подготовки ................... 54
ГЛАВА V. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ...................... 56
5.1. Исследование рационального сочетания объема
и интенсивности выполнения физических упражнений
в микроцикле методом математического
имитационного моделирования ......................... 56
5.2. Принципы физической подготовки спортсменов ........ 61
5.3. Метод классификации физических нагрузок ........... 62
5.4. Теоретическое и экспериментальное обоснованно технологии планирования микроциклов .................. 69
5.5. Планирование физической подготовки средневика ...... 70
5.6. Разработка годичного макроцикла бегуна на средние дистанции .......................................... 72
5.7. Экспериментальное обоснование теоретических положений .. 75
5.8. Исследование эффективности микроцикла физической подготовки бегунов на средние дистанции ................ 76
5.9. Оригинальный вариант планирования физической подготовки для бегунов на средние и длинные дистанции .... 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................... 89
ЛИТЕРАТУРА ............................................... 90
Тренировочный процесс по подготовке бегунов на средние дистанции рассматривается многими специалистами (тренерами) как творческая деятельность, основанная в значительной степени на интуиции [13, 66, 95,140,143].
С этим мнением следует согласиться: поскольку большинство тренеров плохо себе представляют закономерности функционирования организма человека, в ряде случаев они не имеют специального образования [66, 95]. Однако и специалистам трудно сколько-нибудь научно обоснованно вести учебно-тренировочную работу, так как теория и методика спорта пока еще находятся на эмпирической стадии развития, в рамках которой в принципе невозможна научная разработка индивидуализированных методических рекомендаций [21].
Для преодоления эмпиризма необходимо перейти на теоретическую стадию рассмотрения предмета исследования.
В этой работе будет сделана попытка представить прикладную теорию подготовки бегунов на средние дистанции и на ее основе сделать критический анализ советской, новозеландской, английской, марокканской, кенийской и бразильской школ подготовки бегунов.
Прикладная теория подготовки бегунов на средние дистанции базируется на:
- методологии программно-целевого подхода;
- эмпирических данных об особенностях телосложения, функциональных возможностях, технике, системах подготовки бегунов;
- данных смежных наук (физиологии, биохимии, анатомии, биомеханики), обеспечивающих построение модели объекта и обосновывающих ее достоверность.
ГЛАВА 1.
1.1. Новозеландская школа
В 60-х годах большое влияние на развитие методики тренировки бегунов на средние дистанции оказали идеи Артура Лидьярда [76]. Успехи его учеников - Питера Снела, Халберга, Меги и других лежат в основе признания эффективности новозеландской школы. Однако уже в 70-е годы выходцев из Новой Зеландии мы не встречаем. Отчасти это объясняется тем, что Лидь-ярд отошел от тренерской работы, но, видимо, более существенно то, что появились другие школы, перенявшие лучший опыт Лидьярда. Что же ценного внес Лидьярд?
Основная особенность его тренировочного процесса - марафонская подготовка средневика. Сразу заметим, что его последователи ничего не добились. А причина заключается в том, что никто не заметил самого важного условия, даже сам Лидьярд, хотя он и писал: "Я преодолевал расстояния более 30 миль, бегая главным образом по крупным холмам...".
Подчеркнутое в этой фразе и есть ключ к успеху и провалам новозеландской школы. Бег по холмам на уровне АнП заставляет активировать ОМВ и ГМВ [89,105], интенсифицирует деятельность в них митохондрий. В итоге растут аэробные возможности ГМВ, растет VO? АнП. Поэтому успех новозеландской школы составляет комплекс: природный ландшафт плюс методика, следовательно, внедрение просто методики у нас в стране, в Финляндии, длительное пребывание Питера Снелла за рубежом (2 года) не дали положительного результата.
Таким образом, длительный бег по холмам на уровне АнП в течение 3-6 месяцев - золотое зерно новозеландской школы еще при одном условии: "Не бегайте на носках, если не хотите, чтобы икроножные мышцы работали неестественно. Лучше приземляться на всю ступню с началом касания земли пяткой" [39]. Это ограничение не касается соревновательных условий.
1.2. Английская школа
После рекордов Питера Снелла следующий крупный шаг вперед сделали Себастьян Коэ и его соотечественник С. Овет. Отец и тренер Питера Коэ в
отличие от Лидьярда выбрали иной путь - увеличение МАМ как базы для аэробной подготовки [95,140]. Реализуется эта идея с помощью круговой силовой тренировки два раза в неделю, бега в холм с усилием 90% (30-40 поворотов по 100 м или 10 поворотов по 200 м).
Основу аэробной подготовки составляют забеги в холм на 1000 м по 6 раз с высоким подъемом колена и энергичной работой руками.
Двух силовых и спринтерских тренировок и двух-трех тренировок с бегом в холм на АнП в неделю достаточно для эффективного роста функциональных возможностей средневика. Интуитивно чувствуя это и зная, что длительный бег отрицательно сказывается на силовых и скоростных способностях бегуна, Питер Коэ минимизировал объем трусцой, в связи с чем годовой объем Себастьяна составлял 2500 км.
1.3. Бразильская и марокканская школы
Успешные выступления С. Коэ, видимо, повлияли на тренерскую мысль. Появились бегуны, равные по уровню С. Коэ. Это бразилец Круж (тренер Оливейра) и марокканец Сайд Ауита [143]. Анализ подготовки этих спортсменов показывает, что они придерживаются взглядов Питера Коэ, а именно:
- круглогодично выполняют круговую силовую тренировку, включая упражнения со штангой два раза в неделю;
- круглогодично выполняют спринтерскую тренировку в виде бега в холм;
- бег в холм на уровне АнП по 1000 м;
- минимальный объем бега трусцой.
Недостатком школ - английской, бразильской и марокканской - является отсутствие ясного понимания биохимических, физиологических и биомеханических механизмов, обеспечивающих успех применяемых ими средств и методов, поэтому формальный перенос методов, как и в случае с программой Лидьярда, не может принести успеха.
1.4. Советская система подготовки средневиков
На протяжении последних 30-40 лет в советской легкой атлетике появились отдельные выдающиеся спортсмены - Аржанов, Киров, Калинкин*. Однако достижения этих и тем более других средневиков очень далеки от мировых рекордов в беге на 800 и 1500 м.
* 06 успехах женщин можно говорить, однако распространение в мире спорта анаболических стероидов, которые существенно влияют на физическую подготовленность женщин (на мужчин значительно меньше), не позволяют строго анализировать методы тренировок, используемые на женском контингенте.
8
Основной причиной отставания является низкий уровень тренерской культуры, который обусловлен прежде всего тем, что "железный занавес" мешал и продолжает мешать лучшим советским тренерам перенимать опыт своих зарубежных коллег. Этот фактор является решающим в том случае, когда уровень научно-методического обеспечения во всем мире находится на низком (эмпирическом) уровне.
Все эти представления не имеют научного обоснования, наоборот, имеют факты [32, 68, 69], указывающие на бесполезность таких методов для подготовленных спортсменов.
Прорыв в этих представлениях наметился в ряде научных исследований [139] и в практической работе со спортсменами высшей квалификации [27, 39, 91]. В частности, система подготовки, описанная выше (не во всех деталях) прошла апробацию в национальной сборной команде [68, 69] и дала положительный результат (1982-1983 гг.). Однако и здесь имели место непредвиденные сложности.
400-
100
Месяцы
Изменение объема беговой работы в годичном цикле подготовки у бегунов на средние дистанции (800 м)
- Втягивающий - 3 недели октября.
- Первый базовый - ноябрь - декабрь (8-9 недель).
- Зимний предсоревновательныи - январь (4 недели).
- Зимний соревновательный - февраль (4-5 недель).
- Второй базовый - март и апрель (7-8 недель).
- Летний предсоревновательныи - май и начало июня (4-5 недель)
- Первый соревновательный - последние 3 недели июня и июль (5-6 недель).
- Разгрузочный - восстановительный (1-2 недели)
- Второй соревновательный - август и сентябрь (5-6 недель).
- Переходный период - сентябрь и октябрь (4-6 недель). Основные средства тренировки и объемы рекомендуемых средств представлены в табл 1.
Таблица 1
Месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 9 |
10 |
11 12 |
Всего за год |
Общий объем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бега, км |
260 |
350 |
357 |
353 |
207 |
344 |
323 |
312 236 |
236 |
235 144 |
3360 |
Восстанови- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельный |
40 |
154 |
176 |
182 |
113 |
190 |
216 |
210 152 |
150 |
160 60 |
1803 |
Аэробный |
190 |
158 |
130 |
122 |
54 |
130 |
58 |
50 60 |
62 |
52 84 |
1150 |
Смешанный |
30 |
38 |
51 |
37 |
15 |
13 |
32 |
37 7 |
9 |
6 - |
273 |
Анаэробный |
- |
- |
- |
12 |
25 |
11 |
17 |
15 17 |
15 |
17 - |
129 |
Прыжки, км |
4 |
8 |
8 |
8 |
6 |
8 |
8 |
10 4 |
4 |
4 - |
72 |
Прыжки с макси- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мальным опал- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
киванием, раз |
100 |
330 |
350 |
200 |
- |
250 |
350 |
350 200 |
- |
- |
2130 |
ОФП, час |
10 |
14 |
14 |
12 |
5 |
12 |
13 |
10 8 |
8 |
5 - |
111 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тренировочных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дней |
20 |
25 |
27 |
26 |
24 |
26 |
25 |
25 26 |
25 |
26 15 |
290 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
занятий |
30 |
42 |
43 |
40 |
29 |
40 |
40 |
42 40 |
35 |
26 15 |
422 |
Общее количе- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ство стартов |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
2 5 |
5 |
3 2 |
23 |
Старты на основ- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ной дистанции |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
1 4 |
4 |
3 2 |
18 |
09 10 2014
11 стр.
Кмс и мс в беге на средние и длинные дистанции. Как известно, любое планирование тренировки бегунов связано с календарем соревнований. Большинство основных стартов в нашей стране и
10 09 2014
1 стр.
12 09 2014
1 стр.
Старт: Команда является за 15 мин до времени старта, проходит проверку снаряжения
26 09 2014
1 стр.
Контракт это условное обозначение ежемесячного плана вашей работы на Дистанции. Такую схему планирования можно использовать не только на Дистанции, но и в своей жизни, оптимизируя
23 09 2014
1 стр.
Средние температуры июля +16° c на севере Польши, до +21° c на юго-востоке. Зимы неустойчивые, средние температуры января от –7° C, на юго-востоке до –1° c на северо-западе
26 09 2014
1 стр.
Простые (Simple ma), Экспоненциальные (Exponential ма), Взвешенные (Weighted ма), Триангулярные (Triangular ма) скользящие средние. Однако на этом число их разновидностей далеко не
14 10 2014
1 стр.
Подготовка. Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний — в другую
08 10 2014
1 стр.