Тема: Вычитание вида 13 -
Цель:
Составление с учащимися таблицы вычитания данного вида
Совершенствование вычислительных навыков учащихся
Упражнение в решении и составлении задач изученных видов.
Обобщение знания учащихся о природе осенью
Воспитание любви к родному краю.
Оборудование: картинки грибов, карточки с числами,
ежик, елочка с листиками, карточки с буквами и числами.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Вступительная беседа
- Скажите, какое сейчас время года?
- Правильно, осень. Осенью люди продолжают собирать урожай овощей, зерновых, заканчиваются полевые работы.
- 25 октября в Казахстане празднуют День Республики. Осенний праздник «Мейрам мейрамы» тоже проводится в октябре. Мезам – так раньше назывался месяц октябрь по-казахски. Праздник посвящен богатому осеннему урожаю, проводится как гулянье всего народа. На праздник приходят герои сказок (Алдар Косе, Кожа Насыр), которые веселят народ.
К нам в гости на урок пришла осень. Она приглашает нас в осенний лес, он очень красив. Есть в нем еще ягоды, поспевают орехи. Что еще люди собирают в лесу?
- Да, грибы. Вот осень и предлагает нам посоревноваться в сборе грибов.
ІІІ. Устный счет
Игра «Соберем грибы».
- Почему не берем мухоморы?
2. Тихо в лесу. Многие птицы улетели в теплые края. Но на деревьях можно увидеть белочек. Посмотрите, какая красивая белочка. Она приготовила для вас задания. Между числами нужно поставить знаки >,<,=.
3.– Кто ещё есть в нашем лесу?
- Да, ежик. Он торопится в свою норку, где проведет всю зиму. Но на его пути встретилось много листьев. Давайте поможем ежику преодолеть препятствие.
Состав чисел
4. Задача: Белка на елке грибочки сушила
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, 2 масленка,
3 веселеньких опенка,
Подосиновик велик –
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно 6,
Ты попробуй все их счесть. (14 грибов)
- Белка на зиму запасает грибы до 2000. В основном она собирает маслят и опят. Не всегда осень радует хорошей погодой. Часто поздней осенью идут холодные дожди.
ІV. Физкультминутка «Дождик» (песня с движениями).
V.Работа над новым материалом.
1. Составление таблиц вычитания вида 13 –
Запись на доске и в тетрадях.
13-4= 13-5= 13-6=
13-3-1= 13-3-2= 13-3-3=
13-7= 13-8= 13-9=
13-3-4= 13-3-5= 13-3-6=
Закрепление таблиц вычитания по учебнику с.30.
VІ. Решение задач.
Разбор задачи № 3
- Что делают мальчики?
3. Чтобы быть сильным, здоровым, нужно заниматься спортом, а по утрам делать утреннюю гимнастику.
4. Запись краткого условия задачи на доске и в тетрадях.
Петя -8 п.
На ? >
Вова – 6 п.
Самостоятельное решение задачи учащимися с последующей проверкой.
Устное решение задачи № 4.
Составление задачи по картинке и краткой записи.
Весной елочки не было. Летом тоже. А осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из-под земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья. Много лет прошло с тех по, но каждую осень в день елочкиного рождения деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки: осина дарит красные фонарики, клен – оранжевые звезды, березка сыплет на нее золотые монетки. И стоит елочка растерянная и счастливая. Раскинула
лапки, а на ладошках подарки. Давайте составим задачу про листики, которые подарили елочке клен и березка.
(на доске краткая запись без главного вопроса).
Поставьте такой вопрос, чтобы задача решалась в два действия.
Клен – 5 л
Береза - ? л., на 2 л. >
Решение задачи на доске и в тетрадях.
VІІ. Самостоятельная работа.
Осени пора уходить. Но она оставляет нам вот такой красивый
букет из листьев.
Вы самостоятельно должны решить примеры, которые написаны на них.
VІІІ. Подведение итогов урока.
Оценки учащимся.
Дом. Задание с. 30 № 1 (2,3,4 ст.)
ІX. Игра «Кто быстрее» (2 команды).
Решение примеров. На карточках с ответом буквы.
14-4=10 (с) 13-8=5 (м)
9+2=11 (п) 8+4=12 (о)
12-3=9 (а) 9+8=17 (л)
9+8=17 (с) 9+6=15 (о)
11-4=7 (и) 12-4=8 (д)
8+5=13 (б) 11-6=5 (ц)
8+8=16 (о) 9+2=11 (ы)
6+6=12 (!) 14-7=7 (!)
Вот эти слова я говорю вам. Вы очень хорошо работали на уроке.