- Что такое народ?
- Что такое личность?
- Для чего нужно общение?
Посмотрите слайд:
- Кто это?
- Чем они отличаются?
- А что их объединяет?
- Попробуйте определить тему нашего урока
- Откройте учебник на стр.86 и прочитайте самостоятельно диалог Анюты с Илюшей.
- О чем говорят дети ?
- Какое ты заметил противоречие в разговоре Анюты и Илюши?
- Какой возникает вопрос?
- Кого бы ты поддержал - Анюту или Илюшу?
- Почему?
Просмотр слайдов.
(Жизнь людей в разных природных зонах, разных районах мира)
- Какая тема урока?
II. Объявление и цели урока.
Слайд: Человеческие расы и народы.
- Как вы понимаете, что такое раса?
Слайд: подбери определение к слову «раса»,
-
Особая группа людей, у которой есть общие интересы.
-
Особая группа людей, которая отличается от других своей культурой, историей и языком, на котором люди думают и говорят
-
Особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других людей.
- А сейчас послушайте, как об этом понятии написано в словаре Ожегова.
- Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке?
1. Понять что такое раса.
2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.
3. Выяснить, чем раса отличается от народа.
- Цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретенные признаки.
- Все мы представители человечества, а чернокожий мальчик совсем не похож на нас. Что нам надо знать для окончательного ответа на главный вопрос урока?
- Прочитайте рассказ в нашем учебнике стр.86 и потом ответим на интересующие нас вопросы.
- Какие три основные расы выделяются?
Учитель вывешивает на доску карточки с названием рас и фотографии, на которых изображены европеоиды, негроиды, монголоиды.
- Назовите основные характерные черты европеоидной расы.
- А теперь рассмотрим портрет представителя негроидной расы.
- Что мы можем рассказать о монголоидной расе?
Работа в парах с таблицей
- Впишите в таблицу названия рас и их признаки.
Раса Признаки
____________ ______________
_____________ ______________
_____________ ______________
Выборочная проверка.
- Один называет (в паре) название расы, а другой признаки.
III. Коллективная работа.
На доске записаны слова. Их надо разбить на две группы. Дай название этим группам.
Впишите их в прямоугольники.
Соедините каждое слово с той группой, к которой они относятся.
якуты монголоиды туркмены евреи
англичане русские татары
турки европеоиды монголы армяне
азербайджанцы негроиды
Индивидуальная работа (группа учеников работают с карточками).
Задание: продолжи предложение.
Позиция (мнение)
|
я считаю, что я представитель ____
_________________
____________расы.
|
Аргументы
|
потому что _______
_________________
________________.
|
- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы.
- Докажите свои выводы.
Учитель на доске вывешивает схему:
Посмотрите на схему. Назовите по природным условиям расу.
- Жаркий климат Африки.
- Сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли, песка, климат Азии.
- Влажный холодный климат Европы.
(обобщение знаний)
- Скажите а как давно появились расы?
- По мнению многих антропологов, начало формирования человеческих рас относится к концу каменного века. Тогда и сложились группы людей, связанных единством происхождения наследственными физическими признаками.
Посмотрите на доску. Прочитайте
Европа
Америка
Азия
- Что означают эти географические названия?
- Представители каких рас проживают в этих частях света?
IV. Физкультминутка.
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.
- Мы составляем все единое человечество.
Посмотрите на схему, которая на доске. Заполните схему «Единое человечество».
Для этого впишите пропущенные слова.


- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий?
- Люди разделяются не только на расы но и на народы.
- Как вы понимаете слово «народ»?
- Как вы думаете, понятия «народ» и «раса» означают одно и тоже?
- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа?
- А сколько рас на Земле?
- А народов очень много, около трех тысяч.
Каждый народ имеет своих представителей, которые прославили свою страну.
- Назовите их.
- Очень часто на планете Земля происходят воины. Что же мы мирные люди можем сделать, чтоб войны не было?
V. Итог урока.
Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока.
- Выводы:
Единое человечество состоит из разных рас и народов.
Люди все рас и народов равны между собой.
Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.
- А сейчас я вам прочитаю письмо, которое получил Илюша от Васи. Вы внимательно послушайте и скажите, какие высказывания и действие Васи ты считаешь ошибочными.
В нашем классе учится чернокожий мальчик Джон. Сегодня он дежурил в классе, и у меня на столе появились чернильные пятна. Когда я спросил его, зачем он испачкал мне стол, Джон сказал что этого не делал. Но, по-моему, кроме него в классе никого не было. Значит, испачкать мог только он. Ни одному темнокожему нельзя верить, я ему так и сказал!
VI. Домашнее задание.
Чтение учебника (тема 16) вопросы на применение нового знания стр.89
- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будите терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.
Урок окончен.
|
- Человек с неповторимыми особенностями
внутреннего мира.
- В общении мы можем узнать внутренний мир другого человека
- Дети
- Предположение
- Почему детям с разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру?
- Высказывание детей.
- Человеческие расы и народы.
- Отличия людей по цвету кожи, цвету волос, разрезу глаз.
- Ученик читает.
- Внешние признаки человека являются враждебными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.
- Нам надо знать, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.
- Дети читают
- Европеоидная, монголоидная, негроидная.
- Ее характерные черты – светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз – от серой или голубой до черной.
- Для негроидной расы характерные курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза умеренно выступающие скулы, широкий нос, утолщенные губы.
- Монголоидам свойственны прямые темные волосы, борода и усы, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, сильно выступающие скулы, узкий нос, умеренно утолщенные губы.
- Дети выходят к доске и выполняют задание.
- Под влиянием природных условий и разной географической среды.
- Можнов Артем, Горбулев Егор, Плохих Данил (дети готовили свое выступление дома).
НЕГРОИДНАЯ РАСА
МОНГОЛОИДНАЯ РАСА
ЕВРОПИОИДНАЯ РАСА
- Ответы учеников.
- Части света.
- В Европе – европеоиды (на карту прикрепляют дети иллюстрации).
- В Америке – монголоиды, европеоиды.
- В Азии – монголоиды, европеоиды.
- У всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.
- Конечно, нет. Среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие.
- Народ – это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.
- Главным отличием является то что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.
- Три
А.С. Пушкин, М.И.Кутузов, М.В.Ломоносов, А.С.Попов, Колумб.
- Люди должны относиться друг к другу терпимо. Для всех людей на Земле самое главное - мир на нашей планете.
- Мы познакомились с понятиями: раса и народ.
- Ответы учеников.
|