Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Тема: ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ
Нет детей есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

Януш Корчак


Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Школьные педагоги не раз пытались оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха так, чтобы столь важные умения запомнить как таблицу умножения или алфавит. Вот один из примеров реализации такой попытки:

Ничего не бойся –

Ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся

И верим в твой успех.

Получится, как надо,

И даже сверх того.

Листок лежит здесь рядом.

Давай начнем с него!

В начале работы педагогического совета каждому педагогу предлагается заполнить анкету, которую в ходе педсовета будет обрабатывать одна из творческих групп.

Цель

Содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех».



Задачи

1. Познакомить с научно-методическими и психологическими подходами к принципу воспитания и обучения успехом.

2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных условий ситуации успеха.

3. Проектирование позитивных программ действий для созданий ситуаций успеха на уроках.

4. Формирование навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.

Примерный план проведения педсовета

1. Вступительное слово. Обоснование выбора темы.

2. Научно-методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом.

3. Работа в творческих группах по проектированию программ для создания ситуаций успеха.

4. Презентация творческих групп.

5. Рефлексия. Заполнение выходной карты педсовета.

6. Подведение итогов. Принятие решения.

Краткое теоретическое выступление по созданию ситуации успеха на уроке может быть такое:



Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идет не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и свершается на уроке.

Создание ситуации успеха на уроке:

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу. (Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)

3. Ключевой момент высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив – сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!).

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Далее может выступить школьный педагог-психолог и рассмотреть данную проблему с точки зрения педагогической психологии, сделав акцент на самооценке личности. Пример краткого выступления психолога:

Самооценка. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:

• когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;

• социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;

• физическая компетентность: «что я умею или не умею делать» – бегать, прыгать и т. д.;

• кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)?»

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.

В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки в ее основу ложатся мнения и суждения других людей.

Зеркальное «Я»–термин, использованный Чарльзом Кули для передачи идеи о том, что самосознание человека во многом обусловлено реакциями окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судить о самих себе.



Усвоенная беспомощность. Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все подобные попытки заканчивались неудачей. В ходе экспериментальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока, не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться, даже когда им предоставлялась очевидная возможность для бегства.

Сбывающееся (самореализующееся) пророчество. Убежденность в том, что события часто происходят в соответствии с нашими предсказаниями. Так, если сообщить студенту, что он провалится на экзаменах, он может настроить себя соответствующим образом, поверить в неизбежность провала, махнуть рукой на подготовку и в конце концов действительно потерпит неудачу, исполнив пророчество. «Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне, что я безнадежен». Отсутствие должной подготовки и знакомства с предметом сделали свое дело: «Я провалился на экзамене». «Они были правы, я безнадежен» – сбывающееся пророчество в действии.

Далее каждой творческой группе предлагается задание для обсуждения. Педагоги, придя на педсовет, сразу же садятся по группам. По результатам работы 1 и 2-й творческой группы должен получиться плакат «Обучение и воспитание успехом», который заранее подготовлен, а участники творческой группы должны наполнить его содержанием. На плакате может быть изображен корабль с развевающимися парусами и учеником на палубе, что олицетворяет образовательный процесс в конкретной школе.


Задание творческим группам

Группа 1

Уважаемые коллеги!

Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя для создания ситуации успеха.

Выбранные действия напишите на предложенных карточках для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном.

2.Улыбка, добрый взгляд.

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.

4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).

5. Сравнение одного ребенка с другим

6. Отмечает «персональную исключительность».

7. Аргументирует надобность действий.

8. Учит алгоритму действий.

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали.

10. Учитель много говорит за детей.

11. Высказывает недовольство учеником, группой.

12. Вера в способности ученика.

13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.

Данная группа при проведении своей презентации работы будет наклеивать заполненные карточки на паруса – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперед.

Группа 2

Уважаемые коллеги!



Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

Выбранные действия напишите на предложенных карточках (якорях) для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливает внимание на негативном.

2. Улыбается, по-доброму смотрит.

3. Интересуется каждым учеником, проявляет великодушие по отношению к любому.

4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).

5. Сравнивает одного ребенка с другим.

6. Отмечает «персональную исключительность».

7. Аргументирует надобность действий.

8.Учит алгоритму действий.

9. Оценивает действия ученика с акцентом на детали.

10. Учитель много говорит за детей.

12. Высказывает недовольство учеником, группой, верит в способности ученика.

13. Предупреждает и угрожает при невыполнении требований.

Данная группа при проведении презентации своей работы будет прикреплять якоря, где написаны действия педагога, которые не способствуют созданию ситуации успеха. Это олицетворяет то, что мешает эффективному обучению и мешает продвижению вперед корабля.

Группа 3

Уважаемые коллеги!

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: «хорошо», «очень хорошо» и «отлично».

Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка.

Просим Вас привести 20–25 возможных вариантов (способов) сказать ученику «Ты молодец! Отлично!»

Например:

Продолжай так же хорошо работать.

Это достижение.

Я ценю то, что ты сделал!

Презентацию работы этой группы можно провести как творческое выступление учителей.

В качестве примера приводим некоторые варианты:

Это великолепно!

Молодец!

Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Благодарю за работу!

Вы меня порадовали!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

Вы превзошли мои ожидания!

У вас сегодня все получилось!

Я поражена вашими знаниями, молодцы!

Классно!

Уже намного лучше.

Супер!

Ух, ты! (Восхитительный лозунг.)

Грандиозно!

Красота!

Поздравляю, молодец!
Группа 4

Уважаемые коллеги!

Просим Вас проанализировать анкеты наших педагогов. Для эффективности Вашей работы необходимо:

1. Разрезать полученные анкеты на 4 части (по вопросам).

2. Сформировать 4 микрогруппы для обработки каждого вопроса.

3. Каждая микрогруппа внимательно читает все предложения по своему вопросу, обобщает их и делает вывод по большинству ответов.

4. Вся группа выбирает одного человека для представления общего результата по всей анкете.

Результаты работы данной группы лучше представить с цифровыми данными, можно вычислить процентное содержание типичных ответов. Проводя анализ, группа или ведущий педсовета делает вывод о действиях педагогов школы, направлены они на создание ситуации успеха или нет, какие проблемы вскрываются этой анкетой.

После выступления всех групп участникам педсовета предлагается заполнить выходную карту педсовета для проведения рефлексии. Обработка результатов данной карты будет свидетельствовать о понимании педагогами рассматриваемой проблемы. Лучшие ответы можно прочитать коллективу, тем самым подвести итог всей работы и перейти к принятию решения.

Проект решения данного педсовета может быть таким:

Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, к школе, к труду,
т. е. способствует эффективности обучения.

Каждому учителю взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Разработанные программы – «20 способов сказать «Ты молодец!», «Действия педагога, способствующие созданию на уроке ситуации успеха» – сделать достоянием каждого учителя (размножить и передать каждому педагогу школы).
Литература, которую можно использовать при подготовке данного педсовета:

1. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; НПО «МОДЭК», 2000.

2. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

АНКЕТА «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ СТУПЕНИ

Анкету необходимо проводить стационарно, т. е. не отдавать домой, а провести на уроках, например, ОБЖ (для учеников), на родительских собраниях (для родителей).

1. Каким предметом и с какого класса ты увлекаешься?_____________

__________________________________________________________

2. Как проявляется твой интерес к предмету?

• Любишь слушать объяснения учителя.

• Читаешь дополнительную литературу.

• Занимаешься в кружке или на факультативе.

3. Хотел бы ты изучать любимый предмет более подробно, чем это предусмотрено школьной программой?

4. Откуда появился интерес к предмету? Что его пробудило?

• Уроки.


• Занятия в кружке или на факультативе.

• Чтение книг.

• Передачи по телевидению.

• Беседы с интересными людьми.

• Выполнение домашних заданий.

• Работа над докладами, рефератами, сообщениями.

• Выполнение лабораторных и практических работ.

5. По каким предметам ты занимаешься самостоятельно дополнительно?

__________________________________________________________

6. По каким предметам ты занимаешься с репетитором? ____________

__________________________________________________________

7. Хотелось бы тебе поучаствовать в работе небольших курсов, охватывающих основные области знания, которые позволят тебе составлять свое мнение о характере разных профессий?

• Да.

• Нет.


8. О профессиях из каких областей науки, техники, практической деятельности тебе хотелось бы узнать больше (отметь в столбике справа)?

Техника, производство




Информационные техника и технологии




Медицина




Строительство




Транспорт




Торговля




Сервис, обслуживание населения, услуги




Педагогика




Экономика, организация и управление




Армия, милиция




Право, юриспруденция




Психология




Искусство




Фундаментальная наука




Литература, история




9. Хотелось бы тебе более четко узнать свои интересы, проверить свои возможности?

• Да.


• Нет.

10. Определил ли ты для себя будущую профессию?

• Да.

• Нет.


11. Если да, то назови ее:_______________________________________

12. Какие из нижеперечисленных сведений интересны для тебя (отметь в столбике справа)?



Сведения о различных средних и высших профессиональных учебных заведениях, правилах приема в них




Рассказы о разных профессиях




Тесты для определения профессионально важных качеств




Требования на вступительных экзаменах в различных средних и высших учебных заведениях




Перспективы изменения рейтинга наиболее важных профессий на ближайшие 10 лет




Возможности и условия получения образования за рубежом




Рассказы сверстников о своем выборе будущей профессии




13. Знаешь ли ты, какие профили обучения есть в твоей школе? Какой «направленности» класс ты можешь выбрать?

• Да.


• Нет.

14. Если да, то какие?_________________________________________

15. Ты бы хотел, чтобы часть уроков по наиболее важным для тебя предметам проходила вне стен школы (например, в институте)?

• Да


• Нет.

16. С кем ты делился своими планами на будущее, о том, куда собираешься поступать или кем в дальнейшем хотел бы работать?

• С родителями.

• С друзьями.

• Со школьным психологом или социальным работником.

• С классным руководителем.

• С учителем по предмету.

17. Хотел бы ты изучать в школе какой-нибудь предмет (проблему) более подробно, но этого урока нет в расписании?

• Да.

• Нет.


18. Если да, то какой?_________________________________________

19. Как оценивают твои достижения?

• Ставят отметки (5, 4, 3, 2).

• Ставят оценки (вместо цифры слова или записи в дневники или какие-либо характеристики). Если да, то какие (впишите)?__________________

__________________________________________________________

20. «Есть ли в расписании такие учебные предметы, которые ты бы не хотел изучать?

• Да.

• Нет.


21. Если да, то какие?_________________________________________

22. Почему именно эти предметы?

• Плохие отметки по этим предметам.

• Они мне не пригодятся в будущем.

• Не сложились отношения с учителем.

• Мне неинтересно на этих уроках.

• Я вообще не понимаю, о чем там говорят.

• __________________________________________________________

23. Есть ли в твоей школе научное общество? ______________________

• Да.


• Нет.

24. Если да, то как оно называется? ______________________________

25. Являешься ли ты его членом?

• Да.


• Нет.

26. На уроках тебя чаще опрашивают устно или письменно? (Подчеркни.)

27. Письменные самостоятельные и контрольные работы чаще бывают в виде вопросов или тестов? (Подчеркни.)

АНКЕТА «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА»

ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПРОФИЛЬНОЙ СТУПЕНИ
1. Каким предметом и с какого класса ты увлекаешься? _____________

2. Как проявлялся твой интерес к предмету раньше?

• Любил слушать объяснения учителя.

• Читал дополнительную литературу.

• Занимался в кружке или на факультативе.

3. Откуда появился интерес к предмету? Что его пробудило?

• Уроки.

• Занятия в кружке или на факультативе.

• Чтение книг.

• Передачи по телевидению.

• Беседы с интересными людьми.

• Выполнение домашних заданий.

• Работа над докладами, рефератами, сообщениями.

• Выполнение лабораторных и практических работ.

4. По каким предметам ты занимаешься самостоятельно дополнительно? ____________________________________________________________

5. По каким предметам ты занимаешься с репетитором? _____________

___________________________________________________________

6. На основе каких данных сформировалось твое представление о необходимости выбора данного профиля обучения? Почему ты выбрал именно этот профиль? __________________________________________

7. Чье мнение было решающим в выборе тобой этого профиля?

• Учителя-предметника (по профилю).

• Классного руководителя.

• Родителей.

• Собственное.

• Школьного психолога или социального работника.

• __________________________________________________________

8. Проходили ли уроки по основным (профильным) предметам вне школы?

• Да.

• Нет.


9. Если да, то где? ____________________________________________

10. Какие курсы по выбору ты посещаешь? _______________________

___________________________________________________________

11. Сколько курсов по выбору есть в твоей школе? Между каким и каким курсом ты выбирал? ______________________________________

12. Какие курсы по выбору ты хотел бы посещать? _________________

___________________________________________________________

13. Как ты считаешь, на курсах по выбору ты больше получаешь информацию или учишься что-нибудь делать? (Подчеркни.)

14.Ты уже определил, какие экзамены по выбору будешь сдавать?

• Да.

• Нет.


15. Если да, то какие? _________________________________________

16. Почему ты выбрал именно эти экзамены? ______________________

___________________________________________________________

17. Чье мнение было решающим в выборе именно этих экзаменов?

• Учителя-предметника (по профилю).

• Классного руководителя.

• Родителей.

• Собственное.

18. Знаешь ли ты, что такое «портфель индивидуальных достижений ученика» (ПИДУ), или портфолио?

• Да.


• Нет.

19. Если да, то откуда?

• У меня есть портфолио.

• Читал о нем.

• Есть у знакомого.

20. Если у тебя есть портфолио, ответь, тебе нравится работать с ним?

• Да, потому что _____________________________________________

• Нет, потому что ____________________________________________

21. Есть ли в твоей школе научное общество?

• Да.


• Нет.

22. Если да, то как оно называется?______________________________

23. Ты являешься его членом?

• Да.


• Нет.

24. На уроках тебя чаще опрашивают устно или письменно (подчеркни)?

25. Письменные самостоятельные и контрольные работы обычно бывают в виде вопросов или тестов (подчеркни)?

26. Ты определил для себя свою будущую профессию?

• Да.

• Нет.


27. Если да, то к какой области знаний или практической деятельности можно ее отнести? (Отметь в столбике справа.)

Техника, производство




Информационные техника и технологии




Медицина




Строительство




Транспорт




Торговля




Сервис, обслуживание населения, услуги




Педагогика




Экономика, организация и управление




Армия, милиция




Право, юриспруденция




Психология




Искусство




Фундаментальная наука




Литература, история




Другое




28.Есть ли у тебя сведения относительно того, востребована ли эта профессия сегодня в городе?

• Да.


• Нет.

29. Если да, то откуда у тебя эти сведения? ________________________



<предыдущая страница | следующая страница>


Методические указания для практических занятий Часть III технология проведения основных операций

Технология механизированных сельскохозяйственных работ: метод указания для практ занятий. Ч. III: Технология проведения основных операций при возделывании картофеля /сост. А. В. Мы

270.43kb.

10 10 2014
1 стр.


Технология подготовки и проведения

Если на нем превалирует скука, равнодушие, говорильня, ожидание его окончания, эффективность такого педсовета минимальная! Выбранная тема педсовета должна быть актуальна, иметь пра

530.48kb.

29 09 2014
3 стр.


Урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля, измерители

Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской

466.88kb.

12 10 2014
3 стр.


Лекция 13 тема: организация и технология приемки,хранения и подготовки товаров к продаже

Тема: организация и технология приемки,хранения и подготовки товаров к продаже

357.19kb.

30 09 2014
1 стр.


Контрольная работа для студентов-заочников по специальности 260502. 51 Технология продукции общественного питания заочная форма обучения

Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 260502. 51 Технология продукции общественного питания

453.7kb.

15 12 2014
2 стр.


Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование

Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру факультета географии и природопользования по направлению подготовки магистра 022000. 68 экологи

188.54kb.

25 09 2014
1 стр.


Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры «Строительные, дорожные машины и технология машиностроения»

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

66.58kb.

01 10 2014
1 стр.


А. С. Пушкина Информационно-библиографический отдел День специалиста (методика подготовки и проведения) Памятка

День специалиста (методика подготовки и проведения) : памятка // мук цбс г. Шахты цгб им. А. С. Пушкина информационно-библиографический отдел. – Шахты, 2010. – 12 с

81.92kb.

16 12 2014
1 стр.