Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Конспект урока окружающего мира 4 класс.

Тип урока: комбинированный

Тема урока

«Расы и народы Земли».

Учитель начальных классов: Киреева В.А.
Цель урока:

Ознакомление детей с тремя основными человеческими расами, их особенностями и народами Земли.



Задачи урока:

Создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов. Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас.



Оборудование: учебник, окружающий мир, авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,

С.С .Кузнецова, Е.В. Сизова. 4 класс, карта полушарий, глобус, карточки разных размеров (основные расы) «европеоидная, монголоидная, негроидная», словарь Ожегова.


Организационный момент.

а) Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

б) Создание эмоционального настроя.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.

Удачи вам!

Мы будим думать, вспоминать обсуждать и доказывать свое мнение на уроке.

Внимание на доску.!

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Актуализация знаний и проблемная ситуация

- Что такое народ?

- Что такое личность?


- Для чего нужно общение?
Посмотрите слайд:

- Кто это?

- Чем они отличаются?

- А что их объединяет?

- Попробуйте определить тему нашего урока

- Откройте учебник на стр.86 и прочитайте самостоятельно диалог Анюты с Илюшей.

- О чем говорят дети ?

- Какое ты заметил противоречие в разговоре Анюты и Илюши?

- Какой возникает вопрос?

- Кого бы ты поддержал - Анюту или Илюшу?

- Почему?

Просмотр слайдов.

(Жизнь людей в разных природных зонах, разных районах мира)

- Какая тема урока?



II. Объявление и цели урока.

Слайд: Человеческие расы и народы.

- Как вы понимаете, что такое раса?

Слайд: подбери определение к слову «раса»,




  1. Особая группа людей, у которой есть общие интересы.

  2. Особая группа людей, которая отличается от других своей культурой, историей и языком, на котором люди думают и говорят

  3. Особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других людей.

- А сейчас послушайте, как об этом понятии написано в словаре Ожегова.

- Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке?

1. Понять что такое раса.

2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.

3. Выяснить, чем раса отличается от народа.

- Цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретенные признаки.

- Все мы представители человечества, а чернокожий мальчик совсем не похож на нас. Что нам надо знать для окончательного ответа на главный вопрос урока?

- Прочитайте рассказ в нашем учебнике стр.86 и потом ответим на интересующие нас вопросы.

- Какие три основные расы выделяются?

Учитель вывешивает на доску карточки с названием рас и фотографии, на которых изображены европеоиды, негроиды, монголоиды.

- Назовите основные характерные черты европеоидной расы.

- А теперь рассмотрим портрет представителя негроидной расы.

- Что мы можем рассказать о монголоидной расе?


Работа в парах с таблицей

- Впишите в таблицу названия рас и их признаки.

Раса Признаки

____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________

Выборочная проверка.

- Один называет (в паре) название расы, а другой признаки.
III. Коллективная работа.

На доске записаны слова. Их надо разбить на две группы. Дай название этим группам.

Впишите их в прямоугольники.

Соедините каждое слово с той группой, к которой они относятся.


якуты монголоиды туркмены евреи

англичане русские татары



турки европеоиды монголы армяне

азербайджанцы негроиды
Индивидуальная работа (группа учеников работают с карточками).

Задание: продолжи предложение.




Позиция (мнение)

я считаю, что я представитель ____

_________________

____________расы.


Аргументы

потому что _______

_________________

________________.

- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы.


- Докажите свои выводы.

Учитель на доске вывешивает схему:

Посмотрите на схему. Назовите по природным условиям расу.

- Жаркий климат Африки.

- Сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли, песка, климат Азии.

- Влажный холодный климат Европы.

(обобщение знаний)
- Скажите а как давно появились расы?

- По мнению многих антропологов, начало формирования человеческих рас относится к концу каменного века. Тогда и сложились группы людей, связанных единством происхождения наследственными физическими признаками.


Посмотрите на доску. Прочитайте
Европа

Америка


Азия
- Что означают эти географические названия?

- Представители каких рас проживают в этих частях света?



IV. Физкультминутка.

Лягушки


На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!


- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.
- Мы составляем все единое человечество.

Посмотрите на схему, которая на доске. Заполните схему «Единое человечество».

Для этого впишите пропущенные слова.







- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий?

- Люди разделяются не только на расы но и на народы.

- Как вы понимаете слово «народ»?

- Как вы думаете, понятия «народ» и «раса» означают одно и тоже?
- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа?

- А сколько рас на Земле?

- А народов очень много, около трех тысяч.

Каждый народ имеет своих представителей, которые прославили свою страну.

- Назовите их.

- Очень часто на планете Земля происходят воины. Что же мы мирные люди можем сделать, чтоб войны не было?



V. Итог урока.

Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока.

- Выводы:

Единое человечество состоит из разных рас и народов.

Люди все рас и народов равны между собой.

Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.


- А сейчас я вам прочитаю письмо, которое получил Илюша от Васи. Вы внимательно послушайте и скажите, какие высказывания и действие Васи ты считаешь ошибочными.
В нашем классе учится чернокожий мальчик Джон. Сегодня он дежурил в классе, и у меня на столе появились чернильные пятна. Когда я спросил его, зачем он испачкал мне стол, Джон сказал что этого не делал. Но, по-моему, кроме него в классе никого не было. Значит, испачкать мог только он. Ни одному темнокожему нельзя верить, я ему так и сказал!

VI. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 16) вопросы на применение нового знания стр.89


- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будите терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.

Урок окончен.




- Человек с неповторимыми особенностями

внутреннего мира.

- В общении мы можем узнать внутренний мир другого человека


- Дети

- Предположение

- Почему детям с разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру?

- Высказывание детей.


- Человеческие расы и народы.

- Отличия людей по цвету кожи, цвету волос, разрезу глаз.

- Ученик читает.


- Внешние признаки человека являются враждебными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.

- Нам надо знать, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.

- Дети читают

- Европеоидная, монголоидная, негроидная.

- Ее характерные черты – светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз – от серой или голубой до черной.

- Для негроидной расы характерные курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза умеренно выступающие скулы, широкий нос, утолщенные губы.

- Монголоидам свойственны прямые темные волосы, борода и усы, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, сильно выступающие скулы, узкий нос, умеренно утолщенные губы.

- Дети выходят к доске и выполняют задание.

- Под влиянием природных условий и разной географической среды.


- Можнов Артем, Горбулев Егор, Плохих Данил (дети готовили свое выступление дома).

НЕГРОИДНАЯ РАСА

МОНГОЛОИДНАЯ РАСА
ЕВРОПИОИДНАЯ РАСА

- Ответы учеников.

- Части света.
- В Европе – европеоиды (на карту прикрепляют дети иллюстрации).

- В Америке – монголоиды, европеоиды.

- В Азии – монголоиды, европеоиды.

- У всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.

- Конечно, нет. Среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие.

- Народ – это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.

- Главным отличием является то что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.

- Три

А.С. Пушкин, М.И.Кутузов, М.В.Ломоносов, А.С.Попов, Колумб.
- Люди должны относиться друг к другу терпимо. Для всех людей на Земле самое главное - мир на нашей планете.

- Мы познакомились с понятиями: раса и народ.



- Ответы учеников.


Тип урока: комбинированный Тема урока «Расы и народы Земли». Учитель начальных классов: Киреева В. А

Ознакомление детей с тремя основными человеческими расами, их особенностями и народами Земли

82.87kb.

06 10 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Климат Африки»

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

56.04kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока по истории: «Истории России. Конец 16 18 вв.» Класс: 7 Тема урока: «Образование и культура в 17в.» Тип урока: комбинированный. Форма урока

Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», па

36.01kb.

29 09 2014
1 стр.


Конспект урока «Техника и колорит классицизма и рококо»

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

66.35kb.

08 10 2014
1 стр.


«Прибавление и вычитание числа 2» тип урока. Урок закрепления изученного материала

Конспект урока, разработанного и проведённого учителем начальных классов Федюшиной Е. И

91.8kb.

16 12 2014
1 стр.


К. Ушинский «Плутишка кот» Тип урока: изучение нового материала

Составил: учитель начальных классов мбоу оош с. Еланка Горсткова Оксана Александровна

50.39kb.

16 12 2014
1 стр.


Урока Учебный предмет: математика 5 класс Тема урока: Натуральные числа Тип урока: урок повторения и обобщения Орг момент

Учитель организует группы по 5-6 человек. Учащиеся рассаживаются за столы группами. Готовят письменные принадлежности

118.18kb.

14 10 2014
1 стр.